Азбука веры Православная библиотека Жития святых Жизнеописания отдельных подвижников Местные предания о Троице-Реконском подвижнике-схимонахе о. Амфилохие и некоторые другие достопримечательности той обители
иером. Иоасаф (Спасский)

Местные предания о Троице-Реконском подвижнике-схимонахе о. Амфилохие и некоторые другие достопримечательности той обители

Источник

Содержание

Местные предзнаменования до открытия Реконской пустыни Об особых личных чертах о. Амфилохия Опыты исцеление болезней по молитвам о. Амфилохия Опыты прозорливости о. Амфилохия Несколько замечательных случаев в Реконской пустыне по смерти о. Амфилохия Разнородные дополнительные замечание, относящиеся к биографии о. Амфилохия О замечательных иконах и другой Святыне Реконской пустыни А. О Св. иконе Живоначальной Троицы Б. О плащанице Спасителя и Иверской иконе Божией Матери В. О Тихвинской иконе Божией Матери Г. О скитской иконе Знамение Божией Матери и чуде от нее по молитве о. Амфилохия  

 

Иноческий труд иеромонаха Иоасафа, бывшего Н. И. С-ского, составителя изданного в 1870 и 1872 годах, описания пустыни с несколькими биографическими сведениями об о. Амфолохие

Местные предзнаменования до открытия Реконской пустыни

Когда о. Амфилохий ходатайствовал о восстановлении пустыни, везде в судах встречал препятствия и многие считали труды его об этом напрасными, то, как к утешению его самого, так и к уверению других, что хлопоты старца окончатся успешно, замечались иногда на месте необыкновенные случаи, именно:

1) В один год, в день Богоявления Господня, по освящении воды, в речке Реконе появилось бесчисленное множество черненьких насекомых, в роде головастиков. Это необыкновенное явление старец понял и другим объяснил в таком смысле, что сплою Животворящего Креста Христова, скоро, скоро из всей Реконской местности изгонит вся нечистая вражия сила. По отношению к Троицкой обители нужно здесь обратить внимание преимущественно на то еще, что праздник Богоявления может быть назван днем св. Троицы, так как, при крещении Спасителя в Иордане, было самое ясное свидетельство Троичного поклонения Божеству.

2) В таком же таинственном Троичном значении, за год до учреждения монастыря на Реконе, две Св. иконы Господа Саваофа с Духом Святым и Иверской Божией Матери с Предвечным Младенцем, по особому устроению Божию, были принесены из Иверского монастыря в Троицкую церковь одною благородною девицею Мариею Ксенофонтовной с необыкновенно торжественными встречами и проводами по пути народом во всех селениях и Священниками с Св. иконами из сельских церквей до самой Рекони. В этом девице той никто не осмелился тогда и воспрепятствовать.

3) Внутри старинного Троицкого деревянного храма, на полу в щелях, в одно время оказалась сама собою зелень с цветами.

4) Одна благочестивая, престарелая вдовица деревни Горок Гликерия Афанасьева видела во сне, что будто бы о. Амфилохий показал ей близ алтаря старинной Троицкой церкви, в открытом в землю отверстии, великолепный освещенный храм с золотыми колоннами, наполненный множеством иноков. После этого, как встретилась она с старцем наяву и в простоте сердца объявила ему свое сновидение, то он с восторгом сказал ей: «будь уверена, что сон этот от Бога, что монастырь на Реконе непременно будет, – и новый хороший храм устроится».

5) Приходившего в одно время в Реконский монастырь на Богомолье крестьянина, Новгородской губернии, Крестецкого уезда, Жихновской волости, из селения Зайцева, Артемия Иванова, о. Амфилохий послал ночью молиться пред Иверской иконой Божией Матери, находившейся в простом доме, из которого впоследствии устроен Сергио-Германский храм. Кроме этого крестьянина никого там не было; но, в ночной тиши, ему слышалось удивительное церковное пение и чтение.

По таким предзнаменованиям очень многие надеялись, что слова о. Амфилохия касательно Ре конской пустыни вполне сбудутся и что тут поселятся иноки и будет постоянная церковная служба.

Об особых личных чертах о. Амфилохия

К старцу доверчивость и уважение многие имели также и по следующим весьма редким его чертам: прожив несколько лет в лесу между зверями, змеями, гадами и насекомыми сначала в естественной вражде, после он не чувствовал уже от них ни страха, ни вреда. Свирепые звери, ядовитые змеи и все окружающие его дикие живые существа находились, наконец, в согласии с ним и между собою, – показывали даже некоторую покорность ему. Уверяют очевидцы, что медведь был послушен ему, как агнец, змеи по полу к стенам землянки его ползали с кротостию; мыши безбоязненно садились на спину коту и он их не трогал; также с змеею играл кот точно с подобным себе и единонравным домашним животным. На замечание одного посетителя о таком удивительном сочувствии кота с змеею – о. Амфилохий ответил, что если бы кот вздумал ее обидеть, то он наложил бы на него строгую епитимию. Такое удивительное сближение противных друг другу животных поражало всех удивлением. Из домашних животных, кроме кота, была еще у старца серенькая лошадка, замечательная по своей понятливости, послушности и 30-летней ее жизни. Говорят об ней, что она будто бы в одно время прихотливому гостю, располагавшемуся в пустыне, на вольном воздухе, пить чай, помешала в этом удовольствии, опрокинув на землю своею ногою и чай и прибор. В другой раз двоих посетителей разбудила утром идти к церковной службе в монастырь, взявши их и потащивши зубами за рукава. В случае надобности, на призывный крик старца бежала к нему опрометью, как бы далеко в лесу ни была. Когда он приказывал ей вывесть кого-нибудь из леса в селение, то она, пополнив это, опять к нему скоро прибегала. В дороге со старцем по лесам, болотам и полям, сама собой вывозила его куда нужно. Имела она очень крепкую силу и возила, даже под старость, крупный и длинный лес на монастырские постройки. Старец отзывался о ней, что она смышлена, как человек, только не говорит. Также по особенной милости Божией к о. Амфилохию, в пустынной его жизни сильный жар и холод, спустя несколько лет, мало уже па него действовали; так что в самые большие морозы, он показывал другим свои руки и все тело у себя горячими; а летом оп нисколько не утомлялся от палящего жара.

Нo представленным доселе чертам незабвенного старца о. Амфилохие, весьма справедливо поставить его на ряду со многими древними подвижниками христианского благочестие. Тем более, что он, при жизни своей, многих наставлял ко спасению своим душеспасительным словом, обращал многих заблудших, утешал печальных, имел дар прозорливости и, посредством Св. икон, Св. воды, церковного вина и другой Святыни, врачевал душевные и телесные болезни и отгонял бесов от одержимых ими людей. Приняв от Бога такую благодать туне, он, по слову Спасителя, пользовался ею и для других без всякого возмездие. В доказательство всего этого можно слышать в разных местах, особенно около Рекони, о многих замечательных случаях, которые весьма ясно показывают, что в нашей Православной церкви есть тесная, самая близкая связь членов ее с Божественным ее Главою Иисусом Христом и что в недрах ее, при чистой вере и чистой нравственности, и ныне можно сподобляться высших благодатных даров Святого Духа.

В Троицкую Реконскую обитель доставлено довольно много сведений о разных чудных событиях, совершившихся при жизни о. Амфилохие, по его молитве и совершающихся ныне. В справедливости таких сведений нельзя нисколько сомневаться.

Опыты исцеление болезней по молитвам о. Амфилохия

Знамение веровавшим сие последуют: именем моим бесы ижденут... на недужные руки возложат – и здрави будут. Мк.16:17:18.

1) Тихвинского уезда деревни Звагиной, крестьянин Василий Васильев был постоянно болен в течение пяти лет. У него так болело сердце, что он не в силах был заниматься никакими работами по своему хозяйству. Когда он обратился к о. Амфилохию и, с его благословение, выпил утром натощак с крестным знамением что-то кислое в роде церковного вина, то внутренняя болезнь его тотчас прекратилась; все телесные силы восстановились и с того времени до сих пор, в течение многих уже лет, он чувствует себя совершенно здоровым.

2) Чрез о. Амфилохие получили исцеление от беснования: а) на Острачи женщина Прасковья Михайлова и ее невестка Анна; б) около Сомины в Новой деревне крестьянин Киприян и крестьянка Василиса; в) в деревне Помести крестьянин Иван; г) в Лапастине женщина Прасковья; д) в Концах женщина Марфа Волкова; е) с Волхова солдатка Палагея с мужем и с сестрою; ж) с озер один крестьянин долго возил свою бесноватую жену по деревенским знахарям, много истратил на них денег, но без всякой пользы; болезнь в ней от их лечение еще более усилилась... Напоследок он привез ее к о. Амфилохию. Он прикрыл ее своей мантией, – и она крепко заснула; а когда встала, то не чувствовала в себе уже никакого действия нечистой силы. Кроме этих исцелений очень много было и других подобных случаев в продолжение многолетней пустынной жизни о. Амфилохие, так что неприезненные к нему люди, по диавольскому внушению, из зависти, давали ему название волхва. Точно также некогда клеветали на Господа, Его Апостолов и всех последователей Христовых за благодатные сверхъестественные их действие. О. Амфилохий врачевал больных молитвой к Богу, Всесильному и Преблагому, помогал им разной Святыней, как-то: церковным вином, просфорами, Св. водою, в которую погружал крест и некоторые иконы, иногда еще, как сказано выше, употреблял при лечении больных монашескую одежду свою, смирение его никак не позволяло ему гордиться своим дарованием и делаемою больным людям помощию. Когда они являлись к нему и просили у него, как у праведного мужа, помощи и ожидали ее себе собственно от Святых по молитве; то он, при начале, ограничивался только утешением и называл себя недостойным изменять естественный порядок вещей и отвращать посылаемые свыше скорби и болезни, и становился уже врачом по неотступной их просьбе. Невидимые же враги всякого добра желали и тут повредить ему. Ложно надеясь на свою силу и думая о бессилии его против них, они между тем чрез бесноватых очень далеко разглашали о его праведности, о его на них власти, против которой не могут стоять бесы, и делали это с тем собственно, чтобы честолюбием увлечь его в свои сети. По такой славе являлись к нему в пустынь со всех сторон больные, в том числе и бесноватые. Но чистая его вера к Богу, несомненная надежда па Него, всецелая любовь к Нему и ближнему, смиренная молитва за страдальцев делали всем им пользу, и сами бесы исчезали, как дым. Для каждого из нас весьма приятны были бы подробные сведение обо всех таких исцелениях; но о. Амфилохий, бегая славы человеческой, при жизни своей пи сам не вел об них записи, ни другим не поручал записывать их, и потому надо ждать от времени, что избавленные старцем от каких бы то ни было недугов, из благодарности к нему, сообщат, для внесение в монастырскую летопись, подробно о своем звании и всех обстоятельствах исцеление.

Самым лучшим и неоспоримым доказательством того, что о. Амфилохий, при жизни своей, обладал целебным даром от Бога, может служить необыкновенное выздоровление Тихвинской мещанки Прасковьи Васильевой. Когда о. Амфилохий жил еще в Рекони, она долго и жестоко страдала от боли в руках и ногах; наслышавшись много от других об оказываемой пм помощи в болезнях, она, в одно время вечером перед тем, как ложиться спать, взяла себе в руки бумажный портрет о. Амфилохия и как будто бы лично просила его не оставить ее, избавить ее от мучительной болезни; при чем думала и сама отправиться к нему в пустынь при первой возможности. После сего, заснувши, в тонком сне увидела старца, одетого в монашеское платье, и что он мазал ей елеем крестообразно руки и ноги; а поутру она не чувствовала уже ни малейшей боли в руках и ногах. С тех пор, пользуясь полным здоровьем, она глубоко почитает память старца за оказанную ей милость. Такое примерное исцеление заглазное объясняет вполне высокое духовное совершенство приснопамятного старца о. Амфилохия; показывает, что самое имя его, призываемое в молитве еще при жизни его, по благости Божией, освящало и благоустрояло других. Блажен, трикратно блажен тот, кто правой верой, крепкой надеждой и детской любовию к Богу приобретает себе от Него такую благодать.

Опыты прозорливости о. Амфилохия

На рабы моя и на рабыни моя во дни оны излию от Духа Моего и прорекут. (Деян.2:16. Иоил.11:28.)

Касательно прозорливости о. Амфилохия, мы представляем другим судить по следующим случаям:

1) Крестьянину деревни Знобища, в Тихвинском уезде, Петру Никифорову, бывшему у о. Амфилохия в начале Пасхи, он никак не позволял на третий день праздника идти на реку для сплава дров, говоря, что худо будет ему, если пойдет. По совету соседа своего и по расчетам житейским, Петр Никифоров нарушил приказание старца, пошел – и в следующую же ночь, по словам о. Амфилохия, постигло его наказание Божие. Когда он рядом с сыном своим Петром (15 лет) лет на берегу спать, то вдруг упало на него огромное дерево и перешибло ему кость в бедре; он чуть остался жив и с трудом привезли его домой. Но сына дерево нисколько не повредило; потому что пред той самой минутой, как упасть дереву, явился ему в тонком сне о. Амфилохий и приказал скорее перейти на другое место. Он тотчас и исполнил это и тем спасся от болезни, подобно Отуевой; а может быть и от смерти. Но добрый старец о. Амфилохий, не смотря на ослушание и упрямство Петра Никифорова, по извещению жены, тотчас сам приехал к нему в дом посетить больного, сделал ему выговор и утешил его, сказавши ему, что он не умрет от этой болезни и выздоровеет без всякого лечение. По предсказанию его, действительно, кость сама собою срослась, он встал с постели и начал ходить, только немножко прихрамывал.

2) Жена того же крестьянина Петра Никифорова, Авдотья, в одно время, рано утром, посылала к о. Амфилохию сына своего Петра по нужному делу. Сыну хотелось еще спать, он отказался; но по сильному настоянию матери, должен был встать и побежать к о. Амфилохию, а он прямо встретил его с упреком, что не слушается матери, и напомнил Петру все, как он отказывался идти к нему; за вину хотел даже поставить его на колени.

3) В той же деревне Зобище о крестьянской четырехлетней девочке Евгении Петровой о. Амфилохий предсказал, что она не будет жить в мире, а что она Христова невеста; как вырастет, так и умрет. Это и сбылось: в 17 лет она слегла в постель, а 20-ти лет кончила жизнь. За два дня перед смертью ее, он определил даже в точности время ее кончины.

4) Новгородской губернии, Демянского уезда, села Мосевиского, девица Агафья Иванова, собираясь идти в Соловецкий монастырь на Богомолье, пришла к о. Амфилохию за благословением. Он, благословляя ей в тот путь, дал ей кипарисный крестик и велел отнесть в гостинец в Соловецкий монастырь. Агафья спросила: кому же? о. Амфилохий ответил: Бог покажет кому, у тебя его спросят. После этого, он велел ей поклониться Божией Матери и предсказал, что Агафья в Архангельске пробудет 9 месяцев. Действительно, по болезни ее, пришлось ей столько там пробыть, а в Соловецком монастыре встретил ее схимник, потребовал старцев гостинец и напомнил ей о иконе Божией Матери, к которой она совсем забыла было сходить приложиться.

5) Одна странница, прожив довольно долго у о. Амфилохия для духовного назидание, отправилась, с его благословения, на поклонение Киевским Св. Чудотворцам. Вздумавши там отговеть, она, по совету других, намеревалась исповедаться у схимника. Но, как увидела его лично, то смутилась мыслию, что он не духовной жизни старец: потому что был собою полный и дюжий. Между тем все-таки объяснила ему свое желание и просьбу на счет принятия ее к себе на дух. Схимник ответил, что он не может принять ее, потому что толст; а велел ей поискать духовника худощавого. Тут странница та, увидев свое глупое рассуждение о достоинстве духовника по его наружности и узнав его благодатную прозорливость, начала просить у него прощение в своем помысле и настаивать, чтобы он не отказал ей в исповеди. Но старец остался при первом своем слове, решительно отказался ее исповедовать, и она должна была идти из Киева, не отговевши там. А как опять пришла к о, Амфилохию в Реконь, то он ей с самого же начала сказал: Что ж ты в Киеве не говела? видно толст попался духовник? К чему нам судить и рядить о том, что от нас сокрыто: а известно Единому Богу.

6) Когда к о. Амфилохию пришли двое странников для испрошения у него благословение на поступление в монастырь: то одному из них он дал благословение, а другому отказал в нем, обличив его в плотском грехопадении с девицею. Ему велел идти в мир и жениться.

7) Тихвинской мещанке Авдотье Ивановой, находившейся в семействе с хорошим достатком и не ожидавшей себе бедности, за 7 лет предсказал крайнюю нищету. Это после и исполнилось.

8) Г. Б. занимавшийся лесною промышленностию в Реконе, бывши у о. Амфилохия, не оказал должного уважения к Св. иконе Знамение Божией Матери: стоял перед ней в фуражке. После него старец сказал другим: Знамение Божией Матери снимет с него шапку и поневоле. Действительно, в наказание, все дрова у него, до 400 сажен остались на берегу, не сошли вниз по реке и впоследствии, во время лесного пожара, сгорели на месте.

9) По Новгородской дороге из Тихвина есть Ругужская станция. О. Амфилохий, проезжая мимо ее на Страстной неделе, услыхал в одном доме безнравственные мирские песни и увидя, что поет их портной, сидя у окна за работой, против него замахал кнутом и громко закричал: холера! холера! – Портной тотчас же почувствовал внутри себя боль и, против всякого ожидания, вечером умер от холеры, – оставя недошитым платье, которого не много оставалось ему и кончить.

10) В один год, тоже на Страстной неделе, заозерский крестьянин Тимофей шел с товарищами в Реконский лес за лосями. Дорогой встретился с ними о. Амфилохий и запрещал им в такие великие дни ходить на охоту, говоря, что если они и пойдут, то ничего не убьют. Крестьяне те не послушались его, пошли; обходя лес, увидели лось, от них Тимофей метил ей прямо в лопатку, но двумя выстрелами ничего не сделал. Лось побежала от них в лес, как ничего не потерпевшая.

11) Тамошний же крестьянин, Иван Тимофеев тоже отправился как-то в лес на охоту. О. Амфилохий с ним не встречался; не видал, как у него идет там дело. А между тем на другой день, попавшемуся ему Иванову сыну Михаилу он сообщил об удачной охоте отца; сказал, что убита им лось. После этого Михаил, сойдясь с отцом в лесу, увидал у него лосьи уши и узнал, что им одна лось убита.

12) Одна девица, пришедши к о. Амфилохию, жертвовала ему довольно значительную сумму денег на Богоугодные дела. Он отбросил их от себя и с гневом сказал ей: деньги не тобой и не добром нажиты; мне они нейдут. Раздай их в остроге арестантам. Она поняла его обличение; не заперлась, какие были у нее деньги; но все-таки хотелось ей вручить их ему чрез другое лицо Старец, провидев, чьи деньги, не принял их и от посредника, даже бранил его за участие в Богопротивном пожертвовании.

13) Пришедшие к о. Амфилохию двое странников просились у него несколько времени прожить. Одного из них он оставил, а другого отослал от себя с словами: тебе нельзя у меня остаться, недолго проживешь. Это означало, что он скоро умрет, – потому что недели через две не было уже его в живых.

14) Подобным образом старец торопил и даже гнал от себя одного монастырского служку, именем Герасима, приходившего к нему из Реконской пустыни. Этот, не дойдя до нее, умер дорогою.

15) Из двух странниц, просивших себе на дорогу помощи, о. Амфилохий одной, по бедности ее, без всяких отговорок дал рубль, а другой отказал и еще бранил ее, что она, имея у себя деньги, обращается к другим за пособием. В достатке своем она перед ним созналась.

16) О. Амфилохий, встретившись в лесу с заозерским крестьянином Иваном Дмитриевым, велел ему торопиться домой на похороны. Оказалось, что, в его отсутствие, умер у него в семействе маленький сын.

17) Об одной девице И. М., жившей в Тихвинском девичьем монастыре, о. Амфилохий сказал, что эта овечка перейдет в другое стадо. Чрез несколько лет, она, не ужившись там, ушла в другой монастырь, в Ладогу.

18) Один крестьянин, помогши исполнить своего обещание в Тихвине, – поставить там свечу перед Царицей Небесной, давал вместо этого деньги о. Амфилохию, чтобы поставить свечу в Реконе, ничего не говоря ему о своем обещании. Старец их не принял и сказал ему: куда обещал, туда и должен их снесть.

19) Проживающий, в Тихвинском уезде, в деревне Луге, тихвинский мещанин Гавриил Дмитриев, перед личным своим посещением о. Амфилохия, увидел в одном месте очень душеполезную книгу и как владельца ее не мог он уговорить, чтобы тот продал ему ее, то очень сожалел об этом, Старец же сам собою узнал о его скорби и подарил ему в утешение свою собственную книгу.

20) В другой раз этот же мещанин, ехавши к о. Амфилохию с товарищем, крестьянином Ладожского уезда, деревни Дунякова, Андреем Петровым, дорогой сообщил ему о большом своем желании увидеть старца в схиме. По прибытии их к нему, он без всякой просьбы Дмитриева, сам собою удовлетворил благочестивое его любопытство, надев на себя схиму, сказал ему: тебе хотелось видеть, смотри.

21) Дмитриев тоже не хотел женить своего сына совершеннолетнего из опасения, чтобы не отдали его в военную службу: так как его семейство было на очереди. Не смотря на это, о. Амфилохий благословил его сына жениться и не велел бояться солдатства. После чего Дмитриев сын женился и хотя несколько раз был привлекаем к жеребью, но в рекруты не попал и до сих пор остался мещанином.

22) Заозерские крестьяне Степан и Терентий Федоровы, неподалеку от пустыньки о. Амфилохия, наловя в озеринке рыбы до 30 щук, поскупились поделиться ею со старцем; поэтому сделали окольный, дальний и неудобный обход по лесу, чтобы не попасть ему на глаза. Но старец все-таки их встретил, где они его и не ожидали, и хотя ничего не сказал им, но одним уже своим появлением обличил и устрашил их до чрезвычайности.

23) Один посетитель о. Амфилохия не побоялся греха, унес у него книгу. Зобищенский крестьянин Петр Никифоров предлагал старцу настигнуть его по горячим следам и со стыдом воротить с книгой. О. Амфилохий удержал его от этого и сказал, что после за воровство приведут его к нему поневоле; впоследствии слова старца сбылись, вора присылала к нему полиция для улики в краже книги.

24) И. М. Генинг (при жизни о. Амфилохия, г. Генинг был управляющим в соседних имениях гг. Шамшева и Томилова, был с ним в самых близких сношениях, принимал живое участие в разных постройках старца и других нуждах, и по наставлению его оставил лютеранский закон и принял православие), сообщил, что когда он был при смерти болен и никак не надеялся выздороветь, то о. Амфилохий уверял его, что он по-прежнему будет здоров. Это вскоре и сбылось. Также, когда у г. Генинга все дети умирали в малолетстве, о. Амфилохий о последней его дочери сказал, что она будет жить долго. Это дитя и до сих пор уже несколько лет живо.

25) Во время болезни того же Генинга, в заведываемом им имении г. Томилова, устроена была ученым механиком мельница. По выздоровлении своем, он осмотрел ее и нашел в ней много неисправностей. Это его чрезвычайно расстроило. Но о. Амфилохий, приехав к нему в ту пору, велел ему поберечь свое здоровье и успокоиться, сказавши при том, что она сгорит. Через год механикова постройка действительно сгорела.

26) Прозорливость в о. Амфилохия видна была также, когда, по предложению Генинга, он не согласился устроить погреб при двух Реконских деревянных домах, отзываясь тем, что из домов со временем сделается церковь, для которой погреб вовсе не нужен. По утверждении здесь монастыря, в самом деле дома те обращены и переделаны в Сергие-Германский храм.

27) Когда Заозерская крестьянка Наталия Михайлова объявила б. Амфилохию свое горе, что господа насильно отдают замуж ее дочь, то старец велел ей успокоиться, немного подождать и сказал, что скоро все уладится. На другой день после этого дочь ее слегла в постель, а чрез неделю и умерла.

28) Тамошний крестьянин Григорий Алексеев говорил о себе, что он, по предсказанию о. Амфилохия, сверх всякого ожидание, никак не мог получить с своего должника денег.

29) Он же рассказывал, что старец в одно время, делая ему душеполезные наставление о жизни, очень удивил его, припомнив ему разные его погрешности и указав на самые места, где и что худое он сделал, как будто бы старец был везде с ним.

30) Один из близких к о. Амфилохию молодых людей, увлекшись в соседней деревне беседою с женщиною, был близок к грехопадению, но остановлен напавшим на него нечаянным ужасом. Потому что старец, узнав, по дару прозорливости, в каком опасном положении он находится, усердно молился за него в то время Богу. После о. Амфилохий обличил неосторожного юношу, и он сознался в своей вине.

31) Своего служку, отлучившегося в одно время самовольно и тайно на свадебное пиршество в деревню, по возвращении его оттуда, обличил и сильно бранил его за такой худой поступок.

32) П. В. С...к, значительный сенатский чиновник, находясь в скитской Реконской церкви, когда только подумал в себе приложиться к Кресту, то о. Амфилохий подошел и сказал ему: теперь не время; приложитесь после.

33) Заозерскому крестьянину Ивану Кирилову о. Амфилохий, отдавая с себя сапоги, предрек очень дальний путь, которого он не ожидал и из которого после, в точении многих уже лет, Кирилов не возвращался, даже и слуха о нем никогда не было, где он.

34) Крестьянский мальчик Василий Виноградов, в семилетнем еще возрасте, дома у матери был обречен о. Амфилохием в монашескую жизнь. А после этого через несколько уже лет, когда Василий находился в Тихвине в учении хлебному мастерству в курене, о. Амфилохий пришел туда и велел ему петь: Тебе Бога хвалим; в пении сам ему помогал, потому что мальчик не знал слов. С той поры Василий оставил все детские шалости; стал уклоняться от праздных бесед с товарищами и явилось у него желание быть непременно монахом и оп теперь находится много уже лет в Соловецком скитском братстве.

35) Также купеческому сыну Феодору Васильеву еще в мальчиках о. Амфилохий предсказал, что он будет жить в монастыре, а не в миру. Это после и исполнилось.

36) Настоятельница одного девичьего монастыря, несмотря на знатное свое мирское происхождение, из фамилии Бар. Р...н, и на почетный иноческий сан, по уважению к святой жизни о. Амфилохия, совершила вовсе несродный ей пеший путь в пустыньку к нему в летнюю пору по топкому, вязкому болоту. За такое свое смирение, она узнала от него, что в одно время будет у ней два жезла, что кроме настоящей своей обители она будет управлять еще и другим духовным рассадником. Слова старца чрез несколько времени исполнились вполне и беспримерным образом.

37) Генеральша С...ва, очень беспокоившаяся о своем муже, бывшем в дальней отлучке, по сновидению своему, отыскала Реконскую пустынь и в ней о. Амфилохия. От него она узнала о муже своем все, что ей нужно было.

38) Один молодой человек Л. Б., положив начало монастырской жизни у пр. Нила Столбенского, стремился к Святой Афонской горе, чтобы по примеру св. отцов: Антония Печерского, Арсения Коневского, Нила Сорского и других, в Святом уделе Царицы Небесной, от опытных духовных старцев научиться умному и внешнему иноческому деланию. По совету одного пустынника Л. Б. предварительно обратился за благословением к о. Амфилохию, потому что для такого дальнего путешествие, за несколько тысяч верст, мало иметь ноги, деньги и свое собственное желание; нужно еще знать, угодно ли предприятие Богу. Когда Л. Б. явился к о. Амфилохию, то он, сверх всякого ожидания Б., велел ему остаться в Реконе и жить в ските. А чтобы свойственная молодости горячность не повлекла его опять в дальнее путешествие, то, по предсказанию старца, вскоре случилась у него сильная боль в ногах от расширения жил. По усердной молитве Л. Б. к Царице Небесной в Тихвине, хотя болезнь и облегчилась, но все-таки путешествовать к дальним Св. местам он не в силах и поэтому он совершенно остался в Реконской пустыне и принял здесь иноческий сан.

39) Напротив – послушнику Троицкого монастыря Василию о. Амфилохий советовал непременно отправиться на Афонскую гору, но он пренебрег словами старца и за это был наказан от Бога – впал в умопомешательство и потому не мог жить в монастыре.

40) Вдовому сельскому священнику о. Сергию о. Амфилохий советовал поступить в монастырь. Священник долго не решался на это и уже чрез семь лет пришел к тому за благословением принять монашество. Старец же в этот раз сказал ему: теперь поздно быть монахом; служи у себя целый год панихиды. Чрез год последовала смерть того самого священника.

41) Когда священник Тихвинского девичьего монастыря о. Василий хотел переменить свое приходское место, то о. Амфилохий удержал его от этого, предсказав ему и жене его скорую кончину. По словам старца, они оба вскоре и умерли.

42) Купец П. П. С...н был предварен о. Амфилохием о предстоявших ему в жизни несчастиях, которые после и постигли его сверх всякого ожидания.

43) К одному сельскому священнику А. П. К...ву о. Амфилохий при своей жизни оказывал особенное и редкое расположение. Ему он предсказал о важной перемене в семейной жизни, которая уже и произошла.

44) В одно время собралось к о. Амфилохию до 14 человек разных посторонних посетителей. Между ними находился, в виде странника, и священник со Мшаги, из-под Новгорода, с дочерьми. Старец прежде не знал его; но назвал его по имени и с смирением просил у него иерейского благословения.

45) В это же время о. Амфилохий сделал строгий выговор одной боярыне за то, что она, при чревоношении, не соблюдала постов и, в наказание за сие, несколько раз родила мертвых младенцев.

46) Один крестьянин, работавши у о. Амфилохия в скиту, как-то за ужином остался недоволен пищею и винил того, кто ее приготовлял. Старец, не слыхавший его ропота, ночью после того пришел и послал его самого стряпать по своему вкусу.

47) Нередко случалось, что о. Амфилохий заранее предупреждал своих приближенных о посетителях и если сии были ему приятны, то ждал их с радостию и посылал даже встречать их, когда они блуждали по лесу и затруднялись пройти к нему. Напротив, от неприятных посетителей или уходил в лес, или приказывал себя запереть. Каких-нибудь Богоотступников, еретиков и раскольников старец сам узнавал, как только они входили к нему, и гневно обличал их заблуждение в вере и приказывал, как можно более, окуривать их ладаном, чтобы, по его выражению, отогнать от них нечистую силу. Одного крестьянина, слывущего в народе за чернокнижника, в обличение его Богоотступничества, выгнал от себя с большим бесчестием, как только он вошел.

48) О. Амфилохий не только вблизи себя знал и открывал многие тайны, но из пустынного своего уголка провидел и вдаль, так например, он заранее говорил о падении моста на реке Клязьме на Нижегородской железной дороге. Слова его после сбылись на деле.

49) Отец Амфилохий заранее предсказывал также разного рода казни, посылаемые Богом в наказание людей за грехи, как-то: мор в народе, скотский падеж, неурожай хлеба, засуху, пожары и пр. Объявляя об этом соседним поселянам и посетителям, он просил их быть внимательнее к своим обязанностям, личным, семейным и общественным, больше и усерднее молиться Богу, иметь между собой христианскую любовь, оставлять вражду, чтобы отвратить от себя праведный гнев Божий и переменить его на милость.

50) Пред Крымской и Польской войнами о. Амфилохий, хотя прямо и ясно не высказывался об этих печальных событиях, но перед ними говорил другим: молитесь! молитесь! гнев Божий грозить нам.

Несколько замечательных случаев в Реконской пустыне по смерти о. Амфилохия

В восстановлении Свято-Троицкой иноческой обители в Реконе и собрании сюда духовного братства о Христе Иисусе, на небесах пред престолом Божиим невидимо ходатайствовала Сама Царица Небесная; а на земле, не щадя себя, пекся об этом избранный Ею пришелец, впоследствии сокровенный схимонах о. Амфилохий. И теперь ясно обнаруживается постоянное участие их во внешнем и во внутреннем устройстве обители, в объединении братства между собою и со всеми посторонними людьми в духе Христовом. Такое покровительство Царицы Небесной и такая благо- попечительность о. Амфилохия, как нельзя прямее, могут быть доказаны следующими случаями:

1) Новгородской губернии, Тихвинского уезда, Кременецкой волости, деревни Руслина крестьянка Федора Пименова, из усердия к новой обители, желала пожертвовать в нее двух коров и лошадь; потом изменила свои мысли; нашла достаточным отдать туда только коров, а лошадь вздумала продать в свою пользу. Уговорившись с одним крестьянином в цене, она взяла уже с него за лошадь и задатку 5 рублей. Такая необстоятельность ее неприятна была Царице Небесной и она сама подвиглась посетить неразумную жертвовательницу в ночи перед Спасо-Преобра- женьевым днем. Представ ей в чудном сиянии с книжкой в руке, Она сказала: коровки твои останутся записанными, а лошадку я исключу, потому что ты запродала ее и взяла уже задаток. Видение это чрезвычайно тронуло простодушную поселянку, на другой же день она, возвратив задаток, взяла лошадь назад, а к Успеньеву дню, вместе с коровами, отвела в Реконскую пустынь и лошадь. Этот чудный случай попечения Царицы Небесной об обители не первый и не последний; потому что и после Пименовой повторялись неоднократно подобные пожертвования; но не всякий открывает сверхъестественные случаи, опасаясь подвергнуться за них от неверующих им нареканию, или в мечтательности, или лживой выдумке, а мы веруем и исповедуем их пред всеми.

2) О. Амфилохий, как видно, бдительно следит за движением монастырских дел. В одно время рассматривалась в суде кляуза против пустыни. Старец, мгновенно, сам принес в обитель приятную весть о решении, и сообщил ее одному монастырскому собрату. В день решение дела, после разных трудов, М. М. склонился на постель и тотчас впал в дремоту. В это время ему показалось, что кто-то коснулся его плеча рукой и сказал: «что ты лежишь? надо молиться Богу, ныне ваше дело кончилось благополучно». М. М., не обращаясь назад, спросил: а ты кто такой? и в ответ услышал: «я здешний, очень давно здесь живу». Оглянувшись, М. М. увидал о. Амфилохия в монашеском платье, и вдруг он стал невидим.

3) О. Амфилохий, точно живой, заведует и хозяйственною частию в восстановленной им обители. Служащему по этой части Василию Иванову один раз поручено было купить в Тихвине две хомутины. В городе на рынке, когда он искал лавку, где бы взять их, встретился с ним один торговец и спросил его, откуда он? и узнавши, что из Рекони, тотчас отдал ему безденежно обе хомутины, и объяснил ему при этом, что старец, незадолго перед тем временем, явился ему во сне и приказал пожертвовать в Реконь хомутины и потому он даже ждал к себе за ними кого-нибудь из пустыни.

4) После всего этого явное покровительство Царицы Небесной Троице-Реконскому монастырю, по молитвенному предстательству за него старца о. Амфилохия, в полном свете представляет чудное избавление обители от огня в 1868 году. Всякому известно, что год этот был у нас самый тяжелый по повсеместным пожарам от сильной засухи; преимущественно горели леса. Около Рекони, по болотам и лесам, также разлилась точно огненная река. Действие огня вокруг обители в особенности было опустошительно 8-го и 12-го Июля. Казалось, что от этой стихии нельзя было ничем спасти ни храмов, ни каких других монастырских построек, потому что все они деревянные и окружены лесом. Церковное и братское имущество готовилось к вывозке; но и так весьма трудно было его сохранить; даже за собственную свою жизнь всем надо было бояться; все дороги окружены были пылающим лесом. А в густом дыме, делавшем мрак даже днем, на тесовые крыши обители неслись по воздуху искры, горящие еще легкие вещества, точно осадные снаряды или огненные метеоры. Картина ужасная! Настоятелю с братиею оставалась надежда только на помощь свыше. И по мере того, как увеличивалась внешняя опасность, усиливалась в них внутренняя и внешняя молитва к Богу. Почему, когда видимое небо более и более покрывалось дымом и мраком, невидимое, от молитвы их, прояснялось и разрушалось чувственное средостение, заграждающее в другое время Божественное Царственное миро- правление. Находившиеся в осадном положении иноки, но имея никаких вещественных средств к потушению его, оком веры видели силу и слово в премирной безграничности, могущие избавить их от бедствия. Они беспрестанно молились Богу, Царице Небесной и всем светолепным Служителям Престола Божие; просили посредничества о. Амфилохия; даже ночью делали крестный ход с Св. иконами вокруг монастыря и какой же чудный плод произвели их бдение и молитвы? В сухом перегорелом воздухе над обителью совсем неожиданно явилось густое облако и из него пролилось столько дождя, что огонь кругом обители потерял всю свою силу, воздух очистился от дыма, мрак исчез, пред глазами прояснилось небо и вся опасность миновала. Древле, по молитве Пророка Илии, снизшел огнь на воду, а здесь, по молитве иноков, ниспала вода па огнь. В обители чувство благодарности к Богу и всем небесным покровителям за спасение было чрезвычайное. Оно засвидетельствовалось благодарным соборным молебствием к Богу, Пречистой Его Матери и всем виновникам их спасение от огня. По миновании всего лесного пожара не менее чудным оказалось сохранение в лесу, по разным местам, до 30-ти монастырских стогов сена, тогда как у других там же много его сгорело.

Сверх помянутых случаев, о. Амфилохий являлся во сне: а) одному Соловецкому монаху, именем Николаю, после посещение Троице-Реконской пустыни и Тихвинской обители, останавливавшемуся в деревне Луге, у мещанина Гаврилы Дмитриева, которому он сообщил о чудном видении ему старца о. Амфилохия; б) Тихвинского уезда, дер. Зобища, крестьянке, вдове Авдотье Ивановой; в) того же уезда дер. Круга, крестьянской дочери, девице Прасковье Дмитриевой и некоторым другим лицам. Сны их были так ясны, что весьма мало отличаются от действительности наяву в бодрственном состоянии человека. Простодушные, откровенные рассказы всех их о снах заслуживают полного вероятие, потому что ни честолюбивых, ни других корыстных их целей в этом ни мало у них не заметно; а самая цель явление им старца оказывается чистою, святою, вполне ему соответствующею.

Разнородные дополнительные замечание, относящиеся к биографии о. Амфилохия

1) Святая икона Знамение Божией Матери, находящаяся ныне в скиту, кроме указание чрез Нее от Бога места для этого скита и исцеление крестьянки Елены Семеновой, замечательна еще по двум событием: а) по чудному сохранению самой иконы от огня, когда была злонамеренно сожжена пустынная келья о. Амфилохия, и б) по совершенному прекращению в соседней деревне Зобище скотского падежа, после молебствие народа и самого старца перед этою иконою. Она поступила к старцу в 1824 году от Г. Мякининой: была ему везде и всегда покровительствующей Святыней: мерою она в длину 1-н аршин, в ширину ¾ аршина.

2) Об о. Амфилохия к изложенным выше сведением сообщено еще:

а)      В посте и молитве старец был неутомим, хотя скрывал это от других, и он перед всеми утверждал необходимость поста и молитвы.

б)      Доброта к другим была у него до такой степени, что иногда другим отдавал последнюю копейку и последний кусок хлеба, а сам оставался ни с чем.

в)      Милостыню бедным любил он делать тайно, чтобы никто о ней не знал; а если сами облагодетельствованные от него открывали другим о его пособии, то он совсем прекращал оное.

г)      Доброта души его была так велика, что он не убивал и насекомых, которые кучами покрывали его тело и платье, а осторожно их снимал с себя и пускал живыми, говоря, что и им также хочется пожить па свете.

д)      Замечали еще, что он, во время духовной беседы с кем-нибудь, открывал ту или другую священную книгу на той странице, которая, по содержанию, очень близко относилась к их разговору.

е)      Крестьянин деревни Рапли Максим Васильев говорил, что доброго старца враги всячески теснили и очень много раз производились о нем следствие, так что одного Васильева до 6-ти раз приводили к присяге по этим следствием и старца всегда все одобряли.

ж)      По наблюдениям других, многие соперники старца, по предсказанию его, были наказаны от Бога или болезнию, или каким-нибудь еще несчастием.

з)      Старцем исцелена от беснование С-Петебургской губернии, Ладожского уезда, деревни Мелексы, крестьянка Марфа Иванова, невестка крестьянина Феоктиста Тимофеева. Она страдала от этой болезни 4 месяца, а старец тотчас же избавил ее от духа злобы чтением над нею разных молитв. При исцелении таких больных злые духи иногда выходили видимым образом, в виде гадов.

и)      Бесы, изгнанные старцем из других, сердясь на него за это, старались и ему самому, чем-нибудь повредить; так, например, по их внушению, одна женщина попросила у него ночлега и хотела увлечь столетнего старца в свои сети. Он убежал от нее в болото; три дня пробыл там без пищи; очень скорбел, а после был утешен явившимся ему неизвестным старцем, по совету которого и подкрепил уже себя пищею, – но какою? Толокном с водою.

В другой раз те же невидимые враги никак не хотели в Реконском лесу допустить до о. Амфилохия посланного к нему из Тихвина с нужными бумагами по монастырскому делу, но на встречу совершенно неожиданно вышел из лесу сам о. Амфилохий и потребовал от него бумаги.

и)      Старца, из уважения к нему, посещали Афонские, известные по духовной жизни, старцы: о. Арсений, Петр и другие. Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец привлекал к о. Амфилохию подобных старцев из своих обителей для духовной беседы с ним и для содействие в окончательном решении дела о восстановлении монастыря.

к)      Некоторые, весьма значительные особы, летом, сами доходили до старца, пробираясь по болотам по грудь в воде; а некоторых, по изнеможению их, кто-нибудь доносил на плечах и, предвидя таких усердных посетителей, старец иногда встречал их еще на пути. Здесь, кроме удивительного терпение, должны изумлять каждого высокие мысли о старце и понудительная сила обстоятельств личных или семейных, по которым люди пускались в чрезвычайно трудный и опасный путь по лесу и зыбкому водянистому болоту.

л)      Старец находился в большом внимании у покойного Московского Митрополита Филарета, который прислал к нему на благословение иконное изображение Ангела, благовестившего при гробе Воскресение Христово. Это изображение находится ныне на стене в часовне, устроенной над могилой о. Амфилохия.

м)      В прибытие одной благочестивой посетительницы Тихвинского уезда, из села Чернецкого, Ел...ны К...ной в вечерние сумерки, о. Амфилохий встретил ее снаружи кельи и, для освещения своего жилища, взял у себя из-под ног что-то в роде навоза; потер это в руках и оно загорелось. Посетительница видела в этом особенное дело Божие за благочестивую жизнь старца.

н)      Некоторые говорят, что они молитвами и благословением о. Амфилохия жили и живут благополучно. Праведности и благоугодности его пусть всякий верует, – и не постыдится. Постоянные пятидесятилетние страдания старца, ради имени Христова, не могли ли сделать его праведным и наследником великих обетований Божественного подвигоположника Христа Иисуса?

o)      У некоторых сохранились в памяти разные духовные наставления и рассуждения о. Амфилохия, в простых и своеобразных его выражениях, но по сущности имеющие высокую цену.

Впоследствии и они должны также сделаться общеизвестными.

п)      По словам о. Амфилохия с приближенными его, в одно время, как он из дальней пустыни в монастырь прошел мимо скита не помолясь в нем пред иконою Знамение Божией Матери, нечаянно встретилась ему благообразная женщина, укорила его за это и не велела в другой раз так делать, – потом сделалась невидима. Сочтя ее за Самую Царицу Небесную, заботящуюся матерински о спасении каждого человека, о. Амфилохий после уже всегда имел для себя правилом по пути зайти в скитский храм и прочесть пред Ее образом Ей акафист.

p)      Когда соперники о. Амфилохия по монастырской земле восстановляли против него полицейское начальство, то оно отобрало от него вериги, посох и шапку. Все это и хранилось, как конфискованное имущество, в земском суде лет 25. А как пришло время умереть о. Амфилохию, то вздумали продать те вещи с аукциона; купил их усердный почитатель старца, тихвинский купец Парамон Афанасьев и чрез монахиню Введенского монастыря Исидору доставил их для сохранения в Реконскую пустынь пред самым погребением о. Амфилохия.

с)      Святитель Христов Тихон Задонский, в честь которого устроен в скиту храм, по смерти о. Амфилохия принял его под особенный свой молитвенный покров, так что и погребение его совершилось 13 августа, когда наша церковь празднует сему Святителю. Гроб с останками старца с Березна, по топким болотам, в сопровождении иеромонаха, певцов и особых почитателей старца, накануне перенесен был в скит и поставлен в храм. В самый же праздник пред литургией о. игумен с братиею отслужил молебен Святителю, после литургии было совершено отпевание старца, искреннее прощание с ним всех служащих и народа, и, закрывши гроб, по случаю праздничного крестного хода, отнесли гроб с колокольным звоном, Св. хоругвями и иконами на могилу, приготовленную старцу рядом с алтарем древней Троицкой церкви, где о. Амфилохий от начала до конца своей пустынной жизни в Рекони любил всегда молиться Богу.

О замечательных иконах и другой Святыне Реконской пустыни

А. О Св. иконе Живоначальной Троицы

1) Св. Троицкая икона была главною святынею старца Амфилохия в течение всей многотрудной пятидесятилетней жизни его в Реконской пустыне и первым поводом к восстановлению иноческой обители.

2) Она сохранила о. Амфилохия среди окружающего его со всех сторон огня в 1859 году, когда сильно горели Реконские леса. Сосед и духовный друг его г. Геннинг посылал к нему тогда несколько человек крестьян, чтобы спасти его жизнь, храм и в нем всю Святую утварь. Но о. Амфилохий, среди пылающего кругом огня, стоял спокойно в храме и усердно молился перед образом Живоначальной Троицы. Присланным к нему от Геннинга не позволил ничего трогать в храме и, указывая на храмовую Троицкую икону, сказал им: смотрите, среди такого жара от огня, она мокра, точно облита водой; не велите Ив. Мих. беспокоиться обо мне и о храме. Все будет цело. Бог сохранит. Так и случилось.

Впоследствии времени, по смерти уже о. Амфилохия, при существующем ныне монастырском устройстве, чрез свою икону, Св. Троица показала следующие милости к людям:

1) Крестецкого уезда, Деревского погоста, деревни Горок, у крестьянина Петра Кондратьева, сыну Александру свело ногу, и он сильно страдал от этой болезни недели три. Когда дано было обещание отслужить в Реконе молебен Живоначальной Троице, то нога вскоре сделалась здорова. Отец и сын о таковом чудесном исцелении объявили в обители, при исполнении своего обещание Живоначальной Троице.

2) Тихвинского уезда, Колодницкого погоста, деревни Михайловки, девица Агафья Матвеева, 13-ти лет, имевшая в течение года большой нарыв на шее, после обещания отслужить молебен Живоначальной Троице в Реконе, в три недели совершенно выздоровела.

3) Того же уезда и погоста и той же деревни, крестьянская дочь Мелания Колинина, 13 лет, страдала от большой опухоли в ногах. Когда сделала такое же обещание, как и Агафья Матвеева, то в две недели совсем поправилась в здоровье. Обе они приходили в обитель молиться Богу, служить благодарный молебен Живоначальной Троице и объявили о своих исцелениях.

4) Тихвинского уезда, Кожезерского погоста, деревни Чигилина крестьянин Яков Максимов, терпевший сильное расслабление в ногах, получил в них укрепление после молебна Живоначальной Троице и паннихиды по старце Амфилохии в Рекони.

Чрез обещание сходить в Реконь на Богомолье и отслужить здесь Живоначальной Троице молебен, а по о. Амфилохия панихиду, получили себе здравие.

5) Тихвинского уезда, села Шижинского крестьянин Степан Павлов, мучившийся долго головною болью, перестал совершенно ее чувствовать после означенного обета.

6) Того ж уезда, деревни Батуриной крестьянская вдова Евфимия Иванова, лишившаяся зрение, стала опять хорошо видеть, после такого же обета. Павлов и Иванова лично объявили в обители о своем исцелении, когда приходили уже сюда па место помолиться Св. Троице, и на могиле старца отпеть панихиду.

7) Крестецкого уезда, Карпиногорской волости, из цыган, государственный крестьянин деревни Луки Федорковой Владимир Михайлов, 26 лет, в 1868 году, около зимнего Николина дня, две недели находился в сильном расслаблении и особенно чувствовал сильную головную боль. В то время явился ему во сне о. Амфилохий в схимническом одеянии и сказал: если хочешь быть здоров, то обещайся отслужить в Рекони молебен Живоначальной Троице и отпеть по мне панихиду. Он обещал и на другой день встал с постели совершенно здоровым. По приезде в Реконь исполнил свое обещание и об исцелении объявил в обители.

8) Тихвинского уезда, Васильевского правление, деревни Луга, крестьянка Марья Антонова, летом и осенью 1868 года, два раза была в сильной горячке. В последний раз она по две ночи, на 23 и 24 Сентября, видела во сне о. Амфилохия. Чтоб избавиться от болезни, он ей приказывал отправиться в Реконь и отслужить молебен Живоначальной Троице и его помянуть на могиле. Так как она обещалась это исполнить, то вскоре выздоровела. После она являлась в обитель, исполнила то и другое, а муж ее Василий Петров, в благодарность за жену, трудился для обители целую неделю с своею лошадью.

Б. О плащанице Спасителя и Иверской иконе Божией Матери

1) Г. Геннинг свидетельствует, что незадолго до восстановления монастыря в Рекони, по случаю большего стечения народа в пустыне к празднику Троицына дня, о. Амфилохий для того, чтобы богомольцы, до приезда священника с сельского погоста, имели какое-либо благочестивое занятие, вынес для них прикладываться плащаницу Спасителя и Иверскую икону Божией Матери из старой деревянной церкви в новые дома, из коих впоследствии образовался Сергие-Германский храм. Священник, по прибытии своем, остался очень недоволен поступком старца, нашел оный самочинным и неуместным. Он велел своим причетникам с посторонними людьми внесть плащаницу с иконой опять в церковь; но посланные, при всех усилиях, никак не могли исполнить приказание, тронуть Святыню с места и возвратились к священнику назад без всякого успеха. Уже по молитве и благословению старца внесена она была Дм. Ив., жившим долго при нем и принявшим также после иноческий сан.

2) Новгородской губернии и уезда, села Клинок крестьянина Николая Якимова жена Лукерья Ефимова, после разрешения от бремени, была вся в расслаблении в течение 9 недель, и особенно мучилась от головной боли, так что готова была лишить себя жизни.

При такой болезни, она в одно время вечером мужу своему объяснила желание съездить в Реконь и отслужить молебен Иверской Царице Небесной и по о. Амфилохия панихиду. После сего на другой же день вся болезнь ее прекратилась и она, уже совершенно здоровая, с мужем своим приезжала в монастырь исполнить обет Божией Матери и старцу.

В. О Тихвинской иконе Божией Матери

Тихвинского уезда, Грузинского правление деревни Переходов, крестьянка Прасковья Никифорова, страдавшая долго правой ногой, в первых числах Сентября 1868 года удостоилась в видении услышать от Царицы Небесной приказание для избавления от болезни отправиться в Реконь и отслужить молебен перед Тихвинскою Ее иконою, которая находится за правым клиросом в Сергие-Германском храме. После этого видение Никифоровой еще дома сделалось в ноге некоторое облегчение; а после молебна Царице Небесной в Рекони, она совсем сделалась здорова и объявила о своем исцелении Настоятелю с братиею.

Г. О скитской иконе Знамение Божией Матери и чуде от нее по молитве о. Амфилохия

Новгородской губернии, Боровичского уезда, деревни Городка, помещика Ивана Горемыкина у временно-обязанной крестьянки Елены Семеновой, в начале Апреля месяца 1868 года, ночью была поражена апоплексическим ударом вся правая сторона; рука и нога правые у ней лишились всякого владение и она не могла двигаться с места. Около Ильина дня явился ей во сне о. Амфилохий и, для исцеления от болезни, приказывал в Реконском скиту перед иконою Знамение Божией Матери отслужить молебен, а на могиле его панихиду по нем. Она обещалась и усердно желала выполнить это; но будучи неподвижна, не могла отправиться в путь. Несмотря на это, через три дня рука и нога больные пришли в движение и стала она ими действовать, принялась за все работы. О. Амфилохий чрез неделю вторично в сонном видении побуждал ее к исполнению обещание; но она, отвлекаясь разными домашними делами, протянула время до Благовещенской пятницы в великом посту и на исповеди у духовного отца в этот день призналась в нарушении своего обета; а он, укорив ее за это, поставил ей в непременную обязанность выполнить свой обет. Почему она вскоре, явившись в обитель, служила молебен Знаменью Божией Матери, а по старце – панихиду и все рассказала Настоятелю и братии.      

***

Кроме обозначенных здесь чудотворных Св. икон, из прочих священных драгоценностей, хранящихся в храме, освящающих, благословляющих и врачующих каждого, кто приступает к Святыне с благоговением, верою, надеждою и любовию, – можно поставить на особый вид три древних креста и частицы мощей некоторых Святых угодников.

1. В серебряном кресте

1. Часть древа Креста Господня.

2, 3, 4. Название этих Святынь в надписях от древности изгладились и неудобочтимы.

Частицы мощей св. угодников Божиих:

1. Св. апостола Андрея.

2. Св. апостола Филиппа.

3. Св. великомученицы Варвары.

4. Св. мученика Меркурия.

5. Св. великомученика Георгия.

6. Св. Игнатия Богоносца.

7. Св. Дамиана.

8. Св. царя Константина.

9. Св. мученика Прокопия.

10. Св. Спиридона чудотворца.

11. Св. великомученика Пантелеймона.

12. Св. Николая Печерского.

13. Св. Иоанна милостивого.

14. Пр. Сергия Радонежского.

15. Пр. Зосимы Соловецкого.

2. В серебряном также кресте.

Частицы мощей св. угодников Божиих Киево-печерских.

1. Пр. Лаврентия затворника.

2. Пр. Макария.

3. Пр. Никодима просфорника.

4. Пр. Варлаама игумена Печерского.

5. Пр. Николы Святоши.

6. Пр. Алиния Иконописца.

7. Пр. Симеона епископа Суздальского.

8. Пр. Тита священника.

9. Пр. Пимена многоболезненного.

10. Пр. Илии Муромца.

11. Пр. Исаакия затворника.

12. Пр. Никона игумена Печерского.

13. Пр. Никиты затворника.

14. Пр. Луки эконома.

15. Пр. Исаакия.

3. В кипарисном кресте, обложенном вокруг серебром. Частицы мощей св. угодников Божиих:

1. Св. Андрея Первозванного.

2. Св. Макария митрополита Киевского.

3. Св. Иоанна многострадательного Киевского.

4. Св. Иоанна милостивого.

5. Пр. Максима исповедника.

Все сии три креста в Троицкую Реконскую пустынь пожертвованы 1863 года Апреля 29 дня Сергиевой пустыни Духовником Иеромонахом Марком чрез доктора надворного советника Ивана Васильевича Бутузова на поминовение о здравии Иеромонаха Марка, рабов Божиих Иоанна, Марии с чадами, о упокоении: Захария, Марии, Василия, Евдокии и их сродников.

Кроме помянутой Святыни в деревянной дщице, покрытой серебряною пластинкою, вставлено 9 частиц мощей непоименованных Св. Угодников, ведомых Единому Богу, и в маленьком стеклянном пузырьке хранится миро Святого Николая из Бара града Италийского.


Источник: Местныя предания о Троице-Реконском подвижнике схимонахе О. Амфилохие и некоторыя другия достопримечательности той обители : иноческий труд иеромонаха Иосифа, бывшаго Н.И. С-скаго, составителя изданнаго в 1870 и 1872 годах, описание пустыни с несколькими биографическими сведениями об О. Амфилохие. - Санкт-Петербург : Тип. Дома Призрения Малол. Бедных, 1876. - 48 с.

Комментарии для сайта Cackle