Источник

Отделение первое

I. О Боге едином по существу

Понятие о Боге

Главная, или правильнее, первая истина откровения есть та, что есть Бог, т. е. самосущий и всесовершенный Дух, – единый по существу и троичный по лицам, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого. Бог есть Дух, то есть простое, имеющее самобытную личность, Существо, в котором нет никакой вещественности, ни сложности, ни деления, ни перемены. Бог есть Дух (Ин. 4:24); Господь Дух есть (2Кор. 3:17); Божество не сложно; Оно все есть жизнь (Святой Иларий Пиктавийский).

Свойства или совершенства Божии и разделение оных

Что есть Бог Сам в Себе, или в чем состоит Его существо, сего объяснить никто не может. Но приспособительно к разумению человеческому указываются в откровении совершенства или свойства Божии.

Свойство Божии, рассматриваемые по отношению к бытию, суть: самобытность, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие; по отношению к жизни Божией – по уму всеведение и премудрость, по воле – свобода, всемогущество, святость, благость и правда, по ощущению – блаженство.

Самобытность

Самобытность Божия есть такое свойство Бога, по которому Он Сам по Себе существует необходимо и независимо ни от кого и ни в чем и всему дает жизнь. Сам Бог говорит о Себе: Аз есмь Сый, т. е. Я есмь, Который есмь (Исх. 3:14). Это означает, по изъяснению Св. Иоанна Дамаскина, что Бог в Себе Самом заключает всецелое бытие, и бытие всего прочего зависит от Него (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, стр. 32).

Вечность

Вечность Божия есть существование вне условий времени, без начала и конца, или что тоже, всегдашняя жизнь. В св. писании Бог называется вечным (Ис. 40:28), единым имеющим бессмертие (1Тим. 6:16). Блаженный Августин говорит: «почему Апостол говорит о Боге, что Он един имеет бессмертие, как не потому, что Он один имеет непременяемость, что Он один имеет истинную вечность (Рассуждения на Евангелие от Иоанна 23, 9).

Неизменяемость

Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог пребывает всегда один и тот же, как по существу, так и по действиям. Ни Сам Он, как самосущий, не принимает никаких изменений в Своем бытии, и никто и ничто не может иметь влияния на изменение Его существа или действий.

В священном писании ясно сказано: Аз Господь Бог ваш, и неизменяюся (Мал. 3:6); у Него же несть пременения или преложения стен (Иак. 1:17; Евр. 6:16–17).

Вездеприсутствие

Вездеприсутствие есть такое свойство Божие, по которому Бог не ограничивается и не стесняется никаким пространством и временем, но находится везде, всегда и во всем, не разделяясь и не смешиваясь с тварями, но всегда оставаясь простым существом. Священное писание говорит, что негде скрыться от Бога. Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? (Пс. 138:7, 10; Ам. 9:2, 3). Еда небо и землю не Аз наполняю? (Иер. 23:23, 24; слич. Прем. 19:21).

Св. Иоанн Дамаскин пишет: «надобно знать, что Бог не имеет частей; весь находится везде и всецело – не частью какой в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем и весь выше всего» (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. 13).

Если когда говорится в священном писании, что Бог живет на небесах, или пребывает в каких-либо местах на земле, то сим означается, что в сих местах действия и благодать Божия являются очевиднее и многократнее. На небесах, говорит Св. Иоанн Дамаскин, живет потому, что там Ангелы, творящие волю Его; на земле, ибо на ней во плоти обитал с человеками; в св. Церкви, ибо в ней преимущественным образом дается благодать Его верным и проповедуется слово Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-либо образом открывается благодать Бога, называется местом Его (Прав. исп. Вопр. 15, ч. 1).

Всеведение

Бог есть ум высочайший, обладающий ведением совершеннейшим. Бог знает и видит все вдруг и совершеннейшим образом, знает все, что существует, что может существовать, прошедшее, настоящее и будущее, знает все отношения существ сотворенных, все мысли и намерения людей, предметы самые великие и малые. Несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4:13; Пс. 138:1–3; 1Пар. 28:9).

Премудрость

Премудрость Божия заключается в совершеннейшем знании и избрании самых лучших средств для достижения целей Божества. В священном писании сказано, что Бог есть единый премудрый (Рим. 14:26; 1Тим. 1:17), что Он подает всем мудрость. – Господь дает премудрость и от лица Его познание и разум (Притч. 2:6; Иак. 1:5), и что весь мир есть дело и свидетельство мудрости Божией. – Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103:24).

Воля Божия

Воля Божия есть то свойство, по которому Бог хочет всем Своим созданиям единственно только блага и Свое хотение совершает без всяких препятствий и без всякого затруднения. Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхотел, сотвори (Пс. 113:11). Рече и быша, повеле и создашася (Пс. 148:5).

Принадлежности воли Божией

Принадлежности воли Божией суть: свобода, всемогущество, святость и правосудие.

Свобода

Свобода воли Божией заключается в том, что Бог имеет силу желать и действовать, не встречая ни в чем Себе ни насилия, ни принуждения.

Бог свободно сотворить мир, вся елика восхоте, сотвори (Пс. 113:11), Он совершает все только по изволению воли Своей (Еф. 1:11).

Причина всего, что Бог сделал, есть воля Его, говорит Блаж. Августин (на Пс. 134).

Всемогущество

Всемогущество воли Божией заключается в том, что Бог может делать все, что хочет и как хочет; но делает только сообразное с Его Божеством, ибо отречься Себя не может (2Тим. 2:13). Никто и не может воспрепятствовать или остановить на мгновение совершение хотения Его. Вем, яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже (Иов. 42:2).

Святость

Святость воли Божией состоит в том, что Бог действует только на основании высочайших побуждений к добру, в Нем Самом заключающихся, что Он одобряет в тварях только то, что в них согласно с Его Божественным, нравственным законом, т. е. только добро. Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. 11:44, 19:2, 21:8; 1Пет. 1:15, 16).

Благость

Благость Божия есть то свойство, по которому Бог есть Сам в Себе весь любовь и высочайшее добро и иметь беспредельную любовь к своим тварям, в особенности к человекам, и подает им столько добра, сколько они могут вместить. Бог любы есть (1Ин. 4:8). Благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144:9).

Благость Божия особенно открылась в искуплении падшего человека чрез воплощение, стращания и смерть Сына Божия, и в ниспослании Духа Святаго.

О сем явися любы Божия в нас, яко Сына своего Единородного посла Бог в мир, да живи будем Им (1Ин. 4:9). Не от дел праведных, их же сотворихом мы по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим (Тит. 3:5, 7; Ин. 3:16; Рим. 8:32).

Правда

Правда Божия есть такое свойство в Боге, по которому Он неизменно исполняет законы своей воли и требует от всех тварей, одаренных разумом и свободой, чтобы они неуклонно исполняли Его законы и заповеди, воздает каждому по делам его нелицеприятно, никакого доброго дела не оставляет без награды и опущения без наказания. Праведен Бог во всех путех своих (Пс. 144:17; сл. Втор. 32:4). У Него несть на лица зрения (Рим. 2:11). Кийждо свою мзду примет по своему труду (1Кор. 3:8; Евр. 6:10).

Правда Божия не требует от каждого более того, что даровано. Благодать для спасения даруется обильно, и никто не погибнет, разве только по своей вине (Мф. 23:27). «Он и когда осуждает, праведен, и когда милует, праведен. Ибо что справедливее того, как подавать милость просящему» (Бл. Августин на Пс. 147:13).

Правда Божия ясно открылась в суде Божием над согрешившими ангелами, над падшим родом человеческим, над развращенными царствами и народами и некоторыми из людей; но самым страшным и вместе торжественным образом она откроется при конце мира во второе славное пришествие Христово (Иуд. 6).

Блаженство Божие

По отношению к ощущению свойство Божие есть блаженство. Блаженство Божие состоит в бесконечном наслаждении божественными совершенствами.

По благовестию славы Блаженного Бога; еже во своя времена явит блаженный и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим. 1:11, 6:15, сл. Деян. 17:25).

«Не стесняем слова о блаженной жизни границами и называем Бога одного блаженным: Он истинно так блажен, что большего блаженства быть не может» (Блаженный Августин).

Единство Божие

Бог есть един и не может быть Бога кроме единого. Видите, видите, яко аз есмь, и несть Бог разве мене (Втор. 32:39).

Слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор. 6:4, слич. Мк. 12:29). Ты еси Бог един (Пс. 85:10). Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога (Ин. 17:3; 1Кор. 8:4–6). В Символе веры читаем: Верую во единого Бога.

«Мир един, – говорят Святые отцы, – один должен быть и творец, следовательно, один Бог» (Св. Ириней о ереси 3, 1); «Многобожие тоже, что и безбожие, точно также как многоначалие есть безначалие» (Св. Афанасий против язычников).

2. О Пресвятой Троице

Учение о таинстве Пресвятой Троицы

Бог един по существу есть троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух. Отец есть Бог, Сын есть Бог, Святый Дух есть Бог, но не три Бога; три Божественные лица суть один и тот же Бог, ибо все три лица имеют одно и тоже естество, одно и тоже Божество. Един Бог; сия истина есть основание христианской веры. Но сия самая вера научает нас, что Божественное естество, не переставая быть единым, сообщается от Отца Сыну и Святому Духу. Сии три лица различны между собой: Отец не Сын, не Дух Святый; Сын не Отец, не Дух Святый; Дух Святый не Отец, не Сын: но лице Отца, лице Сына, лице Духа Святаго имеют одно и тоже Божественное естество, одну власть, одну славу, одно поклонение (Символ Афанасия Великого).

Пресвятая Троица есть неслиянная, ибо нельзя сливать трех лиц в одно, нераздельная, ибо нельзя разделять трех лиц, имеющих одну Божественную сущность.

При крещении Иисуса Христа ясно Бог открылся, как троичный в лицах (Мф. 3:16–17; слич. Ин. 14:26). Иисус Христос заповедал Апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Святые Апостолы свидетельствуют: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2Кор. 13:13; слич. 1Ин. 5:7). И в ветхом завете были указания на троичность лиц: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6; Быт. 1:1–2, 26, 3:22, 19:24; Пс. 2:7, 44:8, 109:1). Но полное явление тайны Святой Троицы принадлежит новому завету.

О личных свойствах Божиих

Трем Ипостасям, говорит пр. Фалассий, свойственны: Отцу – Отечество, Сыну – Сыновство, Св. Духу – исхождение (Преподобный Фалассий Ливийский. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу), т. е. личные свойства, которыми одно лицо Пресвятой Троицы отличается от другого суть следующие: Бог Отец не рождается и не исходит ни от кого; Сын рождается от Отца и не исходит ни от кого. Сам Иисус Христос свидетельствует о Себе, что Он принял от Отца жизнь самобытную. Яко же Отец имать живот в Себе: тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин. 5:26). Дух Святый исходит от единого Отца. Егдаже приидет утешитель, его же послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне (Ин. 15:26). Так как от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святый, то Бог Отец как единая вина, называется первым лицом Пресвятыя Троицы; второе лице есть Бог Сын; третье Бог Дух Святый (Мф. 28:19; Ин. 5:7).

Вселенская Церковь всегда исповедовала пресвятую и единосущную и нераздельную Троицу. И ныне так веруют все христиане. Но Латиняне и Протестанты погрешают в учении о личном свойстве Духа Святаго утверждая, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына. Сие лжеучение опровергается словами самого Господа Иисуса Христа: Утешитель, Дух истины, иже от Отца исходит (Ин. 15:26), учением всей вселенской Церкви, и многими сочинениями пастырей и учителей вселенской Церкви.


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle