Вселенские Соборы

Православная Церковь признает основополагающими семь первых Соборов: Первый В. С. состоялся в Никее в 325 г. при византийском императоре Константине Великом. В нем принимали участие 318 епископов. Созван для борьбы против ереси александрийского пресвитера Ария (256–336 гг.), который утверждал, что Христос – Сын Божий, Он совершенное творение, но не Единосущен с Творцом. Арианство как еретическое направление продолжало распространяться на Востоке и было окончательно осуждено на втором В. С. Однако у некоторых христианских общин западных стран арианство продолжало существовать еще в VI-VII вв. На этом В. С. была принята первая часть Символа веры.
Второй В. С. – Константинопольский – собран в 381 г. Был уточнен никейский Символ веры и триединство сущности Бога – учение о Святой Троице, о триединстве Отца, Сына, и Св. Духа (Мф.28:19). С тех пор Символ веры читается на богослужениях и в домашней молитве.
Третий В. С. – Эфесский – состоялся в 431 г. против несторианской ереси, согласно которой Дева Мария не должна называться Богородицей, т.к. Она родила человека – Иисуса, который только через наитие Св. Духа стал истинным Христом. На этом В. С. Дева Мария была признана истинной Матерью Божией – Богоматерью.
Четвертый В.С. – Халкидонский – состоялся в 451 г. Осудил монофизитство, считавшее, что Христу присуща одна природа – божественная, что Ему не присуща природа человеческая, т.е. Он не Богочеловек. Христос был признан истинным Богом и истинным человеком.
Пятый В.С. был созван в Константинополе в 553 г. для одобрения эдикта (программы деятельности) императора Юстиниана I, который осудил трех богословов – Феодора Мопсуетского, Феодорита Киррского и Иву Эдесского, не признававших Христа Богочеловеком, а Деву Марию – Богоматерью и поддерживавших несториан. Также было осуждено монофизитство Оригена.
Шестой В.С. состоялся также в Константинополе в 680–681 гг., и, как логическое продолжение обсуждения вопросов Пятого собора, там же в 692 г. был созван собор, который стали называть Пято-шестым собором.
Седьмой В.С. – Второй Никейский – собран в 787 г. императором Константином и его матерью Ириной для осуждения иконоборчества. На этом же соборе установлены 22 правила церковнослужения. А в 842 г. матерью малолетнего императора Феофила Феодорой было окончательно утверждено иконопочитание. Иконография В. С. известна в Византии и на Руси. В центре изображен нимбированный император, восседающий перед аналоем с крестом и Евангелием; вокруг – епископы.
