прот. Константин Буфеев

Источник

1. Животные, предназначенные для жертвоприношения

1.1. Жертвенные животные в Ветхом Завете

«Сотворение птиц и рыб». Фрагмент алтарной иконы церкви св. Петра, Гамбург. Мастер Бертран из Миндена. Вторая половина XIV века

До грехопадения не было смерти, и Адам в Эдемском саду животных не приносил в жертву. Кровавые жертвоприношения начались на земле сразу после потери райского состояния. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что Бог сам научил Адама жертвоприношению, когда изгнал праотцев из Рая и облек их в кожаные ризы: «Прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кож животных, умервщленных, может быть, перед их же глазами» [1, с. 249].

От первородных стада своего сделал приношение Богу праведный

Авель, сын Адама, причем эта жертва была Богу приятна (Быт.4:4).

Приносил жертву Богу праотец Ной при заключении Завета:

Бытие, гл. 8


20. И созда Ное жертвенник Господуви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. 21. И обоня Господь воню благоухания 20. И устроил Ной жертвенник Господа, и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21. И обонял Господь приятное благоухание

По Божьему смотрению оказался в чаще кустарника запутавшийся рогами овен, которого Авраам принес в жертву Богу вместо сына своего Исаака:

Бытие, гл. 22


6. И взя же Авраам дрова всесожжения и возложи на Исаака сына своего: взя же в руки и огнь, и нож, и идоста оба вкупе. 7. Рече же Исаак ко Аврааму отцу своему: Отче! Он же рече: что есть, чадо? Рече же: се, огнь и дрова, где есть овча еже во всесожжение? 8. Рече же Авраам: Бог узрит Себе овча во всесожжение, чадо. Шедша же оба вкупе, 9. приидоста на место, еже рече ему Бог; и созда тамо Авраам жертвенник и возложи дрова: и, связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров. 6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. 9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

« Жертва праведного Авеля». Фрагмент мозаики. Собор Сан­

Витале , Равенна. Италия. Середина VI в.


10. И простре Авраам руку свою, взяти нож, заклати сына своего. 11. И воззва и Ангел Господень с небесе, и рече: Аврааме! Аврааме! Oн же рече: се, аз. 12. И рече: да нe возложиши руки твоея нa отрочища, ниже да сотвориши ему что: Ныне бо познах, яко боишися ты Бога, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Meнe ради. 13. И воззрев Авраам очима своима виде, и се, овен един держимый рогами в саде савек: и иде Авраам, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего. 10. И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 11. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. 13. И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего.

Ежедневно приносил жертву за своих семерых сыновей и трех дочерей праведный Иов Многострадальный:


4. Сходящеся же сынове его друг ко другу, творяху пир на кийждо день, споемлюще вкупе и три сестры своя, ясти и пити с ними. 5. И егда скончавашеся дние пира, посылаше Иов и очищаше их, востая заутра, и приношаше о них жертвы по числу их, и телца единаго о гресе о душах их. Глаголаше бо Иов: Негли когда сынове мои согрешиша и в мысли своей злая посмыслиша противу Бога? Тако убо творяше Иов вся дни. 4. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трёх сестёр своих есть и пить с ними. 5. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своём? Так делал Иов во все такие дни.

Особое значение в Священном Писании уделено принесению в жертву первенцев, которые считаются достоянием Божиим. Закон непременно предписывал или принесение первенцев в жертву, или их выкуп.

Исход, гл. 13


1. Рече Господь к Моисею глаголя: 2. Освяти ми всякаго первен­ца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых от человека до скота, яко Мне есть. 12. И отлучиши всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, всякое разверзающее ложесна от стад или от скот твоих, елика будут тебе, мужеск пол освятиши Господу. 13. Всякое разверзаюгцее утробу ослю премениши овцею; аще же не премениши, искупишие, и всякаго первенца человеча сынов твоих да искупиши. 15. Егда бо ожесточися фараон отпустити нас, изби Господь всякаго первенца в земли Египетстей, от первенца человеча до первенца скотия, сего ради аз жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, и всякаго первенца сынов моих искуплю. 1. И сказал Господь Моисею, говоря: 2. Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они. 12. Отделяй Господу всё, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского иола, – Господу, 13. а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 15. Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю.

Жертвы из крупного и мелкого рогатого скота, а также из птиц (горлиц) приносили Моисей с Аароном и все праведники Ветхого Завета. В Библии много страниц уделено предписаниям о «правильном» жертвоприношении. Наиболее обстоятельному изложению этой темы посвящена библейская книга Левит.

«Заклание тельца». Фрагмент иконы «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)». Северное письмо. Сольвычегодск. Начало XVII века. (СИХМ)

По Закону в жертву приносили так называемых чистых домашних животных – парнокопытных жвачных, которые действительно являются «удобными» для жертвоприношения. Они как бы «предназначены» для заклания.

Не только в традиции ветхозаветного почитания Творца неба и земли, но и в языческих культах практически всех дохристианских религий центральным духовным актом было заклание животных и принесение их в жертву.

Так, когда апостолы Павел и Варнава пришли в Ликаонскую страну, в город Листру, то после совершенного чуда они были приняты местными жителями за богов Гермеса и Зевса, и им немедленно решили принести в жертву волов.

Деяния святых Апостолов, гл. 14


11. Народи же видевше, еже сотвори Павел, воздвигоша глас свой, ликаонски глаголюще: «Бози уподобльтеся человеком сиидоша к нам!» 12. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермиа, понеже той бяше началник слова. 13. Жрец же Диев, сущаго пред градом их, приведеюнцы и принесе венцы пред врата, с народы хотяше жрети. 11. Тогда народ, увидев, что сделал Павел, повысил свой голос, говоря по-ликаонски: «Боги приняли облик человеческий и сошли к нам!» 12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом, потому что он был главным в разговоре. 13. А жрец Зевса, храм которого был перед городом, привел к воротам быков, принес венки и хотел вместе с множеством народа вознести жертвы.

Животные были необходимы для того, чтобы через их заклание осуществлять религиозный культ.

1.2. Иисус Христос отменяет кровавые жертвоприношения

В эпоху Ветхого Завета жертвенные животные прообразовали кроткого и смиренного Христа – Агнца, Первенца, Спасителя Mиpa.

За несколько веков до Рождества Господа Иисуса пророк Исайя писал о Нем как об Агнце:

Книга пророка Исайи, гл. 53


7. И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих; яко овча на заколение ведется, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих: как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих

Господь Иисус Христос был назван Иоанном Крестителем Агнцем Божиим, вземлющим грех мира (Ин.1:29). В Откровении Он именуется Агнцем, закланным от сложения мира (Апок.13:8). Он принес Себя в добровольную жертву и искупил чело­веческий род Своей святой кровью.

Важно отметить, что Иисус в Священном Писании называется Первенцем.

Евангелие от Матфея, гл. 1


24. Востав же Иосиф от сна, сотвори якоже повеле ему Ангел Господень, и прият жену свою 25. И не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего Первенца, и нарече имя ему Иисус. 24. Встав от сна, Иосиф потупил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою 25. и не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус.

«Сретение Господне». Фрагмент иконы. Москва. 1697 г. «Коломенское»

Как за Первенца, за младенца Христа была, согласно закону Моисея, принесена жертва:

Евангелие от Луки, гл. 2


22. И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста его во Иерусалим, поставити его пред Господем, 23. якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, развер­зая ложесна, свято Господеви наречется, 24. и еже дати жертву, по реченому в законе Господни, два горличища или два птенца голубина. 22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, 23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу, 24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Это – последнее из упоминаемых в Священном Писании храмовых кровавых жертвоприношений, и совершено оно было за сорокадневного Христа Богомладенца – Исполнителя Закона.

Наименование Первенцем (Начатком) справедливо по отношению к Господу, как в земной Его жизни, так и в жизни будущего века, которую Он открыл всем верующим в Него, когда пролил добровольно Свою кровь на Кресте и, воскреснув, стал Первенцем из умерших.

I Послание к Коринфянам св. апостола Павла, гл. 15


20. Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершым бысть. 21. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. 22. Якоже бо о Адаме вcu умирают, такожде и о Христе ecu оживут, 23. кийждо же во своем чину: Начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его. 20. Но Христос воскрес из мёртвых, Первенец из умерших. 21. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. 22. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23. каждый в своём порядке: Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

Святой апостол Павел отмечает, что Христос как Первосвященник не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр.9:12). Далее апостол продолжает: Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа... очистит совесть нашу (Евр.9:13–14)!

«Изгнание торговцев из храма». Фрагмент фрески. Собор Протата в монастыре Карея, Афон. Греция. Иконописец Мануил Панселин. XIII в.

Иисус Христос отменил повсеместный обычай приносить животных в жертву. При этом дважды, в начале Своего служения и накануне Своих Крестных страданий, Господь совершил весьма значимое и символическое действие – вместе с торговцами из Храма изгнал предназначенных для жертвоприношений животных и птиц, освободив дом Божий от их присутствия:

Евангелие от Иоанна, гл. 2


13. И близ бе Пасха иудейска, и взыде во Иерусалим Иисус. 14. И обрете в церкви продающий овцы и волы и голуби, и пеняжники седящыя. 15. И сотворив бич от вервий, вся изгна из церкве, овцы и волы: и торжником разсыпа пенязи и дски опроверже. 16. И продающим голуби рече: «Возмите сия отсюду! и не творите дому Отца Моего дому купленаго». 13. Приближалась иудейская Пасха, Иисус взошел в Иерусалим. 14. И в храме Он увидел людей, продающих быков, овец и голубей, а также разменивающих деньги, которые сидели на своих местах. 15. Тогда, сделав из веревок плеть, Он выгнал их всех из храма вместе с овцами и быками, и рассыпал монеты обменивающих деньги, и опрокинул столы. 16. И сказал продающим голубей: «Уберите это отсюда! Довольно делать дом Отца Моего домом торговли».

После Жертвы Сына Человеческого уже не может иметь никакого искупительного значения жертва бессловесных тварей, и потеряло всякий смысл любое жертвоприношение скотов и птиц. Искупление Христом падшей природы Адама восстановило отношение между человеком и животными. Евхаристия – новая бескровная Жертва. Животные в эпоху Нового Завета оказались «свободны» от необходимости быть приносимыми в жертву.

Уже не нужен стал Иерусалимский Храм с его ежедневными кровавыми жертвоприношениями. Промыслом Божиим он обрекся на разрушение.

Наступила эпоха заката также и всех языческих жертвоприношений. Одним из существенных проявлений воздействия христианства на мир является повсеместное упразднение животных жертвоприношений различным богам и духам. Сознание людей, даже далеких от исповедания евангельской веры, изменилось настолько, что современный человек (как «иудей», так и «еллин») часто с трудом может понять – для чего вообще нужно было в древности кровавое жертвоприношение.

Христиане никогда не приносили за себя в жертву бессловесных животных, но сами нередко становились мучениками за Христа, принимая, как агнцы, добровольное страдание.

1.3. Звери, принявшие мучение за Христа

В житиях Святых имеются примеры, когда вместе с людьми мученическую кончину за Христа разделяли и животные.

Злоба мучителей иногда распространялась на зверей, помогавших Святым.

Мученица Дария (19 марта)

«Дария повелела льву отпустить тех мужей (своих обидчиков) без всякого вреда. И они, выйдя оттуда, громким голосом взывали:

– Веруйте, народы римские, что нет иного бога, кроме Христа, проповедуемого Дарией!

Когда узнал об этом епарх Келерин, то велел развести сильный огонь у дверей того дома, где находилась Дария со львом и сжечь их» [1, с. 394].

То есть зверь должен быть пострадать вместе со Святой, и лишь по молитвам мученицы избежал казни.

Были случаи, когда звери, отказывавшиеся пожирать святых мучеников-христиан, сами становились жертвами по прихоти безбожных и безумных мучителей.

Преподобномученица Архелая (6 июня)

«Игемон, разгневавшись, приказал отдать Святую на съедение голодным львам, думая, что они сейчас же растерзают ее; но звери сделались кроткими, как овцы, и лежали у ног Святой...

Игемон, увидав, что Святая осталась невредимой от зверей, исполнился еще большей ярости и приказал воинам убить зверей» [1, с. 118].

Великомученик Пантелеймон (27 июля)

«Царь, преисполнившись гнева, вывел солдат с обнаженными мечами на тех, которые славили Христа Бога, и многие из народа, уверовавшие во Христа, были убиты; приказал же царь и зверей всех убить. Видя это, мученик возгласил так:

– Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!» [1, с. 633].

Мученик Андроник (12 октября)

«Выпущен был медведь... И когда он подошел к Андронику, сел и начал лизать раны его. Андроник же, терзая, раздражал его, чтобы он его съел, но тот был кроток. Разгневанный проконсул приказал копьеносцам убить медведя» [1, с. 276].

Священномученик Никон (27 марта)

«Святой, привязанный к коням, простер на них правую руку и осенил их крестным знамением, и кони тотчас сделались кроткими, как овцы, и стояли, как вкопанные, не двигаясь с места, сколько слуги ни били их и ни понуждали вожжами и уздой.

Видя это, мучитель разгневался и повелел перерезать у коней жилы на ногах» [1, с. 441].

Священномученик Емилиан (18 августа)

«Максимиан приказал... бросить Емилиана на съедение зверям, но звери не причинили святителю Божию никакого вреда, потому что Сам Господь, явившийся угоднику Своему, был тут. Христос сказал ему:

– Мужайся, Емилиан, добрый и верный раб Мой!

И звери успокоились: львы и леопарды сделались кроткими, как ягнята, и одни лизали ноги Святого, а другие – руки его. При виде таких чудес народ закричал:

– Велик Бог христианский! Пусть раб Его будет отпущен на свободу.

И в этот день уверовало во Христа тысяча человек. В страшном гневе на народ Максимиан выслал на него вооруженных воинов и приказал им убивать тех, кто прославлял Христа... Кроме того, по приказанию разгневавшегося правителя, были перебиты и звери, не причинившие вреда мученику. Видя избиение зверей, Емилиан воскликнул, сказав:

– Слава Тебе, Христе Боже, ибо за Тебя умирают не только люди, но и звери»[1, с. 312].

Любопытное свидетельство содержится в житии святого великомученика Пантелеймона. В нем повествуется о том, что зверей, отказавшихся пожирать святых мучеников, разъяренный царь приказал убить, а трупы их оставить как падаль. Но Бог сотворил знамение на телах зверей, ставших мучениками за Христа:

«Убитые люди, взятые своими, преданы были погребению, а звери были оставлены на съедение псам и плотоядным птицам. Но и тут совершилось великое чудо: звери эти много дней лежа­ли без всякого прикосновения не только со стороны псов, но и птиц, и мало того – трупы их не издавали запаха» [1, с. 633].

Здесь мы встречаемся с редким свидетельством о нетленных останках животных.


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle