Библиотеке требуются волонтёры

сост. П.В. Пономарёв

Игумен Дамаскин

Игумен Дамаскин родился в 1795 году в крестьянской семье в Тверской губернии. В 1816–1819 годы он с великой пользой для души посетил Киевскую Лавру, Соловецкий и множество других монастырей. Более всего полюбился ему Валаам, куда в 1819 году он вернулся и начал подвижническую жизнь. Сначала двадцать лет провел в общежитии на разных трудных послушаниях. Затем, испытывая себя во втором образе монашеской жизни – скитском, жил в скиту Всех Святых. Наконец, ревнуя о большем совершенстве, удалился на одинокое пустынножительство – третий образ монашеского подвижничества. Прожил он отшельником шесть лет, томя свою плоть чрезвычайными постами, поклонами, даже железными веригами. Будучи возведенным во игумена, отец Дамаскин управлял обителью сорок два года. Сподобившись даров умной молитвы и прозорливости, с Божией помощью он совершил на Валааме грандиозные перемены: численность иноков значительно увеличилась, а их духовная жизнь достигла высоких пределов. Самого же игумена Дамаскина Бог явил благодатным старцем. Он лично был духовником братии и многочисленных мирян. Церковное предание сохранило множество его богомудрых поучений.

Старец-игумен беззаветно любил Валаам. При его усердии было выстроено девять храмов, восемнадцать часовен, тринадцать каменных домов, в том числе гостиница в двести комнат, пятнадцать деревянных домов. Скиты либо построены им, либо обновлены. Он проложил прекрасные дороги, на перепутьях поставил большие каменные и деревянные поклонные кресты, насадил целые аллеи, сады, благоухающие самыми различными растениями. Заботой подвижника монастырь приобрел пять островов с лесами, обширными покосами, каменоломнями и рыбными ловлями, дома в Сердоболе, Новгороде, Москве, пароход... Валаам достиг небывалого в своей истории расцвета. Преставился приснопамятный игумен 23 января 1881 года, 86-ти лет от рождения. Всего жития его на Валааме было шестьдесят два года.

***

Слава Богу за все, (за то,) что терпит грехам нашим, ожидает покаяния; надо и с нашей стороны подумать, чтобы не упустить времени, данного на покаяние... Спастись – та самая наша цель и звание; но я о том-то и напоминаю, чтобы не упустить времени, которого мы уже по смерти не найдем. Страшно! (4; стр. 230)

...Так, возлюбленные, и жизнь наша пройдет, если и не прошла. Но как и в чем она прошла? Вот и надо нам, грешным, спросить всякому у самого себя, а именно: как я время проводил, какой залог на душе стяжал, есть ли в ней мир, тишина и спокойствие совести; а все это рождается и весь душевный покой приходит от чистой совести, которая и сама приходит не иначе, как от откровения и недоверчивости к самому себе. (1; стр. 80)

Прошу любовь вашу: старайтесь сколь можно (чаще) ходить в церковь... к отцам вашим духовным очищать исповедью свои погрешности; знайте, любезнейшие: в чем откроетесь отцу духовному, то не будет записано у диавола, а о чем не раскаетесь, то будет записано у него; (потому-) то и прошу любовь вашу всмотреться: не лучше ли здесь загладить покаянием, нежели там – мукою, чего не дай Боже? (4;стр. 229)

Также прошу любовь вашу: старайтесь, сколько можно, избегать судить ближнего... Осуждение – конь гордости, гордость же – отступление от Бога, так как Священное Писание говорит, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5, 5). (4; стр. 230)

Знайте, любезные, что кто не творит своей воли, тот всегда творит волю Божию, а кто живет самочинно и творит свою волю, тот всегда творит волю сопротивного, то есть диавольскую. Я, грешный, всегда сам себе говорю: «Горе мне, грешному, если я не положу начала благого – жить стараться, сколь можно, Бога ради». (1; стр. 80)

Прошу и молю любовь вашу: будьте осторожны от волков, губящих души наши; приходят они в одеждах овчих, но внутри – волки сущие; показывают себя воздержанными, постниками и молитвенниками – сим неопытных и обольщают. Да и в самом деле: если бы они были пьяницы, наглы и прочее, кто бы их послушал? Самый неопытный их мог бы видеть, видел бы, что жизнь их не согласна с учением их; но то горе, возлюбленные, что, напротив, слова их нежнее елея, по они суть обнаженные мечи (Пс. 54; 22) – и мечи те, слова их, все направлены против властей, Богом установленных. (4; стр. 233)

...Помолимся Господу Богу, да поможет нам, грешным, положить начало благое, начало жить мирно и любовно, друг друга тяготы носить (см.: Гал. 6,2), почаще ходить к духовным старцам, чисто и без лукавства совесть свою открывать, в недостатках просить смиренно прощения и во всем признавать виновным себя, а на людей вину не полагать, потому что этот знак оправдания – мать всем порокам. (1; стр. 80)

Итак, с нашей стороны осталось непрестанно вопиять ко Господу: «Господи, якоже поработах прежде сатане льстивому, отныне поработаю Тебе, Господу и Богу моему... во вся дни живота моего»4 (4; стр. 232)

* * *

4

Слова из восьмой утренней молитвы, ко Господу нашему Иисусу Христу. – Прим. Ред.


Источник: Духовная мудрость Валаама [Текст] : из Валаамских сотниц : [12+] / [сост. П. В. Пономарев]. – Москва : Сибирская благозвонница, 2016. – 172, [1] с.; 15 см.; ISBN 978–5-906793–58–4 : 7000 экз.; ISSN ru

Комментарии для сайта Cackle