Размышления на пути к вере
Содержание
Ключевые проблемы бытия в творчестве А.С. Пушкина
Часть первая I II III IV V VI VII Часть вторая I II III IV V VI VII Часть третья I II III IV V VI VII VIII Часть четвертая I II III Часть пятая I II III IV Часть шестая I II III IV V VI VII VIII IX Часть седьмая I II III IV V Часть восьмая I II Часть девятая I II III Заключение
Ключевые проблемы бытия в творчестве А.С. Пушкина
Священник Вячеслав Резников, анализируя творчество А. С. Пушкина, прослеживает путь духовного восхождения поэта. В литературоведении закрепилось определение романа «Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни. Но вот перед нами «Размышления...», которые показывают, что все творчество великого Пушкина – это энциклопедия человеческой души, со всеми ее переживаниями и стремлениями. Эту уникальную особенность гения слова, способную привести читателя к познанию Слова Истины, заметил и пережил в себе автор предлагаемой книги.
«Размышления на пути к вере» будут полезны учащимся православных гимназий, студентам гуманитарных вузов, а также всем, кто любит и изучает словесное наследие великого русского поэта.
Эту книгу о творчестве Пушкина я назвал «Размышления на пути к вере», потому что главный для меня итог пятилетней работы над ней – обращение к Богу и приход в Христову церковь.
А начинал я вполне неверующим человеком, которому тогда захотелось, и почему-то верилось, что это возможно, найти то общее, что должно бы отличать великих художников всех времен и народов, то общее, что именно и делает их близкими и понятными нам спустя столетия.
И вот, постепенно книга приняла нынешний вид, и в ней довольно четко обозначились некоторые темы, те самые «ключевые проблемы бытия», которые всегда занимали и занимают думающего человека:
Отношение к материально-чувственному.
Отношение к проблеме социальности.
Ужас перед закрепощающей силой греха и смерти.
Существование сил, которые не дают человеку утвердиться на ложном пути.
Кумиротворение, то есть выбор ложных ценностей, иллюзия духовного освобождения.
Жажда чудесного.
Ненависть к чудесному и тема зла в мире.
Попытки человека покорить иррациональный мир.
Попытка идеального, гармонического взаимодействия человека с тем Высшим Началом, которое определяет судьбы мира.
В творчество Пушкина эти темы прочно вошли примерно с 1823 года, и все, что он написал с этого времени, насквозь пронизано ими.
Всем нам приходится, как и всем во все времена приходилось, духовно определяться: решать проблему истинных духовных ценностей, проделывать некоторую духовную работу.
А художник отличается лишь тем, что имеет дар оставлять материальные следы этой работы. И я хочу предложить всем размышляющим о смысле жизни и о смысле творчества – пройти вместе со мною по следам, оставленным нашим величайшим поэтом, и самим убедиться, куда они ведут.