Источник

№ 21. Мая 21-го

Богданов М., прот. Слово в день вознесения Господня // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 21. С. 85–92.

Извед их вон до Вифании: и воздвиг руце свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо (Лк.24:50, 51).

Так окончилось на земле видимое служение Иисуса Христа спасению рода человеческого! Путешествие Божественного Учителя со учениками Его на Елеонскую гору, о котором мы слышали ныне, было последнее: благословение Того, Имже и о Немже благословятся вся племена земная, видимо преподанное возлюбившим Господа Иисуса и возлюбленном от Него, было также последним. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо; и облак подъят Его от очию их.

У Премудрого ничего не бывает без причины; Любвеобильнейший все совершает для целей спасительных. И оставление земли Иисусом Христом страшившее некогда надеющихся на Него Единого, и вознесение Его с пречистою плотью на небо, приводящее в недоумение иных, желающих проникать в пути Господни, произошло по премудрым причинам и для спасительных целей. В честь настоящего светлого празднества Церкви уясним для себя эти причины и цели, да в ныне воспоминаемом событии из земной жизни Христа Спасителя найдем побуждение, подобно святым апостолам, выну хвалить и благословлять Господа нашего, нас ради человек сшедшего с небес, и ради нашего спасения и блаженства вечного восшедшего на небеса.

Неоднократно Дух Святой возвещал нам через избранных своих, что для полного, окончательного откровения царства Божия на земле, необходимо обновление оной. Для сего, по слову пророка, должно явиться небо ново и земля нова (Ис.65:17). Для сего ново небесе и новы земли по обыкновению Божию чаем, с них же правда живет, говорит св. апостол (2Пет.3:13). Св. град, Иерусалим новый, тогда снидет от Бога с неба, когда прейдут прежнее небо и прежняя земля (Откр.21:1–2). Без сего обновления земля не может быть местом, царством славы и жилищем для сынов сего царства. Ибо что такое земля в настоящем ее состоянии? Это место изгнания, куда из рая сладости изринул Господь человека, в наказание за его преступление; это место странствия, где на каждом шагу опасности, идеже несть света, ниже видети живота человеческого (Иов.10:22). Пораженная проклятием Божиим, земли повсюду носят на себе следы сего проклятия; на ней повсюду горе, стенание и жалость; повсюду смерть разрушение и тление. Человек царь и владыка земли, через которого и которым долженствовало устрояться на земле царство Божие, царство правды, истины и блаженства, теперь не только не устрояет это царства, но разрушает все доброе и благое, что десница Божия насаждает в мире, и все более и более оскверняет землю своим делами. Беззакония его, как води потопа. разлились по лицу всей земли. И нет места на земле, куда бы они не проникли. Беззаконие, по выражению пророка, днем и ночью ходит по стенам и стогнам градским, оно проникает и в пустыни, и вносит туда беды и горе. Беды во градах, беды в пустыни, беды в море, беды в реках – везде зло на земле! Беды от разбойник, беды от язык, беды во лжебратии, беды даже от сродник (2Кор.11:26) – везде беда, где есть люди!.. Как же на такой земле, среди таких людей устроить царство правды и истины, царство мира и покоя, бессмертия и блаженства? А без сего царства на земле, как обитать видимо на ней Иисусу Христу, прославленному Царю и Господу оного Царства? Где бы Он на земле нашел место, из которого мы, подобно иудеям, не изгнали бы Его своими делами? Где бы обрел Он обитель покоя, куда бы сокрылся от наших помышлений греховных, нечистых желаний и дел беззаконных, когда мы, забывая, что эти желания, эти мысли и поступки суть крест для Спасителя нашего, ходим с ними во всякое место; когда мы часто не стыдимся приносить их с собою даже и в св. Его храм?... Чтобы Христос мог обитать на земле между людьми своею прославленною плотью, для сего должно быть небо ново и земля нова, для сего люди должны очиститься от всякия скверны плоти и духа; а до того времени, до лет устроения всех подобало небеси прияти Христа Иисуса, как учит апостол (Деян.3:21). И так вознесен на небо Господь наш потому, что не мог прославленною плотью Своею обитать между грешными людьми в грешной земле.

Вознесение Иисуса Христа от земли на небо требовала по вторых нужда высочайшего прославления и Нем человеческого естества, дабы через сие прославление возглавить собою всяческая, яже на небесех и яже на земли (Еф.1:10). Прославился Иисус Христос, когда сошел во ад, ибо явился победителем ада: прославился Иисус Христос, когда воскрес, ибо явился победителем смерти; но небо еще не видало торжества Спасителя нашего, победитель ада и смерти не венчался небесною славою и честью, ходатай Бога и человеков, совершивший дело служения своего на земле, еще не входил в славу свою, юже имел у отца прежде сложения мира. Но вознесся на небо Господь наш, и за приятие смерти венчался славою и честью (Евр.2:9). Вознесся на небо, и Бог Его превознес, и даровал Ему имя, еже паче всякого имени (Флп.2:9). Вознесся Господь ваш на небо и сел одесную Бога Отца (Мк.16:19), и Богочеловек стал превыше всякого начальства и власти, и силы и господство, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Еф.1:20, 21), и Совершитель спасения нашего соделался главою Церкви небесной и земной, и таким образом, возглавил собою всяческая, яже на небесех и яже на земли.

Но восходя на небо, дабы внити и вечную славу Свою, Иисус Христос не забыл и нас, братья, Своею любовию. Премудрость Его в одном действии, – в Его вознесении, умела сочетать и нужду прославления Его и наше благо – плод бесконечной любви Его к роду человеческому.

Иду уготовати место вам, говорил сам Иисус Христос ученикам Своим, возвещая им о Своей скорой с ними разлуке, иду уготовати место вам. И аще уготовлю место, паки прииду и поиму вы к себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете (Ин.14:2, 3). Вот первая цель вознесения на небо Господа нашего, по отношению к нам! Цель самая утешительная и радостная для бедных жителей бедной земли! Ибо вознесение Иисуса Христа на небо обещает им возвращение из страны изгнания, трудов и болезней в отечество небесное, в место вечного покоя и радости, от земли, расстроенной человеком в обители Отца небесного, устрояемые самим Господом. До пришествия на землю Сына Божия небо заключено было для земнородных и в обителях Отца небесного, хотя их и много, не обреталось места для грешных потомков Адама; сами праведники ветхозаветные по смерти, сходили душами своими во ад (Быт.37:35) Но вознесся на небо Начальник и Совершитель спасения нашего с воспринятым Им естеством человеческим, и от веры для всех людей свободный вход в царство небесное Иду уготовати место вам... Вся вселенная – дом Божий вездесущий пребывает везде, живет на небе и на земле, следственно вся вселенная уготовляется в жилище праведников, вседействующею благодатью Св. Духа, которая, с воссозиданием человека, возсозидает и природу. Мы не понимаем сего созидания и обновления, потому что не знаем, каким образом грех действует через нас на природу; мы не знаем, когда кончится уготовление обителей Отца небесного, но верно знаем то, что когда окончится, Непреложный в обещаниях своих не закоснит, приидет и возьмет с Собою всех, кого найдет достойным сих обителей. И аще уготовлю место, паки прииду и поиму вы к Себе; да, идеже есмь Аз, и вы будете… Прекрасны должны быть те обители, которые сам Господь уготовляет для возлюбленных Своих, и в которых Он сам будет обитать с ними!.. Но увидим ли и мы грешные эти обители? Но возьмет ли и нас с Собою Господь, как возьмет св. апостолов и всех от века Ему благоугодивших?.. Для грешников, братья, каковы мы, один путь в славное Царство Христово, путь покаяния и очищения совести слезами сокрушения от мертвых дел греховных, и мы увидим блаженные обители Отца небесного, будем жить в них и царствовать вечно со Христом, если сознаем свои беззакония и обратимся к милосердому Отцу небесному, с сокрушением сердечным и искренним покаянием.

Другая цель вознесения Иисуса Христа на небо есть ниспослание на землю Духа Святого. На эту цель Своего вознесения указывал сам Господь наш Своим ученикам, желая тем облегчить горесть их сердца, скорбевшего при мысли о скорой с Ним разлуке. Уне есть вам да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам, аще ли же иду, послю Его к вам (Ин.16:7). Богочеловек Христос Иисус, удовлетворивши правде Божией за грехи рода человеческого и примиривши его с Богом, соделался посредником между Богом и человеком и единственным путем человека к Богу и Бога к человеку. Посему только Им и через Него Дух Святой мог придти к людям и обитать в них. Не убо бе Дух Свят в веровавших во Христа, замечает слово Божие, яко Иисус не у бе прославлен (Ин.7:39). Нужно было Сыну человеческому вознестись на небо и внити в славу Свою, чтобы ниспослать Духа Святого на землю. Аще иду, послю Его к вам, аще же не иду Азь, Утешитель не приидет к вам. Но без Святого Духа, без Его очищения, возрождения, освящения и всесильной помощи не возможно усвоение заслуг Спасителя нашего; ибо без Него мы не можем прилепиться ко Христу верою, не можем научиться Его закону, взять на себя Его благое и легкое иго. Без Духа Святого все домостроительство спасения нашего не послужило бы нам к оправданию, потому что без просвещения и благодатного помазания от Святого мы не могли бы воспользоваться благодеяниями Искупителя нашего, или средствами, данными Им для спасения нашего. Без Духа Святого жизнь истинных последователей Христовых на земле была бы самою скорбною и совершенно безотрадною. Без Духа Святого кто бы укрепил их в гонениях и страданиях, кто бы утешил в скорбях и бедах, в темницах и в изгнаниях, кто дал бы им силу бороться и побеждать все искушения плоти, мира и диавола? И так уне есть вам, да Аз иду. Аще ли иду, послю к вам Духа Утешителя и Он – Дух истины наставит вы на всяку истину, даст вам дар веры во Евангелие, согреет ваши сердца любовью; и Он, Утешитель благий, сообщит дух силы и крепости, защитит вас от всех врагов, укрепит во всех бедах и напастях. Убо уне есть сам, да Аз иду.

И так вознесся на небо Христос! Возносися и ты, ученик Христов мыслью, чувством и желанием вслед за своим Господом на небо, да будет сердце твое там, идеже сокровище твое. Горняя мудрствуй, а не земная: небесного желай, о небесном думай, небесное имей во всех намерениях, в небесном полагай свое счастье и блаженство. Вознесся Господь наш от земли, потому что земля не могла быть жилищем Его прославленной плоти, не прилепляйся и ты, христианин, сердцем к земле, она не может удовлетворить высшим требованиям и стремлениям нашего духа, не может успокоить ум, ищущий истины и напитать сердце, жаждущее блаженства; она не всегда может удовлетворить потребностям и нуждам нашего тела; на ней растет скудость, на ней болезни, страдания и смерть и нет обилия, радости и счастья. Вознесся на небо Сын человеческий, да внидет в вечную славу Свою; вознесися туда же мыслью и желанием душа христианская, да сподобишься со Христом, к иной славе Его царствовати. Вознесся на небо Господь наш, да уготовит нам место в блаженных обителях Отца небесного; убо возрадуемся, братья, о Его отшествии и поклонимся вместе с святыми апостолами как нашему великому благодетелю и Спасителю. Вознесся Господь наш на небо, да пошлет к нам Духа Утешителя; да пребываем убо, братья, подобно апостолам, выну в молитве хваляще и благословяще Бога, дóндеже облечемся силою свыше. Аминь.

Протоиерей М. Богданов

В-нов А. Дунайские княжества (Молдавия и Валахия) в церковно-религиозном отношении. // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 21. С. 92–109.

Единоверные наши Дунайские княжества в последнее время представляют зрелище возрождающейся народности – с живыми порывами к лучшей жизни, с полезными преобразованиями, со светлыми надеждами в будущем, но вместе с тем... и с глубокими, далеко незалеченными ранами несчастного прошедшего. Не смотря на приобретенную в 1858 году и более и более упрочиваемую независимость от Турции, Дунайские княжества доселе не могут еще распутать всех узлов, затянутых рабскими отношениями к Порте в течение столетий и выступить на путь свободного национального развития. «Восточный вопрос» – это вопиющая вековая ненормальность, это сцепление противоречий более и более осложнявшихся – для Молдавии и Валахии как и для Болгарии и других турецких славянских земель служит доселе камнем претыкания, занимающим самые законные стремления и ставящим тысячи преград к развитию сообразному с насущными политическими и религиозными потребностями румынского народа. Многие действия князя Кузы и в особенности его церковные реформы подвергались справедливым пререканиям и осуждению, и преобразования (то доселе остаются в колебательном, не оконченном виде, в положении реформ не только не утвержденных Константинопольскими властями, но и оспариваемых иностранною политикою, протестованных вследствие условных политических обязательств, данных Порте и поэтому постоянно угрожаемых опасностью погибнуть. При таком положении дела и церковные преобразования оказывают очень мало благотворных результатов для церковной и религиозной жизни народа; страна представляется пока в том же самом положении, как и за несколько десятков лет назад, столь же слабою духом и нравственностью и бессильною против действий политической и религиозной пропаганды запада…

***

Зависимость Дунайских княжеств от Турции (Валахия подпала этой зависимости с 1460 г., а Молдавия с 1529 г.) и господство фанариотов в течение ХVIII столетия (с 1712 до 1829 г.) лежала на стране тяжелым гнетом не в политическом только, а и в церковном отношении. Господари-фанариоты, назначаемые Портою, смотрели на Молдавию и Валахию, как на свою добычу, извлекали из них несметные сокровища, которыми делились с турецкими сановниками, и управляли так, что кто-то, характеризуя их управление, припомнил кстати место Саллюстия: «Pro pudore, pro abstinentia, pro virtute, audacia, largitio, avaritia vigebant»33. При владычестве господарей фанариотов, сильно страдала от них и румынская церковь. Вопреки древним правам румынской церкви высшие духовные должности по влиянию господарей часто поручались не туземцам, а грекам фанариотам, которые, имея в виду не народные, а личные интересы, только извлекали доходы из церковных имуществ и не обращали никакого внимания на свои пастырские обязанности и духовные потребности румынской церкви. Чуждое национальным интересам по духу, а часто и по происхождению своему, высшее духовенство, стоя под влиянием светских фанариотов и содействуя им к угнетению румынского народа, естественно не пользовалось его доверием, не имело никакой популярности к величайшему ущербу для дела веры и нравственного воспитания народа. Эта разобщенность народа с духовенством была тем более опасна, чем яснее в последнее время начали высказываться стремления латинской и протестантской пропаганды, требовавшие местного бдительного, неусыпного надзора церковной власти, которая бы пользовалась доверием и популярностью у румынского народа. Такое положение Молдо-Влахийской церкви в зависимости от Константинополя вместе с древними правами ее, как церкви автокефальной, было естественным, настоятельным побуждением к преобразованию ее в духе национальной независимости. Некоторые частности в преобразованиях, произведенных князем Кузою, представляются неправильными и незаконными, но общее начало и цель их не может не возбуждать сочувствия, и поэтому-то эти реформы были встречены народом румынским с живейшим удовольствием.

Декретом князя Кузы, изданным в декабре 1864 года, православная румынская церковь, находившаяся в прямой непосредственной зависимости от Константинопольского вселенского патриарха, объявлена совершенно независимою от всякой иноземной церковной власти, а с того времени вступила в период новой самостоятельной жизни подобно православной церкви в нашем отечестве, и королевстве греческом. Не теряя своего внутреннего духовного, догматического единения и единомыслия с константинопольским патриархатом и вообще со всею православною восточною церковью, румынская церковь получила свой правительственный церковный центр в так называемом румынском общем синоде, который, поддерживая догматическое единение румынской церкви с церковью греческою и состоя в сношениях с патриархом константинопольским по делам веры совершенно независимо от него в административном отношении, и представляет высшую правительственную власть национальной румынской церкви. Состав румынского синода удовлетворяет и обычаям церковной практики и началам представительства, проводимого теперь в церковно-общественную жизнь и издревле существовавшего в православной церкви. Румынский общий синод состоит из митрополита, епархиальных епископов, из трех депутатов; которые назначаются белым духовенством каждой епархии и из деканов богословских факультетов в Яссах и Бухаресте, Старший архиерей страны, т. е. первенствующий митрополит представительствует в общем синоде; в собраниях синода присутствует также и министр духовных дел. Румынскому синоду, который не постоянно имеет заседания, как у нас, а созывается министром духовных дел чрез два года, представлена высшая законодательная и административная власть по делам церковным. Он имеет высший надзор за деятельностью епископов, принимает жалобы на них и судит их; сносится по делам веры с другими церквами, имеет попечение об образовании духовенства и о всех сторонах жизни национальной церкви как в чисто-духовных отношениях, так и в ее отношении к государству. Нельзя однако же не заметить и некоторых значительных ограничений синодальной власти: так синод обязан заниматься только теми вопросами, какие означены министром духовных дел в призывном циркуляре; не должен также издавать никаких предписаний противных веротерпимости и т. п. Румынский синод еще не выразил в практике своей деятельности, но уже на основании пример России и Греции, в которых учреждение местных синодов сопровождалось многими благотворными результатами для церковной жизни, мы можем ожидать таких же благотворных последствий и от учреждения синода румынского.

В духе независимости румынской церкви утверждены и начала избрания митрополитов и епископов. Прежде они избирались представителями всех сословий страны, утверждались князем или господарем и затем получали окончательное утверждение от патриарха константинопольского. Теперь же посли избрания в совете министерства духовных дел, утверждаются непосредственно князем без всякого сношения с патриархом. Митрополит и епископы избираются из монашествующего румынского духовенства; митрополит должен иметь не менее 40, епископ не менее 35 лет и должны был известны как по своему благочинию, так и по своей учености и административными способностями.

Нельзя не заметить, что при независимости румынской церкви от константинопольского патриарха она является в полной зависимости от власти гражданской, которая, направляя деятельность синода и распоряжаясь выбором митрополитов и епископов, в сущности представляет высшую инстанцию и в делах духовных34. Но, имея такое выражение в государстве, в известной степени впрочем неизбежное и общее всем национальным, отвне независимым церквам, румынская церковь вместе с тем поставлена в живое соотношение с государством с возможностью так или иначе направлять правительственную и законодательную власть государства. Древние права духовенства, имевшего искони весьма важное значение в делах государства и при живой связи с народом пользовавшегося широким влиянием в делах политических и гражданских, сохранены и новейшею конституциею. Ясский и Бухарестский митрополиты и епископы пяти епархий Молдавии и Валахии состоят в числе первенствующих и постоянных членов сената – высшей законодательной инстанции страны, а первенствующий митрополит считается но праву президентом сената и в случае равного раздела голосов мнение президента дает перевес той или другой стороне. Старейший митрополит вместе с тем есть и примас государства. Низшему духовенству также открыто довольно широкое участие в конституционном правлении страны. Приходские священники и учителя семинарий и училищ, могут быть избирателями депутатов, назначаемых от городов и округов в избирательное собрание и могут быть депутатам и членами этого собрания, и даже тогда, как каждый избиратель, по законам, должен пользоваться доходом не менее 100 червонцев, избиратели и депутаты из духовного звания могут быть избираемы без предъявления своих доходов. При таком отношении духовенства к национальному управлению очевидно, как государство получает от церкви значительную помощь, так как духовенству ближе чем кому-нибудь известны расположения, мысли и чувства народа и следовательно участием духовенства в конституционном управлении правительство значительно обезопасывается от мер и постановлений противных воле народа, так и Церковь получает то весьма важное преимущество, что участием духовенства в высших правительственных инстанциях обеспечивается от введения узаконений, противных духу и потребностям Церкви. К этому нужно присовокупить, что сельское духовенство в Молдавии и Валахии поставлено и живую связь с прихожанами не по нравственному только, а отчасти и по административному своему значению. В каждом приходе есть крестьянский суд, нечто вроде нашего мирового суда, и местный приходской священник, вместе с тремя ежегодно избираемыми присяжными, разбирает в этом суде споры и тяжбы между своими прихожанами.

Говоря о преобразованиях князя Кузы нельзя обойти вопроса о секуляризации монастырских имений, возбудившего столько шума и доселе едва ли оконченного. Молдавия и Валахия весьма богаты монастырями. Эти обители или разбросаны по склонам Карпатских гор, или находятся среди тучных равнин. Первые служили некогда (с 12 до 13 века) крепостями во время нападений восточных варваров; последние основались позже из религиозных потребностей. Как те, так и другие обладают огромными имениями. Но нужно заметить, что все эти монастыри не служили никогда приютами тунеядству: молдо-влахийские монастыри посвящены с самого начала своими основателями богоугодным делам призрению странных, увечных, престарелых и немощных. И в настоящее время доходы монастырей туземных, которых считается до 96, распределяются совершенно сообразно с первоначальным назначением и с существенными потребностями церкви. Имения этих монастырей с публичного торга отдаются в аренду на три года и вырученная сумма распределяется так, что половина ее идет на нужды самих монастырей, то на ремонт зданий, украшение церквей, уплату долгов монастырских и т. п., а половина обращается на содержание семинарий и других учебных заведений и на учреждения благотворительные. Но кроме этих туземных монастырей большую часть обителей Молдавии и Валахии (около 107) составляют метохи (части, подчиненности) существующих в Турции монастырей. Одни из этих метохов посвящены монастырям афонской горы, другие приписаны к гробу Господню или синайской горе, третьи – к патриархиям Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской. Посвященные монастыри Молдавии и Валахии владеют огромными богатствами и значительными недвижимыми имениями. Полагают, что более пятой части всей поверхности Дунайских княжеств вошло к состав имений, принадлежащих так называемым посвященным монастырям. Между тем эти посвященные монастыри, по своему положению и характеру, далеко не имеют национального значения монастырей туземных. Происхождение почти всех этих монастырей и посвящение их относится к XVIII веку и было делом фанариотов, столько ненавистных румынам. Желание обратить Валахию и Молдавию в отчину, предназначенную обогащать турецких сановником и греческих светских и духовных владык, возбудило в турецком и греческом мире в 18 веке необузданное стремление забрать под себя сколько можно было более земель на левом берегу Дуная, и его стремление, благодаря содействию турецкого правительства, имевшего кроме материального и политический интерес в этом деле и благодаря совокупному действию фанариотов, захвативших страну в свои руки, – было блистательно исполнено в приобретении пятой части поземельной собственности Молдавии и Валахии, отписанной посвященными монастырями. А между тем эти монастыри со своими огромными имениями составляли только государство в государстве. Посвященные монастыри управляются игуменами, присылаемыми из Царь-града, Иерусалима, из Дамаска, Александрии, с Афона или с Синая. Одни ведут счеты и переписку с своими доверителями, не признают ни местных законов, ни местных властей и к довершению своего разобщения с Румынией эти монастыри пользуются правом совершать богослужение на греческом языке, тогда как во всех прочих церквях оно совершается еще с конца прошлого столетия на народном молдо-влахийском языке. Из доходов ни одного пиастра не шло и не идет на дела благотворения все 25000000 румынских левов, т. е. до 2500000 рублей сер., какие получаются ежегодно с монастырских имений, препровождаются в Турцию и поглощаются в Оттоманской империи не на благолепие и преуспеяние православной Церкви, как думают некоторые, но как, к сожалению, положительно доказано, только на обогащение турецких сановников и византийских иерархов. При таком положении дел румыны негодовали на существование посвященных монастырей и еще с двадцатых годов поднимался вопрос об отобрании от них имений и преобразовании их из греческих в румынские. Определением национального собрания в декабре 1863 года постановлено было отобрать эти имения у посвященных монастырей в пользу государства и предоставить святым местам денежное вознаграждение. Вместе с тем посвященные монастыри подчинялись общему положению для всех румынских монастырей и запрещалось совершать в них богослужение на греческом языке. Народом была встречена эта мера с величайшим сочувствием, но Порта и восточные патриархи сильно протестовали против этого действия князя Кузы, в которых они видели нарушение своих неоспоримых исторических прав и даже международных трактатов; и хотя румынское правительство твердо держалось на принятом решении, но полного соглашение и окончательного решения вопроса еще не последовало35.

Переходим к белому духовенству и религиозно-нравственному состоянию народа. Одною из самых важных и благодетельнейших реформ, предполагавшихся князем Кузом, была реформа в образовании духовенства. Освободив крестьян от крепостной зависимости и введши в Молдавии и Валахии обязательное обучение, князь Куза проектировал возвысить и образование духовенства: вместо существующих епископских семинарий думал устроить одну общую семинарию на счет государственного казначейства с высшим в ней богословским образованием и издал определение, чтобы должности не только священников, но и диаконов были замещаемы не иначе, как окончившими курс полного семинарского образования. Но пока, за свержением князя Кузы, проект семинарии остался неосуществленным, настоящие средства образования духовенства, а вместе с тем и его умственное и нравственное развитие крайне неудовлетворительны. В княжествах существует пять епископских семинарий: в Бухаресте и Яссах под надзором местных митрополитов и три семинарии подведомых епископам Новосеверинскому, Бузейскому и Аргишскому. Все они помещаются в монастырях и содержатся на счет монастырских сумм. Прежде всего эти семинарии далеко не удовлетворяют потребностям страны по малочисленности вакансий для воспитанников. Для замещения священнических и диаконских мест в обеих княжествах требуется ежегодно более 300 воспитанников, тогда как все епископские семинарии и при полном штате учащихся выпускают ежегодно не более 190 воспитанников. Но это при полном штате, а его почти никогда не бывает. При общей неразвитости народа, в стране господствует такое отвращение к учению, что часто нужно заманивание или принуждение, чтобы заохотить юношу поступить в семинарию. В епископские семинарии принимаются, кроме духовных, и дети других сословий, но крайняя необеспеченность и нищета духовенства привлекают в семинарии мало охотников. Не получающий жалованья, обеспечиваемый клочком земли и то не церковной, а ружной, принадлежащей местному боярину, да еще получающий кое-что от прихожан, священник работающий за плугом, но словом Нейгебаура, по своему состоянию и внешнему виду ничем не отличается от крестьянина, разве только бородой и поповской шляпой36. Отсюда, за недостатком окончивших полный курс семинарии, половина священнических и диаконских мест замещается так называемыми экстернистами или церковниками. Это люди, прослужившие несколько лет в низших церковных должностях – дьячков, пономарей или токкачей37; походивши нисколько месяцев в семинарию и сдавши кое-как экзамен в чтении и пении и ни в чем более, поступают во священники и диаконы. Понятно, какие могут выйти из них пастыри Церкви. Но и окончившие полный курс семинарского учения не много превосходят их. В семинарии принимают только что умеющих читать и писать и весь курс дальнейшего семинарского образования продолжается не более четырех лет. Учат здесь только отечественному языку, церковному пению и литургике, а богословское образование ограничивается лишь отрывками из церковной истории, выдержками из творений отцов церкви и изучением текстов свящ. Писания без всякой научной системы38. При таком образовании духовенства нечего и спрашивать о чем-нибудь вроде проповедничества и нравственно-религиозного влияния его на народ. В Молдавии и Валахии нет ничего подобного: духовенство учит и может думать только о формальном, механическом исправлении треб.

Чтобы читатели наши не обвинили нас в преувеличениях и слишком мрачном взгляде, мы ссылаемся на свидетельство очевидца, г. Иванова-Желудкова, тем более заслуживающего вероятия, что он уже не один год путешествует по восточным славянам и известен в литературе многими замечательными статьями по статистике и изображению современного быта славян. Жалкое состояние румынского духовенства и народа в умственном и нравственном отношениях г. Иванов-Желудков выводит из коренных и общих причин унижения всей восточной Церкви еще с прошедшего столетия, и мы позволим себе вполне представить его меткую характеристику, в которой сказывается резкая правда.

«Цареградскою патриархиею, говорит г. Иванов-Желудков39, владели фанариоты, которые до сих пор десятой сотой доли того не сделали для православия, что у нас сделано: умственное развитие и нравственность нашего священника даже и сравнивать нельзя с тем, что вы увидите в Яссах, в Тульче, в Рущуке, в Цареграде. Если у нас духовенство крепко отстало от мирян, в чем оно само сознается, и что оно, к чести его, хочет исправить, то в этих краях, оно, по развитью и по нравственности своей, стоит ниже даже нашего старообрядческого (белокриницкого).

Теперь, для умственного развития румынов, новому их поколению следовало бы прежде всего озаботиться заведением дельных семинарий и дельных духовных академий, а оно, начитавшись Бог знает чего, поступило совершенно наоборот. «На что развивать в народе суеверие и укреплять средневековые предрассудки? Пусть разум вступает в свои права; прочь с ними, с этими попами, поборниками тьмы, шарлатанами, обдирателями народа! Их надо в ежовых рукавицах держать, а не то, что помогать им в их собственном развитии, чтобы из них выйди иезуиты!.. С попами мужиками еще можно так сяк справиться; их всякий презирает, они не имеют влияния на молодежь, они не могут иметь голоса в государственных делах. Да здравствует разум!

И притиснули поборников суеверия, и не завели для них школ. Духовенство, как личности, не пользуется уважением в народе, нравственного и умственного влияния в народе оно на имеет; но народ, то есть сельский люд все таки ходит в церковь, все таки крестит детей, венчает, покойников хоронит. Он пьянствует со священниками, ведет с ними скоромные разговоры в самые постные дни; но он нуждается в них как в представителях своей веры, как в машинах для исполнения ее обрядов. Священники тоже смотрят на себя, как на ремесленников, питаются от алтаря и ждут постоянно заказов. Разумеется что при таком ходе дела, при такой неразвитости, самый честный священник думает только о том, как бы добросовестнее выполнить все, что в требнике написано; а остальное – хоть трава не расти».

Картина печальная, но и; сожалению совершенно верная! Есть положительные факты, что развитие и нравственность государства или сословия находятся в прямом отношении к развитью и нравственности его духовенства. Румыния – также одно из доказательств этого. «Унизили, забросили духовенство, продолжает тот же Желудков, и вот вышло, что в массе городского, а пожалуй, даже и сельского народонаселения господствует страшный, неслыханный разврат»40.

А при таком тяжком положении духовенства, при решительном отсутствии нравственной силы и нравственных начал в обществе, к довершению дел Румынии, и растлевает еще влияние запада, антинациональная политическая и антиправославная религиозная пропаганда. Не в одной из областей подвластных Турции французско-польская пропаганда не увенчалась таким быстрым, решительным успехом как в Валахии, которая по своим симпатиям и жизни общества решительно отпала от своих многочисленных славянских начал и пристала к латинской национальности41. А за пропагандою политическою идет следом и пропаганда религиозная и пользуясь поддержкой высшей администрация42, при политических затруднениях страны и слабости народного духа, собирает обильную жатву. В Дунайских княжествах и Сербии (отдельных сведений о первых же не имели) существует 300 католических обществ, которые насчитывают у себя более 500000 членов, из коих конечно почти все обращенные в католицизм из православия; протестанты также действуют не бесплодно и имеют 250 ферейнов с 50000 членов Если на Дунайские княжества отчислить половину этих 550000, то и тогда нельзя не удивляться этому печальному успеху неправославной миссии. Как католики так и протестанты являются энергичными пособниками умственному и нравственному развитию румынов: они заводят школы, учат детей закону Божию – конечно не по православному катихизису, – раздают библии на народном языке, распространяют назидательные народные сочинения, заводят благотворительные учреждения, пристраивают бедных детей – и все это безмездно, с одною самою корыстною наградою для себя – наградой сочувствия, а под конец и обращения облагодетельствованных в католицизм или протестантство. К этой-то последней цели и сводятся все благодеяния, все усилия самоотвержения и по-видимому бескорыстного милосердия... Миссионерская деятельность католиков, давно уже отказавшихся от притязаний уничтожать обряды восточной Церкви и изгонять народный язык в богослужении, довольно известна; но замечательно, что и пропаганда протестантская в последнее время усвояет приемы и тактику католицизма и преследует идеи аккомодации к народным православным обычаям с самоотрицанием, какое сделало бы честь и католицизму. В румынской, как и в греческой Церкви есть например обычай принимать в православие католиков или протестантов чрез крещение, и протестанты, применяясь к этому именно обычаю, принимают православных в протестантство чрез конфирмацию, хотя после в законное время снова совершают ее над обратившимся. При крещении, венчании, погребении позволяют употреблять свечи, применяются к православным по времени празднования праздничных дней, не запрещают обращенным соблюдать различные православные обряды, хотя бы и противные протестантству, даже по просьбе прозелитов молятся за их умерших родственников и т. п.43.

Еще одно замечание. Политическая и религиозная пропаганда Запада для оправдания своих притязаний на румынскую народность придумали доктрину, будто древние даки, от которых происходят нынешние румыны, были народ романского племени и что поэтому и в политическом и в религиозном отношении они должны более принадлежать Западу, чем Востоку. Такую теорию можно проповедывать разве только рассчитывая на невежество румынов. Древняя Дакия, обнимавшая нынешние Дунайские княжества, по 2 столетии по Р. X. была завоевана императором Траяном, пославшим для этой цели пять римских легионов, из коих три состояли из испанцев. По совершении этого завоевания легионы были колонизованы по всей Дакии, но в начале V века эта колония была призвана обратно в Италию, чтобы спасти ее от постоянно повторявшегося и возраставшего напора славян. В этом трехвековом пребывании в Молдо-Валахии латинской колонии заключается все латинское происхождение, которым ныне так гордятся румыны и которым так искусно воспользовалась франко-польская пропаганда, чтобы перенести сочувствие и доверие румын с России на Францию. Между тем, судя по названиям местностей (Черно-Воды, Бела-река, Быстрица, Садова и т. п.) и всех предметов домашнего употребления, относящихся к первобытному состоянию народов, многие ученые совершенно основательно утверждают, что и сами даки были народ славянского происхождения. Не более оснований дает история и в подтверждение религиозных притязаний на Румынию со стороны Запада. Дакия в VII столетии была покорена болгарами и составляла с ними одно политическое целое до самого падения болгарского царства в начале XI столетия. Поэтому, когда в IX веке болгары приняли христианство, то оно было введено и в Дакии, и первые славянские и греческие просветители Болгарии с св. равноапостольным Мефодием во главе, били вместе и первыми просветителями даков, нынешних румынов. В 862 году, когда посланный константинопольским патриархом Фотием епископ Иосиф крестил болгарского князя Богориса, или Бориса, а вместе с ним, по его приказанию, крещены были и все его подданные и приняли все церковные обряды по правилам греческой, а не римской церкви. Говорить ли западным радетелям православного востока о том, с каким позором скоро после этого католические миссионеры были выгнаны из Болгарии и как не по духу были для народа латинские обряды? Упоминать ли, что два-три случая сношений с папами болгарских и молдо-влахийских царей, два три случая в продолжение всей истории, окончившиеся ничем, были вызваны чисто политическими побуждениями и всегда противоречили симпатиям народа, который постоянно был предан Церкви восточной? Но наша статья и без того вышла слишком длинной.

Нет! И по историческим преданиям, и по настоящим симпатиям народа, в его неиспорченной и незараженной среде, области, восточных славян, к числу которых следует относить и румынов, должна принадлежать иному, я не католическому или протестантскому влиянию. Не от Запада, а от Востока же, и именно от единоверной православной России румыны должны ждать своего спасения, своего возрождения. Только она может простереть им руку братской любви бескорыстной помощи, свято уважая независимость единоверного народа; Запад смотрит на Восток как на поземельное владение, которое, при благоприятных обстоятельствах, удобно можно раздробить в вознаграждение себе за домашние потери, и с этою конечно целью перетягивает к себе сочувствие Востока и путями политики и средствами религии... Румыны сами сознают эго и видят в нас свое чаяние, свою надежду.

И вам отрадно видеть, что наше высшее духовное начальство для противодействия западной пропаганде сознает необходимости деятельного участия и прямых сношений с Востоком по делам духовным. «Общение всех православных церквей между собою», говорится в отчете г. синодального обер-прокурора за 1865 год, «должно составить истинную силу православия и самый надежный отпор пропаганде латинской церкви, хвалящейся своим административным единством. В этих видах весьма желательно было бы установление прямых сношений между православными церквами по делам чисто-духовным Как ни деятельно поддерживает ваша дипломатия интересы православия на Востоке, но дипломатические чиновники, при всех их достоинствах, не могли иметь тех богословских познаний, которые необходимы для ведения переговоров по делам церковным»44.

Мы со всею искренностью должны желать осуществления подобных намерений При установлении более живых сношений с православными церквами Востока естественно определились бы и разнообразные средства, какими мы можем помочь делу православия на Востоке.

А. В-нов

* * *

Примечания

33

Вместо скромности, вместо воздержания, вместо добродетели царствовали дерзость, мотовство, скупость.

34

Поэтому-то, заметим, и совершенно справедливо протестовал против этого подчинения церкви государству патриарх константинопольский.

35

<…>

36

См. Isidor Silbernagel Verfassung des Orients. S. 142.

37

Это лица созывающие к богослужению посредством бил или деревянной доски, по-румынски токка.

38

См. Isidor Silbernagel Verfassung des Orients. S. 142.

39

Наблюд. над Яссами. «Голос.» № 55-й 1861 г.

40

Наблюд. над Яссами. «Голос.» № 55-й 1861 г.

41

См. «Русский Вестник» 1867 г. Январь. Статья Несколько слов о восточном вопросе.

42

В правление князя Кузы были слухи о его намерении принять унию с Римом и хотя эти слухи распространились из Константинополя, но как бы то ни было, несомненно, что, состоя под сильным влиянием Франции, он покровительствовал отчасти западной пропаганде. Этим влиянием между прочим объясняются и его некоторые противные православию реформы, как например введение гражданского брака; все брачные законы, изданные по этому случаю, почти буквально списаны с наполеоновского кодекса.

43

См. речь пастора Неуэмейтера, сказанную на конференции пасторов в Бухаресте 31 июля 1865 г. Allgermeine Kirchenzeilung 1866. № 40 S. 316. См. № 50 S. 404.

44

Всеподданнейшая докладная записка обер-прокурора св. Синода графа Д. Толстого, о деятельности православного духовного ведомства июня 1865 г., по январь 1866 г. стр. 13.


Источник: Руководство для сельских пастырей: Журнал издаваемый при Киевской духовной семинарии. - Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1860-1917.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle