Источник

Святые апостолы Иаков Алфеев и Иаков брат Господень (Исследование)

В течение месяца октября, святая Православная Церковь празднует двум соименным святым Апостолам: 9 (22) октября – Иакову Алфееву, и 23 октября (5 ноября) – Иакову брату Господню.

Кто присутствовал в эти дни при богослужении, – кто читал или слушал священные песнопения и вообще всю службу церковную в честь того и другого Апостола, у того не может быть ни малейшего сомнения, что православная Церковь резкими чертами отличает Иакова Алфеева от Иакова брата Господня.

Столь же резкое различие между ними представляет изображение их жития и трудов апостольских, какое находим в Четьих-Минеях и в Прологе, под означенными числами.

Поэтому едва ли кто из благочестивых чад Церкви захотел бы того и другого Апостола сливать в одно лицо, не имея на то самых уважительных и неопровержимых доказательств. Таких доказательств думаем, особенно вправе были бы мы требовать от православных учителей, держащихся противного мнения. Тем, например, которые святого Иакова Алфеева признают своим ангелом и молитвенником у Бога, легко ли согласиться, что избранный ими для себя особенный покровитель – святой апостол Иаков Алфеев, как лицо отличное от Иакова брата Господня, не существует?351 – Конечно, если бы представлены были очень убедительные доводы в подтверждение того, что святой Иаков Алфеев и святой Иаков брат Господень – одно и тоже лицо, – можно было бы утешаться мыслью, что честь, воздаваемая тому или другому, относится к одному.

Но приводятся ли такие доводы и доказательства? Вот вопрос, который мы не считаем маловажным, и решением которого приглашаем наших читателей заняться теперь вместе с нами.

Предварительно надобно, однако же, изложить несколько подробнее образ воззрения на обоих соименных Апостолов, усвоенный святой православной Церковью и выраженный в принятых ею жизнеописаниях и службах церковных; а затем уже с полным беспристрастием и уважением к лицам, держащимся другого мнения, рассмотреть: достаточны ли те причины, по которым иные из наших ученых богословов не сходятся с этим воззрением.

1. По свидетельству священного Писания, и на основании священного предания, святой апостол Иаков Алфеев был сын Алфея, брат Левия Алфеева, или Матфея мытаря, бывшего впоследствии евангелистом. Подобно своему брату, Иаков самим Господом избран в число 12-ти Апостолов (Мк. 3:18; Лк. 6:15; Мф. 10:3), и вместе с прочими был послан на проповедь (Мф. 10:). По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иаков Алфеев сперва совершал апостольские труды с прочими Апостолами в Иерусалиме (Деян. 1:13; 6:2) и вообще в Иудее; потом, быв призван к проповеданию Евангелия язычникам, сопутствовал святому Андрею в Эдес, странствовал для благовестия Христова в Газу, Елевферополь и сопредельные места. Отсюда святой апостол Иаков Алфеев удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нем пребывания, запечатлел апостольские свои подвиги мученической смертью на кресте. 352

Канон святому апостолу Иакову Алфееву, поемый ныне православной Церковью, составлен в IX веке славным по своей учености и благочестию, святителем Феофаном, митрополитом Никейским. В этом каноне, и во всей службе, содержатся довольно ясные указания и на личность святого Апостола и на круг его апостольской деятельности.

Так, он прямо называется сыном Алфея. «Верно торжествуем пречестный день твоея памяти, Иакове славне, не яко Алфеова тя сына, но яко апостола Христова почитающе, и проповедника Того неизреченнаго воплощения“. 353 "Не яко сына Алфеова, но яко ученика Слова разумеем тя Иакове, Апостолов славоˮ.354 Он восхваляется, как самим Господом избранный в число учеников, и именно в число двенадцати. «Сам тя Господь един святый честному лику учеников, блаженне, сочетаˮ.355 – «Священному лику учеников Христовых счетался еси Иакове, исполняя число двонадесятных, с нимиже Владыце предстоя, нас поминайˮ. 356

Как один из 12-ти святой Иаков Алфеев именуется верховным Христовым Апостолом, другом, собеседником, сообитателем и самовидцем Христовым. «Неизреченнаго света сияя светлостьми достойно, верховный Христов Апостоле прилежно молися о творящих память твою, славне, пречестнуюˮ.357 «избави от грехов рабы твоя, верховный Христов Апостолеˮ. 358 – «яко ученик Христов и друг“,359 – «яко собеседник и сообитатель быв Владыце“,360 – «влекий ко свету незаходимому воплощшагося Единороднаго Сына. егоже самовидец и действенный слуга был оси, блаженнеˮ. 361 – «апостолов украшение. Христов самовидче. блаженнеˮ. 362 Упоминается, что св. апостол Иаков Алфеев, как один из 12-ти, получил «непобедимую власть и силу, о имени Христове, над демонами (Мф. 10:1; Мк. 6:7; Лк. 9:1)“, 363 а приняв Божественного Духа благодать, в виде огненного языка, «языческое отерновленное попалил безбожиеˮ. 364

Об апостольской деятельности святого Иакова Алфеева в священных песнопениях провозглашается, что он «прошел землю, просвещая якоже солнце, и вся страны научиˮ,365 – что он, как «орган добре составлен, – Божественным окормлением, – языков званию вверился, к познанию Христову наставляя словесы и деянииˮ.366 – что он, премудрый, «яко гром, всем странам возвестил свое вещание, воплощенное Слово достойно проповедуяˮ.367 – что он, богодухновенный, «мудрость истинно Учителя имев, научающую сущым паче ума, мудрость объюродил еллинскую, и был светильник языкам божественный, благочестия словесы направляя безумныяˮ;368 – «священноученик, небесным научен истинно таинством, прошел всю вселенную, проповедая велегласно слово веры Христовыˮ. 369

Наконец, в похвалу святого апостола Иакова Алфеева воспевается то, что он, «просветив молниями проповедания во тме седящия неведения, и показав их сынами Владыки и Бога, веры радиˮ, «поревновал Его страстем и смерти (крестной), и славы был наследник, яко мудр и богоглагольник, яко ученик истиннейшийˮ,370 – «скончавший божественные подвиги страданиями и муками различными, и предавший душу свою Христуˮ.371

Паремии на всенощном бдении, Апостол и Евангелие в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, 9 (22) октября, положены общие Апостолам.

Кроме 9 (22) октября сему святому Апостолу вторично празднуется 30 июня (13 июля), в соборе святых 12 Апостолов.

Нельзя также не заметить здесь, что 26 мая (8 июня) православной Церковью совершается память «святого апостола Алфея, отца святым двоим Апостолом, иже от 12, Иакову Алфеову и Матфею Евангелистуˮ. 372

Празднуемый Церковью 23 октября (5 ноября), святой апостол Иаков брат Господень, по преданию, был сын святого Иосифа Обручника, от первой его жены, и есть родной брат упоминаемых в Евангелии Иосии, Иуды и Симона (Мф. 13:55; Марк. 6:3). Во время младенчества Господа Иисуса Христа он, по преданию, был спутником святого Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии, когда они с Богомладенцом удалялись в Египет. Впоследствии он причтен к лику 70-ти Апостолов Христовых, которые в отличие от 12-ти иногда называются меньшими. Имя малого или меньшаго усвоено Иакову брату Господню (Мк. 15:40), в особенности для отличия от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, празднуемого 30 апреля, и от другого Иакова – Алфеева, из 12-ти.

По воскресении Своем из мертвых, Христос Спаситель удостоил нареченного брата Своего Иакова особенного Своего явления (1Кор. 15:7). По вознесении Господнем на небо, и по сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, Иаков брат Господень поставлен от верховных Апостолов первым иерархом, или епископом Иерусалимским, быв предназначен к тому Самим Пастыреначальником Христом. К нему питали особенное уважение и первоверховные Апостолы (Деян. 12:17); оттого на соборе апостольском в Иерусалиме он председательствовал (Деян. 15:13), а Иуда, или Фаддей, один из 12-ти, отличен именем брата его (Лк. 6:16; Деян. 1:13; Иуд. 1:1).

За свою особенную святость, как строгий и ревностный исполнитель закона, Иаков брат Господень с самых времен апостольских получил имя праведного, не только от верующих, но и от неверных. За исповедание имени Христова был сброшен иудеями с кровли храма, и, побиваемый камнями, молился за своих убийц: скончался от удара скалкой сукновала по голове. Как первый иерарх, святой Иаков составил Божественную литургию, которая и доныне совершается в Иерусалиме в день его памяти. Как богомудрый Апостол, он написал первое из соборных посланий.373

Все вышеизложенные черты жизни и деятельности святого апостола Иакова брата Господня изображены и в церковной службе в день его памяти. Тот же святитель Феофан Исповедник и митрополит Никейский 9-го века, который почтил священными песнопениями память святого Иакова Алфеева, составил канон и соименному ему брату Господню. 374

По выражению церковных песней, Иаков брат Господень происходит из колена Иудова, и есть именно сын Иосифа обручника, с которым и с Богоматерью сопутствовал Господу в Египет. «Веселится о тебе колено Иудово днесь, Христовыми светлостьми видя тя светло облистающаˮ.375 «Рождение тя Иосифово, Иерусалимов перваго иерарха, Иакове Боговидче, и Господня брата, песньми похвальными воспоем верно, и к тебе возопием: даруй нам дар совершен от Отца светов (Иак. 1:17), и отжени скорбь настоящую от множества прегрешенийˮ. 376 «Еже по плоти Господяя желания, мудре, брат показался еси, ученик и самовидец божественных таин, бегаяй с Ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовоюˮ. 377

Апостольская деятельность Иакова брата Господня усматривается со дня сошествия Святого Духа. «Свыше дыхание зельное, Апостола языком огнеобразным вещати Божия величия устройˮ. 378

Но особенно живыми чертами изображается в священных песнопениях предназначение Иакова брата Господня, его избрание ликом Апостолов и помазание самодейством самого Слова воплощенного во иерарха Церкви Иерусалимской. «Издалеча прозря твое жительство, Иакове, брата тя прия Христос человеколюбец, премудрый провидец, Иерусалимов священноявленника верна, и пастыреначальника поставляет и таинника неизреченная священнодействующа таинстваˮ.379 «Апостольский лик тебе избра, священствовати, первее в Сионе святем Христу благодетелю, яко суща того по плоти сродством и брата, спутешественника и наследника следов того, Иаковеˮ. 380 «Отчее единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последния дни, Иакове божественне, перваго тя показа Иерусалимлян пастыря и учителя, и вернаго строителя таин духовныхˮ.381 «Лик апостольский, всемудре, яве украсил оси, яко первый иерарх быв, самодейством Слова помазан, яко ученик и брат Божий, священнопроповедник священнейшийˮ.382

Прославляется Иаков брат Господень и как писатель известного, в высшей степени назидательного, соборного послания. «Даянию благому и дару совершенному от Отца светов человеком подаятися учиши явеˮ. 383 «Видения деятельнаго излагая дщицу, от скрижали же яко духовныя человеки научил есиˮ. 384

Не называемый нигде верховным Апостолом, подобно Иакову Алфееву, как не принадлежащий к лику 12-ти, Иаков, рожденный от Иосифа, величается знаменитым между Апостолами, как брат Началопастыря Христа и преемник Его первосвященства, – достойно украшенный именем священномученика, как благоволивший умереть за Христа. «Началопастыря Христа брат был еси и преемник, и во Апостолех знаменит, еже за Того умрети благоволил есиˮ.385 «Кровию мучения священство украсил еси, священномучениче Апостоле: на криле бо святилища представ, Бога Слова проповедал еси, Творца суща всего, тем от иудей свержен, небесных чертогов сподобился еси, Богобрате Иаковеˮ. 386

Наконец, при самом изображении мученической кончины Богобрата Иакова, Церковь именует его праведным, – чем обыкновенно отличается он от соименных ему Апостолов. «Тя, Господи, гласом свободным проповеда праведный брат Твой, подражатель же страстей бысть, убиваем;ˮ 387 ибо молился за убийц, подобно Христу, молившемуся за распинателей. «Приидите первопрестольника вси, Церкве светильника, священными Иакова песньми, яко иерарха и христопроповедника тезоименне праведнаго именованна величаемˮ. 388«Господи, аще и на криле предста святилища Иаков, но дерзновением возопив, Бога Слова Тя проповеда, Содетеля всех в мир пришедшагоˮ. 389 «Господи, аще и древом глава Апостолова сокрушена бысть, но в рай древо жизненное ему дадесяˮ.390 «Господи, аще и свергоша иудеи с высоты праведнаго, но небесных чертогов с веселием сподобисяˮ.391

Апостол и Евангелие на Литургии в день святого апостола Иакова брата Господня положены не общие Апостолам, как святому апостолу Иакову Алфееву, но особенные: Апостол – Гал. 1:11–19, где упоминается об Иакове брате Господнем; Евангелие. – Мф. 13:54–58, где именуются братья Господни: Иаков, Иосий, Иуда и Симон.

Кроме 23 октября (5 ноября), память святого Иакова брата Господня совершается православной Церковью 4 (17) января – в лике 70 Апостолов, в числе которых он занимает первое место,392 и еще 26 декабря (8 января) – вместе с святым и праведным Иосифом, Обручником Пресвятой Девы Богородицы и Давидом царем.393

После обстоятельного изложения тех отличительных черт, которыми, по воззрению Церкви, различаются Иаков Алфеев и Иаков брат Господень, обратимся к тому мнению, которое не сходится с этим воззрением.

Мнение, сливающее того и другого Апостола в одно лицо, утверждает, что Иаков Алфеев, один из двенадцати Апостолов, есть брат Господень, как сын сестры Матери Господа; он же был епископом Иерусалимским, прозван праведным и написал соборное послание.

Такое мнение стараются подтвердить и свидетельствами Святого Писания, и «памятниками времен, следовавших за временем Апостоловˮ.

Самое тщательное раскрытие доводов в пользу сказанного мнения, из числа книг современных нам деятелей на поприще духовной нашей литературы, находим в «Опыте объяснения на послание апостола Павла к галатамˮ, принадлежащем перу одного из знаменитейших наших богословов.394 Его-то мы, главным образом, и подвергнем подробному рассмотрению, так, чтобы при этом видно было, насколько убедительны соображения и других.

Автор «объясненияˮ представляет следующий ряд доводов, что Иаков Алфеев и Иаков брат Господень – одно и тоже лицо:

Иаков – брат Господень, но не родной: имя брата не всегда означает родного брата. (Главное – имеется в виду дальше показать, что он не сын Иосифа Обручника, мнимого отца Господа Иисуса Христа).

Иаков брат Господень, Апостол – наверное, есть одно и тоже лицо с Иаковом Алфеевым; потому что в списках 12-ти Апостолов, кроме Иакова Зеведеева, есть другой Иаков, который постоянно называется Алфеевым.

3) Имя Иакова Алфеева ставится вместе либо с именем Фаддея, или Леввея, или что тоже, Иуды Иаковлева, либо с именем Симона: по мнению автора, надобно думать, что это братья Иакова Алфеева, потому что Иуда сам называет себя братом Иакова; известно притом, что и Симон был брат Иакова и Иуды.

Мать Иакова малого и Иосии, она же мать Иуды и Симона, Мария, по мнению автора, – тоже, что Мария Клеопова, сестра Матери Господа; потому-то ее дети и вместе дети ее мужа Клеопы – называются братьями Господними, конечно, двоюродными – посредством сестер матерей.

Клеопа – муж Марии Клеоповой – тоже, что Алфей, и он-то, Клеопа – Алфей, значит, был отцом Иакова и братьев его, из коих Иуда и Симон тоже были в числе 12-ти. Тожество Клеопы и Алфея, по мнению автора, доказывается разным произношением одного и того же имени, по еврейскому, по галилейскому и по греческому выговору.

Что Иаков брат Господень был Апостол, об этом свидетельствует святой апостол Павел; стало быть, утверждает автор, он принадлежит к лику 12-ти Апостолов, и есть именно Иаков Алфеев.

Что Иаков сын Алфея – Клеопы и Марии, сестры Матери Господа, был двоюродным братом Господним, – тому, по замечанию автора, не противоречит ни звание Апостола, ни близкое родственное отношение к нему Богоматери.

Что Иаков, по мнению автора, двоюродный брат Господа, есть именно сын Клеопы, это подтверждается, будто бы, свидетельством древнейшего историка Церкви Егезиппа, который именует Симеона и, якобы, самого Иакова – сыном Клеопы.

Наконец, 9) что братья Господни не были родными Его братьями, в том согласны все учители Церкви, хотя одни считают их детьми Иосифа, другие – Клеопы.

Рассмотрим все эти доказательства, одно за другим.

Иного же от Апостол не видех, токмо Иакова, брата Господня (Гал. 1:19). Изъясняя это место, автор «объяснения на послание святого апостола Павла к галатам“ говорит: «имя брата – ἀδελφός, – не означает здесь, как и в других некоторых местах, родного брата, а вообще сродника, так же как и евр. асh Быт. 14:16, 13:18, 24:28, 29:12,15. Лев. 25:48; 4Цар. 10:13, и латинское frater (Curtius 17:10. 24). Чтобы увериться памятниками истории в верности сего объяснения, рассмотрим свидетельства об Иакове брате Господнем и апостоле тем более, что то же лицо не раз встречается в послании к галатамˮ. 395

Совершенно справедливо, что имя брата ἀδελφός – в указанном месте не означает родного брата, в обыкновенном смысле, как уверяют некоторые протестантские писатели. Но воззрения каких-нибудь вольнодумных протестантов не имеют ничего общего с взглядом Церкви Православной. Православная Церковь, признавая святого Иосифа Обручника Пресвятой Девы мнимым отцом Иисуса Христа, на том же основании допускает, что сыновья Иосифа от первого его брака, Иаков, Иосий, Иуда и Симон, могли считаться, и действительно считались братьями Господа Иисуса, тогда как, собственно говоря, они не были ни родными, ни даже двоюродными Его братьями. Поэтому в существе дела нет никакой надобности – вопрос о том, был ли Иаков родной брат Господень, соединять с вопросом, был ли он сын Иосифа. Столько же произвольным представляется нам и то, что вместе с этим вопрос, был ли Иаков Апостолом, соединяется с другим, был ли он Иаковом Алфеевым; потому что он мог быть Апостолом, и не бывши Иаковом Алфеевым. Посмотрим, однако же, в чем полагает автор силу следующего довода.

2) «Иаков апостол, – говорит он, – в евангельских счислениях Апостолов (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13) постоянно называется Иаковом Алфеевым (ό τῦ Аλφαί8)ˮ.

Действительно, в евангельских списках 12-ти Апостолов один из них постоянно называется Иаковом Алфеевым, и очевидно отличается от другого Иакова – Зеведеева, брата Иоаннова. Но из этого вовсе не следует еще, чтобы именно Иаков Алфеев был брат Господень, и чтобы не мог быть братом Господним другой Иаков, принадлежавший не к лику 12-ти, а к лику 70-ти Апостолов.

По-видимому, автор сам сознавал это, и потому поспешил подкрепить свое предположение следующим соображением:

3) «Тогда как Матфей и Марк поименовывают Иакова вместе с Фаддеем или Леввеем, Лука близ имени Иакова ставит имя Симона. Из сличения апостольских списков оказывается, что у двух первых евангелистов Леввей или Фаддей составляет одно лицо вместе с Иудой Иаковлевым (Ιακώβ), о котором говорит святой Лука, и что сей евангелист для того, чтобы яснее отличить двух Иуд, поставляет Иуду Иаковлева вместе с Иудой Искариотским, тогда как другие евангелисты по той же причине назвали первого именем общеизвестным. Итак Иуда состоит в некотором родстве с Иаковом Алфеевым. Но в послании Иуды сам Иуда называет себя братом Иаковлевым (Иуд.1:1). Между тем третий Иуда между Апостолами не известен. Следовательно, Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев, или Фаддей, между собой братья; отсюда становится вместе ясным и то, что два первые евангелиста поставили имя Иакова Алфеева вместе с Фаддеем, именно по их родству между собой, подобно как поставлены вместе братья Иаков и Иоанн, – Петр и Андрейˮ.

Нельзя не согласиться, что, по сличению списков апостольских, Леввей или Фаддей и Иуда Иаковлев – одно и тоже лицо. Еще менее может быть сомнения в том, что Иуда Иаковлев – брат Иакова, как он сам себя называет. Но, что Иуда Иаковлев состоит в некотором родстве именно с Иаковом Алфеевым, и прямо, что он ему брат, – это еще вопрос, требующий решения. Точно третий Иуда (кроме Иаковлева и Искариотского) не известен между Апостолами, ни в лике 12-ти, ни в числе 70-ти. Но нельзя того же сказать об Иакове: всем известно древнее священное предание, что кроме Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева – Апостолов из 12-ти, был еще Иаков, причисляемый к лику 70-ти Апостолов и особенно знаменитый в первенствующей Церкви. После этого весьма важно то, что ни в списке Апостолов, какой находим у святого Луки в Евангелии и Деяниях апостольских, ни в послании Иудином, где апостол Иуда называется Иаковлевым и братом Иакова, не выражается, чтобы он был сродником именно Иакова Алфеева. Напротив, принимая за достоверное, что во времена Апостолов, когда писаны были вышеупомянутые священные книги, особенным уважением и известностью у первенствующих христиан пользовался другой Иаков, брат Господень, предстоятель Иерусалимской Церкви, хотя и не принадлежавший к лику 12-ти Апостолов, – мы естественно можем придти к убеждению, что эта самая известность его и была причиной, почему один из самих 12-ти отличен его именем. Чтобы заставить нас принять другое убеждение, нужно представить на то ясные и положительные доказательства. А одно произвольное прибавление к имени Иаковлеву Алфеева, конечно, никого не убедит. Тем менее убедительным представляется нам умозаключение, что – так как Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев, или Фаддей, между собой братья (что не доказано), то ясно, почему два первые евангелиста поставили имя Иакова Алфеева вместе с Фаддеем, – именно по их родству между собой, подобно как поставлены вместе братья Иаков и Иоанн, Петр и Андрей. Заметим, что один из двух первых евангелистов вовсе не держится предполагаемых автором «объяенения“ родственных соображений: после апостола Петра, в списке Апостолов евангелист Марк ставит Иакова и Иоанна, брата Иаковлева, а потом уже Андрея, который, как известно, был брат Петра (Мк. 3:17,18). Выходит, что сопоставлением имен Апостолов трудно доказать сродство их. Посмотрим далее: ннт ли других, более убедительных доказательств.

4) «Далее, – говорит автор «объясненияˮ, – Мария, которую три евангелиста – Марк 15:40,47; 16:1. Лук. 24, 10. Матф. 27:56, – называют матерью Иакова малого и Иосии, у Иоанна в том же случае, (Ин. 19:25), называется сестрой матери Спасителя, Марией Клеоповой. Посему Мария Клеопова и Мария матерь Иакова малого и Иосии – одно и тоже лицо; – Иаков младший и Иосия были те самые лица, которые вместе с другими – Симоном и Иудой называются братьями Господними, Мф. 13:55,56; Мк. 6:3. Посему Мария матерь Иакова и Иосии, – Мария Клеопова есть одно и тоже лицо, только с разными именованиямиˮ. Здесь тожество лица Марии матери Иаковлевой, и Марии Клеоповой, выводится из сопоставления известных мест первых трех евангелистов с соответствующим местом четвертого. Но при самом тщательном соображении указанных мест Евангелия Матфея (Мф. 27:56), Марка (Мк. 15:40,47; 16:1) и Луки (Лк. 24:10) с Евангелием Иоанна (Ин. 19:25), хотя и можно предполагать, но еще нельзя с совершенной достоверностью убедиться, что Мария мать Иакова малого и Иосии, и Мария Клеопова, именуемая сестрой Матери Спасителя, – одно и то же лицо. Первые три евангелиста в числе святых жен, бывших свидетельницами крестных страданий, погребения и воскресения Христова, именуют две Марии: Марию Магдалину и Марию Иаковлеву, или Иосиеву: а из евангелиста Иоанна видно, что при кресте Господа Иисуса было три Марии: Мария Магдалина, Мария Клеопова – сестра или родственница Богоматери (потому что родной сестры у Нее или другой дочери у святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны, наверное, не было), и сама Богоматерь – Пресвятая Дева Мария (Лк. 1:27), которую Иоанн не называет по имени. Тут еще возникает вопрос: из двух Марий, кроме Марии Магдалины, упоминаемых евангелистом Иоанном, действительно ли Марии Клеоповой соответствует название Марии Иаковлевой или Иосиевой, которое находим у прочих евангелистов, или же это надобно отнести к самой Богоматери, Пресвятой Деве Марии? – Уместность этого вопроса открывается из того, что под именем Марии Иаковлевой некоторые из древних отцов действительно разумели Пресвятую Богородицу, и это мнение допущено православной Церковью в богослужебные книги.

Так святитель Иоанн Златоуст в изъяснении Мф. гл. 27 (Мф. 27), стр. 55. о женах, смотревших на крестные страдания Христовы, говорит: «кто же они были? – Матерь Его, которую называет (Евангелист) Иаковлевой, и прочие“.396

Подробнее излагает ту же мысль блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский (XI века) в толковании на 27 главу Евангелия от Матфея: «Мариею матерью Иакова и Иосии, – говорит он, – Евангелист называет Богородицу, поскольку Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, то есть, мачихой детей егоˮ. 397 И в другом месте – в объяснении на 15 главу Евангелия от Марка: » Бяху же, – говорит Евангелист, – и жены, в нихже бе Мария Магдалина и Мария Иакова малаго и Иосии мати (Мф.27:55–56), то есть Богородица, которая была для них матерью. Поскольку Она обручена была Иосифу, а Иаков и Иосия были дети Иосифа: то Она называется матерью их, как мачиха, подобно как называлась и женой Иосифа в образе невестыˮ. 398

Тоже читаем и в богослужебной книге Пентикостарие, в синаксарях, и притом с пояснением, почему Божия Матерь в этом случае именуется прикровенно. Так в синаксаре во святую и великую неделю Пасхи сказано: «И первее убо воскресение Божии Матери познаваемо бывает, прямо сидящей гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей (Мф. 27:61). Но да не сомнилося быˮ – т.е., чтобы не казалось сомнительным – «воскресение, за еже к Матери присвоенияˮ – из-за того, что свидетельство о таком событии присвоено Матери, – «Евангелисти глаголют: первее явися Магдалини Марии, она же и на камени Ангела виде...ˮ «И просто рещи, различно еже на гроб жен прихождение бысть в нихже бе и Богородица; та бо есть, юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие. Иосифа же бе сын сей Иосийˮ.– «Якоже егда слышиши во Евангелии, – гласит синаксарь в Неделю святых жен мироносиц, – Марию, Иакова малаго и Иосиеву матерь, Богородицу непщуй быти, яко матерь Иосифовых чад Богородица вменяшесяˮ.

Замечательно, в самом деле, что евангелист Матфей, говоря о присутствии святых жен при крестных страданиях Спасителя, среди множества народа, в числе их вместе с Марией Магдалиной именует и Марию, мать Иакова и Иосии (Мф. 27:56), – подобно тому, как и евангелист Иоанн говорит именно о стоянии у креста Матери Иисусовой с двумя соименными Ей женами (Ин. 19:25); а когда речь идет об уединенном сидении святых жен против гроба Христова – о том, как они этот живоносный гроб на рассвете первого дня по субботе пришли посмотреть, как удостоились благовестия Ангела и явления самого Христа воскресшего, – спутницу Марии Магдалины называет уже не Марией, матерью Иакова и Иосии, а неопределенно – другою Марией (Мф. 27:61; 28:1). Нельзя предположить, чтобы у Евангелиста не было при этом особенного намерения; и мы, с своей стороны, признаем более, чем вероятным, что евангелист Матфей в столь важных обстоятельствах хотел прикровенно «указать именно на Ту, Которую христианеˮ верующие «могли узнать и без прямого названия, и Которой не должны были знать враги христианстваˮ.399

Кто же была Мария Клеопова, которую, держащиеся другого мнения, признают за одно лицо с Марией, матерью Иакова и Иосии? – Посмотрим, как этот вопрос решается у автора «объясненияˮ.

5) «Кто же Клеопа, – продолжает он, – по коему Мария, матерь братьев Господних называется Марией Клеоповой? Хлофай или Клопас – Κλωπας и Aλφαιος – есть одно и тоже имя, только первое по еврейскому выговору, второе по галилейскому, третье по греческому; в этом нет никакого сомнения, так же, как в том, что Хаггей по-гречески называется Аγγαιος. Посему Мария Клеопова, Мария матерь братьев Господних, или матерь Иакова Алфеева – одна и таже супруга Клеопы – Алфея. Таким образом открывается, что Мария и Клеопа–Алфей были родители тех лиц, которые именуются братьями Господними, и из которых Иаков, Иуда Фаддей и Симон были в числе 12 Апостоловˮ.

В этом доводе остаются недоказанными две вещи. Во-первых не доказано, что Мария Клеопова есть действительно жена, а не дочь Клеопы. Древнейший Арабский перевод Евангелия прямо называет ее (Ин. 19:25) дочерью Клеопы.400 Так называет ее и церковный историк Евсевий, повествуя о мученической кончине 120-ти летнего епископа Иерусалимского Симеона, сына Клеопова. «Можно заключить, – пишет он, – что этот Симеон был самовидец Господа, и лично слушал Его, – чему служит доказательством долголетие его жизни и упоминание в евангельском писании о Марии, дочери Клеопы, который, как выше сказано, был отцом Симеона“. 401

И блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в толковании на 13 главу Евангелия от Матфея (Мф. 13:55), Марию Клеопову признает дочерью Клеопы, брата Иосифа, хотя и трудно согласиться с представленным им объяснением этого родства.402

Положим, однако же, что Мария Клеопова действительно была не дочь, а жена Клеопы, брата Иосифа Обручника Пресвятой Девы, как и полагают, больше частью, истолкователи: в том и другом случае, ей будет принадлежать имя сестры, или родственницы Матери Господа (ибо άδελφή, подобно слову άδελφὸς, не всегда означает родную сестру). Тем не менее, останется еще, во-вторых, недоказанным то, что ее муж Клеопа – тоже, что Алфей. Автор «объясненияˮ уверяет, что «в этом нет никакого сомнения, так же, как в том, что Хаггей (еврейское) по-гречески называется Аγγαίος. Но для всякого очевидно, что разница между словами Хаггей и Аггей не столь велика, как между словами Клеопа или Клопа и Алфей. Признаемся, для нас нисколько не представляется убедительным предположение разного произношения, хотя и еврейского имени, но взятого вовсе нс из еврейского текста (ибо в ветхозаветных книгах оно и не встречается),403 а из греческого. И почему надобно думать, что евангелист Иоанн еврейское имя Хлофай написал именно по галилейскому выговору – Клопа, а Марк и Лука, и особенно Матфей404 по греческому – Алфей? На это не представлено никаких доказательств, Да едва ли и можно представить: иначе, известнейшие ученые, постоянно сопровождавшие свои толкования разными филологическими соображениями, не преминули бы изложить их, и, стремясь к той же цели – к удостоверению, что Иаков брат Господень есть сын Алфея, не были бы принуждены придумывать другой способ соединения в лице Марии, матери его, имен Клеопы и Алфея. Способ же этот состоит в том предположении, что Мария, мать Иакова и Иосии, есть дочь Клеопы, и жена Алфея.405 Но и это предположение основывается на одних догадках, которые мы уже видели в предыдущих доводах. Поэтому бездоказателен и вывод из него, равно как и из вышеприведенных филологических соображений,406 – бездоказательно, что «Мария и Алфей“, а не кто другой, «были родители тех лиц, которые именуются братьями Господними, и из которых Иаков, Иуда, Фаддей и Симон был в числе 12 апостоловˮ.

Упомянув о принадлежности братьев Господних к числу 12-ти, автор «объясненияˮ переходит к следующему доводу.

6) «Наконец, – говорит он, – что Иаков брат Божий был Апостол и следовательно тот же, что иначе называется Иаковом Алфеевым или младшим, – это показывает апостол Павел в словах к галатам (Гал. 1:19). Иного от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. Он прямо поставляет Иакова брата Господня в числе Апостолов: главная мысль его была показать, что он не учился у Апостолов, и он говорит, что за исключением Иакова, он не видался с Апостолами, великими наставниками в вере; о других лицах еще не нужно было и упоминать. Тоже показывают о Иакове свидетельства: Деян. 12:17; 1Кор. 15:17. Притом в числе знаменитых Апостолов поставляется Иаков и ниже: Гал. 2:8,9. Он же решил спор о законе Моисеевом. Деян. 15:13–21. Он же пользовался особенным уважением у обратившихся иудеев. Гал. 1:19; Деян. 21:18ˮ.

Насчет этого довода мы должны сказать, что из того, что апостол Павел называет Иакова брата Господня Апостолом, никаким образом не вытекает, будто Иаков брат Божий был именно сын Алфеев, один из 12-ти. Апостолами назывались, кроме 12-ти, и другие ученики Христовы, составлявшие лик 70-ти.407 Так например в книге Деяний апостольских, где именем Апостолов обыкновенно называются 12-ть – тоже имя усвояется и Варнаве – одному из 70-ти, и Павлу: слышавши же, сказано, Апостоли Варнава и Павел (Деян. 14:14)... Почему же не мог называться Апостолом Иаков брат Божий, принадлежа не к лику 12-ти, а к лику 70-ти, меньших Апостолов? Будучи меньшим именно по этой причине, также, как и в отличие от соименных Апостолов из числа 12-ти, Иаков Праведный мог почитаться, и действительно почитался наравне с самыми знаменитыми Апостолами, как предстоятель матери Церквей, Церкви Иерусалимской, и как брат Господень. Этим и объясняется его авторитет в решении спора о законе Моисеевом, и особенное уважение к нему не только со стороны обратившихся иудеев, но и со стороны самих Апостолов; принадлежность же его к лику 12-ти все-таки остается недоказанной, а вместе и то, что он и Иаков Алфеев – одно и тоже.

Несмотря на это, автор «объяснения“ настаивает на своем заключении, и вопрос о том, был ли Иаков брат Господень сыном Алфея, ставит в связи с вопросом, – был ли он Апостолом; затем и направляет решение сего последнего против сомневающихся в том.

7) «Итак, – говорит он, – Иаков брат Господень был родным сыном Клеопы – Алфея и Марии сестры Матери Господней, и следовательно двоюродным, но не родным, братом Господа, и он же был один из 12-ти Апостолов. Против сего выставляют два сомнения: а) братья Господни являются в евангельской истории постоянными сожителями Богоматери, Мф. 12:46. Мк.3:31. Лк. 8:19. Ин. 2:12. б) и они же не разумели иногда назначения Спасителя, чего не надлежало бы ожидать от Апостолов. Но первое обстоятельство не только не ослабляет, а подтверждает нашу уверенность, и особенно в связи с судьбой Богоматери по смерти Ее Сына и Господа. После того, как умер Обручник Богоматери, а его уже не видно в живых со времени вступления Спасителя в свое служение, – естественно было Богоматери являться в семействе Своей сестры. И, напротив, если Спаситель (Ин. 19:26,27) поручает со креста Матерь Свою Иоанну; то это показывает, что братья Господа не были детьми родными Матери Его. Второе сомнение, если бы было уместно, могло бы быть обращено и против апостольского звания других Апостолов, так как и они не всегда понимали учение Господа до сошествия на них Духа Святогоˮ.

Что святой Иаков малый не был родным, не был даже и двоюродным братом Господа, в собственном смысле, не теряя права называться братом Божиим, по разумению Церкви, как сын святого Иосифа Обручника, а не брата его Клеопы, – об этом уже было нами сказано при обсуждении первого из рассматриваемых нами доводов. Что же касается до того, что Иаков брат Господень, не признаваемый Церковью за одно лицо с Иаковом Алфеевым, одним из 12-ти, был однако же Апостолом, то это, действительно, не подлежит никакому сомнению, и опровергаемые автором возражения сомневающихся, очевидно, слабы и не основательны. 408 Заметим только, что оставалась ли Богоматерь по смерти Иосифа в доме сестры или родственницы Своей, или же в доме умершего Своего Обручника, с остававшимися в нем детьми его, – и в последнем случае, как и в первом, причиной поручения возлюбленному ученику Христову иметь о Ней попечение, как о матери, кроме духовно-нравственных отношений, которые были здесь гораздо важнее родственных, могло быть и то, что у апостола Иоанна Богослова был дом в Иерусалиме, где и предназначено было оставаться Пресвятой Деве Марии – в первенствующей Церкви христианской.

Нам следует теперь обратиться к церковно-историческим доводам, которыми хотят подтвердить свое мнение об Иакове брате Господнем, допускающие тожество его с Иаковом Алфеевым, одним из 12-ти.

8) «Памятники времен, следовавших за временем Апостолов, говорят тоже самое о Иакове брате Господнем. Егезипп, писавший свою историю в 150 году, и следующем спустя после смерти Иоанна и сродников Господних не более 50 лет, когда еще и живо было предание о родстве Богоматери и даже можно было видеть близких родственников Клеопы, в одном месте пишет: «после того, как мученически скончался по той же причине, как и Господь, Иаков Праведный, опять поставляется епископом двоюродный брат Его (Господа) по отце, Симеон, сын Клеопыˮ (Aр. Euseb. Η. Е. 4,22). Далее вместе с тем, как называет он сего Иакова братом Господним (Aр. Euseb. Η. Е. 2,23), он же говорит, что родственники Господа, внуки Иуды, называемого Его братом по плоти, живы остались в гонение Домицианово, и что при Траяне Симеон двоюродный по отце брат Господень, сын Клеопы, претерпел жестокое мучение (Aр. Euseb. Η. Е. 3, 20. 32). Итак Иаков, Иуда, Симеон – братья Господни были сыновьями Клеопы, и хотя были родственниками Господа, но не были Его родными братьями “.

Свидетельство Егезиппа, действительно, очень важно в историческом отношении, по своей глубокой древности. Но вот другой перевод выписанного автором «объясненияˮ свидетельства Егезиппова: «Когда Иаков Праведный, по той же причине, как и Господь, претерпел мученическую кончину, тогда епископом поставлен был двоюродный его брат Симеон, сын Клопа. Все предпочли его (и избрали), потому что он был двоюродный брат Господаˮ.409 Таким образом в приведенном месте говорится, что преемником Иакова Праведного на кафедре Иерусалимского епископа, после его мученической кончины, был его двоюродный брат, Симеон сын Клеопы, и прибавляется, что все предпочли его, Симеона, «потому что он был двоюродный брат Господаˮ. Если бы и в первой половине приведенного свидетельства Симеон назывался двоюродным братом не Иакова, а Господа, – как разумеет автор, прибавляя это имя для пояснения, – то упоминание об этом во второй половине было бы излишним повторением. Если же Симеон, сродник Господень, был двоюродный брат и Господа и самого Иакова брата Господня, и был сын Клеопы: то очевидно, что сам Иаков уже не мог быть сыном Клеопы; иначе был бы родным, а не двоюродным братом Симеона.

В этом случае для нас весьма важно то, как понимал Егезиппа Евсевий Кесарийский (живший между 260 и 840 годами), который имел у себя пред глазами подлинные сочинения Егезипповы, и которому, единственно, мы обязаны сохранением – в его церковной истории – отрывков из этих древних сочинений. Что же говорит Евсевий? – «Иаков, именуемый братом Господним (ибо он назывался сыном Иосифа, а Иосиф – отцом Иисуса: обрученней бо бывши Деве Марии Иосифови, говорит Священное евангельское Писание (Мф. 1:18), прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята), – сей-то самый Иаков, за превосходство добродетелей древними названный праведным, первый, как повествуют, получил престол епископства над Иерусалимской Церковью. Об этом, – продолжает Евсевий, – Климент в шестой книге Постановлений говорит так: «Петр, Иаков и Иоанн хотя от самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по вознесении Спасителя не стали состязаться о славе, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного“. А в седьмой книге тех же Постановлений он повествует об Иакове еще следующее: «по воскресении Своем Господь сообщил дар ведения Иакову Праведному, Иоанну и Петру; а они предали его прочим Апостолам, прочие же – семидесяти ученикам, из которых один был Варнаваˮ. «Иаковов, – замечает Евсевий, – было два: один по прозванию праведный, сброшенный с кровли и до смерти убитый; а другой обезглавленный. Об Иакове Праведном упоминает и Павел, говоря: иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня (Гал. 1:19).“ 410

С намерением продолжили мы выписку из Евсевия, потому что в ней можно видеть и свидетельство Климента Александрийского (III века), которым тоже думают подтвердить, что апостол Иаков Праведный, брат Господень, епископ Иерусалимский, и апостол Иаков Алфеев (будто бы сын Алфея или Клеопы) – одно и то же лицо, – ссылаясь и на то, что сам Евсевий тут же говорит о двух Иаковах.411 Это-то и замечательно, что в той же самой главе своей церковной истории (кн. 2. гл. 1), в которой назвал Иакова, брата Господня, сыном Иосифа Обручника, Евсевий напоминает, что Иаковов было два. Такое напоминание, по нашему убеждению, имело в виду единственно то, чтобы Иакова Праведного не смешивали с другим апостолом Иаковом, о котором перед тем лишь было сказано. Рядом с верховными апостолами Петром и Иоанном сперва поставлен Иаков Зеведеев, брат Иоанна, как участвовавший вместе с ними в избрании Иакова Праведного епископом Иерусалимским. Потом, рядом с теми же апостолами Петром и Иоанном, как получивший вместе с ними от Господа особенный дар ведения, поставляется уже Иаков Праведный, которого Евсевий выше назвал сыном Иосифа. Это и послужило для Евсевия поводом присовокупить, что было два Иакова, – особенно известные в первенствующей Церкви по самой своей мученической кончине, которая последовала в одном и том же городе Иерусалиме, но весьма различным образом. Во всяком случае, никак нельзя предполагать, чтобы церковный историк Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, мог утверждать, что кроме Иакова Зеведеева и Иакова Праведного, названного им сыном Иосифа, не было еще Иакова Алфеева, который значится во всех евангельских списках 12-ти Апостолов. Такое странное предположение, если бы оно действительно могло быть у кого-нибудь, совершенно устраняется тем, что в другом месте Евсевий приводит свидетельство Егезиппа, где говорится, что Иаков брат Господень всеми называется Праведным, «так как имя Иакова носили многие“. Вот это место: «смерть его (Иакова) с особенной подробностью описывает Егезипп, один из ближайших преемников Апостольских. В шестой книге своих записок он повествует так: «управление Церковью вместе с Апостолами принял брат Господень, Иаков, от времен Господа и доселе всеми называемый Праведным, так как имя Иакова носили многие“. 412

Особенного внимания заслуживает следующее свидетельство Евсевия: «После мученической кончины Иакова и вскоре затем последовавшего падения Иерусалима, оставшиеся в живых Апостолы, и ученики Господни, по свидетельству предания, стеклись отвсюду: вместе с ними пришли и родственники Его по плоти; ибо из них многие тогда были еще живы. Все они держали совет о том, кого надобно признать достойным преемником Иакова, – и занять престол Иерусалимской Церкви единодушно удостоили Симеона, сына Клопова, о котором упоминает и Евангельское Писание (Мф. 13:55; Мк. 6:3), и который, говорят, был дядя Спасителя; ибо этот Клопа,413 как повествует Егезипп, почитался братом Иосифа“. 414

Другие свидетельства, на которые ссылается автор «объясненияˮ, как на доказательство, что Иуда брат Господень, был родной брат Симеона, сына Клопова, второго епископа Иерусалимского, и что, следовательно, Иаков, Иуда и Симеон были все сыновья Клеопы, находим у Евсевия в следующем виде: «Когда Домициан повелел истребить иудеев, происходящих от рода Давидова, то некоторые из еретиков, по древнему преданию, указали на потомков Иуды (а Иуда по плоти был брат Спасителя), что они происходят от Давида, и находятся в родстве с самим Христом. Об этом повествует Егезипп, говоря слово в слово так: «из родственников Господа оставались еще внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним, – и на них-то указывали, как на происходящих из рода Давидоваˮ.415 «В сие-то гонение (при Траяне), по преданию, мученически кончил жизнь свою Симеон, сын Клопов, бывший, как сказано выше (кн. 3,гл. 11), вторым епископом Иерусалимской Церкви. Об этом свидетельствует также Егезипп, – который повествует об этом слово в слово так: «из числа сих еретиков, некоторые донесли на Симеона, сына Клопова, что он происходит от Давида и носит имя христианина, – за что Симеон и пострадал при императоре Траяне и консуле Аттике, быв уже 120 лет от родуˮ. «Тот же писатель, – продолжает Евсевий, – упоминает и о других потомках из рода одного брата Спасителева, именем Иуды: они дожили до того же царствования, исповедав веру во Христа еще при Домициане, о чем сказали мы прежде (кн. 3, гл. 20). Вот его слова: «Они идут и делаются предстоятелями всей Церкви, как исповедники и родственники Господни. Среди глубокого мира, которым наслаждалась Церковь, они доживают до времен императора Траяна, когда вышеупомянутый Симеон, сын Клопа, дяди Господня, оклеветанный еретиками, приведен был на суд пред Аттика и, мучимый в продолжение многих дней, столь непоколебимо исповедал веру во Христа, что и консул и все присутствовавшие крайне удивлялись мужественному терпению 120-летнего старца, и наконец приказали пригвоздить его ко крестуˮ. 416

В сейчас приведенных нами свидетельствах апостол Иуда называется братом Господним по плоти, а священномученик Симеон, сродник Господень – сыном Клеопы, дяди Спасителева; но ни одним словом здесь не выражено, чтобы апостол Иуда был родной брат Симеона, второго епископа Иерусалимского, и следовательно – тоже сын Клеопы. Даже нельзя не признать очевидной погрешностью, что автор «объясненияˮ после того, как признал родными братьями между собой Иакова, Иуду и Симона, и утверждал, что все они были в числе 12-ти Апостолов (см. выше, в рассмотрении 5-го довода), – одного из них – Симона, без сомнения, принимаемого им за Симона Зилота или Кананита (ибо другого Симона, кроме его и Симона Петра, в числе 12-ти не было), он считает за одно лицо с Симеоном сродником Господним, который принадлежит к лику 70-ти Апостолов. И восточная и западная Церковь различают Симона Зилота и Симеона сродника Господня. Первому из них Православная Церковь празднует 10 (23) мая, а второму – 27 апреля (10 мая).417 Если же священномученик Симеон, второй епископ Иерусалимский, сын Клеопы, не одно лицо с Симоном, то предположение, что Симон и родные братья его Иаков и Иуда418– сыновья Клеопы, остается недоказанным.

Перейдем, наконец, к последнему из рассматриваемых нами доводов известного мнения.

«Все другие учители Церкви согласны были в том, что братья Господни не были родными братьями; только некоторые из еретиков – Евионеи, Андикомариане – говорили противное, и были в том обличаемы; сказания апокрифических сочинений увлекли некоторых за собой, – заставили считать братьев Господних за детей Иосифа от первого его брака;419 но другие строго следовали указаниям Евангелистов о посредстве родства чрез матерь братьев Господних,420 и признавали Иакова брата Господня за Апостола, за то лицо, которое называется Иаковом Алфеевым или Клеоповым».421

Само собой разумеется, что ни один из учителей Церкви не мог разделять мнения еретиков о том, что братья Господа были родными Его братьями в собственном смысле; но это нечестивое мнение не имеет ничего общего с принимаемым нашей Церковью преданием, что братья Господни были дети Иосифа от первого его брака. Автор «объясненияˮ повторяет мнение блаженного Иеронима, что признававшие братьев Господних за детей Иосифа от первого его брака основывались на сказаниях апокрифических сочинений; но сам блаженный Иероним, высказывая свою собственную мысль (nos іntеlligimus), что сродники Спасителя были дети не Иосифа, а Марии, тетки Господа, называемой также матерью Иакова меньшего и Иуды, – никаким древнейшим свидетельством не подтверждает этого мнения. Относительно же свидетельства Евангелия, мы уже видели: точно ли, «следуя ясным указаниям Евангелистов о посредстве родства чрез матерь братьев Господних“, должно признать Иакова брата Господня не только за Апостола, но и за то лицо, которое называется Иаковом Алфеевым или Клеоповым. Да и сам блаженный Иероним в толковании на 17 главу Исаии отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева,422 хотя и не считает первого сыном Иосифа Обручника. Если бы у Евангелистов действительно были ясные указания в подтверждение того мнения, которое автор «объясненияˮ желал доказать, то возможно ли предположить, чтобы столько мудрых и святых мужей остались невнимательными к таким указаниям, и предпочли им сказания апокрифов? – Надобно отдать справедливость беспристрастию приснопамятного архипастыря в том, что он подробно исчисляет, как тех, чье мнение разделяет он, так и тех, кто держится противного мнения. Это самое исчисление показывает, на чьей стороне перевес. С одной стороны: блаженный Феодорит, блаженный Августин, какой-то неизвстный греческий учитель и Исидор Севильский; с другой – Ориген, святитель Епифаний Кипрский, святитель Феодот Анкирский, святитель Кирилл Александрийский, святитель Иларий, святитель Димитрий Ростовский, и прибавим: Евсевий Кесарийский, святитель Кирилл Иерусалимский, 423 да и блаженный Иероним, потом святитель Феофан Никейский, блаженный Феофилакт Болгарский, и вообще – вся православная восточная Церковь.

Нам остается сказать, что, по тщательном пересмотре всего, что только представлено некоторыми из ученых наших богословов в подтверждение того, что будто бы апостол Иаков брат Господень и апостол Иаков Алфеев одно и то же лицо, – мы не находим никакой основательной причины отступать от общего голоса Православной Церкви, восхваляющей священными песнопениями того и другого Апостола, как весьма различных между собой учеников Христовых и наших ходатаев пред престолом Божиим.

* * *

351

Есть и церкви во имя св. ап. Иакова Алфеева, напр. в Киеве, при церкви Покрова Пресв. Богородицы в подольской части. См. Полный христ. месяцеслов. Киев, 1854, стр. 356.

352

Никифор. кн. ІI, гл. 40. См. также об Апостолах в начале богослужебной

книги Апостол. Дни богослуж. прот. Г. Дебольского, изд. 6-е. 1866 г. т. І, стр. 336.

353

На стих., стих 4

354

Светилен, 9 октября.

355

Кан. п.4, тр. 1

356

Кан. п.1, тр. 3

357

Кан. п. 6, тр 3.

358

Кан. п.9, тр. 3

359

Икос

360

Кан. п.8, тр. 2

361

Кан. п.9, тр. 1

362

На Хвал. ст.2

363

На стих. ст.1

364

На Госп. Воз. Слава.

365

На Стих. ст.1

366

На Стих. ст.3

367

Кан. п.7, тр.3

368

Седал.

369

Кан. п.8, тр.1 – п.9, тр.2

370

На Хвал., ст.3.

371

На Хвал. Сл.

372

См. Месяцослов православно-кафолической восточной Церкви, прот, Д. Верщиского, Четьи-Минеи, Аctа Sаnсtоr. maji VI. р. 364.

373

См.Дни богослуж.,прот. Г.Добольского, изд. 6, т. 1. стр. 362 и пр. Насчет этой книги, пользующейся заслуженным вниманием благочестивых читателей, заметим впрочем, что относительно родства ап. Иакова мы встретили в ней противоречие: в одном месте (на стр.. 362) Иаков брат Господень называется сыном Иосифа и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии; в другом месте – о св. апостоле Иуде Иаковлеве (на стр, 338) говорится, что он сын Клеопы брата Иосифова и двоюродный брат Иакова, а родной – Симеона, еп. Иерусалимского, который, – как опять о Симоне Зилоте (на стр. 337) сказано,– должен быть отличаем от Симона брата Господа и ап. Иуды, – новое противоречие. Чтобы устранить такие противоречия, надобно везде держаться одного, – что Иаков, Иуда, Симон и Иосия были родные братья и дети Иосифа обручника, а Симеон, еп. Иерусалимский – двоюродный их брат, как сын Клеопы брата Иосифова.

374

См. исторический обзор песнопевцев и песнопений греч. церкви Филарета, архиеп. Черниговского, СПб., 1860, стр.244.

375

Кан. п.3, тр.1

376

Кан., по 6 песни икос.

377

На Стих, ст.2

378

Кан., песн.7, тр.2

379

На Госп.воззв., ст.3

380

На Стих, ст.3

381

Конд.

382

Кан.п.1, ст.3

383

Кан.п.1, тр.1

384

Кан.п.7.тр.1

385

На стих, ст.4,сл.

386

На Госп. воззв.сл.

387

Кан.п.5,тр.2

388

Кан.п.9,тр.1

389

На хвал.ст.1

390

На хвал.ст.2

391

На хвал.ст.3

392

В списке при богослуж. книге Апостол и в Четьих-Минеях; но в службе 4 янв., хотя не однократно о нем упоминается, – только 2-й тропарь 8 песни канона начинается так: «похвалами Иакова божественными, Клеопу, Варнаву же и Стефана... почтим“.

393

Канон. на 26 дек. составлен св. Космой, епископом Маюмским, VIII века. В этой службе св. Иаков Богобрат изображается теми же чертами, как и 23 октября – апостолом, первоепископом и праведным.

394

Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Черниговского. Чернигов, 1862 г. Тоже мнение преосвященный повторил, – ссылаясь на прежние доказательства в объяснении послания, – при толковании Евангелия от Иоанна, печатавшемся в черниговских епархиальных известиях в 1865 и 1866 гг. (см. №. 3, 1 февр. 1866 г., стр. 67).

395

«В сочинениях протестантов, и особенно новых, часто могут встречать уверение, будто Иаков брат Господень был брат Спасителя родной, и что он не был апостолом или Иаковом Алфеевым“ (См. Опыт объясн. на посл. Ап.Павла к галатам, стр. 34)

396

Беседа на Мф. 88, ч. 1, стр. 503.

397

Благовестник. Казань. 1857 г. Ч.I, стр.501.

398

Там же, ч. II, стр. 242.

399

Дни богослужения. СПб. 1866 г., издание 6, ч. 2, стр. 180.

400

V.Hugоnіs Сгоtii аnnоtatіоnеs іn novum Теstаmеntum. Εd. поvа, Еrlаngае et Lipsіае. 1755, t. 2, р. 1128.

401

Евс. Церк. ист. кн. 3, гл. 22, перев. с греч., при СПб. д. академии. Тоже в латинском переводе. В подлиннике: Μαρίας τῆς τού Kλωπᾶ.

402

Благовестник. Казань, 1857 г., стр. 248–249. «Братья и сестры Христовы – говорит он, – были дети Иосифовы, которые родились ему от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф, по закону, взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четыре сына и две дочери, Марию, которая по закону называлась дочерью Клеопы, и Саломию“. Святитель Димитрий Ростовский находит такое мнение невероятным, потому что не Иосиф пережил Клеопу, а Клеопа Иосифа, – признавая, что Клеопа есть тот самый ученик, который с еванг. Лукой сопутешествовал Христу воскресшему в Еммаус. Ссылаясь же на греческого историка Георгия Кедрина, Святитель утверждает, что вышеупомянутая Мария была дочь Иосифа Обручника, и по возвращении его из Египта, вышла замуж за брата его Клеопу, оттого и называется Клеоповой. См. Четьи-Минеи, апреля 27 дня, в конце жития св. Симеона, сродника Господня.

403

См. «Каталог собственных еврейских, греческих, и несобственных без перевода во всей Библии оставленных имен, по алфавиту собственных и истолкованных“, при так называемом Елисаветинском издании Библии, М. 1757 г., и в подобном же Московском издании 1839 г. Кстати заметим, что в означенном каталоге, при этих изданиях, Иаков Алфеев и Иаков брат Господень сливаются в одно лицо; между тем, в предшествующем в них этому каталогу «Соборинке 12 месяцейˮ, тот и другой Апостол показываются раздельно, как особые лица, под разными числами – 9 и 23 октября, – как и во всех месяцесловах православной Церкви. Без сомнения это произошло оттого, что «Соборникˮ взят из православных церковных книг, а «каталогˮ – из западного источника, с которого переведен для острожского издания Библии. Можно надеяться, что при следующих изданиях обратят внимание на эту рознь.

404

Известно, что евангелист Матфей один из всех новозаветных писателей написал свою священную книгу – Евангелие на еврейском языке, с которого оно при Апостолах же переведено на греческий, а в еврейском подлиннике до нас не дошло.

405

Такого мнения держался, напр., Гроций. У. Hug. Grotii, аnnоtatіоnеs іn novum Теstаmеntum. Matth. сар. XIII. ѵ. 55, раg. 312, іn XXVII. 56. раg. 663, іn XXVIII, р. 570. – Это мнение выражено и нами в 71 примечании к § 106 Подробного сравнительного обзора Четвероевангелия, изд. 1859 г., как представлявшееся нам более прочих вероятным. Теперь, имея в виду изложенные здесь соображения, мы признаем это мнение требующим проверки и исправления.

406

Не можем пройти молчанием, что кроме преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, в его объяснении послания к галатам, тожество Клеопы и Алфея, – предполагаемого отца братьев Господних, – единственно на разности «произношения“ основывают и некоторые другие наши духовные писатели, как напр. протоиерей М. Богословский, в своей Священной историй Нового Завета (СПб. 1861 г., изд. 2, стр. 23), и проф. И. Чельцов – в своей Истории христианской Церкви (СПб. 1861 г., ч. 1, стр. 78). Первый из них говорит: «Клеопа, о котором упоминает в Евангелии Иоанн (19:25) и который у прочих евангелистов, по другому произношению, именуется Алфеем (Мф. 10:3. сн. 27:56. Мр. 3:18. сн. 15:40. Лк. 6:15. сн. 24:10), отец Иакова, Иосии, Иуды и Симона...ˮ Другой: «Апостол Иаков малый или Алфеев, т.е. по разному произношению еврейского слова Hiphі, сын Алфея или Клеопы и Марии Клеоповой, сестры Матери Господа...ˮ Основание догадки у того и другого представляется бездоказательным. Но быть может кто-нибудь из записных гебраистов захочет проверить, насколько правдоподобно разное произношение имени Клеопа и Алфей. Тому трудно будет это сделать по начертанию Hiphі, и мы для него из другого источника выпишем сочиненное одним немцем еврейское начертание: Кlopas und Alphaus sind Uebersetzung desselben Wortes: ???. См. Geschichte des Leben Jesu Christi, von Dr. I. Н. Friedlіеb. Breslau. 1855. S. 111.

407

Это замечание может служить ответом на пободные вышеизложенному суждения и других наших писателей. Так в «Начертанни церковно-библейской истории» Изд. 8, М. 1844, с.586 сказано: «Иаков Малый, сын Алфеев брат Господень (вероятно, двоюродный, посредством сестер матерей). Некоторые эти наименования разделяют на два лица, и отличают Иоакова брата Господня, епископа Иерусалимского: но их соединяет в одно апостол Павел (Гал 1:19)ˮ. Между тем в указанном месте свидетелство апостола Павла показывает только то, что Иаков брат Господень был апостолом, а отнюдь не называется он здесь ни малым, ни Алфеевым; поэтому, очевидно, не будет ни малейшего противоречия изречению ап. Павла – не соединять, а разделять эти два лица – Иакова малого, брата Господня, и Иакова Алфеева, одного из 12-ти. В «Истории христианской Церквиˮ проф. И. Чельцова (СПб. 1861 года, стр. 78), говорится: «что ап. Иаков праведный, брат Господень и первый епископ Иерусалимский есть тоже самое лицо, что ап. Иаков малый или Алфеев, – это видно из соображения следующих мест Свящ. Писания: Деян. гл. 15, ст. 13–24; гл. 21, ст. 18–25. Гал. 1, ст. 19; гл. 2, ст. 9 и 12ˮ. Внимательно рассмотрев все указанные места, находим, что ни в одном из них св. ап. Иаков вовсе не именуется ни малым, ни Алфеевым, ни Клеоповым. Из всех их можно вывести только то, что в каждом речь идет об Апостоле, который был вместе и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Но из этого, опять повторяем, вовсе не следует, чтобы кроме Апостола, бывшего епископом Иерусалимским с именем Иакова, не могло быть другого апостола Иакова, или же, что упоминаемый в указанных местах Св. Писания есть именно сын Алфеев.

408

Значит, с своей точки зрения мы согласны и с проф. Чельцовым, что возражения против этого (т.е. против апостольского звания Иакова Праведного), заимствуемые из неправильного толкования мест (Ин. 7:5; Деян. 1:14; 1Кор. 9:5), весьма слабыˮ. (См. его Ист. хр. Ц., стр. 78, примеч.).

409

См. сочинения Евсевия Памфила (Церковная история), переведенные с греческого языка при С. Петерб. дух. академии, Т. I. СПб. 1858, Кн. 4, гл. 22, стр. 209. Приводим здесь и греческий подлинник: μετά, τὸ μαρτυρῆσαι Ιάκωβον τὸν δίκαιον ώς καί ὸ Κύριος επί τῶ αὐτῶ λόγω, πάλιν ὸ ἐκ ϑείε» αὐτῶ (опять из рода его дяди) Συμεών о τοῦ Κλωπ καϑίςα "επίσκοπος ν προέϑεντο πάѵтеς, δντα άνεψιον τοῦ Κνρία δεύτερον (двоюродный брат Господа). Из этого подлинного текста очевидно для всякого, что в нем нет повторения одного и того же выражения о сродничестве Симеона Клеопова, и ни в каком случае текст не подтверждает, чтобы Симеон был двоюродный брат Иакова; потому что Симеон по отношению к Господу называется двоюродным братом (’ανίψιος), между тем Иаков, везде именуется просто братом (άδελφὸς), равно как и ап. Иуда.

410

Евс. Памф. Церк. ист. кн. 2, гл. 1, (т. I, стр. 55).

411

«К убеждению в этом, – говорит проф. Чельцов (Ист. хр. Церк. т.1. стр. 78) –,приводят свидетельства Егезиппа и Климента Александрийского (см. Евсев. Церк. ист. кн. 2, гл. 1 и 23). С своей стороны Евсевий говорит: «Иаковов было два: один – праведный, а другой – обезглавленныйˮ. Заметим, что в 23-й главе 2 кн. Церк. истории Евсевия, – где говорится о мученической кончине Иакова брата Господня, епископа Иерусалимского, он, также как и в 1-й главе, вовсе не называется ни Клеоповым, ни Алфеевым, ни принадлежащим к лику 12-ти, а говорится только то, что он «принял управление Церковью вместе с Апостоламиˮ. – «Имеет смысл и то, – заключает свои доводы г.Чельцов, – что если апост. Иаков Алфеев не был епископом Иерусалимским: то о нем от древности не сохранилось решительно никакого предания.

Конечно, это имеет смысл, но может быть не тот, который желательно находить автору. Немного древних преданий сохранилось и о большей части прочих 12-ти Апостолов. Выражаясь словами самого автора Истории христ. Церкви, скажем, что некоторые Апостолы (каковы Фома, Варфоломей, Матфей евангелист, Матфий, Симон Зилот, Андрей Первозванный и, прибавим, Иаков Алфеев) – «проповедывали преимущественно в странах, неимеющих греческой образованности, и неподлежавших владычеству римского народа, от этого и предания о них так неопределенныˮ (Ист. христ. Церк., ч.1, стр. 85). А какие предания существуют о св. апост. Иакове Алфееве, мы видели выше.

412

Евсев. Церк. ист. кн. 2, гл. 23. (Перев. ч. 1, стр. 93).

413

В подл.: τον γар Κλωπᾶν, ἀδελφὀѵ τοῦ Iω(…) ὐπάρχειν Ήγήσίππζος ίςορεἴ (а в переводе СПб. д. академии – «ибо этот сын Клопы“)…

414

Евсев. Церк. ист., кн. 3, гл. 11, (перев. ч. 1, стр. 127). На это свидетельство ссылается и прот. М. Богословский в своей Свящ. истории Нового Завета (стр. 23); но можно ли из него вывести то заключение, что апостол Иаков Алфеев был сын Клеопы, – предоставляем судить всякому.

415

Евс. Церк. ист. кн. 3, гл. 19. 20. (ч. 1, стр. 131).

416

Евс. Церк. ист. кн. 3, гл. 32. (ч. 1, стр. 152).

417

См. Месяцослов православно-кафолической восточной Церкви, состава протоиереем Димитрием Вершинским (СПб.) под 10 мая и 27 апреля, с указанием на восточные и западные источники. Мученическая кончина ап. Симона Зилота последовала в Британии, а священномученика Симеона в Палестине.

418

Об Иосии – 4-м брате Господнем умалчивают, но можно считать его за одно лицо с причисленным к лику 70-ти Иосием, или Иосифом, которого прозвание Иуст (праведный) напоминает подобное прозвание Иакова, и другое – Варсава (сын мира) – (Деян. 1:23. Кол. 4:11) усвоено также и Иуде брату Господню (Деян. 15:22). См. Четьи-Мин. 4 янв.).

419

«Так, следуя Евангелию, называемому Петрову, или книге Иакова – полагал Ориген (іn Маtth. t. 10, р. 45, іn Ioh. t. 1, р. 15, іn Luс. hom. 7 t. 5. р. 109 еd. Iоn), Епифаний (аdv. hег. 1,1–3), Феодот Анкирский (Аmphil. ор. еd. Соmbet. р. 56), Кирилл Алекс. (Glaphurorum, Ііb. 7, р. 224), Иларий (іn Маtth. с. 1, р. 671); тоже в Чет. Мин. дек. 28“.

420

«Иероним: quidam fratres Domini de alia uxore Josephi filios suspicantur sequentes deliramenta apocriphorum.... Νοs – non filios Josephi, sed consobrinos Salvatoris, Маrіае liberos intelligimus, materteras Domini, quae etiam dicitur mater Jacobi minorie еt Judae. Аd Маtth. с. 12. Dе ѵіr. illustr. с. 2. Тоже Феодорит: аd Galat. 1:19. Неизвестный греч. учит. іn Саtenа Раtrum аd epist. Раѵlі еd. а Сramero. Оxonis. 1842, р. 26. Августин tract. 28 іn Johan. Исидор Севильский: dе vita Sanct. с. 8; м. Филарет в библ. ист., стр. 540, 586“. О том, что в библ. ист. изложено по сему предмету на 586 стр., сделано замечание выше; а на 540 странице церк. библ. истории сказано то, с чем мы совершенно согласны: «Иакова Праведного, о котором говорит Епифаний, не должно разделять от Иакова брата Господня“.

421

Иероним: аdѵ. Helvidiuni р. 219. Климент Алекс. у Евсевия 2, 1.“Указываемое место у Евсевия мы приводили выше: оно нисколько не благоприятствует мнению автора «объяснения“.

422

Именно, применяя 6-й стих этой главы к числу Апостолов, он говорит: «две, три, четыре и пять, по толкованию некоторых, означают 14 Апостолов, т.е. 12 избранных Господом“ (а в числе их, по сказанию Евангелия: был и Иаков Алфеев), и 13 Иакова, именуемого братом Господним и Павла“.

423

В 14 оглашении, 21, толкуя 2 стих 1 Кор, гл. 15, он отличает и отделяет от 12 Апостолов Иакова, брата Господня, и Павла, – подобно тому, как и св. Епифаний Кипрский в гл. 79 кн. 3 против ересей, исчислив 12 Апостолов, вне их лика поставляет и Иакова, брата Господня, и Павла и Варнаву. См, в Христ. чт., за 1846г., часть 3, июль), стр. 74, статью под заглавием: «Св. Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский“. – Не излишним считаем заметить, что этой статьи не было у нас под руками при написании и помещении в «Странникеˮ (октябрь 1866 г.) предлежащего нашего исследования – о святых Апостолах Иаковах. Теперь, прочитав сказанную статью Христ. чтения, мы нашли ее совершенно согласной с нашими убеждениями, за исключением одного лишь довода. Именно, в упомянутой статье говорится, что «братьев Иисуса Христа Св. Писание отличает от Его 12-ти учеников“, и отсюда, конечно, выводится то заключение, что Иаков, брат Господень – не был в лике 12-ти. Между тем ниже говорится; «именем Иакова отличен брат Его (и след., тоже брат Господень), апостол Иуда (Лк. 6:16; Деян. 1:13), который кроме сего сам в начале своего послания, назвав себя братомˮ должно быть: рабом) «Иисуса Христа, счел нужным присовокупить: брат же Иакова (Иуд. ст. 1) “. Но св. Иуда несомненно был в лике 12-ти Апостолов, к числу которых не принадлежал, более его знаменитый в первенствующей Церкви, св. Иаков, епископ Иерусалимский, – вопреки мнению, заимствованному, по словам статьи Христ. чтения, от римлян, или латинян; и это верно.


Источник: Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах / [Соч.] Законоучителя Воспитательного о-ва благородных девиц прот. Василия Гречулевича. - Новое изд. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. журн. «Странник», 1868-1877. / Т. 1. [Ч. 1]. - 1868. - [8], 470, II с.

Комментарии для сайта Cackle