протоиерей Василий Михайловский

Часть вторая

Глава первая

§ 56. О молитве и ее проявлениях

В. Что есть молитва?

О. Молитва есть возношение наших добрых мыслей и чувствований к Богу.

В. Нужна ли молитва?

О. Молитва также существенно нужна для души, как воздух нужен для жизни телесной.

В. Почему нужна молитва?

О. Во-первых, потому, что душа наша есть образ Божий в нас; следовательно, необходимо должна стремиться к Богу, а во-вторых, потому, что мы постоянно нуждаемся в помощи Божественной.

В. Как можно молиться?

О. Можно молиться трояко: во-1-х, только в душе, т. е. не выражая молитвенного настроения телодвижением, внешними знаками или голосом; во-2-х, можно молитву сопровождать и внешними знаками. В 3-х, бывает молитва только лишь наружная, без душевного расположения.

В. А как должно молиться?

О. Должно для молитвы иметь твердую веру в Бога, в Его Провидение, и нередко тотчас следует проявлять свою молитву и во внешних знаках. Истинный христианин должен прославлять Бога и молиться Ему не только духовно но и наружно.

Слово Божие говорит: «Прославляйте Бога в душах и телах ваших». (1Кор.6:20).

В. Когда должен молиться христианин?

О. Непрестанно, каждый час, каждую минуту. Так как молитва для души есть то же, что воздух для тела, а без воздуха тело жить не может; то, значит, и душа верующего должна быть постоянно занята мыслию о Боге или, что то же, должна постоянно молиться.

Св. Апостол Павел говорит: «непрестанно молитесь». (1Сол.5:17).

В. Возможна ли такая непрестанная молитва?

О. Возможна. Потому что под непрестанною молитвою не разумеется непременно наружное проявление своей молитвы, а разумеется постоянное памятование о Боге, об Его милостях к нам, об Его правосудии и постоянно твердая вера в Него. А постоянно помнить о Боге и среди обыденных занятий возможно. И все даже обыкновенные-то наши дела должны начинаться непременно с благословения Божия и благоговейно совершаться при полной преданности воле Божией.

В. Как называется молитва одна только наружная, без душевного расположения?

О. Лицемерною, фарисейскою. Господь Бог называет такую молитву напрасным трудом. «Чтущие устами только (без участия сердца) всуе (попусту) чтут Мя», говорит Господь. (Мф.16:8, 9; сн. Ис.29:14).

В. Какие внешние знаки употребляются и должны употребляться православными во время молитвы?

О. Во-первых, крестное знамение, во-вторых, стояние на молитве, наклонение головы, преклонение колен и земные поклоны.

В. Как творится православными и должно слагаться крестное знамение?

О. Слагают три первые пальца правой руки, т. е. большой, указательный и средний; потом при словах молитвы неторопливо возлагаются эти пальцы сначала на лоб, потом на грудь, потом на правое плечо и наконец на левое.

Непременно нужно при крестном знамении касаться и правого плеча и левого, а не делать его небрежно.

В. Что означает такое крестное знамение?

О. Мы слагаем первые три пальца правой руки в постоянное памятование о Святой Троице. Возложением крестного знамения на лоб, мы посвящаем наш ум Богу, и просим, чтобы Он освятил наши мысли. Возложение крестного знамения на грудь означает наше желание освятить наше сердце. Возлагается крестное знамение на плечи, в знак того, что мы Господу готовы посвятить все наши силы и душевные и телесные. А делая на себе знак креста, мы выражаем свою веру в то, что нашу душу Христос освятил Своими страданиями на кресте.

В. Что означает стояние на молитве?

О. Стояние на молитве выражает благоговейное положение просителя и лица благодарящего и славословящего подобно ангелам, стоящим пред престолом Божиим. Когда мы просим кого-либо из высоких людей, то, конечно, просим не сидя, а стоя.

В. Что означает наклонение головы?

О. Послушание и преданность в волю Божию.

В. А преклонение колен?

О. Сознание молящимся тяжести грехов и смирение.

В. А падение ниц и земные поклоны?

О. Это означает совершенное бессилие самого человека и неспособность без благодати Божией исправиться в жизни и более и более улучшаться.

Глава вторая

§ 57. О молитве Господней

В. Какая самая первая молитва в Церкви Христианской?

О. Молитва Господня.

В. Как она читается?

В. Разъясните ее в кратких словах.

О. Отче наш, Иже еси на небесех.

О, Отец наш небесный!

Да святится Имя Твое!

Помоги нам нашими святыми делами прославлять Тебя.

Да приидет царствие Твое!

Царствуй в нас христианах и во всех людях Ты, а не диавол.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Помоги нам исполнять Твою волю также усердно на земле, как исполняют ее ангелы на небе. Мы предаемся Тебе Господи.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Дай нам на сей и на всякий день все, что нужно для нашего существования как по душе, так и по телу.

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.

И прости нам наши грехи, по той мере, как и мы прощаем грехи людям, виновным против нас.

И не введи нас во искушение.

Не дай, Боже, чтобы кто-либо нас соблазнял и довел до греха.

Но избави нас от лукаваго.

Избавь нас от всего злого, от бедствия, от болезни к от злых дел и людей, а более всего от диавола.

Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

Мы просим всего вышеизложенного, потому что Ты, Боже, Царь, Владыка над всем (Твое царство всюду); потому что Ты можешь исполнить все, о чем просим (Твоя сила беспредельна), и Тебе, как Царю и Вседержителю, мы всегда воссылаем и будем воссылать славу. Аминь.

В. Какие мысли возбуждает в молитве Господней начальное слово: «Отче?»

О. Мы, грешные, называя Святейшего Бога Отцем нашим, должны обращаться к нему, как дети, с открытою душою, с покаянием.

В. А зачем каждый из нас, называя Бога Отцем, обращается к Нему не с словами: Отец мой, а «Отец наш?»

О. Это от того, что в молитве каждый христианин не должен просить добра лишь себе одному, но целому обществу истинно христианскому. Все мы составляем одну семью.

В. Что значит слово: «насущный?»

О. Нужный для существования.

В. Что же разумеется под «хлебом нашим насущным?»

О. Все, что нужно нам для существования и для развития как по душе, так и по телу.

В. А что нужно для существования и для развития нашего духа?

О. Во-первых – вера в Бога; во-вторых – молитва; в-третьих – любовь к Богу и к ближнему; в-четвертых – Святое Причащение и все другие спасительные Таинства; в-пятых – Слово Божие; в-шестых – христианское просвещение и истинное образование в науках.

В. А что нужно для нашей правильной жизни телесной?

О. Хороший воздух, пища, питье, одежда, жилище и вообще доброе здоровье.

В. С какою целию прибавлены в Молитве Господней слова: «как и мы прощаем?»

О. Это для того, чтобы мы перед молитвою сначала сами постарались ближним простить их обиды нам и чтоб только тогда осмеливались молить Бога о помиловании нас самих.

В. А что будет, если мы не будем прощать другим сами, а молитву эту будем читать?

О. В таком случае не получим и себе прощения от Бога. «Какою мерою мерите другим, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2), сказал Христос.

В. Зачем в конце Молитвы Господней прибавлены слова: «Яко Твое есть Царство» и проч.?

О. Этими словами молящийся выражает твердую уверенности в получении просимого, потому что Бог есть Царь и Всемогущ. Только по вере человека и подается ему просимое. «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29), сказал Христос.

В. Как же должно молиться?

О. Каждый из нас должен просить от Бога и себе и ближним нужное и полезное, должен молиться Ему с верою, нимало не сомневаясь (см. Иак.1:6–7).

В. Что значит последнее слово в Молитве Господней: «аминь?»

О. Слово: «аминь» вообще значит: да, так точно, действительно, истинно.

В Молитве Господней оно значит: да, я верую, я убежден, что Ты, Отец Мой Небесный, будучи Царем всего, и Всемогущим и Всеведущим и Всеблагим, можешь исполнить для нас все, о чем мы просим, если только просимое нами действительно нам нужно и полезно.

В. Почему вышеизложенная молитва называется Господнею?

О. Потому, что ее преподал Своим ученикам Сам Господь наш Иисус Христос.


Источник: Начальное обучение православной вере / Соч. свящ. Спасобочар. Тихв. церкви, в С.-Петербурге, близ Литейного Моста, на Выборг. стороне, Василия Михайловского. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и комп., 1876. - [2], II, 88 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle