епископ Виталий (Гречулевич)

О действии злых духов в роде человеческом, и победоносном противодействии им благодати Божией337

Повеле (Иисус Христос) духови нечистому изыти от человека (Лк. 8:29).

Страшную и утешительную истину напоминает нам

читанное ныне Евангелие. Страшно то, что у всех нас есть жесточайший враг, который непрестанно силится погубить человека, уязвляя паче всего душу его, а нередко, попущением Божиим, подвергая и самое тело ужасным мукам, – как это представляет и сегодняшнее евангельское чтение. Утешительно то, что как ни сильны действия врага рода человеческого, они всегда были ограничены; и тем более всякий христианин может одержать над ним совершенную победу, ограждаясь силой благодати самого Иисуса Христа, без повеления Котораго злые духи не могли войти даже в стадо нечистых животных.

Размыслим ныне, в свою душевную пользу, об этой важной истине.

Нельзя и предполагать, чтобы кто-нибудь из христиан православных, несомненно верующих божественному Откровению, мог сомневаться в бытии и действии злых духов. Ибо кто ж из нас не знает, братья христиане, что в мире, созданном от Бога совершеннейшим в своем роде, не другой кто-либо посеял зло и все бедствия, как дьявол, – бывший в начале мироздания одним из самых светлых духов, но за самолюбие и гордость, за дерзкое восстание против Бога и Творца своего, с некоторыми подчиненными ему духами, низвергнутый с неба в преисподнюю?

Вы знаете, братья, что, лишась дарованного ему в начале от Бога света и блаженства, лукавый, в ожесточенном озлоблении против Создателя, решился погубить любимейшее из Его творений, украшенное образом Его неизреченной славы, умаленного малым чем от Ангелов – человека! И он успел в коварном злоумышлении своем: ложью и обманом, дух злобы, поселившись в змея, склонил невинных наших прародителей употребить во зло дарованную им свободу, – преступить заповедь Божию, за что преступники, со всем своим потомством, обречены на изнурительные труды, тяжкие болезни и, наконец, на неминуемую смерть.

Однакож, среди самого этого злобного торжества своего, дьявол с ужасом слышит, что бесконечно милосердый в самом гневе Своем, Господь не до конца губит виновных, но все еще любезных Ему чад Своих, – слышит, что человекам дается надежда избавления, и вместе с тем предвозвещается конечная гибель соблазнителя их, – в обетовании, что Спаситель рода человеческого, благословенное Семя жены, сотрет вражескую главу змия искусителя (Быт. гл. 3)!

И вот, с новым ожесточением и сильнейшей злобой преследует противник Божий уже изгнанных из рая наших праотцов, и в самом первенце их успевает воспламенить жесточайшую зависть к его кроткому брату. Каин проливает кровь Авеля, не внемлет божественному призыву к покаянию, и, совершенно предавшись духу злобы, делается родоначальником нечестивого, богопротивного племени, которое, наконец, заразило своим нечестием и преданное Богу племя другого сына Адамова, благочестиваго Сифа.

Таким образом, зло, грех, удаление от Бога, а вместе с сим и власть дьявола – еще более вкоренились и распространились во всем роде человеческом.

Дивны судьбы Божии! Господь всесильный мог бы единым мановением Своим уничтожить врага-дьявола; но правда Божия требовала, чтобы виновник всякого зла и все согрешившие с ним злые ангелы соблюдены были под мраком в узах вечных, на суд великого дня (Иуд.6), когда исполнится мера их нечестия и нераскаянной злобы, и возгорится для них на веки неугасаемый огонь, во тьме.

Между тем, попустил Господь врагу искушать людей и привлекать ко злу, для того, чтобы чрез это самое вполне обнаружилось, кто истинно, нелицемерно и непоколебимо предан Богу и Спасителю своему, и кто в лице только благословляет Бога, тая в сердце своем богопротивное нечестие и развращение, – попустил для того, чтобы таким образом тем большую и блистательнейшую награду получили истинные чада Божии, и тем очевиднее обнаружилось бы пред всеми внутреннее отпадение от Бога и праведное наказание чад дьявола.

Всяку мерзость возненавиде Господь, и несть любезна боящимся Его, Сам из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения его: аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения. Предложил ти огнь и воду, и на неже хощеши, простреши

руку твою; пред человеком живот и смерть, и еже аще изволит, дастся ему (Сир. 15:11–17). Господь не желает ничьей погибели: не хощу, глаголет, смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу бити ему (Иез. 33:11); и потому, всеми возможными мерами, и гласом совести и внушениями верных служителей Своих, и временными бедствиями, отклоняет всякого от зла.

Когда же человек упорно стремится к злу и мало по малу совершенно предается льстивым внушениям дьявола, тогда погибель нераскаянных неизбежна: смерть грешников люта (Пс. 33:22)! Потребит Господь нечестивых, как бы ни было велико число их, – потребит всех, как одного человека! – Так было и с первым миром, преступившим против Бога и, в ослеплении от дьявола, забывшим Создателя своего.

Когда глас Божий, в течение более 120 лет, устами праведного Ноя побуждавший грешников оставить путь беззакония, не возбудил в них чувства раскаяния; тогда воды всемирного потопа смыли с лица земли нечестие, неомытое слезами покаяния, – и потребилась всякая плоть, от человека до скота, кроме верного Богу Ноя и бывших с ним в ковчеге (Быт. 7:23).

И это малое древо (Прем. 10:4), среди всеобщей гибели, спасавшее Церковь Божию в лице одного праведника и его благословенного семени, как сильно должно было поражать врага нашего, дьявола, среди нового торжества его о погибели человеков, – особенно же, когда после потопа и принесения Богу благодарственной и умилостивительной жертвы, явилась на небе радуга, знамение примирения!

Но неистощим в коварной злобе своей враг наш! В самом семействе Ноевом открылся человек, к сердцу которого он нашел себе прямой доступ: нечестивый Хам, уничиживший, вопреки внушению Божию, своего отца, и чрез то навлекший на себя его проклятие, сделался новым родоначальником нечестивых.

Но дух злобы теперь ясно видел, что и самые нечестивцы, усматривая повсюду еще свежие следы всемирной казни за безбожное забвение святой веры, не могут более сомневаться в бытии праведного Мздовоздателя, и потому, постепенно увлек их в другую бездну нечестия; он внушил им изменить славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (Рим. 1:23): распространилась тьма идолопоклонства! Таким-то образом, под видом идолов, дьявол стал удостоиваться от нечестивых не подобающей ему Божеской чести: ему воздвигаются жертвенники, ему приносятся жертвы!

Чтобы успешнее держать людей в заблуждении, враг дьявол – то поселяется в боготворимых истуканов, и прорицаниями своими, хотя часто лживыми, утверждает в суеверном народе власть свою, то действует в сынех противления (Еф. 2:2), к их собственной и общей гибели!

Но, по благодати Божией, в тоже время, на борьбу с нечестием, с делами тьмы и духом злобы, возбуждаются Богом истинные чада Его. И вот, начиная с отца верующих Авраама, который, по повелению Божию, оставил зараженные идолослужением дом, род и отечество, – открывается новая сильнейшая брань благодатного царства Божия, ограждаемого верой в грядущего Искупителя, с язычествующим царством миродержителя тьмы века сего!

На скрижалях священной истории явлены чада Божия и чада диавола (1Ин. 3:10) – так очевидно, что и разительнейших примеров невозможно перечислить здесь.

Изнемогали в борьбе с духом злобы и самые избранники Божии, всегда малые числом, и нередко падали; хотя праведник, аще и падет, не разбиется, но возопиет к Богу о помощи, и востанет! А что было бы с великим множеством людей малодушных, которые, по-видимому, и рады были остаться верными Богу истинному, но не могли устоять против искушений льстивого врага и злых козней его! Всем им угрожала конечная гибель!

Но укрепитеся, говорит Пророк, руце ослабленыя, и колена разслабленая. Утешитеся малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет, и спасет нас (Ис. 35:3–5).

И действительно, во исполнение времен, пришел в мир обетованный Спаситель человеков, долженствовавший стереть главу древне-злобного змия и разрушить дела дьявола (1Ин. 3:10). Он сам, Господь наш, претерпел искушение от дьявола, после сорокодневного поста в Иорданской пустыне, и победил его словом Божиим (Мф. гл. 4); и хотя во все продолжение общественного служения Своего роду человеческому, беспрерывно подвергался гонению, клеветам и ожесточенной злобе нечестивых иудеев, – явно, действовавших по наущению духа тьмы, но Своей святейшей жизнью, стяжав по человечеству благоволение Отца Небесного и чрезвычайное обилие даров Духа Святого, Он одержал над врагом совершенную победу, – видел сатану яко молнию с небесе спадша (Лк. 10:18), и, связав крепкаго (Мф. 12:26–29), торжественно возвестил: ныне суд миру сему, ныне князь мира сего (дьявол) изгнан будет вон (Ин. 12:31).

И точно, Христос Спаситель не только сам изгонял бесов, иногда целыми легионами, но и ученикам Своим даде власть, на дусех нечистых, да изгонят их (Мф. 10:1); и эту власть особенно утвердил за ними после того, как Своей, крестной смертью упразднил, победил окончательно имущаго державу смерти, сиреч диавола (Евр. 2:14), и по воскресении Своем послал их по всему миру, отверсти очи людей, да обратятся от тмы в свет, и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов, и достояние во святых, верою (Деян. 26:18).

Однакож, это обращение от области сатанины к Богу, из язычества в христианство, из служения духу тьмы в звание чад Божиих, очевидно, могло совершаться и совершается не иначе, как по добровольному отречению от сатаны и от всех дел его, и от всея гордыни его, тех, кои и по греху прирожденному, и по собственному нечестию, были живи уловлени от него, в свою его волю (2Тим. 2:26). И рабам Господним, благовествующим спасение, заповедано не иначе похищать у дьявола плененных им, как посредством кроткого вразумления самих же этих пленников: с кротостию наказуя противныя, еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети (2Тим. 2:25).

Но легко ли выпутаться из сетей дьявола? Правда, пораженный крестом Христовым, он сделался совершенно бессильным в поражении истинных чад Божиих, и уже не могут быть обидимы от сатаны те, которые не не разумевают умышлений его (2Кор. 2:11). Но, чем живее чувствует враг наш свое бессилие, тем более старается действовать хитростью, и потому брань его тем опаснее и пагубнее для неосторожных.

Видя разрушающимся свое царство, в смертельном поражении своем, – находясь, так сказать, при последнем издыхании, супостат наш с жесточайшей яростью употребляет все свои, изведанные веками, умыслы, все свои адские козни и всевозможные усилия, чтобы и удержать в своей власти свои исчадия, и совратить с истинного пути чад Божиих, или по крайней мере озлобить их самыми тяжкими испытаниями.

У одних ослепляет он разумы, во еже не возсияти им свету благовествования Христова (2Кор. 4:4); у других, для которых уже воссиял этот свет, – взимает слово Божие от сердец их, да не, веровавше, спасутся (Лк. 8:14), или же посевает плевелы, ложное учение, ереси и расколы, там, где Христос Спаситель, Его божественные Апостолы и св. отцы, посеяли доброе семя (Мф. 13:37), учение здравое, незазорное; то, наконец, с неумолимой злобой, действуя в сынех противления, – преследует гонениями и тяжкими бедствиями людей благочестивых, и всаждает верных воинов Христовых в темницы, да искусятся (Откр. 2:10).

Но не воздремлет, ниже уснет храняй новаго Израиля, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос! – Он хочет, чтобы и хранимые Им, верные последователи Его бодрствовали на страже своего спасения: «бдите убо, заповедует, и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41). Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом“ (Мк. 9:29). Победитель дьявола, облекши верующих в Него божественной властью наступать на всю силу вражию, хочет, чтобы они не только наступали на врага, как на побежденного уже, но и сами преодолевали его, – чтобы не только воспользовались плодами Христовой победы, но и сами соделались победителями и воцарилися со Христом: побеждающему, сказал Господь, дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победив, и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3:21).

Вот почему брань с дьяволом, с духами злобы, и в благодатном царстве Христовом не только не прекратилась, но сделалась, можно сказать, еще упорнейшей и тягчайшей, при обильнейшем даровании подвижникам Христовым божественных сил, яже к животу и благочестию (2Петр. 1:3). И хотя, по божественному обетованию Спасителя, врата адовы не преодолеют Церкви Христовой (Мф. 16:18); но всем чадам Церкви, как сам Господь, так и божественные Апостолы Его непрестанно внушают быть неослабными в борьбе со врагами спасения, которая окончится только с окончанием мира, – еще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник Христов, или антихрист, егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего: егоже есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой лети неправды в погибающих (2Сол. 2:8–10). .

Видите, братья, как упорно и непрерывно всегда действовал и действует враг рода человеческого на нашу погибель! Это ясно показывает, что его вражда против нас не есть случайная и временная, но началась еще в раю и окончится только пред вратами нового рая, уготованного в царствии небесном.

Напечатлеем же твердо в уме и сердце своем предостерегательное наставление св. апостола Петра: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Петр. 5:8). А чтобы сколько-нибудь понять умышления и действия сатаны против каждого из нас в особенности, заметим несколько слов из духовных опытов о действии злых духов победоносного подвижника Христова, св. Антония Великого!

«Злые духи, – говорит он, – различным образом стараются привлечь нас ко греху. Они скрывают как ненависть свою к нам, так и враждебные действия против нас; внушают нам богохульные мысли; побуждают сомневаться в истинах веры, чтобы привести нас к неверию; потемняют разум наш; рождают в сердце нашем порочные желания; повергают нас в уныние и отчаяние; возбуждают в нас гнев, рождают и укрепляют в нас склонность осуждать других, но всегда оправдывать самих себя; научают нас злословить ближних наших, ласково, и дружелюбно говорить с теми, к коим мы, по их же внушению, питаем сильную ненависть; показывают нам внешние недостатки ближнего, но скрывают от нас наше собственное внутренннее развращение; производят между нами распри и несогласия, когда мы, по их внушению, почитаем себя лучше других. Сверх сего, они побуждают нас предпринимать такие дела, которые превышают наши силы, и отклоняют нас от исполнения того, что для нас нужно и спасительно. Когда мы должны плакать, они побуждают нас смеяться: когда мы должны радоваться, они производят в сердце нашем печальˮ.338

Прочее же, братие моя, вещает к нам божественный Павел, возмогайте во Господе, и в державе крепости Его. Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским. Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началам, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся, оружия· Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира; над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий: всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве о всех святых (Еф. 6:10–18).

Отче наш, иже еси на небесех! Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго! Аминь.

* * *

337

Слово в Неделю 23-ю по 50-це, сказанное в Казанском соборе 15-го ноября, 1853 года.

338

Христ. чт., 1826 г., ч. ХХIII, стр. 180.



Источник: Санкт-Петербург. 1868.От Санкт-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Санкт-Петербург, июня 1 дня, 1868 года. Цензор, Архимандрит Сергий. Цензор, Архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Мои дневники. Выпуск 3 архиепископ Никон (Рождественский)

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 188. II. Догматическое учение его. ІІІ. Труды его для истории. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том II – Нравственные отношения и обязанности христианина в отношении к Богу протоиерей Николай Стеллецкий

5. Проповеди – Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна протоиерей Ливерий Воронов

6. История Российской иерархии. Часть 4 – Д епископ Амвросий (Орнатский)

7. Письма – 288. Господь примет твою молитву, если соединишь ее со смирением и послушанием преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

9. Русь Угорская Измаил Иванович Срезневский

10. Христианская апологетика. Курс основного богословия профессор Николай Павлович Рождественский

Комментарии для сайта Cackle