Вопрос 68. О ПОЛУЧАТЕЛЯХ КРЕЩЕНИЯ
Далее мы рассмотрим получателей крещения, в отношении которых наличествует двенадцать пунктов: 1) все ли обязаны получить крещение; 2) может ли человек спастись без крещения; 3) можно ли откладывать крещение; 4) должны ли креститься грешники; 5) надлежит ли налагать епитимию на крестившихся грешников; 6) необходимо ли исповедание грехов; 7) необходимо ли намерение крестимого; 8) необходима ли вера; 9) могут ли креститься младенцы; 10) могут ли креститься дети евреев против воли своих родителей; 11) может ли кто-либо креститься в утробе матери; 12) могут ли креститься сумасшедшие и слабоумные.
Раздел 1. ВСЕ ЛИ ОБЯЗАНЫ ПОЛУЧИТЬ КРЕЩЕНИЕ?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что не все обязаны получить крещение. В самом деле, Христос не сузил путь человека к спасению. Но до пришествия Христа люди могли спастись без крещения; следовательно, могут они [спастись без крещения] и после пришествия Христа.
Возражение 2. Далее, похоже, что крещение было установлено в первую очередь как средство против первородного греха. Но если крещеный лишен первородного греха, то дело представляется так, что он не может передать его своим детям. Следовательно, похоже, что дети крещеных могут не креститься.
Возражение 3. Далее, крещение сообщается для того, чтобы человек мог благодатно очиститься от греха. Но тот, кто освящен в утробе, обладает всем этим и без крещения. Следовательно, не все обязаны получить крещение.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3, 5). Кроме того, в [книге] «О церковных догматах» сказано: «Мы верим, что пути спасения открыты только для тех, кто крещен».
Отвечаю: то, без чего люди не могут получить спасение, является для них обязательным. Затем, очевидно, что никто не может получить спасение иначе, как только через посредство Христа, согласно сказанному апостолом: «Как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5, 18). Но крещение сообщается человеку ради того, чтобы он, возродившись, мог облечься в Христа и стать Его членом, в связи с чем читаем: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Отсюда понятно, что креститься обязаны все и что без крещения человеческое спасение невозможно.
Ответ на возражение 1. Никогда, ни до, ни после пришествия Христа люди не могли спастись иначе, как только став членами Христа, поскольку, как говорит Писание, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Но до пришествия Христа люди облекались во Христа верой в Его грядущее пришествие, и «печатью» этой веры, по словам апостола, было обрезание (Рим. 4, 11), а до того, как было установлено обрезание, как говорит Григорий, люди облекались во Христа «только верой»91 и жертвоприношениями, посредством которых ветхозаветные отцы исповедали свою веру. Далее, после пришествия Христа люди тоже облекаются во Христа верой, согласно сказанному [в Писании]: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3, 17). Однако вера в случившееся обозначается иначе, чем вера в то, что имеет случиться в будущем (так, для обозначения настоящего, прошедшего и будущего мы используем разные формы глаголов). Поэтому хотя само таинство крещения не всегда было необходимо для спасения, тем не менее, вера, таинством которой является крещение, была необходима всегда.
Ответ на возражение 2. Как мы уже говорили во второй части (II-I, 81, 3), крещеные обновляются крещением в духе, вто время как их тела сохраняют свою подчиненность ветхому греху, согласно сказанному [в Писании]: «Тело – мертво для греха, но дух – жив для праведности» (Рим. 8, 10). Поэтому Августин утверждает, что «не все то, что есть в человеке, крестится». Но очевидно, что в телесном порождении человек участвует не душевно, а телесно. Следовательно, дети крещеных рождаются с первородным грехом и потому должны креститься.
Ответ на возражение 3. Освященные в утробе действительно получают очищающую от первородного греха благодать, однако они не получают сообразующую их с Христом печать. Поэтому если кто-либо ныне будет освящен в утробе, то ему надлежит креститься, чтобы посредством печати быть сообразованным с другими членами Христа.
Раздел 2. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СПАСТИСЬ БЕЗ КРЕЩЕНИЯ?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что никто не может спастись без крещения. Ведь сказал же Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3, 5). Но войти в царствие Божие может только спасенный. Следовательно, никто не может спастись без крещения, через посредство которого человек возрождается от воды и Святого Духа.
Возражение 2. Далее, в книге «О церковных догматах» сказано: «Мы верим, что оглашенный, умерший при совершении пусть и столь добрых трудов, может обрести жизнь вечную разве только в том случае, если претерпит мученичество, в котором заключены все священные силы крещения». Но если бы можно было спастись без крещения, то в первую очередь спасались бы хвалимые за добрые труды оглашенные, поскольку у них, похоже, есть «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6). Следовательно, дело обстоит так, что без крещения не может спастись никто.
Возражение 3. Далее, как уже было сказано (1), таинство крещения необходимо для спасения. Но необходимым называется то, «без чего нечто не может быть»92. Следовательно, похоже, что никто не может спастись без крещения.
Этому противоречит следующее: Августин говорит, что «иным ради их пользы было дано невидимое освящение без видимых таинств; и хотя можно получить видимое освящение, каковое суть видимое таинство, что пользы было бы в нем без этого невидимого освящения?». И коль скоро таинство крещения является видимым освящением, то дело представляется так, что человек может спастись благодаря невидимому освящению без таинства крещения.
Отвечаю: таинства крещения может недоставать кому-либо двояко. Во-первых, и в действительности, и в желании, как это имеет место с теми, кто не крещен и не желает креститься, что недвусмысленно указывает на презрение к таинству со стороны тех, кто может действовать произвольно. Поэтому те, которым недостает крещения именно так, спастись не могут (ведь они ни посредством таинства, ни [даже] мысленно не соединили себя с Христом, чрез посредство Которого только и можно спастись).
Во-вторых, кому-либо может недоставать таинства крещения в действительности, но не в желании, как, например, когда человек желает креститься, но вследствие несчастного случая гибнет накануне своего крещения. Такой человек может спастись без актуального крещения благодаря своему желанию креститься, каковое желание является следствием «веры, действующей любовью», посредством которой Бог, сила Которого не ограничивается видимыми таинствами, освящает человека внутренне. Поэтому Амвросий говорит о Валентиниане, который умер, будучи еще оглашенным: «Я лишился его, того, кого должен был возродить. Но не лишился благодати он, ибо о ней молился».
Ответ на возражение 1. Как сказано [в Писании], «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16, 7). Но тот, кто желает посредством крещения «родиться от воды и Духа», возрождается в сердце, хотя и не в теле, в связи с чем апостол говорит, что «то – обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему – и похвала (не от людей – но от Бога)» (Рим. 2, 29).
Ответ на возражение 2. Никто не обретет жизни вечной дотоле, доколе полностью не будет свободен от вины и долга наказания. Но такое полное отпущение человек получает при крещении и мученичестве, о котором по справедливости сказано, что оно «заключает в себе все священные силы крещения», то есть полностью избавляет от вины и наказания. Поэтому можно предположить, что оглашенный, который желал креститься (иначе бы он не умер при свершении добрых трудов, которые невозможны без «веры, действующей любовью»), сразу же по своей смерти не обретает жизни вечной и терпит наказание за свои прошлые грехи, однако впоследствии спасается, но, как читаем, «так, как бы из огня» (1Кор. 3, 15).
Ответ на возражение 3. О таинстве крещения говорят как о необходимом для спасения постольку, поскольку человек не может быть спасен без хотя бы желания креститься, «каковое [желание] вместе с Богом считается делом».
Раздел 3. МОЖНО ЛИ ОТКЛАДЫВАТЬ КРЕЩЕНИЕ?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что крещение может быть отложено. Ведь сказал же папа Лев, что «для празднования крещения римским понтификом определены два времени», а именно Пасха и Троица. «Поэтому мы увещеваем твое блаженство не добавлять каких-либо дней к сим общепринятым». Следовательно, похоже, что крещение надлежит сообщать не сразу, но откладывать его до вышеупомянутых времен.
Возражение 2. Далее, в постановлениях Агдского собора сказано: «Если евреи, дурная вера которых часто возвращает их на их «блевотину», желают подчиниться закону католической Церкви, им надлежит в течение восьми месяцев вступать в притвор вместе с оглашенными и только после, в случае обнаружения исповедания ими истинной веры, они, наконец, смогут заслужить благодать крещения». Следовательно, людей не нужно крестить сразу, но крещение надлежит откладывать на некоторое установленное время.
Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что «плодом сего будет снятие греха» (Ис. 27, 9). Но при отсрочке крещения грех, похоже, снимается или, во всяком случае, облегчается. Во-первых, потому, что согрешающие после крещения грешат более тяжко, согласно сказанному [в Писании]: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто... не почитает за святыню кровь завета», то есть крещение, «которою освящен?» (Евр. 10, 29). Во-вторых, потому, что крещение устраняет прошлые грехи, но никак не будущие, и потому чем дольше оно откладывается, тем больше грехов устраняет. Следовательно, похоже, что крещение нужно откладывать как можно дольше.
Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день» (Сир. 5, 8). Но совершенно обращаются к Богу те, которые возрождаются крещением во Христе. Следовательно, крещение нельзя откладывать со дня на день.
Отвечаю: в этом вопросе должно проводить различение и принимать во внимание то, кем именно, детьми или взрослыми, являются те, коих должно крестить. В самом деле, если речь идет о детях, то крещение откладывать нельзя. Во-первых, потому, что среди них мы не ищем тех, которые лучше наставлены или полнее обращены. Во-вторых, в связи с опасностью смерти, ибо из всех имеющихся средств им доступно лишь таинство крещения.
С другой стороны, как мы уже показали (2), у взрослых таким [дополнительным] средством является простое желание креститься. Поэтому крещение не следует сообщать взрослым сразу же после их обращения, но его надлежит отложить на некоторое установленное время. Во-первых, для безопасности Церкви, чтобы она при крещении не была обманута теми, которые под лживым предлогом желают проникнуть в нее, согласно сказанному [в Писании]: «Не всякому духу верьте – но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4, 1). Поэтому подступившие к крещению подвергаются испытанию, чтобы они в отведенное для этого время смогли доказать свою веру и нравственность. Во-вторых, это делается ради пользы самих крестящихся, которым требуется какое-то время для того, чтобы быть полностью наставленными в вере и обученными тому, что приличествует христианскому модусу жизни. В-третьих, отсрочка нужна и ради оказания некоторого почтения таинству, и потому людей допускают к крещению на главные празднества, а именно Пасху и Пятидесятницу, благодаря чему они приступают к таинству с большей набожностью.
Впрочем, есть две причины, по которым следует избегать отсрочки. Во-первых, когда имеющие креститься представляются совершенно наставленными в вере и готовыми к крещению; так, Филипп сразу же окрестил евнуха (Деян. 8), а Петр – Корнилия и бывших с ним (Деян. 10). Во-вторых, из-за болезни или какой-либо смертельной опасности. Поэтому папа Лев говорит: «Те, которым угрожает смерть, болезнь, осада, гонение или кораблекрушение, должны креститься незамедлительно». Если же человек умирает до получения им таинства в тот период времени, который назначен ему Церковью, то он, как мы уже показали (2), спасается, «но так, как бы из огня». Однако если он откладывает крещение дольше, чем определено ему Церковью, то грешит, за исключением тех случаев, когда это обусловлено непреодолимой причиной и делается с дозволения церковных властей. Но и этот грех вместе с другими его грехами может быть очищен последующим покаянием, которое, как мы уже показали (66, 11), замещает крещение.
Ответ на возражение 1. Этот декрет папы Льва относительно двух времен празднования крещения должно, как мы уже показали, понимать так: «При отсутствии смертельной опасности» (каковая всегда угрожает младенцам).
Ответ на возражение 2. Это постановление о евреях было обусловлено желанием обезопасить Церковь, чтобы они, не будучи еще до конца обращенными, не извратили веру простых людей. Однако далее в том же постановлении сказано: «Если в течение установленного срока их настигнет тяжкий недуг, их надлежит немедля крестить».
Ответ на возражение 3. Крещение посредством сообщаемой им благодати не только устраняет прошлые грехи, но и препятствует совершению будущих. При этом не следует забывать, во-первых, что люди не могут не грешить и, во-вторых, что их грехи могут быть менее тяжкими или же могут быть очищены, согласно сказанному [в Писании]: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом – Иисуса, Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» (1Ин. 2, 1, 2).
Раздел 4. ДОЛЖНЫ ЛИ КРЕСТИТЬСЯ ГРЕШНИКИ?
С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что грешники должны креститься. Ведь сказано же [в Писании]: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13, 1), где под источником подразумевается крещение. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать и грешникам.
Возражение 2. Далее, Господь сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Но больные – это грешники. Следовательно, коль скоро крещение является лекарством врачевателя наших душ, Христа, то дело представляется так, что это таинство необходимо сообщать грешникам.
Возражение 3. Далее, грешники не должны быть лишены никакого вспоможения. Но крещеные грешники получают духовную помощь от самой печати крещения, которая является расположением к благодати. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать грешникам.
Этому противоречат следующие слова Августина: «Тот, Кто сотворил тебя без тебя, не оправдает тебя без тебя». Но грешник не содействует Богу, поскольку его воля расположена дурно. Следовательно, использовать крещение в качестве средства оправдания бесполезно.
Отвечаю: о человеке можно говорить как о грешнике двояко. Во-первых, по причине прежде навлеченного им пятна и долга наказания, и грешникам в этом смысле нужно сообщать таинство крещения, поскольку оно установлено именно для того, чтобы очистить от нечистоты греха, согласно сказанному [в Писании]: «Очистив «банею водною» посредством слова» (Еф. 5, 26).
Во-вторых, человек может быть назван грешником потому, что желает грешить и намеренно пребывает в грехе, и грешникам в этом смысле сообщать таинство крещения нельзя. Во-первых, конечно же, потому, что посредством крещения люди облекаются во Христа, согласно сказанному [в Писании]: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Но дотоле, доколе человек желает грешить, он не может соединиться с Христом, согласно сказанному [в Писании]: «Какое общение праведности с беззаконием?» (2Кор. 6, 14). Поэтому Августин в своей книге о покаянии говорит: «Никто из тех, кто способен действовать произвольно, не может начать новую жизнь, не раскаявшись в жизни прежней». Во-вторых, потому, что в делах Христа и Церкви не должно быть ничего бесполезного. Но то, что не достигает своей цели, бесполезно; с другой стороны, тот, кто желает грешить, не может в то же самое время быть очищенным от греха, что является целью крещения, поскольку это бы означало соединение двух взаимоисключающих вещей. В-третьих, потому, что священные знаки не должны содержать в себе ничего ложного, а между тем знак, не соответствующий тому, что он означает, ложен. Но само то, что человек приступает к крестильному очищению, означает, что он приготовил себя к внутреннему очищению, чего никак не может иметь места с тем, кто намерен остаться в грехе. Отсюда очевидно, что такому человеку таинство крещения сообщать нельзя.
Ответ на возражение 1. Приведенные слова должно понимать как сказанные о тех грешниках, которые желают отречься от греха.
Ответ на возражение 2. Врачеватель душ наших, Христос, соделывает двояко. Во-первых, внутренне и Сам, приуготовляя человеческую волю к тому, чтобы она желала добра и ненавидела зло. Во-вторых, Он действует через посредство служителей путем внешнего приложения таинств, и тогда Он совершенствует то, что было начато внешне. Поэтому таинство крещения должно сообщаться только тем, в которых обнаруживается тот или иной знак их внутреннего обращения (ведь и телесное лекарство не дается больному, в котором не обнаруживается какого-либо признака жизни).
Ответ на возражение 3. Крещение есть таинство веры. Затем, по словам Августина, мертвая вера не достаточна для спасения и не является его основанием, но – только вера живая, которая «действует любовью» (Гал. 5, 6). Поэтому таинство крещения не может спасти человека, воля которого склонна к греху и, следовательно, исключает форму веры. Кроме того, запечатление крестильной печати не может расположить человека к благодати дотоле, доколе он сохраняет желание грешить, поскольку, как говорит Дамаскин, «Бог не принуждает силою к добродетели»93.
Раздел 5. ДОЛЖНО ЛИ НАЛАГАТЬ ЕПИТИМИЮ НА КРЕСТИВШИХСЯ ГРЕШНИКОВ?
С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что на крестившихся грешников должно налагать епитимию. В самом деле, согласно правосудности Божией, похоже, человек должен быть наказан за каждый свой грех, согласно сказанному [в Писании]: «Всякое дело Бог приведет на суд» (Еккл. 12, 14). Но епитимия налагается на грешников во искупление совершенных ими грехов. Следовательно, дело представляется так, что на крестившихся грешников должно налагать епитимию.
Возражение 2. Далее, посредством искупительных дел новообращенные грешники упражняются в праведности и избегании возможностей согрешить, «ибо искупление состоит в искоренении причин порока и отрезании путей к греху». Но это особенно важно для тех, которые были только что крещены. Следовательно, похоже, что на крестившихся грешников должно налагать епитимию.
Возражение 3. Далее, человеку надлежит воздавать Богу не в меньшей степени, чем своему ближнему. Следовательно, если недавно крестившийся причинил вред своему ближнему, то ему надлежит принести воздаяние Богу посредством искупительных дел.
Этому противоречит следующее: Амвросий, комментируя слова [Писания]: «Дары и призвание Божие – непреложны» (Рим. 11, 29), говорит: «Благодати Божией при крещении потребны не вздохи и стенания, и не какие-либо дела вообще, но – одна только вера, ибо все отпускается даром».
Отвечаю: как говорит апостол, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6, 3, 4), каковые слова означают, что посредством крещения человек соединяется с самою смертью Христовой. Затем, из вышесказанного (48, 2, 4; 49, 3) очевидно, что смерть Христа является достаточным воздаянием за грехи, «и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2, 2). Поэтому на крестимого не должно возлагать никакого вида воздаяния за какие-либо грехи, ибо это было бы оскорблением страстям Христовым и Его смерти как недостаточным для полного воздаяния за грехи тех, кому надлежит креститься.
Ответ на возражение 1. Как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, «следствием крещения является соединение крестящихся с Христом в качестве Его членов». Таким образом, сами муки Христа стали воздаянием за грехи крестящихся подобно тому, как страдание одного члена может быть воздаянием за грех другого, в связи с чем читаем: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4).
Ответ на возражение 2. Недавно крещеным нужно упражняться в праведности посредством не наказания, а, как говорит глосса на слова [псалма]: «Как дитяти, отнятого от груди матери» (Пс. 130, 2), «нетрудных дел, дабы приступить к возрастанию в совершенстве как младенцы, кормясь молоком». Поэтому Господь освобождает Своих новообращенных учеников от поста, о чем читаем в [Евангелии от Матфея] (Мф. 9, 14, 15), и о том же говорит в [своем] послании [апостол Петр]: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Петр. 2, 2).
Ответ на возражение 3. Вернуть то, что неправедно взято у ближнего, и воздать ему за причиненную обиду означает прекратить грешить, поскольку одно уже хранение того, что принадлежит другому, без его на это согласия является грехом. Таким образом, крестящемуся предписывается воздать ближнему постольку, поскольку [ему предписывается] воздерживаться от греха. Однако из этого вовсе не следует, что на него должно налагать какое- нибудь наказание за прошлые грехи.
Раздел 5. НЕОБХОДИМО ЛИ НАМЕРЕВАЮЩИМСЯ КРЕСТИТЬСЯ ГРЕШНИКАМ ИСПОВЕДАТЬСЯ В СВОИХ ГРЕХАХ?
С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что намеревающимся креститься грешникам необходимо исповедаться в своих грехах. Ведь сказано же [в Писании], что многие крестились Иоанном «в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3, 6). Но крещение Христа совершенней Иоаннова. Следовательно, похоже, что с еще большим основанием должны исповедовать свои грехи те, кто намерен получить крещение Христа.
Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их – тот будет помилован» (Прит. 28, 13). Но человек как раз и крестится для того, чтобы быть помилованным за своих грехи. Следовательно, намеревающиеся креститься должны исповедаться в своих грехах.
Возражение 3. Далее, крещению должно предшествовать покаяние, согласно сказанному [в Писании]: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» (Деян. 2, 38). Но исповедь является частью покаяния. Следовательно, похоже, что крещению должно предшествовать исповедание грехов.
Этому противоречит следующее: исповедать грехи надлежит со скорбью; так, по словам Августина, «все эти случаи должны быть учтены и оплаканы». Но, как говорит Амвросий, комментируя [слова из «Послания к римлянам"] (Рим. 11, 29), «благодати Божией при крещении не потребны вздохи и стенания». Следовательно, от намеревающихся креститься не требуется исповедание грехов.
Отвечаю: исповедание грехов бывает двояким. Одно происходит внутренне перед Богом, и такое исповедание грехов необходимо должно предшествовать крещению; иными словами, человек должен вспоминать о своих грехах и сожалеть о них, поскольку, как пишет Августин в своей книге о покаянии, «он не может начать новую жизнь, не раскаявшись в жизни прежней». Другое является внешним исповеданием грехов, которое совершается перед священником, и такое исповедание перед крещением не требуется. Во-первых, потому, что это исповедание, коль скоро оно адресуется личности служителя, относится к таинству покаяния, которое не должно предшествовать крещению, вратам ко всем таинствам. Во-вторых, потому, что человек внешне исповедается перед священником для того, чтобы священник мог отпустить ему его грехи и наложить на него епитимию, которую, как мы уже показали (5), на крестящегося налагать не должно. Кроме того, крестящемуся не требуется отпущение грехов посредством церковного права, поскольку все они отпускаются ему самим крещением. В-третьих, потому, что сам акт исповедания перед человеком является наказанием постольку, поскольку исповедующийся испытывает стыд, а между тем крестящийся не должен подвергаться какому-либо внешнему наказанию.
Поэтому от крестящихся не должно требовать какого-либо особого исповедания грехов, но достаточно того общего исповедания, которое они делают в соответствии с церковным обрядом, когда «отрекаются от сатаны и всех дел его». Именно так разъясняет слова [Писания] (Мф. 3, 6) глосса, когда говорит, что при крещении Иоанном «намеревавшиеся креститься узнавали, что должны исповедать свои грехи и обещать исправление жизни».
Однако если кто-либо из тех, кто намерен креститься, желает исповедать свои грехи из набожности, то его исповедание надлежит выслушать, но не ради наложения епитимии, а чтобы наставить в духовной жизни, обеспечив средством против порочных навыков.
Ответ на возражение 1. Крещение Иоанна не отпускало грехов, но было крещением покаяния. Поэтому пришедшим принять это крещение подобало исповедать свои грехи и получить адекватную им епитимию. Однако крещение Христа, как говорит Амвросий, комментируя [слова из «Послания к римлянам"] (Рим. 11, 29), не связано с внешней епитимией, и потому приведенная аналогия неудачна.
Ответ на возражение 2. Для крестящихся достаточно внутреннего исповедания перед Богом и общего внешнего исповедания, поскольку те, которые «будут иметь успех и помилование», не нуждаются в каком-либо особом внешнем исповедании, о чем уже было сказано.
Ответ на возражение 3. Исповедь является частью таинства покаяния, которое, как мы уже показали, перед крещением не необходимо, тогда как внутренняя добродетель покаяния необходима.
Раздел 7 НЕОБХОДИМО ЛИ НАМЕРЕНИЕ КРЕСТИМОГО ПОЛУЧИТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ?
С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что намерение получить таинство крещения со стороны крестимого не является необходимым. В самом деле, крестимый в таинстве является «претерпевающим». Но намерение необходимо со стороны не претерпевающего, а действователя. Следовательно, похоже, что намерение получить таинство крещения со стороны крестимого не требуется.
Возражение 2. Далее, если необходимое для крещения опускается, то крещение должно быть повторено, как, например, в случае опущения обращения к Троице, о чем уже было сказано (66, 9). Но человек, пожалуй, не должен повторно креститься из-за того, что у него не было намерения получить крещение, в противном бы случае, коль скоро намерение недоказуемо, всякий, ссылаясь на недостаточность намерения, мог бы просить о повторном крещении. Следовательно, похоже, что для получения таинства никакого намерения со стороны крестимого не требуется.
Возражение 3. Далее, крещение сообщается в качестве средства от изначального греха. Но получение изначального греха никак не связано с намерением рождающегося. Следовательно, похоже, что для крещения также не требуется никакого намерения со стороны крестимого.
Этому противоречит следующее: согласно церковному обряду имеющие креститься спрашивают у Церкви, могут ли они получить крещение, тем самым выражая свое намерение причаститься таинству.
Отвечаю: посредством крещения человек умирает для старой жизни в грехе и начинает некую обновленную жизнь, согласно сказанному [в Писании]: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых, ... так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Поэтому подобно тому, как, согласно Августину, способный действовать произвольно не может умереть для старой жизни, «не раскаявшись в жизни прежней», точно так же он должен добровольно вознамериться жить жизнью новой, началом которой является получение таинства. Следовательно, со стороны крестимого необходимо наличие желания, или намерения, получить таинство.
Ответ на возражение 1. Когда человек оправдывается крещением, его претерпевание является не насильственным, а произвольным, и потому он должен хотеть получить то, что ему сообщается.
Ответ на возражение 2. Если взрослому недоставало намерения получить таинство, то ему нужно креститься повторно. В случае же наличия сомнения надлежит использовать форму: «Если ты не крещен, то я крещу тебя...».
Ответ на возражение 3. Крещение является средством не только от первородного, но и от актуальных грехов, которые обусловлены нашей волей и намерением.
Раздел 8. НЕОБХОДИМО ЛИ, ЧТОБЫ КРЕСТИМЫЙ ВЕРОВАЛ?
С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что со стороны крестимого необходима вера. В самом деле, таинство крещения было установлено Христом. Но Христос, сообщая форму крещения, помещает веру впереди крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). Следовательно, похоже, что таинство крещения невозможно без веры.
Возражение 2. Далее, в таинствах Церкви ничего не делается всуе. Но согласно церковному обряду пришедшего креститься человека спрашивают о его вере: «Веруешь ли в Бога, Отца всемогущего?». Следовательно, похоже, что крещению необходима вера.
Возражение 3. Далее, для крещения необходимо намерение получить таинство. Но это невозможно без правой веры; действительно, крещение является таинством правой веры, поскольку, как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, его следствием является «соединение крестящихся с Христом», что невозможно без правой веры, согласно сказанному [в Писании]: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3, 17). Следовательно, похоже, что тот, у кого нет правой веры, не может получить таинство крещения.
Возражение 4. Кроме того, как мы уже показали во второй части (ИИ-ИИ, 10, 3), неверие является тягчайшим грехом. Но нельзя крестить тех, кто пребывает в грехе; следовательно, тех, кто пребывает в неверии, крестить нельзя.
Этому противоречит следующее: Григорий в письме к епископу Квирику говорит: «Нам известно, что по староотеческим обычаям обратившихся к святой Церкви еретиков, кои прежде были крещены во имя Троицы, допускали к ее груди после или миропомазания, или рукоположения, или простого исповедания веры». Но этого не могло бы быть, если бы для получения крещения человеку была нужна вера.
Отвечаю: как явствует из вышесказанного (63, 6; 66, 9), крещение производит в душе двоякое следствие, а именно печать и благодать. Поэтому что-либо может быть необходимым для крещения [тоже] двояко. Во-первых, как то, без чего не может быть получена благодать, которая является конечным следствием таинства. И в этом смысле для крещения необходима правая вера, поскольку, как явствует из слов [Писания], «правда Божия чрез веру в Иисуса, Христа» (Рим. 3, 22).
Во-вторых, что-либо может быть необходимым для крещения потому, что без него не может быть запечатлена крестильная печать. И в этом смысле при исполнении всего того, что присуще таинству, правая вера крестимого необходима не больше, чем [правая вера] крестящего, поскольку таинство совершается благодаря силе Божией, а не праведности служителя или получателя крещения.
Ответ на возражение 1. Эти слова Господа сказаны о крещении как о ведущем нас к спасению путем сообщения освящающей благодати, для чего, конечно же, необходима правая вера. Поэтому Он недвусмысленно говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».
Ответ на возражение 2. Намерением Церкви при крещении людей является очищение их от греха, согласно сказанному [в Писании]: «Плодом сего будет снятие греха» (Ис. 27, 9). Вследствие этой своей заботы она не желает крестить кого-либо помимо имеющих правую веру, без которой отпущение грехов невозможно. Поэтому она спрашивает пришедших креститься, веруют ли они. Тот же, кто, не имея правой веры, получает крещение вне Церкви, не получает его ко спасению. В связи с этим Августин говорит: «От Церкви, уподобляемой раю, мы знаем, что люди могут быть крещены и в сообществах, отделенных от Церкви, но что в другом месте никто не может получить или сохранить свою часть среди святых».
Ответ на возражение 3. Даже тот, у кого нет правой веры в отношении всего остального, может, имея правую веру в отношении таинства крещения, беспрепятственно обладать намерением это таинство получить. Но даже если он и заблуждается в отношении этого таинства, ему для его получения достаточно иметь общее намерение креститься в соответствии с установлением Христа и сообщением его Церковью.
Ответ на возражение 4. Подобно тому, как таинство крещения не должно сообщать не желающему оставить другие свои грехи, точно так же его не должно сообщать не желающему отречься от своего неверия. Тем не менее, если кому-либо из таких сообщается это таинство, то он получает его, хотя и не ко спасению.
Раздел 9. НАДЛЕЖИТ ЛИ КРЕСТИТЬ ДЕТЕЙ?
С девятым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что детей крестить нельзя. Ведь мы уже показали (7), что необходимо намерение крестимого креститься. Но у детей такого намерения быть не может, поскольку они не умеют пользоваться свободной волей. Следовательно, похоже, что таинство крещения они получать не могут.
Возражение 2. Далее, как уже было сказано (39, 5; 66, 1), крещение является таинством веры. Но у детей, по разъяснению Августина, нет той веры, которой необходим акт воли со стороны верующего. И при этом нельзя утверждать, что их спасение подразумевается в вере их родителей, поскольку последние иногда бывают неверующими, и это их неверие скорее могло бы поспособствовать проклятию их детей. Следовательно, похоже, что дети не могут креститься.
Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что крещение есть «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Петр. 3, 21). На у детей нет никакой совести, ни доброй, ни злой, поскольку они не умеют пользоваться разумом; и при этом они, будучи несмышлеными, не могут должным образом обещать. Следовательно, детей крестить нельзя.
Этому противоречат следующие слова Дионисия: «Божественные наставники наши», то есть апостолы, «положили принимать младенцев по священному чину»94, то есть крестить.
Отвечаю: как говорит апостол, «если преступлением одного смерть царствовала посредством одного», то есть Адама, «то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса, Христа» (Рим. 5, 17). Но дети получают первородный грех от греха Адама, о чем свидетельствует тот факт, что они находятся под проклятьем смерти, которая, как в том же месте говорит апостол, из-за греха первого человека «перешла во всех» (Рим. 5, 12). Следовательно, дети тем более могут получить благодать чрез посредство Христа, чтобы царствовать в вечной жизни. Но Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3, 5). Поэтому детей необходимо крестить, чтобы они, навлекшие на себя при рождении проклятие чрез Адама, при втором рождении смогли получить спасение чрез Христа. Кроме того, детям приличествует получать крещение потому, что если их с самого детства воспитывать в соответствии с христианским модусом жизни, то впоследствии им будет куда легче придерживаться его, согласно сказанному [в Писании]: «Наставь юношу при начале пути его – он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22, 6). Эту же причину приводит и Дионисий.
Ответ на возражение 1. Производимое крещением духовное возрождение некоторым образом подобно плотскому рождению в том отношении, что как находящийся в материнской утробе младенец питается не отдельно, а вместе с питанием матери, точно так же не умеющие пользоваться разумом дети, как бы находящиеся в утробе их матери Церкви, получает спасение не в соответствии со своим собственным актом, а в соответствии с актом Церкви. Поэтому Августин говорит: «Церковь, матерь наша, предлагает своим чадам свой материнский рот, чтобы они могли всасывать священные тайны, поскольку они покуда еще не могут ни своими собственными сердцами уверовать в праведность, ни своими собственными ртами исповедоваться ко спасению.... И если о них по справедливости говорят, что они веруют, потому, что они некоторым образом исповедают веру словами своих крестных, то почему о них также нельзя сказать как о раскаивающихся, коль скоро они словами все тех же крестных свидетельствуют об отречении от дел дьявола и мира сего?». По той же самой причине о них можно сказать и как о намеревающихся в соответствии не с их собственным актом намерения, ибо они подчас противятся и плачут, а с актом принесших их для крещения.
Ответ на возражение 2. Как пишет в своем письме к Бонифацию Августин, «в Церкви Спасителя нашего младенцы веруют через посредство других подобно тому, как от других они унаследовали отпускаемые при крещении грехи». То же, что их родители не веруют, нисколько не препятствует их спасению, поскольку, как пишет Августин тому же Бонифацию, «мы полагаем, что младенцы могут принять благодать в свои души не столько от рук принесших (хотя и от них, если они добры и верны), сколько от всего сообщества святых и верных. Ибо они по справедливости полагаются приносимыми и теми, кто рад этому принесению, и теми, любовью которых они объединяются в общении со Святым Духом». И неверие их собственных родителей, даже если после крещения они стремятся заразить их поклонением демонам, не причиняет детям вреда. Ведь, по словам Августина, «стоит ребенку родиться по воле других, и он уже впредь не может быть опутан узами чужого греха, если только сам того не захочет, согласно сказанному: «Как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая – та умрет» (Иез. 18, 4). Оттого же, что он унаследовал от Адама, он освобождается благодатью этого таинства, поскольку до этого у него еще не было отдельной жизни». Кроме того, вера одного и тем более всей Церкви помогает ребенку благодаря деятельности Святого Духа, собирающего Церковь воедино и сообщающего блага одного ее члена другому.
Ответ на возражение 3. Подобно тому, как при крещении дитя верит не само, а через посредство других, точно так же и обещает оно не само, а через посредство других, которые в Церкви исповедают веру вместо ребенка, соединяемого с этой верой таинством веры. Что же касается доброй совести, то ребенок приобретает ее сам, хотя, конечно, не в отношении акта, а в отношении навыка посредством освящающей благодати.
Раздел 10. МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ДЕТЕЙ ЕВРЕЕВ И ДРУГИХ НЕВЕРНЫХ ПРОТИВ ВОЛИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ?
С десятым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что детей евреев и других неверных должно крестить против воли их родителей. В самом деле, гораздо важнее спасти человека от вечной смерти, чем от смерти временной. Но ребенка, которому угрожает временная смерть, нужно спасать даже тогда, когда родители по злому умыслу стремятся воспрепятствовать спасению. Следовательно, тем более необходимо спасать детей неверных от вечной смерти даже против воли их родителей.
Возражение 2. Далее, дети рабов суть сами рабы и находятся во власти своих хозяев. Но евреи и все остальные неверные являются рабами царей и правителей. Следовательно, нет ничего неправосудного в том, чтобы крестить детей евреев и других неверных рабов.
Возражение 3. Далее, любой человек в большей степени принадлежит Богу, от Которого он получил свою душу, чем своему плотскому отцу, от которого он получил свое тело. Следовательно, нет ничего неправосудного в том, чтобы отнять детей неверных от их плотских родителей и посвятить их Богу посредством крещения.
Этому противоречит сказанное в «Декреталиях», цитирующих решение Толедского собора: «Относительно евреев священный собор постановляет, чтобы никто из них впредь не понуждался к вере, ибо спасаются не против воли, а добровольно, дабы праведность была непорочной».
Отвечаю: дети неверных либо умеют пользоваться разумом, либо нет. Если умеют, то, значит, они уже могут направлять свои действия в отношении того, что связано с божественным или естественным законом. Поэтому они могут креститься по собственному решению и против воли своих родителей точно так же, как могут вступать в супружество. И точно так же их допустимо уговаривать и убеждать креститься.
Однако если они еще не умеют пользоваться свободной волей, то согласно естественному закону находятся на попечении своих родителей до тех пор, пока не научатся сами заботиться о себе. По этой причине мы говорим, что дети ветхозаветных [отцов] «спасались благодаря вере своих родителей». Следовательно, если бы такие дети крестились против воли своих родителей, то это противоречило бы естественной правосудности точно так же, как если бы того, кто способен пользоваться разумом, крестили против его воли. Кроме того, крестить при таких обстоятельствах детей неверных означало бы подвергать их [большой] опасности, поскольку они, будучи по природе привязаны к своим родителям, расположены впасть в неверие. Поэтому в Церкви не принято крестить детей неверных против воли их родителей.
Ответ на возражение 1. Нельзя спасать человека от телесной смерти наперекор гражданскому праву. Так, например, если человек приговорен к смерти рассмотревшим его дело судьей, то никто не вправе прибегать к насилию для того, чтобы спасти его от смерти. И точно так же никто не вправе нарушать порядок естественного закона, согласно которому ребенок находится на попечении отца, чтобы спасти его от вечной смерти.
Ответ на возражение 2. Евреи являются рабами правителей в смысле гражданского рабства, которое не исключает порядков естественного и божественного законов.
Ответ на возражение 3. Человек определяется к Богу своим разумом, посредством которого он может познавать Бога. Поэтому еще не умеющий пользоваться разумом ребенок в естественном порядке определяется к Богу посредством разума родителей, от попечения которых он по природе зависит. Следовательно, все, что касается Бога, должно происходить с ребенком в соответствии с этим его определением.
Раздел 1. 1 МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА ЕЩЕ В УТРОБЕ ЕГО МАТЕРИ?
С одиннадцатым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что ребенка можно крестить еще в утробе его матери. В самом деле, как говорит апостол, дар Христа к оправданию более действенен, чем грех Адама к осуждению (Рим. 5, 15). Но находящийся в материнской утробе ребенок осужден из-за греха Адама. Поэтому есть все основания для того, чтобы оправдать его даром Христа посредством крещения. Следовательно, ребенка можно крестить еще в утробе его матери.
Возражение 2. Далее, находящийся в материнской утробе ребенок представляется частью матери. Но при крещении матери все, что в ней и является ее частями, крестится вместе с ней. Следовательно, похоже, что когда крестится мать, крестится и ребенок в ее утробе.
Возражение 3. Далее, вечная смерть является большим злом, чем смерть тела. Но из двух зол нужно выбирать меньшее. Поэтому если бы нельзя было крестить ребенка в утробе матери, то было бы лучше вскрывать [чрево] матери, насильно изымать из него ребенка и крестить, чем оставлять его на вечное проклятие смерти без крещения.
Возражение 4. Кроме того, иногда первой выходит какая-то одна часть ребенка, о чем читаем [в Писании]: «Во время родов ее показалась рука одного; и взяла повивальная бабка, и навязала ему на руку красную нить, сказав: «Этот вышел первый!»; но он возвратил руку свою – и вот, вышел брат его» (Быт. 38, 28, 29). Но в таких случаях нередко возникает опасность смерти. Следовательно, похоже, что такую часть должно крестить тогда, когда весь остальной ребенок еще находится в утробе матери.
Этому противоречат следующие слова Августина: «Никто не может родиться вторично, не будучи рожден в первый раз». Но крещение – это духовное возрождение. Следовательно, до рождения из утробы никого крестить нельзя.
Отвечаю: для крещения сущностно необходимо, чтобы какая-то часть тела крестимого человека так или иначе была омыта водой, поскольку, как мы уже показали (66, 1), крещение есть своего рода омовение. Но тело не родившегося из утробы младенца никак не может быть омыто водой, разве только если, как говорят некоторые, крестильная вода, которой омывается тело матери, может достичь находящегося в ее утробе ребенка. Но это невозможно как потому, что душа ребенка, к оправданию которого определено крещение, отличается от души матери, так и потому, что тело одушевленного младенца уже сформировано, и, следовательно, отличается от материнского тела. Поэтому получаемое матерью крещение не переходит на находящееся в ее утробе дитя. В связи с этим Августин говорит: «Если бы зачатое в матери принадлежало ее телу как его часть, то было бы предосудительно крестить младенца, матерь которого при вынашивании его крестилась из-за опасности смерти. Но коль скоро мы его», то есть младенца, «крестим, то он, конечно же, находясь в утробе, не принадлежал материнскому телу». Следовательно, крестить находящегося в утробе матери ребенка никоим образом нельзя.
Ответ на возражение 1. Находящиеся в материнской утробе дети еще не пришли в мир, чтобы жить среди других людей. Поэтому они не могут быть субъектами человеческих актов и получать спасительные таинства из людских рук. Однако они могут быть субъектами актов Бога, для Которого они живы, так что в виде особой милости они могут получать от Него освящающую благодать, как это имело место с теми, кто был освящен в утробе.
Ответ на возражение 2. Внутренним членом матери может быть только то, что принадлежит ей посредством непрерывного и материального соединения части с целым, тогда как дитя в ее утробе принадлежит ей как соединенное с нею, но при этом и отличное от нее. Поэтому приведенная аналогия неудачна.
Ответ на возражение 3. Мы не должны делать «зло, чтобы вышло добро» (Рим. 3, 8). Поэтому нельзя ради крещения ребенка убивать мать. Однако если мать умирает, а ребенок в утробе еще жив, то ей нужно вскрыть [чрево] и окрестить ребенка.
Ответ на возражение 4. Если смерть представляется неизбежной, то не следует откладывать крещение до тех пор, пока ребенок полностью покинет утробу, но при наличии [явной] опасности достаточно дождаться появления его головы, в которой сосредоточены все чувства, и провести крестильный [обряд], в дальнейшем, в случае его благополучного рождения, более его не крестя. Впрочем, в подобных случаях то же самое может быть исполнено независимо от того, какая часть тела покажется первой. Однако коль скоро ни одна из внешних частей тела не принадлежит целостности столь очевидно, как голова, некоторые полагают, что поскольку крещение другой части тела сомнительно, то ребенка в случае его совершенного рождения нужно крестить, используя форму: «Если ты не крещен, то я крещу тебя...» и так далее.
Раздел 12. МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ СУМАСШЕДШИХ И СЛАБОУМНЫХ?
С двенадцатым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что сумасшедших и слабоумных крестить нельзя. В самом деле, как мы уже показали (7), для получения крещения необходимо намерение крестимого. Но сумасшедшие и слабоумные лишены возможности пользоваться разумом, и потому их намерения неупорядочены. Следовательно, их крестить нельзя.
Возражение 2. Далее, превосходство человека над неразумными животными связано с его разумом. Но сумасшедшие и слабоумные не могут надлежащим образом пользоваться своим разумом, более того, подчас от них не ожидают этого даже в той мере, в какой ожидают от детей. Следовательно, похоже, что при таких обстоятельствах сумасшедших и слабоумных не должно крестить точно так же, как никто не крестит неразумных животных.
Возражение 3. Далее, использование разума приостановлено в сумасшедших и слабоумных в гораздо большей степени, чем в тех, кто спит. Но спящих крестить не принято. Следовательно, сумасшедших и слабоумных тоже не надо [крестить].
Этому противоречит следующее: Августин говорит, что его [находящегося в бреду] друга «окрестили, когда отчаялись в его выздоровлении»95, и при этом крещение оказалось действенным. Следовательно, подчас нужно крестить и тех, кто лишен возможности пользоваться разумом.
Отвечаю: в отношении сумасшедших и слабоумных должно проводить различение. Ведь некоторые из них являются таковыми от рождения, лишены периодов ясного сознания и не подают никаких признаков того, что могут пользоваться разумом. В отношении них, похоже, нам надлежит действовать также, как и в отношении младенцев, которые, как мы уже показали (9), крестятся через посредство веры Церкви.
Но есть и другие, впавшие в состояние безумия из [предшествовавшего] состояния здравомыслия. В отношении них мы должны руководствоваться их пожеланиями, выраженными ими тогда, когда они были нормальны, так что если тогда они желали креститься, то их нужно крестить в состоянии сумасшествия или слабоумия даже в том случае, если они отказываются. С другой стороны, если они при здравом уме не выказывали желания получить крещение, то их крестить не должно.
Затем, есть и такие, которые, будучи сумасшедшими или слабоумными от рождения, тем не менее, не лишены периодов ясного сознания, когда они могут пользоваться своим разумом. И если они в такие периоды выражают желание креститься, то их можно крестить и тогда, когда они актуально безумны, хотя, конечно, сообщение им таинства в таком состоянии уместно только в случае какой-либо опасности, иначе лучше дождаться времени их просветления, чтобы они могли получить таинство с большей набожностью. Но если в периоды ясного сознания они не проявляют никакого желания креститься, то во времена их безумия их крестить не должно.
Наконец, есть и такие, которые хотя и не являются в целом разумными, однако все же могут использовать свой разум для того, чтобы задумываться о своем спасении и понимать силу таинства. С ними надлежит обращаться как с людьми здравомыслящими, крестя их исключительно по их воле.
Ответ на возражение 1. Слабоумные, никогда не умевшие и не умеющие ныне пользоваться разумом, крестятся в соответствии с намерением Церкви, равно как в соответствии с церковным обрядом они веруют и раскаиваются, как это имеет место в случае младенцев (9). Те же, которые когда-то умели пользоваться разумом или умеют в настоящий момент, крестятся в соответствии с собственным намерением, которое у них есть теперь или было тогда, когда они были нормальны.
Ответ на возражение 2. Сумасшедшие и слабоумные не умеют пользоваться разумом акцидентно, то есть по причине какого-то препятствия в телесном органе, а не так, как неразумные животные, которые лишены разумной души. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.
Ответ на возражение 3. Человека не должно крестить во сне иначе, как только если ему угрожает опасность смерти. В таком случае, если он прежде проявлял желание получить крещение, его надлежит крестить (как и тех сумасшедших, о которых мы говорили выше). О подобном случае рассказывает Августин, говоря о своем друге, который крестился, когда «бредил в предсмертном поту»96.
* * *
Moral. IV.
Metaph. V, 5.
De Fide Orth. II.
De Eccl. Hier. VII.
Confess. IV, 4.
Ibid.