Азбука веры Православная библиотека святитель Василий (Богдашевский), исповедник Слово в пяток первой Недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовы. О христианском терпении

Слово в пяток первой недели великого поста, при воспоминании страстей Христовых

Источник

Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 29 февраля 1908 г.

О христианском терпении

Слава, Господи, долготерпению Твоему, слава Тебе!

Эти слова невольно исторгаются из нашей души после слышания умилительнейшего евангельского повествования о страстях Господа нашего Иисуса Христа. Если страдания обыкновенного человека за истину и правду вызывают в нас не только чувство сострадания, но и чувство удивления и преклонения перед этим человеком, то что сказать о страданиях Богочеловека? Благоговейный трепет объемлет нас, когда мы видим, что Сам Господь, Царь неба и земли, страждет за нас, Свое творение... Он связан, Он поруган, Он истекает кровью, Он истязается на суде у Пилата, Он ведется на Голгофу, изнемогая под тяжестью возложенного на Него креста, Он распинается среди двух разбойников; злоба людская истощается в изобретении различных средства постыднейшего издевательства над невинным, Божественным, Страдальцем, кротко все переносящим и молящимся за своих врагов. Он, по слову Апостола, «укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно» (1Пет.2:23). Содрогается природа, зря страдания Богочеловека; трепетно взирают на них ангельские силы. Слава, Господи, долготерпению Твоему!... Ты явил Свою беспредельную любовь к нам до конца, положивши за нас душу Свою. В Твоих страданиях наша жизнь, наше избавление, наше воскресение; страстию Твоею мы исцелены!... Помыслим о том, что «едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть»; а «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим.5:6–7). Вот терпение Христово! Вот жертва, принесенная Им за нас, да мы будем правдой Божией.

«Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Пет.2:21). Терпение Христово есть необходимый путь нашей нравственной жизни, осуществления нами нашей нравственной задачи. Иного пути не может быть, как только приобщение страстям Христовым (Флп.3:10). «Блаженны» – говорит Спаситель – «плачущие» (Мф.5:4), – блаженны те, которые сознают, что уподобление Христу, достижение царствия Божия, созидание внутреннего человека, невозможно без труда и подвига, путь узкий, врата тесные и немного входящих (Лк.13:24; Мф.7:13–14). «Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие» (Деян.14:22). «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр.12:1). Если обыкновенные человеческие дела выполняются только путем настойчивого и упорного труда, то тем более – дело нравственной жизни, бесконечно более важное и ценное. Мы, как будто, мало это сознаем. Терпим и многотерпим ради достижения земных целей,– приобретения богатства, славы, почестей, – терпим и смиряемся, и уничижаемся, и не жалуемся. А когда требуется терпение ради Христа, ради добродетели, ради царствия Божия, ради небесного, – о, тогда воздыхаем, изнемогаем, падаем духом и не можем терпеть. Почему так? Потому что не верим, ибо нельзя терпеть ради того, в действительности чего не признаешь. Кто никогда не помышляет о небесном, может ли он страдать ради небесного? «Идеже бо сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф.6:21), – и если сокровище наше, а, следовательно, и сердце наше всецело в земном и чувственном, то страдания ради небесного представляются нам каким-то юродством. Укрепите так ныне упавшую веру, и вы умножите христианское терпение: пробудите в душе так поблекшие ныне высокие христианские заветы, и вы вдохновите людей, вложите в них живительную, бодрящую силу на нравственный труд и подвиг. Ослабели в нас христианские помыслы, христианские чаяния, а потому нет и христианского терпения, и нам понятно только терпение житейское и мирское, извлекающее для себя прямую выгоду и пользу. К великому прискорбию, при современном направлении жизни, уже слышатся такие голоса: «прежде накорми, а затем требуй добродетели». Возможно ли при таком унизительнейшем взгляде на добродетель какое-нибудь христианское терпение? Очевидно, невозможно, а мы не вправе ожидать только послушания раба, терпеливо ожидающего, пока его накормят.

Ослабели в нас высокие христианские заветы. Ныне уже говорят: для чего терпение? Не терпеть нужно, а всячески бороться, ибо вся жизнь есть борьба; терпение – это признак слабости и малодушия; христианство много повредило и вредит своим учением о терпении, ибо оно побуждает признавать и утверждать то, с чем ни в каком случае нельзя мириться, и таким образом оно содействовало и ныне содействует ослаблению, застою жизни. Такой взгляд на христианское терпение вытекает из крайнего непонимания Христова учения. Терпение христианское не есть состояние какого-то ничего неделания, совершенно безразличного отношения ко всему совершающемуся вокруг нас, состояние какого-то самодовлеющего спокойствия. Все терпеть, со всем мириться, все одобрять, со всем соглашаться – это вовсе не значит терпеть по-христиански. Христианин мирится не со злом, его окружающим, в какой бы форме оно ни проявлялось, а он терпит и примиряется с теми страданиями, которые причиняет ему зло. И это он делает, чтобы победить зло, с корнем его исторгнуть. Необходимый путь борьбы со злом и торжества добра над злом – это путь скорби и страданий, – таков закон нравственной жизни, от которого христианин не должен уклоняться. Пусть меня гонят, преследуют, злословят, порочат мое доброе имя... Что же? Должен ли я сделать уступки злу, примириться с ним? Нет, я обязан продолжать борьбу, и за это страдать, и при большем еще страдании все-таки не ослабевать, не падать духом. Погибельно зло и блаженно мое страдание!... Не мирюсь с тьмою и переношу все, что она мне причиняет, чтобы придти к свету. Я уподобляюсь тому, кто всячески борется со свирепыми морскими волнами и не ослабевает, в надежде достигнуть тихой пристани.

Таким образом, пусть никто не говорит, что христианское терпение есть признак слабости и малодушия. «Терпение дело совершенно да имать» (Иак.1:4), – оно не есть недеятельность и косность, а величайшее напряжение деятельных сил человека. Слаб, конечно, не тот, кто борется за правду, и за это терпит, а кто, из боязни страдания тотчас же делает уступку злу, готов пожертвовать своими снятыми убеждениями, лишь бы только жилось спокойно и ничего не пришлось потерпеть. Ныне, как известно, ожесточенно борются между собою два совершенно противоположных направления жизни: на одной стороне – вера, на другой – неверие и прямое разрушение веры; на одной – любовь к своему отечеству и к своему народу, на другой – туманная, беспочвенная любовь ко всем, а, в сущности, нелюбовь ни к кому; на одной уважение к нашему вековому историческому наследию, на другой – полное отрицание его. На почве борьбы этих двух противоположных направлений жизни создаются ныне для человека тяжелые страдания, и хвала тем, которые, несмотря на эти страдания, имеющие различную форму, крепко продолжают стоять за высокие начала христианства и народности, ибо неверие окончательно нас губит, утрата народного чувства совершенно нас расслабляет.

В корне извращают христианское учение о терпении и нынешние так называемые непротивленцы злу. В самом деле, Христос научил нас терпению не для того, чтобы мы терпели вокруг себя зло и давали ему полную свободу развития, ибо Он Сам боролся со злом и принес Себя в жертву для полной победы над ним. Непротивление злу для христианина нравственно невозможно, ибо зло составляет противоположность добру, к которому мы должны стремиться. Добродетель ведь не восторжествует потому, что я не буду подавлять зла, так как последнее есть такая же действительная сила, как и добро, и оно естественно крепнет и усиливается, если на противоположной стороне замечается слабость и недеятельность. Верно, что в борьбе с добром зло получает новое напряжение, выступает во всем своем, так сказать, всеоружии. Но разве оно исчезнет потому, что мы не будем с ним бороться и предоставим ему полную свободу? Не проходит тьма сама собою без проникающего ее луча света; не утихнет разбушевавшееся море, если не появится противный волнам ветер; не уменьшится яростное пламя огня, если не будут его тушить... Не было и не будет такого времени, когда бы всякого рода неправда, грабежи, убийства, насилие, пьянство, разврат уменьшались и совершенно исчезали потому, что никто с ними не борется, никто не предпринимает против них никаких мер.

Христос Спаситель учит вовсе не тому, чтобы не противиться злу, а чтобы не противиться обиде и страданию. Противься злу, но, при своем христианском терпении, не стань сам злым, в виду окружающего тебя зла: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим.12:21). Противься злу, в какой бы форме оно ни выступало, но не противься тому страданию, которое причиняет зло, ибо, где борьба со злом, там неизбежны обиды, огорчения, всякого рода скорби. Если после удара тебя в правую твою щеку, ты обратишь врагу и другую свою ланиту (Мф.5:39), ты не сделал уступки злу, a приобрел только большую силу действовать против него. Зло желало склонить тебя на свою сторону, а ты не согласился и за это претерпел обиду, которой не испытал бы, если бы жил в мире со злом. Продолжай борьбу; теперь она для тебя легче. В виду зла не стань сам злым, а побеждай зло, хотя бы пришлось испытать тебе тяжелое страдание. Никогда не говори ни себе, ни другим: «уступите злу; примиритесь с ним; легче и спокойнее будет жить». Это искусительный голос плоти, и от такого непротивления злу, недостатка христианского мужества и терпения, как много нарождается нового зла и как оно крепнет и усиливается!

Если обратим внимание на современную жизнь, то часто заметим здесь то, что справедливо назвать ложным терпением, следовательно, терпением нехристианским. Состоит оно в том, что мы часто снисходительно относимся ко злу, замалчиваем его, не искореняем его, иногда даже прямо потворствуем ему. Происходит это то из ложной любви, то из ложного страха, то из других каких-нибудь вообще ложных побуждений. Ныне, как известно, очень распространено учение, что никакой преступности, собственно нет, – что всякое преступление есть только необходимое следствие окружающей нас среды, воспитания, неблагоприятных условий жизни, неправильного общественного строя, и т.п. А где же, спрашивается, в таком случае, наша собственная воля, наше нравственное самоопределение? Неужели эта неблагоприятная среда создается помимо нас? Неужели она есть какой-то неумолимый закон природы, перед которыми мы бессильны и которому не можем противодействовать? Не станем нравственно себя расслаблять и потворствовать своим низменным влечениям и страстям. Указанное отношение ко злу вытекает несомненно из ложного терпения. Не забудем, что Христос Спаситель всегда обличал грех, и неправду, и всякое лицемерие, и не говорил Он книжникам и фарисеям: «вы неповинны; неблагоприятная среда, ложные предания привели вас к такому состоянию». Христос Спаситель молился за врагов и научил нас любить врагов и молиться за обижающих нас (Мф.5:44), но Он всегда обличал Своих врагов, не любящих света, а идущих ко тьме. «Измите злаго от вас самих» (1Кор.5:13), – дает наставление Апостол. «Мал квас все смешение квасит» (1Кор.5:6). Христианство всегда заповедует, чтобы мы были строги ко греху и в то же время снисходительны к согрешающим. Милуйте с любовью, с рассмотрением (Иуд.1:22–23), но и обличайте; вскрывайте язвы греховные и давайте соответствующее врачевание, да исцелеем в нынешнее тяжкое время. Сам Бог есть Бог терпения (Рим.15:5). Он отвращается от греха, карает его, ибо грех стоит в безусловной противоположности Его святейшему Существу, но Он не отвращается от грешников, милует их.

Не должно иметь места ложное терпение, как и ложная любовь. Скажем по правде, не содействует ли это ложное терпение нашему нравственному расслаблению, – тому, что забыт долг, забыт закон, потеряно уважение к другим, – разрушается наша семья, наша школа, наш общественный порядок? Нет ничего легче, как, в виду окружающего нас зла, существовать так, как бы совсем не существуешь. О, тогда спокойно, легко, никаких обид и огорчений!... Но не забудем, что борьба со злом и всякою неправдою есть наша нравственная задача. Христианское терпение вовсе не есть какая-то нравственная вялость и бессилие. Не думайте, что этим своим ложным терпением вы обнаруживаете свою доброту, ибо вникните только, что лежит в основе этой доброты, какие по большей части себялюбивые побуждения ее обуславливают. Всегда щадите и уважайте личность, но не потворствуйте злу; личность ведь не тождественна со злом, которое она совершает, а последнее есть только болезненный нарост на духовном теле. Если св.Апостол говорит, что любовь «вся терпит» (1Кор.13:7), то это вовсе не значит, что она терпит и попускает всякое зло, и неправду, и бесчиние, а любовь «долготерпит» (1Кор.13:4), – не смотря на все испытываемые огорчения, она все-таки терпеливо выжидает исправления грешника, употребляя всяческие меры духовного на него воздействия.

Христианское терпение вовсе не есть какое-то нравственное расслабление, а оно – великий труд и подвиг. «Блажени алчущии и жаждущии правды... блажени изгнани правды ради» (Мф.5:6–10) – вот терпение Христово. Терпите за правду, сколько бы вас ни злословили; терпите ради нее, хотя бы тьмы тех врагов восстали против вас; терпите, как бы ни было бедственно ваше материальное положение и не поддавайтесь соблазну со стороны зла. А если вы терпите только для достижения своего земного благополучия, устроения своих земных дел, извлечения разных для себя выгод, то это вовсе не будет терпение христианское. Это просто – житейская настойчивость, житейская выдержка, обычная сила характера.

Нужно ли говорить о том, что где правда, там и Бог, а потому нашим утешителем в христианском терпении является Отец наш Небесный. Он есть Бог утешения (Рим.15:5), «Бог всякия утехи» (2Кор.1:3). По слову Апостола, Он «утешает нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога» (2Кор.1:4). Кто страждет ради Бога и с помощью Божией, тот со Апостолом может сказать о себе: «мы повсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставляемы; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор.4:8–9). Поэтому христианское терпение не подобно терпению древнего мудреца – мрачному, тупому, холодному, покоящемуся на презрении к другим. Оно терпение радостное и светлое, ибо соединено с утешительною надеждою на освобождение нас от страданий на ожидающую нас награду на небесах, в царстве славы, где наступит полное торжество правды. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5:12). «Блажен муж, иже претерпит искушение, зане, искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его» (Иак.1:12). «Недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18).

Кто любит правду Божию, тот не должен от нее отрекаться, ибо это значило бы разрушить свою внутреннюю жизнь, отказаться от того, что составляет высочайшую ценность жизни. Поэтому терпение христианское есть терпение до конца, до положения самой жизни. «Претерпевый до конца, той спасется» (Мф.24:13). И если обычное житейское терпкие закаляет нас, укрепляет нашу волю, то тем более, конечно, велики плоды христианского терпения. Терпение ради правды Божией дает нам возможность опытно познать всю силу, величие и сладостность этой правды, а чрез это укрепляется наша вера, делается драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (1Пет.1:7). «Возлюбленные» – пишет Апостол: – «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного; но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий, почивает на вас; теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:12–16).

Закон нравственной жизни таков, что добродетель всегда связана с трудами и тягостями. Великая душа познается именно в страданиях за правду. Страдать, и в тоже время делать добро, и не падать духом, и продолжать борьбу со злом, не давая ему никакой уступки, это великий подвиг, на который трудно решиться. Но нужно помнить, что «то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет.2:19). Необходимо мужаться, ибо Господь видит труд терпения и воздаст «по терпению дела благого» (Рим.2:7). В нынешнее печальное время неверия и как бы намеренного изгнания веры из души человека не стыдитесь сказать, что вы веруете, – что вы христианин, православный христианин. В нынешнее печальное время пренебрежительного отношения к Церкви и ее уставам не стыдитесь сказать, что вы любите Церковь, как духовную свою мать, родившую вас, почитаете ее и подчиняетесь ей, как верной руководительнице в вашей духовной жизни. Ныне Христово учение, для всех, откровенное (2Кор.4:2–3), заменяется различными подпольными учениями, и не стыдитесь смело заявить, что вы защитник честного труда, защитник собственности и враг всякого насилия, в какой бы форме оно ни проявлялось. На место христианства ныне уже желают поставить какое-то «новое христианство». А вы мужественно спросите: что это за «новое христианство», – что оно – скажем словами Апостола – «инаго Иисуса проповедает, его же не проповедахом, или Духа инаго приемлете, его же не приясте, или благовествование ино, еже не приясте» (2Кор.11:4)? Нового христианства нет и не может быть, а верно только то, что мы живем не по-христиански, не осуществляем великих христианских заветов.

Христианское терпение и соединенное с ним христианское мужество всегда необходимы, а особенно в нынешнее печальное время несомненной духовной расшатанности и духовного расслабления. Ныне требуется особенный героизм духа, чтобы идти против ложного течения. И хвала тем, которые не смотря на все горести и страдания, крепко стоят за веру, за Церковь, за Царя, за отечество, за народность, за христианское просвещение, за истину и правду Христову, не знающую никакого насилия. Хвала тем, в ком «печаль века сего» и «лесть богатства» (Мф.13:22; Мк.4:19; Лк.8:14) не угасили возвышенного христианского настроения.

Таков закон нравственной жизни, что добродетель приобретается только великим трудом и подвигом. Торжество правды есть уже само по себе достойная награда за наше терпение. Но мы слышим утешительнейшее слово: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:12); вам уготовано «наследие нетленно, и нескверно, и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради» (1Пет.1:4); «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас»(Рим.8:18).

Всем страдающим и терпящим напомним слова святителя Божия, Иоанна Златоуста, великого страдальца за правду Христову. «Иисуса, которому служишь, Иисуса зови непрестанно» в страданиях; «одно мановение Его – и в миг все изменится»1. «Одно только есть истинное горе: это грех, а все прочее... тень, дым, паутина или что-нибудь еще более ничтожное»2. «Чем больше возрастают и усиливаются скорби, тем обильнее венцы»3. Терпение есть «матерь всех благ»4.

Слава, Господи, долготерпению Твоему, слава Тебе! Будем приобщаться страстям Христовым (Флп.3:10), ибо это необходимый путь нашей нравственной жизни. «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр.12:1–2). «Аще терпим, с Ним и воцаримся» (2Тим.2:12). – Аминь.

* * *

1

Письма к Олимпиаде диаконисе. С.-Петербург, 1853, стран. 5.

2

Письма к разным лицам. С.-Петербург, 1866, стр. 33.

3

Ibid. стран. 117.

4

Ibid. стран. 121.


Источник: Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово в пяток первой недели Великого поста, при воспоминании страстей Господних. О христианском терпении. // Труды Киевской Духовной академии. 1908. № 4. С. I-XII.

Комментарии для сайта Cackle