Источник

Память святителя Кирилла, архиепископа Александрийского547

Свт. Кирилл просиял в Православной Церкви как поборник понятия «Богородица» – краеугольного камня догмата о Воплощении. Он вступил в сражение после свт. Афанасия Александрийского, который был несгибаемым защитником единосущия Лиц Святой Троицы. Богоносный Кирилл сделал Александрийскую Церковь маяком Православия для вселенной.

Св. Кирилл родился ок. 380 г. Очень рано он был взят под покровительство своим дядей Феофилом, архиепископом Александрийским. Тот помог племяннику получить блестящее образование. Юноша изучил риторику и философию, а также Священное Писание, которое знал практически наизусть и умел прекрасно цитировать. Молодой Кирилл поставил свое глубокое образование на службу Церкви. Он стал клириком и был призван наследовать Феофилу.

Кирилл сопровождал дядю в Константинополь и присутствовал на неправедном Соборе под дубом (403), который несправедливо осудил свт. Иоанна Златоуста. Потом он долго отказывался писать имя Златоуста в диптихах (больше из преданности памяти дяди, чем по догматическому несогласию со святым иерархом). Только склоняясь на неотступные просьбы св. Исидора Пелусиота [4 фев.] и, как гласит предание, после явления ему Божией Матери вместе с Иоанном Златоустом, он согласился включить имя святителя в диптих и даже стал усердно распространять его почитание (417).

После смерти Феофила (412) он был тотчас поставлен архиепископом Александрийским, несмотря на сильное сопротивление сторонников архидиакона Тимофея. Энергичный по характеру и наделенный горячим желанием защищать истину, свт. Кирилл принялся за укрепление единства Церкви. Несмотря на то что Церковь переживала эпоху расцвета, существовала опасность разделения. Архиепископ проповедовал народу о любви к истинной вере, сохраненной святыми отцами ценой тяжелой борьбы с еретиками. Он применил силу против последователей новатианской ереси, распространившейся в Александрии. Они привлекли на свою сторону многих православных благодаря строгости и неукоснительному соблюдению нравственных принципов. Свт. Кирилл повелел закрыть все церкви еретиков и запретил их епископу совершать богослужения.

Святой Кирилл, архиепископ Александрийский. Церковь Св. Георгия в Старо Нагоричино. XIV в.

Чтобы искоренить в народе остатки язычества и суеверий, святитель приказал перенести мощи свв. Кира и Иоанна Александрийских и положить их в древнем языческом капище Мануфин недалеко от селения Коноп. Капище прославилось оракулами, которых наущали бесы. Свт. Кирилл сам возглавил крестный ход, продолжавшийся целую неделю [28 ин.].

В христианской Александрии проживала также влиятельная колония иудеев, которые часто нарушали мир мятежами и нападениями на христиан. После одного из таких беспорядков святитель призвал еврейских начальников и сделал им грозное внушение. Тогда они решили отомстить.

Однажды ночью иудеи разбудили весь город криками, будто горит церковь Святого Александра. В возникшем смятении они убили множество христиан. Префект города Орест скорее благоволил иудеям, потому что боялся возрастающего влияния святого на гражданские дела. Тогда св. Кирилл сам изгнал из города всех иудеев и превратил синагоги в церкви. Так пришел конец еврейскому поселению в Александрии, известному еще со времен Александра Великого.

Но эти события испортили отношения между префектом и святителем. Однажды нитрийские монахи, преданные Кириллу, встали на пути, по которому должен был следовать правитель. Увидев Ореста, они назвали его язычником. Один из них, Аммоний, схватил камень и запустил им в голову епарха. Инок был немедленно схвачен и замучен до смерти. Новые беспорядки повлекли за собой низкое убийство Ипатии, благочестивой женщины, преуспевшей в философии и всеми почитаемой. Ее предали смерти фанатично настроенные христиане, которые, подозревая Ипатию в посредничестве между префектом и архиепископом, желали помешать их примирению. Во время кровавых волнений архиепископ боролся за соблюдение правосудия и наконец добился укрепления авторитета Церкви во всех сферах жизни города.

Наследник Александрийской школы и, возможно, ученик Дидима Слепца, св. Кирилл посвятил много сил редакции экзегетических творений. Он подробно и последовательно объяснял аллегорическим способом и в нравственном смысле все места Ветхого Завета, в которых различал явленную в загадках Тайну Христа. Именно этим ви́дением единого Христа, конца Закона и пророков, он руководствовался всю жизнь. И вскоре Провидение повелело ему отстаивать эту истину в богословском плане так же, как и в церковной деятельности.

В 428 г. для возведения на патриарший престол из Антиохии в Константинополь был переведен пресвитер Несторий, известный красноречием и, как предполагалось, строгостью жизни. Его кандидатура была принята с большой радостью не только жителями столицы, которые надеялись обрести в его лице нового Златоуста, но и вселенским епископатом, включая и самого Кирилла. Однако сразу же после восшествия на первосвятительский престол Несторий снял маску благочестия и показал неумеренное рвение в борьбе с еретиками, объявляя себя готовым перевернуть все города, чтобы их изгнать. Он вызвал неприязнь жестокостями и гордыней.

Также отрицательную оценку получили необдуманные высказывания Нестория о боговоплощении. Несторий делал крайние выводы из богословской традиции Александрийской школы, которая предпочитала различать в действиях Господа те, которые относились к Его Божественной природе, и те, которые принадлежали от Его человеческого естества: он абстрактно и рационалистически толковал боговоплощение, не умея при этом четко объяснить способ единства природ во Христе. Проводя различие между Словом Божиим и Христом, «человеком воспринятым», Несторий пришел к выводу, что Слово восприняло человечество лишь как скинию, обиталище, как инструмент, и что Дева Мария не является Богородицей, как Ее называло церковное предание уже в течение долгого времени, а только Христородицей. Он заявлял, что нельзя сказать: «Бог родился от Девы», но только: «Бог соединился с тем, кто был рожден и умер».

Несторий видел во Христе только образцового, богоносного человека, обо́женного особым образом благодаря Его добродетелям. По его мнению, Бог обитал во Христе подобно тому, как Он почивал в пророках и святых. Поэтому он не видел в Нем Богочеловека, который для всех людей является источником спасения, жизни и благодати освящения. Хотя сам Несторий никогда не говорил о двух Лицах во Христе, но не переставал нападать на термин «Богородица». Один из его сторонников, епископ Дорофей, воскликнул однажды во время проповеди в присутствии Нестория: «Если кто назовет Деву Марию Богородицей, да будет анафема!» Это было равнозначно анафематствованию всех богоносных отцов, которые использовали это понятие, и епископов всего мира, исповедовавших Ее Божественное материнство.

Узнав о зарождении ереси, св. Кирилл в пасхальной проповеди на следующий год (429) торжественно сказал о том, что Дева Мария воистину родила Сына Божия, ставшего человеком, и что таким образом Она может быть справедливо названа Богородицей. Свт. Кирилл написал Несторию братское письмо-увещание, прося согласиться с таким именованием Пресвятой Девы, потому что на нем основан сам догмат о нашем спасении во Христе.

Однако Александрийский епископ получил высокомерный и пренебрежительный отказ Нестория, который обратил обвинения против самого Кирилла, распространил о нем клевету и вознамерился предать суду. Тогда святитель решил с оружием встать на защиту истины и объявил себя «готовым пострадать даже до смерти, но не отречься от веры»548. Он направил императору Феодосию II, его жене и сестрам трактат «Об истинной вере» и передал папе Римскому Келестину [8 ап.] материалы о заблуждениях Нестория. Папа созвал Собор в Риме (430), осудивший догматические ошибки патриарха и постановивший низложить его, если Несторий не откажется от своих заблуждений через десять дней. Исполнить над еретиком это решение поручили Александрийскому архиепископу.

Тем временем свт. Кирилл собрал Синод египетских епископов. На нем было составлено определение христологического догмата, которое сопровождалось двенадцатью анафематизмами суждений Нестория. Они были изложены и посланы еретику в третьем письме свт. Кирилла.

В полемических сочинениях против Нестория свт. Кирилл следовал наставлениям Священного Писания о Слове, ставшем плотью,549 и проявил верность отцам Никейского Собора. Так же, как и они, он исповедал, что Сам Сын Божий, сущий в недре Отчем, стал человеком, умер и воскрес. Св. Кирилл подчеркивал единство тайны Христа и старался показать, что с самого момента зачатия Господь окончательно соединил Божественную и человеческую природы. Святитель учил о единстве, а совсем не о соединении, как говорил Несторий. Кирилл видел в этом таинственном единстве взаимообщение свойств двух природ и единство действия во Христе. Именно оно дало человеку возможность действительного соработничества Богу, обожения – прообразом и примером этого была Богородица550.

Господь также открыл новый, Божественно-человеческий способ существования в Своем Теле – Церкви. Мы получаем жизнь именно благодаря Его плоти, ставшей действительно плотью Слова. «Единый Христос» св. Кирилла – это Христос Евхаристии и духовного опыта, которому, после долгих и серьезных разногласий, Церковь даст определение в следующих поколениях551.

В это время Несторий, при поддержке императорской власти и с помощью друзей при дворе, пытался навязать свои идеи в столице. Он использовал угрозы, подкуп, отлучение от Церкви и преследовал тех, кто дерзал ему противостоять. Ситуация дошла до того, что православное священство попросило императора Феодосия созвать Вселенский Собор, чтобы положить конец этому «всемирному соблазну» Константинопольского епископа. Однако именно еретик, сделав хитрый ход, добился от правителя созыва Собора в Ефесе, чтобы осудить св. Кирилла за его «12 анафематизмов», расцененных как еретические. Собор состоялся в следующем 431 г. в день Пятидесятницы.

Кирилл и Несторий прибыли в Ефес в сопровождении большой группы епископов. Ожидали приезда архиепископа Антиохийского Иоанна и восточных предстоятелей. Их Несторий привлек на свою сторону не тем, что согласился называть Пречистую Деву Богородицей, а тем, что отправил им «Анафематизмы» Кирилла, которые вне контекста были восприняты епископами как восстановление ереси Аполлинария552.

Поскольку Антиохийский предстоятель Иоанн задерживался, 22 июня 431 г. было решено начать первое заседание Собора без него. Председательствовал на Соборе свт. Кирилл, представляя отсутствовавшего папу Римского, легаты которого также опаздывали. Прочитав Никейский Символ веры, письмо Кирилла Несторию и ответ последнего, несколько сотен присутствовавших отцов провозгласили обоснованность термина «Богородица» и низложили Нестория. Последний трижды отказался присутствовать на Соборе. Выходя из Церкви, отцы были встречены овациями множества верующих, преданных почитанию Богородицы. Женщины воскуряли фимиам на их пути.

Приехав в Ефес пять дней спустя, Иоанн Антиохийский и его сторонники, всего сорок три епископа, оскорбленные тем, что их не дождались, собрали свой Собор. Они обвинили Кирилла в восстановлении ереси Аполлинария, объявили как о его низложении, так и о смещении с кафедры епископа Мемнона Ефесского, не обсуждая никаких других вопросов. Так Вселенский Собор превратился в ожесточенную и пламенную борьбу двух партий, каждая из которых пыталась заручиться поддержкой императора. Феодосий, находившийся далеко и плохо информированный, безуспешно пытался их примирить, а потом приказал задержать Кирилла и Мемнона, объявил Нестория еретиком и распустил собрание. Единственным результатом Собора было то, что он подтвердил обоснованность термина «Богородица», а также совершил низложение Нестория. Бывший патриарх был отправлен в один из антиохийских монастырей, а затем сослан в Ливию (435), где принял плачевную смерть.

Однако далее Церковь ожидало еще более жестокое разделение. В то время, когда империи угрожали варвары и она наиболее остро нуждалась в сплоченности, в стране происходили только ссоры, взаимные анафемы и беспорядок – всё это оправдывалось защитой истины. Таким образом, святость Церкви подвергалась осмеянию со стороны ее врагов.

Св. Кирилл, вернувшись в Александрию, был триумфально встречен народом. Во время последующих тяжелых переговоров он явил не только свое Православие, но и смирение и обилие добродетелей. Епископ отказался подать жалобу на плохое обращение с ним во время заключения в Ефесе, а восточным епископам разъяснил «Анафематизмы», которые вызвали у них сильную обеспокоенность. Святитель уточнил, что их цель – лишь опровержение еретических утверждений Нестория. Свт. Кирилл высказал также свою готовность их исправить, если Иоанн и его сторонники осудят еретика. Наконец согласие было достигнуто, и восточные епископы отправили Кириллу исповедание веры. Он с ликованием получил его в письме.

В духе примирения, но не отказываясь от своего главного утверждения, он пошел на допустимые уступки традиционной антиохийской терминологии. Святитель согласился с различением двух природ: два естества, Божеское и человеческое, соединены в едином Лице Иисуса Христа нераздельно и неслиянно553. Этот «Акт Единства» (апрель 433) хотя и не был решением Собора, однако считается исповеданием веры Третьего Вселенского Собора и правилом Церкви. Он заранее опроверг еретические суждения Евтихия и монофизитов, которые ссылались на писания св. Кирилла, говоря, что человеческая природа Христа была как бы «поглощена» Божественной. Халкидонский Собор (451) лишь воспринял и уточнил основные понятия554 Ефесского Собора.

После восстановления хрупкого мира Кирилл Александрийский посвятил последние годы епископства укреплению единства Церкви и укрощению чрезмерной ревности некоторых своих последователей. Они упрекали его в том, что он предал общее дело, заключив союз с восточными епископами. Имея большой опыт в церковных делах и хорошо разбираясь в действии человеческих страстей, он явил при этих обстоятельствах образец сдержанности и пастырской снисходительности. Так, опровергнув писания Феодора Мопсуестийского, великого богослова Антиохийской школы, умершего в мире с Церковью (428), святитель отказался добиваться его осуждения555, чтобы не бросать вызов чувствительным восточным епископам и не подвергать опасности церковное единство.

Совершив дело созидания Церкви, порученное ему Господом, св. Кирилл Александрийский почил в мире 27 июня 444 г.556 Он присоединился к лику святых отцов и вместе со свт. Иоанном Златоустом воссел рядом с Матерью Божией. Вскоре его стали почитать святым и прославлять как светильника вселенной, непобедимого защитника Православия и печать отцов.

* * *

547

Его память также торжественно празднуется 18 января вместе с памятью свт. Афанасия.

548

Ер. 7 / PG 77, 64.

550

О догмате Божественного материнства см. также статью о Соборе Пресвятой Богородицы под 26 декабря.

551

Благодаря св. Максиму Исповеднику [21 ян.], представившему четкую систему христологических догматов, Церковь смогла уточнить некоторую двузначность языка свт. Кирилла и составить определение догмата о6 общении свойств и взаимопроникновении двух природ во Христе – основу нашего обо́жения и всей христианской жизни в Церкви.

552

Аполлинарий Лаодикийский считал, что Христос един, но Слово, по его мнению, приняло не полное человеческое естество, а заменило собой лишь разумную часть души.

553

«... Тот же Единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству. Мы исповедуем единого Христа, единого Сына и Господа, потому что совершилось единение двух природ. В виду этого единства без смешения мы исповедуем, что Святая Дева есть Матерь Божия (Богородица), потому что Слово Божие приняло плоть и стало человеком, и с момента Его зачатия Она стала храмом Живущего в Ней» (Послание 39 / PG 77, 177).

554

В двух «Посланиях к Суккенсу» Кирилл использует те же самые слова Халкидонского исповедания веры, говоря о двух природах, соединенных «без разделения, смешения и изменения» (PG 77, 232).

555

Он был осужден Пятым Вселенским Собором (553) вместе с Феодоритом Кирским и Ивой Едесским (все вместе они получили прозвание «Три главы»).

556

В этот день он вспоминается в Коптской Церкви.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle