Источник

№ 25. Июня 16-го

Бобров Павел, свящ. Дорогое время для пастырской деятельности // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 25. С. 229–238.

II.

Обратим внимание еще на одно из действий вашего священнослужения, – именно исповедование прихожан приходским священником. Он здесь – отец, прежде скорбевший о заблудшем сыне, а теперь с радостью приемлющий его, с раскаянием к нему пришедшего; он – друг, пред которым только и можно раскрыть душу свою до всей наготы; один он имеет вход во все тайники ее; он – единственный врач душевных болезней, утешитель плачущей совести; он – судия, который один из смертных получил от Небесного Судии власть решать и вязать грехи кающегося.

Это положение священника дает нам понять, насколько он должен быть знаком с жизнью человека всякого возраста и состояния, какою любовью ко всем должно быть всегда согрето сердце его, сколько опытности, искреннего участия и, наконец, самоотвержения требуется от него, как от врача душевных ран и как от судии. Конечно, довести пастыря до такого совершенства не в силе одни уроки «Пастырского Богословия»; усвоить их не значит – уметь выполнить на самом деле, – это первое; потом, они не могут обнять всех частностей и случайностей, какие могут встретиться на практике. Значит, для сего нужна еще практика или разумное и усердное приложение тех уроков к делу, а для доброго успеха в этом нужна еще работа над самим собою. Нельзя не сознаться, что эта работа весьма нелегкая, особенно для тех, которые не совсем подготовлены теорией к делу, не говоря о тех, пастырской деятельности которых не благоприятствуют сами обстоятельства жизни, каковых большая часть между нами. Но это не дает нам права стоять над делом и только смотреть на него. Мы здесь незаменимы; потому, в надеже на помощь Божию, должны употреблять все силы наши для того, чтобы в деле св. исповеди достигнуть той высоты значения, какую определил нам Сам Небесный Пастыреначальник.

В сельских приходах особенно широкое поприще для сего священнодействия бывает в Великий пост; потому возьмем на этот раз во внимание, собственно, это дорогое время и скажем, по руководству опытных пастырей, как нужно пользоваться этим временем.

Из практики их мы видим, что они для желанного успеха в деле св. исповеди ежедневную службу Великого поста для исповедников сопровождают поучениями, в коих прежде всего дают им понять, в чем состоят истинный пост, какая должна быть молитва, какое значение имеют для них во всем году те дни, которые определили они для подвигов поста и молитвы, и т. п. Сама дневная служба по постной триоди (например каноны, стихиры и тому под.) дает много материала для поучений, как и поучения, наоборот, придают силу и внятность самому богослужению. В дни, назначенные для исповеди, произносятся поучения о св. таинстве покаяния. Такие поучения весьма уместны во всяком приходе, но особенно в сельском, где вообще прихожане с недостаточным, а большею частью, с тупым пониманием христианских обязанностей. Так необходимо учить и учить их, как детей неразвитых, пользуясь дорогим для сего временем. Если нет своих собственных поучений, вызванных местною потребностью прихожан, то есть в настоящее время в печати беседы и поучения, довольно понятные для простого народа. Главное – надо задаваться не тем, чтобы отличиться непременно поучением на кафедре, а тем, чтобы только посеять на сердце слушателя доброе слово, чтобы он хоть один из многих уроков получил для своей жизни. Если же не подготовлять к исповеди поучениями, то их подвиги поста и молитвы едва ли и в половину послужат к очищению, обновлению кающихся. Для большей части их самое хождение в Божий храм будет механическим исполнением плохо понимаемого ими христианского долга.

Но вот исповедники, положим, приготовлены, сколько это было возможно. Настало время св. исповеди. Обычные молитвы прочтены. Затем обращаемся к людям с словами: «Се чадо, Христос невидимо стоит…» – словами, правда, глубоко проникающими в душу при кратком пояснении их. Вот исповедники видят пред собою св. Крест и Евангелие; слышится уже и воздыхание грешной души… Драгоценный час! драгоценная минута!.. Что же потом? Обыкновенно духовник выслушивает грехи кающегося, или – как почти всегда бывает в сельских приходах – сам допрашивает его в нарушении заповедей Божиих по тому порядку, к какому привык… – Так относиться к драгоценному часу – право неблагодарно. Неужели мы с большими усилиями приобрели этот час для того, чтобы употребить его на один перечень грехов! Если когда может быть действенно задушевное пастырское слово, то именно в подобные драгоценные минуты. Воздыхания грешника говорят уже за то, что сердце его настолько согрелось желанием спасения, что он ради того готов разлюбить порок, предать себя на осуждение… только не понимает, за что именно и в какой степени он должен осудить себя. Такое состояние человека, хотя и необразованного – дорогое, говорю для того, чтобы объяснить ему значение той или другой добродетели, того или другого порока, прочно укоренить в сердце его религиозные чувства и любовь к добродетели. Не так ли? Он сам затем пришел к духовному отцу, как он ни прост, как ни груб, и, может быть, пришел для облегчения своей совести, для обновления себя, в первый раз в жизни, что нередко бывает. Это ли оставить без внимания! Оставить тогда и исповедь – этот самый важный священный акт – будет, говорю, не венцом начатого дела обновления человека, а скорее отзовется в сердце его холодом, пустотою.

Здесь неизбежно замечание, что приходскому священнику часто нет возможности дело исповеди совершать с полным достоинством по независящим от него обстоятельствам. Наши исповедники – не визитеры католические, и мы – не патеры в исповедальнях. Там дешевые индульгенции много облегчают его труд, и притом еще он имеет дело с единицами; у нас же совсем иное: в некоторые недели Великого поста в один день часто приходится на одного духовника от 100–200 почти исповедников, и этого никак нельзя избежать, хотя бы и заблаговременно принялся он за свое дело. Это бывает вообще в тех сельских приходах, где яровой посев хлеба начинается около праздника Благовещения. Чтобы успеть собраться к выезду на посев, прихожане все стараются исполнить христианский долг на первых двух неделях поста. Тут как нам быть? Такое обстоятельство стоит того, чтобы обсудить его в печати – сколько возможно – определенно и – так, чтобы самые канонические правила церковные применены были к подобным неизбежным обстоятельствам, и – с полным соблюдением существа и святости таинства. Думаю, – одни теоретические рассуждения не так здесь пособят, как собственная практика тех, которые стоят лицом к лицу с сказанными трудностями и давно думают, как без греха выйти из них. Опытов, опытов побольше нам читать в печати, особенно таких, которые обсуждаются и согласно одобряются еще на священнических съездах.

В этом роде сделаю начин, при помощи Божией. Позволяю себе передать на суд братии те меры, к каким я прибегаю, когда приходится исповедовать в один день 100 и более человек.

По отпусте утренней или другой службы дня, в который нужно начать исповедь, читаю всем исповедникам обычные молитвы к исповеди и – «се чадо, Христос…», если не было в этом смысле нарочитого поучения; вслед затем все исповедуют свою православную веру чтением св. Символа Веры209. Потом приглашаю из народа только одних отцов семейств остаться в церкви для исповеди. Они остались. Тогда, пред св. Крестом и Евангелием, обращаюсь к ним с задушевным пастырским словом, заботясь не об искусстве его, а более о том, чтобы всякий из них понял меня. Вот опыт первой речи к ним.

«Мы теперь остались пред лицом Господним одни отцы, которые имеем жен, детей; значит, по семейному житью и по заботам домашним подходим друг к другу, а потому и грехи-то у нас подходящие. Все мы виноваты пред небесным Судиею – Богом. Так кайтесь во грехах своих – всякий, по совести, не глядя ни на что и на кого. – Сначала спрошу я всех о таких грехах, которым – пожалуй – все мы причастны, – кстати есть нужда мне поговорить с вами по обязанности пастыря, – а после того подойдете ко мне порознь.

I. Скажем прежде о грехах против первой заповеди Божией. – В нужде обращались к ворожбе, наговорам, значит, надеялись на это более, нежели на Бога; были случаи – может быть и роптали на Него, – это в несчастии. Грешники?

II. В благополучии же надеялись на свой достаток, на самих себя и на других более, нежели на Бога и любили не столько Его – Отца Небесного, сколько себя самих, подобных себе и свое имущество. Значит, имели гордость, жадность до богатства, а иной предавался пьянству и другим каким-либо удовольствиям до забвения Бога.

III. Ради своей корысти божились, иногда напрасно, и присяге, пожалуй, изменяли. Господь жестоко карает клятвопреступника, но еще, скажу вам – братия мои, какой вред делаете сами себе и всему обществу, когда под присягой одобряете известного негодяя или скрываете преступление!

Не исполняли, может быть, обетов, какие сами давали Господу Богу, или – наложены были от духовного отца. Если они есть, – постарайтесь исполнить, пока живы и есть возможность.

Нерадивы были в молитве.

Кто не насмехался ли над чем-нибудь священным, и не произносил ли дерзких слов против Господа. – Спаси вас – Бог – доходить до такого зла!

IV. Ради своей корысти, ради своих прихотей или по лености, не соблюдали праздники и посты: забывали Божию Церковь и богослужение и не радели об исполнении других христианских обязанностей.

Вообще, такие святые дни проводили не по-христиански: в ссоре, расправе, или в пьяной компании, где и сами упивались, бесчиничали.

В простые дни все это – мерзость пред Богом, а уж в праздники, посты, и подавно. Вы же, правду сказать, по житейской суете или для удовольствий, устали не знаете, день и ночь ни почем у вас, а на служение Господу Богу, для спасения души своей, не только в неделю один день, – даже час-два иногда не хотите уделить. Иной – под колоколом не слышит колокола, – у церкви будто не видит ее. А знаете ли, к чему ведет такая нехристианская жизнь? Ведет к тому, что человек мало по малу грубеет, теряет страх Божий; а если он уже Бога не боится, тогда бывает податлив на заблуждение и на всякое грешное дело. Спаси только Бог отвыкнуть от Церкви, от молитвы.

Также нарушали пост сквернословием, празднословием, чревоугодием и другими похотями, – Грешники?

V. Забывали в молитве родителей, царя – общего отца вашего, духовных отцов и благодетелей своих. Не почитали их как должно, иногда осуждали, укоряли, оскорбляли их и смеялись над ними при жизни их, а умерших забывали поминовением. У вас самих есть дети, но вы не все старались – как следует – научать их закону Божию, молитве и другим христианским обязанностям. Это – ваш прямой долг. Учить же их надо сколько словом, столько и добрым примером своим. Будь сам усерден ко храму Божию, трезв и честен во всяком деле, тогда легко научить и сына быть таким же. – С детьми надо так жить, чтобы они даже не видели и не слышали от отца-матери ничего дурного. Особенно около малых детей надо быть осторожными. Замечали, как они любят во всем подражать отцу-матери? Им и дурной поступок ваш кажется добрым. – Братия мои! вам же горе – непутный сын, и – что еще хуже – надо отвечать пред Богом за дурное воспитание его.

VI. Еще спрошу: не лишился ли кто здоровья, а, пожалуй, и жизни, по вашему невниманию или по вашей жестокости; или иного могли бы спасти от беды, но не спасли, и – он от того остался на век несчастным?

VII. Не потакал ли кто разврату и не давал ли повода к прелюбодеянию?

VIII. Не скрывал ли кто воровства или самого вора и не пользовался ли воровским добром? Это могли делать поневоле, из страха или по своей воле.

Сам кто не воровал ли и не потакал ли этому греху? – Вы иногда ни почем считаете попользоваться незаконно лесом, сеном, попасти скотину на чужой траве, ведь и это воровство.

Иногда обманывали, продавали плохой товар за хороший, обмеривали, обсчитывали.

Может быть, кто обременял должников лишними налогами, притеснял бедных, сирот, пользуясь его нуждою, не платил долгов по совести. Не обижал ли кто платою работников, а работники верно ли служили своему хозяину? – Знайте сами и детям внушайте, что неправильно нажитое добро никогда не бывает впрок.

Не промышлял ли кто из бедных сам или чрез детей тунеядством, милостынею по своей лени к работе? – Такой человек – уж не отец детям, и они – не дети ему; да и обществу такие люди в тягость. – На вас, старики210, лежит обязанность не допускать этой язвы в обществе.

IX. Случалось иметь на кого-либо злобу, ненависть; потом клеветать на кого – напрасно, осуждать других, смеяться над другими.

X. Также – завидовать чужому добру, и, пожалуй, ради своих выгод, желали кому-либо чего худого, давали худой совет и радовались чужой беде.

Год велик, – все может быть по вашей слабости.

Братья мои! мы ведь называемся православными христианами; да будем же таковыми не по имени только, а на самом деле. – Нет сил преодолеть какую-либо слабость или грех? будем усердно молиться Богу о помощи; – Он даст нам силу и терпение; притом, надо удаляться от тех мест и людей, которые вовлекают в грех; притом еще надо всегда помнить гроб свой, могилу. Избави Боже, лечь в нее с грехами!»

Затем приглашаю всех отойти в сторону и подходить ко мне порознь исповедаться в тех грехах, какие у кого на совести остались, и получить разрешение или запрещение. Причем опять внушаю им, чтобы всякий про себя строже поверил свою жизнь и очистил всякий грех искренним раскаянием, иначе – неочищенный грех тяжелым камнем ляжет на сердце, и – приведет ли еще Господь когда-либо освободиться от него!

После другой, следующей службы оставляю одних матерей. С ними веду речь, кроме общих всех грехов, еще и в особенности о тех слабостях и грехах, каким подвержены, более других, женщины. Здесь, между прочим, есть случай дать понять, что значит умная, благочестивая жена для мужа, – мать для семейства, – как заставлять снох уважать себя и располагать их к себе, чтобы не нарушалось семейное благополучие раздором и разделом, – от чего происходят между женщинами брань, вражда и т. п., – указать на грамотность, как на лучшее средство – избегать уличного празднословия, сплетней, клеветы и т. п. пороков, заменив их чтением душеполезных книг, пением церковных песней. Здесь есть случай сказать об особенном влияния матери на малых детей, так как они вырастают у простолюдинов при ней; также – внушить женщинам такие добродетели, какие особенно свойственны им, например: посещение больных и уход за ними, утешение несчастных, подаяние помощи бедным, сиротам и поминовение умерших.

Подобным образом применяюсь в деле исповеди взрослых и невзрослых детей, разделяя первых по полам. Здесь нахожу лучший случай внушать старшим страх Божий, скромность в играх, словах, почитание родителей, старших себя, честность во всем, и – сказать, какой вред бывает от сообщества с дурными людьми, а меньшим, кроме того, – о необходимости изучения грамоты и знания закона православной веры.

Не правда ли, – мы согрешим, если и ради буквального исполнения канонических правил в деле исповеди окажем менее внимания к своим духовным чадам?

Священник Павел Бобров

Астрах. губ. Царевск. у. с. Пришиба

Думитрашков. Народные обычаи при рождении и крещении младенцев, требующие отменения // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 25. С. 239–243.

Суеверия и предрассудки так глубоко вкоренились в русском народе, что сопровождают жизнь его от колыбели до могилы. Мы не намерены следить за обычаями народа на всех путях его жизни; достаточно обратить внимание на неразумные обыкновения, которыми сопровождаются священные обряды и даже таинства Церкви, чтобы понять всю неуместность этих обычаев и жизни христианского народа. В этот раз мы обратим внимание на первый только акт жизни человека – на рождение и крещение его, и всмотримся в обычаи, сопровождающие обыкновенно это начало жизни человеческой, чтобы убедиться в справедливости первого нашего положения. При рождении и крещении младенцев наш народ допускает суеверия, приметы и обычаи, несогласные с христианским здравомыслием. Если же эти обычаи несогласны с здравым смыслом и тем более, Церковью, то, очевидно, они должны быть всемерно выводимы из жизни православного народа. Какие это суеверия, приметы и обычаи в указанном случае, – об этом мы намерены сделать теперь несколько замечаний. Полагаем, что ваши заметки наведут сельских пастырей на мысль о средствах к уничтожению в их приходах и других нехристианских, нецерковных и противных разумному сознанию обыкновений.

Суд Божий над первою женою не престает совершаться и доселе. Кажется даже, что с утончением женских нравов он усугубляется над родильницами. Теперь жена не в одних высших, но и в средних слоях общества, не только в болезнях родит чада, но и задолго до рождения их испытывает муки нравственные и физические. Вместо того, чтобы облегчать одни упованием на Бога и молитвою, а другие – врачебными средствами, – у нас в большинстве народа прибегают к знахаркам или, по меньшей мере, к советам необразованных повивальных бабок Советы, получаемые от этих лиц, иногда бывают невинны, но большею частью лишены разумного основания. Я не порицаю тех советниц, которые запрещают беременным женщинам шить по воскресеньям и праздникам: это правило должны соблюдать и все другие мужчины и женщины; но зачем смущать беременную женщину, которая, по нужде или по забывчивости, или по неведению, шила в праздник, угрозою, что у нее дитя родится слепым или немым потому-де, что она зашила ему рот или очи? Но здесь суеверие извиняется хоть добрым религиозным чувством, а в запрещении беременным женщинам переступать, например, через дышло и оглобли или через вожжи и веревки уж совершенно нет никакого смысла, и никто размышляющий не может домыслиться, каким образом от того, что будущая мать переступит дышло или веревку, дитя может запутаться в кишках и задушиться.

Всякому известно, что рождение детей мужеского или женского пола есть тайна природы, недоведомая людям. Одному Богу известно, что зачнется в утробе матерней, – сын или дочь. Правда в последние дни беременности наука с вероятностью может определить пол младенца, имеющего родиться; но для дознания об этом не спрашивают науки, напротив, прибегают к приметам. В тот день, как ожидаются родины, замечают, кто первый придет в дом родильницы. Если мужчина, то думают, что родится мальчик, – если женщина, то ждут девочки. Недостает, конечно, терпения у подобных наблюдателей добросовестно проверить свою примету. Можно смело ручаться, что примета эта, не имеющая ни физиологического, ни нравственного основания, окажется фальшивкою в большинстве случаев, хоть, конечно, иногда придется и впопад.

Во время беременности многие женщины носят при себе и на ночь кладут под изголовья перочинный ножик, во отгнание злого духа и порчи от него. Странное оружие против врага невидимого! Как будто недостаточно для отогнания диавола и всех козней его креста Христова и молитв святой Церкви. Надобно бы напомнить женщинам, вооружающимся ножичками против диавола, что апостол заповедует вооружиться против сего врага другими средствами. Облецытеся, говорит он, во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским... Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и облекшеся в броня правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира: Над всеми же восприемше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф.6:11,14–17), а не перочинный ножик.

Наступает время родить. Это время стараются всячески скрывать от посторонних и даже от домашних, в том опасении, что если многие будут знать его, то родильница будет переносить тяжелые муки деторождения. Очевидно, что здесь боятся сглазывания. Мы не осуждаем заботы скрыть от посторонних время родов, но не можем не заметить, что вследствие этой заботы не зовут повивальной бабки до последних болей пред родами и часто призывают ее очень поздно, вместо того, чтобы позвать заранее для подания болящей благовременной помощи. Когда роды бывают трудны, – тут прибегают иногда к совершенно бессмысленным и даже смешным средствам, так, например, отпирают все замки в сундуках, шкафах и т. п. и вообще наблюдают, чтобы ни одна дверь в доме не была заперта на замок. Не довольствуясь тем, что в доме остается все незапертым на расхищение прислуге, часто тревожат и священника просьбою отворить в церкви царские врата, не имеющею ни церковного, ни разумного основания. Таким образом, вместо того, чтобы просить молитв церкви, освященных ее уставами, принуждают священника к действию, не указываемому церковными правилами, потому только, что находят какое-то мнимое соответствие между отверстием царских врат и разрешением родильницы от бремени.

Но вот дитя родилось. Повивальная бабка отрезанную пуповину сушит и отдает матери чтобы она тщательно берегла ее, а место секретно закапывает в землю непременно с какою-нибудь монетою. Для чего тут нужна монета, – мы не доискались пояснения. Так годится, обыкновенно говорят. Если дитя родится в так называемой сорочке, то и эту сорочку берегут тщательно, считая ее знаком того, что дитя будет счастливо. И несмотря на то, что эту примету можно бы опровергнуть примерами многих бедняков, родившихся к сорочке, – она так сильно вкоренена, что вошла даже в народную поговорку. О счастливом обыкновенно говорят: знать, родился в сорочке.

После родин наступают заботы о крестинах. Надобно приискать восприемников; но это дело не так легкое: не всякий идет с охотою в восприемники потому, что обычай возлагает на восприемников обязанности, требующие не малых расходов. От кума требуется крестик новорожденному, плата за крещение причту, плата за угощение повивальной бабке, а где и денежный подарок родильнице. Кума также обязана принести рубашечку дитяти и, под предлогом покрова для дитяти после крещения, кусок какой-либо материи на платье матери. От этого бывает то, что многие, при недостаточности средств, а иногда и по скупости, стесняются быть восприемниками и уклоняются от сей святой обязанности.

Празднование крестин, конечно, не предосудительно и составляет семейный праздник; но это празднование, считающееся неотложным даже у последнего бедняка, часто приводит в затруднение и хозяев, и гостей. Хозяин затрачивается на угощение, а гости принуждены бывают платить за это угощение кому не следует. Инде, правда, даются от гостей подарки родильнице и новорожденному; но большею частью денежные поборы с гостей берет повивальная бабка. Она, обыкновенно, после обеда или ужина угощает, конечно, за хозяйский счет, гостей и каждый из них, принимая от нее рюмку, волею неволею должен положить бабке посильную плату. Этот обычай, сколько нам известно, неприятен и для гостей, и для хозяев, а между тем в низших и средних слоях общества терпится доселе. Не говорим уже о том, что для бедных семейств, которые не имеют даже прислуги, приготовление обеда или ужина для крестин, большею частью бывающих на другой или на третий день по рождении младенца, тяжело уже и по тому одному, что все заботы при этом лежат на родильнице, не оправившейся еще после родов, и часто бывают причиною болезней ее, которые потребуют новых расходов для лечения болящей.

Думитрашков

Законные требования вновь учрежденных уставами 20 ноября 1864 года судебных установлений в отношении к лицам духовного звания (продолжение) // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 25. С. 244–260.

За сим мы перечислим преступления и проступки по нарушению государственных постановлений, по которым существуют особые правила о судопроизводстве и взысканиях211.

Эти преступления и проступки, по которым лица духовного звания подлежат суду уголовному, следующие:

а) Пристанодержательство212, укрывательство бежавших с каторжной работы или с поселения, или из арестантских рот, или же из ссылки на житье в Сибирь, либо из иных мест заключения213, укрывательство военных дезертиров (т. е. беглых солдат и матросов, как находящихся в действительной службе, так и бессрочно-отпускных), или же состоящих на очереди по рекрутскому набору, хотя на самое короткое время, когда при том укрыватель знал подлинное их состояние214;

б) преступления и проступки против имущества и доходов казны вообще, как то: похищение и растрата, истребление и повреждение казенной собственности, и всякий ущерб, причиненный имуществу или доходам казны чрез похищение, утайку или растрату215;

в) Нарушение уставов монетных, как то: подделка монеты золотой, серебряной, медной216, переливка Российской монеты217, обрезывание монеты и всякое другое с умыслом отнятие у нее настоящего веса218, посеребрение, позлащение, натирание ртутью и другим веществом какой-либо монеты, с намерением дать ей вид большей ценности219, подделка государственных кредитных билетов, а равно и всех билетов кредитных установлений, имеющих в общем обращении достоинство денег220, недонесение правительству о подделке монеты или билетов и о выпуске их в обращение теми, которые хотя и не участвовали в этой подделке, но знали о том221;

г) Нарушение уставов о гербовой бумаге, как то: подделка гербовой бумаги, выпуск или перевод таковой бумаги222, выдача домашних обязательств с нарушением установленных об употреблении гербовой бумаги правил (т. е. не на гербовой бумаге, когда это требует закон, или на гербовой бумаге не надлежащего достоинства)223, производство частными лицами недозволенного торга гербовой бумагою, хотя и казенного клейма, но без особого на то разрешения правительства224;

д) Нарушение уставов горных, как, например, разработка золота, серебра на казенных землях без дозволения правительства, а на частных землях без дозволения владельца и правительства225, добывание драгоценных камней на казенных землях без билета от директора екатеринбургской гранильной фабрики226, перевод, покупка или промен на что-либо похищенных драгоценных камней в сыром или граненом виде, а равно золота, серебра, заведомо у самых похитителей оных, а вообще у заводских и фабричных людей227, продажа и покупка золота в слитках в губерниях: Оренбургской, Пермской и в западной и восточной Сибири228;

е) Нарушение уставов о соли, как например: покупка заведомо незаконно добытой из казенных источников соли, для продажи, или на собственное домашнее употребление229;

ж) Нарушение постановлений о питейном сборе, как например: корчемство, т. е. нарушение правил о варении для домашнего обихода меда, пива и браги в котлах и корчагах, и кумышки или о домашнем приготовлении водок, наливок и настоек, с обращением сих напитков в продажу, или приготовление их не в том количестве, не тем способом, не в то время или не в тех местах, которые дозволены законом230 и приготовление питей, подлежащих платежу акциза, не на заводах для сего устроенных231;

з) Нарушение уставов таможенных, как то: тайный провоз, т. е. мимо таможен из-за границы товаров232, провоз каких-либо предметов, скрытых пассажирами в тайных помещениях, как то: в двойных днах и боках ящиков в высверленных осях экипажей и т. п., а также при себе под одеждою, в обуви, в черном белье и т. п.233, перевозка заведомо на своих или на чужих лошадях, повозках необъявленных к таможне товаров или укрывательство, принятие или складывание в своем доме, амбаре тайно привезенных товаров234, покупка иностранных игральных карт235, сопротивление таможенным распоряжениям и чинам236;

и) Нарушение постановлений о казенных лесах, – именно: похищение из леса дерев, как стоящих на корню, так буреломных и валежных или частей их, а равно самовольная порубка в лесах, хотя и без вывоза срубленных дерев237, укрывательство или покупка заведомо похищенного или самовольно срубленного другими леса и лесных произведений238, устройство в казенных лесных дачах, без надлежащего разрешения, смолоугольных печей, кирпичных или иных огнедействующих заводов, а равно сидка смолы и дегтя, жжение поташа, угольев, извести также без разрешения239 или не в отведенных лесным управлением местах240, порубка казенного леса или заготовка лесных изделий не в отведенных для того участках241, оставление в казенных лесах незаравненных ям по окончании сидки смолы и дегтя или же приготовления поташа, угольев, кирпича, или других изделий242, производство, при участной продаже казенного леса, распилки, продажи или недозволенной обделки его в самих лесных дачах243, ослушание или неповиновение, оказанное при похищении леса или самовольной порубке лесным чинам и страже без насилия244, или с насилием, либо угрозами, сопровождаемыми поднятием на угрожаемого оружия, топора или иного орудия245; к нарушению устава лесного относятся также следующие случаи: когда кто будет без надлежащего разрешения расчищать лесные угодья, рассадники или засеянные лесом места; когда кто будет делать в лесу насечки для добывания смолы или соку, или же обнажать деревья для получения коры, лыка и т. п. или другим образом портить растущие деревья; когда кто, при дозволенной рубке казенного леса, сделает перерубку против назначенного количества дерев или размером их по длине или толщине и не объявит о том добровольно, или хотя и объявит, но перерубка окажется более 10-ти на 100 по количеству дерев; когда кто, при дозволенной рубке казенного леса, вырубит лес не той породы, как было условлено, или же вырубит мачтовые или другие запрещенные деревья; когда кто, получив дозволение на добывание в казенных лесах смолы, дегтя, поташа, угольев, лыка, мочала, лубьев или иных изделий, заготовит их более дозволенного и не объявит о том добровольно, или хотя и объявит, но излишек будет превышать 10 на 100; когда кто, при сплаве леса или лесных изделий без билета, окажется виновным в незаконном их приобретении246;

и) Преступления и проступки против постановлений, ограждающих народное здравие, именно: нарушение уставов карантинных247, нарушение постановлений против распространения повальных болезней248, несоблюдение предписанных законом общих мер предосторожности против распространения сих болезней249, нарушение правил для погребения мертвых, как то: погребение мертвого прежде судебно-медицинского осмотра тела в тех обстоятельствах, когда законом сие не дозволено, особенно если сие учинено с намерением скрыть следы смертоубийства250, вырытие, без надлежащего разрешения, гробов или мертвых тел для перенесения их в другие места251, провоз мертвого тела из одной губернии в другую или из одного уезда в другой, без надлежащего разрешения252, нарушение правил, установленных на случай скотского падежа, как то: устройство боен без соблюдения установленных правил, а равно оставление при бойнях нечистот неубранными253, нарушение правила бить скот не иначе как в скотобойнях (там где они устроены)254, недонесение о появлении заразы на скоте, а также непринятие установленных мер предосторожности против заразы скота и скотского падежа255, порча воды в местах, где ее берут для внутреннего употребления, мочением льна или конопли, сваливанием или выливанием нечистот, или же бросанием вредных веществ без умысла нанести вред общественному здравию256, бросание в воду веществ ядовитых или сильнодействующих и вредных с намерением лишить кого-либо жизни257, приготовление для продажи и продажа съестных припасов или напитков вредных для здоровья или испортившихся258, несоблюдение надлежащей опрятности и чистоты при продаже съестных припасов259, приготовление для продажи, а также продажа без надлежащего разрешения лекарственных веществ и составов, в случае последовавшего от них вреда260, продажа веществ ядовитых и сильнодействующих261, несоблюдение предписанных мер предосторожности при хранении и употреблении сих веществ262, врачевание из корыстных видов не имеющими права заниматься врачебною практикою, в случае последовавшего от того вреда263, производство оспопрививания без надлежащего дозволения, в случае вредных от того последствий264;

к) Проступки против общественного благоустройства, – именно: засаривание рек, каналов, источников или колодцев бросанием в них камней, песку и т. п. веществ, от которых не может последовать порчи воды; неисполнение обязанности чистить колодцы и содержать их в исправности; проведение подземных труб от помойных ям или отхожих мест в городские трубы, в реки или каналы; неосвещение или неисправное освещение улиц обязанными к тому лицами; несоблюдение правил о чистоте и опрятности на улицах, а равно допущение бродить по ним скоту там, где это воспрещено; своз мусора, нечистот или павшего скота в не назначенное для того место; охота, а также рыбная и иная ловля в запрещенное время, в недозволенных местах, запрещенными способами или без соблюдения предписанных правил; разорение птичьих гнезд; продажа дичи в недозволенное время265; снятие рыбы с чужих снастей и кража орудий лова с лодок или из воды266;

л) Распространение с умыслом имеющих политическую зловредную цель или явно оскорбительных для верховного правительства слухов267, подложное проявление чудес, ради корысти, суетной славы или другой личной выгоды268, и другие сего рода обманы269;

м) Возбуждение к начатию или продолжению противозаконных исков и тяжб270, лживые доносы271, лжесвидетельство при следствии или пред судом272, ложные показания при повальных обысках273;

н) Подговор к побегу или к неразрешенному законными властями переселению274, составление подложных на жительство видов и проживательство с видом подложным275;

о) Проступки против личной безопасности, как то: выделка и приготовление, без особого на то дозволения правительства, пороха и других огнестрельных веществ, как из хлопчатой бумаги, так и из всяких других припасов276; хранение или ношение запрещенного оружия, стрельба из огнестрельного и другого опасного оружия в местах, где это запрещено, хранение пороха более дозволенного количества277; хранение заряженного или другого опасного оружия, или же пороха без надлежащей осторожности, ношение оружия там, где это запрещено278; несоблюдение надлежащей предосторожности при бросании камней или иных твердых предметов, при выкидывании или вываливании чего-либо, а также при складывании и возке тяжестей279, держание диких зверей, без соблюдения мер, необходимых для ограждения общественной безопасности, а также выпуск их, по неосторожности из мест содержания280; непринятие установленных мер к отвращению опасности, могущей произойти от домашних животных281; травление человека собакою или другими животным умышленно282 или без преступного умысла283; неосмотрительная и непомерно скорая езда в городах и селениях, а также поручение управления лошадьми лицу неспособному или пьяному284, неприставление подпор к ветхим заборам, неимение предостерегательных знаков или заборов при производстве построек, или же около колодцев, помойных ям, творил, и вообще в тех случаях, когда предостерегательные знаки или заборы необходимы для ограждения личной безопасности285; выставление без надлежащей осторожности клеток, горшков с цветами и т. п. вещей на окна, недостаточное прикрепление ставней286; перевоз людей в ветхих и худых лодках287; совершение деяния, хотя не предусмотренного в законах, но явно неосторожного в случае причинения тем кому-либо ран или повреждений в здоровье288; либо в случае причинения тем кому-либо смерти289;

п) Содержание мест для запрещенных игр, подлог и другого рода обманы в запрещенной или незапрещенной игре, подлоги или другие обманы при разыгрывании лотерей290;

р) Нарушение правил устава строительного и путей сообщения, как то: постройка или наружная перестройка здания без надлежащего дозволения, когда оно требуется законом291, нарушение предписанных уставом строительным технических и других о постройках правил292; отступление от правил, установленных для устройства в городах улиц, площадей, мостовых, мостов на поперечных каналах, тротуаров и канавок; неисправное содержание тротуаров, мостков, мостовых и дорог после сделанного кому следует напоминания; порча тротуаров, мостков, мостовых, дорог, шоссе, или находящихся на них перил, канав, столбов, дерев и т. п.293; прогон скота по шоссе там, где это запрещено, или же без соблюдения установленных правил; повреждение на дорогах мостков, переправ, плотин, гатей и т. п.; препятствование проходу по мостам и тротуарам или проезду по дорогам и улицам оставлением на них громоздких предметов или иным образом294; проезд мимо шоссейных застав, а равно уклонение иным способом от платежа дорожного сбора; переезд, или перетаскивание чего-либо через железную дорогу в то время, когда это не дозволено295; умышленное повреждение железной дороги, могущее подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт296; неисполнение пассажирами законных требований лиц, принадлежащих к управлению железных дорог и вообще правил, предписанных в уставе этих дорог297; нарушение правил, предписанных для сплава леса по рекам и каналам298; нарушение правил об исправности бичевников, а также повреждение их299; вырывание столбов, поставленных для чалки судов300; препятствование судоходству устройством рыболовных заведений там, где это воспрещено или без соблюдения установленных для того правил, а также засорение рыболовами рек и каналов и порча ими берегов301; умышленное или неумышленное повреждение шлюзов, плотин, водоспусков и других гидротехнических сооружений302;

с) Нарушение правил устава пожарного, именно: устройство печей, каминов, дымовых труб и т. п., без соблюдения правил, установленных для предохранения от пожаров; несоблюдение предписанных уставом пожарных правил о чистке труб, выделывание или складывание удобовоспламеняющихся веществ в опасных от огня местах или без надлежащей осторожности; сожигание фейерверков или иллюминаций без соблюдения установленных правил; несоблюдение установленных правил предосторожности при обращении с огнем в жилых местах, курение табака на сеновалах и чердаках и т. п., а также на улицах и площадях, где это воспрещено, неимение сосудов с водою или огнегасительных снарядов в тех случаях, когда это предписано303; раскладывание огня или неосторожное обращение с огнем в близком расстоянии от лесов, кустарников, стоящего на корне или сжатого хлеба, соломы, сена, огородов, мостов или строений; оставление огня непотушенным при отбытии с того места, где он был разложен; выжигание кустарников, травы, кореньев, сучьев и т. п. без соблюдения предписанных правил, или в недозволенное время; сидка смолы или дегтя, жжение угольев и приготовление поташа без соблюдения предписанных предосторожностей или в недозволенное время; курение в хвойных лесах табака или сигар и т. п. в жаркую или сухую погоду; употребление при стрелянии в лесу для зарядов пакли или льна; оставление овина во время топки без всякого надзора304; неявка на пожар с надлежащими огнегасительными снарядами в тех городах и селениях, где это установлено, или самовольное оставление места пожара305; необъявление полиции в надлежащее время о случившемся пожаре306; умышленное зажигательство лесов307;

т) Нарушение уставов почтовых и телеграфических, как то: недозволенный провоз на сдаточных лошадях проезжающих по трактам вольных почт308, пересылка с почтою пороха, пистонов, зажигательных спичек и каких-либо горючих, красильных, едких и легковоспламеняющихся веществ, кислот, а также отправление по почте жидкостей без соблюдения правил, предписанных на сей предмет в уставе почтовом309; отдача корреспондентом посылки почтовому чиновнику или почтальону тайно, для отправления оной без записки в подавательскую книгу и в документы310; отправление с почтою денег или вещей в письме или посылке, без объявления о том при подаче оных311; тайное вложение писем или бумаг в посылке с вещами вообще, а также в пакеты или тюки с документами, домашними бумагами или рукописями, в коих весу более 1-го фунта312; вложение в пересылаемые по почте казенные пакеты и посылки своих или иных частных писем, документов и посылок, а также пересылка их отдельно за казенный печатью313; повреждение принадлежностей телеграфов, от которого может произойти остановка в телеграфических сообщениях, неумышленное314 или умышленное для похищения входящих в состав оного вещей или с намерением остановить почему-либо известное виновному предписание правительства или же донесение оному, либо для совершения какого-либо преступления против частных лиц или собственности и проч.315;

у) Нарушение постановлений о праве на торговлю, например, производство торговли лицами, которые по закону не имеют на сие права316; производство торговли или промысла по фальшивому билету317; нарушение правил о производстве торговли, – например употребление торгующими весов или мер, не имеющих установленных клейм, или хотя клейменных, но неверных, либо в употреблении обыкновенных прежних безменов, дозволенных одним только разносчикам318, или употребление неверных весов и мер, с умыслом для обмана319.

ф) Преступления и проступки против законов о состояниях, как то: сокрытие истинного звания или состояния какого-либо лица через похищение, уничтожение, порчу или сокрытие законного акта, доказывающего чьи-либо права состояния или знания, составление подложного акта, или подчистка, переправка в настоящем акте с намерением лишить кого-либо права состояния или звания320; похищение или подмен младенцев с намерением скрыть их настоящее происхождение или состояние, или хотя и без сего намерения321; присвоение прав состояния или особых оного преимуществ, или звания, или же почетных достоинств, титулов и иных отличий чрез составление подложных или изменение настоящих документов, или чрез употребление заведомо таких подложно составленных или измененных кем-либо другим документов; составление таких подложных документов для доставления кому-либо другому способа присвоить себе не принадлежащие ему права состояния и звания, чин, титул, знак отличия322.

х) Нарушение правил, установленных для выборов и других собраний, например земских, к которому относятся между прочим следующие случаи: когда кто при выборах земских будет через подкуп, подарки, обещания или угрозы склонять кого-либо к поданию голоса в свою пользу или в пользу, или против другого лица, когда кто из присутствующих в земском собрании причинит там беспорядок, шум или замешательство, или заведет разговор о предметах посторонних, к суждению собрания не принадлежащих и не прекратит оного после сделанного ему внушения или будет замечен в неприличных поступках и, не взирая на напоминания, не обратится к порядку и тишине323.

Вот перечень всех преступлений и проступков, по которым лица духовного звания подлежат суду светскому. В некоторых рубриках мы показывали только роды преступлений без подразделения их на виды, в иных же анализировали общие понятия и означали все виды преступлений, особенно таких, которые чаще других могут встречаться в уголовной практике, а тех, которые касаются какой-либо специальности и потому не могут быть допущены лицами духовного звания, и вовсе не поместили.

(Продолжение следует).

* * *

Примечания

209

Между теми, которые сами пришли в благодатную лечебницу для своего исцеления, редко бывают личности с религиозными заблуждениями, и – если в ком это подозреваю, с тем, конечно, дело другое.

210

Так называются домохозяева, которые имеют голос на сельских сходах.

211

Устав. Духов. Консист. ст. 159 п. 2.

212

Улож. о наказ. 929, 930. Пристанодержателями называются те, которые заведомо дозволяют принадлежащим к злонамеренной шайке (составленной для разбоев, зажигательства, делания фальшивой монеты, фальшивых кредитных бумаг и документов, для кражи, мошенничества, для противозаконной выделки подлежащих питейному сбору или акцизу питей, для провоза контрабанды и т. п.), жительствовать или хотя временно останавливаться или укрываться в своих домах, принимают от таких шаек или принадлежащих к оным преступников на сохранение или для продажи, передачи, отвоза или же иного какого употребления вещей и иное какое-либо имущество, или отнятое, или похищенное, или тайно провезенное (там же ст. 922–926).

213

Улож. о наказ. 974.

214

Улож. о наказ. 528.

215

Улож. о наказ. 548–552.

216

Улож. о наказ. 556–559.

217

Улож. о наказ. 561.

218

Улож. о наказ. 565.

219

Улож. о наказ. 566.

220

Улож. о наказ. 571. Кто, получив случайно фальшивую монету или фальшивый билет, и узнав достоверно, что монета или билет фальшивые, не представит их начальству, а вместо сего передаст их под видом настоящего другому: тот подвергается за сие наказанию, как за мошенничество (Уложение о наказ. ст. 567–576).

221

Улож. о наказ. 560–574.

222

Улож. о наказ. 579–581.

223

Улож. о наказ. 589.

224

Улож. о наказ. 590.

225

Улож. о наказ. 591.

226

Улож. о наказ. 596.

227

Улож. о наказ. 604–606.

228

Улож. о наказ. 112.

229

Улож. о наказ. 631–632.

230

Улож. о наказ. 680.

231

Улож. о наказ. 674 п. 1.

232

Улож. о наказ. ст. 744–746–777–782; 787–789.

233

Улож. о наказ. ст. 747. Впрочем, такая контрабанда, обнаруженная в черте действия таможенных мест, конфискуется без всякого суда таможенным управлением, по власти, предоставленной непосредственному ведению казенного управления (Прилож. к ст. 1124 Уст. Уголов. Суд отд. IV).

234

Улож. о наказ. ст. 754.

235

Улож. о наказ. ст. 760.

236

Улож. о наказ. ст. 803.

237

Уст. о наказ. налагаем. мир. суд. ст. 155. Не вменяется в вину порубка или собирание валежника и хвороста в казенных лесах, когда, на основании устава лесного, действия эти не считаются противозаконными (там же ст. 157, п. 2).

238

Уст. о наказ. ст. 159.

239

Уст. о наказ. ст. 160.

240

Уст. о наказ. ст. 162.

241

Уст. о наказ. ст. 161.

242

Уст. о наказ. ст. 163.

243

Уст. о наказ. ст. 164.

244

Уст. о наказ. ст. 167.

245

Улож. о наказ. ст. 823, 824.

246

Уст. о наказ. ст 158 п. 1–6. Но некоторые из нарушений устава лесного, как то: переруб деревьев по количеству или по размерам при дозволенной рубке леса или заготовке лесных изделий, не превышающей 10 на 100, когда о перерубке или излишке объявлено будет добровольно, вырубка леса после означенного в билете срока, увоз отпущенного по билету леса прежде освидетельствования его, когда в правильности порубки не представляется никакого сомнения, невывозка в назначенный билетом срок заготовленных лесных материалов, – подлежат непосредственному ведению лесного управления и подвергаются взысканиям без всякого суда в мировых учреждениях (прим. к ст. 1124. Уст. угол. судопр. Отд. V, п. 1–5).

247

Улож. о наказ. 831, 832, 834, 835, 836, 840, 843, 844, 846. Некоторые из нарушений карантинного устава, допущенных в местах оцепления внутри карантина или оцепленного места, – как например тайное сообщение между собою лиц, состоящих в местах оцепления под карантинным надзором, прикосновение к лицам или вещам зачумленным или сомнительным и другие маловажные нарушения карантинных правил подлежат непосредственному разбирательству карантинного управления и взысканию без суда (Уст. угол. судопр. Прилож. к ст. 1214, отд. 11 п. 1–5. Улож. о наказ. 837–839, 841, 842, 845).

248

Улож. о наказ. ст. 854, 855, 858.

249

Уст. о нак. мир. суд. 102.

250

Улож. о наказ. ст. 800.

251

Уст. о наказ. мир. суд. 108.

252

Уст. о наказ. мир. суд. 109.

253

Уст. о наказ. мир. суд. 110.

254

Уст. о наказ. мир. суд. 114.

255

Уст. о наказ. мир. суд. 112.

256

Уст. о наказ. мир. суд. 111.

257

Улож. о наказ. ст. 864.

258

Уст. о наказ. мир. суд. 115.

259

Уст. о наказ. мир. суд. 116.

260

Уст. о наказ. мир. суд. 106.

261

Улож. о наказ. ст. 866, 867, 869.

262

Улож. о наказ. ст. 868, 869.

263

Уст. о наказ. мир. суд. 104.

264

Уст. о наказ. мир. суд. 105.

265

Уст. о наказ. мир. суд. 52–57.

266

Улож. о наказ. ст. 921.

267

Улож. о наказ. ст. 932.

268

Улож. о наказ. ст. 933.

269

Улож. о наказ. ст. 934–935, 937, 938.

270

Улож. о наказ. ст. 939.

271

Улож. о наказ. ст. 940, 941.

272

Улож. о наказ. ст. 942–944.

273

Улож. о наказ. ст. 945.

274

Улож. о наказ. ст. 947–948.

275

Улож. о наказ. ст. 975–977.

276

Улож. о наказ. ст. 986.

277

Уст. о наказ. мир. суд. 117.

278

Уст. о наказ. мир. суд. 118.

279

Уст. о наказ. мир. суд. 119.

280

Уст. о наказ. мир. суд. 120.

281

Уст. о наказ. мир. суд. 121.

282

Улож. о наказ. ст. 988.

283

Уст. о наказ. мир. суд. 122.

284

Уст. о наказ. мир. суд. 123.

285

Уст. о наказ. мир. суд. 124.

286

Уст. о наказ. мир. суд. 125.

287

Уст. о наказ. мир. суд. 126.

288

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 129.

289

Улож. о наказ. 989.

290

Улож. о наказ. 990–992, 1670.

291

Уст. о наказ. мир. суд. Ст. 65.

292

Уст. о наказ. мир. суд. 66. Но если за несоблюдением технических и других о постройках правил, установленных в ограждение личной безопасности, возведенное здание разрушится, или часть его, или же какое-либо на оном украшение упадет от неправильности постройки, или же от употребления материалов дурного качества, или от непрочности самой работы, то случай этот подлежит ведению окружного суда, а не мирового судьи (Улож. о наказ. ст. 1059).

293

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 67–70.

294

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 71–73.

295

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 74–76.

296

Уложен. о наказан. 1081, 1082.

297

Уложен. о наказ. ст. 1080. Виновные в этом пассажиры подвергаются за сие ответственности на основании особых для каждой такой дороги уставов.

298

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. ст. 77.

299

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 81.

300

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 84.

301

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 85.

302

Уложен. о наказ. ст. 1087.

303

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 88–92, 98.

304

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 95, 98.

305

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 96.

306

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 97.

307

Уложен. о наказ. ст. 1077.

308

Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 99.

309

Уложен. о наказ. ст. 1012.

310

Уложен. о наказ. ст. 1122.

311

Уложен. о наказ. ст. 1023.

312

Уложен. о наказ. ст. 1024.

313

Там же 1125. Впрочем, проступки против ст. 1112, 1123–1126 Улож. о нак. именно: посылки с почтою жидкостей горючих и красильных веществ, необъявление при подаче писем или посылок о вложенных деньгах или вещах, вложение в посылки с вещами писем и бумаг, вложение в пересылаемые казенные пакеты по почте и посылки частных писем, документов и посылок, а также пересылка их отдельно за казенною печатью – подлежат непосредственному ведению почтового управления; следующие за эти проступки взыскания налагаются и вещи конфискуются почтовым управлением без всякого следствия и суда (Уст. Угол. судопр. прилож. к ст. 1124 отд. VI п. 1–4).

314

Уст. о нак. налаг мир. суд. 101.

315

Уложен. о нак. 1140–1147.

316

Уложен. о нак. 1169.

317

Уложен. о нак. 1170.

318

Уложен. о нак. 1175.

319

Уложен. о нак. 1176.

320

Уложен. о нак. 1405–1406. Подлог же в актах о рождении, бракосочетании и смерти, когда он учинен теми лицами, на коих по закону возложено составление актов состояния или хранение и выдача оных (например, священно-церковнослужителями) судится и наказывается, как подлог по службе (Улож о наказ. 1441), и след. относится к преступлениям против должности.

321

Улож. о наказ. ст. 1407, 1408.

322

Улож. о наказ. ст. 1412–1418.

323

Улож. о наказ. ст. 1440, 1425–1429, 1434, 1435.


Источник: Руководство для сельских пастырей: Журнал издаваемый при Киевской духовной семинарии. - Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1860-1917.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle