Н.В. Маслов

Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Исаии (Гомолко)

Схиархимандрит Иоанникий (в миру Иоанн Гомолко) родился в 1842 г. в семье обер-офицера. В 1865 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1874 году пострижен в монашество игуменом Иннокентием (Степановым) с именем Исаия; в 1880 г. рукоположен во иеродиакона, в 1884 г. – во иеромонаха.

После кончины архимандрита Иннокентия возведен в сан игумена. Управлял обителью почти четверть века – с 1888 по 1912 г. В должности настоятеля много потрудился для благоустройства и процветания монастыря. С ростом благосостояния Глинской пустыни возросла и ее благотворительность. В годы настоятельства отца Исаии Глинская пустынь ежегодно принимала около 50 тысяч богомольцев, которые бесплатно обеспечивались жильем, монастырской трапезой, лекарствами, одеждой, обувью, а иногда получали и денежную помощь. В случае нужды жители окрестных деревень пользовались безвозмездно от пустыни хлебом, деньгами, а пострадавшие от пожара, голода, падежа скота всегда получали от пустыни пособие. К особому виду благотворительности можно отнести и создание в 1890 г. при Глинской пустыни «Дома трудолюбия» для обучения в нем разным ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот.

Но не только благотворительностью славилась при отце Исаии Глинская пустынь. Велика была ее роль и в духовно-просветительной деятельности. В 1891 г. отец Исаия организовал издание религиозно-нравственных книг и листков.

Старец проводил жизнь смиренную, желая только угождения Господу. Как высшего подвига ради любви ко Христу отец Исаия желал схимы, которую удостоился принять в 1906 г. с именем Иоанникий.

В 1912 г. претерпел неправедное гонение. Когда архимандрит Иоанникий не по своей воле уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, но старец перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как по суху. Так Господь прославил Своего угодника и всем открыл несправедливость возведенных на него обвинений. Дальнейшая судьба отца Иоанникия неизвестна.

Письмо игумена Исаии Дмитрию Михайловичу Струкову7

Милостивый Государь,

Д.М. Г-н Струков!

В нашей обители имеется живописная мастерская, ученики которой предварительно приготовляются рисованием. Цель обучения, если они не останутся в обители, дать им кусок хлеба посредством своего заработка. При обучении рисованию у нас заведена такая система: сначала на грифельных досках от руки чертят с тетрадки линии и геометрические фигуры, потом на тетрадях карандашом от легких контурных рисунков по оригиналам переходят постепенно к более трудным тушевым рисункам. Затем, по достаточном навыке в рисовании, ученики переходят к иконописи, так как собственно для монастыря более необходимо писание икон. Желая воспользоваться многолетним опытом Вашим и высоко ставя Ваш совет, имеем честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, не отказать сообщить нам, насколько принятый нами способ обучения пригоден, и не можете ли дать каких-либо практических советов, ускоряющих обучение, так как очень часто ученики переменяются, что, конечно, не без вреда отзывается на наше иконописное дело. В скором ожидании Вашего ответа с истинным почтением и благорасположением имею честь быть Благожелательный Вам

Игумен Исаия

Адрес: В г. Глухое Черниг. губ.

Настоятелю Глинской пустыни

19 января 1891 года

***

Его Преосвященству,

Преосвященнейшему Иустину, Епископу Курскому и Белоградскому и Кавалеру

Глинской Богородицкой пустыни

настоятеля игумена Исайи с братиею

Рапорт

Составленные в Глинской Пустыни за истекший 1892-й год послужные списки: 1) о мне, настоятеле, 2) о священнослужителях и монашествующих штатного положения, 3) о послушниках указных и 4) о послушниках, на временном испытании находящихся, вместе с перечневою ведомостью о числе всех и ведомостью о Глинской пустыни при сем Вашему Преосвященству имеем честь представить и донести, что таковой же экземпляр списков с ведомостью о Глинской пустыни при рапорте от 31 декабря 1892-го года за № 326 представлен в Курскую Духовную Консисторию.

Настоятель игумен Исаия

И. д. казначея иеромонах Иосия

№ 325

31 Декабря 1892 г.8

***

Письмо настоятелю Оптинской пустыни архимандриту Исаакию9

24 февраля. Отв. 1 марта

Ваше Высокопреподобие,

Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка,

Отец Архимандрит Исаакий!

Первым делом считаю обязанностию поздравить Вас с текущею Святою Четыредесятницею и засвидетельствовать Вам нижайший поклон с пожеланием Вам здравия и долгоденствия на многия годы. Досточтимейший Батюшка, усерднейше прошу Вас, будьте настоль великодушны, не откажите, Бога ради, выслать в нашу обитель копию с Вашего скитского устава. Нам очень желательно видеть относительно порядка богослужения и порядка внутренней жизни братии в Вашем скиту, так как у нас в обители тоже устраивается скит во имя Нерукотворенного образа Спаса на средства благодетельницы графини Анны Гейден на месте подвигов покойного Батюшки Архимандрита Илиодора, и я думаю в недалеком будущем просить ходатайства об утверждении там скитского устава Святейшим Синодом.

О здравии Вашем я и обитель наша молятся.

Испрашивая Ваших святых молитв, с нижайшим почтением при пожелании Вам всего лучшего и отрадного имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорный послушник

недостойный игумен Исаия

16 февраля 1893 г. Глинская пустынь

***

Ваше Высокопреподобие,

Высокочтимый и Боголюбивый Батюшка,

Отец Архимандрит Исаакий!

Девятого февраля сего года скончался у нас иеромонах Герман, по духовному завещанию отказавший в Ваш монастырь на поминовение его десять рублей, которые при сем препровождаю.

Испрашивая Ваших святых молитв, с искренним благожеланием и нижайшим почтением имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

недостойный послушник

Игумен Исайя

15-го Февраля 1894 г. Глинская Пустынь

PS. О получении денег прошу почтить меня уведомлением.

* * *

7

РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 155.

8

ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 109

9

РГБ. Ф. 213. К. 68. Ед. хр. 45


Источник: Письма глинских старцев. Составитель доктор педагогических наук, магистр богословия Н.В. Маслов. М. Самшит-издат, 2007. –328 с.

Комментарии для сайта Cackle