Азбука верыПравославная библиотекаБогословиеДух дышит, где хочет. Введение в православное учение о Святом Духе


диакон Георгий Завершинский
Дух дышит, где хочет
Введение в православное учение о Святом Духе

Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов

Содержание

Введение
Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов 1.1. Пятикнижие 1.2. Исторические книги 1.3. Пророки 1.3.1. Пророки до вавилонского плена 1.3.2. Пророки после вавилонского плена 1.4. Учительные книги Глава 2. Мужи апостольские о Святом Духе 2.1. «Учение двенадцати апостолов» (дидахи) 2.2. Послание псевдоВарнавы 2.3. Послания Климента 2.3.1. Первое послание к Коринфянам 2.3.2. Второе послание к Коринфянам (неподлинное) 2.3.2.1. Пневматология гностиков 2.4. Пастырь Ερμα Выводы к главам 1 и 2 Глава 3. Особенности пневматологии Апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию евангелия от Иоанна 3.2. Структура и форма евангелия от Иоанна 3.2.1. О соотношении формы и содержания 3.2.2. Понятия параллелизма и хиазма 3.2.3. Хиастические структуры 3.2.4. Гипотеза Герхарда 3.3. Учение о Духе в евангелии от Иоанна 3.3.1. Пролог 3.3.2. Крещение Господне 3.3.3. Беседа с Никодимом 3.3.4. Иисус и самарянка 3.1.5. Ин. 6:35, 6:63, 7:37-39 3.1.6. Прощальная беседа Глава 4. Отображение пневмагологии апостола Иоанна в богословиИ Церкви 4.1. Основные вехи становления святоотеческой пневматологии 4.2. Аспекты современного богословия Святого Духа 4.2.1. О различии сущности и энергии в современном богословии 4.2.2. Паламизм и иоанновская пневматология Выводы к главам 3 и 4 Заключение Приложения Библиография  

 
Автор – священник Московской Патриархии. Пневматология рассматривается в историческом развитии (Ветхий Завет, апологеты, затем Евангелие от Иоанна). Безусловным недостатком является отсутствие анализа синоптических текстов. Развитие пневматологии после апологетов дано кратко в одной главе. Есть библиография вопроса. Наиболее интересен анализ пневматологии четвертого евангелия, в части же историко-догматической автор считает возможным не анализировать католической пневматологии как таковой, а просто сослаться на «нетварные энергии» В.Лосского как достаточного опровержения «филиокве».
Введение
Переживаемое нами время на рубеже двух тысячелетий имеет особую атмосферу ожидания грядущих событий и одновременно оценки прошедшего. Это может быть верно выражено и осознано, если учитывать внутреннюю связь прошлого, настоящего и будущего. В такие периоды истории особенно проявляются попытки прикоснуться к тайне связи времен и увидеть в истинном свете свое прошлое, чтобы осознать настоящее и постараться исправить будущее. Поэтому наше время характеризуется повышенным интересом к проявлениям духовности и свидетельствам о благодатных действованиях Бога в этом мире, которые беспристрастно освещают истинное положение вещей. Эти проявления духовности должны иметь церковное признание и основываться на авторитете личной святости. А свидетельства православных подвижников всех эпох, обладая непреходящей ценностью, выявляют глубину и неповрежденность Предания Церкви и позволяют осознать веру сегодняшнего поколения христиан через ее догматическое осмысление. Догматы при этом, не являются предметом отвлеченного богословствования, но исполняются жизни и «чистого смысла», чтобы мы «помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими» (2 Пет. 3:2).
Некоторые современные искания и попытки догматического синтеза, когда отсутствует стремление разобраться в Предании и экзистенциально осмыслить святоотеческие свидетельства, увидеть в их свете собственный опыт1 и упорядочить свои знания, часто оборачиваются неприятием традиции Церкви и склонностью описать все по-новому, по-своему и неизбежно приводят к духовным искажениям. Для теперешнего времени ярким поучительным примером может служить догматическое осмысление православной веры святителем Григорием Паламой, который, по его собственному свидетельству, не внес ничего нового, до него не открытого, в веру Отцов. И когда стала явной опасность искажения святоотеческого Предания в вопросах об нахождении Святого Духа и о Его дарах и в исторический момент потребовалось четко выраженное и догматически осмысленное свидетельство миру, оно прозвучало из иноческой обители. Причем не столь важна была внешняя сторона проблемы filioque и антилатинская направленность полемики, сколько необходимость православного осмысления этого явления, проясняющего все прежние недомолвки и неясности. И прозвучавший ответ, исключая всякое умствование о предметах непостижимых, показал познаваемость в Своих действованиях Того, Кто желает эти действования производить2.
Именно поэтому обращение к пневматологическому аспекту догматики является сейчас важным, а для того чтобы современные свидетельства Святого Духа и проявления Божественных действий могли быть адекватно принятыми и церковно осознанными («хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» – 1 Кор. 11:2), полезно рассмотреть подобные свидетельства в евангельском контексте, начиная с ветхозаветной эпохи и продолжая веком мужей апостольских, а также в святоотеческом контексте, последовательно восходя к учению святителя Григория Паламы об обожении, основывающемся на догматическом различении Божественной сущности и энергий.
Как справедливо отмечает протопресвитер Борис Бобринской, «не должно быть обособленного богословия Святого Духа, <...> о Троице мы должны стремиться богословствовать нераздельно»3, что, впрочем, не препятствует нам увидеть развитие представлений о Духе, не систематизируя их обособленно от христологии и триадологии, но пытаясь выделить общие тенденции у авторов разных эпох. Единым критерием здесь является учение о Духе любимого ученика Господа, апостола и евангелиста Иоанна, создавшего совершенное как по форме, так и по содержанию духовное произведение для научения вере всех последующих поколений христиан. Рассмотрению иоанновской пневматологии с использованием особенностей композиции текста Евангелия посвящена большая часть нашей работы.
Настоящее исследование имеет также своей целью проследить, как в ветхозаветную эпоху4 и эпоху раннехристианских авторов5 развивались представления о Святом Духе, обнаруживая Его персональные характеристики, каким образом это передано в Евангелии от Иоанна и последующем богословии Церкви. Наши рассуждения в первой части работы будем проводить, в основном опираясь на ключевые аспекты иоанновской пневматологии и соотнося с ними учения рассматриваемых авторов и традиций. Далее проанализируем те места оригинальных текстов творений мужей апостольских и их переводов, где выявляются авторские представления о Духе, и сопоставим их с тем, что было рассмотрено ранее. Во второй части рассмотрим особенности иоанновской пневматологии с учетом современных тенденций в библеистике и с привлечением понятий, отражающих форму и структуру Четвертого Евангелия, рассмотрим аспекты влияния пневматологии апостола Иоанна на последующее богословие Церкви – Восточной и Западной, а также некоторые богословские проблемы Учения о Святом Духе в современном контексте.


1Об экзистенциальном осмыслении православного Предания см. наши статьи: Завершинский. Богословский экзистенциализм; Завершинский. Экзистенциальные аспекты.
2Завершинский. Пневматология святителя Григория Паламы.
3Бобринской. Лекция по догматическому богословию. С. 13.
4Об этом см. также: Завершинский. Пневматология Ветхого Завета.
5Об этом см. также: Завершинский. Пневматология мужей апостольских.

Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов

Помощь в распознавании текстов