епископ Можайский Василий (Преображенский)

3. Притча о заблудшей овце (Мф. 18:11-13; Лук. 15:1-7)5. Притча о блудном сыне (Лук. 15:11-32)

Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь

4. О потерянной драхме (Лук. 15:8–10)

Сказав притчу о заблудшей овце, Спаситель непосредственно присовокупил к ней и другую, о потерянной драхме. Кая жена имущи десять драхм, аще погубит драхму едину, не вжигает ли светильника, и пометет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет (Лук. 14:8). «Какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату, и искать тщательно, пока не найдет?» В притче о заблудшей овце под пастырем разумеется Господь наш Иисус Христос. А в притче о потерянной драхме в образе женщины представляется Церковь Святая, основанная Иисусом Христом на земле для спасения людей. Драхма затерявшаяся есть монета из разряда мелких (в 15 к.). Под нею разумеется грешный человек, потерянный для Царства Божия. Светильник, который зажгла женщина, изображает свет спасительного Христова учения, которое вверено на хранение Церкви и ею преподается людям и в Священном Писании и Священном Предании. Женщина метет комнату со светильником. Церковь Святая животворит Духом Святым, пребывающим в ней, возрождающим и просвещающим верующих во Христа. Прилежное и тщательное искание изображает ревность Церкви к спасению людей.

Раскрыв притчу, мы можем изложить и смысл ее. В мире сем люди до пришествия Христа воистину были потерянными для Бога. Суеверия, идолослужение и неверие царили всюду. С ними рука об руку шли пороки, преступления и беззакония всякого рода. Но могло ли в людях заглохнуть совершенно сознание, что они «все роди Его», т. е. Бога, все имеют в душе своей печать и образ Царя. Пусть образ сей затемнился, сильно стерся, но не мог он совсем изгладиться. Блуждание, затерянность, удаление от Бога точно было как бы общим уделом человечества. Однако люди искали Бога (Деян. 17:27) и, не имея даже закона, законное еще творили, прислушиваясь к голосу совести (Рим. 2:15). Словом род человеческий уподоблялся потерянной драхме. Божия была эта драхма. Но потеряла ее Церковь подзаконная. Она не могла обнять всех людей, ибо и сил для сего не имела. Она сама была только прообразом истинной Церкви Христовой, оживотворяемой Духом Святым. Потому-то Церковь подзаконная как бы на себя берет вину в потери драхмы, т. е. человечества. Она не называет ее своею, ибо точно она была Божия. Но как временная обладательница, она, вследствие своей немощи, затеряла то, что было вверено на сохранение. Не все десять драхм были утеряны. Этого и быть не могло. Небожители, как члены Церкви, устояли в добре и никогда уже не могли отпасть от Бога, исключая падших еще до создания человека ангелов. Затерялось только человечество. Церковь проявила себя и свое дело искания в избранном еврейском народе. Но и здесь дело ее было несовершенно, искание потерянного не увенчалось успехом. Почему же? Потому, что темно было во все времена ветхого Завета. Свет светил тускло. Хотя тьма его не объяла, но она сама не рассеялась от Него. Но приходило к концу Богом определенное время блуждания человечества. Издали еще пророк Божий уже вещал: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию» (Ис. 20:1–3). О каком это свете говорит Пророк? Аз есмь свет миру (Иоан. 8:12), сказал Господь наш Иисус Христос о Себе Самом. О сем Свете и Пророк возвещал. Истинным Светом называет Его и Апостол (Иоан. 1:9), Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного (1Иоан. 5:20). Для просвещения людей и явился Сей Свет. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Люди малы среди разумных творений Божиих. Но в них напечатлен образ Бога. Посему-то Он и не пожелал, чтобы вконец погиб род человеческий. А средством к спасению его Бог избрал одно, Ему угодное, – посольство в мир Единородного Сына Своего. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в он, не погибнет, по имать живот вечный (Иоан. 3:16). И вот Слово, Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Иоан. 1:14). Воплотившись нас ради человек и нашего ради спасения, Сын Божий полагает основание Церкви Своей. Будучи Сам Светом, Он дарует ей свет слова Божия и обещает Духа Святого, каковое обещание и исполняет по вознесении Своем на небо. «Возвеселись, взывает пророк Исаия, обращаясь к Церкви, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами, и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании; ты забудешь посрамление юности твоей, и не будешь более воспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель твой – Святой Израилев; Богом всея земли назовется Он» (Ис. 54:1–5). Для Церкви, невесты Христовой, наступили счастливые времена. Возглавляемая Самим Христом и руководимая Духом Святым, она высоко поднимает светильник слова Божия и таинств для искания потерянной монеты Божией, заблуждающегося человека. Как женщина со светильником, она начинает выметать сор из дома, т. е. человечества. А сором этим были многоразличные виды заблуждений и беззаконий людей. Церковь свята, и члены ее должны быть таковыми же. Но человек сам своими только силами сделаться святым не может. Никто не чист от скверны; хотя бы един день жития его был на земле. Посему святая Церковь сама на себя берет заботу очистить, омыть и возобновить печать Царя на найденной ею драхме, т. е. человеке, уразумевшем тяготу своего безблагодатного состояния, в удалении от источника блаженства, истинного Бога. Но как человек уразумеет бедственность свою? Как уверует, если не услышит проповедника? Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь ко всем народам, заповедал им прежде научить, а потом уже крестить. Научить чему? Истинам веры. А самый главный предмет учения нашей христианской веры в том и состоит, чтобы открыть человеку, как Бог, Троичный в Лицах, возлюбил мир, и Бог Отец послал Сына Своего Единородного для избавления его от греха, проклятия и смерти и даровал Духа Святого для усвоения всех заслуг Христовых падшему человеку. Если человек всем сердцем уверует в Господа Иисуса Христа, то он и уразумеет свое бедственное положение. По притче благовестие о Христе грешным и заблудшим людям есть метение храмины со светильником в руках. Ведь и проповедники Христовой веры шли к евреям и язычникам со светом Христовым, который просвещает всякого человека, намеренно не закрывающего глаз, чтобы не видеть его. Во всю землю изыде вещания проповедников веры во Христа и в концы вселенной благовестие их. Всюду Церковь искала потерянную драхму, грешного человека, чтобы обратить его на путь правый и спасти. С Божией помощью, успех распространения веры христианской был воистину изумительный. Дело это было Божие, Бог Сам ему и споспешествовал.

Но когда метут комнату, особенно запущенную, поднимается пыль, доселе лежавшая на полу, и кружится в пространстве, пока снова не уляжется. Так было и в деле распространения христианской веры. Свет Христов осветил во тьме еврейской и языческой. Тьма света не любит. Пыль тоже не выносит спокойно метения. И вот сидящие во тьме люди поднимают руки на проповедников веры. Тьма обеспокоилась и ринулась всеми своими силами на свет. В первые же годы существования Церкви Христовой на земле, она подвергается гонениям со стороны иудеев. Апостолов Петра и Иоанна после исцеления ими хромого подвергают допросу в верховном судилище и бьют палками. Члены этого верховного судилища (синедриона) ложно обвиняют архидиакона Стефана в богохульстве и побивают камнями. Юноша Савл дышит угрозами против исповедников Христовой веры, пока сам не делается чудесно проповедником ее. В 44 году по Рождестве Спасителя, апостола Иакова Зеведеева, обезглавливают, а Петра сажают в темницу, угрожая ему тою же казнью. Только ангел Господень спас апостола от напрасной смерти до времени. Убиением Иакова, именуемого братом Господним, закончились гонения от иудеев. В 70 году Иерусалим был взят римлянами. Иудеи во множестве были побиты, или уведены в рабство. Но теперь дух тьмы вооружает против Церкви Христовой язычников, римских императоров и народ. Начинаются кровавые гонения с 64 года по Р. Христовом и продолжаются до Константина Великого, т. е. в течение почти трех веков. Но не угасила тьма света Христова. Церковь Святая продолжала свое дело искания потерянных и чрез крещение приводила их ко Христу. Языческая пыль стала улегаться. Она не пропала совсем, а поредела. По местам же Церковь вымела ее и окончательно. Заботы ее и до ныне направлены к тому, чтобы при свете Христовом продолжать отыскивание затерянных, заблудших и сидящих во тьме язычества, ересей и расколов. Пастыри Церкви учат, священнодействуют и управляют. Они или сами или чрез нарочито избранных людей распространяют веру Христову среди язычников, обращают к Церкви сектантов и наставляют в вере несведущих православных чад ее.

Господу нашему слава. Вот уже девять сот лет прошло с тех пор, как свет Христов воссиял на Руси родной. Языческая тьма уступила ему место. Мы обретены для Христа. Святая Церковь имеет радость за нас. Она, отыскав нас, омыла в таинстве крещения и совершенно возродила нас духовно. Образ Царя Небесного и подобие восстановлены в нас. В таинстве миропомазания мы получили печать дара Духа Святого. Теперь нам подаются и все духовные силы и средства к спасению души. Церковь уже не может нас потерять. Но зато мы сами можем потеряться для Церкви. В нас таится семя греха. При нерадении оно может и худой греховный плод произрасти. Нам прирожденна свобода воли. Она состоит в произвольном согласовании ее с волей Божией. А мы часто этого не понимаем, или, лучше сказать, своевольничаем. Человек творит грех и думает, что он свободен, не подозревая того, что кто творит грех, тот и бывает его рабом. Кто не хочет повиноваться и служить Единому Господу Богу, тот будет рабствовать многим господам. Грех не приходит один. У него обыкновенно бывает свита, спутники. Нужно ли это доказывать? Пьяница согрешает, когда предается пьянству. Но в пьяном виде, сколько он совершит грехов, за которые, отрезвившись, стыдится? Он сквернословит, буянит, кричит или поет неприличные песни, склонен драться, бить семейных и чужих и всякие обиды причинять. Нечего уже говорить о том, что любящий хмельное питие себя убивает, сокращая жизнь, этот неоцененный дар Божий. Так и всякий грех переплетается с другими. Вдумайтесь и проследите зародыш греха. Слов нет, семя его в нас есть. Но семя без почвы не даст плода. Если человек не допустит произрастания греховного семени, так оно и заглохнет. Иное дело если человек начнет угождать себе, свою волю творить. При наклонности ко греху, он легко поскользнется на погибельный путь. Грех возобладает его волею и будет господствовать над ним. Так грешник отступает от Бога, изменяет Церкви святой и опять становится потерянною драхмою. Но вина сего не в Церкви, а в самом человеке. Церковь не стесняет воли его. Она радуется, если человек оказывает сыновнее послушание ей и скорбит в противном случае. Но скорбь не угнетает ее. Церковь со своими средствами ищет опять грешника. Высоко поднимает она светильник слова Божия, чтобы человек узрел из тьмы греховной этот свет, воздвигает во время благопотребное мужей святых, учительных и чрез пастырей часто и многообразно увещевает грешников принести покаяние и исправить жизнь. Покаяние это превеликое и спасительное для нас таинство. Оно именуется вторым крещением. Последнее не повторяется. Великая беда была бы человеку без покаяния. Как он избавился бы от грехов, совершенных после крещения? Скажут, пусть бы и не грешил. Но это легко только сказать, а сделать очень трудно. Если праведник падает семь раз на день, то беспечный и нерадящий о спасении сколько раз упадет? А между тем грех, совершенный крещеным человеком, тяжелее того же греха, когда он совершается язычником. У последнего он является грехом неведения, а у христианина сознательным противлением Богу. Святой Апостол Петр так о сем пишет: «Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, (принявшие крещение) опять запутываются в них (грехах), и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Петр. 2:20–21). Ясно, братие, что нам остается делать, когда мы сознаем себя грешниками. Виновность наша пред Богом велика. Но милосердие Божие безмерно. Приидите, глаголет Господь, и истяжимся. И аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1:18). Багряный и червленый цвет берется как показатель тяжести грехов. И таковые-то грехи Бог обещает простить и душу убелить. Но помните, братие, что говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, в посте и плачи, и рыдании (Иоил. 2:12). Пост, плач и рыдания покажут степень сокрушения о грехах. Сердце сокрушенное приемлет Господь лучше жертв. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1Иоан. 1:9). С сердечным сокрушением о том, что согрешил, беззакония творил, неправдовал, соедини исповедания грехов пред священником. Он Богом поставлен для совершения Божественных таинств. Если священник разрешит, то будешь ты чист от грехов своих. Тогда святая Церковь как бы вторично обрела тебя. Для нее будет радость, как для женщины, нашедшей потерянную драхму.

Эта женщина, по притче, обретши созывает другини и соседи, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую (Лук. 15:9). Таково уже свойство радости. Она спешит проявиться вовне и с великим удовольствием сообщает о причине своего появления. Обрадованная женщина поделяется своею радостью с соседками и подругами. Очевидно, эти последние были с нею в дружбе и сочувствовали ей, а иначе ведь нельзя было и пригласить их порадоваться. Благополучие ближнего в последнем случае доставило бы им только печаль, а не радость. Таковы уже свойства зависти, вражды и ненависти. Но эти чувства бесовские. А Спаситель ведь изображал приточно радость Церкви. Все враги ее не пребывают в ней. Им она и не скажет о своей радости. Но у нее многое множество друзей небожителей. Они любят Церковь, ибо и сами ее члены, и скорбят ее скорбями и радуются ее радостями. Тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о единем грешнице кающемся (Лук. 15:10). Глаголю вам, говорит Господь. Это значит, верьте этому, не сомневаясь.

Но что же известно нам об Ангелах? Ангелы суть духи бесплотные. Они одарены от Бога умом, свободою воли и некоторым могуществом. Ум их гораздо выше ума человеческого, хотя также ограничен. Воля свободна в избрании деятельности. Но истинно свободными остались только добрые Ангелы, а падшие, называемые диаволами, стали рабами гордости с многочисленными видами зла. Степени могущества Ангелов зависят от меры приближения их к Богу и от воли Божией. Добрые Ангелы устояли в повиновении Богу и не могут уже пасть в грех. Величайшим наслаждением они почитают для себя петь, славить и хвалить Господа Бога. Это дело Ангелов есть плод свободного произволения и любви их к Богу. Любя Бога, они пребывают во взаимном согласии. Нет у них никаких страстей и греховных пожеланий. Наконец, великою любовью любят Ангелы и род человеческий. Не вси ли суть (они) служебнии дуси, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение, вопрошает св. Апостол Павел? (Евр. 1:14). Да, и мы, по учению слова Божия, знаем множество примеров, когда Ангелы являлись служить людям, возвещая им волю Божию. И каждый из нас имеет Ангела хранителя, верного наставника на путь спасения. Он радуется, когда мы не сбиваемся с этого пути, поддерживает и хранит нас от духов злобы. Но великую печаль доставляем мы ему, когда уклоняемся на стези греховные. Составляя с нами, христианами православными, единую святую Церковь со Христом во главе, Ангелы принимают участие в совершении таинств для освящения людей. В Божественной литургии служащий священник молит Господа Бога так: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины, и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим, входу святых ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих твою благость». И многие святые удостаивались видеть телесными очами Ангелов, сослужащими иереям при совершении литургии. Если же Ангелы так участливо относятся к нашему спасению, то как Церковь не сообщит им о кающемся грешнике? Как вести этой не примут с радостью святые Ангелы? А они между собою сорадуются. Так и исполняется слово Спасителя: радость бывает пред ангелы Божиими о единем грешнице кающемся. Радуются они тому, что человек излазит из тины греховной на спасительный берег, царство Божие увеличивается, и власть сатаны уменьшается. Нет воли Отца Небесного, чтобы кто из людей погиб. Печалят и Ангелов святых наши греховные, погибельные пути. Оставим же их, братие! Не станем медлить. Принесем Господу нашему покаяние, слезы и плач безотлагательно. Кто знает день смерти своей? Смерть за плечами стоит, да мы ее только не видим, и Бог удерживает ее от нанесения нам смертельного удара. Многие вчера были живы, а ныне уже покоятся на смертном ложе. Отлагая покаяние, мы можем и умереть нераскаянными. Да и что за греховная расчетливость: молодые, здоровые силы отдавать на служение греху и виновнику его диаволу, а ослабевшие от болезни или старости – Богу. Приятно ли будет таковая жертва Отцу Небесному? Нет, с юных лет и до старости, до самой, кончины будем Господу Богу служить. Если же согрешим в чем, будем приносить покаяние. Избави Бог от нераскаянности. Мы все знаем, что уготовано грешникам. Знаем и то, что избавит нас от вечных мучений. Это покаяние. О любезное и сладкое покаяние! Апостол Петр отвергся Христа, но горько плакал и каялся, а потому и получил прощение. Давид тяжко согрешил пред Господом, но слезами покаяния ложе омочил, и Бог оставил и простил беззаконие его. Ниневитяне во вретище и пепле каялись, и Господь отменил грозный приговор свой. И ныне Господь отпущает все грехи и беззакония кающимся грешникам. Великая милость, неизреченно Божие милосердие к людям. Мы оскорбляем Его, грешим, работаем диаволу, а Бог еще терпит нас. Мы живы. Но знайте, что и время жизни даровано нам для исправления. Начинается же оно с покаяния. Господь приемлет его от грешников, кающихся и прощает им грехи. Сему радуется Церковь, и с нею – и святые Ангелы. Ничто пусть не удерживает нас от спасительного покаяния. Избави Бог отчаяния и безнадежности. Такое чувство равно неверию. Ведайте, что никто столь не благ, как Господь Бог. Милосердию его нет предела. На это Господь Иисус Христос указал нам в своей притче о «блудном сыне».


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle