Источник

Глава 3. Об обязанностях христианина в отношении к ближним

Обязанности Христианина в отношении к ближним Иисус Христос выразил в кратких словах: Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Лк. 10:27). Чтобы понять во всей полноте сию важную заповедь, для сего нужно рассмотреть: 1) Кто есть ближний наш? 2) Почему должны мы любить его? 3) Какова должна быть наша любовь к нему, и, наконец, 4) в каких действиях и поступках должна выражаться она?

Кто есть ближний наш?

Вопрос: Кто есть ближний наш? предложен был некогда Иисусу Христу одним Иудейским ученым. Ответ на оный заключается в Притче о благодетельном Самарянине (Лк. 10:30–37), где ясно указано, что ближним нашим мы должны почитать каждого человека, кто бы он ни был. Ибо для Самарянина, которого Иисус Христос представил примером поведения в отношении к ближним (Лк. 10:37), ближний был несчастный, нисколько ему не известный. Чтобы помочь ему, для этого он не считал нужным узнать наперед, кто он таков, друг или враг, Иудей ли, язычник или Самарянин. Он видел в нем человека, который имел нужду в помощи, и которому он мог подать помощь.

Впрочем, невзирая на то, что все вообще люди суть наши ближние и все имеют право на нашу любовь, на некоторых мы должны смотреть, как на ближайших, и оказывать им преимущество пред другими в наших отношениях к ним. Таковы суть: наши родители, родственники, друзья, благодетели, сограждане, единоверцы, с которыми мы соединены теснейшим союзом, нежели с другими. Так, Господь Бог, предписывая Израильтянам обязанности к ближним, прежде всего внушает им обязанность в отношении к родителям, полагая ее в основание всех прочих обязанностей. Сие внушает нам и пример Иисуса Христа, который, умирая на кресте, заботился о своей Матери и поручил ее нежному попечению возлюбленного Ученика своего; сие внушает нам и Апостол Павел, когда говорит: Аще кто о своих, паче же о домашних своих не промышляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть (1Тим. 5:8); и в другом месте: Дондеже время имамы, да делаем благое ко всем, паче же присным в вере (Гал. 6:10). Это замечание нужно для нас потому, что по ограниченности сил наших мы не можем оказывать деятельной любви и пособия всем вообще людям.

Почему должны мы любить ближнего?

Любить ближнего, кроме ясного учения Иисуса Христа и Его Апостолов, обязывает нас:

1) Божественный пример Его; ибо из любви к человеческому роду сделался Он человеком, дабы восставить падшее человечество; делами любви ознаменована была вся жизнь Его на земле; из любви, наконец, Он претерпел самые жестокие страдания и мученическую позорную смерть.

2) Суждение здравого, просвещенного ума и чувство незараженного страстями сердца; ибо когда мы видим человека, поступающего так, как поступил Самарянин, то внутренний голос говорит нам: «Это поступок прекрасный, благородный; так должен бы поступать и каждый человек, так поступай и ты!».

3) Тесный союз, находящийся между нами и нашими ближними а) как членами человеческого общества вообще, в каковом отношении мы должны вести себя взаимно как члены нашего тела, и б) как членами одного великого семейства и детьми одного Отца небесного.

И, наконец, 4) великая награда за человеколюбие а) во времени и б) в вечности.

а) Человеколюбие, как и всякая добродетель, уже здесь само себя награждает различным образом. Истинная любовь производит в сердце услаждение и радость и любит других так, как учит Евангелие, значит быть блаженным. И как дорого одобрение совести, особенно в часы скорби или и самой смерти! Какое успокоение и подкрепление во дни бедствий может иметь истинный благотворитель и друг человечества, когда пред судом совести своей, подобно Иову, может сказать самому себе: Я был око слипым, нога хромым, отец немощным.

б) Но несравненно величественнейшая награда за человеколюбие обещана в вечности. Все прейдёт, все кончится; но истинная любовь пребывает вовеки. И только друг человечества способен войти в вечное царство Любви, к которому мы предназначены, и для которого здесь должны образовать себя. Ибо к кому произнесёт некогда, в день всемирного суда и воздаяния небесный Судия и Мздовоздаятель дел человеческих: Приидите, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34)? К истинным благотворителям и друзьям человечества!

Какова должна быть наша любовь к ближнему?

Любовь к ближним должна быть соединена с уважением к ним. Сего требует высокое достоинство и назначение человеческой природы; сие внушает нам Апостол Павел: Будьте братолюбивы друг к другу с нежностию, отдавайте один другому предпочтение (Рим. 12: 10). И таковая только любовь к ближним может служить источником действий, для них истинно благодетельных; напротив, любовь без уважения может быть очень пагубна для чистоты их нравственности.

Остроумно замечание одного Философа: «Что в Царстве природы – притяжение и отражение, то в духовном царстве любовь и уважение: любовь сближает разумные существа между собою; уважение держит их в некотором расстоянии друг от друга. Но, как притяжение и отражение предполагают одно общее начало жизни в природе, так любовь и уважение к другим есть только двоякое выражение одной Религии, как всеобщего начала духовной жизни и деятельности».

Мы должны иметь уважение к каждому человеку, какого бы он состояния ни был, поколику то, что постоянно заслуживает уважение, т. е. человечество и его высокое достоинство, принадлежит всем вообще людям. На этом основании мы не должны презирать и самого порочного человека. Его пороки должны возбуждать в нас презрение и отвращение; но сам он заслуживает сострадание, как несчастный, который не познает и не хранит своего достоинства, и не наслаждается истинными радостями жизни. Наше презрение к нему отдалило бы нас от него и оставило бы его без всякой помощи; но сострадание влечет нас к нему и заставляет прилагать попечение о его исправлении.

Жизнь Иисуса Христа представляет нам и в этом отношении высокий образец, и Его ответ Фарисеям, упрекавшим Его за обращение с мытарями и грешниками, с одной стороны предостерегает нас от Фарисейского презрения других, с другой – побуждает нас содействовать другим в их исправлении.

Уважение, которое мы вместе с любовью должны иметь к нашим ближним, никак не требует того, чтобы мы унижались пред ними, раболепствовали и ласкательствовали им. Такое поведение есть более признак нашего малоуважения к ближнему, потому что предполагает в нас невыгодные мнения о нем, как о человеке высокомерном и суетном и пр.

Любовь к врагам

Можно сказать, что почти каждый человек имеет у себя врагов; ибо трудно при всем неукоризненном поведении нашем, избежать недоброжелательства и ненависти людей, хотя благоразумие и требует того, чтобы мы старались, сколько можно, предотвращать оные. Поэтому для нас важно должно быть разрешение вопроса: Как мы – Христиане – должны вести себя против врагов наших? – Вопрос сей разрешает нам Спаситель наш: Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть (Мф. 5:44). Но можно ли, говорят, любить врагов? – Враг есть тот, кто злонамеренным образом старается нарушать и оскорблять права наши и разрушать наше благосостояние. Рассматривая его с этой точки зрения, мы не находим в нем ничего, достойного любви и уважения; напротив, тогда естественно дух наш исполняется против него чувством негодования. Но несправедливо смотреть на человека только с той стороны, которая ненавистна для нас. Он имеет постоянное и важное достоинство, заслуживающее уважение и любовь, – он имеет достоинство человека, пользуется попечением и благостью Отца небесного, искуплен пречистой кровью Единородного Сына Его и назначен к вечной жизни. Конечно, нельзя иметь ко врагу той нежной любви, какую мы питаем к другу: но Христианство и не требует от нас того. Оно требует, чтобы мы не питали в душе неприязни и ненависти к врагу, не платили ему злом за зло, всегда были готовы к примирению с ним, великодушно и искренно прощали ему, молились за него и старались при каждом удобном случае делать ему добро: Аще алчет враг твой, говорит Апостол Павел, накорми его; аще жаждет, напой его (Рим. 12, 20). Не воздавайте злом за зло, говорит Апостол Петр, или ругательством за ругательство; напротив того благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1Пет. 3:9). А такое поведение в отношении к врагам весьма возможно для Христианина, пользующегося беспредельной незаслуженной благостью Божией, и может представляться невозможным только для человека плотского, который вообще неспособен понимать и принимать того, что от Духа Божия. Иисус Христос, преподавши нам высокую заповедь – любить врагов, благоволил подтвердить и, так сказать, приблизить ее к нашему разумению собственным своим примером. И сколько во все времена было истинных Его последователей, в которых живо отразился Божественный пример Его!

Впрочем, любовь к врагам, внушаемая нам Евангелием, не требует того, чтобы мы не употребляли уже никаких мер к удержанию их от враждебных действий против нас. Такое поведение наше повело бы ко многим беспорядкам и было бы вредно для самых врагов наших, которые, оставаясь без наказания, не думали бы о своём исправлении. Как скоро кроткие меры против врагов остаются тщетными, Христианин может прибегнуть и к строгим мерам. Надобно только, чтобы они были законные, и чтобы, употребляя их, он имел целью не отомстить врагам, но удержать от дальнейших неприязненных действий против него и его ближних.

В каких действиях и поступках должна выражаться любовь наша к ближним?

Св. Писание, заповедуя нам любить ближних, как самих себя, ясно дает разуметь чрез то, что любовь наша к ним должна выражаться в тех же самых действиях, как и в отношении к нам самим, т. е. 1) в попечении о душе их или о нравственном образовании и усовершенствовании, 2) в попечении о теле и вообще о земной жизни, и 3) в попечении о внешнем их благосостоянии.

Попечение о нравственном совершенстве наших ближних

Главное назначение наше здесь, на земле состоит в достойном приготовлении к вечности, или в раскрытии и усовершенствовании духовных наших способностей и сил. Сие назначение не может быть нами выполнено, если каждый из нас будет заботиться только о себе самом; оно непременно требует взаимного содействия друг другу и помощи. Поэтому любовь наша к ближним преимущественно должна выражаться в ревностном нашем вспомоществовании духовному их усовершенствованию или, что то же, в распространении а) истинного просвещения и б) чистой нравственности.

А посему 1) мы должны стараться – каждый в своем кругу и по своим силам – об искоренении различного рода суеверия, предрассудков и заблуждений и о распространении приобретенных нами правильных понятий. Тот не Христианин, не ученик и последователь Иисуса Христа, кто не только совершенно равнодушно смотрит на грубое невежество и суеверие своих ближних, но и содействует еще оному, обращая его в свою пользу. Ученик Иисуса Христа есть друг человечества. Впрочем, должно заметить, что исполнение сей важной обязанности сопряжено со многими трудностями и что иногда вместо того, чтобы уничтожить зло, можно только увеличить его. Известно, что каждому дороги прежние мнения и обычаи, оставшиеся ему в наследство от предков и чрез то любимыми. Прямое нападение на них во многих случаях произвело бы в нем ожесточение и упорство. К тому же каждый человек более или менее самолюбив и потому неохотно признается в своих заблуждениях и погрешностях и раздражается, когда прямо хотят их выставить ему. Посему, стараясь об искоренении заблуждений и распространении правильных понятий и желая чрез то принести истинную пользу нашим ближним, мы должны наблюдать большую осторожность и обращать внимание на время, место, обстоятельства и отношения. Весьма важно в этом случае кроткое и дружелюбное обращение, внушающее доверенность, а паче всего доброе имя, нами приобретенное.

Но как просвещение истинное и благотворное для человечества есть только то, которое основано на истинной Религии, то прежде и паче всего мы должны стараться об утверждении и распространении спасительных истин Божественного Откровения, полагая их в основание всякого просвещения. Хотя сия обязанность преимущественно лежит на пастырях и учителях Церкви; но она распространяется и на всех вообще, просвещенных светом Евангелия (Мф. 5:15). И какой Христианин, проникнутый любовью к ближним и чувствующий всю благотворность Христианского учения, не чувствует в душе своей побуждения к тому! И сия обязанность тем священнее должна быть для нас, и тем с большим усердием должны мы стараться об исполнении оной; чем важнее то благодеяние, которое мы можем оказать чрез то нашим ближним, и с которым никакое другое сравниться не может. Но, одушевляясь святой ревностью и усердием к Христианскому просвещению ближних из любви к ним и для блага их, мы должны остерегаться а) того, чтобы вместо истинных Религиозных понятий не сообщить другим неверных (Мф. 23:16,24); и б) того, чтобы в сем святом деле не употреблять таких средств, которые в каком-либо отношении были бы несогласны с чистой Евангельской нравственностью, и преимущественно должны руководствоваться важным наставлением, которое Иисус Христос дал ученикам своим: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16).

Обязанность содействовать просвещению наших ближних обязывает нас говорить истину и не лгать, что ясно внушает и Апостол: Отвергнув ложь, вси говорите истину пред ближним своим (Еф. 4:25). Но при сем должно, однако ж, заметить следующее:

а) Должно сообщать другим истину не для того только, чтобы они знали ее, но чтобы могли пользоваться ею, – и потому в противном случае, т.е. когда они никак не могут воспользоваться ею, мы не имеем обязанности сообщать ее.

б) Истину, для других невместимую или такую, которой они по своему свойству и степени образования могут злоупотребить, никак не должно сообщать: Не давайте святыни псам, говорит Иисус Христос, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями (Мф. 7:6). Также Он запрещает Ученикам своим открывать другим прежде воскресения Его из мертвых, что Он – Мессия (Мф. 16:20,17:9). Наконец, разлучаясь со своими Учениками, Он говорит им: Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить (Ин. 16:12). Подобное заключается и в словах Апостола к Коринфянам: Я кормил вас, братия, молоком, а не (твердой) пищею: ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах (1Кор. 3:2).

2) Мы должны стараться о распространении и утверждении Христианской нравственности, или о благочестивой жизни наших ближних, как о необходимом условии для их спасения и наследия вечной жизни (Иак. 2:17). Для исполнения сей обязанности требуется, чтобы мы не только возбраняли все то себе и, если можем, другим, что может быть вредно для нравственности наших ближних, но и делать все, что только может споспешествовать оной. А потому мы должны:

а) Остерегаться всего, что может вести других к неправильным суждениям о нравственности, и потому никак не должны позволять себе ни словами, ни поступками возбуждать в других сомнения против истинных правил нравственности или какими-нибудь ложными умствованиями ослаблять строгость их.

б) Возбранять себе все то, что может ослаблять в других уважение к Религии, как то: шуточные разговоры о заблуждениях и пороках, представляющие их как бы чем-то простительным и незначащим; легкомысленные выражения касательно истин Религии, могущие ослаблять в других чувство важности и святости их; насмешки над людьми добродетельными и их поступками, подвергающие их подозрению в лицемерии.

в) Остерегаться того, что может отнять у других случай и средство к нравственному улучшению, или по крайней мере затруднить это и, следственно, не позволять себе ничего, что могло бы уменьшить в других доверенность к некоторым лицам, имеющим благотворное действие на нравственное состояние их, или ослабить действие случаев и побуждений к добру, и преимущественно уважение к учреждениям Церкви, имеющим целью распространение Евангельской нравственности.

г) Не скрывать из ложного стыда религиозных своих убеждений и чувствований, но свободно обнаруживать себя благоговейным чтителем Божественной Веры (Рим. 1:16). Ложный стыд много препятствует распространению и утверждению нравственности; напротив свободное, соединённое с благоразумием и кротостью обнаружение благочестивых мыслей и чувствований имеет благотворное действие на улучшение других (Мф. 5:14–16; 1Пет. 2:12).

д) Не опускать ни одного благоприятного случая, когда с большей силой и успехом можно действовать на нравственное состояние других (1Фес. 5:11,14; Иак. 5:19,20). На таковые случаи, которых довольно может представиться в жизни каждому, Христианин должен смотреть, как на внушения и требования Божии, как на благодеяния Отца небесного, который дает ему чрез то возможность быть орудием Его благости к человекам.

И, наконец, е) споспешествовать всему тому, что имеет целью распространение и утверждение истинного благочестия, и следственно внушать уважение ко всем учреждениям Церкви и ее Пастырям, на которых преимущественно лежит обязанность пещись о спасении душ наших.

Попечение о жизни и здоровье ближних

Жизнь наша драгоценна для нас, как дар Божий, как средство к духовному нашему усовершенствованию и время приготовления к вечности. По той же самой причине должна быть важна и неприкосновенна для нас и жизнь ближних. Один всевышний Дарователь ее имеет власть над ней. Самоубийца, равно как и убийца ближнего, есть преступник, поступающий вопреки Божественным намерениям, вопреки ясной Божественной заповеди: Не убий, и естественно возбуждающий против себя в каждом неиспорченном сердце ужас, негодование и отвращение.

Убийство есть ужасное преступление как потому, что оно бывает действием или буйных страстей, или гнусной злобы, или грубой бесчувственности, так и потому, что это есть величайшая несправедливость, которая не только лишает человека наслаждения жизнью, но и возможности выполнить свое назначение на земле и нарушает права Общества, лишая его члена, и особенно отнимая его у тех, с которыми он находился в теснейшем союзе и для которых служил подпорой и утешением.

Само собой разумеется, что убийство, будет ли совершено непосредственно или посредством других, остается равно преступным действием, и потому имя убийцы заслуживает не только тот, кто отнимает жизнь у ближнего, но равно и тот, кто другим доставляет случай к тому или подает совет и повод, или склоняет их к тому убеждениями, обещаниями и угрозами. Так Урия пал на сражении от руки иноплеменников; но Пророк Нафан Давида называет его убийцей: Урию Хеттеанина убил еси мечем (2Цар. 12:9).

Питая ужас и отвращение к убийству ближнего, к пролитию крови человеческой, Христианин, призванный к высшему совершенству и святости, должен содержать всегда в памяти для руководства в своей деятельности следующее наставление Спасителя: Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши; иже бо аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам: яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду (Мф. 5:21,22); и также слова возлюбленного Ученика Его: Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1Ин. 3:15).

Впрочем, есть случаи, когда лишение жизни других не бывает преступлением, и именно:

а) Когда Правительство наказывает смертью злодея, опасного для общества, о благосостоянии и безопасности которого оно обязано иметь попечение.

б) Когда жизнь, наша собственная или наших ближних, не иначе может быть спасена от нападения злодея, как только смертью его. Необходимая оборона позволительна; ибо каждый имеет обязанность хранить жизнь свою, как дар Божий, – и в сем случае (равно как и в предыдущем), если нападающий лишается жизни, то сам бывает виновен в том, и есть самоубийца. Впрочем, нежная совесть Христианина как друга человечества и при таком вынужденном лишении жизни ближнего, хотя и злодея, имеет нужду в успокоении и очищении, и Св. Церковь представляет средство к тому.

в) Также справедливые войны в основании своем суть не что иное, как вынужденная необходимая оборона против нападений. При этом вся ответственность за пролитие крови человеческой падает на ту сторону, которая защищение делает необходимым, и на тех, которые подают совет к несправедливой войне. Воин, который на сражении умерщвляет неприятеля, невинен в убийстве: он исполняет долг верноподданного, долг истинного сына отечества, обязанного защищать его до последней капли крови своей. Впрочем, священная обязанность человеколюбия не перестает быть обязанностью и во время войны и требует, чтобы воин был чужд жестокости, без нужды не проливал крови человеческой и никогда не нападал бы на безоружных и мирных граждан, жен и детей в земле неприятельской, и чтобы, побеждая неприятелей силой оружия, старался побеждать их великодушием и состраданием.

И, наконец, г) когда кто совершенно ненамеренно, по нечаянности лишает ближнего жизни. Впрочем, такой ненамеренный убийца не может почитаться совершенно невинным, если он не употребил надлежащих предосторожностей против нечаянности, и во всяком случае имеет нужду в очищении совести, по установлению Церкви (См. Простр. Катих. стр. 137).

Продолжение

Обязанность пещись о жизни и здоровье ближнего требует, чтобы мы не только не посягали на жизнь других, но и 1) чтобы тщательно старались избегать всего того, что может каким-либо образом привести нас к убийству или что может быть опасно для жизни и здоровья ближнего, и потому:

а) Мы должны бодрствовать над своим сердцем и обуздывать свои страсти; ибо из опыта известно, что человек, питающий в себе какую-либо страсть и обладаемый ею, может сделаться убийцей, даже и при добрых качествах сердца, при всем отвращении к убийству.

б) Должны стараться избегать легкомыслия, неосторожности и небрежности, – от чего так много зла происходит для жизни и здоровья ближних, когда, например, худое имеют смотрение за малыми детьми или когда легкомысленно обращаются с опасными предметами, каковы суть: огонь, яд, порох, оружия и проч. или когда держат в доме опасных животных (Исх. 21:28–32), или когда позволяют себе глупые шутки с другими, которые могут быть очень вредны для их здоровья и проч. и проч.

в) Никак не должны приниматься за такие дела, от которых зависит жизнь и здоровье других, не сознавая в себе нужных для того познаний и опытности. Против сего правила поступает и делается виновным в убийстве неопытный врач, когда берётся за лечение важных болезней, худой аптекарь, несведущий архитектор и проч.

г) Должны остерегаться того, чтобы нашим поведением и также обращением с другими не причинить им чувствительного огорчения, которое сокращает жизнь: так – обыкновенно говорят – дети убивают родителей своим непослушанием и вообще дурным поведением; муж убивает жену своей холодностью и проч.

д) Должны тщательно избегать того, чтобы не только не располагать других к каким-либо опасным для жизни и здоровья их предприятиям, тем паче кубийственному для души и тела распутству, но и не подавать ни малейшего повода к тому.

е) И, наконец, имея власть над другими, никак не должны позволять себе изнурять их и чрез то сокращать их жизнь превышающими силы тягостями и трудами, и жестокими наказаниями.

2) Обязанность пещись о жизни ближнего требует:

а) Чтобы мы оказывали ему все то, что может служить к поддержанию жизни и сохранению его здоровья. Кто умышленно оставляет сию обязанность, как, например допускает ближнего умереть от голода, и тому подобное; тот заслуживает имя убийцы.

б) Чтобы советом и увещаниями старались удерживать его от всего вредного для его здоровья.

в) Чтобы живым участием старались уменьшать вредное действие печали и скорби, и, наконец,

г) Чтобы спасали жизнь ближних, даже с опасностью для собственной жизни. Кто по нерешимости опускает минуту, в которую можно было бы подать руку помощи ближнему, находящемуся в опасности жизни, тот справедливо возбуждает негодование в сердце друга человечества и справедливо терпит укоризны от своей совести.

Попечение о счастье ближнего

Каждый из нас питает в себе желание и чувствует потребность быть счастливым и вести жизнь спокойную и беспечальную. Поэтому, чтобы исполнить заповедь Спасителя: Возлюби ближняго, как самаго себя, то не только не должно препятствовать счастью ближнего или радоваться несчастию его, но должно желать ему всех благ от Бога и, сколько можно, содействовать его благоденствию. Огорчаться счастьем ближнего, значит самое испорченное, своекорыстное и человеконенавистное сердце. Зависть и недоброжелательство суть низшие страсти, и мучение, производимое ими в сердце, есть праведное наказание (Притч. 14:30). Но гораздо большее возбуждает отвращение и указывает на крайне худое нравственное состояние злорадование, потому что несчастный, страждущий естественно должен возбуждать сострадание. Премудрый увещевает: Аще падет враг твой; не обрадуйся ему, и в преткновении его не возносись (Притч. 24:17). Но Христианство прямо учит как примером Спасителя, так и ясными словами, с радующимися радоваться, с плачущими плакать (Рим. 12:15).

Из такого искреннего участия в судьбе ближних естественно рождается услужливость, которая охотно и с радостью готова содействовать пользе других даже с утратой собственных выгод. Услужливый Христианин, следуя увещанию Апостола: Служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божией – смотрит на себя, как на распорядителя вверенных ему даров Божиих, и на свои блага и преимущества, как на средства, дарованные ему от Бога для распространения счастья и благоденствия между ближними.

Почитая непременной обязанностью пещись о счастье ближних, Христианин преимущественно должен обращать внимание на душевное их спокойствие, как на необходимое условие для счастливой жизни; и потому не только не должен позволять себе возмущать оного насмешкой, оскорблением или иным чем, ни повергать их каким-либо образом в беспокойное сомнение касательно предметов Религии, но, напротив, должен стараться кротким и дружелюбным обращением с ними, мудрым снисхождением к недостаткам и слабостям их, а паче всего утверждением их в истинных правилах веры и нравственности, делать их участниками в чистых душевных радостях и руководствовать к блаженному самодовольствию.

Попечение об имуществе ближнего

Собственность других должна быть для нас неприкосновенна. Кто у ближнего похищает имущество, тот не только поступает вопреки заповеди о любви и ясному запрещению: Не укради, но и разрывает чрез то союз, соединяющий его с ближними и исключает себя из общества их. Вора справедливо постигает, кроме гнева Божия, всеобщее презрение и наказание от правительства. Но имя вора, равно как и презрение, его сопровождающее, вполне заслуживает и тот, кто хитрым и неправедным образом лишает ближнего принадлежащей ему собственности, кто обманом и неправдой приобретает имущество, будет ли это неправильным весом или мерой, или худыми товарами, ложной монетой или другим каким-либо образом. Виновен в воровстве и тот, кто, пользуясь нуждой ближних, притесняет их и или за самую малую цену покупает у них какие-либо вещи, или дает в долг за большие проценты; кто занимает и не платит, кто у наемника удерживает условленную плату, кто найденное утаивает и не старается возвратить законному владетелю, и также кто, проходя какое-либо звание в обществе и пользуясь правами, с оным сопряжёнными, нерадиво исполняет свои обязанности.

Кроме ясной заповеди: Не укради, Св. Писание во многих местах внушает нам уважать собственность ближнего и никак не присвоять, себе не принадлежащего: Горе умножающему себе несущая его (Авв. 2:6)! Не сотворите неправды в суде, в мерах и весах и в мерилах (Лев. 19:35). Мерзость Господеви сугубый вес, и мерило лживо не добро пред ним (Притч. 20:23). Не прелагай предел вечных (прежних) и в стяжание сирот не вниди: избавляяй бо их Господь крепок есть и разсудит суд их с тобою (Притч. 23:10,11). Горе совокупляющим дом к дому, и село к селу приближающим, да ближнему отъимут что (Исх. 5:8). Горе, у негоже ближний его делает туне, и мзды его не воздает ему (Иер. 22:13). Хлеб убогим живот убогих, лишаяй его человек кровей есть. Убивает искренняго отъемляй ему поживление, и проливает кровь лишаяй мзды наемника (Сир. 34:21,22).

При сем должно заметить и то, что неправедные приобретения бывают непрочны, или, как говорит Премудрый: Не пользуют сокровища беззаконных (Притч. 10:2). Зле приобретенное, зле и погибает. Но что приобретается честным образом, то несравненно прочнее: Лучше малое праведнику, говорит Царь-Пророк, паче богатства грешних многа. Юнейший бых, и состарихся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс. 36:16,25).

Впрочем, любовь к ближнему, внушаемая нам Евангелием, и происходящая из оной обязанность в отношении к имуществу их, требует не только того, чтобы мы не присвояли себе ничего, принадлежащего другим, но и чтобы доставляли им законные средства к приобретениям и всегда были готовы в случае нужды помогать им собственным имуществом без всяких своекорыстных видов. Благотворительность есть необходимая принадлежность Христианина. Иисус Христос дает нам и ясное повеление на то и представляет сильные побуждения к исполнению оного: Просящему у тебя дай, и хотящаго занять у тебя не убегай (Мф. 5:42). Благотворите и взаим дайте, ничесоже чающе; и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго. Дайте, и дастся вам: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам. Будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лк. 6:35,38). Но особенно сильное для нас побуждение к благотворительности заключается в том, что всякое благодеяние Иисус Христос, по бесконечной любви своей к нам, благоволит относить к Себе самому: Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40).

Попечение о добром имени ближнего

Доброе имя есть такое благо, которое, как говорит Премудрый, паче тысящ великих сокровищ злата (Сир. 41:15). Посему любовь к ближним, внушаемая нам Евангелием, требует, чтобы мы не только не вредили доброму имени наших ближних, но и старались содействовать оному, и потому:

1) Мы никак, ни в каком случае, не должны клеветать на ближних, ни поселять в других неправильных, невыгодных мнений о них. Св. Писание ясно воспрещает нам это: Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна (Исх. 20:15). Не оклеветайте друга друга, братие (Иак. 4:11). Злонамеренный клеветник справедливо возбуждает против себя сильное негодование, как такой человек, который вопреки собственному убеждению и совести дает ложное значение качествам и поступкам ближнего, представляя их в ненавистном свете, – и заслуживает строгое наказание, как злодей, похищающий у нас сокровище, драгоценнейшее всех сокровищ и благ земных.

Впрочем, много виновен и тот, кто без всякого злого намерения, остротой и насмешками представляет ближнего в глазах других смешным. Эта погрешность случается и с людьми до бродушными, не склонными к злословию и клевете, и имеет вредные последствия для доброго имени ближних, особенно потому, что острые шутки и насмешки над другими как-то всеми принимаются, и реже верят хитросплетённой клевете злобы, нежели только слегка сделанному острому замечанию. Такое злоупотребление остроумия, которое, содержимо будучи в должных границах, составляет как бы приправу общественной жизни, нередко разрывает самые крепкие связи. Друг скорее хладеет к своему другу тогда, когда остроумная шутка умеет представить его смешным, нежели, когда ядовитая злоба изображает его опасным. Поэтому тщательно должно остерегаться такого злоупотребления остроумия, которое тем опаснее, чем труднее бывает удержаться, чтобы не высказать родившейся остроумной мысли. Блажен как в сем, так и во многих других отношениях, кто обуздывает язык свой и строго следует наставлению Премудрого: Словесем твоим положи вес и меру, и устам твоим сотвори дверь и запору (Сир. 28:29).

2) Никак не должны позволять себе без достаточных причин, потому только, что так нам кажется, питать в себе подозрение к ближнему и иметь о нем невыгодное мнение, которое может быть совершенно несправедливо, и за которое мы можем заслуживать упрек, произнесённый некогда Спасителем к Фарисеям: Вскую вы мыслите лукаво в сердцах своих? (Мф. 9:4) и вообще должны остерегаться того, чтобы не возродилась в душе совершенно противная любви к ближним, наклонность поступки других перетолковывать в худую сторону и изъяснять их из нечистых побуждений.

3) Должны показывать благоразумную недоверчивость, когда говорят нам о наших ближних с невыгодной стороны, и без исследования не принимать того за истину, тем менее разглашать о том.

4) Даже и тогда, когда наверное знаем о худых качествах и беспорядочном поведении ближнего, мы должны умалчивать о том, доколе это можно без нарушения других обязанностей и без вреда для других, как это внушает и Премудрый: Словесе никогдаже повтори (если слышишь худое, не говори о том), и ничтоже тебе умалится. На друга и на врага не повидай, и аще не будет тебе греха, не открывай (Сир. 19:7,8).

5) Должны остерегаться строгих суждений о поступках других и иметь снисхождение к недостаткам и слабостям их. Один Бог знает сердце человеческое, один Он знает и наши силы, и силу наших искушений, поэтому один Он может судить о достоинстве поступков человеческих. Иисус Христос ясно говорит: Не осуждайте, да не осуждени будете (Лк. 6:37). И свойство любви Христианской таково, что она не осуждает, но покрывает грехи ближних (1Пет. 4:8).

6) Если ближний наш невинно подвергается подозрению или порицанию других, мы должны, сколько можно, защищать честь его от несправедливых нападений.

7) И, наконец, не должны намеренно, по недоброжелательству и зависти, утаивать благородных поступков и добрых качеств ближнего, но явно, как и тайно должны отдавать каждому должную справедливость, прославлять заслуги других и чрез то распространять доброе о них мнение и увеличивать доверенность и уважение к ним.

Обязанности в отношении к умершим

Смерть ближних наших разлучает нас с ними и прекращает видимые взаимные наши соотношения. Но в царстве Иисуса Христа нет собственно смерти, – (Лк. 20:38; Рим. 14:8,9) то, что обыкновенно называют смертью, есть только переход из временной жизни в вечную, – и свойство истинной Христианской любви таково, что она никогда не перестает, никогда не умирает (1Кор. 13:8). Поэтому и дела любви в отношении к ближним, или обязанности наши к ним не должны прекращаться со смертью их, но с некоторым изменением должны продолжаться и по окончании земного их поприща.

Действия, в которых должна выражаться любовь наша к отошедшим от нас в страну вечности ближним нашим, состоят в том, чтобы мы 1) почтительно и с некоторой нежностью обращались с бездыханными останками их и предавали их земле с честью. Сии бренные останки имели постоянное и ближайшее участие во всей общеполезной их деятельности, в делах благочестия и человеколюбия, во всем, что сделано ими полезного собственно для нас, во всех скорбях и радостях их, – имели участие и в самой благодати Божией; из них, как из благородного семени, поверженного в землю, возникнут некогда по действию всемогущей Благости, прекрасные и нетленные тела для вечной, в соединении с душами их, жизни и деятельности (1Кор. 15:42–44).

2) Чтобы со всей точностью исполняли завещания их, как скоро они не заключают в себе ничего, противоречащего законам Божеским и человеческим;

3) Чтобы часто вспоминали о добрых качествах и поступках их, и побуждали себя и других к оным (Евр. 13:7), и никогда без нужды не открывали погрешностей и проступков их;

4) Чтобы питали к ним чувство благодарности за полученные от них благодеяния, равно как и за заслуги, оказанные ими Отечеству и Церкви, и старались воздавать им за них в лице оставшегося потомства их;

5) Чтобы старались продолжать и поддерживать благодетельные учреждения их, и чрез то увековечивать память их; и

Наконец, 6) чтобы творили воспоминание о них в молитвах и благотворительности, так сказать, от имени их, располагали и других к усердной за них молитве.


Источник: Об обязанностях христианина. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Рос. акад. наук, 1839. - [4], 221 с.

Комментарии для сайта Cackle