О.В. Губарева

Глава 6. Образ Божией Матери на Престоле

«Радуйся, Облеченная в солнце»131

С древности, особенно в Византии и на Востоке, Пресвятую Богородицу любили писать восседающей на золотом троне с золотым подножием, нередко ступенчатым и украшенным драгоценными каменьями. На иконах такой трон изображался как Царское место. На сидении – длинная подушка, стянутая на концах золотой тесьмой, обычно двойная, красного и синего цвета (символ Неба и земли). На руках Богородицы всегда – Ее Предвечный Сын. Потому что как Мать Царя Царствующих Пресвятая Дева вознесена на неизреченную высоту и вечно пребывает в Божественной Славе.

Икон Пресвятой Богородицы на Престоле очень много, причем они имеют нередко такие большие отличия, что в них видят разные иконографии. Младенец Христос может быть изображен на лоне Матери прямо перед Ней, как в «Знамении», в мандорле (круг, овал или полуовал с сиянием, символизирующие Божественную Славу) или без нее, поддерживаемый Ею двумя руками; сидящим у Нее на руке, как в «Одигитрии»; стоящим и обнимающим Богоматерь, как в «Умилении»; в энергичном развороте, как в иконографии «Взыграние». Престол также неодинаков: он может изображаться совсем без спинки, с низкой полукруглой спинкой, с высокой прямой и наконец напоминающей занавес или стену с окнами и порталами. В некоторых изводах Престол окружают ангелы или святые. В поздних списках, начиная примерно с XVII века, у Пресвятой Богородицы и Христа неизменными становятся атрибуты земной власти – корона, скипетр и держава132. Но следует заметить, что любые знаки земного величия и могущества лишние в образно-стилистической системе иконы. Эта традиция пришла из католической Церкви, где издавна было принято короновать почитаемые образы Божией Матери. Например, так было с древней Ченстоховской иконой, списки с которой сделаны с коронами.

Но есть в престольных иконах то, что все-таки позволяет объединить их в одном иконографическом каноне, – это ритмическое и цветовое соответствие между образами Христа, Божией Матери и Престола, которому всегда придается большое значение. Он знаменует тайну Божественного бытия, образ Небесного Иерусалима и Сидящего на престоле, Который видом подобен камню яспису и сардису (Откр. 4, 2–3). В целом ряде икон именно через символ престола и его композиционную связь с образами Христа и Богородицы раскрывается тайна взаимодействия тварного и Божественного.

Богородица и Христос, сидящие на сияющем золотом престоле, вторят его очертаниям как контуром, объемом, так и положением в пространстве. Эта соотнесенность логична, так как Богородица возведена на престол и Сама есть Престол Христов, «яко имущая державу непобедимую», а Ее Божественный Сын, Вседержитель мира, являет «Троическое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное»133.

Фигура Божией Матери оказывается окруженной единой Божественной природой, которую образуют в общем ритмическом движении блистающие золотом художественные образы Престола и Христа. Несмотря на то, что облачения Богородицы отличны по цвету, вся Она являет совершенную обоженность, которая подчеркивается Ее Богоподобием и центральным местоположением в замкнутом золотом пространстве. Бог воплотился для того, чтобы человек стал Богом, говорят отцы, и Пресвятая Богородица это исполнила. Земное возвысилось до Небесного, Небесное родилось от земного, и мистический круг замкнулся. «Они словно колесо в колесе (Иез. 1, 16)"134 – так определил преподобный Максим Исповедник это взаимодействие и взаимоотражение преображенного тварного мира и Божественного.

В казалось бы неподвижном престольном образе живет постоянное взаимодействие сфер земных и небесных.

Икона Божией Матери Свенская Печерская

Икона происходит из Киево-Печерской Успенской Лавры и, по Преданию, была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием Печерским. С 1288 года она пребывала в Свенском Брянском Успенском монастыре, основанном Черниговским князем Романом Михайловичем на месте его чудесного исцеления чудотворной иконой от слепоты.

Свободная и выразительная живопись, яркий колорит Печерской иконы сохранились не полностью, и, к сожалению, трудно представить ее художественную выразительность, которой она несомненно обладала прежде. Но все-таки этот древнейший памятник дошел до нас почти без поздних вставок, и можно говорить об авторском письме этого образа. Богородица изображена восседающей на очень высоком престоле без спинки, к которому вела золотая лестница. В настоящее время лестница утрачена, и ее отсутствие придает всей композиции несколько странный незавершенный вид. На коленях у Богоматери Богомладенец Христос благословляет предстоящих Ему с двух сторон основателей Киево-Печерского монастыря: преподобного Антония Печерского (†17 мая 1073), родоначальника русского монашества, и преподобного Феодосия Печерского (†1074), который вел в русскую монастырскую жизнь общежительный устав.

Икона Божией Матери Свенская Печерская. Прорись

Печерский образ отличается особой эмоциональной насыщенностью. Его динамическим центром, определяющим сюжетное, композиционное и цветовое развитие, является образ Христа. Его строгое лицо сосредоточено. Богомладенец запечатлен как бы в позе напряженного созидания. Вся фигура написана широкими точными мазками. Свободная и лаконичная палитра с яркими вспышками пробелов, сине-алый цвет одежд с крупным гребенчатым ассистом создают образ Христа как источника всякой силы и действия, подающего Свои энергии печерским святым. Синий гиматий Спасителя лежит обильными фактурными складками, которые перетекают в одежды Богородицы. Возникает впечатление буквального «произрастания» Богомладенца из Ее лона. Но вместе с тем – это художественный образ могучего бурного источника, о котором Христос говорил: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). И эта Живая Вода – Он Сам, а «многотекущую реку» источает Богородица. Из Нее каждый верующий будет черпать «в радости воду <…> спасения" (Ин. 12, 3).

Преподобные, осеняемые Христом, спокойны и внимательны. Они словно пребывают в богомыслии, в безмолвном общении с Ним. Свитки со словами их поучений указывают на две основы Церкви на земле: личную аскезу и пастырское служение, учительство и ответственность за спасение человеческих душ. У преп. Антония, предстоящего в полной схиме, на свитке написано: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Прп. Феодосий изображен в мантии с непокрытой головой, в свободной позе, слегка склонившись к престолу. На его свитке текст (восстанавливаемый по задним спискам): «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, еюже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного на хвалу и славословие Тебе»135.

Над предстоящими Богу преподобными возвышается статичный и будто от всего отрешенный образ Божией Матери. Ее строго очерченный силуэт, вбирающий фигуру Христа, композиционно продолжается в высоком престоле, который поднимается от земли золотой с красным ассистом лестницей, увенчанной аркадой.

Вне престола образ Богородицы кажется писанным с нарушением пропорций. Однако в соединении с престолом, с его вытянутым красно-золотым пьедесталом, образ Ее монументален и величествен. Совершенное обожение сделало Пречистую Деву Царицей Неба и земли, «Царевым седалищем»136. Но Она и Церковь, и «Лестница Небесная, Ею же сниде Бог»137. Поэтому ступени, ведущие к подножию престола, – это знаки пути, которым Она возводит верных к Богу через Церковь. Словно два столпа, на которых держится престол, предстоят прпп. Феодосий и Антоний Печерские – те «живые крепкие камни душ», из которых Господь устроил «великий царственный дом, исполненный блеска и света внутри и снаружи»138, Свою Церковь. Строительство русской Церкви, которая созидается святыми силой, пребывающей на них Божественной благодати и составляет главный смысл Печерской иконы.

Сейчас Свенская Печерская икона Божией Матери находится в экспозиции Музейного комплекса государственной Третьяковской галереи.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Начало XX в. Мстера

* * *

131

Акафист Успению Пресвятой Богородицы. Икос 12.

132

С атрибутами царской власти в Византии знаменита только икона Божией Матери «Одигитрии» – Галатская, сохранившаяся в списке. На ней Богородица и Христос изображены в коронах. У Богоматери в правой руке скипетр, Христос правой рукой благословляет, в левой несет державу.

133

Андрей Критский, святитель. Великий покаянный Канон. Песнь 4-я.

134

Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 1. С. 157.

135

Надпись сохранилась на поздних списках.

136

Акафист Пресвятой Богородице. Икос 1.

137

Там же. Икос 2.

138

Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. Кн. 10. С. 356.



Источник: Божия Матерь в ее иконах : опыт художественно-богословского анализа / О. В. Губарева. - Москва : Паломник, 2006. - 158, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.; 17 см.; ISBN 5-88060-042-4

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс