протоиерей Василий Михайловский

II. Учение несториан

Приступая к изложению самого учения нынешних несториан, считаем нужным сделать несколько предварительных замечаний.

1. Что Несторий был ересеначальник, и что учение его было язвою для душ христианских, это засвидетельствовали святые отцы Третьего Вселенского собора, проклявши ересь и анафематствовавши самого виновника ее. Но что такое нынешние несториане по отношению к вероучению? – На это очень трудно прямо ответить. Но по совести можно сказать, что они далеко не такие еретики, как их предки. Их скорее прилично было бы назвать раскольниками, чем еретиками. Сколько и можно судить по их разговорам с новейшими западными миссионерами и по их нарочитому изложению своего взгляда на Нестория и на отношение двух природ в Иисусе Христе, нынешние несториане не так ослеплены мыслями своего родоначальника, не воздают ему каких-нибудь особых почестей и нисколько не ратуют за его мнение о лице Иисуса Христа. Напротив, даже недовольны остаются, когда кто-нибудь из европейских путешественников назовет их несторианами, и в недавно представленном ими англиканской церкви проекте присоединения они охотно соглашаются с православным учением о лице Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, и готовы принять общепринятое в европейских христианских обществах слововыражение касательно догмата о соединении естеств в лице Иисуса Христа41. И такое явление в нынешних несторианах весьма не удивительно, если припомним, что забвению и оставлению учения Нестория нынешними несторианами содействовали бедственные обстоятельства несториан, а оттого и крайнее невежество.

2. Мы изложим только те пункты из несторианского учения, которые канонизованы и приняты несторианской современной церковью; а о ходячих и непринятых церковью мнениях упомянем мимоходом.

3. Почти единственным источником, при изложении главных пунктов вероучения несториан, служат ныне их богослужебные книги. Они имеют каноническую важность и значение при определении учения всей церкви несторианской, потому что утверждены поместными ее соборами, и доныне чрез каждые шесть лет поверяются на новом повременном съезде несторианских иерархов. А поэтому-то в богослужебных книгах можно и должно замечать голос всей церкви несторианской: пастырей и народа. Да и из богослужебных-то книг в отношении к учению только две заслуживают особого внимания: это – кудра, или круг служб на все воскресные дни в течение года, на Великий пост, на пост ниневитян, и гезза, или, что то же, сокровищница, содержащая службы на все праздники (кроме воскресных дней) в течение года.

4. Второстепенными источниками при изложении вероучения несториан служат сочинения некоторых несторианских пастырей.

К тем и другим мы и будем обращаться.

а) Учение о Святой Троице

«Бог Отец, Бог Сын, Слово и Бог Дух Святый – едино существо, един Бог в трех равночестных лицах, которые не имеют начала и которые не получили божества во времени (буквально: которых божественность не есть творение); Он есть существо вечно живущее. Когда Он положил сообщить послание о Своем существе, тогда Он сотворил» и проч. (Из первого канона, содержащегося в кудре, и назначенного для чтения на каждой воскресной утрени, за исключением воскресных дней Великого поста).

«О, Ты, живый и вечно единый, воля которого сотворила все твари видимые и невидимые, наш всемогущий Бог, наполняющий небо и землю, чудотворящий и милосердый, един, который заботишься о нашем роде; – Ты праведный Отец, вечный Сын и Святый Дух, невидимый по существу, непостижимый, дивный в делах своих, нетленный, бессмертный, вездесущий, но никем и нигде не постигаемый, которому служат ангелы и люди духом и истиною». (Из молебна, совершаемого во второй день ниневитского поста, – в кудре).

«Христос, посылая апостолов Своих на проповедь, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Слово имя указывает на единство существа трех лиц, a последняя часть изречения – на равенство лиц в этом едином и самобытном Существе». (Из службы в день Рождества Христова, – в геззе).

Замечательна мысль касательно догмата о пресвятой Троице, высказанная несторианским патриархом ХІV века. В конце 4 главы первой части своего «Jewel» он говорит: «когда мы говорим о Боге, что Он невидим, непостижим, неизменяем, то этим мы не определяем Его, что Он есть, а только указываем, что Он не есть».

б) Учение об Иисусе Христе

Главный пункт учения, который отличает и отделяет несториан от других христиан, это – учение о лице Господа нашего Иисуса Христа. В учении этом заслуживают особенного внимания и составляют большое затруднение встречающиеся в несторианских книгах выражения: «две ипостаси» (ὑπόϛασιϛ) и «одна парсона» (parsopa, или πρόσωπον)42. Оставляя в стороне филологические тонкости, представим само учение, так как оно излагается в богослужебных книгах, которые единственно и должны быть названы символическими книгами нынешних несториан, и тогда ясно будет, в какой мере нынешние несториане заражены ересью древнего Нестория.

«Благословен едине милосердый, сохранявший жизнь нашу чрез пророчества; потому что Исаия видел очами ума своего Деву чудесно рождающею и Мария без мужа родила Еммануила Сына Божия. Он зачался в Ея утробе наитием Святаго Духа для того, чтобы быть достопокланяемою обителью и храмом для лучей Отца – в едином Сыновстве; человечество, воспринятое Им в минуты Своего чудесного зачатия, Он соединил с Самим Собою во едину честь, дабы таким образом исполнить все свои намерения о спасении людей, так как Ему угодно. Един есть Мессия, двум природам которого все покланяются, который, по своему божеству, раждается от Отца предвечно, а по человечеству родился от Марии во исполнение времен, приняв от нее тело. Божество Его не от существа матернего, равным образом человечество не от существа Его Отца, но природы и субстанции существуют в одной ипостаси сего сыновства. Как в Боге три лица естество одно, так сыновство Сына из двух природ и одной ипостаси (parsopa). Святая церковь так учит нас исповедовать Сына, который есть Мессия. Посему, Господи, мы покланяемся Твоему божеству и Твоему человечеству, не разделяя их; потому что держава Отца и Сына и Святаго Духа одна, одно владычество, одна воля и одна слава» (Антифон, взятый из «кудры», который произносят во все время от первого воскресенья Филиппова поста до самого Богоявления)43.

«Благословенна Ты, Дева, дщерь Давидова, потому что на тебе исполнились все обетования, на тебе осуществились все пророчества, поелику ты чудесным образом, без мужа, пребывая Девою, зачала и чудесным образом родила Мессию, Сына Божия, как было написано. Святый Дух образовал Его в Тебе, и Слово соединилось с Ним, без смешения или превращения; природы остались неизмененными, а так же и существенные качества той и другой. Божество и человечество существуют в одном лице сыновства» (Из геззы – в службе на Рождество Христово)44.

Тот, который, по своему самостоятельному бытию, есть совершенный Бог, Слово, обильный в сострадании к нашей немощи восприял на Себя наш образ, который бы был храмом для Его божества... Кто в состоянии объяснить это чудесное рождение? Мы так славим, так веруем и исповедуем, как научены, так что если бы и ангел с небеси пришел к нам и стал нам сообщать другое учение, нежели какое преподано нам в Евангелии, то мы, не слушая и его (ангела), никогда не отвергли бы ни человечества Его (Сына Божия), ни того, что Воплотившийся, по божеству Своему, не мог страдать» (из кудры – в службе на 5-ю неделю Вел. поста)45.

«Он (Иисус Христос) был в лоне Своего Отца прежде всех миров и веков, будучи истинным Богом».

«Он пришел к нам во исполнение времен, восприял на Себя нашу плоть и тем искупил нас, будучи истинным человеком».

«Пророки видели Его в видениях, и праведные изображали Его, как истинного Бога».

«Он был во утробе 9-ть месяцев, и родился как истинный человек».

«Ангелы восхваляли Его, потому что Он Бог».

«Он был положен в ясли, как человек».

«Звезда указала на Него, как на Бога».

«Он кормился грудью, как человек» и т. п.46

(Из геззы – служба на Рождество Христово).

«Мы уверены, что Мессия один при двух естествах, и две природы (субстанции) существуют в одной ипостаси, или личности сыновства, потому что природы не смешиваются, точно так, как и их качества или свойства. Божественная природа соединилась (буквально: облеклась) с человеческою, которая чрез это получила равенство во своем, в почитании и хвале, потому что они обе соединяются в одном лице (parsopa – πρόσωπον); но так как субстанции между собою различны, то слияние их и невозможно47.

Животворящий Дух действовал при Его пречистом зачатии и дал Младенцу тело и члены силою Божией и соединил Его (Сына Божия) с Ним (Младенцем) в одно неизменяемое личное достоинство» (Из геззы – в службе на Рождество Христово)48.

Частая встреча слов «жилище», «храм», «вместилище», «одежда», которые в богослужебных книгах несториан употребляются для определения отношения Сына Божия к воспринятому Им человеческому естеству, с первого взгляда, по-видимому, выражает ту мысль, будто единородный Сын Божий выбрал одного человека и потом поселился в нем, но на такое толкование не дает права учение самих несториан: «когда ангел возвестил Деве, что ее чудное зачатие будет по действию Святаго Духа, тогда она поверила, что это сбудется. И в то самое время Слово образовало для себя в ней приличное тело и сделало его своим храмом, но не так, что Он сначала образовал тело, а потом поселился в него... нет; Он воспринял в свое бесконечное существо человеческую природу во всей ее первобытной цельности и полноте, образовал душу и тело, и в самый момент их образования сделал их своею собственностью, так что они уже не были ничем другим, как только Его собственностью, и не существовали сами по себе, а только в Нем и с Ним, будучи такою же Его собственностью, как и Его божественная благость, или Его вечное сыновство, или Его совершенное подобие Отцу». (Из геззы – служба на Рождество Христово)49.

Представленные свидетельства об Иисусе Христе заимствованы нами из богослужебных книг. Но для полноты мыслей нынешних несториан о главной существенной разности их от прочих христианских вероисповеданий, мы изложим здесь общий проект присоединения несториан50, представленный ими в нынешнем столетии иерархам англиканской церкви.

«Узнали мы, что примас и епископы апостольской церкви в Англии благорасположены к нам ради имени Христова, носимого нами между неверными, и желают восстановления того прочного единения и обобщения между нами, о котором повелел Господь и Спаситель наш пред страданиями своими, но которое нарушено было между несторианскою церковью и всеми другими апостольскими церквами (последовавшими соборам Эфесскому и Халкидонскому) еще с пятого века.

«И поелику это желание церкви англиканской доброе и христианское, то и мы желаем того же не меньше их, и можем видеть много благодеяний, которые, по милости Божией, будут оказываться нашей несторианской церкви и народу от союза братского единения с англиканскою апостольскою церковью и народом; и, кроме того, мы знаем, что англиканская церковь, по учению и богослужению, более согласна и сходна с нашею церковью, чем какая-либо другая церковь51, исключая только пункт, произведший начальное разделение, потому что в этом англичане согласны с римским папою и греческим патриархом Константинополя и с халдеями, ныне соединившимися с папою, живущими на ровной долине по берегам Тигра».

«При таком положении дела, так как нет никакого иного средства произвести единение церкви англиканской с несторианской, как только изъяснить тот один пункт и обеим сторонам на будущее время согласиться касательно одинакового учения и слововыражения (без чего невозможно действительное единение); то поэтому мы попытаемся, с Божией помощью, исследовать это затруднение и обратимся к Господу со смиренною молитвою, чтобы Он просветил очи умов наших и не попустил тем, которые между собою братья по расположенности и любви, оставаться в разобщении на будущее время вследствие ли недостатка понимания, или по двусмыслию и неопределенности слововыражений».

«И так, поелику, по нашему мнению, это неоспоримо, что не может быть двух истин, противных одна другой, ни двух вер, но существует один Господь, одна вера, одно крещение: то следует, что, во-первых, или различие между апостольскими церквами, принимающими соборы Эфесский и Халкидонский, и церковью несторианскою, еще доселе отвергающею эти соборы, не важно само по себе и не относится к вере; или, во-вторых, которая-нибудь сторона еретичествует, отпала от истинной веры; или, в-третьих, вообще не существует на самом деле разницы той, но лишь только недоразумение в словах».

«Чтобы такой вопрос сам в себе был не важен и не относился к спасающей вере: так в настоящее время никто не может думать. Несправедливо, по нашему мнению, считать все остальные, за исключением несторианской, апостольские церкви, принимающие соборы Эфесский и Халкидонский (в чем согласны между собою и латиняне, и греки, и англичане) еретическими. Потому что, хотя несправедливо определять истину числом ее последователей, все-таки мы не можем, без крайней невероятности, предположить, что Господь попустил почти всем своим церквам сделаться еретическими и отступить от истинной веры вследствие соборов Эфесского и Халкидонского, и чтобы после того Он постоянно увеличивал число еретиков, попустил им совращать множество народов и распространяться по всему миру в течение 1400 лет, так что они в настоящее время насчитывают у себя около 240 000 000 душ христианских, между тем как истинной и православной церкви52 попустил замкнуться в горах Курдистана, быть гонимою от неверных и едва ли иметь у себя более четырнадцати епископов и 70 000 душ53. Думать так, по нашему мнению, не основательно. А с другой стороны, и англичане не могут нас укорять за ту мысль, что Бог, столь чудно хранивший нас в течение 1400 лет, со времени нашего отделения от остальной церкви, не совсем покинул или отверг нас, и не допустил нас окончательно впасть в какую-нибудь неисправимую ересь».

«Поэтому, принимая во внимание, что, с одной стороны, мы не говорим того, будто все прочие апостольские церкви, существующие по вселенной, мертвы и отпали от истинной веры; а с другой стороны, не предполагаем же и того, что наша собственная церковь, хотя маленькая, оставлена Богом за вину в ереси, – мы заключаем, что различие между нашею несторианскою церковью и прочими апостольскими церквами, принимающими соборы Эфесский и Халкидонский (правда, это еще спорный вопрос) на самом деле состоит в недоразумении слов, а не составляет истинной разности в существе веры вообще54.

Поэтому мы охотно допускаем, что, когда церковь римская, или британская, или греческая говорят согласно с определениями соборов Эфесского и Халкидонского, что «в одном лице Христа, Господа нашего, два естества», и когда мы говорим, как будто вопреки определениям соборов, что во Христе два естества, две субстанции и одно парсона (πρόσωπον – лицо); то и те, и другие из нас вообще означают одно и то же. А при таком положении дела нам остается рассмотреть вопрос: которое слововыражение из этих двух на будущее время следует принять всем вообще церквам, при восстановлении единения? Всем ли другим апостольским церквам следует оставить их собственное слововыражение и принять наше? или нам нужно принять ихнее? Признаемся, мы, конечно, не можем рассчитывать на то, чтобы они приняли слововыражение нашей церкви и устранили свое собственное; напротив, скорее нам придется пожертвовать своим и принять их слововыражение. Потому что, если нам придется на будущее время выбрать терминологию для выражения общей нашей веры, то благовиднее и благоговейнее предпочесть ту, которой Бог так, видимо, покровительствовал и споспешествовал в течение многих веков, и, кроме того, разумнее нашей несторианской церкви принять терминологию всех остальных апостольских церквей (за исключением монофизитов), чем всем другим христианам вселенной следовать нам, столь малочисленным.

Поэтому мы охотно предлагаем и соглашаемся на будущее время принимать определения соборов Эфесского и Халкидонского, из святцев и наших церковных книг удалить имена Нестория, Феодора и других, которых вся остальная церковь (христианская) может быть, анафематствовала по именам; а также изгладить или выпустить все те места из чинопоследований церковных, в которых встречаются слововыражения, противные слововыражению прочей церкви и соборам Эфесскому и Халкидонскому.

С другой стороны, мы просим наших братьев, англиканских епископов, умоляем и прочие апостольские церкви, всегда следовавшие соборам Эфесскому и Халкидонскому, чтобы те предоставили нам свободу думать о личности Нестория, Феодора и других, как нам желательно, – так, чтобы анафематствование их заблуждений, произнесенное соборами Эфесским и Халкидонским, не обязывало нас анафематствовать личности их; но да будет позволено нам думать, что или Несторий или другие не поняли и действительно не намерены были держаться тех ересей, которыми они отягчены. Главным образом мы желаем, чтобы нас освободили от анафематствования наших отцов; и хотя мы согласны вперед не употреблять их слововыражений, но да позволено нам будет думать, что слововыражения, от которых мы теперь отказываемся, они употребляли в смысле не необходимо противном истинной вере, утвержденной соборами Эфесским и Халкидонским»55.

в) Учение о Божией Матери

Правильно также смотрят нынешние несториане и на Матерь Божию. Вот слова одной стихиры, составленной в честь Божией Матери.

«Кто может постигнуть умом и высказать и уяснить тайну в той Пречистой, Святой, Пренепорочной, священной, не познавшей мужа, Приснодевы, которая освящена была от чрева и от утробы была избрана быть храмом, жилищем, престолом, палатою присносущного Бога? Язык человеческий не в силах прославить Матерь Господа и ангелов и людей» (из варды – чтение в богородичные праздники)56.

г) Учение о Святом Духе

«Верую во единого Духа Святаго, Духа истины, от Отца исходящего, присноживущего Духа» (Из никейского символа, употребляемого в трех литургиях у несториан).

Новейший исследователь учения несториан, англичанин Баджер, в своем сочинении «The Nestorians and their rituals», силится доказать, что несториане веруют в исхождение Духа Святого и от Сына, и в доказательство своей мысли он приводит одно место из сингидо, где патриарх несторианский Иешуа говорит, что Дух Святый «происходит от Самосущего, и есть изведение сущности Отца и Сына»57. Мы со своей стороны скажем, что: а) это выражение патриарха может быть объяснено в пользу доказательства только единосущие Св. Духа с прочими лицами Св. Троицы; b) голос одного лица, хотя бы то и патриарха, не может служить выражением учения несторианской церкви, в которой только соборным определением приписывают характер непогрешимости; кроме того: с) патриарх Илия, живший после Иешуа, исчисляя разности между римскою церковью и несторианскою в письме к папе Павлу V, замечает: «господин папа вместе со всеми патерами великой церкви римской учит, что Дух Святый исходит и от Сына; а мы исповедуем, что Дух исходит от Отца»58 d) другие новейшие путешественники, даже члены англиканской церкви, говорят, что, «по учению несториан, Дух Святый исходит только от Отца»59. Но, что особенно замечательно, е) издатель сочинения Баджера на высказанную сим последним ложную мысль говорит: «если бы Баджер хорошенько познакомился с спорным пунктом о Filioque, то, быть может, он иначе написал бы этот параграф (2-й IX главы): хотя отрывочные выражения из разных богослужебных книг могут быть приведены в пользу учения об исхождении Святого Духа и от Сына, но то несомненно, что исхождение Святого Духа от одного Отца несториане так же строго сохраняют, как и другие восточные христиане, потому что в этом латинском нововведении никогда не обличала их православная восточная церковь»60.

д) Учение о таинствах

Несториане и ныне, как и всегда было, признают 7 таинств; но нынешние несториане остались верными учению древности только по отношению к числу (7) таинств. А когда приходится несторианским епископам нашего времени пересчитать их: то в названии и определении их эти бедные и жалкие за свою необразованность священнослужители очень расходятся между собою. Иные епископы, насчитавши 4 таинства: священство, крещение, миропомазание и причащение, решительно затруднялись досчитать остальные три. Иные же (Мар Иосиф, Мар Иоанн; епископ Ямалавский), в числе семи таинств, принимаемых греческою церковью, вместо «елеосвящения», ставили «освящение церквей»61. А иные, наконец, так насчитывают 7 таинств: 1) священство; 2) крещение; 3) миропомазание; 4) евхаристию (приношение тела и крови Христовой); 5) покаяние; 6) святой хлеб и 7) крестное знамение62.

На основании богослужебных книг и отеческих писаний несторианских, мы изложим догматическое учение тех таинствах, которые утверждены поместными соборами несторианской церкви.

е) О крещении

Всякий, крестившийся во Христа водою и Духом, во Христа облекается, дабы вместе с ним царствовать в небесных обителях (служба на Богоявление, в кудре) «Вышедший из воды, вышел от смерти, облекся во Христа, облекся в Св. Духа, при просвещении которого он облечется вечною жизнью», (там же)63.

ж) О миропомазании

Что миропомазание в богослужебных книгах и в практике считается таинством, это видно из молитв, которые читаются при освящении мира, а так же из слов, произносимых при помазании миром: «Залог Св. Духа»64.

з) О причащении

«Приступим и от духовной трапезы приобщимся тела и крови Христовой во оставлении грехов, потому что это есть великое таинство, низводящее благодать – залог бессмертной жизни. С благоговением причащающийся от нее получает прощение, делается наследником царствия, как сказал Господь наш. Приступите, грешные, и приобщитесь этого таинства, чтобы чрез него получить жизнь и оставление грехов; оно есть великое таинство, содержащее все блага и подающее их достойным того. Приступим с чистым сердцем, да получим прощение, и мысли наши просветятся и скверны наши смоются». (Служба в 1-е воскресенье Ильинского поста)65.

и) О покаянии

«Род человеческий слаб, весьма наклонен к злу и едва ли возможно, чтобы он не подвергся духовным болезням; поэтому установлено священство для исцеления. Не требуют здравы врача, но болящии; не приидох призвати праведные, но грешные на покаяние. Притча о блудном сыне, сотне овец и двух должниках назначены возбудить надежду грешников и отверсть им двери покаяния, которые вводят на небо и дают небесное блаженство. На это указывает судьба Петра после его отречения от Христа, – Павла, после его преследований, женщина-блудница, мытарь, разбойник на кресте. Поэтому-то и верующие, когда они, по слабости человеческой природы, обнаруживающейся в ее отступлении от правого пути, бывают побеждены грехом, должны идти в христианскую врачебницу и открыть свои недуги духовным врачам, чтобы чрез покаяние получить врачевство своей душе, затем приступить и приобщиться вечери Господней в чистоте согласно с наставлением, знаменитого учителя, которая пишет: «Господь наш предал, врачевство покаяния духовным врачам, т.е. священникам, церкви. Поэтому, на кого сатана наводит язву греха, тот пусть идет и покажет свои раны ученикам премудрого Врача, который уврачует его духовными средствами» (в кудре – служба на первый день ниневитского поста)66.

к) О священстве

«Священство», по словам Иешуа, «имеет основание в словах Спасителя апостолу Петру: »Аз дам тебе ключи царства небесного. Паси овцы моя, а так же в следующем выражении: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, а имже держите, держатся. Благодать священства, – продолжает, он, – получается невещественным помазанием Духа Святаго чрез возложение рук». Даже посвящение диакона прямо называет таинством, и полученную благодать увещевает диакона сохранять в чистой совести67. Кроме того, высота и чистота жизни, какая требуется от желающего принять священный сан, и особенно торжественное священнодействие при посвящении все это доказывает, что священство не есть только простое служение.

л) О браке

Брак Иешуа называет, таинством и приводит, слова апостола: тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа и во церковь68. И в настоящее время в молитве над чашею во время венчания читается: «благослови сию чашу Твоих рабов и да почиет, Господи, Твоя благодать над нею"69.

м) Об елеосвящении

Что касается елеосвящения, то в нынешних несторианских богослужебных книгах о нем нет и помину. Не употреблялось оно и полтораста лет тому назад. Так свидетельствует об этом Ассеман70. Так, Георгий Арбеленский говорит, что в церкви для немощных и больных хранился в сосуде, называемом «рог», елей благодати – «oleum gratiae»71.

н) Об иконах

Баджер говорит, что у несториан «Нет икон, кроме так называемого им «греческого креста». Даже сильно противодействую их введению»72.

Положим, что у несториан нет ныне икон, кроме Креста Господня; но это не значит, как думает протестант Баджер, будто бы несториане вообще не признают и не терпят священных изображений. Нынешние несториане, как известно, внимательны в соблюдении древних обычаев, касающихся общественного богослужения. Следовательно, если в древности были в храмах несторианских иконы, то, значит, и нынешние несториане не стали бы нуждаться их, а с благоговением приняли бы и почтили их, если бы миссионерами были не протестанты. А из памятников несторианских видно, что несториане от принятия христианской веры и по распространении несторианской ереси почитали священные изображения и поставляли их в церквах для поклонения. Так, Марес несторианин говорит о соименном себе учителе несторианском, что он расписал храм иконами Богородицы и праведников, чтобы сердца верных, при взгляде на них могли просвещаться73. В 854 году несторианский патриарх отлучил от церкви врача Гонаина за то, что он не почитал образа пресвятой Богородицы74. В 1609 г. татары грабили несторианские храмы, уничтожали или выбрасывали из церквей крест и иконы»75. В 1724 г. жестокие курды разрушили церковь в городе Кафарзе и разбили икону мученика Азазаила76. Итак, прежние несториане никогда не гнушались иконами. Если же у нынешних несториан нет икон, то этому может быть причиною то, что там нет ныне ни одного живописца, подобно тому, как не было даже и в XIII веке, – в веке более благоприятном для несторианской церкви, – когда несторианка царица могульская Бина Катона, чтобы украсить свою церковь вынуждена была выписать из Константинополя двух живописцев77. Отсутствие икон у несториан может быть объяснено так же непрерывным рядом гонений и разрушением церквей от мусульман, подобно тому, как гонения первых трех веков христианства были виною того, что в весьма немногих местах христианского богослужения были священные изображения. Таким образом, отсутствие икон у нынешних несториан никак не объясняется их сознательной нетерпимостью священных изображений, а всего лучше бедственным положением» церкви и отчасти их невежеством, которое в этом пункте, быть может, поддерживается неблагонамеренными путешественниками европейского запада. При всем этом мы не можем не заметить, что несториане и доныне в молитвах призывает святых угодников Божиих.

«Мария, мати Царя царствующих, принеси вместе с нами молитвы Сыну твоему, да сподобит Он нас провести жизнь в мире и тишине, и да сохранит Он церковь и чад ее от зла» (из вечери на вторник, помещенной в кдаме).

«Святые, пророки, апостолы, учители, исповедники, мученики, священники и пустынники усердно молитесь Христу за всех нас, да вашими молитвами получим мы из Его сокровищницы удовлетворение на все наши прошения, какие полезны нам» (в кудре)78.

Между нынешними несторианами ходят некоторые заблуждения в делах веры и даже еретические мысли. К числу их заблуждений относятся: а) отвержение первородного греха; б) учение о бесчувственном состоянии душ по разлучении их с телом и т.п. Но эти заблуждения нельзя считать общей заразою несториан. Они не утверждены ни одним собором несторианских иерархов, а слышны бывают из уст немногих несториан.

* * *

41

См. «Nestorians and their rituals» by Badger, vol. II, p. 355.

42

Так как в православной церкви слово «ὑπότασιϛ» принято в смысле несторианского слова parsopa (πρόσωπον), то несторианское слово «ὑπόϛασιϛ» мы не без страха осмеливаемся переводить словами: «естество или субстанция», из которых последнее то, т. е. субстанция, по этимологии, совершенно сходно с ὑπόϛασιϛ (ὑπό–sub, σασιϛ– stantia).

43

Badger's v. II, p. 33.

44

Там же, стр. 34.

45

Там же, стр. 35.

46

Там же, стр. 35.

47

Там же, стр. 41.

48

Там же, стр. 47.

49

Там же, стр. 34 н 65, и Newman's Parochial sermons; v.III, serm. 12.

50

Badger's 2 т., стр. 353.

51

Так-то английские миссионеры умеют закрывать резкие разности между своею церковью и церковью несторианскою. Бедные несториане, живя в Персии, не имея, вероятно, возможности узнать устройство и учение православной церкви, ошибочно считают англиканскую церковь близкою к своей церкви, тогда как на самом-то деле к церкви православной церковь несторианская, по устройству, гораздо ближе, чем к протестантской или католической. Но как они уведят об этом без проповедующего?

52

Т. е. несторианской. Авт.

53

По словам «Русского Вестника» (авг. 1862 г. стр. 99), несториан на всем земном шаре около 150,000 душ.

54

Что ересь Нестория была существенно противоположна основному христианскому учению, в этом удостоверяет собор Эфесский, анафематствовавший ересеначальника. Но что такое нынешние несториане с своим вероучением? – это вопрос довольно спорный. Кажется, что нынешние несториане – жертвы невежества и обмана. Авт.

55

Badger's ѵ. 11, p. 356. Замечательно последнее обращение несторианских иерархов ко всем христианским апостольским церквам, а не к одной только англиканской. Святи их, Господи, во истину Твою! Авт.

56

Там же, р. 51. Сн. стр. 34.

57

Ibid. v. 11, р. 80.

58

Apud Strozzam «de dogmatibus Chaldaeorum» p. 17. Assemani «Bibliotheca orientalis» tom. III, par. 2, p. 234.

59

Smith's vol. 11, p. 380.

60

The 25 «Note» by editor of «the Nestorians» by Badger, p.425, v. 11.

61

Smith's v. 11, р. 388.

62

Badger's ѵ. 11, p. 150.

63

Badger's v. 11, p. 166.

64

О таинстве миропомазания будет сказано подробнее в изложении совершения таинства крещения.

65

Badger's ѵ. 11, p. 168.

66

Слова Map Иешуа и другого несторианского учителя, которого сам Иешуа называет знаменитым. «The Jevel» Badger's v.11, p.411.

67

Там же, р. 406.

68

«The Jewel» by Ieshua, par. IV, ch. VIII.

69

Badger's v. 11, p. 247.

70

«Biblioteca orient», T. III, part. 2, p. 276.

71

«Quaest de baptismo». 44, 48, 49 и 50.

72

Badg. v. II, p. 132.

73

In libro «Turris in vita S. Maris apostoli».

74

Abulfaragius in «Chronico Syriaco», p.438.

75

Продолжатель хроники Абулфарагия, cap.42.

76

Herbelot, p. 505.

77

Bibliot. orient. Assemani, Т. III, pars 2, p. 354.

78

Badger's v. 11, p . 138.


Источник: Нынешние несториане, их учение и богослужение. – Харьков : Унив. тип., ценз. 1865. – 108 с.

Комментарии для сайта Cackle