С. Аскольдов

О связи добра и зла


Переживаемое нами время характеризуется небывалым еще смешением и взаимопроникновением добра и зла. Куда бы ни взглянуть, и в индивидуальных общественных проявлениях жизни легко обнаруживается теснейшая и, что всего хуже, обыкновенная органическая, т. е. неразъединимая, связь таких начал, которые по своему религиозному и моральному значению являются разнородными и противоположными. И однако такие начала фактически действуют вместе, иногда парализуя друг друга, иногда временно осуществляя одну и ту же ближайшую цель. В этом, между прочим, заключается специфическая тяжесть современной жизни. Трудность выбора в разнообразнейших конфликтах долга и религиозных требований никогда еще так не отягчала человеческую душу, как в наши дни. Особенно сложна в этом отношение структура общественной жизни в России, построенная из глубоко противоположных стихий чистоты, наивности и чуть не святости с одной стороны, порочности, лживости и какой-то осатанелой разнузданности эгоистических инстинктов с другой. В таких условиях для сознательной жизни требуются более тщательные различения и оценки в сфере добра и зла, так как счастливая возможность осуществлять чистое общественное добро давно уже почти исключена и остается лишь необходимость созидать его в союзе с меньшим из зол. Как врач перед пораженным многообразными болезнями организмом часто бывает лишен возможности применять радикальное лечение и, из опасения погубить существенные для жизни органы, принужден бывает щадить вместе с ними и самую болезнь, так и современный политик, какой бы прямотой и чистотой совести он ни обладал, не может не примиряться с тем или иным злом, паразитирующим в жизнетворных и необходимых для жизни общественного организма тканях. Но что сказать о христианстве — религии, с которой мысль о компромиссах наименее вяжется? Мы должны признать, что и христианское сознание не может освободиться от тягостной необходимости избирать наименьшее зло. Этот тезис слишком твердо обосновал Вл. Соловьев, чтобы его снова оправдывать. Впрочем, говоря о христианском сознании, мы должны сделать весьма существенное различение. Христианское сознание может быть общественно аскетическим и лишь индивидуально действенным и в этом случае свободным от всяких примирений со злом. Но христианство не может обитать только на изолированных высотах духовности, а по самой идее и назначению своему должно сходить и в низины общественной плоти.

Фрагмент


Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Аскольдов С. [Алексеев, С.А.]. О связи добра и зла / С. Аскольдов. - Киев : Изд. журн. "Христианская мысль" : Тип. Первой киевской артели печатного дела, 1916. - 25 с.

Комментарии для сайта Cackle