Источник

Великопостное душевное настроение

Поучение в празднование дня восшествия на престол Государя Императора Александра Александровича, 6-го марта, 1883 года.

Восшествие на престол по Календарю следовало бы праздновать 2-го марта; но так как этот день в сем году пришёлся в среду первой седмицы Великого поста, то празднование перенесено на следующий, т. е. на нынешний Воскресный день, или на неделю православия. Для чего перенесено? Для того, чтобы все знали, что господствующим настроением духа во дни первой великопостной седмицы должно быть чувство скорби и сокрушения о грехах, чувство покаянное, и что оно не должно быть ослабляемо другого рода чувством, которое свойственно празднующим такое великое событие, как восшествие на престол Главы государства, – чувством радости. Но, с другой стороны, надлежало дать возможность и этому святому чувству высказаться в надлежащей мере, и какое же время более благоприятно для сего, как не день Воскресный, по существу своему день духовной радости, невозбраняемой в сей день даже в Великий пост? – Что касается до остальных седмиц Великого поста, то за исключением страстной, торжество царских великих дней совершается по Календарю, хотя бы оно пришлось в будни. Это, впрочем, не значит, что в подобном случае не до́лжно иметь место великопостное покаянное настроение духа. Нет, оно не должно быть вытесняемо, а только умеряемо радостью царского праздника. Что покаянное расположение духа должно оставаться в нас при совершении великих царских празднеств в будничные дни помянутых седмиц Великого поста, это видно из того, что церковные службы в такие дни, допуская некоторые праздничные особенности, в тоже время не теряют великопостного характера. И это до́лжно сказать не только о царских праздниках, но и о таком великом церковном празднике, как Благовещение. Если оно случится в один из будничных дней Великого поста, то в сей день не отменяются коленопреклонения, чтение молитвы Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего», и триодные песнопения. Вообще вследствие того, что во дни В. поста господствующим настроением должно быть покаянное и скорбное, в эти дни даже чистые духовые радости допускаются в ограниченной мере, как это особенно открывается из устава относительно литургии. За исключением воскресных дней и суббот, в Великий пост не совершается полная литургия, потому что она есть выражение полного торжества нашего общения с Богом Спасителем нашим. Литургия Преждеосвящённых Даров, совершаемая по средам и пятницам В. поста, как литургия неполная, в значительной мере умеряет это духовное торжество, тем паче, что в первой части её дано не мало места покаянным коленопреклонениям при пении: «Да исправится молитва моя».

Но если с временем Великого поста, как временем покаяния и скорби о грехах, не вполне совместны даже духовные радости, и церковь находит нужным умерять их даже тогда, когда со днями Великого поста совпадают дни великих праздников, то судите, как несовместны с Великим постом мирские увеселения, особенно общественные, устрояемые музыкантами, певцами, лицедеями, скоморохами. Мы не раз говорили о предосудительности этих увеселений в великопостное время. Повторять одно и тоже грустно, да, пожалуй, и бесполезно. Не проповедь, a только власть может прекратить это зло. Скажем одно: участие в общественных увеселениях во дни Великого поста есть возмутительнейшее торжественное поругание церкви и её святых установлений, есть непростительное глумление над совестью ближних, из которых одни, немощные, соблазняются глядя на презрителей поста, и легко увлекаются примером их, другие огорчаются в виду людей, которые не только вопреки христианской совести не почитают грехом веселиться в то время, когда до̒лжно скорбеть и плакать, но ещё с пренебрежением относятся к этой скорби, на послушание церкви, призывающей всех к покаянию, смотрят как на предрассудок, достойный сожаления, и всенародному покаянию противопоставляют всенародные увеселения. Их презрение к Великому посту, к всенародному покаянию не тоже ли значит, как если бы кто, явившись на чьи либо похороны, не только ничем не выразил сочувствия членам семьи, оплакивающим смерть дорогого для них существа, во ещё стал шутить, плясать и скоморошествовать в присутствии всех? – Столь возмутительное поведение на похоронах, в высшей степени оскорбительное для плачущих о покойнике, чем лучше поведения людей, которые не только не принимают участия, хоть бы из приличия, в общественном покаянии и сокрушених о грехах, но наперекор господствующему в чадах церкви скорбному настроению духа, предаются необузданному веселью на спектаклях, часто безнравственных, в цирках, на музыкальных вечерах, – и в будни и под воскресные дни Великого поста? Возможно ли, чтобы это надругательство над постом не возмущало и не огорчало до глубины души людей истинно благочестивых, проводящих великопостное время в покаянной скорби?

Скорбь о грехах потребна христианину не в дни только поста, но и во всякое время. Каждый день и час грешим; потому каждый день и час должны сокрушаться о том, что грехами прогневляем Господа, – и этим сокрушением умилостивлять Господа, как умилостивил Его слезами скорби и покаяния мытарь, как возвратил благоволение к себе отца раскаявшийся пред ним блудный сын. Но если Господь во всякое время готов миловать кающихся грешников, то не наипаче ли умилостивляет Его покаянная скорбь о грехе во дни Великого поста, когда она бывает всенародною, когда в ней принимают участие все верующие? Как молитва тем угоднее Богу, чем больше молящихся единодушно в одно время, когда одни примером своим располагают к молитве других, когда каждый молится не за себя только, но и за других: так и подвиг поста, чем больше участвующих в этом подвиге в одно время, тем плодотворнее и спасительнее. Вспомните ниневитян, которые именно всенародным покаянием, всенародным плачем и постом отвели от себя гнев Божий, каким угрожал им пророк Иона.

Скорбящие и сокрушающиеся о грехах не должны, впрочем, забывать, что с этою скорбью и сокрушением должны быть соединяемы и другие способы умилостивления Господа. К числу их относятся дела милосердия. Чтобы преклонить Бога на милость, каждый должен быть милостив к ближним. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». «Суд без милости не сотворшему милости» (Иак. 2:13). Есть дела милости телесной и дела – духовной. Сегодня нам даётся возможность сотворить ту и другую милость. Сей день есть день добровольных пожертвований в пользу общества распространения православной веры между язычниками, обитающими в русском царстве и за пределами его – в Японии. Пожертвования сии пойдут на содержание миссионеров, т. е. веропроповедников, на содержание церквей и училищ в среде новообращённых христиан и на другие нужды православных миссий. Не откажем, братия, в сих пожертвованиях. Требуются пожертвования вещественные, но для целей духовных, самых возвышенных и спасительных. Ибо что может быть выше и спасительнее, как не дело просвещения светом Евангелия ближних, блуждающих во мраке языческого суеверия, как не распространение среди них Царствия Божия? Содействие этому святому делу есть духовная милость не только для тех, на просвещение которых собираются пожертвования, но и для самих жертвующих, ибо поддерживая вещественною помощью трудящихся в деле просвещения язычников, они участвуют в награде за их труды, по слову Христову: «приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приемлет» (Мф. 10:41). Да будут и на сей раз нескудны наши приношения, как они были нескудны в прежние годы.


Источник: Духовная пища : Сборник для религиоз. чтения / [Соч.] епископа Виссариона [Нечаева]. - 2-е изд. - Москва : Унив. тип., 1891. - [2], II, 410, II с.

Комментарии для сайта Cackle