М.В. Корогодина

Источник

Глава 18. Исповедь монашествующих

История развития вопросников, обращённых к монашествующим, во многом похожа на историю исповедных текстов для священников. До конца XVI в. была распространена единственная. Основная редакция вопросника для иноков, за исключением некоторых изводов имевшая малое количество разночтений.1189 В начале XVII в. в состав печатного требника вошла новая редакция того же вопросника.1190 Другие редакции вопросников, предназначенных для иноков, нам неизвестны, за исключением исповедного текста ЧПогод. 305, представляющего собой нечто среднее между вопросником и поучением.1191

Кроме того, известно несколько покаянных текстов, предназначенных для исповеди инокинь, появляющихся с конца XVI в. Самым ранним текстом для инокинь стал вопросник, вошедший впоследствии в печатный требник (ЧЖПеч. тр.)1192 В XVII в. на основе его был составлен другой вопросник для инокинь ЧЖ-Погод. 308, известный в единственном списке.1193 В первой трети ХѴII в. на материале Основной редакции вопросника для иноков был составлен вопросник для инокинь ЧЖ-Погод. 306, также сохранившийся в одном списке.1194 Вопросники для монахинь не обладали такой устойчивостью, как вопросники для иноков. Покаянных текстов для инокинь немного, и известны они в основном по единичным спискам. В них особенно заметно влияние вопросников для женщин-мирянок. Так, текст для монахинь ЧЖ-О.I.100 представляет собой редакцию вопросника для женщин-мирянок Ж-О.I.100, сохранившегося в той же рукописи.1195

Разбирая ниже содержание вопросников для монашествующих, коснёмся только тех статей, которые наиболее характерны для данной категории кающихся. В исповедных текстах немало статей, говорящих о «блудных» грехах монашествующих, но их типология укладывается в типологию вопросов, обращённых к мирянам.1196

1. Обязанности монаха

Как и в вопросниках для священников, хронологически тексты для иноков ограничиваются пребыванием кающегося в монашестве. Так утверждается мысль о втором рождении человека, принимающего сан или постриг. Исключение составляет вопросник ЧЖ-Погод. 306, в котором у монахини спрашивают о физической близости «з бывшим мужем в миру».1197

Вопросов, касающихся обязанностей, связанных с монашеством, в текстах мало. В Основной редакции мы находим несколько дисциплинарных статей: «Не ослушал ли ся еси игумена в правиле? Не оставил ли еси правила, данаго тебе, небрежением или пияньством? Не стоял ли еси в церкви без внимания, или дремал еси?». В редакции, вошедшей в печатный требник, говорится о послушании духовному отцу и старцам. В изводе ХѴII в. Основной редакции у иноков спрашивают о поведении в миру: «Не ходил ли еси из манастыря в мир пити и ясти, и упився не спал ли еси у них? Не ходил ли еси на корчму пити? По монастырю и за монастырем бесчинно без клобука и без мантии не ходил ли?»1198

Подобно мирянам и священнослужителям, монахи также порой обращались за помощью к волхвам. В некоторых списках в один ряд с волхвами поставлены врачи: «Не ходил лы еси к врачю, или ко волхвом, или к себе приводил еси?»1199

Ряд статей касается возможного противостояния и раскола среди монастырской братии, бунта против игумена: «Не подимал ли ecи роптания на игумена, или на попа, или на братию, или на келаря?». Такой раскол мог закончиться побоищем: «Не бил ли еси брата насилием или иного кого? Не сводил лы еси брата с братом битися или иное что деяти, или много кого?».

2. Развлечения

Окончание Основной редакции вопросника для иноков почти полностью посвящено развлечениям: «Или пел еси песни бесовския, или плесал, или во долони плескал? Или шахматы или лейки, и тавлеи, и в гусли, и домры, и во вся бесовския игры играл еси, или припевал? Или повести какия неподобныя глаголал еси?»1200 Тут же приводятся вопросы о неподобающих занятиях, предпринятых вместе с другими монахами: «Не ходил лы еси к блудницам с ким? Не глумил лы ся еси седя на трапезе с братьею?». Монахи, как и миряне, любили представления, устраивавшиеся скоморохами. «Не слушала ли еси скомрахов или песней?» – спрашивается в вопроснике для монахинь.1201

В вопросниках для монахинь статьи о развлечениях, характерные для текстов, обращённых к монахам, часто заменяются статьями об украшениях и нарядах: «Не чредила ли еси своего лица розноми умовении на прельщения видащим тя и помышляюща в себе блуд, дабь тебя любили?», «Одевалась в мирские ризы?», «Не любиши ли украшении ризнаго и брашен сладких?»1202 Как уже говорилось, в вопросники для монашествующих часто заимствовались статьи из исповедных текстов для мирян. Однако грехи, считавшиеся «мелкими» для мирян, в вопросниках для иноков приобретают гораздо более суровый оттенок. Так, в вопроснике ЧЖ Печ. тр. среди вопросов, отражающих монастырский уклад жизни, встречаются такие: «Или в мирския пиры ходила без благословения игумении? Или мясныя яди ела, или в постныя дни что ела скоромно? Или песни пела, или играла играми всякими? Или в мирския ризы одевалася? Или иноческии образ с себе свергла?»1203 Многие из процитированных статей известны по текстам для мирян, но в вопроснике для монахинь они приобретают более жёсткий смысл: нарушение поста, посещение пиров, песни и украшения ведут к «свержению» с себя иноческого образа.

Не столь ясна статья, читающаяся среди прочих «развлекательных» в текстах, обращённых к инокиням, и в вопроснике инокам, вошедшем в состав печатного требника: «Не мылся ли еси в бани?»1204 Конечно, здесь не подразумевается, что монахи не должны мыться никогда. Впрочем, нельзя забывать и о том, что ещё в раннее средневековье сформировалось такое представление об аскетизме, которое предполагало полный отказ от ухода за плотью, в том числе отказ от омовений и смены одежды. Однако, судя по исповедным вопросникам, такую традицию нельзя проследить в русских монастырях. Баня упоминается в вопроснике, обращённом к священникам и вошедшем в состав печатного требника, но здесь статья имеет выраженный эротический оттенок: «Не мылся ли с женою в бани?». В других исповедных текстах также встречаются статьи о мытье в бане, но смысл их неизменно заключается в осуждении частых омовений, чрезмерного ухода, умащения и любования своим телом, разглядывания чужой наготы.1205 Поэтому можно предположить, что в статье, обращённой к монахам, также имеется в виду чрезмерное увлечение и наслаждение уходом за собой, а не мытье вообще.

3. Доходы

Особое внимание в текстах для монашествующих уделялось финансовому положению и доходам. Говорится о возможности обогащения за счёт монастыря, появляющейся порой у иноков, особенно если они выполняли в монастыре административные обязанности: «Не взимал ли еси церковнаго чего? Не користовал ли ся еси чем монастырьским на поселви или на ксларстве?». Впрочем, монашествующим были доступны те же статьи дохода, что и мирянам. Так, в вопроснике для монахинь ЧЖ-Погод. 308 записан вопрос о ростовщичестве: «Не давала ли еси денег в росты?» Таким образом, заниматься ростовщичеством могли не только женщины-мирянки, но и монахини.

В вопроснике ЧЖ-Погод. 306, обращенном к инокиням, особое внимание уделено причастности монахини к «блудному» греху других людей и получению дохода от сводничества: «Не держиши ли у себе сходу блудником и блудницам? Не советуеши ли с кем о блуде и от того у них мзды приемлиши, еже велми зло? И не подговорила ли еси сестры своея на блуд или белици? Не велела ли еси блуд творити мужем от жены или женам от мужей?»1206 Впрочем, нет оснований опираясь на этот текст, делать вывод о порочности всех инокинь. Статья о сводничестве встречается в вопросниках, обращённых к женщинам-мирянкам, в текстах XIV–XVII вв.1207 Приведенные статьи свидетельствуют лишь о том, что редактор пополнял вопросник для монахинь по исповедному тексту, предназначенному для женщин-мирянок.

* * *

1189

Основная редакция вопросника инокам: Ал.-Св. 92, л. 204–206 об., Арханг. Д. 38, л. 93–94 об., Арханг. Д. 71, л. 195–196, Арханг. Д. 72, л. 74–75 об., Арханг. Д. 164, л. 99–101, Арханг. Д. 168, л. 12–14, Арханг. Д. 356, л. 96–100, Арханг. Д. 472, л. 169–171, Арханг. С. 109, л. 45–147 об., Арханг. С. 110, л. 82 об.–88 об., Белокр. 142, л. 24–25 об., Бслокр. 218, л. 12–15 об., Волок. 517, л. 12–13 об., Епи­фанов 23, л. 190–196 об., Калик. 1, л. 38 об.–40 об., КДА 174л, л. 239–240, Кир.-Бел. 528/785, л. 16–17 об., Кир.-Бел. 530/787, л. 145–147 об., Кир.-Бел. 547/804, л. 85 об.–87, Колоб. 176, л. 9 об.–11, МГАМИД 439/900, л. 121–122 об., Мих. Q 9, л. 153–154 об., Перетц 12, л. 102–103 об., Перетц 145, л. 68–72, Погод. 306, л. 306 об.–09 (отдельный извод), Погод. 308, л. 311 об.–13 (отдельный извод), Синод. (ГИМ) 898, л. 2 64–266 об., Синод. (РГИА) 868, л. 69–70 , Солов. 1018/1127, л. 73–75 об., Солов. 086/1195, л. 97–98 об., Солов. 1099/1208, л. 181–182, Соф. 861, л. 168 об.–170 , Соф. 1061, л. 212 об. –214, Соф. 1089, л. 86–88 об., Соф. 1095, л. 76–79 об., Соф. 1102, л. 35–36 об., ТСЛ 220, л. 222 об.–223 об., ТСЛ 232, л. 34–35, ТСЛ 235, л. 20–22, ТСЛ 272, л. 184 об.–186 об., Чуд. 54, л. 215–216 об., Q.1.595, л. 82–83 об., О.I. 35, л. 59–61 об., О.I.100, л. 8–9 об., 16.7.27, л. 157–160 об. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 175–177 (по спискам Чуд. 54 и О.I.100).

1190

Ч-Печ. тр.: 7001 сп (БАН), л. 277 об.–280 об.

1191

Ч-Погод. 305: Погод. 305, л. 165–168.

1192

ЧЖ Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.

1193

ЧЖПогод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

1194

ЧЖПогод. 306: Погод. 306, л. 301–306 об. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 180.

1195

ЧЖ-О.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О.I.100, л. 30 об.–32 об.; Ж-О.І. 100: О.I. 100, л. 46 об.–49 об.

1196

О сексуальных отношениях в монастырях см.: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян, 900–1700 // «А се грехи злые, смертные... » М., 1999. С. 418–438.

1197

ЧЖ-Погод. 306: Погод. 306, л. 304–306 об.

1198

Извод Основной редакции вопросника инокам: Погод. 308, л. 311 об.–313.

1199

Основная редакция вопросника инокам: Арханг. Д. 164, л. 99–101. Перетц 12, л. 102–103 об., Погод 308. л. 311 об.–313. Соф. 861. л. 168 об.–170. Чѵд. 54, л. 215–216 об.

1200

Основная редакция вопросника инокам: О.I.100, л. 8–9 об.

1201

ЧЖ Погод. 308: Погод. 308. л 313–314 об

1202

ЧЖПогод. 306: Погод. 306, л. 304–306 об.; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

1203

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.

1204

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; вопросник инокам: СПбДА АІѴ/7, л. 150–154.

1205

Погод. 314, л. 121–128 об.

1206

ЧЖ-Погод. 306: Погод 306, л. 304–306 об.

1207

ЖЧуд. 5: Чуд. 5, л. 71 об.–72; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76. Арханг. Д. 72, л. 50–53, Арханг. Д. 73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061, л. 222–224, Соф. 1062, л. 189–192, Q.I.851, л. 185 об.–188 об.; ЖСоф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482 и 531–532 об.; ЖО.I.100: О.I.100, л. 46 об.–49.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle