Азбука веры Православная библиотека Богословие Апологетика Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии

Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии

Источник

Содержание

К читателю (аннотация)

От издателей

Введение

История взаимоотношений науки и религии Иувал и Тувалкаин Что дал человечеству научно-технический прогресс Взаимоотношение религии и науки в древнем мире Распространение христианства в античном мире Взаимоотношения науки и религии в Средневековье Византия Мусульманский Восток Западная Европа Эпоха Возрождения Зарождение новой науки Эпоха Просвещения Наука в XIX веке Научные перевороты в XX веке Точки пересечения двух книг Столкновение библейской и светской истории Ближнего Востока Материализация души Вопрос о происхождении мира Саморазвитие живого О происхождении вселенной Язык науки и богословия Приложение. Старение и смерть с точки зрения биологии и богословия Краткая биография отца Георгия  

 
К читателю (аннотация)

Книга «Гармония Божественного творения» – результат многолетних размышлений протоиерея Георгия Нейфаха (1952–2005), настоятеля Успенского храма города Курчатова. Основой ее стал цикл лекций, прочитанных им в Курском госуниверситете. Будучи в прошлом успешным ученым-биологом, а затем став православным священником, он собрал интереснейший материал, освещающий историю взаимоотношений науки и религии от библейских времен до наших дней, и показал связь научных открытий с Божием Откровением.

Книга будет полезна людям, занимающимся наукой, священникам для бесед с паствой, преподавателям и учащимся духовных учебных заведений, а также всем верующим людям, которых волнует мнимое противоречие между верой и наукой.

Юрий (Георгий) Александрович Нейфах родился 13 августа 1952 года в Москве в семье ученых-биологов (отец: А.А. Нейфах (1926–1997) – советский и российский биохимик, доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН, автор научного открытия «Периодическая функция ядер в развитии организма животных»; брат: А.А. Нейфах (1957–2006), биохимик и молекулярный биолог, профессор Иллинойсского университета в Чикаго; дед: Б.Я. Подольский (1896–1966), американский физик-теоретик, соавтор парадокса Эйнштейна – Подольского – Розена). После физико-математической школы Юрий Нейфах окончил в 1974 году биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал научным сотрудником НИИ по биологическим испытаниям химических соединений Минмедпрома, закончил аспирантуру Института молекулярной биологии АН СССР и в 1983 году защитил диссертацию кандидата физико-математических наук по теме, находящейся на стыке физики и биологии. Автор научных трудов. Принял крещение в 1983 году.

От издателей

Лучшим предисловием к этому изданию мы сочли отзыв известного ученого Объединенного института ядерных исследований в Дубне профессора В.Н. ПЕРВУШИНА.

Центральный вопрос лекций о. Георгия «Наука и религия» – «Зачем нужна наука?» – ставится в самом начале, и на первых страницах на этот вопрос уже дается лаконичный ответ, отражающий опыт самого о. Георгия, начавшего свой жизненный путь ученым-исследователем, прежде чем стать православным священником. «Наука нужна затем, – пишет о. Георгий, – чтобы пробудить спящий дух и жажду Бога» у тех, кто «и вечное блаженство понимает как нескончаемое материальное изобилие», однако не может найти утешения в плодах своих исследований, кто пока еще не осознал, что «существует нечто высшее», что приподнимает человеческую жизнь над уровнем повседневных дел.

Все дальнейшее содержание лекций представляет собой замечательное по напряженности мысли изложение истории взаимоотношений науки и религии, которое создает впечатление исповеди. Это впечатление усиливает поразительная осведомленность автора о научных достижениях прошлых веков и современного естествознания и ясность изложения этих достижений и, самое главное, изложения проблем, которые они ставят в контексте отношений науки и религии.

О. Георгий как бы вызывает на откровенный диалог тех, кто, отрицая Бога и религию, исповедует монополию науки на истину и пытается представить весь мир человеческого познания как объект только научного познания, а методы познания – ограничить только научными методами. О. Георгий вскрывает «несостоятельность и пагубность для самой науки ее претензий на монополию всякого познания и абсолютную власть», ибо претензии абсолютной власти – это безумие гордых.

Примеры, отрицающие «монополию науки», находятся рядом. Как давно ушедшие в историческое прошлое, так и современные титулованные опровергатели религии даже не замечают, что их любовь к науке, их энтузиазм и их совесть не являются и не могут, сами по себе, являться предметом научного исследования, ибо еще никто не придумал, как точно измерить любовь или совесть, которые являются объектами религиозного познания души человеческой.

Лекции содержат ценные свидетельства опыта религиозного познания самого о. Георгия. Как православный, он отличает тех, кто понимает религию и ее догматы только лишь как средство публичного оправдания своей позиции или отрицания позиции оппонента, от тех, кто понимает религиозный опыт познания, как освещение им напряженного и трудного пути движения человека к своему духовному совершенствованию.

Точно так же в науке: о. Георгий отличает тех, кто свет религиозной истины пытается бесплодно использовать лишь как опору, как прикрытие своей профессиональной несостоятельности, как оправдание своей ничем более не аргументированной позиции, от тех, кто освещает этой истиной свое движение по наиболее трудному пути опытного научного познания.

На примере яркого изложения и сравнения двух периодов науки – схоластики Средних веков и науки Нового времени – автор показывает, плодами какого именно пути являются научные открытия, законы природы и физические теории, радикально изменившие не только наши знания о природе, но и лицо человеческой цивилизации. О. Георгий поименно перечисляет тех творцов науки, кто получал свои результаты, тяжелым путем научного познания, освещая свой путь в науке, в том числе и светом религиозной истины и опыта.

Мне доставило большое удовольствие ознакомиться с курсом лекций о. Георгия «Наука и религия». Я надеюсь, что научная молодежь, которая его слушала в университете, с благодарностью принимала этот вдохновенный рассказ. Уверен, что и другим поколениям лекции о. Георгия, где описан его личный опыт преображения жажды научного знания в жажду знания Бога, помогут найти свою дорогу в поиске бесконечной истины и в науке, и в религии, ибо, как сказал святитель Григорий Нисский: «Актуальная бесконечность божественного бытия определяет динамическую бесконечность человеческого пути и подвига, в котором всегда есть начало дальнейшего – даже за пределами земной жизни и самого времени».

Введение

Даровав человеку познаваемый мир и вооружив его познающим умом, Господь не оставил человека одного в его исследованиях, но незримо направляет его мысль.

«Наука и религия» – зачем нужен этот курс? Конечно, свет Христов проникает всюду, и религиозный подход необходим ко всем видам человеческой деятельности, однако мы не читаем курсы «Пчеловодство и религия» или «Кулинария и религия». Необходимость «выяснить отношения» между наукой и религией вытекает из того, что наука и религия являются единственными источниками получения человеком знаний о мире и о себе, а это, в свою очередь, необходимо для того, чтобы человек мог понять свое место в мире, цель и смысл своего существования. Отметим, что есть еще и третий источник – оккультизм, включающий в себя разные виды магии, колдовства, общения с духами и с инопланетянами и др. Однако, несмотря на то, что популярность оккультизма в некоторые моменты человеческой истории, например в наши дни, бывает очень высока, он является источником не достоверных, а ложных знаний.

Итак, наука и религия – два источника достоверных знаний. Дублируют ли они друг друга или имеют разные области приложения? Всегда ли отвечают одинаково на одинаковые вопросы? Все это будет рассматриваться в курсе «Наука и религия». Мы надеемся показать, что наука и религия призваны действовать в разных областях человеческих исканий и добытые ими знания не противоречат, но дополняют друг друга. Мы увидим, однако, что есть несколько вопросов, к которым возможен и научный, и религиозный подход. На некоторые из этих вопросов наука и религия дают одинаковые ответы, но религия опережает науку иногда на тысячи лет. На некоторые вопросы ответы науки и религии разные, и каждому человеку, исповедующему христианское вероучение, придется отвечать на вопросы: «А как же эволюция?», «А как же полуобезьяны-полулюди?» и т.д. Эти противоречия будут тщательно разобраны в настоящем курсе.

Необходимость курса «Наука и религия» обусловлена еще и тем, что в ходе человеческой истории то религия, то наука претендовали на роль единственного источника знаний, что приводило к острым конфликтам между ними. Вопреки сложившемуся предрассудку, агрессором в большинстве случаев являлась не религия, а наука, и, чем более материальное возвышается в человечестве над духовным, тем более настойчивы претензии науки на монополию и тем более агрессивно она пытается изгнать религию из человеческого общества.

Чтобы охарактеризовать положение в наши дни, приведем слова известнейшего философа XX века Бертрана Рассела: «Наше знание должно быть получено исключительно научными методами, а то, что наука не может открыть, человечество не может знать». Если бы Рассел был только философом, то можно было бы не беспокоиться – философы, даже известнейшие, нередко изрекают всякую чушь, но Рассел являлся еще и выдающимся математиком, а, значит, его мнение – это мнение представителя научной элиты. Приведем еще более острое и агрессивное по отношению к религии высказывание: «Вся история современной науки была борьбой между идеями, выросшими из наблюдения и практики, и предрассудками, возникшими у людей в результате религиозного воспитания». Эта чушь (из рассмотрения истории взаимоотношений науки и религии в нашем курсе мы увидим, что это действительно чушь) принадлежит также выдающемуся ученому XX века английскому кристаллографу Дж. Д. Берналу, получившему в научных кругах Англии прозвище «Мудрец».

А ведь в России еще в XIX веке зарвавшиеся поклонники научной истины перед религиозной услышали в ответ на свои претензии:

Наш разум, омрачась слепым высокомерьем,

Готов признать мечтой и детским суеверьем

Все, что не может он подвесть под свой расчет.

Но разве во сто крат не суеверней тот,

Кто верует в себя, а сам себе загадкой,

Кто гордо оперся на свой рассудок шаткий

И в нем боготворит свой собственный кумир?..

(Князь Вяземский. «Молитвенные думы»)

Мы привели мнения двух выдающихся представителей науки XX века, однако если брать выдающихся ученых, то среди них даже в XX веке мы обнаружим множество верующих. Голос этих верующих ученых теряется в рядовой массе научного сообщества, где царит гораздо более скептическое отношение к религии. Причина этого известна с давних пор, и ее можно найти как среди мыслей Блеза Паскаля («Два рода людей знают Бога: люди со смиренным сердцем, – все равно, умные ли они или глупые,– и люди истинно разумные. Только люди гордые и среднего разума не знают Бога»), так и среди народных поговорок: «В Бога не верит тот, кто из свинопасов уже вышел, а в генералы еще не пришел». По этой же причине антирелигиозные настроения возрастают в той социальной прослойке, которую мы вслед за А.И. Солженицыным назовем образованщиной. Представители этой прослойки незнакомы с глубинами научной мысли, им известны лишь практические плоды науки, и в слепой самонадеянности своего ума эти люди полагают, что раз они знают, как работает автомобиль или как устроен желудочно-кишечный тракт, то Бог им не нужен, и Ему не место в мире. От образованщины, которая составляет большую часть педсостава в средней (а часто и в высшей) школе и большую часть журналистской братии, мысль о несовместимости научного знания и веры внедряется в обыденное сознание, где закрепляется в виде формулировки: «Наука доказала, что Бога нет». Сегодня претензии науки на монополию опираются на мощный материальный фундамент. Последнее столетие характеризуется грандиозным вкладом науки, как количественным, так и качественным, в производство материальных благ. Вклад этот не только не уменьшается, но возрастает, можно сказать, экспоненциально, и сейчас практически каждый день в наш быт входят плоды научно-технических разработок, которые еще десять-двадцать лет назад казались бы фантастикой. Чем более в человеке плоть возобладает над духом, тем более убедительны для него материальные аргументы, и сегодня, когда дух еле теплится в людях, нынешние практические плоды науки и ее радужные посулы на завтра являются для человечества убедительным доказательством ее всемогущества.

В нашей стране ситуация усугубляется семидесятилетним господством марксистской идеологии. В течение этих лет всем людям, от академиков до дворников, принудительно и постоянно от рождения до смерти талдычили, что свет научных знаний рассеивает мрак религиозного дурмана, «дурман» же не имел права ничего сказать в свое оправдание. И сегодня, спустя почти 15 лет после того, как господствующая идеология приказала долго жить, ее тлетворные плоды ощущаются и в научной, и еще более в педагогической среде.

Итак, наша «благодетельница» наука грозит сегодня изгнать религию из человеческого общества, и тем самым привести человечество к духовной смерти. В таких обстоятельствах каждый христианин обязан противостать этой опасности, как в своей собственной душе, так, поскольку возможно, среди окружающих. Мы надеемся, что курс «Наука и религия» позволит слушателю дать, в противовес бытующим в современном обществе миражам, объективную оценку научно-техническому прогрессу, и аргументировано объяснить себе и другим всю несостоятельность и пагубность претензий науки на монополию, и абсолютную власть.


Источник: Гармония божественного творения : взаимоотношения науки и религии / протоиер. Георгий Нейфах. - Москва : Правило веры, 2013. – 398 с. ISBN 978-5-94759-159-0

Комментарии для сайта Cackle