Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 69. О СЛЕДСТВИЯХ КРЕЩЕНИЯ

Теперь нам надлежит рассмотреть следствия крещения, в отношении которых наличествует десять пунктов: 1) устраняет ли крещение все грехи; 2) освобождает ли крещение человека от всяческого наказания; 3) устраняет ли крещение наказания нынешней жизни за грех; 4) даруются ли человеку посредством крещения благодать и добродетели; 5) о сообщаемых крещением следствиях добродетели; 6) получают ли при крещении благодать и добродетели даже дети; 7) отверзает ли крещение для крестящихся врата царствия небесного; 8) производит ли крещение одинаковое следствие во всех крестящихся; 9) препятствует ли следствию крещения лукавство; 10) производит ли крещение следствие при прекращении лукавства.

Раздел 1. УСТРАНЯЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ВСЕ ГРЕХИ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение устраняет не все грехи. В самом деле, крещение – это духовное возрождение, которое соответствует плотскому рождению. Но вследствие плотского рождения человек получает только первородный грех. Следовательно, и крещение устраняет только первородный грех.

Возражение 2. Далее, покаяние является достаточной причиной для отпущения актуальных грехов. Но взрослым перед крещением необходимо покаяться, согласно сказанному [в Писании]: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» (Деян. 2, 38). Следовательно, крещение не связано с отпущением актуальных грехов.

Возражение 3. Далее, для разных болезней нужны разные лекарства; так, Иероним, комментируя слова из [Евангелия от Марка] (Мк. 9, 27, 28), говорит: «Что лечит пяту, не исцелит ока». Но устраняемый крещением изначальный грех по роду отличен от актуального греха. Следовательно, крещение устраняет не все грехи.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Окроплю вас чистою водою – и вы очиститесь от всех скверн ваших» (Иез. 36, 25).

Отвечаю: апостол говорит: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6, 3). И несколько ниже заключает: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 11). Отсюда понятно, что при крещении человек умирает для ветхости греха и начинает жить в обновлении благодатью. Но любой грех связан с первобытной ветхостью. Следовательно, крещение устраняет всяческий грех.

Ответ на возражение 1. Как говорит апостол, грех Адама не столь всеохватен, как сообщаемый при крещении дар Христа, поскольку «суд за одно преступление – к осуждению, а дар благодати – к оправданию от многих преступлений» (Рим. 5, 15, 16). В связи с этим в книге Августина о крещении младенцев читаем, что «при чувственном рождении мы получаем только первородный грех, тогда как при новом рождении в Духе нам вместе с первородным грехом прощаются все произвольные грехи».

Ответ на возражение 2. Любой грех может быть прощен не иначе, как только силой страстей Христовых, в связи с чем апостол говорит, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22). Следовательно, без веры в страсти Христа и желания причаститься им посредством или крещения, или подчинения себя власти Церкви, никакое движение человеческой воли не может быть достаточным для отпущения греха. Поэтому когда взрослый приступает к крещению, все его грехи отпускаются ему уже постольку, поскольку его намерением является креститься, однако при актуальном крещении [они отпускаются] более совершенно.

Ответ на возражение 3. Этот аргумент справедлив, когда речь идет о специальных средствах. Но крещение действует посредством силы страстей Христовых, универсального средства от всех грехов, и потому крещение освобождает от всех грехов.

Раздел 2. ОСВОБОЖДАЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРИЛИЧЕСТВУЮЩЕГО ГРЕХУ НАКАЗАНИЯ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение не освобождает человека от приличествующего греху наказания. Ведь сказал же апостол, что «установленное от Бога хорошо установлено»97 (Рим. 13, 1). Но установленная вина, по словам Августина, искупается только наказанием. Следовательно, крещение не освобождает человека от наказания за прежние прегрешения.

Возражение 2. Далее, следствие таинства в некотором смысле подобно самому таинству, поскольку, как уже было сказано (62, 1), таинства Нового Закона «производят то, что означают». Но если омовение крещения вполне можно уподобить очищению от пятна греха, то отпущению долга наказания – никак. Следовательно, крещение не устраняет долга наказания.

Возражение 3. Далее, человек не подлежит наказанию после того, как его долг наказания прощен, иначе это было бы неправосудно. Поэтому если бы долг наказания прощался посредством крещения, то после крещения вешать совершившего прежде убийство преступника было бы неправосудно, то есть крещение смягчало бы строгость человеческого законодательства, что представляется нежелательным. Следовательно, крещение не устраняет долга наказания.

Этому противоречит следующее: Амвросий, комментируя слова [апостола]: «Дары и призвание Божие – непреложны» (Рим. 11, 29), говорит: «Благодатью Божией при крещении все отпускается даром».

Отвечаю: как мы уже говорили (49, 3; 68, 5), посредством крещения человек соединяется со страстями и смертью Христа, согласно сказанному [в Писании]: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6, 8). Отсюда понятно, что страсти Христовы сообщаются каждому крестимому так, чтобы он был исцелен, как если бы он сам пострадал и умер. Но мы уже показали (68, 5), что страсти Христа являются достаточным воздаянием за все грехи всех людей. Следовательно, крестимый освобождается от всего своего долга наказания, приличествующего ему за грехи так, как если бы он сам принес достаточное воздаяние за все свои грехи.

Ответ на возражение 1. Коль скоро муки страстей Христовых сообщаются крестимому, который становится членом Христа, так, как если бы он претерпел эти муки сам, то и его грехи устанавливаются муками страстей Христовых.

Ответ на возражение 2. Вода не только очищает, но и освежает. Поэтому подобно тому, как посредством очищения она обозначает омытие вины, точно так же посредством освежения она обозначает освобождение от долга наказания.

Ответ на возражение 3. В налагаемых человеческим судом наказаниях должно усматривать не только то, какого наказания заслуживает человек перед Богом, но и то, что он задолжал людям, которые пострадали от его греха или были введены им в соблазн. Поэтому хотя крещение и освобождает убийцу от его долга наказания перед Богом, тем не менее, его долг перед людьми остается; кроме того, представляется также правосудным и то, что его наказание должно послужить уроком тем, которые были соблазнены его грехом. Впрочем, правитель может проявить милосердие и освободить его от этого наказания.

Раздел 3. УСТРАНЯЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ НАКАЗАНИЯ НЫНЕШНЕЙ ЖИЗНИ ЗА ГРЕХ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение должно устранять наказания нынешней жизни за грех. Ведь сказал же апостол, что дар Христа более всеохватен, чем грех Адама (Рим. 5, 15). Но из-за греха Адама, по словам апостола, «смерть вошла в мир» (Рим. 5, 12), а вместе с нею, понятно, и все другие наказания нынешней жизни. Следовательно, посредством получаемого при крещении дара Христа человек освобождается от наказаний нынешней жизни.

Возражение 2. Далее, крещение устраняет вину как первородного, так и актуального греха. Но оно устраняет вину актуального греха так, что освобождает человека от всего обусловленного им долга наказания. Следовательно, оно также освобождает человека от наказаний нынешней жизни, являющихся наказанием за первородный грех.

Возражение 3. Далее, при устранении причины устраняется и следствие. Но причиной нынешних наказаний является устраняемый крещением первородный грех. Следовательно, такого рода наказания не должны сохраняться.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Чтобы упразднено было тело греховное» (Рим. 6, 6), говорит: «Следствием крещения является распятие ветхого человека и упразднение тела греховного не так, как если бы живая человеческая плоть была избавлена от разрушения тем вожделением, которым она была измарана от рождения, атак, что оно не сможет повредить ему, когда он умрет, хотя оно и было в нем, когда он родился». Следовательно, по той же самой причине крещение не устраняет и прочие наказания.

Отвечаю: хотя крещение и наделено силой устранять наказания нынешней жизни, тем не менее, оно устраняет их не во время нынешней жизни, но – только по воскрешении, когда «смертное сие облечется в бессмертие» (1Кор. 15, 54). И это представляется обоснованным.

Во-первых, потому, что, как мы уже показали (49, 3; 68, 5), посредством крещения человек соединяется с Христом и становится Его членом. Но в присоединенном члене приличествует быть тому же, что есть и в Главе. Затем, от момента Своего зачатия Христос был «полон благодати и истины», притом что обладал страдательным телом, которое через посредство Его страстей и смерти было воскрешено к жизни в славе. Поэтому христианин при крещении получает благодать в отношении своей души, сохраняя при этом страдательное тело, чтобы иметь возможность пострадать в нем за Христа, хотя, в конце концов, он будет воскрешен для бесстрастной жизни. Поэтому апостол говорит: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8, 11); и далее продолжает: «Наследники Божии, сонаследники же Христу (если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться)» (Рим. 8, 17).

Во-вторых, потому, что это уместно для нашего духовного наставления, поскольку человек может заслужить венец победителя только в борьбе с вожделением и другими пороками, которым он подвержен. Поэтому глосса на слова [Писания]: «Чтобы упразднено было тело греховное» (Рим. 6, 6), говорит: «Если человек после крещения живет во плоти, то может, имея вожделение, бороться с ним и с Божьей помощью побеждать», в подтверждение чего читаем: «Вот, те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян... для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых» (Суд. 3, 1, 2).

В-третьих, потому, что иначе люди стали бы стремиться к крещению ради обретения бесстрастия в нынешней жизни, а не ради славы жизни вечной. Поэтому апостол говорит: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор. 15, 19).

Ответ на возражение 1. Глосса на слова [Писания]: «Дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6), говорит: «Подобно человеку, который, пленив грозного врага своего, умерщвляет его не сразу, но оставляет какое-то время жить в стыде и страдании, Христос сперва сковывает наше наказание, чтобы впоследствии его уничтожить».

Ответ на возражение 2. Как говорит глосса на те же слова, «наказание за грех двояко: наказание ада и преходящее на казание. Христос полностью упразднил наказание ада, так что крещеные и поистине раскаявшиеся более не находятся в его власти. Однако Он до времени полностью не упразднил преходящее наказание, поскольку голод, жажда и смерть все еще остаются. Но Он ниспроверг его силу и власть в том смысле, что человек больше не должен страшиться его; в последний же день оно будет полностью истреблено».

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (ИИ-И, 81,1; ИИ-И, 82,1), первородный грех распространялся таким образом, что вначале человек испортил природу, и затем природа испортила человека. Христос же, напротив, вначале восстанавливает то, что относится к самому человеку, чтобы впоследствии восстановить то, что относится к природе всех людей. Поэтому посредством крещения Он сразу же освобождает человека от вины первородного греха и наказания, которое состоит в отрешении от небесного упования. Но наказания нынешней жизни, каковы смерть, голод, жажда и тому подобные принадлежат природе как возникающие из ее начал постольку, поскольку она утратила исходную праведность. Поэтому эти изъяны не будут устранены вплоть до окончательного восстановления природы посредством воскрешения в славе.

Раздел 4. ДАРУЮТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ПОСРЕДСТВОМ КРЕЩЕНИЯ БЛАГОДАТЬ И ДОБРОДЕТЕЛИ?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что благодать и добродетели не даруются человеку посредством крещения. В самом деле, мы уже показали (62, 1), что таинства Нового Закона «производят то, что означают». Но крестильное очищение обозначает очищение души от вины, а не оформление души благодатью и добродетелями. Следовательно, похоже, что благодать и добродетели не даруются человеку посредством крещения.

Возражение 2. Далее, никто не нуждается в том, чем он уже обладает. Но иные из крестимых уже обладают благодатью и добродетелями; так, мы читаем, что «в Кесарии был некоторый муж, именем «Корнилий», сотник из полка, называемого «Италийским», благочестивый и боящийся Бога» (Деян. 10, 1, 2), и что он, тем не менее, впоследствии был крещен Петром. Следовательно, благодать и добродетели не даруются посредством крещения.

Возражение 3. Далее, добродетель является навыком, который определяется как «качество, которое с трудом поддается изменениям, позволяющее действовать легко и с удовольствием». Но и после своего крещения человек сохраняет устраняемую добродетелью склонность к злу, а также испытывает затруднения в отношении того, что связано с актом добродетели, а именно совершения добра. Следовательно, при крещении человек не получает благодать и добродетели.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Он спас нас... банею возрождения», то есть крещением, «и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно» (Тит. 3, 5, 6), то есть, по разъяснению глоссы, «для отпущения грехов и полноты добродетели». Следовательно, при крещении мы получаем благодать Святого Духа и полноту добродетели.

Отвечаю: как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, «следствием крещения является соединение крестящихся с Христом в качестве Его членов». Затем, полнота благодати и добродетелей проистекает от Христа как Главы ко всем Его членам, согласно сказанному в Писании: «От полноты Его все мы приняли» (Ин. 1, 16), из чего следует, что человек при крещении получает благодать и добродетели.

Ответ на возражение 1. Подобно тому, как крестильная вода посредством очищения обозначает очищение от вины и посредством освежения – освобождение от наказания, точно так же посредством своей естественной чистоты она обозначает сияние благодати и добродетелей.

Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (1; 68, 2), человеку перед крещением отпускаются его грехи постольку, поскольку он явно или неявно желает креститься, когда же он крестится актуально, то получает более полное отпущение, а именно освобождение от всего наказания. Поэтому до своего крещения такие люди как Корнилий обладают благодатью и добродетелями благодаря своей вере в Христа и своему явному или неявному намерению креститься, а после крещения они получают гораздо большую полноту благодати и добродетелей. В связи с этим глосса на слова [Писания]: «Он... водит меня к водам тихим» (Пс. 22, 2), говорит: «Он крещением водит нас к возрастанию добродетели и добрых дел».

Ответ на возражение 3. Затруднения при делании добра и склонность к злу сохраняются в крещеном не из-за недостаточности навыка к добродетелям, а из-за не устраняемого крещением вожделения. Но подобно тому, как крещение ослабляет вожделение так, чтобы мы уже не были его рабами, оно точно так же умаляет и два вышеуказанных изъяна так, чтобы человека не был побежден ими.

Раздел 5. ПРАВИЛЬНО ЛИ СЧИТАТЬ СЛЕДСТВИЯМИ КРЕЩЕНИЯ НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, А ИМЕННО СОЕДИНЕНИЕ С ХРИСТОМ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЛОДОТВОРНОСТЬ?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что некоторые акты добродетелей, а именно «соединение с Христом, просвещение и плодотворность», не должно считать следствиями крещения. В самом деле, взрослых крестят только в том случае, когда они веруют, согласно сказанному [в Писании]: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). Но человек соединяется с Христом посредством веры, согласно сказанному [в Писании]: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3, 17). Следовательно, никто не крестится иначе, как только будучи уже соединенным с Христом. Поэтому соединение с Христом не является следствием крещения.

Возражение 2. Далее, просвещение связано с проповедью, согласно сказанному [в Писании]: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия... просветить всех...»98 и так далее (Еф. 3, 8, 9). Но проповедование катехизации предшествует крещению и потому не может быть следствием крещения.

Возражение 3. Далее, плодотворность приличествует активному порождению. Но посредством крещения человек возрождается духовно. Поэтому плодотворность не является следствием крещения.

Этому противоречит следующее: Августин в своей книге о крещении младенцев говорит, что «следствием крещения является соединение крестящихся с Христом»; Дионисий усваивает крещению просвещение99; а глосса на слова [Писания]: «Он... водит меня к водам тихим» (Пс. 22, 2), замечает, что «обеспложенная засухой душа грешника благодаря крещению становится плодотворной».

Отвечаю: благодаря крещению человек возрождается к духовной жизни, которая приличествует верным Христовым, поскольку, по словам апостола, «что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал. 2, 20). Но жизнь пребывает только в тех членах, которые соединены с головой, от которой они получают движение и чувство. Поэтому необходимо, чтобы посредством крещения человек соединялся с Христом как один из Его членов. Далее, подобно тому, как [материальные] члены получают движение и чувство от материальной головы, точно так же от своей духовной Главы, то есть Христа, Его члены получают духовное чувство, которое заключается в знании истины, и духовное движение, которое возникает из полноты благодати. В связи с этим [в Писании] сказано: «Мы видели [славу] Его... полного благодати и истины... и от полноты Его все мы приняли» (Ин. 1, 14, 16). Из всего этого следует, что крестимые просвещаются Христом в отношении знания истины и делаются Им плодотворными для произведения плодов добрых дел посредством всевания благодати.

Ответ на возражение 1. Уверовавшие в Христа взрослые соединяются с Ним умственно. После же своего крещения они соединяются с Ним и телесно, то есть посредством видимого таинства, без желания которого они не могли бы соединиться с Ним даже умственно.

Ответ на возражение 2. Проповедующий катехизацию просвещает внешне и пасторски, а Бог просвещает крестимых внутренне, приуготовляя их сердца к принятию истинного учения, согласно сказанному [в Писании]: «У пророков написано: «И будут все научены Богом!» (Ин. 6, 45).

Ответ на возражение 3. Под усваиваемой крещению в качестве следствия плодотворностью я понимаю ту, посредством которой человек производит плоды добрых дел, а не ту, посредством которой он рождает других во Христе, как это делал апостол, сказавший: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4, 15).

Раздел 6. ПОЛУЧАЮТ ЛИ ДЕТИ ПРИ КРЕЩЕНИИ БЛАГОДАТЬ И ДОБРОДЕТЕЛИ?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что дети при крещении не получают благодать и добродетели. В самом деле, благодатью и добродетелями нельзя обладать без веры и любви. Но вера, по словам Августина, «зависит от воли верующего», и точно так же любовь зависит от воли любящего. Однако дети не умеют пользоваться волей, и потому у них нет ни веры, ни любви. Следовательно, дети при крещении не получают благодать и добродетели.

Возражение 2. Далее, Августин, комментируя слова [Писания]: «Больше сего сотворит» (Ин. 14, 12), говорит, что для обращения нечестивого к праведности «Христос соделывает в нем, но не без него». Но ребенок из-за неумения пользоваться свободной волей не может соучаствовать с Христом в своем оправдании; напротив, подчас он даже противится этому. Следовательно, он не может быть оправдан посредством благодати и добродетелей.

Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность по благодати Божией»100 (Рим. 4, 5). Но дети не веруют «в Того, Кто оправдывает нечестивого». Следовательно, ребенок не получает ни освящающей благодати, ни добродетелей.

Возражение 4. Кроме того, то, что делается с чувственным намерением, похоже, не имеет духовного следствия. Но иногда детей крестят с чувственным намерением, а именно, чтобы исцелить их тела. Следовательно, они не получают духовное следствие, которое состоит в благодати и добродетелях.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Конечно, и младенцы, крестящиеся во Христа, умирают для греха, так как крестятся в смерть Его. Ведь безо всякого исключения сказано: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились.... Чтобы, как Христос восстал из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлении жизни». Но обновление жизни происходит через посредство благодати и добродетелей. Следовательно, дети при крещении получают благодать и добродетели.

Отвечаю: некоторые из ранних проповедников полагали, что при крещении дети не получают благодать и добродетели, но что в них полагается печать Христа, благодаря которой они получают благодать и добродетели по достижении ими совершенного возраста. Однако есть две причины, по которым такое мнение является ложным. Во-первых, та, что дети, как и взрослые, при крещении становятся членами Христа, и потому их необходимо должны достигать благодать и добродетели, исходящие от их Главы. Во-вторых, та, что в таком случае умершие после крещения дети не получали бы вечной жизни, поскольку, согласно сказанному, «благодать Божия – жизнь вечная»101 (Рим. 6, 23), так что крещение нисколько не содействовало бы их спасению. Их ошибка состояла в том, что они не проводили различения между навыком и актом. Поэтому, видя, что дети не способны совершать добродетельные акты, они решили, что после крещения у них нет никаких добродетелей вообще. Но эта неспособность детей действовать связана не с отсутствием навыков, а с препятствием со стороны тела (ведь точно так же и сон препятствует спящему человеку совершать добродетельные акты независимо от того, какими навыками к добродетели он обладает).

Ответ на возражение 1. Вера и любовь зависят от человеческой воли таким образом, что навыки к ним и другим добродетелям нуждаются в способности воли, которая у детей есть, в то время как для актов добродетели требуется акт воли, которого у детей нет. Именно это имеет в виду Августин, когда в своей книге о крещении младенцев говорит, что «малый ребенок становится верующим пока еще не той верой, которая зависит от воли верующего, но посредством самого таинства веры», которое обусловливает навык к вере.

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин в своей книге о любви, «никто не может родиться от воды и Святого Духа против своей воли, что должно понимать как сказанное не о младенцах, а о взрослых». И точно так же как сказанное о взрослых нам надлежит понимать слова о том, что человек без своего соучастия не может быть оправдан Христом. Если же дети при крещении изо всех сил противятся ему, то, как пишет Августин в своем письме к Дардану, «это не вменяется им в вину, поскольку они еще столь малы, что не ведают, что творят, так что, похоже, ничего не творят вовсе».

Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «Церковь, матерь наша, предоставляет младенцам ноги другого, чтобы они могли прийти, сердце другого, которым они могут верить, язык другого, которым они могут исповедоваться». Таким образом, дети веруют посредством не собственного акта, а прилагаемой к ним верой Церкви, и силой [именно] этой веры им даруются благодать и добродетели.

Ответ на возражение 4. Чувственное намерение тех, кто приносит крестить детей, не причиняет последним вреда, поскольку никогда грех одного не причинит вреда другому без его на это согласия. Поэтому в своем письме к Бонифацию Августин говорит: «Не беспокойся о том, что некоторые приносят крестить младенцев не в уповании на их новое рождение к вечной жизни посредством духовной благодати, но поскольку считают его средством, позволяющим сохранить или поправить здоровье. Ни у кого не отнимется его возрождение ТОЛЬКО ЛИШЬ потому, ЧТО ОН был принесен не ради него».

Раздел 7 ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЛЕДСТВИЕМ КРЕЩЕНИЯ ОТКРЫТИЕ ВРАТ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО?

С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что открытие врат царствия небесного не является следствием крещения. В самом деле, нет нужды открывать то, что уже открыто. Но врата царствия небесного были открыты посредством страстей Христовых, в связи с чем читаем: «После сего я взглянул – и вот, дверь отверста на небе» (Откр. 4, 1). Следовательно, открытие врат царствия небесного не является следствием крещения.

Возражение 2. Далее, крещение обладало своим следствием сразу же после своего установления. Но некоторые, по свидетельству [Иоанна] (Ин. 3, 22, 26), крестились крещением Христовым прежде Его страстей, и если им случилось умереть до их наступления, то для них врата царствия небесного не были отверсты, поскольку никто не вошел ими прежде Христа, согласно сказанному [в Писании]: «Пред ними пойдет стенорушитель» (Мих. 2, 13). Следовательно, открытие врат царствия небесного не является следствием крещения.

Возражение 3. Далее, как мы уже показали (3), крещеный остается субъектом смерти и других наказаний нынешней жизни. Но никто из тех, кто является субъектом наказания, не может войти в царствие небесное, что очевидно на примере пребывающих в чистилище. Следовательно, открытие врат царствия небесного не является следствием крещения.

Этому противоречит следующее: Беда, комментируя слова [Писания]: «Отверзлось небо» (Лк. 3, 21), говорит: «Здесь нам явлена сила крещения, принятие которого отверзает человеку врата царствия небесного».

Отвечаю: для того, чтобы открыть врата царствия небесного, необходимо устранить не дающее войти ими препятствие. Затем, таким препятствием является вина и долг наказания. Но ранее мы уже показали (1; 2), что крещение устраняет и всяческую вину, и весь долг наказания. Таким образом, выходит, что следствием крещения является открытие врат царствия небесного.

Ответ на возражение 1. Крещение отверзает крещеным врата царствия небесного постольку, поскольку соединяет их со страстями Христа путем приложения к людям их силы.

Ответ на возражение 2. До тех пор, пока страсти Христовы свершились не актуально, а только в вере тех, кто в них веровал, крещение точно так же отверзало врата не актуально, а только в надежде. В самом деле, крещеные, которым случилось умереть тогда в ожидании, умерли с твердым упованием войти в царствие небесное.

Ответ на возражение 3. Причиной того, что крещеные являются субъектами смерти и [других] наказаний нынешней жизни, является не их личный долг наказания, а состояние их природы. Следовательно, ничто не препятствует им войти в царствие небесное после того, как смерть отделит их души от тел, поскольку, так сказать, их естественный долг будет оплачен.

Раздел 8. ПРОИЗВОДИТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ОДИНАКОВОЕ СЛЕДСТВИЕ ВО ВСЕХ?

С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение не производит во всех одинаковое следствие. В самом деле, следствие крещения устраняет вину. Но в одних оно устраняет больше грехов, чем в других (ведь в детях оно устраняет лишь первородный грех, тогда как во взрослых – еще и актуальные грехи, в иных немногочисленные, а в иных многочисленные). Таким образом, крещение не производит одинаковое следствие во всех.

Возражение 2. Далее, посредством крещения человеку даруются благодать и добродетели. Но некоторые после крещения, похоже, обладают большей благодатью и более совершенными добродетелями, чем остальные крещеные. Таким образом, крещение не производит одинаковое следствие во всех.

Возражение 3. Далее, природа совершенствуется благодатью как материя – формой. Но материя вмещает ту форму, которая сообразна ее вместимости. Поэтому, коль скоро некоторые крестимые, в том числе и дети, обладают большей вместимостью в отношении природных даров, чем другие, то дело представляется так, что некоторые получают большую благодать, чем другие.

Возражение 4. Кроме того, при крещении некоторые получают не только духовное, но и телесное здоровье; так, Константин при крещении очистился от проказы. Но не все немощные при крещении получают телесное здоровье. Таким образом, его следствие не одинаково во всех.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Но одна и та же причина производит одинаковое следствие. Поэтому крещение производит одинаковое следствие во всех.

Отвечаю: у крещения двоякое следствие, сущностное и акцидентное. Сущностным следствием крещения является то, ради чего установлено крещение, а именно возрождение людей к духовной жизни. Поэтому коль скоро все дети расположены к крещению одинаковым образом, поскольку они крестятся согласно не своей собственной вере, а таковой Церкви, все они получают одинаковое следствие крещения. Что же касается взрослых, которые крестятся согласно своей собственной вере, то они расположены к крещению по-разному, поскольку одни приступают к нему с большей набожностью, а другие – с меньшей. По этой причине некоторые становятся в большей мере причастными благодати обновления, а некоторые – в меньшей, что подобно тому, как от одного и того же огня наиболее жарко бывает тому, кто к нему ближе, хотя сам огонь распространяет свой жар на всех одинаково.

Акцидентным же следствием крещения является то, к чему само крещение не определено, но что чудесным образом производится при крещении божественной силой; так, глосса на слова [Писания]: «Дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6), говорит: «Уничтожение закона греховного, находящегося в членах наших, даруется при крещении только посредством невыразимого чуда Господня». Такого рода следствия получаются крестимыми по-разному даже тогда, когда они приступают с равной набожностью, и даруются они сообразно порядку божественного Промысла.

Ответ на возражение 1. Наименьшей крестильной благодати достаточно для того, чтобы устранить все грехи. Поэтому то, что одному отпускается больше грехов, чем другому, связано не с большей действенностью крещения, а с состоянием крестящегося, поскольку каждому отпускается все, что в нем есть.

Ответ на возражение 2. То, что в крещеных обнаруживается большая или меньшая благодать, обусловливается двумя причинами. Во-первых, тем, что, как уже было сказано, один может получить при крещении большую благодать, чем другой, в связи со своей большей набожностью. Во-вторых, тем, что хотя они получают равную благодать, тем не менее, используют они ее по-разному, поскольку один более прилепляется и подвизается в ней, тогда как другой препятствует ей своим небрежением.

Ответ на возражение 3. Различные степени человеческой вместимости связаны не с различием умов, которые обновляются посредством крещения (поскольку все люди, принадлежа к одному виду, наделены одной формой), а с различием тел. С ангелами, которые различаются по виду, дело обстоит иначе. Поэтому людям, а отличие от ангелов, дары благодати не даруются сообразно вместимости каждого из них в отношении природных даров.

Ответ на возражение 4. Телесное здоровье является не сущностным следствием крещения, а чудесным произведением промысла Божия.

Раздел 9. ПРЕПЯТСТВУЕТ ЛИ СЛЕДСТВИЮ КРЕЩЕНИЯ ЛУКАВСТВО?

С девятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что лукавство не препятствует следствию крещения. Так, апостол говорит: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Но все, получающие крещение Христа, крестятся во Христа. Значит, все они облекаются во Христа, то есть получают следствие крещения. Следовательно, лукавство не препятствует следствию крещения.

Возражение 2. Далее, в крещении действует сила Божия, могущая изменять человеческую волю к лучшему. Но то, что может быть устранено действенной причиной, никак не может препятствовать ее следствию. Таким образом, выходит, что лукавство не может препятствовать следствию крещения.

Возражение 3. Далее, следствием крещения является благодать, которой противен грех. Затем, есть немало гораздо более тяжких грехов, чем лукавство, однако никто не говорит, что они препятствуют следствию крещения. Следовательно, не препятствует ему и лукавство.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Святой Дух премудрости удалится от лукавства» (Прем. 1, 5). Но следствие крещения исходит от Святого Духа. Следовательно, лукавство препятствует следствию крещения.

Отвечаю: как говорит Дамаскин, «Бог не принуждает силою к добродетели»102. Поэтому для того, чтобы человек был оправдан крещением, он должен по своей воле принять и крещение, и крестильное следствие. Затем, человека называют лукавым тогда, когда его воля не соглашается с крещением или его следствием. Так, согласно Августину, человек может считаться лукавым в четырех случаях: во-первых, когда он не верует, поскольку крещение – это таинство веры; во-вторых, когда он презирает само таинство; в-третьих, когда при сообщении таинства он соблюдает отличающийся от предписанного Церковью обряд; в-четвертых, когда он приступает к таинству без набожности. Отсюда очевидно, что лукавство препятствует следствию крещения.

Ответ на возражение 1. «Крещение во Христа» можно понимать двояко. Во-первых, «во Христа» – в смысле «сообразно с Христом», и тот, кто крестится во Христа именно так, то есть, сообразуясь с Ним верой и любовью, облекается во Христа благодатью. Во-вторых, о человеке говорят как о «крестящемся во Христа» постольку, поскольку он получает таинство Христа, и в этом смысле все облекаются во Христа как причастные Ему посредством печати, но не как сообразованные с Ним благодатью.

Ответ на возражение 2. Если Бог изменяет человеческую волю, делая ее, прежде злую, доброй, то человек не приступает с лукавством. Но Бог это делает не всегда. Кроме того, целью таинства является не сделать из неправедного праведного, а оправдать того, кто приступает праведно.

Ответ на возражение 3. Человека называют лукавым тогда, когда он представляется желающим того, чего он не желает. Но тот, кто приступает к крещению, одним только этим свидетельствует о том, что у него есть правая вера в Христа, благоговение перед таинством, а также желание подчиниться Церкви и отречься от греха. Поэтому если приступающий к крещению человек прилепляется к какому-либо греху, то он приступает с лукавством, что, по сути, есть то же, что и приступать без набожности. Впрочем, последнее справедливо в отношении смертного греха, который противен благодати, но не греха простительного, так что в нашем случае под лукавством понимается наличие любого греха.

Раздел 10. ПРОИЗВОДИТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ СЛЕДСТВИЕ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ЛУКАВСТВА?

С десятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение не производит следствие при прекращении лукавства. В самом деле, мертвые дела, которые лишены любви, никогда не станут живыми. Но тот, кто приступает к крещению с лукавством, получает таинство без любви. Следовательно, он никогда не будет воскрешен к жизни даром благодати.

Возражение 2. Далее, лукавство, похоже, сильнее крещения, поскольку оно препятствует его следствию. Но то, что сильней, не может быть устранено тем, что слабей. Следовательно, грех лукавства не может быть устранен крещением, которому препятствовало лукавство, и потому крещение не производит свое полное следствие, каковым является отпущение всех грехов.

Возражение 3. Далее, подчас случается так, что человек приступает к крещению с лукавством и после совершает немало грехов. И все эти грехи не устраняются крещением, поскольку крещение очищает от прошлых, а не от будущих грехов. Поэтому такое крещение никогда не сообщит свое следствие, каковым является отпущение всех грехов.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Крещение сообщает свое спасительное следствие тогда, когда бывшее лукавство, препятствовавшее отпущению грехов дотоле, доколе человек сохранял в своем сердце упорство в злобе или кощунстве, сменяется истинным исповеданием веры».

Отвечаю: как уже было сказано (66, 9), крещение – это духовное возрождение. Но при создании чего-либо оно вместе с формой получает и ее следствие только тогда, когда этому ничто не препятствует, в противном случае ее форма производит свое следствие после устранения препятствия. Так, произведенное плотное тело обладает направленным вниз движением в случае отсутствия препятствия, и потому как только такое препятствие устраняется, оно сразу же начинает двигаться вниз. И точно так же человек при крещении получает печать, которая является своего рода формой, а затем он получает и приличествующее ей следствие, каковым является отпускающая все грехи благодать.

Но этому следствию иногда препятствует лукавство. Поэтому после того, как это препятствие устраняется покаянием, крещение сразу же производит свое следствие.

Ответ на возражение 1. Таинство крещения является делом не человека, а Бога. Поэтому оно не мертво в том, кто, будучи лукавым, крестится без любви.

Ответ на возражение 2. Лукавство устраняется не крещением, а покаянием, и как только оно устраняется, крещение сразу же устраняет всяческую вину и весь долг наказания за грехи, совершенные как до крещения, так и во время него. Поэтому Августин говорит: «Вина вчерашнего дня прощена, и все, что было прежде, мало того, даже вина каждого часа и мгновения, предшествовавшего крещению и сопутствовавшего ему. Но затем он немедленно начинает быть ответственным за все». Таким образом, крещение и покаяние совместно производят следствие крещения, но крещение – как непосредственная действенная причина, а покаяние – как опосредованная, то есть как устраняющая препятствие, причина.

Ответ на возражение 3. Следствие крещения устраняет прошлые и нынешние, но не будущие грехи. Поэтому когда лукавство прекращается, все последующие грехи устраняются не крещением, а покаянием. Таким образом, в отношении всего долга наказания они отпускаются иначе, чем те грехи, которые предшествовали крещению.

* * *

97

В каноническом переводе: «Существующие же власти от Бога установлены».

98

В каноническом переводе: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия... открыть всем...».

99

De Eccl. Hier. II.

100

В каноническом переводе слова «по благодати Божией» отсутствуют.

101

В каноническом переводе: «Дар Божий – жизнь вечная».

102

De Fide Orth. II.


Источник: Сумма теологии. Часть III-III. Вопросы 60-90. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2015. - 504 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-662-9 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle