архим. Сильвестр (Стойчев)

Источник

Тема I. Понятие «Богословие»

...подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины.

Литургия свт. Иоанна Златоуста

§1 Значение термина «богословие»

Сам термин богословие (θεολογία) употреблялся у древних греков, обозначавших им учение о языческих богах. В Древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения: о творении мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т.д., относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οἰκονομία (греч.) – искусство управления домом; οἴκος – дом, νόμος – закон), т.е. деятельности Бога в творении, промышлении и спасении мира. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II в. Афинагор Афинский. В Corpus Areopagiticum богословием называется Священное Писание, Климент Александрийский этим словом именует все истины христианства, свт. Григорий Богослов и ряд других отцов обозначали этим термином собственно учение о Святой Троице, у свт. Афанасия Александрийского в некоторых трудах богословием именуется учение о Воплощении. Однако, в конце концов, термин «богословие» стал употребляться для выражения всего христианского учения.

Таким образом, «богословие» осмысляется, с одной стороны, как слово Бога о Самом Себе (и в этом смысле термин практически тождественен понятию Божественного Откровения), и, с другой стороны, учение Церкви о Боге, то есть богословие, это осмысление Церковью данного ей Божественного Откровения.

Возникает закономерный вопрос: а как же быть с многочисленными «богословиями»: догматическим, нравственным, основным, сравнительным и так далее? По своей сути богословской наукой в полном смысле является именно догматическое богословие, так как изучает самое главное в нашей вере. Никакое другое богословие не имеет, во всяком случае в полном объеме, предметом своего изучения эти истины. Заметим, что разделения на многочисленные «богословия» возникли достаточно поздно, в учебных программах нового времени. До этого же даже то, что сейчас изучается в курсе основного или нравственного богословия, входило в общий курс богословия.

§2 Богословие как наука

Богословие называют наукой. По богословию пишут и защищают квалификационные работы, чему предшествует научная деятельность. И всё же есть определенные трудности в наименовании богословия наукой в классическом смысле этого слова. Любая наука является результатом познавательной деятельности, направляемой на какой–либо объект3. Если говорить о богословии как науке, то в каком смысле?

У науки есть свои обязательные признаки и, если дисциплина ими не обладает, то она не может быть названа в полном смысле наукой. У каждой науки есть предмет изучения и метод. Что же является предметом изучения в нашем случае? Сказать, что Бог – дерзко и неблагочестиво. К тому же, подобного рода ответ влечет за собой совершенно абсурдные выводы: если есть предмет познания, значит есть методы познания этого самого предмета. Но говорить так о Боге не придет в голову никому здравомыслящему4. Тем не менее, предмет изучения в богословской науке есть: это Божественное Откровение, выраженное в Священном Писании и Священном Предании. То есть наша наука занимается изучением и истолкованием вероучения, которое дано нам в Божественном Откровении. Таким образом, источником богословия является Божественное Откровение. И сам этот термин – Откровение – показывает нам, что то, что открыто, может быть познаваемо. В противном случае Откровение было бы бессмысленным.

В Откровении есть различные пласты, и степень познаваемости их различная. Приведем цитату из прп. Иоанна Дамаскина: «Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не всё, касательно Божества и Его домостроительства, невыразимо, но и не всё удобовыразимо, не всё непознаваемо, но и не всё познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное – выражаемое словом, так как иное дело говорить, а другое – знать. Таким образом, многое из того, что мы неясно познаём о Боге, не может быть выражено во всём совершенстве»5.

Итак, согласно святому отцу, следует различать процесс познавания и процесс выражения познанного словами:

Есть то, что не познаётся, соответственно, его нельзя выразить словами.

Есть то, что познаётся, но не удобовыразимо словами.

Есть то, что познаётся и может быть выражено словами.

Исходя из этого, можно прийти к заключению, что богословие как наука может существовать, и предметом ее изучения является то, что познаваемо и выразимо словами и содержится в вероучительных текстах Церкви. В других же случаях, когда речь идет о познаваемом и неудобовыразимом или непознаваемом, богословская наука прямо указывает на это.

§3 Метод богословской науки

Метод богословской науки состоит в систематизации имеющегося материала, с приведением в каждом отдельном случае (теме) оснований из Священного Писания и святоотеческого наследия. Естественно, этот метод не следует рассматривать только как собирание некоего количества цитат к конкретному богословскому тезису.

Значительную роль в методе догматической науки занимает разъяснение (толкование) изучаемого материала, которое, в свою очередь, должно пониматься не как рационализация богословского знания, но как деятельность преображенного благодатным действием ума.

В качестве дополнительных методов в догматической науке могут быть использованы компаративный (сравнительный) метод, позволяющий в некоторых случаях провести сравнительный анализ догматического учения Православной Церкви и инославных конфессий, с целью более точного понимания вероучительных позиций Православия; а также исторический метод, с помощью которого можно проследить развитие догматической терминологии в исторической перспективе. Также могут быть использованы данные других наук: истории философии, церковной истории, библейских дисциплин, литургического богословия, канонического права, нравственного богословия.

§4 Цель богословия

Бытует мнение, что изучать богословие не надо (ересь гносеомахии)6, что это никак не влияет на наше спасение. Подобный взгляд страдает отсутствием глубины основания и, как правило, возникает в уме тех, кто и учиться не имеет желания, и молиться не хочет. Было бы крайне самонадеянно считать, что можно «проскочить» низшие ступени и сразу войти в область созерцания. Кроме того, мнение, рассматривающее догматические тексты и определения как ненужные в духовной жизни, не учитывает того факта, что сами эти «внешние формы» догматической истины суть наследие святых отцов и церковных Соборов, и пренебрежительное отношение к таковым является формой гордыни. Например, прп. Максим Исповедник, рассуждая о богословии, говорит, что есть два вида богословия – теоретическое и собственно практическое. Но второе никак невозможно без первого. Более того, приступать ко второму без первого опасно, так как, не имея представления об опыте прошедшем, оставленным нам нашими предшественниками и первоначально воспринимаемом нами именно как теория, можно легко сойти с пути7. Ориген сравнивал путь богослова с деятельностью следопыта, разыскивающего в зарослях следы предшественников и по ним идущего к своей цели. Можно только представить, какой опасности себя подвергает тот, кто пренебрегает этим методом и ищет путь сам.

Тот же автор говорит: «Приступай к изучению богословия так, как будто ты приступаешь к Евхаристии!»8

Для святых отцов занятие богословием в общепринятом, узком понимании (как систематическое изложение христианского вероучения) есть лишь средство к более высокой цели – к богопознанию, к обожению. И это есть истинное богословие и истинная цель христианской жизни.

По словам В. Лосского: «В противоположность гносису, где познание само по себе является целью гностика, христианское богословие в конечном счете всегда только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение с Богом, или обожение, о котором говорят восточные отцы. Мы приходим, таким образом, к заключению, которое может показаться... парадоксальным: христианская теория имеет значение в высшей степени практическое, и чем мистичнее эта теория, чем непосредственнее устремляется она к высшей своей цели – к единению с Богом, тем она и «практичнее""9.

«Практика» в христианстве (т. е. телесные подвиги, милостыня, добрые дела) опять же, наряду с богословием, – лишь средство ко спасению. Итак, богословие прибегает к интеллектуальной деятельности, но не может ею ограничиться, так как ведет туда, где мысль останавливается: «Через веру же разум приходит к благу, где он, прекращая деятельность, обретает свое совершение»10.

Богословие не может быть сведено к теоретическим рассуждениям, хотя и использует их. Конечная цель богословия – не просто приобретение некой суммы знаний о Боге, хотя, конечно, не надо делать вывод, что приобретение этих знаний вообще необязательно, а в том, чтобы привести человека к живому общению с Богом, к той полноте видения, где слова и вопрошания становятся излишними. Конечно, в процессе обучения будет возникать масса разного рода недоумений и вопросов на богословские темы. Естественно, на эти вопросы необходимо искать ответы. Однако нужно всегда иметь в виду, что на путях чисто логического, рационального знания богословские вопросы никогда не смогут быть разрешены, потому что человеческий ум устроен таким образом, что сколько бы ни отвечали на его вопрошание, он будет всё время ставить новые и новые вопросы, требуя всё большего и большего уточнения нашей веры, всё более точных формулировок для богооткровенной истины, таким образом превращая ее в чисто интеллектуальное упражнение. В конце концов, многие вопросы, знать ответы на которые нам кажется крайне необходимым, при реальной встрече с Богом теряют всю свою значимость, отходят на задний план... Тут уместно вспомнить слова Спасителя: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. 16:22–23).

Вопросы:

1. Объясните, почему может существовать богословие.

2. В каком смысле богословие может быть названо наукой? В чём схожесть и несхожесть богословия с другими науками?

3. Что является источником богословия?

4. Кто впервые ввел в христианскую традицию термин «богословие»?

5. В каком смысле понимали термин «богословие» античные авторы?

6. Как понимали термин «богословие» христианские авторы в IV в.?

7. Каков метод богословской науки?

8. Как правильно соотносятся теоретические и практические аспекты богословия?

9. В каких смыслах можно понимать термин «богословие»?

10. В чём цель занятий богословием? Что говорит по этому поводу В. Н. Лосский?

11. Что такое антиномии и почему богословский язык вынужден ими пользоваться?

Обязательно к прочтению:

1. Антиномия // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 494–498.

2. Каллист (Уэр), en. Богословское образование в Писании и у свв. отцов // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс] / URL: http://www.krotov.info/history/20/krivova/warell.html

Рекомендуемая литература:

1.Аверинцев Сергей. Богословие в контексте культуры // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс] / URL:

https://royallib.com/book/averintsev_sergey/bogoslovie_v_kontekste_kulturi.html

2. Агафангел (Гагуа), игумен. О содружестве богословия и филологии // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL:

http://www.bogoslov.ru/text/4626578.html

3. Агафангел (Гагуа), игумен. О языке православного богословия и богословии языка // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL:

http://www.bogoslov.ru/text/4600113.html

4. Богословие // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 275–286.

5. Викторов П. Усвоение догматических истин человеческим сознанием // ЖМП. М., 1956. №6. С. 46–54.

6. Гаврюшин Н. К. Эгидий Римский о научном статусе богословия // Труды Минской духовной академии. Жировичи, 2005. №3. С. 50–58.

7. Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие? // Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html

8. Калаицидис Панделис. От «возвращения к отцам» к необходимости современного православного богословия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2586215.html

9. Каллист (Уэр), en. Богословское образование в Писании и у свв. отцов // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс] / URL: http://www.krotov.info/history/20/krivova/warell.html

10. Каллист (Уэр), митр. Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/286120.html

11. Ларше Жан–Клод. Манифест богословия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2580843.html

12. Лосский В.Н. Введение. Богословие и мистика в предании Восточной Церкви // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 8–20.

13. Лосский В. Н. Вера и богословие // ВРЗЕПЭ. № 101/104. 1982. С. 101–112.

14. Мейендорф Иоанн, протопресв. Есть ли в Церкви внешний авторитет? // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL:

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1168

15. Флеров И., свящ. Об организации или системе богословских наук // Христианское чтение. 1868. №5. С. 673–701.

16. Флоровский Г., прот. Оправдание знания // Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб.,2005. С. 343–349.

17. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование // Догмат и история. М., 1998. С. 19–39.

18. Хомяков А. С. Вера и исследование // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/336

19. Хопко Фома, прот. Богословие и современное образование // Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет [Электронный ресурс] / URL: http://pstgu.ru/download/1235161362.17.pdf

* * *

3

См.: Наука // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 3. С. 23–28.

4

Следует сказать, что всё же у некоторых богословов встречаются выражения подобного рода. Например, у еп. Сильвестра (Малеванского): «Главный предмет нашей науки есть Бог» (Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного дог матического богословия. СПб., 2008. Т. 1. С. 178).

5

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 2 // Источник знания. СПб., 2006. С. 109.

6

Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Гносеомахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких–либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию» (Иоанн Дамаскин, прп. О ста ересях вкратце. Гл. 88 // Источник знания. СПб., 2006. С. 99).

7

Более подробно изложение мысли прп. Максима см.: Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Элек тронный ресурс] / UKL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html

8

Если вдуматься в эту аналогию, то можно задаться вопросом: как мы приступа ем к Чаше? Приступаем ли достойно? Апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1Кор. 11:28). Мы все испытываем себя перед Евхаристией, но если каждый спросит себя: «Достоин ли я приступить к Чаше?» – ответ очевиден: «Нет». Но причащаемся ли мы? От вет – да! Так и с богословием: мы точно можем сказать, что не освобождены от суеты, страстей, пустомыслия и суемудрия, наш ум парит не вверху, а находится в низах, но, тем не менее, мы должны заниматься богословием. Собственно, это сравнение – предостережение, но предполагающее действие, а не отказ от него.

9

Лосский В.Н. Введение // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 10.

10

Максим Исповедник, прп. Мистагогия. Гл. V // Творения. М., 1994. Т. 1. С. 164.


Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Комментарии для сайта Cackle