М.В. Корогодина

Источник

Глава 4. Кража

Вопросы, касающиеся кражи, присутствуют практически в каждом исповедном тексте; «не укради» – одна из десяти заповедей. В текстах, предназначенных для мужчин, подобных статей намного больше, чем в текстах, обращённых к женщинам. Среди статей, посвящённых краже, можно выделить наиболее распространённые вопросы, встречающиеся почти в каждом тексте; вопросы, известные по нескольким текстам; и статьи, присутствующие лишь в одном тексте. В текстах, предназначенных для исповеди женщин, такие вопросы обладают определённой устойчивостью (т. е. составители не вносят новых статей, неизвестных по прежним текстам), в то время как тексты, обращённые к мужчинам, демонстрируют разнообразие статей о кражах. Из соотношения распространённых статей и вопросов, известных в единичных списках, можно сделать вывод, что эта тема, с одной стороны, была хорошо разработана уже на начальных этапах существования исповедных текстов, с другой стороны, побуждала составителей искать новые подходы и вводить новые вопросы.

1. Кража, «татьба» и грабеж

«Украл еси что?» – наиболее общий по своей формулировке вопрос и в силу этого один из наиболее распространённых. В некоторых текстах уточняется личность пострадавшего: «у соседа или у суседы», «у нищаго или у вдовы», «у черньца, или черницы, или отца духовнаго, или у иных человек».582 В исповедных вопросниках присутствует целый ряд статей, посвящённых неподобающему поведению по отношению к тем, кто слабее,583 и не случайно, что составитель исповедного текста специально обратил внимание на кражу у нищих и сирот.

Уточняется, и что было украдено: «чюжее», «ядебное».584 В двух текстах мы встречаем статью: «Или крал продажи головные?». Материал исповедных текстов не позволяет точно выяснить, что имеется в виду в данном случае, можно лишь сделать некоторые предположения. Так, в обоих текстах выражение «продажи головные» встречается в контексте других упоминаний о кражах: «Или ядебное крал, или ино что, или церковное, или продажи головныя?»; «И елика по естеству суть <...> или запрением чюжаго имения, ябедничеством, главныя продажди, или будет вернаго продал неверным?»585 Вероятно, соседство «головных продаж» с продажей «верного неверным» не случайно, и «головные продажи» подразумевают в буквальном смысле продажу «головы» – человека в рабство.

Пространное дополнение к обычной статье о краже встречаем в одном из текстов: не крала ли «каких вещей у отца и матери денег, или инаго чего у родственных и у подруги твоей?»586 Вопрос о краже может иметь и совершенно иную, непривычную формулировку: «Чи изобидел еси что у кого силою?»587 Обычная епитимья, назначаемая за кражу, пост 40 дней.588 Такая же епитимья назначалась, например, за чревоугодие (невоздержанность в пище или питье), хотя в последнем случае интересы других людей не страдали. По тексту XV в. МКБ 22/1099, в случае возвращения кающимся краденого епитимья сокращалась с 40 до четырёх дней поста.589

В ряде текстов для мужчин и женщин вопрос о краже читается в другой формулировке, не заменяющей, но дополняющей обычную статью о краже: «В татбе бывал в каковои-нибуди?»590 Эта статья весьма устойчива, и разночтений в разных текстах имеется очень мало. Как обычно, варианты предлагаются прежде всего для глагола, означающего совершаемое действие. Так, «в татьбе» можно не только «бывать», но «хаживать» и «промышлять». Разночтения наводят на мысль, что речь идёт не о единичной краже, а о систематическом занятии воровством: слово «промышлять» подразумевает, что кража стала промыслом, способом зарабатывать на жизнь. Можно также вспомнить и существующее в наши дни выражение из жаргона, близкого к уголовному: «ходить на дело», благодаря чему становится понятным употребление глагола «хаживать». Наконец, в тексте М-Хлуд. 120 прямо указывается на «татьбу» как постоянное занятие воровством, сочетающееся с разбоем: «Ли в разбоиницех был еси, ли в татьбе?».591

«Или грабил?» – статьи о грабеже встречаются нечасто. Мы находим подобные вопросы в нескольких текстах, обращённых к мужчинам, и в одном, адресованном женщинам.592 Статья предоставляет мало подробностей; в одном тексте добавлено: «или насилие творил», в другом уточняется: «грабил чюжее что неправдою».593 В ряде текстов встречается тот же вопрос в совершенно иной формулировке: «Или облупливал кого?»594 Обе формулировки взаимозаменяемы: в разных списках одного текста статья может быть употреблена или в той, или в иной форме.

2. Грабёж во время пожара

«Или в пожаре грабил?» – статья, широко распространённая в текстах, обращённых к мужчинам, она встречается в половине вопросников, адресованных мужчинам, и только в одном тексте, предназначенном для исповеди женщин (Ж-О.I.473).595 Эта статья достаточно устойчива, лишь изредка встречаются некоторые разночтения. Так, глагол «грабил» в некоторых случаях заменяется словом «корыстовался».596 Вопрос неизменно носит обобщённый характер: в нём не уточняется, что именно служило предметом грабежа во время пожара, как это делается в некоторых других статьях, касающихся кражи.

Практически во всех вопросниках отсутствует епитимья за подобный грех. Вероятно, вопрос изначально попал в исповедные тексты не из списка епитимийных правил, а был внесён одним из первых составителей (статья имеется уже в тексте XIV в.). Именно независимостью данной статьи от епитимийных правил можно объяснить систематическое отсутствие в вопросниках епитимьи. Впрочем, епитимья за мародёрство во время пожара присутствует в вопросном тексте XIV в. Покаянье, откуда она перешла в вопросник XV в. М-КБ 22/1099; в обоих текстах назначается одна и та же, весьма существенная, епитимья – год поста.597 Большие размеры епитимьи показывают, что внесена она была в текст очень рано, когда система Иоанна Постника, характеризующаяся малыми епитимьями, измерявшимися днями, а не годами, ещё не прижилась полностью на Руси, и духовники больше склонялись к системе Василия Великого, по которой назначались большие епитимьи. Не случайно епитимья не перешла в позднейшие тексты, использовавшие указанные вопросники в качестве источника.

3. Ограбление мёртвых

«Или мертвеца лупливал?» – статья, являющаяся исключительной принадлежностью текстов, обращённых к мужчинам, в которых она встречается очень часто. Неизвестно ни одного текста, адресованного женщинам, в котором была бы подобная статья. Вопрос подразумевает, разумеется, не избиение мертвецов, а ограбление могил.598 Вместо глагола «лупливать» используются слова: «одрать», «красть», «грабить». В отдельных случаях статья поясняется: «Гробы раскапывал, мертвь лупливал?».599 В некоторых текстах встречается иная формулировка того же вопроса: «Гроба не крадывал ли?» или просто: «Гробный тать?»600

Епитимьи за осквернение могил отсутствуют во всех текстах, кроме одного, составленного под влиянием епитимийного правила (М-Соф. 848), где за ограбление могил назначается епитимья от года до трёх лет поста по разным спискам.601 В памятнике XIV в. Вопрошание исповеданию за ограбление могил назначается епитимья три года.602 Однако, как и в случае с вопросами о грабеже во время пожара, поскольку в подавляющем большинстве вопросников отсутствует епитимья, можно предположить, что епитимья отсутствовала в древнейших вопросниках. Наличие епитимьи в тексте М-Соф. 8–18 результат позднейшей редакторской правки.

4. Ограбление церквей и монастырей

«Церковь или монастырь крадывал?» – ещё одна статья, весьма распространённая в текстах, обращённых к мужчинам, однако встречающаяся и в вопросниках, адресованных женщинам. В статье часто уточнялось, что и у кого было украдено. В вопросниках, предназначавшихся для исповеди инокинь и отличавшихся большим разнообразием статей, чем тексты, адресованные монахам, нередко говорится о краже у сестёр. Например, в вопроснике ЧЖ-О.I.100 спрашивается, не крала ли инокиня «монастырское казённое или что у сестры какия вещи келейныя».603 Так же и в текстах ЧЖ-Печ. тр. и ЧЖ-Погод. 308 спрашивается, не было ли украдено что-либо «у игумении и у сестр, или у мирских людей».604

У иноков на исповеди спрашивали, «не взимал ли церковнаго чего, не користовал ли ея чем монастырьским на поселви или на келарстве», «в общем житии», «на иной службе», «в казне быв или на селех».605 В вопросниках, которые были предназначены для исповеди мужчин-мирян, сохранились детали другого рода. Так, в вопроснике М-Петр. 94 к статье о краже церковного имущества добавлены слова: «или насилием не имал ли еси».606 В других текстах уточняется, кто мог стать пострадавшим: не крал ли «у черньца, или черницы, или отца духовнаго, или у попа», «ли у попа, ли у черньца чужаго приношения».607 Статьи о церковных кражах встречаются и в другой формулировке в текстах XIV в. М-Соф. 524 и М-Соф. 1056: «В церкви татбою ци възимал еси?».608 Сходную формулировку имеет вопрос из печатного требника, дополненный новыми подробностями: взимал «тайно воск или свещи, или просфиры, или иное что без вопроса держащаго церковь».609

В известных ныне вопросниках не указывается епитимья, за исключением Вопрошания исповеданию, в котором наказание исчисляется тремя годами поста.610 Эта епитимья, безусловно, была слишком велика для практического применения в XV–XVII вв. Как и в других аналогичных случаях, систематическое отсутствие епитимьи как и ранних, так и в поздних текстах, по-видимому, свидетельствует о том, что статья изначально существовала без епитимьи.

5. «Запрение» чужого и повеление украсть

«Или чужего запрелся?» статья имела исключительно широкое распространение в вопросниках, обращённых как к женщинам, так и к мужчинам. Статья подразумевает, что кающийся взял что-либо чужое (на хранение, во временное пользование или ещё зачем-то) и потом отказался вернуть, сказав, что не брал этой вещи – «заперся». Об этом более ясно говорится при иной формулировке вопроса в текстах ЧЖ-Печ. тр. и Ж-О.І.100 «Или заперлась и не отдала, взем что чюжее?»;611 и в других текстах: «Или взимала что у кого и запрелась?612 Глагол «запираться» используется в подавляющем большинстве текстов, но встречаются и варианты к нему, например, в тексте ЧЖ-Погод. 308 он заменён глаголом «клясться»: «не клялася ли?..»613

В некоторых текстах мы находим интересные уточнения, что именно служило предметом споров. Так, в некоторых вопросниках спрашивается, не заперся ли кающийся чужого «добытка».614 Очевидно, речь идёт о прибыли или доходе.615 Также читаются и другие определения того, что бы утаено: «имение», «взятие», «злато».616 Любопытное пространное перечисление предметов содержится в некоторых текстах, появившихся в XVI в., вроде: «А чюжих кун, злата или сребра, или порт запрелся еси?».617 Это дополнение, впрочем, не позволяет точно определить время появления статьи, поскольку слово «купы» слишком долго не выходило из обращения, обозначая в разное время различные денежные единицы.618 В одном из текстов, предназначенном для исповеди женщин, присутствует следующая статья: «Взем у кого с посудия чего-нибуди, запрелась?»,619 представляющая живую зарисовку быта людей того времени: женщина отказалась вернуть понравившуюся ей посуду.

В тексте XVII в. инокиням зафиксирована статья, которую также можно отнести к «запрению» чужого: «Не держиши ли за собою чего чюжаго татебнаго?»620 Здесь, однако, речь идёт не просто о мимолётном решении не отдавать понравившуюся вещь, а о сознательном укрывании краденых вещей. Мы ещё вернёмся к этой статье, когда будем говорить о вопросах, относящихся к способам получения дохода в средневековой Руси. Однако человек мог руководствоваться и другими соображениями, не возвращая взятую когда-то вещь. Так, в тексте М-Соф. 875 мы читаем статью о «запрении» в таком виде: «Или у кого что взял, не отда срама ради?»621 В этом случае человек совершает кражу, можно сказать, случайно, не задумываясь о том, что он делает, а потом стыдится признаться в своём поступке. Как видим, составители исповедных текстов учитывали все разнообразие побуждений и свойств человеческой души.

Епитимья, назначаемая за утаивание чужого добра, обычно составляла 40 дней поста,622 некоторым разнообразием отличается только количество поклонов, которые назначаются на каждый день, – от 40 до 100 поклонов.

«Подваживал кого красти, или велел кому красти?»623 – статьи о «научении греху» регулярно встречаются в исповедных вопросниках, хотя и не относятся к разряду самых распространённых. В тексте М-Петр. 94 встречается иная формулировка того же вопроса: «Не посылывал ли еси кого на татьбу?».624

6. Единичные статьи

В вопроснике ЖСоф. 1065 читается следующий вопрос: «У мужа чего тайне възимыивал ли чего-нибуди?»625 Статья подводит нас к вопросу о степени финансовой самостоятельности женщин в средневековой Руси. В Главе 8, посвящённой получению доходов, будет показано, что жена могла независимо от мужа давать деньги в рост, содержать прибыльное дело. Приведённая выше статья также наводит на мысль, что женщина в семье вовсе не была отделена полностью от владения имуществом. Очевидно, у каждого из супругов было то, что находилось в его личном владении, принадлежало исключительно ему. Только при таком понимании можно допустить, что один супруг мог украсть у другого; если бы владение было общим, это было бы невозможно.

В текстах, обращённых к мужчинам, также встречается ряд статей, известных по единственному вопроснику. Они посвящены кражам отдельных вещей или предметов, на которые составитель конкретного вопросника по той или иной причине считает нужным специально обратить внимание, например: «Колпак обменил или украл?», «Портища с ково не сымывал ли?», «Ли вретище с кого снял еси?626

* * *

582

ЖО.I.473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-Печ.тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об –221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

583

См. также Главу 7.

584

М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38. л. 71–74, Арханг. Д 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73. л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; М-Соф. 875: Соф 875, л. 129 об.–132 об.

585

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ч-Погод. 305: Погод. 305, л. 165–168. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 177–178.

586

Ж-Q.I. 235: Q.I. 235, л. 12–12 об.

587

МСоф. 524: Соф. 524, л. 66 об.–68.

588

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; М-Соф. 839: Соф. 839. л. 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358–360.

589

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел 9/1086, л. 81 об –84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431-.433 об.

590

М-КДА 174: О.I.100, л. 37 об.–40 об., М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98. 130 об.–135., 236–237 об.; М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225– 228, Ж-О.I.473: КДА 174л, л. 265 об.–268. Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, П.I.А 94, л. 228– 230; М-Свир. 91: Ал-Св. 91, л. 239 об.–240 об.; ЖСоф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482 и 531–532 об.; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76, Арханг. Д. 72. л. 50–53. Арханг. Д. 73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193. Соф. 1061, л. 222–224, Соф. 1062, л. 189–192, Q.I.851. л. 185 об.–188 об.

591

М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370.

592

М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; М-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 182–185 об., М-Погод. 311: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171, Погод. 314. л. 179 об.–181, Солов. 1099/1208., л. 179–180, Соф. 1089, л. 103–104; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 73, л. 39–42. Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191. Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3.

593

М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; М-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 182–185 об.

594

М-Мих. Q 9.: КДА 174л, л. 296–298. Мих. Q 9, л. 165 об.–167; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38. л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Q.I.851, л. 153 об.–157 об., М-Печ.тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об. Облупити производное от глагола лупити. т. е. ограбить (Срезневский И. И. Материалы для Словаря... Т. 2. ч. 1. С. 527).

595

Ж.I. 473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99. П.I.А 94. л. 228–230.

596

МКДА 174: О.I. 100, л. 37 об.–40 об.: М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168.

597

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

598

Лупити – обдирать; срывать одежду, раздевать, грабить; обирать кого-либо до нитки (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 307; Срезневский И.И. Материалы для Словаря... Т. 2. ч. 1. С. 55).

599

М-Петр. 94: П.I.А 94, л. 225–228.

600

М-КДА174: 0.1.100, л. 37 об.–40 об.; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 06.–218, 219 об. – 221 , 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; М-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 239 об.–240 об.; М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168.

601

МСоф. 848: Волок. 85, л. 263–265. Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28. Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211, Q.I. 729, л. 171 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94.

602

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5. л. 72 об.–78 об. Опубл.: Алмазов Т. 3. С. 274–278 (по списку Чуд. 5. с разночтениями по списку ТСЛ 227).

603

ЧЖ-О.І.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324. О.I.100, л. 30 об.–32 об.

604

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

605

Вопросник инокам, Основная редакция: Ал.-Св. 92, л. 204–206 об., Арханг. Д. 38, л. 93–94 об., Арханг. Д. 71, л. 195–196, Арханг. Д. 72, л. 74–75 об., Арханг. Д. 164, л. 99–101, Арханг. Д. 168, л. 12–14 , Арханг. Д. 356, л. 96–100, Арханг. Д. 472, л. 169–171, Арханг. С. 109, л. 145–147 об., Арханг. С. 110, л. 82 об.–88 об., Белокр. 142, л. 24–25 об., Белокр. 218, л. 12–15 об., Волок. 517, л. 12–13 об., Епифанов 23, л. 190–196 об., Калик. 1, л. 38 об.–40 об., КДА 174л, л. 239–240, Кир.-Бел. 528/785, л. 16–17 об., Кир.-Бел. 530/787, л. 145–147 об., Кир.-Бел. 547/804, л. 85 об.–87 , Колоб. 176, л. 9 об.–11, МГАМИД 439/900, л. 121–122 об., Мих. Q 9, л.153–154 об., Перетц 12, л. 102–103 об., Перетц 145, л. 68–72, Погод. 306, л. 306 об.–309, Погод. 308, л. 311 об.–313, Синод. (ГИМ) 898, л. 264–266 об., Синод. (РГИА) 868, л. 69–70, Солов. 1018/1127, л. 73–75 об., Солов. 1086/1195 л. 97–98 об., Солов. 1099/1208, л. 181–182, Соф. 861, л. 168 об.–170 , Соф. 1061, л. 212 об.–214, Соф. 1089, л. 86–88 об., Соф. 1095, л. 76–79 об., Соф. 1102, л. 35–36 об., ТСЛ 220, л. 222 об.–223 об., ТСЛ 232, л. 34–35, ТСЛ 235, л. 20–22, ТСЛ 272, л. 184 об.–186 об., Чуд. 54, л. 215–216 об., Q.I.595, л. 82–83 об., О.I.35, л. 59–61 об., О.I.100, л. 8–9 об., 16.7.27, л. 157–160 об.

606

МПетр. 94: П.I.А 94, л. 225–228.

607

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; M-Печ. тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; М-Хлуд. 120: Хлуд. 120. л. 367 об.–370.

608

М-Соф. 524: Соф. 524, л. 66 об.–68; М-Соф. 1056: Соф. 1056. л. 100 об.–101 об.

609

MПеч. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

610

Вопрошание исповеданию: Чуд, 5. л. 72 об.–78 об.

611

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; Ж.О.І. 100: О.I.100. л. 46 об.–49 об.

612

ЖСвир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д. 168. л. 9 об.–12. КДА 174л, л. 299–301, Колоб. 176. л. 6 об.–8 об . Соф 890. л. 172 об.–174 об.. Соф. 1061, л. 193 об.–195 об., ТСЛ 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23 об., F.I.100, л. 156–157, Ж-Чуд. 5: Соф. 1073, л. 19 об.; Ж Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об.–181; М-КДА 174: О.I. 100, л. 37 об.–40 об.; М-Соф. 839: Соф. 1061, л. 191–193 об; Ж Погод. 310: Погод. 310, л. 100; Ж-Калик. 1. Калик. 1, л 17 об.–19 об.

613

ЧЖ-Погод 308: Погод 308, л. 313–314 об.

614

М-Соф. 1056: Соф. 1056, л. 100 об.–101 об; Ж-Соф. 1056: Соф. 1056, л. 101 об.–103; Ж-Соф. 836: Соф. 836, л. 187–188; Ж-Соф. 839: Соф.1088, л. 360–361 об.

615

Добыток – добыча (промысловая или военная); имущество, состояние; доход, прибыль (Сл.РЯ ХI-ХѴІI вв. Вып. 4. С. 272

616

М-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171 об., Погод. 314, л. 179 об.–181. Солов. 1099/1208, л. 179–180, Соф. 1089, л. 103–104, М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221,7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; М-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 182–185 об., Ж-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 382 об.–385; М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об-168; М-Q.I.595: Q.I.595. л. 72 об.–74

617

М-Арханг 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73. л. 39–42. Солов. 1092/1201, л. 187 об-191, Q.I. 851, л. 153 об.–157 об.; ЖАрханг.: 38 Арханг. Д. 38. л. 74–76. Арханг. Д. 72. л. 50–53. Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061, л. 222–224. Соф. 1062, л. 189–192. Q.I.851. л. 185 об.–188 об.; М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228; МСвир. 91: Ал.-Св. 91, л 239 об.– 240 об.

618

Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI–XIV вв. М., 1972. С. 257–279; Сл.РЯ XI-ХѴII вв. Вып. 8. С. 120–121.

620

ЧЖ-О.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О.І.100. л. 30 об.–32 об.

621

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.

622

М-Соф. 839: Соф. 1088, л. 358–360; Ж-Соф. 839: Соф. 839, л. 197–198, Соф. 1088, л. 360–361 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Маф. 848: Волок. 85, л. 263–265, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211. Q.I.729. л. 171 об.–173, 33.4 32, л. 91–94 об.

623

Подваживати привести кого-либо куда-либо тайно со злым умыслом (неприятеля, воров и т. п.); навести (Сл.РЯ XI–ХѴII вв. М., 1989. Вып. 15. С. 224 , 226).

624

М-Петр. 94: П.I.А 94. л. 225–228.

625

Ж-Соф. 1065: Соф 1065, л. 1–3.

626

М-Колоб. 176: Колоб. 176, л. 8 об.–9 об., М-Соф. 839: Соф. 1061. л. 191–193 об., М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle