епископ Виссарион (Нечаев)

Закхей, Симон-фарисей и блужница

Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость (власть) оставляти грехи: юже, душе, потщися подражати.

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим.

Согреших, якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы.

Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы (волосами) древних (прежних) согрешений рукописание Раздирающаго ея.

В последние дни Своей земной жизни Господь Иисус на пути в Иерусалим проходил через Иерихон. Здесь очень хотел увидеть Его Закхей, начальник мытарей, человек богатый, но во множестве народа не мог, потому что был мал ростом. И вот, забежав вперед, он взбирается на смоковницу, мимо которой надлежало проходить Иисусу. Иисус заметил его и сказал ему:

– Закхей! сойди скорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

Закхей поспешил домой и принял Иисуса с радостью. И, видя то, люди, презиравшие и ненавидевшие мытарей, начали роптать, зачем Христос зашел к грешному человеку. Закхей же сказал Господу:

– Господи! половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо.

Иисус сказал ему:

– Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19:5,8,9–10).

В истории Закхея-мытаря видим, с одной стороны, пример неизреченного милосердия Господа к грешникам, с другой – образец истинного покаяния. Тот, Кто пришел взыскать и спасти погибшее, взыскал Своей милостью человека, которого фарисеи и их ученики считали погибшим. Он знал, что на Него будут роптать за благосклонность к начальнику мытарей – следовательно, притеснителю из притеснителей, как им казалось; но, несмотря на это, Он торжественно выразил ему Свою благосклонность, чтоб все видели, что Он пришел не праведников, а грешников спасать, чтоб надеждой спасения ободрить всех грешников.

Много народу теснилось вокруг Иисуса на улицах Иерихона – но ни на кого Он не обратил столько милостивого внимания, как на Закхея. Ветви и листья смоковницы не укрыли его от взоров Иисуса. Закхей был бы рад услышать из уст Его только слово милосердия. Иисус сделал для него больше: Он удостоил посещением дом его и принес благословение не только ему, но и всему дому, всему семейству его. Ныне спасение дому сему, сказал Он, войдя в жилище Закхея.

Люди проходили мимо дома Закхеева и проклинали этот дом и живущих в нем, судили о них строже, чем о язычниках, хотя Закхей и его дети и домочадцы были чадами Авраама по плоти. Враги Закхея будут проклинать его и его жилище и после этого случая – но это проклятие не страшно ему: над ним и его домом почило благословение Божие с тех пор, как под кров Закхея вошел Господь Иисус со Своим миром и благодатью. Дом Закхея теперь стал Церковью спасаемых: на путь спасения вступили вслед за отцом семейства и его члены. До сих пор они были чадами Авраама по плоти, теперь они сроднились с ним по духу, по вере в Христа Спасителя, которую имел Авраам, видевший из дали веков день Христов и радовавшийся этому.

Чем Закхей мог заслужить столь великую милость Божию? Истинным покаянием. Может быть, и желание видеть Иисуса, пришедшего в Иерихрн, уже было плодом не простого любопытства, а покаянного душевного настроения. Закхей имел возможность знать, как милостиво относился Христос к грешникам и как грешники, взысканные Его любовью, обращались на путь покаяния и изменялись к лучшему в нравственном отношении. Эти проявления милосердия к ним Господа и их раскаяния трогали грешную душу Закхея и внушали ему – сначала, конечно, нерешительное – желание последовать примеру покаяния подобных ему грешников.

В первый раз ему казалось достаточно только видеть Иисуса, а там – что Бог даст, думал он. И вот ему удается увидеть Его. Желал ли, не желал ли при этом Закхей, чтобы и Христос его заметил, неизвестно. Но во всяком случае его не могло не потрясти до глубины души то, что Христос заметил его, что взгляд его, напряженно устремленный на Иисуса, встретился с Его взглядом. Во взгляде Иисуса заключается могущественная благодатная сила. Христос предрек Петру, что он отречется от Него. Малодушный апостол в страхе действительно отрекся от Него во дворе архиерейском. И обращься тогда, Господь воззре на Петра, и помяну Петр слово Господне, и изшед вон плакася горько (Лк.22:61–62). Взгляд Христа на отрекшегося ученика потряс его душу, и он горько заплакал.

Чувство раскаяния, но одновременно и надежды на прощение и помилование с силой пробудилось и в душе Закхея, когда взглянул на него Господь взглядом благоволения и сострадания. Но с еще большей силой чувство раскаяния и надежды заговорило в нем, когда он услышал слово Христово: сойди поскорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Милостивый взгляд и милостивое слово Христово произвели решительный переворот в душе начальника мытарей. Он положил твердое намерение оставить греховную жизнь, прилепился всей душой ко Христу и с радостью принял Его в свой дом. Этого мало: искренность своего раскаяния и благодарности ко Христу, взыскавшему его Своей благодатью, он засвидетельствовал тем, что тотчас дал обет пред Ним загладить свои грехи перед ближними – делами милосердия. Он объявил, что одну половину имущества своего раздаст нищим, а из остальной вчетверо вознаградит обиженных им.

Ни того, ни другого не требовал от Закхея закон Моисеев. В этом законе предписано только, чтоб незаконно присвоивший чужую собственность исповедал свой грех пред Господом и возвратил ее обиженному с прибавлением одной пятой части (Чис. 5:6–7). Закхей стал выше закона: обиженного им незаконным присвоением собственности он обязывается вознаградить вчетверо – и, кроме того, отказывается от половины своих законных стяжаний в пользу нищих. Таким образом, Закхей приблизился к тому нравственному совершенству, к достижению которого Христос не мог склонить одного богатого юношу, спросившего Его: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк.10:17).

Грешник, недугующий подобно Закхею пристрастием к земным стяжаниям! Постарайся по примеру Закхея вырваться из сетей этого пагубного пристрастия. Горе тебе, если не успеешь освободиться от них до смерти, если до самой смерти будешь служить корыстолюбию и мечтать о чувственных наслаждениях, подобно богачу евангельской притчи! Да устрашит тебя грозный приговор, поразивший этого богача: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20). Не доводи себя до подобного положения. Подумай о долготерпении Господа, продлевающего твою жизнь в ожидании покаяния от тебя и готового поступить с тобой так же милостиво, как милостиво поступил Он с Закхеем. Ищи увидеть светлое, благосклонное к кающимся грешникам лицо Иисуса с таким же усердием, как Закхей.

Закхеем, как и всяким мытарем, недовольны были его сограждане. Но Закхей сознался, что они справедливо были недовольны им, что своим корыстолюбием и обидами он заслужил их негодование. Закхей признал себя кругом виноватым. Совесть не давала ему покоя. Ее упреки были для него больнее упреков людских. Не мило стало ему богатство, часть которого он нажил неправдой. «Пропади оно совсем, – сказал он себе, – душа дороже всех земных сокровищ».

Скажи то же и ты, грешник, обуянный корыстолюбием, и припади к Иисусу с усердием Закхея. Воззови к Нему: «Не отврати лица Твоего от меня, призри на мя, как призрел на Закхея, и взором Твоей благодати ободри меня на подвиг борьбы с господствующим во мне пристрастием к земным благам, исцели меня от этого пристрастия, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея-мытаря». И милосердый Господь, призывающий к Себе всех труждающихся и обремененных, не только благосклонно примет твое раскаяние, но и вступит с тобой в более тесное общение, чем с Закхеем: Он войдет в дом души твоей в пречистых Тайнах Тела и Крови Своей, сроднится с ней священнотайно и наполнит ее радостью не менее чистой и великой, чем радость Закхея, принявшего в свой дом Иисуса. С этой радостью не сравнятся никакие земные радости. Дорожи ею, как залогом вечного веселья в Царстве Небесном.

Но она доступна только истинно кающимся. Истинное же покаяние состоит не только в сожалении о прежних грехах, не только в заботе о том, чтобы не возвращаться к ним, но и в ревности о заглаждении, по возможности, при помощи благодати Божией сделанных грехов поступками, подобными поступку Закхея. Если на твоей совести лежат грехи, подобные тем, в которых раскаялся Закхей, то дай обет сделать то же, что обещался сделать Закхей. С избытком вознагради обиженных тобой и недуг корыстолюбия врачуй не только нелюбостяжанием, но даже, если возможно, нестяжательностью.

В лице женщины, помазавшей Господа миром, явлен не менее трогательный, чем в лице Закхея, пример покаяния и милосердия Господа к кающимся. Она приходит в дом фарисея Симона, узнав, что к нему по его приглашению пришел Иисус. Иисус возлежал за столом, по обычаю иудеев, на левом локте, простерши ноги не под стол, а вдоль ложа. Женщина стояла у ног Иисуса и слушала Его учение. В ее руке был алебастровый сосуд с миром. Она плача начала обливать ноги Его слезами, драгоценнейшими мира, и отирать их волосами своей головы и целовала Его ноги и мазала миром.

Что, спрашивается, привлекло женщину в дом, куда она не была приглашена, и что побудило ее почтить Христа столь трогательными проявлениями любви к Нему? Вера в Него, в Его Божественное милосердие к грешникам, в Его власть отпускать грехи кающимся, умиротворять смущаемую ими совесть. Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк.7:50), сказал ей, отпуская ее, Христос. Женщина эта слыла великой грешницей – была блудницей. Но покаяние спасло ее от погибели. Любвеобильные речи, лившиеся из уст Иисуса, быть может, не раз и прежде ею слышанные, заронили в ее душу семя раскаяния. Пример подобных ей грешников, взысканных милосердием Христа, прощенных Им и исправившихся, утвердил в ней веру в Него и надежду, что и ей Он простит грехи, если она принесет покаяние в них, – и вот она у ног Его.

Господь не отверг знаков ее любви к Нему. Он знал, что они вызваны верой в Него как в Искупителя грешников, верой, для водворения которой Он явился в мир среди грешников. Она потому так горячо обливала Его ноги слезами и так усердно мазала их миром, что уверена была в милосердии к ней Господа. Прежде чем Он изрек слово отпущения ее многих грехов, она сердцем чуяла, что Он уже простил ее. Так была велика вера ее, и оттого так сильна была ее любовь к Нему.

Симон-фарисей соблазнился тем, что Христос дозволил прикасаться к Нему блуднице, и подумал, что если бы Иисус знал, кто к Нему прикасается, то отринул бы ее, что, стало быть, Он не пророк. Господь видел, что на уме у Симона, считавшего себя праведником и презиравшего грешников, и, обратившись к нему с речью, дал ему понять, как он ошибается, осуждая Его за благосклонность к грешнице. Эта грешница совсем уже не та, какой была до сих пор. Она раскаялась в своих грехах и заслужила прощение в них. И вот почему она так пламенно возлюбила Того, от Кого не сомневается получить это прощение. И как трогательно выражает она эту любовь!

По всему видно, что она возлюбила Его несравненно сильнее, чем Симон. И это в порядке вещей: чем больше благодеяние, тем, обыкновенно, живее любовь и благодарность к благодетелю. Должник, которому заимодавец простил долг в 500 динариев, гораздо больше полюбит, гораздо живее возблагодарит своего благодетеля, чем тот, кому прощен долг только в 50 динариев. На первого походит грешница, которой прощаются многочисленные и тяжкие грехи, на последнего – Симон-фарисей, который принял Христа в своем доме холодно, не оказал Ему обычных почестей, оказываемых почетным гостям: не омыл Ему ног, не поцеловал Его, не помазал Ему головы маслом.

Понятно, почему так поступил Симон: он считал себя праведником, которому почти не в чем просить прощения у Бога, – стало быть, нет у него и побуждений так любить Христа, как возлюбила его грешница. Ей, видно, прощаются многие грехи, судя по тому, что она возлюбила Его много, а кому мало прощается – намек на Симона, мнимого праведника – тот, понятно, и мало любит. Таков смысл всего сказанного Господом Симону. Затем, обратившись к жене, Господь рек ей:

– Прощаются тебе грехи,и этим дал ей знать, что она не напрасно надеялась на Его милосердие, возлюбив Его так много.

Возлежавшие с Иисусом начали говорить про себя:

– Кто это, что и грехи отпускает? Он же сказал грешнице:

– Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк.7:48–50).

Пример покаявшейся блудницы, прощенной и возлюбившей Христа, для многих из нас служит к обличению, для всех трогателен. Одни из нас ведут такую же зазорную жизнь, как и блудница, другие виновны в духовном блужении пред Господом, то есть в неверности Ему, в предпочтении служению Ему служение идолам страстей. Те и другие, подражая блуднице в грехе, не всегда подражают ей в покаянии, далеки от сознания своей вины пред Богом, не сокрушаются о том, что грехами оскорбляют Бога, не умоляют о снятии с них вины, о прощении долгов Того, Кто взял на Себя грехи мира, уплатил за них Своей Кровью и тем приобрел право прощать кающихся грешников, раздирать их долговые записи. Равнодушие к спасению, коснение в грехах – возмутительное! Как победить это равнодушие, как пробудить душу от этого коснения, как вызвать и поддержать в ней спасительную скорбь о грехах?

Блудница, покаявшаяся и возлюбившая Христа, была приведена к покаянию Его учением и примерами обратившихся к Нему грешников. Внимай и ты, душа беспечная и преданная миру, Его учению, читай и слушай Евангелие и убеждай себя идти путем опередивших тебя обращением грешников. Подобных примеров, если захочешь, в истории и жизни ты увидишь больше, чем могла видеть во время земной жизни Христовой обратившаяся блудница.

Удалением от мира и его сует ослабляй в себе пристрастие к нему, занимайся также самоиспытанием, размышляй о смерти, о Страшном Суде и геенне, а также о многообразных и бесчисленных милостях к нам Господа, которыми Он хочет вызвать в нас благодарность к Нему и благодарностью привлечь к Себе и которые мы используем во зло. Все подобные усилия смягчить душу, применяемые с постоянством и терпением, увенчиваются при помощи благодати Божией успехом: в душе открывается источник слез, и эти теплые слезы пусть она, как блудница, приносит ко Христу с той же сердечной любовью к Нему за Его милосердие к кающимся грешникам.

Скажи Ему: Слезы блудницы и аз предлагаю Тебе, Щедре: очисти мя Твоим благоутробием. Согреших, якоже блудница: яко миро, приими, Спасе, и мои слезы. Но не смущайся, если, несмотря на все усилия, тебе не даются слезы и ты не испытываешь сладкого умиления. Прими это лишение как наказание за твое долгое коснение в грехе, смиренно покорись воле Господа, не дающего тебе благодати слез, – и принеси Ему хоть желание слез, и это желание Ему не менее угодно, чем сами слезы, если оно соединяется с ревностью о подвигах богоугодной жизни и с любовью ко Христу.



Источник: Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библ. сказаний. М. 2009

Вам может быть интересно:

1. Сочинения. Письма. Жизнеописание митрополит Анастасий (Грибановский)

2. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

3. Современное состояние вопроса о значении расовых особенностей семитов, хамитов и иафетитов в деле религиозного развития этих трех групп народов профессор Александр Дмитриевич Беляев

4. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

5. Исагогика, или Введение в книги священного писания Нового завета Алексей Никитич Хергозерский

6. Наставление в Законе Божием протоиерей Аполлоний Темномеров

7. История Российской иерархии. Часть 6 – Ц епископ Амвросий (Орнатский)

8. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет. Том 2 – Книга четвертая. От разграбления монархий до падения Самарии профессор Александр Павлович Лопухин

9. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

10. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

Комментарии для сайта Cackle