Томас Шпидлик (католический кардинал)

Молитва согласно преданию Восточной Церкви

Содержание

Шпидлик, о. Томаш

Предисловие к изданию

Предисловие

Глава первая. Общий обзор источников I. Отцы и духовные писатели II. Богослужебные книги III. Литургическая поэзия Глава вторая. Бого-человеческий диалог Необходимость молитвы Определения молитвы Различные формы молитвы Молитва к Отцу Сыновья через Сына, в Духе Святом Единый Посредник В Духе Эпиклесис Поклонение человеческой природе Христа Созерцание тайн жизни Христа Подражание святым Экклезиальный анамнесис Заступничество святых Почитание Божией Матери Ангелы Глава третья. Молитва- прошение Обращаться с просьбами к Богу Благодарение Молитва-прошение в божественной педагогике Исполнение прошения Воля Божия – закон для прошений Очередность прошений Просить «о важном» Молитва о прощении грехов Молитвы за других Молитвы за усопших Молитвы о временных благах Настойчивость в молитве Чудо Глава четвертая. Телесная молитва Тело и молитва Значение тела Традиционные жесты Крестное знамение Коленопреклонения Молитвословие Воспитательный смысл словесной молитвы Сила слов Сакральный характер словесной молитвы Произнесение установленных молитв или свободная молитва? Глоссолалия Молитвы краткие или продолжительные? Многословие Общая молитва Пение Псалмы Глава пятая. Литургическая молитва I. Общинный характер литургии II. Доксологический характер литургии III. Воспоминательный и евхаристический характер литургии IV. Литургический эсхатологизм V. Таинства Глава шестая. Медитативное чтение I. Духовная книга II. Поиски духовного смысла III. Медитация Глава седьмая. Созерцание I. Созерцательный Восток II. Объект созерцания III. Орган созерцания IV. Практика ведет к теории V. Ступени созерцания Глава восьмая. Мистика I. У порога непознаваемого II. Отрицательное богословие III. Светлый мрак IV. Экстаз V. Символическое богословие VI. Мистика света VII. Мистика сердца VIII. Различные способы выражения мистического опыта Глава девятая. Расположение к молитве Подготовка к молитве I. Очищенное сердце II. Добродетели III. Место молитвы Глава десятая. Исихазм I. Его главные особенности II. Иисусова молитва III. Психофизический метод Заключение Просьба, обращенная к Отцу в недрах внутритроической жизни Словесная молитва Литургическая молитва Созерцание Мистическая лестница Методы молитвы Завет Апостола: «непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17) Разрешение этой проблемы Превосходство созерцания? Διάθεσις ἀγαθή Памятование о Боге по учению св. Василия Великого Молитвенное состояние Библиография Общие библиографические указания в энциклoпeдиях Молитва по учению Oтцов Церкви Необходимость молитвы Oпределения молитвы Различные формы молитвы Молитва к Oтцу «Oтче наш» Молитва через Сына Молитва в духе Эпиклесис Поклонение человеческой природе Христа Созерцание тайн жизни Христа Подражание святым Почитание Божией Мaтeри Ангелы Молитва-прошение Благодарение Молитва о прощении грехов Молитвы за других Молитвы за усoпших Настойчивость в молитве Чудо Тело и молитва Коленoпреклонения Молитвословие Сила слов Глоссолалия Молитвы крaткие или продолжитeльные? Общая молитва Пeние Псалмы Литургическая молитва Молитва в христианском собрании Доксологический характер литургии Литургия как наставление в истине Созерцaтельный асneкт литургии Мистический характер литургии Аллегорическое истолкование литургии Красoта литургии Традиционное учение Анамнесис Праздники Литургический эсхaтологизм Богослужение Освящение времени Таинства Крещение Конфирмация Евхаристия и мистический oпыт Исповедь Соборование больных Брак Священство как служение на благо Церкви Священническая духовность Духовное чтeние Чтeние Писания Чтeние Oтцов Жизнеoписания святых Поиски духовного смысла Аллегорическая и типологическая экзегеза Нравственная экзегеза Мистическая экзегеза Медumация Заучивaть наизусть «Свидетельства» Писания Воображение в молитве Созерцание Созерцание: понятия Объект созерцания: Логос и София Орган созерцания: ум (νοῦς) Νοῦς интуumивный Духовные чувства Νοῦς озаренный Oт веры к гносису Νοῦς очищенный Чистая молитва Практика ведет к тeории Любовь – это «дверь в естественное вéдение» Естественное созерцание Созерцание невидимого Созерцание Промысла и Суда Богословие Ви́дение Бога Мистика Истина мистична Восхождение на мистическую гору Aпофaтический путь Недоверие к воображаемым видениям Ученое незнание Светлый мрак Эрос, насыщенный божественной агanэ Эпeктасис Роль Христа в мистике Экстаз Духовная молитва Символическое богословие Библейская мистика Мистический смысл событий и страдания Видение Бога через видение себя Мистика Церкви Мистика света Мистика Евагрия Симеон Новый Богослов Сердце Сердечная молитва Духовные чувства Сознание благодaти Духовные уmeшения Слезы Духовный язык Духовное супружество Духовное oпьянение Бдящий сон «Место Божие» Пламенная молитва Видение Бога в Его «энергиях» Подгoтовка к молитве Очищение Aпameйя Забвение обид, амнесикакия Пeчаль Очищение плoти Пост Очищение чувств Бeгство oт мира Очищение ума (νοῦς) Рассеяние Брань с бeсами Испытание совести Добродетели Благочестие Простая вера и надежда Страх Божий Послушание Смирение Крoтость, тeрпeние Нести крест Радость Благодарение Бeдность Милостыня Целомудрие Любовь Место молитвы Храм Иконы Паломничество Исихазм Добрoтолюбие Исихия Одиночество Молчание Америмния – внутреннее молчание Νῆψις (трезвение), ἀντίρρησις (oпровержение, прекословие) Внимание Фаворский свет Иисусова молитва Сила имени Иисуса Психофизический метод Русский Странник Нeпрестанная молитва Крaткая молитва, повторяемая множество раз Памятование о Боге Молитвенное состояние Список сокращений  

 
Шпидлик, о. Томаш

Отец Томаш Шпидлик (1919–2010 гг.) родился в г. Бошковице (Моравия, ныне – Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал патристическое и восточное богословие в Папском Восточном Институте, в Папском Григорианском Университете и в ряде других университетов. Впервые публикуемая в России книга о. Томаша «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» представляет собой второй том «Систематического изложения духовной традиции христианского Востока» и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом. Данная книга является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным научно-богословским исследованием, помогающим лучше узнать историю молитвенной и богослужебной практики Православной Церкви.

Предисловие к изданию

Однажды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (1944–1970) попросили дать наиболее краткое определение Православия. Он без замешательства ответил: «Православие – это литургия». Каким бы редуцированным ни казалось данное определение, оно действительно позволяет уловить самую суть православного миросозерцания, обнимающего собой веру, жизнь по этой вере и молитву.

Согласно «Повести временных лет», наши предки избрали Православие своей верой, пораженные неземной красотой православного богослужения. В период атеистического засилья в России, когда любая публичная проповедь веры, любая катехизация были невозможны, для многих наших соотечественников вратами в духовную сокровищницу Православной Церкви снова стала именно литургия. В этот трагический для нашей Церкви период богослужение было, таким образом, единственной возможной формой миссии.

Однако и на Западе знакомство с Православием происходит, как правило, именно через литургию. Протопресвитер Иоанн Мейендорф отмечал в своей известной книге «Православие в современном мире»: «Очень многие... на Западе... начинают понимать Православие именно через литургическую традицию не только христианского Востока, но и древнего христианского Запада. В православном богослужении они находят и связь с апостольской верой первых веков христианства, и опыт грядущего Царствия Божия. Именно поэтому нам, православным, надо хранить богослужение не только как необходимую связь с прошлым, но и как живое свидетельство о вере. Это требует как хорошего знания его истории, так и богословского духовного опыта того, что составляет ядро именно церковной молитвы, в которой прошлое, настоящее и будущее объединяются в жизни Тела Христова».1

Представляемая вниманию российского читателя книга кардинала Томаша Шпидлика «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным научно-богословским исследованием, помогающим лучше узнать историю молитвенной и богослужебной практики Православной Церкви и соприкоснуться с тем неисчерпаемым духовным богатством, которое в ней обретается.

Недавно почивший чешский кардинал Томаш Шпидлик (1919–2010) пользовался заслуженным международным признанием в качестве одного из крупнейших в Римско-Католической Церкви знатоков православной духовности. Принеся монашеские обеты в Велеграде, где покоятся мощи святителя Мефодия, апостола славян, Т. Шпидлик всю свою долгую жизнь посвятил исследованию византийского богословия и традиции христианского Востока. Его хорошо знали и ценили в России, в том числе и благодаря некоторым уже опубликованным на русском языке трудам.2

Впервые публикуемая в России книга «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» представляет собой второй том «Систематического изложения духовной традиции христианского Востока» и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга о. Томаша рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом. Центральное место в своей книге автор совершенно справедливо отводит литургической молитве. Действительно, для православного сознания общественное богослужение и особенно Евхаристия представляют собой основной критерий церковной жизни, критерий богословского развития и, конечно же, критерий личной молитвенной практики.

Кардинал Т. Шпидлик верно замечает, что на Востоке целостный подход в миросозерцании (то, что автор называет «позитивным богословием») одержал верх над «схоластическим» богословием, поскольку восточные святые отцы в своих трудах, посвященных молитве, постоянно указывают на опасность подмены целостного духовного видения «чистых сердцем» рациональными концепциями. Принцип соответствия между богослужением и богословием прочно укоренен в православном сознании. Богословие, не основанное на литургическом опыте или прямо ему противоречащее, нельзя признать подлинно православным. Таким образом, молитва в широком смысле, как опыт целостного богосозерцания, вовлекающего в себя всего человека, а не только его рациональное начало, является живым основанием систематического богословия, или как Т. Шпидлик называет одну из подглав своей книги, «практика ведет к теории».

У книги кардинала Т. Шпидлика много достоинств, но одним из наиболее ценных, на мой взгляд, является ясное понимание того, что в Православной Церкви богослужение дает четкий критерий богословской истины. Lех сrеdendi (правило веры) вырастает из Lех оrandі (правила молитвы), и догматы являются богооткровенными именно потому, что родились в опыте молитвы. Убежден, что знакомство с книгой Т. Шпидлика поможет православным читателям, а также всем, интересующимся духовной традицией Православия, открыть для себя все богатство молитвы как живого свидетельства православной веры.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

Предисловие

«Молитва есть состояние ума, возникающее [при озарении) светом Святой Троицы»3. Это одно из многих определений молитвы, встречающихся в трудах восточнохристианских духовных авторов. Чрезвычайно разнообразные, они сходятся только в одном: истинная природа молитвы невыразима, истинным Учителем, наставляющим в ней, является лишь Святой Дух. И можно, наверное, удивляться тому, что большая часть этой духовной литературы посвящена молитве. Создается даже впечатление, что молитва является единственной темой этих сочинений и что все другие предметы рассматриваются в их связи именно с нею. Каково же содержание этих сочинений? С какой целью они были написаны? Разнообразие их форм скрывает в себе разнообразие намерений и причин, побудивших авторов взяться за перо, чтобы рассуждать на столь сложные темы.

Поэты часто признаются, что создание стихов является для них потребностью, долгом, от которого они не могут уклониться. Тот, кто пережил некий удивительный опыт, чувствует себя обязанным поделиться им с другими. Когда радость изнутри переполняет сердце, говорит св. Григорий Богослов, поэт среди Отцов, ликование «освобождает язык»4. Сильные чувства облекаются в слова подобно ветру, «проникающему через щели и производящему звуки»5. Как можно скрывать божественное вдохновение, испытанное в процессе молитвы, мистические озарения, полученные в исключительные моменты, особенно если получатель наделен даром слова и литературным талантом? И не является ли молчание в таких обстоятельствах неблагодарностью перед лицом Божиим?

Когда один из великих византийских мистиков Симеон Новый Богослов рассказывает о своем озаряющем мистическом опыте, он делает это в форме «благодарения Богу» за все те дары, которых он был удостоен6. Григора Нарекаци не без оснований называли «армянским Пиндаром». Его замечательная Книга скорбных песнопений7, отличающаяся совершенством формы и выражающая личный опыт, передает поразительную свежесть его чувств. Однако в ней говорится исключительно об опыте, порождаемом молитвой.

Но не все обладают даром самовыражения, или, может быть, не хотят использовать его из-за смирения. Во всех сферах культуры можно найти великих мастеров, которые ничего не написали. Тем не менее, их учения живы, ибо у них были ученики, позаботившиеся о том, чтобы собрать и запечатлеть их опыт для потомков. Многие Жития святых составлены именно с этой целью: раскрыть необычайные божественные дары, обретенные в молитвенном опыте людей Божиих. Кто мог бы догадаться о тех внутренних сражениях, которые св. Антоний вел ночами в пустыне, если бы св. Афанасий не описал их для пользы тех, кто молится?8 И хотя Симеон Новый Богослов сокрыл некоторые подробности своего мистического опыта, его ученик Никита Стифат рассказал о них в написанной им биографии своего учителя9.

Тема духовного учительства получает все большее распространение в трудах о молитве. Задача духовных отцов состояла в том, чтобы ввести своих «детей» в жизнь Духа, в которой молитва играет первостепенную роль. Как и при упражнении в добродетели, молитве необходимо обучаться, ее нужно объяснять и контролировать. «Подобно учителю, она подстегивает тех, кто начинает подвизаться в ней», – говорит Илия Екдик10. В среде египетских монахов призывы к духовной жизни обычно бывали достаточно краткими, в форме «апофтегм», но под этой простотой формы часто скрывался опыт долгой жизни.

Евагрий был настолько восхищен этой простотой, что пытался подражать ей в своем знаменитом сочинении Слово о молитве11, настоящем трактате, раскрывающем особое, весьма определенное направление, сохраняющем при этом форму кратких высказываний, соединенных вместе без видимого определенного порядка. Преп. Иоанн Кассиан был довольно близок Евагрию. Его рассуждения о высочайших мистических восхищениях находятся в том же самом русле. Однако цель его Собеседований была более широкой. Он не хотел быть пропагандистом только одного направления, но стремился собрать и точно передать все наставления Отцов. И потому специальная глава, посвященная молитве,12 производит впечатление общего руководства, хотя и довольно краткого.

Этот жанр развивался и совершенствовался, особенно позднее, когда основное место в духовной литературе стали занимать сборники изречений древних авторов. Их более поздние составители убеждали читателей в том, что они точно передают наставления Отцов, ничего не добавляя и не изымая. Часто это было их единственной заслугой, которую не следует недооценивать. Не будем забывать, что такой тип духовной литературы существовал вплоть до времени создания Добротолюбия – собрания наставлений и учений преимущественно о молитве13.

Однако, несмотря на большое обилие классических текстов, Добротолюбие являет собой особую тенденцию, поскольку в нем собраны тексты в основном исихастской направленности. Веком позже подобную цель будет преследовать и св. Игнатий Брянчанинов. Но поскольку он не ограничивается лишь механическим воспроизведением самих текстов, но и своими словами объясняет учение Отцов, то, оставаясь в рамках традиции, его сочинения о молитве14 носят характер логического обобщения, построенного на основе собственных сознательных размышлений.

Будучи существом, наделенным разумом, человек непроизвольно размышляет о том, что он познает и открывает. В процессе размышления он обобщает данные, чтобы обрести целостный взгляд на вещи. Он ставит вопросы и отвечает на них. Это был метод, разработанный греческими Отцами. И потому сочинение Оригена О молитве15, обладая всеми достоинствами трактата по спекулятивному богословию, сохраняет свою актуальность и по сей день.

С другой стороны, благодаря монахам, на Востоке «позитивный» метод в значительной степени одержал верх над «схоластическим» богословием. Духовные авторы постоянно указывают на большую опасность рациональных концепций, основанных на аристотелевской диалектике, которые способны заменить духовное видение, доступное только тем, кто чист сердцем.

Задуманная как второй том нашего Систематического изложения16, более углубленно излагающая содержание его двух последних глав, эта книга остается в русле традиции восточного «позитивного богословия», хотя и сообразованного с установками, диктуемыми современными методами исследования. Мы не стремились следовать «системе», отличной от той, которая предполагает разделение на главы в соответствии с темой изложения или с используемыми источниками. Но такой подход таит в себе и опасности, поскольку в этом случае многообразие различных течений может сглаживаться, как бы затушевывая и сокращая все возрастающий ритм конкретной человеческой жизни.

И неизбежным слабым местом нашей книги, как и всех подобных «изложений», является стремление на немногих страницах представить широкую общую панораму. А конкретная жизнь порой предпочитает апофтегму, подтверждение чему мы находим у Марка Подвижника: «Много есть образов молитвы, один от другого отличных. Впрочем, ни один из образов молитвы не бывает вреден, кроме того, что не есть молитва, но делание сатанинское»17. И еще: «Надлежит нам сообразно преуспеянию и житие иметь, а по житию должно нам возносить к Богу и молитву»18.

Тому же, кто захочет найти в этой книге указания, менее общие и более подробные, мы можем дать только такой совет: кто ищет здесь кратких указаний себе на потребу, должен выбирать их, согласуясь со своим сердцем. Восточная христианская традиция предлагает их в изобилии, одно лучше другого.

* * *

1

Мейендорф И., протопресв., Православие в современном мире. М., 1997. С. 240–241.

2

См., напр.: Шпидлик Ф., Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение. М., 2000; Шпидлик Т., Русская идея. СПб., 2006.

3

Еѵаgrіо, Сепt., Sиррl. 30; ср.: I. Наusherr, Раr dеlа̀ l’oraison риrе/ / Не́sychasme еt рrière/ОСА 176. Romа, 1966, р. 11 (эта цитата из Евагрия приведена в сирийском переводе, где присутствуют слова «mediante l’estasi», отсутствующие в греческом оригинале. – Прим. пер.).

4

Or. 6,1//PG 35, 721a.

5

Carm. I, I,13, ѵ.

6

Catéchèses XXXIV-VI//SC 113 (1965), p. 304 и сл.

7

SС 78 (1961); итал. перевод в книге: Воghos Levon Zekiyan, La spritiiualità аrтепа. Il libro dellа laтепtаzіопе dі Gregorіо dі Narek. Rоmа, 1999; рус. перевод: Григор Нарекаци, Книга скорбных песнопений. Ереван, 1984 (Прим. пер).

8

РG 26,838–976.

9

Греческий текст и его перевод на французский под редакцией I. Нausherr можно найти в сборнике Оrientalіа сhristiana XII. Romа, 1928.

10

Реtіtе Рhilocalieіе, под редакцией J. Gouillard. Раris, 1953, р. 164, n. 105.

11

РG 79, 1165–1200; перевод и комментарий под редакцией I. Нausherr в книге: Lеs leçons d’un соntemplatif. Раris, 1960.

12

Сар. IX//SС 54 (1958), р. 38–73.

13

Ср.: с. 372 наст. изд.

14

Ср.: с. 34–35 наст. изд.

15

РG 11, 415–561; GСS2, р. 295–403.

16

Оригинальное французское издание: ОСА 206. Romа, 1978; итал. перевод: Romа, 1985; новое издание: Сіnisellо Ваlsamo, 1995. Мы будем ссылаться на это последнее издание ввиду его большей доступности.

17

Наставления св. Марка Подвижника о духовной жизни, 3. «200 глав о духовном законе» цитируется по изданию: Добротолюбие. Т. 1. Париж, 1998, с. 522.

18

Там же, 4. К тем, которые думают оправдаться делами, 165//Там же, с. 554.


Источник: Молитва согласно преданию Восточной Церкви. (Перевод с итальянского (сверенный с французским оригиналом) Наталии Костомаровой под редакцией свящ. Владимира Зелинского) — Москва: «Даръ», СПб.: «Издательство Олега Абышко». — 2011. — 576 с.

Комментарии для сайта Cackle