Фома Аквинский (католический святой)

Вопрос 59. О власти Христа судить

Наконец, мы рассмотрим власть Христа судить. Под этим заглавием наличествует шесть пунктов: 1) должно ли усваивать Христу власть судить; 2) принадлежит ли она Ему как человеку; 3) обрел ли Он ее посредством заслуги; 4) является ли Его власть судить универсальной в отношении всех людей; 5) должно ли ожидать помимо имеющего место в нынешнем времени суда другой Его суд, который будет всеобщим; 6) простирается ли Его власть судить на ангелов.

Что же касается ее осуществления в Судный День, то об этом будет уместно поговорить при исследовании вещей, относящихся к концу света. Ныне же мы ограничимся рассмотрением того, что связано с достоинством Христа.

Раздел 1. Должно ли особо усваивать Христу власть судить?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не должно особо усваивать Христу власть судить. В самом деле, судить приличествует господину, в связи с чем читаем: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим. 14, 4). Но Господином над всем сотворенным является вся Троица. Следовательно, власть судить не должно особо усваивать Христу.

Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «И воссел Ветхий днями», и далее: «Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 9, 10). Но Ветхим днями называют Отца, поскольку, по словам Илария, «вечность – в Отце»336. Следовательно, власть Судии надлежит усваивать скорее Отцу, чем Христу

Возражение 3. Далее, похоже, что одной и той же личности приличествует и обличать, и судить. Но обличать надлежит Святому Духу, поскольку Господь сказал: «И Он», то есть Святой Дух, «придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (Ин. 16, 8). Следовательно, власть судить надлежит усваивать скорее Святому Духу чем Христу

Этому противоречит сказанное [в Писании] о Христе: «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10, 42).

Отвечаю: для осуществления суда необходимы три вещи: во-первых, власть над принуждаемыми субъектами, в связи с чем читаем: «Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться тебе бессильным сокрушить неправду» (Сир. 7, 6). Вторая необходимая вещь – это рвение к справедливости, чтобы вершить суд не из ненависти или злобы, а из любви к справедливости, согласно сказанному [в Писании]: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому как отец к сыну своему» (Прит. 3, 12). В-третьих, необходима мудрость, на которой должно основываться суждение, согласно сказанному [в Писании]: «Мудрый судья рассудит народ свой»337 (Сир. 10, 1). Первые две [упомянутые вещи] являются условиями суда, а на третьей зиждется судебное право, поскольку мерилом суда является закон мудрости и истины, согласно которому осуществляется суд.

И коль скоро Сын есть и рожденная Мудрость, и проистекающая от Отца Истина, и Его совершенный Образ, то власть судить по справедливости усваивается Сыну Божию. В связи со всем этим Августин говорит: «Это и есть та неизменная Истина, которая по справедливости называется законом всех искусств и искусством всемогущего Художника. Ибо как мы и все разумные души судим о низших предметах сообразно с истиной, так точно о нас самих судит сама единая Истина, когда мы бываем с Нею соединены. О самой же Истине не судит и Отец, потому что Она не меньше, чем Он, и притом все, о чем судит Отец, Он судит через Нее». И несколько ниже он прибавляет: «Поэтому Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну»338.

Ответ на возражение 1. Этот аргумент доказывает то, что власть вершить суд обща всей Троице, и это соответствует истине. Тем не менее, эта власть, как уже было сказано, посредством особого усвоения отдана Сыну.

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, вечность усваивается Отцу постольку поскольку Он есть Начало, которое предполагается в идее вечности. А несколько ниже он говорит, что Сын есть искусство Отца339. Поэтому власть судить усваивается Отцу постольку, поскольку Он есть Начало Сына, а само совершение суда усваивается Сыну постольку, поскольку Он есть искусство и мудрость Отца. В самом деле, как Отец сотворил все через Сына постольку, поскольку Сын есть Его искусство, точно так же Он судит все через Сына, поскольку Сын есть Его мудрость и истина. Именно это и имеет в виду Даниил, когда сперва говорит, что «воссел Ветхий днями», и когда далее прибавляет, что Сын Человеческий «дошел до Ветхого днями... и Ему дана власть, слава и царство» (Дан. 7, 13, 14). Этим нам дается понять, что судебная власть принадлежит Отцу Который дал Сыну власть вершить суд.

Ответ на возражение 3. По словам Августина, «Христос сказал, что Святой Дух обличит мир о грехе, так, как если бы сказал, что «Он прольется любовью в сердца ваши». Ведь только по устранении страха можно обрести свободу обличать»340. Таким образом, власть судить усваивается Святому Духу не в смысле совершения суда, а в смысле желания человека иметь правильное суждение.

Раздел 2. Принадлежит ли Христу власть судить как человеку?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что власть судить не принадлежит Христу как человеку. В самом деле, Августин говорит, что суд усваивается Сыну постольку, поскольку Он есть закон изначальной истины341. Но это является атрибутом Христа как Бога. Следовательно, власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Возражение 2. Далее, судебной власти надлежит вознаграждать добро и карать зло. Но являющееся наградой добрых дел вечное блаженство даруется одним только Богом; так, Августин говорит, что душа благословится через причастность Богу, а не через причастность святой душе. Следовательно, похоже, что власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Возражение 3. Далее, Христос как Судия будет судить тайны сердца, согласно сказанному [в Писании]: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но это присуще исключительно божественной власти, согласно сказанному [в Писании]: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено – кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его» (Иер. 17, 9, 10). Следовательно, власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Отец «дал Ему власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5, 27).

Отвечаю: Златоуст, похоже, считал, что власть судить принадлежит Христу не как человеку, а только как Богу. Поэтому вышеприведенные слова из [евангелия от Иоанна] о том, что Отец «дал Ему власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий», он разъясняет так: «Он получил власть производить суд не постольку поскольку Он – человек, а постольку поскольку Он – Сын невыразимого Бога, и именно поэтому Он Судия. Но так как используемые выражения превосходят то, что усваивается человеку, далее Он говорит: «Не дивитесь сему», ибо Он есть не только Сын Человеческий, но и Сын Божий»342. Доказательством этого, по его мнению, служит сила Воскресения, в связи с чем он ссылается на последующие Его слова: «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия».

Однако здесь должно иметь в виду, что хотя верховной властью судить обладает Бог, тем не менее и люди имеют право судить тех, кто подчинен их судебной власти. В связи с этим читаем: «Судите справедливо», и несколько ниже: «Ибо суд – дело Божие» (Вт 1, 16, 17), то есть вы, так сказать, судите посредством Его власти. Затем, ранее мы уже говорили (8, 1) о том, что Христос даже в Своей человеческой природе является Главой всей Церкви, и что Бог «все покорил под ноги Его». Следовательно, Ему подобает осуществлять судебную власть также и согласно Его человеческой природе. Поэтому, судя по всему, вышеприведенные слова Священного Писания надлежит истолковывать так: Отец «дал Ему власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий» не по причине состояния Его природы, поскольку иначе, как замечает Златоуст, такой властью обладали бы все люди343, а по причине той благодати Главы, которую в Свой человеческой природе обрел Христос.

Далее, такая власть судить приличествует Христу согласно Его человеческой природе по трем причинам. Во-первых, из-за Его подобия и сродства с людьми. В самом деле, как Бог соделывает через посредствующие причины как ближайшие к своим следствиям, точно так же Он судит людей через Человека Христа, чтобы Его суд был сладостен людям. Поэтому апостол говорит: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати)» (Евр. 4, 15, 16). Во-вторых, потому, что в Судный День, по словам Августина, «восстанут мертвые тела, воскрешенные Богом через Сына Человеческого», равно как «через того же Христа Он воскрешает души», поскольку «Он есть Сын Божий»344. В-третьих, потому, что, как замечает Августин, «судимый по справедливости должен видеть своего судию. Однако судимы будут и добрые, и злые. Поэтому образ раба при суде будет явлен и добрым, и злым, но образ Божий будет сохранен только для добрых».

Ответ на возражение 1. Суд принадлежит истине как своему мерилу а исполненному истины человеку он принадлежит как тому, кто заодно с истиной, являясь своего рода законом и «одушевленным правосудием»345. Поэтому Августин [далее] ссылается на слова [апостола]: «Духовный судит о всем» (1Кор. 2, 15). Но душа Христа гораздо больше, чем любая другая тварь, соединена с истиной и исполнена истины, согласно сказанному [в Писании]: «Мы видели [славу] Его... полного благодати и истины» (Ин. 1, 14). И потому судить о всем в первую очередь приличествует именно душе Христа.

Ответ на возражение 2. Дарование душам блаженства через причастность Себе приличествует исключительно Богу, но приведение их к такому блаженству является правом Христа, поскольку Он есть их (лава и вождь их спасения, согласно сказанному [в Писании]: «Приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил чрез страдания» (Евр. 2, 10).

Ответ на возражение 3. Ведать и судить сердечные тайны непосредственно подобает Богу, но благодаря излиянию Божества в душу Христа Он тоже может ведать и судить сердечные тайны, о чем мы уже говорили (10, 2) при рассуждении о знании Христа. В связи с этим читаем: «В день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса, Христа» (Рим. 2, 16).

Раздел 3. Обрел ли Христос Свою власть судить посредством Своей заслуги?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не обрел Свою власть судить посредством Своей заслуги. В самом деле, судебная власть зиждется на царском достоинстве, согласно сказанному [в Писании]: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Прит 20, 8). Но Христос обладает царской властью как приличествующей единородному Сыну Божию без какой бы то ни было заслуги, в связи с чем читаем: «И даст Ему Господь, Бог, престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовек» (Лк. 1, 32, 33). Следовательно, Христос не обрел власть судить посредством Своей заслуги.

Возражение 2. Далее, как уже было сказано (2), власть судить подобает Христу постольку, поскольку Он есть наш Глава. Но благодать главенства не принадлежит Христу по причине заслуге, а является следствием личностного соединения божественной и человеческой природ, согласно сказанному [в Писании]: «Мы видели славу Его... полного благодати и истины346, как единородного от Отца... и от полноты Его все мы приняли» (Ин. 1, 14, 16), и все это связано с понятием главенства. Следовательно, похоже, что Христос не обрел власть судить посредством заслуги.

Возражение 3. Далее, апостол говорит: «Духовный судит о всем» (1Кор. 2, 15). Но человек становится духовным через благодать, которую он получает не по заслуге, «иначе благодать не была бы уже благодатью» (Рим. 11,6). Следовательно, похоже, что и Христос, и вообще кто-либо может обрести власть судить не в силу заслуги, а исключительно по благодати.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ты преисполнен суждениями нечестивых (суждение и осуждение – близки)» (Иов. 36, 17). И Августин говорит: «Воссядет Судия, прежде стоявший пред судьей; поистине осудит злых Тот, Кто ложно был осужден злыми».

Отвечаю: ничто не препятствует одному и тому же приличествовать кому-либо в силу нескольких различных причин; так, слава тела по Воскресении приличествовала Христу не только

как подобающая Его Божеству и славе Его души, но также и по заслуге смиренности Его страстей. И точно так же должно утверждать, что власть судить принадлежит Человеку Христу по причине и Его божественной личности, и достоинства Его главенства, и полноты Его благодати по навыку А еще Он получил ее по заслуге, поскольку согласно божественной правосудности Судией должен быть Тот, Кто сражался за правосудность Божию, победил и был неправедно осужден. Поэтому Он Сам говорит: «Я победил и сел на престоле Отца Моего»347 (Откр. 3, 21), причем под «престолом» надлежит понимать власть судить, согласно сказанному [в Писании]: «Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9, 5).

Ответ на возражение 1. Этот аргумент о власти судить имел бы силу если бы речь шла о том, что она подобает Христу по причине соединения со Словом Божиим.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент отсылает нас к Его благодати как Главы.

Ответ на возражение 3. Этот аргумент имел бы силу если бы речь шла о благодати по навыку, которой преисполнена душа Христа. И хотя в указанном отношении Христу подобает власть судить, однако это никоим образом не препятствует тому, чтобы она приличествовала Ему по заслуге.

Раздел 4. Обладает ли Христос властью судить все человеческие дела?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не обладает властью судить все человеческие дела. В самом деле, в [евангелии от Луки] (Лк. 12, 13, 14) читаем, что когда некто из народа сказал Христу: «Скажи брату моему чтобы он разделил со мною наследство!», Он отвечал ему: «Кто поставил Меня судить или делить вас?». Следовательно, Он судит не все человеческие дела.

Возражение 2. Далее, производить суд можно только над своими субъектами. Но, как сказано, «ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено» (Евр. 2, 8). Следовательно, похоже, что Христос не обладает властью судить все человеческие дела.

Возражение 3. Далее, Августин говорит, что в этом мире по божественному суду добрые подчас терпят бедствия, а подчас достигают благосостояния, и то же самое можно сказать о злых348. Но все это имело место и до Воплощения. Следовательно, не все божественные суды о человеческих делах подчинены власти Христа как Судии.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Отец... весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22).

Отвечаю: если говорить о Христе со стороны Его божественной Природы, то очевидно, что любой суд Отца принадлежит и Сыну; в самом деле, коль скоро Отец соделывает все чрез Свое Слово, то Он и судит все чрез Свое Слово.

Если же говорить о Христе в Его человеческой природе, то и тогда очевидно, что все подчинено Его суду Это можно показать, во-первых, путем рассмотрения того отношения, которое существует между душой Христа и Словом Божиим; в самом деле, коль скоро, как сказано, «духовный судит о всем» (1Кор. 2, 15), а именно потому, что его душа прилепляется к Слову Божию, то тем паче о всем судит преисполненная истиной Слова Божия душа Христа.

Во-вторых, то же самое явствует из заслуги Его смерти, поскольку как сказано, «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 9). Поэтому Он и судит о всем, в связи с чем апостол далее прибавляет: «Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10); и еще читаем, что «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7, 14).

В-третьих, то же самое явствует из соотнесения человеческих дел с целью человеческого спасения. В самом деле, кому вверяется субстанция, тому вверяется и все остальное. Но все человеческие дела определены к достижению блаженства, каковое суть вечное спасение, и о том, кто спасется, а кто – нет, как явствует из сказанного в [Писании] (Мф. 25), будет судить Христос. Отсюда очевидно, что все человеческие дела будут представлены на суд Христов.

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (3), судебная власть зиждется на царском достоинстве. Но хотя Христос и был утвержден на царство Богом, тем не менее Он не желал при Своей земной жизни временно править земным царством, по каковой причине сказал: «Царство Мое – не от мира сего» (Ин. 18, 36). И точно так же Он не желал судить о временных начинаниях, поскольку пришел, чтобы возвысить людей к божественному Поэтому Амвросий, комментируя приведенные Лукою слова, говорит: «Представляется разумным, что сошедший ради божественного, держался в стороне от преходящих забот, не пожелав быть судьею в спорах и имущественных тяжбах, ибо Он есть Тот, Кто судит живых и мертвых и измеряет заслуги».

Ответ на возражение 2. Все покорено Христу со стороны той власти над всем, которую Он получил от Отца, согласно сказанному в [Писании]: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Но со стороны проявления этой власти Ему покорено еще не все. Это произойдет в будущем, когда во всем будет исполнена Его воля, спасающая одних и карающая других.

Ответ на возражение 3. Такого рода суды были произведены Христом еще до Воплощения, поскольку Он есть Слово Божие, а личностно соединенная с Ним душа стала причастной этой власти благодаря Воплощению.

Раздел 5. Будет ли после имеющего место в нынешнем времени суда еще и другой, всеобщий суд?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что после имеющего место в нынешнем времени суда другого всеобщего суда уже не будет В самом деле, единственной целью суда является окончательное распределение наград и наказаний. Но награды и наказания распределены в нашем нынешнем времени; так, Господь сказал распятому злодею: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43); и еще читаем о том, что умерший богач оказался в аду (Лк. 16, 22). Следовательно, напрасно ждать последнего суда.

Возражение 2. Далее, согласно другому переводу349 сказанного Наумом, «Его суд не повторится» (Наум. 1, 9). Но в настоящее время Бог судит и преходящее, и духовное. Следовательно, похоже, что не должно ожидать другого, последнего суда.

Возражение 3. Далее, награда или наказание сообразуется с заслугой награды или наказания. Но такая заслуга связана с телом лишь постольку, поскольку оно является орудием души. Поэтому награда или наказание положено телу только лишь как орудию души. Следовательно, для того, чтобы в конце света телесно наградить или покарать человека, не нужен никакой другой суд помимо того, который ныне награждает или карает души.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить вас в последний день»350 (Ин. 12, 48). Следовательно, помимо нынешнего суда будет еще один, имеющий произойти в последний день.

Отвечаю: суд над изменчивым субъектом до окончательного оформления последнего не может быть совершенным. Это подобно тому, как никакое суждение о качестве того или иного действия не может быть совершенным дотоле, доколе действие не завершено само по себе и в своих следствиях, поскольку немало кажущихся полезными действий порождают вредные следствия. И точно так же никакой человек не может быть совершенным образом оценен до завершения его жизни, поскольку он может во многих отношениях измениться от хорошего к дурному и наоборот, а также от хорошего к лучшему или от дурного к худшему Поэтому апостол говорит: «Человекам положено однажды умереть, а потом – суд» (Евр. 9, 27).

Однако должно иметь в виду, что хотя сама по себе преходящая жизнь человека завершается смертью, тем не менее, она некоторым образом все еще продолжается в зависимости оттого, что происходит по ее завершении. В одном отношении постольку, поскольку жива еще память о ней, хранящая, причем подчас вопреки истине, ее добрую или дурную славу. В другом отношении [она продолжается] в детях умершего, которые в определенном смысле представляют своих родителей, согласно сказанному в [Писании]: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе» (Сир. 30, 4). Хотя нередко у добрых людей бывают злые сыны, и наоборот. В третьем отношении – в следствиях совершенных деяний, как, например, ложь Ария и других вождей неверия и обмана будет давать всходы вплоть до конца мира, равно как и апостольской проповедью будет взрастать вера. В четвертом отношении – со стороны тела, которое подчас хоронится с почестями, подчас – не хоронится вовсе, а бывает, что и подвергается надругательству. В пятом отношении – со стороны тех вещей, которые были дороги сердцу умершего, например, его преходящих начинаний, некоторые из которых оказываются скоротечны, в то время как другие остаются надолго.

И все это будет вынесено на рассмотрение божественного суда, по каковой причине совершенный и всеобщий суд не может быть произведен над всем в течение нашего нынешнего времени. Поэтому должен состояться окончательный суд последнего дня, который совершенно и явно рассудит каждого и во всех отношениях.

Ответ на возражение 1. Некоторые полагали, что до наступления Судного Дня ни души святых не могут иметь награды на небесах, ни души погибших – наказания в аду То, что это не так, очевидно из слов апостола, сказавшего: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор. 5, 8), чтобы, как явствует из сказанного [им] ранее, «ходить не верою, а видением». Но это есть не что иное, как созерцать Бога в Его Сущности, в каковом [созерцании], согласно сказанному [в Писании], состоит «жизнь вечная» (Ин. 17, 3). Отсюда понятно, что отделенные от тел души пребывают в жизни вечной.

Поэтому нам надлежит утверждать, что поскольку после смерти человек вступает в неизменное состояние в отношении всего, что тревожит душу, нет никакой необходимости в том, чтобы откладывать суд, касающийся награды души. Но так как есть и другие относящиеся к человеку вещи, которые длятся в течение всего времени и при этом подлежат божественному суду, все они должны быть рассмотрены судом по окончании времен. Ведь хотя со стороны подобных вещей человек не обретает заслуги награды или наказания, тем не менее в некотором смысле они сопутствуют его награде или наказанию. Следовательно, все они должны быть оценены последним судом.

Ответ на возражение 2. Суд Божий «не повторится» в одном и том же отношении, но нет ничего неподобающего в том, чтобы Бог произвел повторный суд в ином отношении.

Ответ на возражение 3. Хотя награда или наказание тела зависит от награды или наказания души, однако поскольку душа изменчива по причине тела разве что акцидентно, то по отделении от тела она вступает в неизменное состояние и подлежит суду. Но тело остается подверженным изменениям вплоть до скончания времен, и потому его награду или наказание должен определить самый последний суд.

Раздел 6. Простирается ли власть Христа судить на ангелов?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что власть Христа судить не простирается на ангелов. Действительно, суждение о доброте и злобе ангелов было вынесено в начале мира, когда одни, согрешив, пали, а другие утвердились в блаженстве. Но осужденные не нуждаются в новом суде. Следовательно, власть Христа судить не простирается на ангелов.

Возражение 2. Далее, одно и то же лицо не может быть и судьей, и подсудимым. Но ангелы придут, чтобы судить с Христом, согласно сказанному [в Писании]: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним» (Мф. 25, 31). Следовательно, похоже, что ангелы не будут судимы Христом.

Возражение 3. Далее, ангелы возвышеннее других тварей. Поэтому если Христос есть Судия не только людей, но и ангелов, то по той же самой причине Он есть Судия всего сущего, каковое мнение представляется ложным, поскольку это является делом божественного Промысла, в связи с чем читаем: «Кто, кроме Его, промышляет о земле, и кто управляет всею вселенною?» (Иов. 34, 13). Следовательно, Христос не есть Судия ангелов.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1Кор. 6, 3). Но святые судят только посредством власти Христа. Следовательно, Христос тем более обладает властью судить ангелов.

Отвечаю: ангелы подлежат суду Христову, причем не только со стороны Его божественной Природы как Слова Божия, но и со стороны Его человеческой природы. Это будет доказано посредством рассмотрения трех вещей. Во-первых, близости Богу принятой Им природы, поскольку, согласно сказанному [в Писании]: «Не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2, 16). Следовательно, душа Христа более чем любой ангел исполнена истины Слова Божия, по каковой причине Он, по словам Дионисия, просвещает и ангелов351, и потому Он имеет власть их судить. Во-вторых, смиренности Его страстей, благодаря которой человеческая природа в Христе заслужила быть превознесенной выше всех ангелов так, чтобы, как сказано, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2, 10). Поэтому Христос обладает властью судить добрых и злых ангелов, на что указывают слова о том, что «все ангелы стояли вокруг престола» (Откр. 7, 11). В-третьих, того, что они делают для людей, Главой которых является Христос. В самом деле, [в Писании] сказано, что «все они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»352. Таким образом, они подлежат суду Христову, во-первых, в отношении того, что было определено к исполнению через них или к их отпущению, каковое определение было также дано Человеком Христом, Которому, как сказано, ангелы служили (Мф. 4, 11), и Которого бесы просили отпустить их в стадо свиней (Мф. 8, 31). Во-вторых, в отношении других нечаянных наград добрых ангелов, например той радости, которой они радуются спасению людей, согласно сказанному [в Писании]: «Бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10). А еще – в отношении нечаянных наказаний бесов, мучающих их здесь или в аду, и это тоже подобает Человеку Христу, в связи с чем читаем о том, как нечистый дух вскричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус, Назарянин! Ты пришел погубить нас!» (Мк. 1, 24). В-третьих, в отношении сущностной награды добрых ангелов, а именно вечного блаженства, и в отношении сущностного наказания злых ангелов, а именно вечного проклятья. И это было исполнено Христом в начале мира, поскольку Он есть Слово Божие.

Ответ на возражение 1. Этот аргумент рассматривает суд со стороны сущностной награды и главного наказания.

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, «хотя духовный и судит о всем, о нем самом судит сама единая Истина»353. Поэтому хотя ангелы как духовные твари и являются судьями, тем не менее сами они судимы Христом постольку, поскольку Он есть Истина.

Ответ на возражение 3. Христос судит не только ангелов, но также и управляющих всеми тварями. В самом деле, коль скоро, как пишет Августин, низшие вещи в определенном порядке управляются Богом через посредство высших354, из этого следует, что все вещи управляются душой Христа как высшей над всеми тварями. Поэтому по словам апостола, «не ангелам Бог покорил будущую вселенную», но [как замечет глосса] покорил Христу «о Котором говорим»355 (Евр. 2, 5). И это вовсе не означает, что Бог промышляет о земле как-то иначе, ибо одно и то же Лицо есть Бог и Человек, Господь Иисус Христос.

Сказанное здесь о тайне Его воплощения представляется достаточным.

* * *

336

DeTrin. II.

337

В каноническом переводе: ≪Мудрый правитель научит народ свой≫.

338

De Vera Relig. XXXI.

339

DeTrin. VI, 10

340

Tract. XCV in Joan.

341

De Vera Relig. XXXI.

342

Hom. XXXIX in Joan.

343

Ibid.

344

Tract. XIX in Joan.

345

Ethic. V, 7.

346

В каноническом переводе: ≪И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, – и мы видели славу Его...≫.

347

В каноническом переводе: ≪Я победил и сел со Отцом Моим на престоле Его≫.

348

De Civ. Dei XX, 2.

349

Согласно ≪Септуагинте≫.

350

В каноническом переводе: ≪Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день≫.

351

De Coel. Hier. VII.

352

В каноническом переводе: ≪Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?≫.

353

De Vera Relig. XXXI.

354

DeTrin. Ill, 4.

355

В каноническом переводе: ≪Не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим≫.



Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс