протоиерей Василий Бандаков

Поучения

1. В неделю пред Рождеством Христовым

Христос раждается, славите (Ирм.1)

Ежедневно на утреннем богослужении слышишь ты, христианин, слова сей церковной песни; но спросил ли ты себя: «где это Христос раждается? – Неужели Христос не родился еще? А если родился в Вифлееме, то где еще раждается? Для чего же св. церковь призывает меня славить Христа не за то, что Он уже родился, а за то, что Он еще раждается? Где раждается? Как раждается? От кого и для кого раждается? Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите, – то есть, встречайте. Христос на земли, возноситеся. Хотя бы ты однажды призадумался и спросил себя: что значат эти слова: Христос раждается – хвалите Его, прославляйте Его; Христос с небес приходит – встречайте Его; Христос на земле – возноситесь на небо умом и сердцем».

Для неверующего эти слова непонятны, а для верующего все понятно: верующий христианин всему верует. Действительно, Христос Господь по плоти родился дивным и непостижимым для нас образом от Пренепорочной девы Марии в вертепе Вифлеемском за 1883 года пред нами, – и родился не для Иудеев только, но и для нас и для спасения всего рода человеческого; родился, жил и пострадал и распят был на Голгофе, и вознесся на небо с тем, чтобы опять рождаться таинственным и непостижимым для нас образом, и быть закалаему ежедневно на жертвеннике и даваему в снедь верным, чтоб всегда пребывать в душах и телесах человеческих, чтоб всех нас потом совоскресить с Собой и вознести на небо; ибо Он один есть источник вечной жизни и блаженства: вы есте церкви Бога жива1 – говорит апостол, потому что Агнец Божий – однажды уже принесенный Богу-Отцу в жертву – будучи и ежедневно закалаемый в снедь верных, всегда жив и будучи ядомый всегда цел есть и невредим, и вечно пребывает, даруя всем вечную жизнь.

Скажешь: «да я этого не понимаю: что значит, что Христос родился и опять раждается на жертвеннике, что Он опять, этот Агнец Божий, закалается и, вкушаемый, опять раждается в душе и теле человека, и ядомый всегда жив»? Ах, брат мой! я и сам не понимаю, что это значит; но верую так, как святая церковь меня учит. Мало ли дел Божиих непонятных? Да может ли бедная тварь – человек понимать все дела Божии? Да от нас требуется не того, чтобы мы все понимали; а требуется только, дабы мы веровали во все то, чего мы не понимаем. Когда Христос Господь сказал Никодиму, что нужно человеку вновь родиться; а если не родится, то он погибнет навеки: это о крещении Он ему говорил. Что ж на это сказал Никодим: «разве может человек другой раз войти в утробу матери»? Слышите ответ разумного, но неверующего человека. А потом, когда Никодим уверовал, то и понял это и получил спасение, принявши св. крещение. Когда Господь сказал иудеям: «кто не вкусит от плоти Моея, тот не будет жить вечно». «Слышите ли, что говорит Он»? Как бы так вопрошали иудеи – «да возможно ли есть плоть человека»? А Господь все же повторял: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем; ядый и пияй имать живот вечный». Таким образом и мы, вкушая пречистую плоть Его и пия кровь, хотя не понимаем, что это значит; но веруем, что, вкушая эту величайшую святыню, получим жизнь вечную. Господь, снисходя нашей слабости, сделал так, чтоб плоть Его, вкушаемая, имела вид хлеба, и кровь имела вкус вина. Говорил же Он и святым апостолам, указывая на хлеб «приимите и ядите, сие есть тело Мое», и, на чашу указывая, говорил: «приимите и пийте, сие есть кровь Моя». Какое нам дело рассуждать о том, что Бог устрояет? – Наше дело веровать и исполнять. Так и о событии Его рождения скажем: Господу угодно было не в Вифлееме только рождаться, а на всяком жертвеннике, не на Голгофе только быть распяту, но быть закалаему и на жертвеннике, и давать Себя в бессмертную пищу всем верующим в Него; и вот мы вкушаем и принимаем, – и это пречистое тело Его и сия пречистая кровь делаются для нас источником, залогом вечной жизни и бессмертия, – душа и тело наше становятся храмом Бога живого; Бог производит в нас и хотение и желание; царствует в нас Своей благодатью, пребывает в нас, управляет всеми силами души и тела нашего; потому-то и поет церковь: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Итак, Христос раждается и для нас и в нас – славите Его, христиане. Христос с небес приходит, срящите Его, Христос на земливозноситеся. – Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle