епископ Виталий (Гречулевич)

Призыв св. Церкви к покаянию350

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Благопотребно и во всякое время просить Господа, чтобы Он даровал нам мирно и душеспасительно совершить земное наше поприще. Сознают это верные чада Церкви Христовой, и при каждом общественном богослужении – всенепременно умоляют о том благость Божию. Но вот наступает время, и настало уже, когда пекущаяся о нашем спасении, чадолюбивая матерь наша св. Церковь с особенным усилием располагает нас к покаянию, и влагает в уста наши самые трогательные покаянные молитвы. Нельзя нам, возлюбленные о Христе братья, не обратить на это полного нашего внимания.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!...ˮ «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго!...ˮ «На спасения стези настави мя, Богородице!..ˮ

Кто из нас, братья, без сердечного умиления мог слышать эти молитвенные воздыхания скорбящей о своих грехах души, когда они впервые коснулись слуха и сердца нашего в четвертое перед сим воскресение, на утреннем богослужении, и затем, в такое же время, повторялись в последующие недели? – В ком не возбуждали они действительного желания – взойти в храм покаяния, только бы сам Христос Жизнодавец, благодатью Своей, отверз нам двери в него? – Кто, сознавая свою греховность, не трепетал при воспоминании о страшном дне суда Божия, и не признавал вожделенным для себя, при содействии Богоматери, вступить на стези спасения? Так, братья, все мы более или менее перечувствовали это, когда внимали умилительным церковным песнопениям в настоящий и предшествовавшие воскресные дни.

Но благие чувствования – только семя, или сила добрых дел. Чтобы это семя могло возрасти и принести обильный плод, св. Церковь питает его словом Божиим, – представляя нам в евангельских воскресных чтениях и примеры покаяния, и побуждения к нему.

С месяц тому назад, в воскресный день, мы слышали, братья, о покаянии Закхея мытаря, который, удостоившись посещения Христа Спасителя, сказал Ему: Господи! се пол имения моего дам нищим; и аще кого чим обидех, возвращу четверицею, и которому Господь вещал: днесь спасение дому сему бысть. Прииде бо Сын человеч взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19:8–10).

В следующее затем воскресение, предложена нашему вниманию притча о смиренной молитве мытаря грешника, за которую он оправдан Богом, и о самохвальном молении фарисея, мнимого праведника, который пред судом Господним оказался несравненно хуже этого, уничиженного им, грешника. Через неделю потом, притчей о блудном сыне утверждена в нас надежда – всегда найти для себя отверстыми объятья Отца Небесного, милующего и прощающего нас, как скоро мы чистосердечно обращаемся к Нему с раскаянием.

А в прошедший, мясопустный воскресный день – изображение страшного суда Христова, и в св. Евангелии, и в богослужебных песнях, должно было послужить для нас сильным врачевством против нашей беспечности в деле спасения.

Наконец, в самую сию – сыропустную неделю, священные песнопения изобразили нам падение праотца нашего Адама, который с праматерью, быв вовлечен лукавством древнего змия в грех гордыни и невоздержания, изгнан из рая в сей, нами обитаемый и во зле лежащий, мир; а ныне чтенное Евангелие показало нам свойства истинного поста, – да не явимся пред людьми постящимися, но пред Отцом нашим Небесным, Который видит втайне – и самые сокровенные расположения и помыслы нашей души, и воздает нам явной Своей милостью. Ныне чтенное Евангелие, равным образом, показало и необходимое условие прощения грехов наших, – чтобы, то есть, мы сами простили ближним своим согрешения их, и примирились со всяким о Христе братом, имеющим нечто на нас.

Тем из нас, братья, у которых вошло в благочестивый обычай – посещать храм Господень для участия в церковной молитве, не только в воскресенье, но и в седмичные дни, – тем добрым христианам известно, что св. Церковь взирает на сырную, или так называемую в житейском быту масляную седмицу, как на постепенный переход к великому посту, и уже сопровождала богослужение минувших среды и пятка, в которые не бывает и Божественной литургии, великими поклонами, с произнесением всем вам известной покаянной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми“, и проч. А вот сегодня, чрез несколько часов, будет совершаться торжественно трогательная и умилительная вечерня, среди которой пение прокимна: не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, – невольно исторгает из сердца скорбные воздыхания о грехах...

На сию-то вечерню, в царствующем нашем граде, многие тысячи народа, всякого возраста, звания и состояния, – презрев расставленные вблизи отсюда разные приманки столь несвоевременных и нередко бесчинных, увеселений, – устремляются во святую Александроневскую обитель, чтобы после богослужения принять благословение архипастыря на предлежащие подвиги поста и покаяния; а другие наполняют собой приходские церкви, чтобы с не меньшим усердием помолиться Всевышнему о благодатном Его содействии к начатию тех же святых подвигов. Затем, братья, у всех истинных чад православной Церкви падает средостение вражды, и все друг другу прощают и большие и малые вины от чистого сердца и любви нелицемерной. С такими-то истинно христианскими чувствами и расположениями духа, мирно и благочестиво, встречают люди Божии святую и великую четыредесятницу.

Нужно ли еще припоминать вам, братья, о том, как сильно, мудро и любвеобильно св. Церковь руководствует нас на пути к спасению – при самом начале и во все продолжение дней поста и покаяния? – Но это известно вам по опыту, и сей опыт без сомнения отзовется в вашей душе не дальше, как в завтрашний день, когда унылый звон церковный, как проникающие душу звуки матерних стенаний у одра болящих детей, заставит вас встрепенуться, задуматься, вздохнуть и – может быть – уронить слезу пред своим Создателем и Господом... Благо нам, братья, если это по-видимому бездушное звучание кимвала внятно и внушительно проговорит нашей душе: «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим!ˮ – Благо нам, возлюбленные, если этот призывающий нас к покаянию звон мы примем за глас самого Господа, который ищет нашего спасения, и о котором во святом Писании сказано: днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр.3:15).

Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6:2)! Спасение душевное дороже для нас, братья, всего на свете, – дороже самой жизни нашей. Подорожим же временем – особенно бллгоприятным для спасения. Не допустим, чтобы столько забот о нашем душевном благе со стороны матери нашей св. православной Церкви остались тщетными, – чтобы после стольких попечений ее приготовить и настроить нашу душу к истинному покаянию, оказались мы к тому совершенно неготовыми, и даже холодными, равнодушными и невнимательными. Поспешим во дни поста и покаяния в храмы Божии и во врачебницу духовную, для исцеления наших душевных и телесных немощей. Утвердим себя в той мысли, что если и теперь не воспользуемся мы богодарованными нам средствами очищения своей совести и теснейшего соединения со Христом Жизнодавцем, в залог вечно блаженной жизни в Боге, – то трудно, чрезвычайно трудно и может быть даже невозможно будет нам впоследствии ничем вознаградить эту величайшую и всякие земные интересы неизмеримо превышающую потерю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? или что даст человек измену на души своей (Мк. 8:36,37)? Иже не веете, что утре случится: кая бо жизнь ваша? пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно: ныне же хвалитеся в гордынях ваших: всяка хвала такова зла есть. Ведущему убо добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак. 4:14–17),

Итак, братья, без всякого дальнейшего отлагательства, испросив у Господа милосердого благодатной помощи на то, чтобы прочее время живота нашего, т.е. остальное время нашей жизни, скончать в покаянии, в мире с Богом, с совестью и с ближними, – при этой благодатной Божией помощи, вступим бодренным сердцем и трезвенной мыслью на предлежащее нам поприще добрых и душеспасительных подвигов, да и вечное спасение улучим, и еще здесь во времени удостоимся великой и богатой милости Божией. Наипаче же да сподобимся вскоре поклониться с сердечным умилением спасительным страданиям Господа нашего Иисуса Христа, и с неописанной радостью – живоносному Его воскресению. Аминь.

* * *

350

Слово в Неделю сыропустную, произнесенное в Исаакиевском соборе, 14 февраля 1865 г.



Источник: Санкт-Петербург. 1868.От Санкт-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Санкт-Петербург, июня 1 дня, 1868 года. Цензор, Архимандрит Сергий. Цензор, Архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Казанской Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

7. Мои дневники. Выпуск 3 архиепископ Никон (Рождественский)

8. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

9. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Вязники Михаил Владимирович Толстой

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоанн Зигомала профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle