архиепископ Варфоломей (Ремов)

О посте

1) Мерно, умеренно, посильно надо (поститься) и центр тяжести во внутреннем посте.

2) Надо смиряться, и если не поститься внешне, то пост внутренний обязателен всегда. А для него само еменьшее – нужно себя стараться по возможности уединить от впечатлений 1) внешних 2) и таких, каких бы могло не быть 3) и таких, какие могли бы рассеять.

3) Надо иметь великую мудрость, рассуждение, чтобы не расслабеть ни телом, ни духом – и трудиться и поститься в меру (…) по Божьи и в простоте.

4) Старец оптинский о. Моисей, еще живя в миру, умел так подвижничать, так постничать, что этого никто не замечал (…)

5) Воздержание – (…) от страстей, грехов и всякой скверны – единственный и постоянный путь восхождения души к лучшему, прекрасному своему достоинству, истинному своему благородству.

6) Св. Церковь совершенно ясно и решительно предостерегает от одного внешнего поста. Если скверно поступают те, кто не брегут О внешнем посте, то нужно понимать, что потому-то и нужен внешний пост, что это есть одежда внутреннего, преготовление к внутреннему, истинному посту.

7) Возлюби истинный путь – благоприятный и богоприятный пост, в котором бы постился весь человек – и тело и его душа…

8) Это чудное действие поста – душа как-то орасправляет крылья, до этого связанные.

9) Конечно, естественно, что плоть изнемогала, так трудно ее поработить. Да, тело поет, только бы не душа.

10) Важнее же ударить по унынию и самолюбию, чем исполнить желание покончить с упокаиванием плоти, слабовольным потаканием чревоугодию.

11) Благослови, Господи, чтобы В.Пост прошел на пользу душе!

12) (о смущении угощением на 1-й седмице) А энергии-то сколько потеряно, не по-постному, ведь постный (1-й седмицы) ход жизни («режим») устава рассчитан на упразднение от дел обыденных.

13) Ты казнился в слабоволии, что пил и ел, а то бы надо казниться в самоволии. Ты стеснялся за обедом, – если бы по уставу, и стесняться не надо бы… Смиряйся, можешь и должен (петь) из-за «осла» своего.

14) Умеренность в еде вырабатывается, но с разумной постепенностью.

15) Лучше на людях есть или если у себя, то в положенное время.

16) (помысл «купить ли для сестры сладкого, но хорошо ли поощрять лакомство?») Нужно было, конечно, спросить, а рассуждать не так надо было. И в монастырях «и бывает утешение братии на трапезе»… Это доказательство против резонирования о неполезности.


Источник: Автобиография и письма архиепископа Варфоломея (Ремова). // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). – С. 361).

Комментарии для сайта Cackle