Виктор Афанасьев

Источник

Судьбы России

Оптинские Старцы всегда хорошо знали состояние русского общества и, может быть, знали даже лучше всех. К ним-то и тянулся этот „мир“ в лице своих типичных представителей, когда обожгло их, оглушило, потрясло мощное грохотание движущегося времени. Именно в Оптиной бросились они искать спасения... Услышать слово старца. Получить поддержку. Нередко – и возродиться душою в Боге.

В письмах своих старец Макарий нередко размышлял о судьбах России, к коим почти всегда причастны люди образованные, власть имеющие. Но каковы все они в духовном отношении? Вот несколько штрихов из писем старца Макария. „Распространение французского языка, – пишет он, – много повредило нашему отечеству; юноши и девицы, мущины и дамы все с жадностью читают то, что не пользует, а вредит их, „чешеми слухом“, по слову Апостола (2Тим. 4:3). Вы очень правильно выразились в первых ваших письмах, что дух наших мнимо-образованных соотечественников согласен с европейскими мнениями и нравами: то будет ли им любима наша матушка святая Русь? Дай Бог, чтобы восторжествовало Православие!.. Вкоренившаяся до безумия безмерная роскошь и утонченность во всем, которые нахлынули к нам вместе с учителями западными: модами, поварами, гастрономами, кондитерами и магазинами их; всякий старается подражать в этом богатому, а чтобы успевать в этом, надобно изобретать средства непозволенные... Мы не сильны сами собою исцелить сии язвы, но надобно просить у Господа помощи... Запад сильно вооружается на Православие“.

Это было написано в 1856 году. В 1859-м, в ноябре, он пишет: „Сердце обливается кровью, при рассуждении вашем о нашем любезном отечестве, России, нашей матушке: куда она мчится, чего ищет, чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится? Конечно, в судьбах Промысла Божия написано то, чему должно быть, но от нас сокрыто, по неизреченной Его премудрости. А кажется, настает то время по предречению отеческому: «Спасаяй да спасет свою душу!»“

В 1860 году, в мае, старец Макарий пишет: „Журнальная гласность с вольномыслием разливается как зараза, и члены почти всех сословий (а особенно юное поколение, образованное) быстро стремятся путем цивилизации и прогресса, и сами не знают, куда и к какой цели. Да не попустит Господь восторжествовать тьме над светом“.

В 1861 году крепостные крестьяне получили свободу. После обнародования царского манифеста об этом в России начались безпорядки, так как освобождение это, по необходимости, имело в разных случаях разные юридические условия для обеих сторон – для помещиков и для крестьян.

Частная-то собственность не отменялась, и помещики во многих случаях оказывались весьма сильно страдающими лицами. Став „свободными“, крестьяне часто грабили усадьбы, жгли дома бывших своих бар, захватывали их земли. Это действительно было.

Преподобный Антоний как раз во время этой смуты писал своему духовному сыну, помещику (25 марта 1861 года): „Приношу вам поздравление мое с милостивым Манифестом Царским. Каковое событие многим тысячам на радость и утешение, а многим малодушным на уныние и печаль. Если и вы от числа таковых, то ободритесь духом, и да не смущается сердце ваше сею новизною, ибо у Господа Бога и для вас осталось милости много, Который так изрек: аще бы и жена (т.е. мать) забыла и оставила чад своих без призрения, но Аз не забуду вас, рече Господь; чему верить должно без всякого сомнения. Противу мрачных размышлений своих советую вам всегда 26-й псалом, который так учит нас размышлять: „Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?“ – и проч. до конца псалма читайте. К сему и Святая Церковь подает для каждого члена или прихожанина назидательный урок, а именно: когда в сельской церкви вашей прочтен был во всеуслышание Высочайший манифест, тогда иерей с причтом своим совершил благодарственное молебствие ко Господу Богу с коленопреклоненною молитвою и многолетием Государю Императору и всей Царской фамилии. По сему указанию советую и вам пригласить иерея к себе в дом и попросить его отслужить тот же благодарственный молебен ко Господу Богу с коленопреклоненною молитвою и многолетием, чрез что ощутите мир в душе своей, ибо сердце и устне благодарящие Бога за все привлекают к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет. И в сообращении друг с другом старайтесь друг друга ободрять, а не тоску наводить безумными суждениями своими, поскольку Господь Бог глубиною мудрости Своей человеколюбно все строит и полезное всем подает. Напрасно так вы обо мне разумеете, что я на теперешние новые обстоятельства смотрю как на детские игрушки. Нет, все это и меня немало опечаливало, когда не знал я решения. Но когда увидел, что дело это отсрочено еще на два года и крестьяне должны находиться в зависимости и в повиновении господ, доколе все это не приведется в уравнение и в порядок, то сердечно порадовался о том, и благодарил Бога, что не зараз объявлена крестьянам свобода. Притом и землю получат крестьяне от господ не даром, а по условленной или объявленной цене от господ; притом они и от работ господских не свободны. Вы должны быть осмотрительны и присматриваться на других помещиков, как будут поступать. Также у некоторых из них можно и посоветоваться в чем должно. Обстоятельство это вызывает вас на деятельность в пользу свою, а не на уклончивость“.

Писем того помещика к о. Антонию мы не знаем. Но ответ ему о. Антония продолжает освещать ту же проблему: „Прочитавши последнее ваше письмо, объято было сердце мое немалою печалью о вашем теперь горьком житье-бытье, в рассуждении нового положения крестьянского быта. И этому горю никто не может помочь, кроме единого Господа, Которого всегда я прошу и молю, чтобы Он укрепил сердце ваше к терпению, и даровал некоторую отраду. Что делать? Теперешнее нелегкое положение всех благородных лиц несколько похоже на „решительное (т. е. искупительное) очищение грехов“ (Ирмос 5-й песни 2-го Канона на св. Пятидесятницу) юности и неведения, за каковые грехи и беззакония иному барину довелось бы вечно мучиться в огне, а теперешнее искушение многим послужит к освобождению от вечных мук. Посему настоящий крест свой, как бы он тяжек ни был, должно стараться нести терпеливо, в чем и да поможет вам Господь Бог! А что крестьяне ваши требуют от вас отчета за десять лет, то это означает в высшей степени их мужицкую буйность и непокорность, за которую Господь Бог смирит их“.

Не оставляет о. Антоний своего корреспондента советами и далее, так как вопрос, конечно, очень серьезный. „Из обстоятельств, каковые вы вытерпливаете ныне, видно смиряющее вас горькое, но купно и спасительное врачевство, что самое вы и сами в письме своем подтвердили, написавши, что во всем уезде ни у кого крестьяне столько не бунтуют, как у вас. И действительно так, ибо вы противу других клевретов своих дворян более от Бога были облагодетельстваны и вразумляемы на дела благая и на все заповеди. А посему раб ведевый и не творяй биен будет много... Итак, возлюбленные мои страдальцы Христовы, в постигшем всеобщем искушении и смирении возверзите вы печаль свою на Господа Бога и на Пречистую Его Богоматерь, и со смирением и со слезами просите и молите о помиловании и заступлении вас и чад ваших, и храните себя от осуждения и зложелания кому-либо каковой-либо беды или напасти, ибо теперешний переворот в крестьянском быте делается Верховною Властью Небесною, а не земною. Как древле Господь Бог освободил людей Своих израильтян от рабства фараонова, так и ныне Тот же Бог восхотел даровать свободу и нынешним рабам крестьянам. Как израильтяне забыли Бога, спасшего их от фараона, так и нынешние оказались неблагодарнее тех окаянных из евреев, коих кости пали в пустыне. Но придет время, что и нынешние неключимые рабы вспомнят о минувшем, да не воротят“.

Позднее, в день убиения террористом Государя Александра II Освободителя (подписавшего Манифест об освобождении крестьян), 14 марта 1881 года старец Амвросий отвечал на письмо, сообщавшее об этом: „Не знаю, что вам написать об ужасном настоящем времени и жалком положении дел в России. Есть одно утешение в пророческих словах св. Давида: „Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей и отметает советы князей. Совет же Господень вовек пребывает“ (Пс. 32:10). Господь попустил Александру II умереть мученическою кончиною, но силен Он подать помощь свыше Александру III переловить злодеев, зараженных духом антихристовым. Дух антихристов от времен апостольских действует чрез предтечей своих, как пишет Апостол: „Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне дóндеже от среды будет“ (2Сол. 2:7). Апостольские слова „держай ныне“ относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и восстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земли. Потому что антихрист, по объяснению толковников Св. Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует чрез предтечей своих. Сперва он действовал чрез разных еретиков, возмущавших Православную Церковь, и особенно чрез злых ариан, людей образованных и придворных; а потом действовал хитро чрез образованных масонов; и наконец теперь чрез образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо паче меры. Но обратится болезнь их на главу их по сказанному в Писании“.

В январе 1911 года старец Варсонофий сказал в беседе с духовными чадами своими: „Сейчас мы переживаем лютые времена. После объявления всяких свобод при Александре II усилилась разнузданность, люди восстают один на другого, не щадя ни родства, ни дружбы. Восстают против законной власти – все попрано: вера, добродетель, стыд“. Отец Варсонофий исповедовал много отчаявшихся интеллигентных мирян, получал письма от них. Он говорил, что мир „уже не стонет, как прежде, а ревет“. Старец предсказывал грядущие гонения на Церковь, на священников и монашествующих, – многое из таких высказываний записал бывший тогда его учеником преп. Никон. Но в то же время он и ободрял собеседников: „Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов, и страшно за Нее становится, что одолеют Ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не безпокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют Ее до самого Страшного суда. За Нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, – правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель»“. „Не надо унывать, – говорил он. – Пусть унывают те, которые не веруют в Бога – для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют, – но людям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царствие Небесное“.

О грядущих судьбах христианства прикровенно говорил не раз и Оптинский старец Нектарий. Однажды он видел сон, который пересказал С. Нилусу: „Вижу я огромное поле, и на поле этом происходит страшная битва между безчисленными полчищами богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы: наступает момент конечного торжества богоотступнических полчищ, так как христиан почти уже не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу... Вдруг ничтожная по численности группа христиан, между которыми я вижу и женщин, и детей, производит внезапное нападение на Божиих противников, и в один миг все огромное поле битвы покрывается трупами безбожной рати, и все неисчислимое скопище ее оказывается перебитым, и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия. И спросил я близ стоящего от меня христианского воина:

Как могли вы одолеть это несметное полчище?

Бог помог! – таков был ответ.

Да чем же? – спрашиваю. – Ведь у вас и оружия-то не было.

А чем попало, – ответил мне воин“.

Старец Нектарий предсказал революцию и убиение Государя с семьей: „Государь будет великомученик“. На тревожные вопросы, что ожидает верующих, старец Нектарий отвечал: „Верные могут не бояться, их оградит благодать. В последние времена с верными будет то же, что было с Апостолами перед Успением Богоматери. Каждый верный, где бы он ни был, на облаке будет перенесен в Ковчег – Церковь. Только те, кто будет в ней, спасутся... Держитесь твердо Православия“.

Когда уже многое совершилось, в 1922 году иеромонах Никон едва ли не последним покидал Оптину Пустынь, захваченную и разрушаемую большевиками. Последние были службы, последние проповеди. Тогда, в частности, он писал своей матери: „Что будет? Как будет? Когда будет? Если случится то и то, куда приклониться? Если совершится то и то, где найти подкрепление и утешение духовное? О, Господи, Господи! И недоумение лютое объемлет душу, когда хочешь своим умом все предусмотреть, проникнуть в тайну грядущего, неизвестного нам, но почему-то страшного. Изнемогает ум, планы его, средства, изобретаемые им – детская мечта, приятный сон. Проснулся человек – и все исчезло, сталкиваемое суровой действительностью, и все планы рушатся. Где же надежда? Надежда в Боге“.

Ныне опять – наступление зла, недоумения и опасения верующих, их борьба, поиски средств защиты... Успокоимся. Прибегнем к Писаниям и словам преподобных отцов Оптинских. Они все сказали – доверимся им. Они укрепят. Во всем, а главное – в нашей вере в Господа Бога.


Источник: Житница жизни. Страницы истории духовного бытия Оптиной пустыни / Виктор Афанасьев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003 г. 252 с.

Комментарии для сайта Cackle