Томас Шпидлик (католический кардинал)

Источник

Глава шестая. Медитативное чтение

I. Духовная книга

Духовное общение

Несомненно, что христианское и монашеское lесtіо dіѵіпа испытало влияние иудаизма756. Однако первым, кто решительно одобрил практику θεία ἀνάγνωσις, был Ориген757. Мы знаем, что он получил образование под руководством израильских учителей. Несомненно, что именно от них он усвоил такой способ внимательного проникновения в слово Божие, его усвоения, προσέχειν. Это слово употребляется почти всегда, когда хотят как-то обрисовать, что такое духовное чтение.

Мы прекрасно понимаем, что слово «чтение» не очень подходит для описания взаимосвязи с духовными книгами, поскольку для древних монахов это было формой «общения», беседой с Богом. Киприан Карфагенский сформулировал один из главных законов духовного чтения, когда утверждал: «Или усердно молись, или читай! Или беседуй с Богом, или слушай Его!»758

Здесь речь идет прежде всего о том, чтобы понять и усвоить личное и конкретное послание, с которым Бог обращается к нам посредством книг. Ведь именно после того, как он услышал некое чтение в церкви, Антоний Великий решил оставить все, чтобы последовать за Христом759. И книги тогда являются духовными, когда несут в себе силу Духа, действующего в мире. «Воистину велико и сильно могущество слова Божия, – пишет Мартирий Сахдона, – слова, которое преобразует “порождения ехиднины” в сынов Божиих (ср.: Мф. 3:7,9). Будем же постоянно сеять его в наших загрубевших сердцах до тех пор, пока они не смягчатся и в них не прорастут колосья спасения»760.

Чтение должно быть подобно семени или духовной пище. Усваивание, поглощение Писания – это чисто библейская символика, но именно Ориген ввел его в традицию. Для него Писание и Евхаристия тесно связаны между собой, поскольку Библия – одно из «воплощений» Логоса Божия761.

Необозримы возможности слова Божия, пишет Ефрем Сирин: «Господь окрасил Свое слово множеством красок для того, чтобы каждый, кто вглядывается в него, мог бы выбрать себе то, что ему по душе. И Он скрывает в Своем слове все сокровища, дабы каждый из нас обрел богатство в том, над чем он размышляет»762.

«Второе плавание»?

Все духовные авторы согласны в том, что необходимо усвоить, сделать своей истину, которую мы находим в священных книгах. Однако отношение к письменному Откровению может быть весьма различным. Хорошей иллюстрацией таких различий могут стать два метафорических выражения: «второе плавание» и «очищение колодца Иакова».

Первое выражение очень древнего происхождения763. Но здесь оно сознательно употребляется убежденным традиционалистом, Иосифом Волоцким764. Его позицию можно изложить в нескольких словах. Апостолы видели Иисуса своими глазами и слышали Его голос. Отцы же Церкви были исполнены Святого Духа и, предаваясь Ему, могли следовать собственному вдохновению.

А современный человек оказался недостоин того, чтобы Дух просветил его. Вот почему Господь дал нам Св. Писание. «Первое убо плавание ветрилы, сиречь Духом Святым, второе же плавание веслы, сиречь Божественным Писанием»765. Грешник не слышит внутреннего голоса своего сокровенного человека, он должен заменить его повиновением тому, что написано.

Иной точки зрения придерживался Ориген, а вслед за ним и авва Дорофей Газский. Сначала человек в своем поведении руководствовался правилами, которые исходили от его внутреннего, сокровенного человека. Но «все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею» (Быт. 26:15). Речь не идет о том, чтобы заменить эти «колодези» чем-то другим; нет, однако их следует очистить при помощи чтения духовных книг766. Пробуждение внутреннего сокровенного человека является главным результатом размышления над Писанием. И потому не следует удивляться, что с развитием духовной жизни наблюдается тенденция к сокращению чтения. Автор Жития св. Симеона Солунского ясно говорит о том, что только тот, кто находится на более низких ступенях и еще несовершенен, нуждается в законах и письменных толкованиях; а для того, кто любит Бога, совершенно достаточно голоса его сокровенного человека, чтобы выбрать добро767.

Если первое воззрение чревато опасной «книжностью», то второе проповедует харизматическую свободу для совершенных. Но кто имеет право считать себя совершенным? Вот почему истину следует искать посередине, между этими двумя позициями768.

Библия

Монахи-аскеты уделяли много внимания чтению Библии. Ученики Пахомия Великого, повествует Ѵіtа bohairica (Житие св. Пахомия на бохарском диалекте коптского языка. – Прим. пер.)769, «постоянно читали Св. Писание и размышляли над ним». Писание является постоянным источником аскетического и монашеского учения Василия Великого, «великий путь, ведущий к открытию должного»770. Сирийские монахи, которых хвалит Иоанн Златоуст, «старались читать Св. Писание, как только заканчивали свои утренние молитвы, а некоторые даже переписывали его»771. Мартирий Сахдона увещевал: Слово Божие «одновременно семя и вода, и если сердце наше окаменело (ср.: Мф. 13:5), то под воздействием духовной волны оно размягчится, потрескается и принесет святые плоды, угодные Богу»772.

Отцы стремились всегда обращаться к Писанию. Св. Епифаний (еп. Кипрский, IVв. – Прим. пер.) говорит: «Каждый человек, который может, обязательно должен приобрести [экземпляр] Писания, ибо даже сама возможность смотреть на него уже делает человека неспособным грешить; а чтение его вызывает стремление к справедливости и воодушевляет душу»773. Иоанн Златоуст774 говорит о христианских женщинах и детях, которые вешают на шею книгу Евангелий и таким образом всегда имеют ее при себе. Но если женщины и дети из верующею народа легко могут приобрести эту книгу, хотя, возможно, и в сокращенном виде, то и монахи никак не должны отставать от них. Преп. Серапион (Сицдонит, V в.) отдал свое Евангелие бедному человеку, дабы тот мог заплатить свой долг. Он объясняет: «Я продал то, где мне постоянно напоминается: Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12:ЗЗ)775.

Однако, учитывая, что для большинства аскетов приобрести Библию в наиболее полном виде было весьма нелегко, литургическое провозглашение Слова Божия во время воскресных собраний или кратких литургий в кельях или в маленьких обищнах было чрезвычайно важной возможностью услышать Слово Божие776.

Расширение понятия «Священное Писание»

Древние монахи читали Св. Писание, т. е. книги Библии. Прежде всего мы хотим уточнить, что термин «Священное Писание» с течением времени приобрел в духовной восточной литературе более широкий смысл. Он обозначал не только Библию, но и писания Отцов и даже что-то из книг, оставшихся после отвержения книг профанных.

В Византии писания Отцов, которые в определяющей степени помогли восторжествовать над ересями, обладали авторитетом боговдохновенных книг. Так, например, Феодор Студит произнес особое похвальное слово, посвященное Василию Великому, ибо Христос говорил его устами и сам Святой Дух вел всех тех, кто отдал себя его руководству777. Никон Дивногорец (XI в.) называл свою хрестоматию (Пандекты. – Прим. пер.) просто «Божественным Писанием», хотя основную часть ее справочных текстов составляли каноны Соборов и избранные отрывки из Отцов778.

В России даже после опубликования Библии св. Геннадием (архиеп. Новгородским. – Прим. пер.) в 1499 г. некоторые авторы продолжали высказываться в духе Никона Дивногорца. И потому совершенно естественно, что Нил Сорский говорил о «блаженных отцах от Божественного Писания»779. Такое их наименование, с теоретической точки зрения, объясняется в первом русском апологетическо-догматическом учебнике Иосифа Волоцкого Просветитель: «Сия убо вся благая вси прияхом, якоже от пророческих и Евангельских и Апостольских Писаний, такоже и от присноблаженных и богоносных отец, пастырей и учитилей наших, иже иночески пожиша и образ иночески носящи»780. И следовательно, тот, кто отвергает писания Отцов, «ни верен, ни христианин може быти»781. «Такоже ныне глаголем о писании Святых Отец наших, пачеже преподобнаго и богоноснаго Отца нашего Ефрема (речь идет о спорах, имевших тогда место в связи с его сочинениями о конце мира. – Прим. пер.): яко вся, елика написал есть, истинна и полезна, и спасительна душам нашим суть»782.

Патриотические сборники

На Востоке всегда прибегали к авторитету Отцов783. Однако не всегда легко было доставать или приобретать их писания. Многие монахи меняли место жительства и переходили в другой монастырь с единственной целью – найти там богатую библиотеку784. Что же можно сказать о тех, кто в XII в. должен был бежать от нашествия арабов... И именно для них Никон Дивногорец составил свои Пандекты, сборник духовных и канонических текстов на разные темы785.

Но он не был первым создателем подобных хрестоматий. Известно, что основой Священных параллелей является антология Иоанна Дамаскина из трех книг, озаглавленная Ἰερά786. Вопросы и ответы, компилятивное сочинение, приписываемое преп. Анастасию Синаиту, – достаточно важный сборник, имевший широкое распространение787. В 1048 г. Павел, живший в Константинополе, ушел из мира и основал монастырь в Евергете. Для назидания своих монахов он составил обширный духовный сборник из четырех книг, каждая из которых содержала пятьдесят глав, озаглавленный Синагоге (Собрание. – Прим. пер), известный также под названием «Евергетинон»788.

Критерии, лежащие в основе составления антологий, часто бывали весьма различными. Некоторые из них ставили во главу угла вопросы догматические, другие преследовали нравственные цели, связанные по преимуществу с монашеской аскезой. Добротолюбие является наиболее важной антологией молитвы, прежде всего исихастской. Литургическая жизнь древних времен требовала большого разнообразия текстов, которые к тому же должны были находиться в соответствии с циклом годовых богослужений – гомилиарием (средневековой литургической книгой, содержащей собрание гомилий, составленных из сочинений Отцов Церкви и других знаменитых экзегетов. – Прим. пер).

Гомилии Отцов

Греческое слово ὁμιλία означает собрание, постепенно оно стало приобретать значение наставления религиозного содержания, произносимого во время христианских собраний. Записанные стенографами или переписчиками, проповеди и гомилии одного автора легко объединялись в «собрания», более или менее однородные. Такое собрание получало наименование «гомилиария» (термин довольно позднего происхождения), если оно было упорядочено в соответствии с циклом литургического года789. Гомилиарий предназначался для духовного назидания верующих. Устав Студийского монастыря предписывал читать во время Великого Поста после утрени по средам, пятницам и воскресеньям «катехизис нашего богоносного отца Феодора»790, за которым следовало назидательное слово настоятеля.

Структура византийских гомилиариев791 довольно четкая и разделяется на четыре группы: 1) Панегирики, предназначенные для использования в Господские праздники и праздники святых; 2) Гомилиарии в узком смысле, сборники святоотеческих текстов, предназначенные для употребления в течение литургического года во время Великого Поста, Пасхи, воскресных дней; 3) Менологии, компилятивные сборники скорее агиографического, чем гомилетического характера, составленные для духовного чтения в соответствии с месяцами литургического года, откуда идет и их название μήν – λόγος; эти сборники не следует смешивать с синаксариями, избранными агиографическими сборниками, близкими к романским мартирологам; 4) Смешанные сборники.

Сирийские гомилиарии связаны с древней иудео-палестинской традицией и синагогальной проповедью, но вместе с тем в них чувствуется сильное влияние византийской гомилетики792.

Большая часть грузинских гомилиариев является переводом с греческого793. Известно, что в древнем армянском гомилиарии нашли отражение литургические традиции иерусалимской Церкви V в.794 А арабские гомилиарии связаны с духовной средой различных областей Среднего Востока: мелькиты (или мельхиты. – Прим. пер), копты и т. п.

Жизнеописания святых

Христианство отнюдь не было первым, решившим сохранить память о своих героях и святых. Известно, какое влияние оказывали на нравы назидательные Жития795. Когда Диоген Лаэртский писал свое сочинение О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, христиане уже начинают заботливо сохранять акты своих мучеников, а иногда и повествуют об их муках. Рассказ диакона Понтия (Карфагенского, III в. – Прим. пер.) О жизни и страданиях св. Киприана796 является настоящим духовным жизнеописанием.

На Востоке Жизнь Антония, составленная Афанасием Великим797, с самого начала имела чрезвычайно широкое распространение и послужила образцом для многих других жизнеописаний святых. Так, Григорий Нисский изложил в качестве примера святости жизнь своей сестры: Житие св. Макрины798. История Церкви блаж. Феодорита, еп. Кирского,799 – это собрание сведений, посвященных восточным святым. Трудно отдать предпочтение чему-либо среди массы Житий, появившихся в течение последующих веков. Что же касается истории духовности, то сами размышления заслуживают внимания, поскольку лучше, чем всякие другие произведения, излагают идеи о святости, распространенные в те времена. Благочестивые повествования агиографов по большей части пытаются определить понятие совершенства.

II. Поиски духовного смысла

По ту сторону «буквы»

Чтение является частью обучения человека. Обычно читать научаются в школе. Позднее, пропорционально степени интеллектуального развития, начинают понимать смысл написанною. Однако смысл Писания – духовный. Человеческий интеллект не в состоянии сам достичь его понимания. Здесь следует вспомнить главный принцип патриотической экзегезы: сторонники «буквализма», коль скоро они будут последовательны, не смогут придерживаться догмата о боговдохновенности Писания800. «Кто толкует Писания, – утверждает Василий Великий, – должен обладать почти такой же подготовкой, как и тот, кто их написал. Тот, кто не является крестьянином, не способен судать о сельскохозяйственных работах... Я же, в свою очередь, заявляю, что не каждому дозволено самому распознавать слова Духа; это может делать только тот, кто сам имеет Духа различения…»801.

По мысли Оригена, смысл исторический и смысл духовный соотносятся друг с другом, как плоть и божественность Логоса. В Своем Писании, как и в Своей земной жизни, Логос нуждается в теле. Как тогда, когда мы говорим о Христе, не следует задерживаться на человеке, который виден, но через плоть, скрывающую Его от плотяных очей, с помощью веры ощутить Бога, Который в Нем пребывает, точно так же следует пройти через внешнюю историю, предлагаемую нам в священных книгах, особенно в книгах Ветхого Завета, чтобы проникнуть в духовную тайну, которая сокровенно содержится в них802.

В отношении Писания отцы-пустынники испытывали порой сложное чувство сдержанности и страха, как это выражено, к примеру, в ответе преп. аввы Пимена преп. авве Аммону: «Если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях Отцов, нежели о Св. Писании, ибо говорить о Св. Писании [таит в себе] немало опасности»803.

Смысл текста следует постигать, не только изучая его, скорее он открывается сам с помощью молитвы. Тот, кто вдохновлял святых авторов, может вдохновить и их истолкователей804. Когда Антония Великого спросили о смысле одного отрывка из книги Левит, он начал молиться: «Господь мой, пошли Моисея, чтобы он истолковал мне [смысл] этого слова»805. А Исаак Сирин дает такой совет: «Не приближайся к таинственным словам Писания без молитвы, без того, чтобы попросить помощи у Бога. Скажи: Господь, даруй мне способность ощутить силу, в них заключенную. Относись к молитве как к ключу, который может открыть истину Писания»806.

«Исследовать Писания»

Умение постичь духовный смысл – это дар Божий, озарение, которое, однако, не исключает и необходимости человеческих усилий. Севериан, еп. Гавальский, сирийский автор конца IV – начала V в., так комментировал слова Христа: «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39): «Исследуйте Писания, не легкомысленно читая их, но изучая, анализируя, постигая глубину их изречений. Ведь Господь, предоставивший Писания в наше распоряжение, сокрыл смысл их пророчеств; Он дал нам Писания, но не раскрыл их сокровенный смысл, предоставив это твоему ревностному усердию, дабы ты упражнял свой ум и можно было удостовериться, служишь ли ты Писаниям или совершаешь насилие над ними»807. Таким образом, истолкование священных текстов есть искусство, подобное другим: «Господь даровал нам природу, но сокрыл искусство. Все нужные для этого материалы и оснащение находятся в нашем распоряжении, но само искусство рождается в человеческом духе. То же относится и к Писанию»808.

Существуют различные «методы» исследования Писания, часто имеющие свои особые наименования. Когда ученики спрашивали у своих учителей, как им молиться, разумеется, что они хотели также научиться исследовать Писания, чтобы найти сокрытые там духовные сокровища. Используемые «методы» обладают двумя особенностями: с одной стороны, некоторые типы экзегезы становятся традиционными, с другой – некоторые способы «размышления» над текстами становятся определенной подготовкой к озарению Духом.

Типология и аллегория

Если обратиться к духовному истолкованиию Писания, нельзя не заметить разницу между определенными школами, особенно между Александрийской и Антиохийской809, между экзегезой «аллегорической» и экзегезой «буквалистской».

Невозможно отрицать, что в жизни ранней христианской общины типология находится в точке пересечения экзегезы новозаветной и патриотической810. Можно выделить несколько разновидностей этой типологии. Наиболее древняя типология, лежащая в основе всех других, – это эсхатологическая типология. Она представлена в Ветхом Завете. Пророки провозглашают, что Бог в конце времен совершит дела, подобные тем, которые Он совершал в прошлом, но превосходящие их. Новый Завет прежде всего утвердил то, что эта типология реализовалась в Иисусе Христе. Однако земная жизнь Христа не исчерпывает реальности Нового Завета. Она продолжается в Церкви, которая есть Тело Христа, и в членах Церкви, которые суть камни истинного храма, во всей их жизни и в самых различных ее обстоятельствах.

Следовательно, существуют разные формы типологии811. Представленное у Ипполита Римского, в Поучениях (Огласительных и тайноводственных) Кирилла Иерусалимского и у многих других авторов, толкование на Евангелие от Матфея стремится выявить аналогии между Ветхим Заветом и конкретной жизнью Христа. Типология тайноводственная находит свое место в мистагогических катехизисах812. Но аскетические авторы предпочитали т. н. «нравственную» типологию.

Нравственная экзегеза

Безошибочным знаком плодотворного чтения является его воздействие: для чего нужно изучать тексты Библии, если это знание не приводит к перемене нашей жизни? Такое нравственное истолкование преобладало в Александрии. Оно прослеживается уже у Климента Александрийского, чему содействовало влияние, оказанное на него Филоном Александрийским. У Оригена оно будет преобладающим, хотя и не единственным813.

Речь идет не только о том, чтобы собрать все ясно выраженные заповеди Нового Завета с целью выработки свода жизненных правил, как это делает Василий Великий в своих Нравственных правилах, но и о том, чтобы постараться выявить христианский смысл также и в «материальных» предписаниях ветхозаветного закона об обрезании, в призывах к войне против врагов, в кровавых жертвах и т. п. Нравственный смысл можно увидеть даже в таких простых фактах, как, например, употребление глаголов «подняться» или «спуститься», когда речь идет об Иисусе... В процессе развития духовной жизни эта типология все в большей степени приближается к «мистике»814.

Достаточно привести всего несколько примеров. Ориген, истолковывая первый стих Песни Песней – «да лобзает он меня лобзанием уст своих» – в духовном смысле, пишет: «Третье истолкование обращается к душе, которая желает лишь одного – достичь соединения со Словом Божиим и войти в тайну Его Премудрости и Знания как на супружеское ложе своего Небесного Супруга... А под устами Супруга мы понимаем Его [Бога] способность просвещать наш ум... и это самое истинное, интимное и святое лобзание, которое Слово Божие дает Своей супруге, чистой и совершенной душе...»815.

Мистическая экзегеза у сирийцев и армян

Для экзегезы этих Церквей характерна не столько особая форма символическою истолкования, сколько тенденция к ограничению этой формы, особенно там, где она ведет к аллегоризму, который, кажется, забывает об изначальном смысле. Феодор Бар Кони (сирийский писатель VIII в. – Прим. пер.) задает такой вопрос: «Какова разница между истолкованием историческим и аллегорическим и кто является его изобретателем?» И он отвечает: «Разница между историческим и аллегорическим истолкованием не маленькая, а большая; насколько последнее приводит к нечестию, кощунству и фальши, настолько первое есть истина и исповедание веры. И именно развратитель Ориген стал изобретателем этого лукавого аллегоризма»816.

Но если сосредоточиваться исключительно на историческом смысле, как можно выявить связь между рассказанным прошлым и настоящей жизнью? Без этой жизненно важной связи чтение лишается одного из своих наиболее важных элементов. И в этом все духовные авторы согласны между собой. Но это согласие исчезает, когда начинаются поиски связи с тем, что уже прошло или находится далеко. И здесь большую роль играет разница ментальности.

Грекам, с их «формальным» способом мышления, нелегко было представить, как возможно переходить от одной реальности к другой, кроме как реr ропtет апаlоgіае: вещи идентичны между собой, коль скоро они имеют одну и ту же форму, и они тем ближе одна к другой, чем более подобны друг другу. Чтобы показать, что библейское событие имеет отношение и к нам, необходимо выявить, что похожее событие осуществляется и в нашей жизни.

Способ рассмотрения отношений в ментальности семитской и некоторых других существенно отличается от греческого. Для семита связь между двумя реальностями существует и является живой лишь в том случае, когда можно выявить общие корни этих реальностей. Евреи ощущали себя единым народом, поскольку имели одного праотца – Авраама. Считать себя детьми Авраама означало ощущать себя в нем, быть включенными в его историю и связанными с данными ему обетованиями.

Рамками подобной ментальности ограничено большинство сирийских проповедей и произведений армянской поэзии. Их размышлениям на библейские темы не хватает нравственного измерения. Они оставляют впечатление простого изложения фактов. Но в то же время мы ощущаем, что эти факты нас затрагивают, что речь идет о наших собственных истоках и что мы мистически соприкасаемся с ними. Чтение всегда имеет священное измерение, литургическое, почти тайнодейственное. Таким образом, чтение Писания является частью литургического анамнесиса, в котором прошлое становится вечно настоящим.

III. Медитация

Наgа – mеlеtân – meditarі

В Ветхом Завете понятие медитации выражается термином, имеющим корень Наgа, часто передаваемым греческим μελετάν, μελέτη, а латинским – теditarі, теditatio. Этот корень в своем первичном смысле означает «говорить вполголоса». Местопребывание «размышления» или его орган – это горло, гортань. Медитация может иметь как религиозное, так и внерелигиозное значение. «Акт размышления» может даже быть враждебным Богу (Пс. 2:1: рорuli meditate sunt inania, племена замышляют тщетное). Однако обычно слуховой и телесный элементы входят в состав духовного или душевного компонента: «Блажен муж, который... о законе Его [Господа] размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1–2). И значит, размышление исходит из сердца (Ис. 33:18).

Перевод еврейского понятия греческим теlеtâп и латинским теditari приводит к расширению смысла этого понятия; теперь оно обозначает «заботиться о», «следить», и более специфически – «принимать близко к сердцу»; латинский термин под черкивает значение «упражняться», «привыкать».

В Новом Завете единственным значимым текстом в связи с этим является Первое Послание к Тимофею 4:15, где ап. Павел призывает своего ученика «внимать себе и учению», чтению, наставлению, дарованию, которым он наделен. «Сохранять в сердце своем» слова и события, как это делала Мария (см.: Лк. 2:19, 51), – это и есть форма теditarі817.

Христианское размышление (медитация), если исходить из Ветхого Завета, с самого начала было ориентировано на слово Божие. И потому первая отличительная черта медитации – это постоянное обращение к текстам Писания для того, чтобы питать ими свою душу. В переносном смысле эта концепция отражена в понятии rитіпаtіо (пережевывание жвачки. – Прим. пер). Идея rитіпаrі-rитіпаtіо (пережевывать-пере- жевывание. – Прим. пер.) вдохновлена текстами книги Левит (11:3) и книги Второзаконие (14:6), где жвачные (rитіпапtі) животные отнесены к категории чистых животных. Отнесенное к Писанию и уподобленное «медитации», это представление, которое мы находим уже в Послании Варнавы 10:11818, позднее, через коптскую традицию, будет усвоено греческими и латинскими Отцами819.

Способ медитации монахов, последователей Пахомия Великого, в значительной степени приближается к библейской медитиции (теditarі): речь идет о повторении вполголоса стихов псалмов или кратких библейских отрывков. Правило Пахомия Великого неустанно повторяет этот призыв: dе Scripturis аliquid meditari (размышлять над чем-нибудь из Писания). № 36: «Тот, кто стучит, дабы созвать братьев, медитируй, пока ты занят этим делом». № 37: «Тот, кто при дверях трапезной раздает братьям фрукты, пусть размышляет над чем-нибудь из Писания»820.

Преп. Кассиан замечает, что для восточных монахов такая практика, осуществляемая в течение дня во время ручной работы, занимала место службы Часов на Западе821. Можно подвести такой иронический итог: «Неверно, что древние пренебрегали медитацией, скорее, современные люди сократили ее»822. Медитация – это синоним «непрерывной молитвы».

Заучивать наизусть

Греческий глагол μελετάω, учит Феофан Затворник, означает действие заучивания наизусть слов Божиих.823 Но какова бы ни была этимология этого греческого слова, несомненно, что такова была практика монахов эпохи ранней Церкви824.

Сам Феофан Затворник был сторонником этой практики и часто советовал: «Как много помогает в этом случае заучивание на память мест Писания – и сказать нельзя. Тут происходит с душою то же, что со слабыми фруктами, когда их просахарят. Сахар, проникнув все поры их, и сладость сообщает им, и предохраняет от порчи. Так и душа, пропитанная заученными словесами Божиими, отбрасывает порчу срамных и пустых помыслов, и в сладость исполняется памятованием о вещах Божиих»825.

Весьма ценным является и другой совет, который дает тот же автор. Цель чтения – предоставить возможность слову Божьему проникнуть до глубин сердца, где оно становится молитвой. Необходимо выбрать среди всех текстов только те, которые затрагивают наше сердце или которые облекают в слова чувства, им уже испытанные. Однажды соединенные со священным текстом, наши чувства, так сказать, «облекаются» Писанием826.

«Свидетельства» Писания

Делать извлечения (ехсеrріа) из больших книг есть обычай одновременно и древний, и современный827. Согласно свидетельству Светония, Август любил выбирать из классических авторов тексты нравственного содержания, которые он рассылал тем, кто нуждался в наставлении828. Теstітопіит libri аd Quirіпіит (трактат св. Киприана Карфагенского Три книги свидетельства против иудеев к Квирину. – Прим. пер.) показывает нам, как христиане делали то же самое, читая Библию829. Нравственные правила Василия Великого830 или Пандекты монаха Антиоха831 суть истинные учебники библейской нравственности и аскезы.

Обычно целью чтения являлось не составление ученых сборников. Киприан Карфагенский рекомендует простой метод для чтения и размышления над текстами. Твердо убежденные в единстве двух Заветов и в символическом значении библейских выражений, читатели, по его мнению, используя ассоциации, соединяли в своей памяти различные топосы, термины, метафоры, чтобы все сводить к одному – к Христу и духовной жизни.

Читая рассказ о том, как Иаков положил себе в изголовье камень (Быт, 28:11), Киприан напоминает о том, что истинный камень – это Христос (1Кор. 10:4), что именно камнем Давид поразил Голиафа (1Цар. 17:40 и сл.) и т. д.832 Благодаря таким спонтанным ассоциациям, библейские понятия обретали богатый символический смысл, многочисленные свидетельства о чем мы находим в патриотических гомилиях.

Дискурсивный разум в медитации

В одном из писем Феофан Затворник рассказывает о своем знакомстве с медитативным методом, который он считает типичным для католического благочестия. Он говорит о своем желании перевести с французского св. Франциска Сальского, «поскольку он достаточно полезен», и сообщает, что уже начал работу над русским текстом «одной французской книги о медитации». Но он ее не закончил, и вот почему: «Это книга католическая. К сожалению, католики совершенно не понимают, что такое настоящая молитва!» Они сосредоточиваются, полагает он, на рациональных размышлениях и думают, что это уже и является молитвой833.

Давняя традиция внушила Феофану Затворнику определенное недоверие к διάνοια, дискурсивному, диалектическому, «аристотелевскому» разуму («кантианскому», по слову современных русских мыслителей). Созерцательный орган – это νοῦς, интуитивный ум834. Если не доверять умозрительному богословию835, то тем более следует избегать рационализма в молитве. На этом очень часто настаивают в своих писаниях восточные авторы836.

Кого можно назвать более «умозрительным», чем Ориген? Однако он увещевает: «Нельзя, чтобы молитва превращалась в рассуждение; она должна содержать лишь просьбы, обращенные к Богу»837. Предаваясь умствованию, легко впасть в гордыню, предупреждает Максим Исповедник: «Как родители пристрастны к своим телесным отпрыскам, так и ум естественно привержен к своим мыслям»838.

Но не следует на основании этих текстов делать вывод о том, что созерцатели выступают против любого использования дискурсивного разума в молитве. Даже у наиболее осторожных авторов элементы рационального порядка занимают все больше места. Феофан Затворник, являющийся примером противника рационализма, не считает, что впадает в противоречие с самим собой, заявляя: «Жизнь по воле Божией есть в высочайшей степени жизнь разумная»839. И он предлагает свой метод использования разума в процессе медитации840.

Некоторые византийские авторы прямо выступали в защиту дискурсивного разума, как, например, митр. Феолипт Филадельфийский841 в начале XIV в. Чтобы «проникнуть в святилище (νοῦς), – пишет он, – необходимо пройти через определенного рода медитацию, следуя зову (dіа́поіа)». А «следуя dіа́поіа» во время молитвы, душа становится «достойной перейти к помятованию Бога»842. Душа вся целиком должна погружаться в молитву, используя при этом все свои различные способности843.

Но, как справедливо замечает Феофан Затворник, ошибка заключается не в обращении к размышлению во время молитвы, но в рационализме, настигающем человеческие мысли844.

«Приложение своих способностей»

То, что было сказано о разуме, относится также и к другим человеческим способностям. Игнатий Брянчанинов говорит, что «святые Отцы в писаниях своих часто заключают под одно именование умной молитвы и сердечную, и душевную»845. Однако он называет молитву душевной, когда она «совершается от всей души, с участием самого тела», когда человек весь бывает объят молитвой, т. е. когда все его существо становится как бы едиными устами, творящими молитву846.

Различные способы медитации, к которым прибегали на Западе во времена, когда писались Упражнения Игнатия Брянчанинова847, были направлены к той же цели. Все существо человека должно участвовать в этом процессе: тело, память, разум, воля, чувства, – до тех пор, пока «беседа», венчающая эти усилия, не становится встречей, личностной и сознательной.

Несмотря на определенные сомнения относительно правоты некоей «французской книги о медитации», Феофан Затворник, тем не менее, весьма точно использует метод, изложенный в этой книге, для обучения умной молитве. Прежде всего необходимо выбрать тему для личного размышления. На первом месте должны быть евангельские тексты: «Дневное Евангелие читайте после молитвы, с размышлением и выводом для себя нужного»848. Так же можно читать литургические молитвы в соответствии с календарем Церкви849. Но поскольку «молитвы наши все исходят из догматов»850 и потому любая божественная истина достойна размышления851, то легчайший способ заключается в том, чтобы каждый день брать какую-нибудь истину из катехизиса и питаться ею852.

Лучшее время для размышления – утро и вечер853. Прежде всего следует хорошо уяснить и понять выбранную истину854. Здесь вырисовывается такая практическая цель: нужно представлять себе такие обстоятельства, в которых эта истина может найти конкретное применение: «Читайте Евангелие, сопоставляя его с вашей жизнью и проверяя, соответствует ли она ему»855. Несколько схематично Феофан Затворник набрасывает четыре практических совета о том, как можно «следовать указаниям истины веры»: 1) не слишком умствуй; уяснив себе сначала эту истину, а затем «поставь ее к сердцу тою стороною, какая, чаешь, будет впечатлительнее, и созерцай ее так»; 2) «не перебегай скоро от одной мысли к другой – это скорее рассеет, чем соберет, и окажет какое-либо воздействие на душу»; 3) «облеки мысль в какой-либо образ», который с чем-то связан для тебя, поскольку «образ легче вспоминается и держится в уме, действует сильнее и впечатлительнее». Или же, «всего лучше, если можно в одном образе сосредоточить несколько поразительных представлений», к примеру, «представь меч над своею головою, чтобы напомнить себе о суде, грехе, смерти»; 4) «заключи истину в несколько коротких фраз, которые хорошо ее выражают, и часто повторяй их»856. Всегда как искушение следует отгонять от себя желание непременно дойти до конца выбранной темы и, наоборот, сосредоточивать все свое внимание на возгревании чувств857. Естественно, что какая-то одна истина может больше затрагивать душу, чем другая. И потому хорошо бы чаще возвращаться к ней и «питаться» ею подольше858.

Здесь уместно вспомнить знаменитое Второе примечание к Духовным упражнениям Игнатия Лойолы: «Ибо не обильное познание питает душу и ее удовлетворяет, но внутреннее прочувствование вещи и наслаждение ее содержанием» (цит. по переводу, помещенном в журнале Символ, № 26. Париж, декабрь 1991, с. 16. – Прим. пер). Не исключено, что эта книга оказала непосредственное влияние на Феофана Затворника; Несомненно, что он был знаком с книгой Πνεῦματικὰ γυμνάσματα (Духовные упражнения) Никодама Святогорца859, которая, в сущности, является всего лишь комментарием к Духовным упражнениям о. Пинамонти (иезуит Джованни Пинамонти, XVII в. – Прим. пер.).

Сам по себе этот факт достаточно красноречив. Трудно найти большего знатока восточной молитвенной традиции, чем Никодим Святогорец. Однако он без колебаний принимал западный медитативный метод потому, что видел его осуществленным в учении Отцов-«трезвенников», своих бесспорных учителей.

Воображение в процессе медитации

Удивительно слышать от Феофана Затворника его третий совет: «облеки мысль в какой-либо образ». Мистики-интеллектуалы были единодушны в необходимости полного изгнания воображения из молитвы860. Их идеал пребывает «превыше форм и образов»861 и предполагает внутреннее иконоборчество. Их теоретическое учение господствовало на Востоке в течение многих веков862. Но в практической реальности воображение всегда восстанавливает свои законные права. Внутреннее иконоборчество не может идти в ногу вместе с почитанием образов.

Протест против чисто ноэтической мистики проявляется даже в теории. В противоположность александрийской духовности, антиохиец Феодорит Киррский, не смущаясь, пускает в обращение фразы вроде такой: τὴν θείαν θεωρίαν φαντασόμενος863, или τῆ τῆς θεωρίας φαντασία, «воображение созерцания»864.

Известно, какую большую роль играет рhaпtаsíа (воображение) в гносеологии и этике стоиков865. Вспомним Филона Александрийского: «Они [терапевты] воображают (φαντασιοῦσθαι) божественную красоту»866. Феодорит читал Филона, и для него «памятование о Боге» состоит в «воображении божественной красоты»867.

Феодорит не был единственным, кто нарушил строгие законы александрийцев. Григорий Богослов, не довольствуясь употреблением понятия «воображать», когда речь идет о нашем созерцании здесь, на земле, прилагал его даже к видениям Моисея868 и ап. Павла869.

Духовное «памятование о Боге»870 не боится чувственных образов, потому что «память» их использует, и народное благочестие, проявляющееся в почитании икон, победило «суперноэтическую» идеологию, врага всего конкретного и искусства871.

При полном уважении к учению Добротолюбия Феофан Затворник пытается ввести в современный ему психологический контекст то, что Отцы называли воображением872. Для того чтобы могло возникнуть суждение, объясняет он, необходим «материал», который поставляют ему чувства. Но между непосредственными ощущениями чувств и мышлением внедряются память и воображение. И эти последние являются даже более важными для суждения, чем внешние чувства. Они представляют образы в соответствии с ассоциативными законами, завися в то же время от движений воли и сердца. «Тайные влияния нисходят к ним [живущим по духу Христову] от Божественного осеняющего их Духа и Ангела Хранителя, сопутствующего им всегда»873.

Воображение наделяет абстрактные понятия образами. Тот, кто имеет дух Христов, обладает искусством создания истинных представлений, порождающих в нем строй отточенных и уравновешенных чувств. А грешники имеют мало возможностей достичь этого, поскольку их образы с самого начала искажены и лживы874. Удаляя от реальности, эти образы ввергают в область лжи, туда, где воображение вращается вокруг эгоистического «я», затянутого в хоровод мечтаний875.

И следовательно, наш долг – «воспитывать» наше воображение. Святые Отцы в основном выделяли негативный аспект такого внутреннего воспитания – отторжение суетных и бесполезных образов. Но Феофан не останавливается на этом. Одновременно он советует наполнять память полезными образами, предназначенными для того, чтобы развивать памятование о Боге876. Развитие воображения особенно важно для юных душ, поскольку «первые впечатления глубоко остаются памятными» и оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь. И потому родители-христиане должны стараться сосредоточивать воображение своих детей на священных предметах веры и наполнять их память религиозными представлениями877.

Такова также и одна из целей «размышления» над Писанием.

* * *

756

L. Leloir, Désert et соттиnіоn. Téтоіgnages des Pères du Désert recueillis à partir des Paterica arménies//Spiritualité оrientale 26. Веllefontaine, 1978, р. 238 и сл.; J. Rousse, Lесtіо divina//DS IX (1976), 470 и сл.

757

Lettre à Grégorie le Thaumatuge 4//SС 148 (1969), р. 192.

758

Ep. 1, 15//PL 4, 221b.

759

Vita di Antonio 2//РG 26, 841с.

760

Livre de la perfection II, 8 (53)//СSСО 254. Sуrі 111, р. 15.

761

Н. dе Libас, Ніstoire еt Еsрrіt. Раris, 1950, р. 355 и сл.

762

Commentaire de l’Évangile Concordant ou Diatesseron I, 18–19//SС 121 (1966), р. 52–53.

763

Выражение δεύτερος πλοῦς (второе плавание. – Прим. пер.) использовали уже античные писатели, его можно найти и у Аристотеля, как вошедшее в поговорку; ср.: Неnricus Stephanus, Тhesaurus Linguае Graecae. Раris, 1842–1847. Ѵоl. VI, соl. 1240. Ср.: Gregorio di Nazianzo, Dе ѵіtа sиа, ѵ. 397//РG 37, 1063.

764

Т. Špidlík, Jоseph dе Ѵоlokolamsk. Unе сhapitre de lа spiritualité russe//ОСА 146. Roma, 1956, р. 9.

765

Просветитель. Казань, 1857, с. 582 и сл.

766

Оrigène, Нот. іп Dеп. 12//GСS 6, р. 112; SС 7, р. 212; рseudo-Ваsilie (Évagre), Lеttrе 8, 2. Éd. Соurtonne. Раris, 1957, р. 23; Dorothée, Іпstruction 1, 6//SС 92 (1963), р. 155.

767

РG 93, 1669с.

768

Т. Špidlík, Lе сопсерt dе l’оbéissance de la сопscience selon Dorothée de Gasa//Studia Patristica XI (1972), р. 72–78; итал. Перевод в: Ѵіtа соnsacrata 13 (1977), р. 105–112; ср.: Маnuale, р. 261 и сл.

769

183, ed. L. Тh. Lefort//СSСО 107 (1952), р. 105.

770

Ер. 2,3//РG 32, 228bс; Lа sophiologie dе S. Ваsile, р. 155 и сл.

771

In 1 аd Тimotheum 14, 4//РG 58, 646bс.

772

Livre dе lа реrfection II, 8 (53)//СSСО 253. Sуrі 111, р. 15.

773

L. Leloir, Раtеrіса аrтепіаса 1, 10Rb//СSСО 353, р. 27.

774

Ноm. 19, 4 аd populum Antiochenum//РG 49, 196.

775

L. Leloir, Арорhthegmata аrтепіаса 13, 8R//СSСО 371, р. 189.

776

Он же, Désert... р. 245.

777

Ерst. II, 164//РG 99, 1520с.

778

С. Dе Clercq, Lеs tехtes juridiques dans les Pandectes de Nicon de la Montagne Noire//S. Соngreg. Per la Chiesa Or., Соdificazione canonica or., Fonti, Serie II, Fasc. XXX. Vеnezia, 1942.

779

Нила Сорского предание и устав, со вступ. ст. М. С. Боровковой-Майковой. СПб., 1912, с. 5.

780

Издание: Казань, 1857, с. 471.

781

Там же, с. 468.

782

Там же, с. 428; ср.: Т. Špidlík, Jоseph dе Ѵоlоkоlатsk//ОСА 146. Roma, 1956, р. 10 и сл.; I grandi mistici russi//Там же, р. 193 и сл.

783

Маnuale, р. 1З и сл.

784

I grandi mistici russi, р. 190.

785

А. Solignac, Nісоп dе lа Мопtаgne-Nоіrе//DS XI (1982), соl. 319–320.

786

А. Dodin, Florilèges grecs//DS V (1964), соl. 476 и сл.

787

РG 89, 312–824; А. Dodin, Указ. соч., соl. 500 и сл.

788

Ср.: Dodin, Указ. соч., соl. 503.

789

Н. Ваrré, Ноте́lіаіrеs//DS VII, 1 (1969), соl. 597–606.

790

16//РG 99, 1709с; ср.: 36, соl. 1717с.

791

R. Grégoire, Ноте́lаіres оrіепtаих//DS VII, 1, 606–617.

792

Там же, соl. 613 и сл.

793

М. Таrchnišvili, Gеschichte der kirchlicher georgischen Literatur//Studi е Теstі, 185. Сіttа́ del Vaticano 1955, р. 424–429.

794

А. Renoux, Un таnuscrit dи lectionnaire аrménien dе Jérusalem (cod. Jérus. Аrт. 121)//Lе Мuséon 74 (1961), р. 361; R. Grégoire, Указ. соч., соl. 607.

795

G. Ваrdу, Віоgraphies sріrituelles. Апtiquité chrétienne//DS I (1936), соl. 1624–1634; I. Наusherr, Е́роqие bуzапtіпе//Там же, соl. 1634–1646; Маnuale, р. 46.

796

А. Наrnack, Dаs Lebеп Сурrіапs ѵоп Ропtіиs//TU 39,3. Leipzig, 1913.

797

РG 26, 805–976.

798

РG 46, 959–1000.

799

РG 82, 1283–1496.

800

Оrigene, Соттепtаrіо а sап Gіоѵаппі 10, 43//GСS 4, р. 221.

801

Omelіа sull’Ettateuco, Lеѵ. 1,1//GCS 6, р. 280 и сл.

802

Н. dе Lubas, Ніstorie еt Еsрrіt. Раris, 1950, р. 93; ср.: Ваsilio, Тrасt. dе Sріrіtи S. 21//РG 32, 165аb; SС 17 (1945), р. 209; Gregorio di Nazianzo, Оr. 20, 2//РG 35, 1068аb.

803

Алфавитный Патерик, цит. по предисловию к Древнему Патерику. М., 1899.

804

J. Daniélou, Оrigène. Раris, 1948, р. 38.

805

L. Leloir, Раterica аrтепіаса 11, Зг//СSСО 371, р. 132; Он же, Desert... р. 251 и сл.

806

J. Wensink, Муstіс Тrеаtіsеs. Аrmsterdam, 1923, раr. 329, сар. ХLV, р. 220.

807

Ноm. 7, Seberiani Gabalorum еріscopi Еmesinsis Ноmiliae (armeno e latino). Venezia, 1827, р. 268 и 270; Leloir, Désert... р. 247 и сл.

808

Там же.

809

М. Simonetti, Еsеgеsі раtristiса//DР I, соl. 1211–1223; Он же, Lеttera E / О Аllegorica. Uп сопtribito alla storia dell’esegisi patristica//Studia Ерhemeridis. Аugustinianum 23. Roma, 1985.

810

J. Daniélou, Ехégèse et tуроlogie patristique//DS IV, 1 (1960), соl. 132– 138. (Типология – это вид экзегезы, тесно связанной с исторической символикой Библии, выявляющая соответствия между различными событиями священной истории. Так, например, Адам – это образ (tуроs) Христа (Рим. 5:14). – Прим. пер.).

811

J. Daniélou, Ехégèse et tуроlogie patristique, соl. 136 и сл.; Даниелу перечисляет пять основных типологических форм: Матфеева, Иоаннова, эк- клезиологическая, мистическая, эсхатологическая.

812

Ср. с. 126 и сл. наст. издания.

813

J. Daniélou, Оrіgèпе. Раris, 1948, р. 145 и сл.; ср.: Маnuale, р. 11, сн. 2.

814

J. Daniélou, Указ. соч., соl. 137.

815

Ноm. Іn Саnt. 1//РG 13, 85с; SС 37 bіs (1966), р. 77; итал. пер. под редакцией Маnlіо Simonetti. Roma, 1976, р. 77 и сл.

816

Livre des Scolies. Міmrâ V, 19//СSСО 431. Sуrі 187, р. 296.

817

Е. ѵоn Severus, Dаs Wort «теditari» іт Sprachgebrauch der Неіligeп Schrift//Geist und Leben 26 (1953), S. 365–375; Е. ѵоn Severus, А. Solignas, Мéditatіоп: dе l’Écriture аих аиtеиrs тédiévaux//DS X (1980), соl. 907–914.

818

SС 172 (1971), р. 156–158.

819

É. Аmélineau, Ніstоіrе des топаstères dе lа Ваssе Égypte. Раris, 1894, р. 39, 152–156.

820

Ср. также сноски 3 е 28; А. Вооn, Расhотіапа Latiпа. Louvain, 1932, р. 14, 20 и сл.

821

Instit. III, 2//СSЕL 17, р. 34.

822

I. Наusherr, Реnthos//ОСА 132. Romа, 1944, р. 76; Н. Ваcht, Dаs Vеrтächtnis des Ursprungs, ехсиrsus IV. Меditatio іn den ältesten Мönchsquellen. Würyburg, 1972.

823

Псалом сто-осмнадцатый. М., 1891, с. 67; Тhéopane le Reclus, р. 267.

824

Н. Васht, «Меditarі» іп dеп ältеstеп Мönchsquellen//Geist und Leben 28 (1955), S. 360–373; R. Draguet, Lеs Рères dи désert. Раris, 1949, р. 155.

825

Псалом сто-осмнадцатый//Там же, с. 68–69.

826

Путь ко спасению. М., 1908, с. 219; Что есть духовная жизнь, 47. М., 1914, с. 172.

827

А. Quacquarelli, Rеtоrіса е ісопоlоgіа. Ваri, 1982, р. 1 и сл.

828

Svetonio, Dе ѵіtа Саеsаrит//Аug. 89, 2.

829

РL 4, 673–780.

830

РG 31, 691–870.

831

РG 89, 1431–1850 (сочинение инока Лавры Саввы Освященного, VII в., своего рода «компендиум» всего христианского нравственного богословия. – Прим. пер).

832

Теstimonium libri аd Quirinum 2, 16. Еd. Наrtel//СSЕL 3, 1, р. 83 и сл. (на русском языке в книге: Киприан Карфагенский, Творения. М., 1999, с. 89–190).

833

Собрание писем. Вып. VI. М., 1899, с. 205.

834

Ср.: с. 210–211 наст. изд.

835

Ср.: с. 198–199 наст. изд.

836

Ср.: с. 303 наст. изд.

837

Сommentarium in Mt. XII, 6,//GCS 6, р. 77,30.

838

Главы о любви. Третья сотница, 58//Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 1.М., 1993, с. 128.

839

Начертание христианского нравоучения. М., 1895, с. 209.

840

Ср.: с. 180–181 наст. изд.

841

S. Salaville, Fоrmes dе рrière d’арrès иn bуyantin dи XIVе siècle//Échos d’Orient 39 (1940–1942), р. 1–25.

842

РG 143, 393с.

843

Там же, соl. 389.

844

Тhéophane le Reclus, р. 20 и сл.

845

Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Там же, с. 250–251.

846

Там же.

847

G. Lercaro, Мéthodes d’oraison тепtаlе. Lе Риу, 1958; по-итальянски: Міlаnо, 1969; по-английски: Lоndon, 1957.

848

Собрание писем. Вып. 1. М., 1898, с. 72.

849

Тhéophane lе Reclus, р. 269 и сл.

850

Собрание писем. Вып. 1, с. 151.

851

Там же, с. 205 и сл.

852

Путь ко спасению. М., 1908, с. 234.

853

Псалом сто-осмнадцатый//Там же, с. 64 и сл.

854

Собрание писем. Вып. 1, с. 121 и сл.

855

Там же, с. 72.

856

Путь ко спасению, с. 121 и сл.

857

Собрание писем. Вып. 1, с. 227.

858

Там же.

859

Еd. Venezia, 1800; Аthênai, 1869.

860

Ср.: с. 252 наст. изд.

861

Ср.: с. 294 наст. изд.

862

S. Bulgakov, Тhе Оrthodoх Сhurch. London, 1953, р. 170: «Оrthodox mysticism іs without imagery; without imagero also, іs the way which leads to it, that is, рrayer and meditation» («Православная мистика безо́бразна и таковым же является и путь к ней, т. е. как молитва, так и богомыслие». Русский текст приведен по книге: Православие. Париж, б. г., с. 311 – Прим. пер).

863

Ніstoria religiosa 12//РG 82,1396с; соl. 1425d; 24, соl. 1460а.

864

Оratio de divina caritate//Там же, соl. 1501b; J. Lemaitre//DS II, 2,соl. 1859.

865

М. Spanneut, Le stoϊcisте, р. 225; Сlemente d’Alessandria, Strот. II, 54, 5–55,1//GCS 2, р. 145; SС 38 (1954), р. 78.

866

Dе vita соntemplativa. Еd. F. С. Соnybeare. Охford, 1895, р. 61 и сл.

867

Ніstoria геl. 21, соl. 1445d, ср.: Іn еріst. аd Неbr. 11, 1//РG 82, 757b.

868

Оr. 10, 2//РG 35, 828с; Оr. 20, 1 и сл., соl. 1065 и сл.

869

Оr. 32, 16//РG3 6,192.

870

Ср.: с. 421 наст. изд.

871

Ср.: с. 364 наст. изд.

872

Тhéophane lе Reclus, р. 17 и сл.

873

Начертание христианского нравоучения. М., 1895, с. 250 и сл.

874

Начертание христианского нравоучения.

875

Там же.

876

Там же, с. 257.

877

Путь ко спасению, с. 34 и сл.


Источник: Молитва согласно преданию Восточной Церкви. (Перевод с итальянского (сверенный с французским оригиналом) Наталии Костомаровой под редакцией свящ. Владимира Зелинского) — Москва: «Даръ», СПб.: «Издательство Олега Абышко». — 2011. — 576 с.

Комментарии для сайта Cackle