С. Девятова

Православные подвижницы XX столетия

Источник

В книге представлены 70 жизнеописаний православных подвижниц двадцатого столетия, воспоминания современников, поучения, рассказы о подвигах и чудесах, молитвы.

Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали старицы недавнего времени. К ним обращались люди со своими духовными нуждами, телесными недугами, у них получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление...

Содержание

Слово составителя

Введение

Дивеевские старицы Краткая история Серафимо-Дивеевского монастыря Дивеевские стпарицы Старица Наталия († 1900) Блаженная Параскева Дивеевская (1795–1915) Блаженная Мария Дивеевская († 1931) Старица Анна Бобкова-Морозова († 1984) Высказывания блаженной Евдокии Московские старицы Схимонахиня Ольга (Ложкина) (1871–1973) Схимонахиня Севастиана (Лещева) (1878–1970) Схимонахиня Серафима (Ушакова) (1875–1950) Блаженная Матрона Московская (1881–1952) Схимонахиня Любовь (Верейкина) (1901–1997) Санкт-Петербургские старицы Старица Матрона Щербинина (Матронушка босоножка) (1814–1911) Схимонахикя Мария (Лелянова) (1874–1932) Схимонахиня Мария (Маковкина) (1984–1971) Схимонахиня Варвара (Третьякова) (д. Вырица) (1907–1999) Старица Любовь Лазарева (поc. Cycaнино) (1912–1997) Рязанские старицы Блаженная Любовь Рязанская (1860–1921) Блаженная Матрона Анемнясевская (1864–1936) Старица Анна Петрина (7877–1956) Старицы Анисия (1890–1982 гг.), Матрона (1902–1995 гг.) и Агафия (1910–1996 гг.) Петрины Старица Наталья († 1975) Старица Евдокия Токаревская Псковские старицы Монахиня Екатерина (Булынина) Старица Анастасия Струлицкая (1913–1987) Старица Феодосия Уральские старицы Схиигумения Магдалина (Досманова) (1847–1934) Схимонахиня Евфросиния (Мезенцева) (1872–1918) Пюхтицкие старицы Послушница Елена Кушаньева (1866–1947) Монахиня Екатерина (Малкова-Панина) (1889–1968) Старицы Спасо-Бородинского монастыря Схимонахиня Сарра (Потемкина) († 1911) Преподобная Рахиль Бородинская (1833–1928) Самарские старицы Схимонахиня Мария (Матукасова) (1908–2000) Схимонахиня София (Горяйнова) (1909–1999) Схимонахиня Сергия (Дохлова) († 2005) Бузулукские старицы Старица Анна Старица Вера Гуреева (1901–1968) Подвижницы Ставропольского края и Кавказа Старица Анастасия Андреева († 1932) Монахиня Евгения (Котлярова) (1577–1952) Старица Феодосия Старицы иных областей России Старица Мария (г. Новгород) (1808–1918) Схимонахиня Зосима (Суханова) (1820–1935) Игумения Арсения (Себрякова) (1833–1905) Старица Мария Чернова (г. Тамбов) (1842–1916) Старица Марфа Смирнова (1850–1927) Схимонахиня Серафима (г. Павлов-Посад) († 1919) Старица Елена († 1938) Монахиня Мисаила (Гранкина) (1850–1953) Монахиня Феоктиста (Шульгина) (1855–1940) Старица Александра Елизарова (Сашенька Шурминская) (1857–1915) Монахиня Евфросинья (Хрулькова) (1873–1968) Схиигумения Мария (1879–1961) Старица Марфа (г. Царицын [ныне Волгоград)) (1880–1925) Схимонахиня Агния (Стародубцева) (1884–1973) Схимонахиня Маргарита (Никитина) († 1969) Старица Александра Схимонахиня Серафима Схимонахиня Серафима (Бобкова) (1885–1990) Схимонахиня Сергия (Луховицкая) (1886–1977) Блаженная Валентина Минская (1888–1966) Старица Варвара Скворчихинская (1890–1966) Старица Вера Шараева Схимонахиня Рафаила (Вершинина) (1891–1990) Старица Наталья Васюнина (1893–1985) Схиигумения Мария (Дохторова) (1896–1978) Старица Мария (г. Старая Русса)( † 1982) Схимонахиня Сепфора (Шнякина) (1896–1997) Схимонахиня Нила (Новикова) (1902–1999) Монахиня Мария (Матвеева) (1904–1969) Схимонахиня Антония (Кавешникова) (1904–1998) Монахиня Мария (Потапова) (1906–1999) Старица Варвара Трофимова Монахиня Алипия (Авдеева) (1910–1988) Библиография

Слово составителя

Когда повсеместно закрывались храмы и монастыри, многих священнослужителей и монашествующих расстреливали или обрекали на мучительные страдания и голодную смерть в лагерях, ссылке; оставшиеся в миру носители истинной веры со смирением несли тяжелый крест старчества, ежеминутно рискуя жизнью, духовно поддерживали, вымаливали людей. Они наставляли на путь истинный духовными советами, предупреждали об опасностях, врачевали духовные и телесные недуги, призывали к покаянию и смирению.

Когда в начале девяностых годов работа над очерками о старцах и старицах 20 века только началась, духовной литературы было мало, трудно было представить, что Господь даровал многострадальной России не десятки, а сотни духовных светильников, чтобы укрепить верующих людей и вывести заблудших из тьмы в годы безверия.

Нам хотелось для удобства читателей собрать материал в одном месте, чтобы как можно больше верующих людей смогли прочесть краткие очерки о старцах и старицах. (К сожалению, многие книги о подвижниках, появлялись лишь небольшим тиражом в отдельных епархиях.) Истинные свидетельства о жизни современных подвижников, чудеса исцелений могли бы вызвать живой интерес у тех, кого отпугивали увещевания старших, кто сомневался в истинности рассказов о святых, живших много веков назад. Поэтому мы разместили очерки о старцах и старицах в интернете. (Материал размещался и на нескольких христианских сайтах.)

По промыслу Божиему в 2006 году появилась возможность опубликовать подготовленный материал в виде двух сборников в печатном виде.

Книга о подвижницах 20-го века, подобно первому сборнику о старцах двадцатого столетия, появилась благодаря стараниям сотен людей: тех, кто оставил свидетельства о своих духовных матерях, кто собирал свидетельства духовных чад и современников подвижниц, составителей книг и статей о старицах, православных прозаиков и журналистов, а также людей, принимавших участие в публикации материала в интернете, сотрудников издательств и типографий. Десятая часть тиража была подарена храмам, монастырям, библиотекам как духовная милостыня за всех этих людей. (При переиздании книг планируется направлять часть тиража в места заключения, в благотворительные организации, помогающие заключенным.)

Хочется выразить большую признательность Татьяне Велк-Углановой, Ольге Тульской за помощь в работе. От всей души благодарю всех, кто помогал доставать необходимую для работы литературу, кто молитвенно поддерживал нас. Слава Богу за все!

Введение

Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы бни видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф.5:14–16)

Иеродиакон Николай в статье «Учение архимандрита Софрония (Сахарова) о старчестве...» пишет, что, по учению греческих отцов, «старец играет роль посредника между послушником и Богом ... Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей, и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер. Как посредник в сообщении божественной воли, старец считается продолжателем дела Самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх.4:13)».

В России духовное наставничество достигло меры старчества у прп. Серафима Саровского и монахов Оптиной пустыни. Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем прп. Паисия Величковского (1722–1794 гг.).

В послании святого апостола Павла к галатам сказано: «...Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали и старицы последних времен, по Промыслу Божиему им суждено было играть роль посредника: одним между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили верующие люди со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление...

Иеродиакон Николай отмечает: «Согласно прп. Серафиму, ответы старца основываются не на рассудочной деятельности, не на его богословской осведомленности или способности к психологическому анализу, а на воле Божией. Он объясняет, каким образом старец достигает знания воли Божией: «Первое помышление, являющееся в душе моей (после молитвы), я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом. В таких случаях всегда делаются ошибки...»

Читая житие блаженных, мы не раз встречаем в воспоминаниях духовных чад подвижниц указание на то, что блаженные старицы, чтобы узнать волю Божию, прежде чем ответить на вопрос страждущих, молились: одни мысленно обращались с вопросом к святым, другие вопрошали, глядя на икону Богородицы или святого. Современники удивлялись их детской вере, умению блаженных стариц не только задавать вопросы, глядя на иконы, но и понимать ответы. Приведем лишь несколько примеров.

Дивеевская блаженная Анна, в келье которой была икона прп. Серафима, по рассказам матушки Маргариты, «часто подходила к этой иконе и спрашивала: «Куда?» – Затем, кивая головой, говорила: «А, поняла...» и шла по послушанию туда, где нужна помощь людям».

По свидетельству духовных чад, блаженная Пелагея, прежде чем благословить их на то или иное дело, молитвенно обращалась к преподобному Серафиму Саровскому. В житиях других матушек встречаются свидетельства современников о том, что слепым блаженным старицам Сама Царица Небесная открывала то, что они не могли видеть. (От Царицы Небесной старицы получали благословение помогать страждущим.)

По молитвам блаженных стариц Господь творил чудеса. По свидетельству духовной дочери блаженной Алипии, Валентины С. Е. «благодатью Божией пища у старицы Алипии умножалась». По свидетельству р.Б. Марфы, молитвами матушки Алипии сапожки и одежда Марфы были совершенно чистые, после того как она, помогая блаженной старице, «ходила целый день по грязи и носила на плечах большие мокрые ветки деревьев...»

Вспоминая блаженную Евдокию Токаревскую, игумен Роман (Загребнев) пишет: «Какие есть у Господа на земле люди! Они, поистине, дерзновенны в своих молитвах! Действенность молитв обнаруживает внутреннюю красоту сих богомольцев. Вот что рассказал мне брат Николай, впоследствии бывший иеродиаконом Псково-Печерской обители: «Как-то прибежал я к матушке рано утром и, чтобы не нарушить ее покоя, осторожно открыл дверь. Она сидела на стуле посреди своей комнатки перед образами, плача и приговаривая: «Господи, вот какая я калека, не могу Тебе затеплить лампаду, а ведь так охота, чтобы она горела пред образом Твоим!» Я же, застыв, как мертвый, продолжал стоять на пороге. И что же вы думаете? Лампада сама по себе зажглась. Я от радости заплакал и ушел назад домой, чтобы не смущать молитвенницу. Сам же с изумлением думал о том, какое же дерзновение имеют люди пред Богом? Какая сила молитвы этой матушки? Господи, слава Тебе, что есть у Тебя на земле такие сокровенные люди, ради которых мы, грешные, живем, часто без страха и рассуждения!»

Из воспоминаний келейницы схимонахини Нилы: «...Осенью зашла я к матушке, а она и говорит:

– Ты в саду-то была?

– Ой, матушка, там у меня всё крадут, не могу укараулить.

– Так это же сосед твой лазает. Ничего, помолимся сейчас, попросим святителя Спиридона Тримифунтского.

Вернулась я домой, рано утром пошла поливать огород и вижу, что стоит в саду вор и не может сдвинуться с места. Потом удалось увидеть еще двоих. И, конечно, помогла молитва матушки. Все трое стали впоследствии верующими».

В книге «Святые подвижницы Восточной Церкви» можно найти упоминание о том, что Господь по молитвам святой девственницы Пиамы († 337 г.) явил чудо «задержания»: жители соседней общины, замыслившие уничтожить всех жителей общины, в которой жила прозорливица, по молитве прозорливой праведницы, не смогли приблизиться к их селению. Они остановились и не могли сдвинуться с места, при этом им было открыто, что задерживает их молитва праведницы. Они были вынуждены прислать своих послов и просить мира. Известно, что святая девственница Пиама жила уединенно, принимала пищу чрез день, почти все время молилась, лишь несколько часов в день пряла лен.

Преподобная Синклитикия († 350 г.) говорила: «Мы все знаем, как спастись, но не спасаемся по нерадению. Прежде всего нужно сохранять сию заповедь: возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею и ближнего твоего, как самого себя (Мф.22:37, 39). Много трудов и подвигов предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их радость. Желающие развести огонь сперва задыхаются от дыма и плачут, а потом достигают чего ищут, так и мы должны воспламенять в себе божественный огонь со слезами и трудами. Наше звание есть не что иное, как отречение от жизни и помышление о смерти...» «...Воск тает от огня, так и душа наша ослабляется похвалами и теряет твердость добродетели». «Болезнь и раны служат к истреблению похотей, а пост и земные поклоны предписаны нам для укрощения страстей... Великий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них благодарить Господа».

Святая Феодора († 415 г.), настоятельница общины дев, подвизавшаяся в Александрии, говорила: «Ни бдения, ни телесные труды не доведут нас до спасения, если нет в душе смирения... Смирение есть та добродетель, которая дарует победу над злыми духами». Святая Феодора отличалась любовью к подвигам милосердия, зорко следила за состоянием своей души, не допуская власти греха над собой, советовала и другим избрать тесный путь, указанный Спасителем: «Старайтесь входить тесными вратами. Если деревья не подвергались в холодное время напору ветров, дождю и суше, то летом не приносили бы плодов. Жизнь земная с ее невзгодами – наша зима. Если не станем переносить скорби и испытания – не ожидайте себе покоя за гробом».

Можно предположить, что монахини и схимонахини 20 столетия, так же как и их предшественницы, удостаивались даров Святого Духа за великое смирение, послушание, любовь к Богу и ближним. Блаженные старицы, добровольно взявшие тяжкий крест юродства во Христе, немощные и убогие подвижницы удостоились великих даров Святого Духа за свое великое смирение и терпение скорбей, строгое воздержание, неусыпное бдение, милосердие, безграничную веру и любовь к Богу и ближним.

Подобно древним аскетам, блаженные старицы последних времен, «безумием мнимым безумие мира обличившие», имеющие убогий вид и разодранные одежды, «жили мыслию о Горнем».

Читая житие той или иной подвижницы, каждый раз удивляешься необыкновенной высоте их подвига: хождение босиком в любую погоду, легкая одежда даже зимой... Например, блаженная Варвара (Скворчихинская), по свидетельству ее современников, «терпела такой мороз, какой своими силами не может человек ни выдержать, ни пережить...»

Что согревало блаженных в лютые морозы? Ответ на этот вопрос находим у прп. Серафима Саровского – «благодать Духа Святаго согревала» их: «Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет вопиять к Господу: «Теплотою Духа Святаго согрей мя!» Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святаго Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас есть». Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святаго...»

Блаженная старица Екатерина говорила: «Я отказалась от своего разума, разумеется, для славы Божией, покорив Ему всю свою волю. Принесла жизнь свою в дар Богу. А Бог дарует человеку благодатный дар высшего рассуждения и прозрения. Откровение же Божие получается через молитву».

Господи, по молитвам стариц спаси нас!


Источник: Православные подвижницы двадцатого столетия: [70 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. - Москва: Артос-Медиа, 2009. - 410 С. ISBN 978-5-9946-0013-9

Комментарии для сайта Cackle