Марк Мангано (протестант)

Источник

Второзаконие. Рандал Бейли

Слово «Второзаконие» – калька с латинского слова deuteronomii, которое в свою очередь перекочевало из Септуагинты, в которой беитброуоцюу (деутерономион) – это неверный перевод слова из стиха 17:18: «И когда он [царь] взойдет на престол, пусть запишет для себя это повторение закона в книгу руками священников и левитов» (курсив добавлен). Хотя в иврите возможен такой оттенок, контекст стиха 17:18 указывает, что правильнее было бы перевести это слово как «копия». Царь должен был записать для себя не повторение (деутерономион), а копию (ивр.), мишнех) закона. Тем не менее, книга действительно повторяет и обобщает многие законы, уже записанные в Книге Исход и в Книге Чисел. Еврейское название книги происходит от первого слова (ивр.) (элеххаддварим, «вот слова»), представляя литературный жанр книги – обращения Моисея к народу, которые он произнес в конце своей жизни, и в которых он обобщил значительные события последних сорока лет, призывая народ к пристойной жизни. Его речи были специально разработаны для того, чтобы обеспечить преданность народа Богу, о чем народ клялся у горы Синай.276

Исторический и культурный фон

Клайн277, на основе работы Менденхолла,278 доказывает, что структура Второзакония соответствует хеттским договорам второго тысячелетия больше, чем ассирийским договорам первого тысячелетия.

Таблица 12. Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н.э.


Договоры второго тысячелетия до н.э. Книга Второзакония Договоры первоготысячелетия до н.э.
Преамбула, определение обязанностей вассала по отношению к великому царю. Преамбула (Втор.1:1‒5; ср.Исх.20:1; И.Нав.24:2). Преамбула, определение обязанностей вассала по отношению к великому царю.
Исторический пролог, повторение исторически сложившихся отношений между сюзереном и вассалом. Исторический пролог (Втор.1:6‒3:29; Исх.20:2; И.Нав.24:2‒13). Исторический пролог отсутствует.
Условия договора, общее требование верности со стороны вассала и перечисление специфических правил, определяющих отношения. Условия договора (общие – Втор.4‒11; Исх.20:3‒17,22‒26; И.Нав.24:14‒25; специфические – Втор.12‒26; Исх.21:23,25‒31). Условия договора, общее требование верности со стороны вассала и перечисление специфических правил, определяющих отношения.
Хранение текста договора в святилище вассала. Хранение текста (Втор.31:9,24‒26; Исх.25:16, 34:1,28 и дал.; И.Нав.24:26). Условия хранения текста договора отсутствуют.
Гарантии исполнения вассалом своих обязанностей, включая, но, не ограничиваясь, обязанностью приходить на суд сюзерена, обязанность предоставлять войска для защиты, описание места хранения договора и календарь для его публичного чтения. Гарантии, напр., обязанность публичного чтения закона и проч. (Втор.31:10‒13). Гарантии исполнения вассалом своих обязанностей, включая, но, не ограничиваясь, обязанностью приходить на суд сюзерена, обязанность предоставлять войска для защиты, описание места хранения договора и календарь для его публичного чтения.
Списки свидетелей (боги вассала и сюзерена). Списки свидетелей (Втор.31:16‒30, 32:1‒47; Исх.24:4;И.Нав.24:22:27). Списки свидетелей (боги вассала и сюзерена).
Благословения или проклятия вассала, в зависимости от его покорности или непослушания. Благословения (Втор.28:1‒14; Лев.26:3‒13; И.Нав.24:19 и дал.) и проклятия (Втор. 28:15‒68; Лев.26:13‒33). Перечислены только проклятия.

Второзаконие практически один к одному совпадает с хеттскими договорами второго тысячелетия, в то время как ассирийские договоры первого тысячелетия не содержат исторического пролога, требования хранения копии договора в святилищах вассала и сюзерена, перечисляет только проклятия (наказания) вассала за несоблюдение договора. Эти факты заставили Вайнфильда и Китчена утверждать, что основой для Второзакония послужили древние ближневосточные договоры.279 Недавно Китчен пересмотрел этот вопрос и заключил, что «синайские документы, очевидно, созданы по формату договоров XIV-XIII веков до н.э.».280

«Основная часть Второзакония, без сомнения, привязана к традициям второй половины второго тысячелетия, что сильно противоречит как столь уважаемым предположениям о происхождении и истории так называемой «второзаконнической» мысли, которые разрабатывались последние двести лет, а в особенности последние шестьдесят лет, так и минимализму281 последнего десятилетия».282

Связь Второзакония с договорами второго тысячелетия влияет на толкование всех частей книги. Благодаря схожести Второзакония с договорами второго тысячелетия, его вполне правильно следует описывать именно как договор (или завет) (29:9,12,14:21).283

Текст и автор

Текст книги написан «на хорошем классическом иврите», который «грамматически и лингвинистически... превосходит некоторые поздние канонические книги еврейской Библии».284 Прежние доводы о том, что арамеизмы книги свидетельствуют о том, что она была создана в VII веке до н.э., сегодня считаются ошибочными, поскольку ученые признали «длинную предысторию» арамейского языка, который «покрывал в Палестине более древний пласт хананейского языка на раннем этапе его развития, так что многие арамеизмы иудейской Библии, на которых были основаны случайные далеко идущие критические заключения, на поверку оказываются чистыми ханаанитизмами или производными обычного северо-западного семитского диалекта»285. Даже Пятикнижие указывает на связь с Арамеей (Быт.31:47; Втор.26:5). Как и должно ожидать от книги речей престарелого руководителя, риторика Второзакония «иногда бывает суровой, иногда мягкой, всегда остается неотложной и всеобъемлющей, но никогда не превращается в многословную и скучную».286

Второзаконие – это предсмертные речи Моисея, представленные в форме международных договоров XIII века до н.э.

Несколько фактов указывают на то, что Второзаконие – это действительно последние предсмертные речи Моисея, представленные в форме международных договоров XIII века до н.э. Сорок мест, где его имя встречается в первом авторском лице (см. напр., 1:16, 3:21, 29:5), рисуют Моисея, читающего проповеди с целью подготовки Израиля к захвату земли (см. 4:5,14, 5:31, 7:1 и т.д.). Отдельные отрывки в 31:1‒34:12 рисуют Моисея сочинителем закона. «Записав это наставление, Моисей передал его священникам, потомкам Левия, которые носят ковчег договора с Господом, и старейшинам Израиля» (31:9). Песнь Моисея (32:1 и дал.), написанная и преподанная Израильтянам (31:22) по Божьей заповеди, является Его свидетельством против Израиля (31:19). Рассказ о смерти Моисея (34:1 и дал.), который ранняя критика приводила как свидетельство того, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия, указывает только на то, что Моисей не мог быть автором этих последних строк книги. Иудейская традиция подтверждает эту идею, называя автором последних восьми строк Торы Иисуса Навина. Все, сказанное выше, точно соответствует древней ближневосточной традиции составления записей во время, или сразу после свершения событий, как и произошло в случае смерти Моисея.

Одно из самых значительных свидетельств в пользу датировки Второзакония XIII веком до н.э. и в пользу Моисеева авторства книги происходит из отдельных упоминаний, которые мы находим в Книге Иисуса Навина, Книге Судей и Книгах Царств. Харрисон выписал впечатляющий список отрывков, которые свидетельствуют о том, что принципы, выдвинутые Моисеем во Второзаконии, были не только «известны и соблюдались, но также то, что они были известны в письменной форме как упорядоченный и законченный закон».287

(1) Добыча Исрехона была «посвящена» Господу (И.Нав.6:17 и дал.; Втор.13:15‒18; см. И.Нав.10:40, 11:12,15; Втор.7:2, 20:16‒20).

(2) Наказание Ахана предполагает наличие ранее составленного закона (И.Нав.7:25; Втор.13:10, 17:5).

(3) После захвата Гая, «только скот и добыча города» были разделены как трофеи (И.Нав.8:27; Втор.20:14).

(4) Тела были сняты с дерева до захода солнца (И.Нав.8:29, 10:26; Втор.21:23).

(5) Алтарь на горе Гевал был сооружен и подписан в соответствии с заповедью Моисея (И.Нав.8:30‒34; Втор.27:3‒6:8).

(6) Чтение благословений и проклятий на Гсвале и Герезиме было проведено в соответствии с предшествующими наставлениями Моисея (И.Нав.8:33‒35; Втор.11:29, 27:12‒26).

(7) Возведение памятного жертвенника двумя и половиной колеи во имя их возвращения на восточное побережье Иордана и обвинение в том, что такой жертвенник создает опасность религиозного плюрализма, отражает предшествующее наставление (И.Нав.22:29; Втор.12:5).

(8) Полное разрушение Цефафа (Суд.1:17; Втор.20:1‒9), Гедеон и Моной, сооружающие алтари не в Силоме, лишь после прямого повеления Господа (Суд.6:25‒27, 13:16) и желание Михи взять левита в священники (Суд.17:13; Втор.10:8, 18:1‒8, 13:8‒11) – все это свидетельствует о том, что Второзаконие было известно людям во время судей.

(9) В 1 Царств Елкана ежегодно ходит поклоняться Богу в центральное святилище в Силоме, а, когда его разрушают, он направляется приносить жертву в Мицпе, Раме и Вифлееме (7:7‒9,17, 16:5) в соответствии с Втор.12:10‒20.

(10) Соломон прямо нарушил три заповеди Второзакония 17:17, когда умножил серебро (3Цар.10:27), золото (3Цар.10:14‒16:21) и жен (3Цар.11:1‒11).

(11) Во время своей инаугурации царь Иоас получил «корону» и «свидетельство» (4Цар.14:6; Втор.24:16).

(12) Амасия пощадил убийц своего отца (4Цар.14:6; Втор.24:16), а Езекия отменил высоты, разбил статуи и срубил дубравы, и все это – в соответствии с наставлениями Моисея (4Цар.18:4,22; Втор.7:5, 12:3).

(13) Пророки ссылались на Второзаконие

@ спор со священником, Ос.4:4 и Втор17:12;

# передвижение межи, Ос. 5:10 и Втор.19:4;

© возвращение в Египет, Ос.8:13, 9:3 и Втор.28:68;

© обращение Бога с Ефремом, Ос.11:3 и Втор.1:31, 32:10;

© особенные отношения Бога с Израилем, Ам.3:2; Втор.7:7, 4:7ff;

® нарушение особых законов, Ам.1:6‒8 и Втор.24:12‒15, 23:17;

• Сион – защищенное место, Ис.2:2‒4, 8:18, 28:16, 29:Iff; Мих.1:4.

«Ни один из четырех великих пророков VIII века до н.э. – Исайя, Михей, Амос, Осия – никогда не считал «высоты» законным местом поклонения»288. Все, сказанное выше, свидетельствует о том, что Второзаконие, «по крайней мере, [отражает] традицию, которая вполне точно передает» идеи Моисея, а, скорее всего, содержит «самые слова Моисея».289

История толкования

Моисеево авторство Второзакония не оспаривалось до появления критики XIX века. Несколько мест были истолкованы как отдельные вставки, сделанные позднейшими редакторами для того, чтобы пояснить текст (2:10‒11,20–23, 3:9,11,136‒14, 10:6‒9:34), другие же места объясняли письменный характер материала (27:3,8, 28:58, 29:21,29, 30:10,19, 31:24), указывая на руку Моисея. Появление критики XIX века привело к развитию исследовательских работ, которые пошли значительно дальше этих простых взглядов на авторство и вылились в огромный пласт научной литературы, охватившей широкий спектр идей и теорий. Здесь мы сможем отметить только основные вехи этого процесса.290

Некоторые критики XIX века связывали Второзаконие с предполагаемым документом D, датируемым VII веком до н.э. Вельхаузен утверждал, что книга «была найдена и издана» в восемнадцатый год правления царя Иосии с целью проведения реформ Иосии и централизации поклонения в Иерусалиме (4Цар.22).291 Несколько, как кажется, справедливых причин указывали на связь между этими событиями в 4 Книге Царств и Второзаконием.292

(1) 12 глава Книги Второзакония требует разрушения ханаанских высот и централизации богослужения, что и было сделано Иосией (4Цар.23:4‒20).

(2) Празднование Пасхи, описанное в 16 главе Книги Второзакония, в отличие от праздника, описанного в 12 главе Книги Исход, проходило в центральном храме по указанию Иосии (4Цар.23:21‒22).

(3) Книга Второзакония 18:14‒22 требует уничтожение медиумов и всех форм гадания, что и было сделано Иосией (4Цар.23:24).

(4) Похоже, что Иосия испытал сильное потрясение (4Цар.22:13:19), прочитав именно о проклятиях в 28 главе Второзакония.

(5) Книга Второзакония 17:18‒19 требует от царей управления по закону, что и старался делать Иосия (4Цар.22:11).

(6) «Книга завета» (4Цар.23:2), похоже, была признана Второзаконием, после того, как ученые смогли показать схожесть Второзакония и древних ближневосточных договоров.

(7) Материал Книги Царств отражает богословие Второзакония в вопросе места, которое избирает Бог для Своего имени (Втор.12:5; 4Цар.23:27) и в вопросе божественного наказания за непослушание (Втор.31:24‒29; 4Цар.22:16‒20, 23:26‒27).

Критикуемое поначалу, это новое толкование стало впоследствии одним из оснований новейших исследований Пятикнижия, сделав Второзаконие первостепенным документом, от которого потом отталкивались при датировке других источников(J,E и P).293

В конце XIX начале XX веков большинство ученых продолжало выделять несколько источников, по их мнению, послуживших основой для составления Второзакония. Переход от единой формы к многообразию форм, указывающее на существование ранних и поздних материалов и/или различных авторов294 – точка зрения, господствовавшая в работах того времени.295 Драйвер выделил ощутимые противоречия между материалом первых четырех книг Пятикнижия и Книги Второзакония, что, по его мнению, указывало на появление Второзакония во времена Иисуса Навина, подтверждая позицию Вельхаузена.296

(1) Книга Исход позволяет отцу запрещать брак дочери с мужчиной, который соблазнил ее (Исх.22:17), а Второзаконие, наоборот, требует заключения брака (Втор.22:28‒29).

(2) В Книге Исход установление субботы основано на седьмом дне творения (Исх.20:11), а во Второзаконии суббота – это воспоминание о египетском рабстве (Втор.5:15).

(3) Ритуальные убийства всех животных в Книге Левит совершаются только с целью принесения жертвы (Лев.17:3‒5), а Второзаконие позволяет употреблять животных в пищу за пределами центра поклонения (Втор.12:15‒17).

(4) Книга Чисел 18:21‒24 и Книга Левит 27:30‒33 предназначают десятину для левитов, а Второзаконие 14:22‒29 позволяет оставлять часть десятины семье.

Фон Рад развил этот взгляд, выдвигая версию о двух различных традициях – Синайской традиции и традиции Исхода-Завоевания – которые были позднее преобразованы в историю спасения (Heilsgeschichte).297 Синайские материалы содержали положения об отправлении культа, что выдавало их левитское происхождение. Другие (напр., Вельхаузен и Драйвер) настаивали на том, что в Книге Второзаконие была составлена под влиянием пророков298, а Вайнфильд с недавнего времени представляет тех, кто защищает связь Второзакония с Книгами Мудрости.299

В середине XX столетия появились публикации теории Нота по «Девтерономистской истории», которые оказали немалое влияние на этот предмет. «Девтерономист» – это имя, которым Нот называет «автора/составителя всей ветхозаветной книги Второзаконие и/или отдельных частей Ветхого Завета, литературно или теологически похожих на Второзаконие, найденных либо в книгах Бытие ― Иисус Навин, либо в книгах Второзаконие ― 4 Книга Царств, позднее названных «Девтерономистской историей».300 Эту историю, которая продолжается до 4 Царств 25:30, но не включает Второзаконие 1‒3 (которое служит введением ко всей истории), Нот описывает как единое произведение, составленное одним автором по определенному богословскому плану. Автора интересовала хронология и взаимосвязь ключевых событий (напр., 3Цар.6:1 и Исход). В важных вехах повествования, историк представляет ключевые речи (И.Нав.12, 23; 1Цар.12; 3Цар.8:14 и дал.), позволяя этим источникам «самим говорить за себя». Эта теория, пока что, оказала наибольшее влияние почти на все сферы библейских исследований. Во второй половине XX века ученые стали обращать больше внимания на синхронистическое толкование, которое подчеркивает единство книги. Тем не менее, такое толкование выявляет отсутствие «ясности и единства по большинству вопросов». Вот далеко не полный список этих вопросов:

• Как Второзаконие связано с Девтерономической историей?

• Насколько важны сходства книги (по жанру и условиям) с древними ближневосточными договорами?

• Какое происхождение имеет Второзаконие: северное, левитское, пророческое или же она происходит из Книг Мудрости?

Как Второзаконие связано с реформами Иосии.301

Сам текст Второзакония опровергает предположение о том, что книга была написана после централизации поклонения в Иерусалиме.

Некоторые ученые, несогласные с этими взглядами, утверждают, что Второзаконие было создано во времена Самуила, замечая, что теории централизации поклонения противоречат или неверно истолковывают некоторые данные.302 Сторонники привязки Второзакония к централизации поклонения в Иерусалиме не замечают недостатка свидетельств об этой централизации в тексте самой книги. «Место, которое Господь, твой Бог изберет» (Втор.12:5:11) – слишком загадочное выражение. Оно больше указывает на место выбора, а не на конкретную точку на карте. Таким образом, «Второзаконие никак не выделяет Иерусалим среди других мест поклонения».303 Даже более того, Второзаконие 12:14 исключает Иерусалим из списка мест поклонения, поскольку это «место» должно находиться «в одном из колен твоих», а Иерусалим находился вне юрисдикции Израиля, пока не был покорен Давидом. Более того, наставление о возведении алтаря с надписью закона на нем в Гевале (27:1‒8), хотя и предполагает возникновение единого религиозного центра, тем не менее, разрешает поклонение в других местах. Итак, «теория централизации Вельхаузена, играющая важное значение в разработанной им общей хронологии, основана на неправильном переводе и неверном истолковании еврейского текста».304 Похоже, что Иерусалим, оккупированный хурритами, гиксосами и иевусеями, начиная с 2000 года до н.э. до времени завоеваний Давида, был далеко не первым выбором. Далее, Иосия запретил идолопоклонство только в Иерусалиме и Иудее, поскольку централизация была уже завершена Соломоном. Наконец, кажется, что невозможно отождествить закон, найденный в дни Иосии с какой-либо значительной частью Второзакония. Туда могла войти часть этой книги, а также другие части закона, найденные в тот день. Подобные сомнения указывают на невозможность полного отождествления свитков Иосии с Второзаконием, а это означает, что данная теория привносит больше вопросов, чем ответов, особенно в свете сходства книги с договорами второго тысячелетия до н.э.305

Структура

Помимо общей структуры, схожей с древними ближневосточными договорами,306 ученые заметили, что книга состоит из трех проповедей, с последующими тремя короткими дополнениями.307

I. 1:1‒4:43 – историческая часть: перечисляет Божьи дела для Израиля в прошлые годы

A. Где и когда Бог спас Израиль – 1:1‒5

B. События на пути от Хорива до Моава – 1:6–3:29

C. Призыв к верности из-за опасности идолопоклонства – 4:1‒40

D. Дополнение с перечислением трех городов-убежищ на восточном берегу реки Иордан – 4:41‒43

II. 4:44‒26:19 – нравоучительная и законодательная часть

A. Вводные замечания, законы, свидетельства и заключения – 4:44‒49

B. Описание десяти заповедей – 5:1‒11:32

C. Специальные постановления о «поклонении, очищении, десятине, трех ежегодных праздниках, поддержании справедливости, царях, священниках, пророках, войне и частной и социальной жизни людей» – 12:1‒26:19.

III. 27:1‒31:30 – часть, которая состоит из предсказаний благословений или проклятий, в зависимости от покорности или непослушания соответственно

A. Указания о написании этих законов на горе Гевал – 27:1‒10

B. Утверждение законов прочтением благословений и проклятий на склонах гор Герезим и Гевал соответственно – 27:11‒26

C. Предупреждение против непослушания – 28:1‒29:1

D. Призыв принять условия завета – 29:2‒30:20

E. Прощание Моисея и передача полномочий Иисусу Навину 31:1‒30

IV. 32:1‒34:12 – дополнительная часть, которая включает три дополнения

A. Песнь Моисея ― 32:1‒52

B. Благословения Моисея – 33:1‒29

C. Смерть Моисея – 34:1‒12

Жанр

Синтез ближневосточного договора второго тысячелетия и проповедей-речений, которые начинаются с обзора уроков прошлого, продолжаются комментариями на Декалог и завершаются предупреждениями относительно будущего поведения (предупреждениями, благословения и проч.), еще раз доказывает, что Второзаконие – это изначально письменный документ. Однако, и второстепенные жанры книги все же продолжают играть важную роль. Как конституция, Второзаконие происходит из жанра договора и определяет жизнь Израиля в рамках завета. В этом смысле книга является фундаментальной для европейского конституционализма.308 Описание или комментарии к Декалогу309 указывает на назидательную природу Второзакония. Обращение от первого лица, проявившееся в виде структуры из трех проповедей, соединяет эти жанры и позволяет читателю прикоснуться к живому миру заботы, участия, безотлагательности и проч., что происходит, только когда готовящийся к смерти человек желает передать свои слова следующему поколению.310

Богословские Темы

Ключевые богословские темы Второзакония, которые оказали влияние на религиозную мысль древнего Израиля, иудаизма и христианства, можно представить в виде нескольких основных идей. Девиз, и почти что кредо, книги Левит – «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:44,45, 19:2, 20:7:26) – еще раз повторяется во Второзаконии, но с подчеркнутой ноткой избранности: «Ведь вы – святой народ у Господа, вашего Бога; Господь, ваш Бог, избрал вас из всех народов земли, чтобы вы были его драгоценным достоянием» (7:6). Эта святость Бога отражает Его уникальный характер: «Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, ― единственный Господь» (6:4), что само по себе кладет на плечи Израиля особенную ответственность: «Люби Господа, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми силами» (6:5), и делает народ святым (как уже было отмечено), отражая этим уникальный характер и самого народа по сравнению с другими народами. Объединение двоих – уникального Бога с Его уникальным народом, приводит к возникновению уникальных отношений, которые называются заветом. Этот завет строится не на страхе, а на любви, обещая высочайшие благословения и требуя столь же высокой ответственности. Святая жизнь (7:6,14:2, 18:13, 26:19) проявляется в добром отношении к «нуждающимся, бедным, сиротам, вдовам, левитам, странникам (10:18 и дал., 17‒21, 26:12), животному миру (25:4)»311, и требует, чтобы родители учили детей завету (4:9, 6:7,20‒25, 11:19‒21, 31:13). Эти возвышенные идеи не обошлись без обязательного божественного воздаяния. Завет Второзакония ставит Божье обещание земли в зависимость от покорности и верности Израиля (4:25, 6:18, 8:1, 11:8‒9,18‒21, 16:20). При послушании гарантируется сохранность земли и процветание; непослушание ведет к бедствиям, смерти и потере земли (4:25‒31, 11:26‒28). Такая напряженность между благодатью и законом помогает понять всю последующую историю еврейского народа. Израиль стоял на перепутье. Уникальность и святость Бога, когда Он вошел в отношения любви со своим народом (т.е. завет), предполагает их ответную любовь, их уникальность, их святость, отказ от идолов, верность завету и согласие с тем, что покорность ведет к награде, а непослушание влечет наказания. Итак, Израиль должен помнить, и не забывать, Бога. Чем же обернутся поступки этого народа: наказанием или благословением?312

Связь с Новым Заветом

Пророк, равный Моисею. Из всех отрывков Второзакония, процитированных в Новом Завете, возможно, самым далеко идущим следует считать 18:14‒24. Здесь дается обещание того, что Бог пошлет Израилю «пророка, равного Моисею», подразумевая историческую роль Моисея как посредника между народом и Богом. Моисей напоминал Израилю о богоявлении у горы Хорив, которое настолько поразило людей, что они просили Моисея предстоять перед Богом вместо них (4:10‒14, 5:22‒31). Выполнив их пожелание, он стал передавать слова Божьи людям, став их пророком, настоящим примером для всех последующих пророков Израиля (18:14‒22). Обещание «пророка, равного Моисею» указывает на непрекращающуюся заботу Бога о Своем народе. Противоположным этому обещанию можно считать замечание 34:10: «С тех пор не было среди Израильтян пророка, равного Моисею». Напряженность между обещанием «пророка, равного Моисею» и отсутствием такового в реальности, служила фоном для длинной очереди пророков, каждый из которых, осознавая, что до его времени еще не появлялся пророк, равный Моисею (34:10‒12), мог бы допустить мысль, а не он ли тот самый. Эти «пророки, равные Моисею» призывали народ к верности завету (13:1‒5) и ожидали исполнения своих пророчеств (18:21‒24). В этом смысле, Второзаконие 18:14‒24 можно назвать источником, из которого берет свое начало институт израильского пророчества. Подобно тому, как Бог явил свое слово Моисею, Он явит свое слово и пророкам (см. Ам.3:7). Эти «пророки, равные Моисею» стали «вестниками Яхве, посредниками Его завета, заступниками народа, [и] глашатаями Бога», которые были «посланы от имени Всевышнего Царя... чтобы обличить народ и объявить приговор, вынесенный Израилю за нарушение договора».313 Провозглашая свое послание, пророки проповедовали созидательное слово Божье, которое не возвращается к Нему тщетным (Ис.55:11). Божье слово в их устах давало им власть «против племен и царств, искоренять и разрушать, губить и крушить, строить и насаждать» (Иер.1:9б‒10).314

Эпитет «раб-пророк» хорошо иллюстрирует эту связь. Такие слова как «Мой раб Моисей» повторяются во всех книгах Библии (Втор.34:5; см. Исх.14:31; Чис.12:7‒8; И.Нав.1:1‒2,7,13,15, 8:31,33, 9:24, 11:12,15, 12:6, 13:8, 14:7, 18:7, 22:2,4‒5; 3Цар.8:53,56; 4Цар.18:12, 21:8; 1Пар.6:49; 2Пар.1:3, 24:6,9; Неем.1:7‒8, 9:14, 10:29; Пс.104:26; Ис.63:11; Дан.9:11; Мал.4:4). Отдельные пророки, такие как Ахия (3Цар.14:18, 15:29), Илия (3Цар.18:36; 4Цар.9:36, 10:10) и Иона (4Цар.14:25) – все названы «рабами Господа» или подобным образом. Группы пророков называются «Мои/Его/ Твои рабы пророки» («Мои рабы» – 4Цар.9:7, 17:13; Иер.7:25, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4; Иез.38:17; Зах.1:6; «Его рабы пророки» – 4Цар.17:23, 21:10, 24:2; Иер.25:4; Ам.3:7; Дан.9:10; «Твои рабы пророки» – Езд.9:11 и Дан 9:6). Эпитет «раб-пророк» предполагает особенные отношения с Яхве. Второзаконие 32:36 указывает, что «Яхве заступится за Свой народ и пожалеет Своих рабов», а стих 43 замечает: «За кровь рабов Своих отомстит Господь». Со словами, похожими на Второзаконие 32:43 был помазан на царство Ииуй (4Цар.9:7): «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели» (курсив добавлен). В отношениях раба-пророка с Яхве неотъемлемой частью было наказание тех, кто враждовал с пророками Божьими. Таким же образом, исполнившееся пророчество характеризует взаимоотношения раба-пророка с Яхве.

Языком, напоминающим Книгу Второзакония 18:14‒24,4 Книга Царств 10:10 говорит: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию» (курсив добавлен). Этот и другие отрывки (3Цар.14:18, 15:29; 4Цар.9:36, 14:25) подчеркивают не исполнение слов пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через своих рабов пророков. Рабы-пророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово, которое после исполнения указывало на то, что эти рабы-пророки проповедовали в традиции «пророка, равного Моисею» (Втор.18:15‒22). В устах «пророка, равного Моисею» были слова Яхве, он говорил по наставлению Яхве (ст. 18). Если пророк начинал говорить от себя, то его пророчества не сбывались, и его не считали «пророком, равным Моисею». Связь пророчества с эпитетом вследствие исполнившегося пророчества означало, что данный пророк был «пророком, равным Моисею», «рабом Яхве», каким был Моисей. Речь Илии у горы Кармил иллюстрирует этот факт. «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему» (3Цар.18:36, курсив добавлен). Илия просил Яхве показать не только то, что Он – Бог над Израилем, в противоположность Ваалу, но также, что Илия был верным «рабом» Яхве, имеющим специальное поручение от Него («и сделал всё по слову Твоему»), в противоположность пророкам Ваала.

Другие отрывки, где используется формула «Мои/Его/Твои рабы пророки» имеют тот же подтекст. Пророки верно исполняли свое поручение. Как и Моисей, который «был верен во всем доме» (Числ.12:7), они также были верны своим поручениям. Яхве посылал Своих рабов-пророков к людям с предупреждением о злых делах людских, но они отказывались обращать внимание на предупреждения или следовать заповедям Божьим (4Цар.17:13). Израиль оказался в изгнании, потому что последовал грехам Иеровоама I, о чем предупреждал раб-пророк (4Цар.17:22:23). Таким же образом, через рабов-пророков Бог посылал предупреждения Иуде (4Цар.21:10 и дал.)

Предупреждения приняли форму наказания через вторжение, когда царем был Иоаким, что было предсказано рабами-пророками (4Цар.24:2). В Книге Иеремии эпитет раба-пророка приобретает особую глубину. Яхве еще и еще раз посылает рабов-пророков, чтобы передать Свое слово (7:25, 25:4, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4). Таким образом, рабы-пророки действовали в соответствии с традицией, по которой они находились в особенных отношениях с Господом Яхве, а Он ожидал от них исполнения поручения, для которого они были избраны – провозглашения слов Яхве, переданных через них. Все сказанное ранее указывает на то, что, хотя «среди Израильтян не было пророка, равного Моисею» (Втор.34:10), была целая плеяда пророков, которые были похожи на Моисея. Они были верны в своем служении, как и он. Они были готовы исполнить любые требования Яхве, как и он.

Израиль все время находился в поисках «пророка, равного Моисею», верного Божьего раба, что привело к идее идеального раба (Ис.42:1‒4, 49:16, 50:4‒9, 52:13‒53:12), которая указывала на Христа. Вопрос, который народ задавал Иоанну Крестителю: «Ты – пророк?» (то есть «пророк, равный Моисею» [18:15‒19; Ин.1:21]) показывает их ожидание появления такого пророка. В конце концов, христиане понимают, что Иисус был таким «пророком, равным Моисею», посредником и законодателем, верно исполнившим поручение, данное Ему (Втор.5:27, 18:15‒19, 34:11‒12; Ин.6:14; Деян.36:22, 7:37; Евр.4:14‒16).315

Вот еще несколько областей, где Второзаконие связано с Новым Заветом. Иисус изложил суть всего Ветхого Завета в одном предложении (Мф.22:37; см. Втор.6:5). Он заявил, что Он и Отец – одно, вторя Шеме (6:4; Ин.10:30, 17:21‒23). Он цитировал Второзаконие, отвечая на искушения сатаны (Мф.4:4,7,10; см. Втор.8:3, 6:16:13). Центральное святилище (храм) Второзакония становится небесным храмом нового Израиля (Евр.12:18‒24). Подобно Израилю, который был достоянием Божьим (Втор.7:6, 14:2, 26:18), теперь Церковь стала Его достоянием (Еф.1:14; Тит.2:14; 1Пет.2:9). Бог – это огонь поядающий, – так считал древний Израиль и так продолжает считать современная Церковь (Втор.4:24; Евр.12:29). Неудивительно, что «ранняя церковь называла себя возрожденным идеальным Израилем. Как Израиль изображается во Второзаконии в виде единого организма с одним Богом, одним народом, одной землей, одним храмом и одним законом, так и Церковь призвана к такому же единству, потому что существует одно тело, один Дух, одна надежда, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф.4:4‒5). Иисус молился, чтобы Его последователи были едины (Ин.17:11)».316 Все сказанное говорит о том, что Второзаконие – это ветхозаветная книга, оказавшая безмерное влияние на все поколения верующих.317

* * *

276

'R.K. Harrison, «Deuteronomy, ” ISBE2, rev. ed. by G.W. Bromiley (Grand Rapids: Eerdmans, 1979), 1:934–935; id., Introduction, p. 635; Archer, Survey, p. 239; Young, Introduction, p. 94; Dillard and Longman, Introduction, pp. 91–92; D.A. Hubbard and F.W. Bush, «Numbers,” in Old Testament Survey: The Message, Form, and Background of the Old Testament, 2nd ed., ed. by W. S. LaSor, D.A. Hubbard, and F.W. Bush (Grand Rapids: Eerdmans, 1996), p. Ill; A.D.H. Mayes, Deuteronomy (London/Grand Rapids:Marshall-Morgan-Scott/Eerdmans, 1981), p. 27.

277

M.G. Kline, Treaty of the Great King (Grand Rapids: Eerdmans, 1963), pp. 13ff

278

Mendenhall, «Covenant Forms,” pp. 50–76.

279

М. Weinfeld, Deuteronomy and the Deuteronomic School (Oxford: University Press, 1972; repr. ed., Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1992), pp. 59–178; KA. Kitchen, The Fall and Rise of Covenant, Low and Treaty,» TynBul 40 (1989): 118–135.

280

Kitchen, Reliability, p. 289.

281

Научная концепция, например, в лингвистике, исходящая из того, что «правильная» теория должна быть минимально достаточна для объяснения определенных явлений. – прим. пер.

282

Kitchen, Reliability, p. 299.

283

Harrison, «Deuteronomy,» ISBE2,1:937–938; id., Introduction, pp. 648–650; Dillard and Longman, Introduction, pp. 97–99; Mayes, Deuteronomy, pp. 30–34; Hubbard and Bush, «Deuteronomy,» p. 112.

284

Harrison, «Deuteronomy,» ISBE ,1:938.

285

Там же.

286

Там же, 1:939.

287

Там же; см. id., Introduction, pp. 650–653; см. Archer, Survey, pp. 243–250.

288

Harrison, «Deuteronomy, » ISBE2, 1:939.

289

Hubbard and Bush, «Deuteronomy,» p. 117.

290

См. также: Dillard and Longman, Introduction, pp. 91 –92 для расширенной библиографии, связанной с исследованиями Второзакония; см. D.L. Christensen, Deuteronomy 1–11 (Waco: Word, 1991), pp. xxv-lvi.

291

Wellhausen, Prolegomena, pp. 402, 487.

292

Dillard and Longman, Introduction, pp. 93–94.

293

См. H.H. Rowley, The Growth of the Old Testament (New York: Harper and Row, 1950), p. 29; Clements, One Hundred Years, pp. 8–9; Hubbard and Bush, «Deuteronomy,» p. 114.

294

G.A. Smith, The Book of Deuteronomy (Cambridge: University Press, 1918).

295

CM. E.W. Nicholson, Deuteronomy and the Tradition (Philadelphia: Fortress, 1967), pp. 22–26; Mayes, Deuteronomy, pp. 35–37; J.G. McConville, «Singular Address in the Deuteronomic Law and the Politics of Legal Administration,» JSOT97 (2002): 19–36.

296

S.R. Driver, A Critical and Exegetical Commentary of Deuteronomy, 3rd ed. (Edingurgh; Т. & T. Clark, 1902), pp. iii-xix, xxxiv-lxv; cp. Wellhausen, Prolegomena, p. 487.

297

G. von Rad, The Problem of the Hexateuch and Other Essays (New York: McGraw- Hill, 1966), pp. 1–78.

298

Wellhausen, Prolegomena, p. 487; Driver, Deuteronomy, pp. iii-xix, xxxiv-lxv.

299

Weinfeld, Deuteronomy and the Deuteronomic School, pp. 53–58; cp. Dillard and Long2m5 an, Introduction, pp. 94–96.

300

Soulen, Handbook, p. 46; ср. M. North, The Deuteronomistic History, JSOTS 15– (1981 ):6,14,84,89, первоначально издана под названием Uberlieferungs-geschichtliche Studien, 2nd ed. (Nubingen: Max Niemeyer, 1957; 3rd ed. unaltered, 1967).

301

Dillard and Longman, Introduction, pp. 96–97; cp. Halpern, The First Historians, pp. 30–31; Hubbard and Bush, «Deuteronomy,» pp. 116–117; Mayes, Deuteronomy, pp. 81–107.

302

Harrison, «Deuteronomy,» ISBE2,1:935–937; id., Introduction, pp. 640–649.

303

J.Skinner, Prophecy and Religion (Cambridge: University Press, 1922), p. 167; ср. H.H. Rowley, Studies in Old Testament Prophecy: Presented to Т.Н. Robinson on His Sixty-Fifth Birthday, August 9th, 1946 (Edinburgh: Т. & T. Clark, 1950), p. 166.

304

Harrison, «Deuteronomy, » ISBE2, 1

305

См. также: Mayes, Deuteronomy, p. 103; Archer, Survey, pp. 91–95; Kaiser, «Pentateuch and Deuteronomistic History,» pp. 309–314.

306

Harrison, «Deuteronomy, » ISBE2, 1:935; Dillard and Longman, Introduction, p. 99; Hubbard and Bush, «Deuteronomy,» pp. 112–113.

307

Harrison, «Deuteronomy, » ISBE2,1:938; id., Introduction, pp. 653–662.

308

S.D. McBride, «Polity of the Covenant People; the Book of Deuteronomy,» Int 3 91987): 229–244.

309

S.A. Kaufman, «The Structure of the Deuteronomic Law,» Maavav 1–2 (197879): 105–158; J.H. Walton, «Deuteronomy in Exposiotion of the Spirit of the Law,» GTJ 8 (1987): 213–225; cp. Dillard and Longman, Introduction, p. 100.

310

См. также Dillard and Longman, Introduction, pp. 99–101.

311

Harrison, «Deuteronomy,» ISBE2, 1:935, ср. 1:939–940.

312

См. также Dillard and Longman, Introduction, pp. 102–105; Hubbard and Bush, «Deuteronomy,» pp. 119–125; Mayes, Deuteronomy, pp. 55–81; Archer, Survey, p. 241.

313

J. Muilengurg, «The 'Officé of Prophet in Ancient Israel,» in The Bible in Modern

Scholarship, ed. by J.P. Hyatt (Nashville: Abingdon, 1965), p. 97.

314

Обсуждение связи пророков и Моисея см. у: Young, Introduction, pp. 100–101; Dillard and Longman, Introduction, pp. 103–104; J.C. Laney, «The Role of the Prophets in God's Case against Israel,» BSac 138 (1981): 313–325; G.M. Tucker, «Deut 18:1522,» M 4 1 (1987): 292–297; P.D. Miller, «Moses My Servant,» /иг41 (1987): 245–255.

315

Ср. R.C. Bailey, «Images of the Prophets: An Analysis of the Metaphors and Epithets Used in the Old Testament to Describe Prophets and Prophetic Activity» (Ph.D. Dissertation, Drew University, 1987), pp. 161–162,169,174–179; Tucker, «Moses My Servant,» p. 253.

316

Dillard and Longman, Introduction, p. 106, cp. P. 105.

317

Cp. Hubbard and Bush, «Deuteronomy,» pp. 126–127; Tucker. Moses My Servant, p. 255.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle