сост. П.В. Пономарёв

Источник

Схиигумен Иоанн

Схиигумен Иоанн (в миру Йван Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. В Валаамский монастырь поступил в 1901 году. Проходил послушания в скиту преподобного Германа Валаамского, на подворье в Санкт-Петербурге. В 1910 году пострижен в монашество с именем Иакинф. В 1921 году назначен настоятелем Трифоно-Печенгской обители. После возвращения на Валаам в 1933 году он принял великую схиму с именем Иоанн и стал пустынником Иоанно- Предтеченского скита. После советско-финской войны Карелия вошла в состав СССР, и иноки, во избежание атеистических расправ, были вынуждены покинуть Валаам. На территории Финляндии они основали монастырь Новый Валаам. Схиигумен Иоанн нес послушание духовника нововалаамской братии и принимал на исповедь паломников, а также имел большую переписку с людьми, которых духовно окормлял. Учась мудрости на духовном опыте святых отцов, постоянно проверяя себя обращением к Священному Писанию, старец передавал другим крупицы драгоценного знания. В наставлениях своих, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. По благословению отца Иоанна в 1956 году в Финляндии был издан сборник его писем под названием «Письма валаамского старца». «В духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность, – писал батюшка духовным детям. – Отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, все это вредит для внимательного. Твой способ борьбы со страстями правильный. Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощию, однако больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет. Знай еще, что наш должен быть труд, а успех зависит от благодати...» Схиигумен Иоанн преставился 6 июня 1958 года и погребен на кладбище Нового Валаама в Финляндии.

***

...Все наши предосторожности без благодати Божией рассыпаются вдребезги, ибо не в нашей власти состоит устоять в добродетели... стремиться к добродетели и понуждать себя надо крепко, это состоит в нашей свободной воле. (10; стр. 142)

...Понуждай себя чаще внутренне молиться, насколько хватает сил и времени, еще упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы Он дал память смертную. ...Наша временная жизнь, непостоянная, изменчивая и скоропреходящая, невнимательных увлекает к рассеянности, а чтобы приобрести внутренний свой мир, одно средство – непрестанная молитва. (10; стр. 142)

Память смертная – дар Божий (10; стр. 165)

Степени духовного преуспеяния разные, и духовное познать может только духовный. Полезнее видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой – тогда именно увидишь себя хуже всех. ...Тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая тех, кто проводит духовную жизнь. (10; стр. 143, 145)

...Однако вся причина в тебе, ты сама не замечала, что находилась в тонком самомнении, и думала, что уже летишь на Небо, а внутреннего истинного смирения и совершенного расположения на волю Божию не было у тебя. Господь по Своему благоутробию послал тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни, и ты упала духом и почувствовала себя никуда не годной, а в этом-то состоит смирение, чтобы чувствовать себя никуда не годной. (10; стр. 141)

Бог один, а пути к нему разные, и всяк идет своей дорожкой. (10; стр. 144)

Детская молитва скоро доходит к Богу. Черта детей – простота, откровенность и естественность, – вот Господь и повелел нам быть такими (см.: Мф. 18, 3; Мк. 10, 15); такая черта была у всех подвижников. (10; стр. 145)

Молитва требует борьбы до часа смертного; хорошо, что стремишься к молитве, помоги тебе, Господи; духа не угашай (см.: 1Фес. 5,19). (10; стр. 145)

...Мы должны помнить, что эта наша жизнь очень скоротечная и (есть) под- готовка к будущей вечной жизни. (10; стр. 146)

...Когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво. Почитывай книгу преподобного Кассиана – хотя (она) направлена инокам, (но) и мирянам прикладна5. Читай жития святых, они очень воодушевляют нас, грешных. (10; стр. 147)

...Ты боишься темноты – я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий Промысл! Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка (Прем. 17; 11). (10; стр. 149)

Относительно твоего смущения святые отцы сказали: «Что делается со смущением – всегда от бесов». Приложись ко кресту и к Божией Матери и будь спокойна, загляни у святого Варсонофия вопрос 430 и ответ, еще вопрос 433 и ответ (10; стр. 149)

Когда не придется исполнить все свое правило – не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буде ми грешной» и имей память Божию – это заменит все правила. (10; стр. 149)

Когда появятся слезы, остановись на них, пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь. Когда ляжешь в кровать, занимайся богомыслием, что помнишь из Священного Писания, важнее из Евангелия. Слезы придут, дай им свободу. ...На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что на совести, и больше ничего. (10; стр. 149)

Курево, конечно, нехорошо, но я более строг к душевным страстям: зависти, злопамятству, высокомерию, лукавству, лицемерию, человекоугодию и сребролюбию, а телесные страсти иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо диавол омрачил свою светлость именно гордостью; гордость – изобретение бесовское. (10; стр. 151)

Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Не в нашей власти устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость»6. Великое для нас счастье, что мы имеем книги святых отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но не стало праведного (Пс. 11, 2), а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами: все равно как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмем отравляющие. Однако унывать не надо; в основание положим мытарево смирение – и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние. (10; стр. 151)

...Внутри на душе сухость, а сердце точно камень. В данные моменты требуется терпение, и ждать помощи от Бога. (10; стр. 150)

Однако знай, куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь и там встретишь людей, а не Ангелов, а Царствие Божие ведь не вне, а внутри нас (см.: Лк 17, 21). (10; стр. 152)

Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано Самим Господом (см.: Мф. 6, 33). Мало мы думаем о вечности и плохо приготовляемся к ней, уж очень оземленились и позабыли думать о едином на потребу. (10; стр. 153)

Когда мы подвержены страстям (говорю о душевных) – самомнению, тщеславию, гневу, лукавству и бесовской гордости, то под влиянием этих страстей думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако не унывай, во время неприятностей углубись в Святое Писание и святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей; своим рассудком, как ни рассуждай, без помощи Божией не можем умиротвориться сами и других умиротворить. (10; стр. 154)

А тебе советую – побольше работай над своими чувствами: если сама себя познаешь, тогда и других будешь видеть правильно и сообразно с их устроением скажешь им. Вообще, старайся говорить без тщеславия, ради Бога, не как учительница, а как сама учащаяся, н не старайся повлиять на них: это сделает Божия благодать, а твое дело – смиренно, в простоте сердца говорить. (10; стр. 155)

Наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляюще помогают диаволу, и Господь не нарушает наше самовластие. Нам должно стремиться к добродетели, насколько хватит наших сил, но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а в Господней, и хранит Господь не за наши труды, а за смирение. (10; стр. 134)

Но Господь по Своему милосердию дал нам, немощным, покаяние, ибо наша порченная природа очень и очень склонна ко греху. Святые отцы своим опытом изучили до тонкости нашу природу, утешают нас и подробно изложили в своих сочинениях способ борьбы со грехом. Теперь у тебя есть книжица «Невидимая брань» – посматривай в нее почаще. (Там же)

Святые отцы всякое доброе дело приписывают молитве – вот ты больше в этом упражняйся, старайся хранить свою совесть чистую к Богу, к людям и вещам... Остается только покрепче себя в руки взять... Все будешь только спрашивать, читать и говорить о спасении, а трудиться не будешь – толку не будет. (10; стр. 136)

Только тот не любит вкусную пищу, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево – этого господина всего худого. (10; стр. 138)

Да, тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, ибо она убивает дух (см.: 2Кор. 3,6). С такими собеседниками теряется внутренний мир – если будешь говорить о духовном, нужно умудряться прекращать разговор с ними. (10; стр. 178)

Я написал, что буква убивает дух (см.: 2 Кор. З, 6), но надо понимать намерение слов: буква убивает того, кто останавливается на ней и смотрит на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели; конечно, плоды не бывают без листьев, однако смоковница засыхает без плодов (см.: Мф. 21,19; Мк. 11,20). (10; стр. 139)

Не пугайся, что у тебя нет благоговения в молитве, – хорошо и спасительно, что нудишь себя молиться. (10; стр. 139)

Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь. (10; стр. 139)

Гордость можно узнать по плодам: гнев, лицемерие, досада, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство и корень хулы. Позабыл еще свойство гордости: она – строгий судья немощи других. (10; стр. 157)

Духовная жизнь как рост телесный: человек сам себя не замечает. Однако признак духовности состоит в том, как пишет святой Петр Дамаскин, когда человек видит свои грехи, аки песок морской. В этом здравие души7. (10; стр. 162)

По совету святых отцов, так и должно быть; если пошатнешься в какой-либо добродетели, трепетать не надо: пал – вставай, опять пал – и опять вставай, так до последнего часа смертного. Слава, Господи, милосердию Твоему – великое Твое благо, что Ты дал нам, грешным, покаяние, ибо Ты и сошел на землю не для праведников, а для нас, грешных. (10; стр. 165).

По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет – такому надо снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели – такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели. Так и твое единичное курение заслуживает снисхождения: просто пустяк, скорей же смущает тебя гордынька: «Как я это допустила?» (10; стр. 167)

О раздражении на ближних старец говорил: «Ближние всегда близко живут, вот они и обнаруживают твой гнев. Вообще гнев происходит от гордости и тщетной славы. Если приобретешь смирение – и гневу конец». (10; стр. 363)

...В молитве от количества приходит качество: если будешь чаще повторять Иисусову молитву, тогда, по Божией милости, и сердце согреется. (10; 363)

Леность – это общая наша немощь, у меня тоже ведь много лености, но я не жалуюсь, да и теперь как-то трудно разобраться: леность или немощь? Как у тебя, так и у меня есть порядочно болезней; будем просить Господа, чтобы Господь помог нам терпеть без ропота, и это заменит все наши подвиги. (10; стр. 363)

Святой апостол Павел говорит: Наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных (Ефес. 6,12). Вот этот дух злобы, насколько Господь попустит ему, искушает нас, грешных. Через наши помыслы возносит разные хулы: на Бога, все Божественное и на Святые Христовы Тайны. Иногда такие скверные помыслы, что даже стыдно и на иконы взглянуть, и многое другое неподобное. Некоторые смущаются и думают, что это наши помыслы. Но (это) диавол-дух смешивается с нашей душой. Не многие могут разобрать это и противостать против этих диавольских внушений. Одно средство – не обращать на них внимания и просить у Бога помощи. (10; стр. 400)

Воображение и память – одно внутреннее чувство, иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударит по голове. Тут требуется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творениями святых отцов, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями – и постепенно прежние воспоминания вытеснятся прочь, и тоскливость пройдет. В одном сердце два господина не могут жить вместе. (10; стр. 168–169)

Грехи никогда не удовлетворишь: чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи; они подобны псу, который привык ходить лизать мясной стул, – как только возьмешь палку и отгонишь его, то и ходить не будет... Святой апостол говорит: Итак, смотрите, поступайте осторожно (Ефес. 5, 15), еще: Забывая заднее и простираясь вперед (Флп. З, 13). (10; стр. 169)

...Набивай память свою молитвою и богомыслием. Добрый час, начинай; без молитвы жизнь будет многовоздыхательна, а от молитвы, когда получишь навык, сердце возвеселится и умиротворится – блаженное состояние. Временами еще здесь, на земле, молитвенники предвкушают будущее блаженство. (10; стр. 170)

Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали святые отцы; от скорбей две пользы: первая – усердие к Богу и благодарность от всей души, вторая – они избавляют от суетных попечений и забот. Скорби нас смиряют; у нас есть какая-то самонадеянность, ми своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, (научаемся тому,) что наши усилия без помощи Божией не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели – а успех в добродетели зависит уже от благодати, а благодать дается от Бога именно только смиренным, а без смирительных случаев не смиришься. (10; стр. 171)

...Кто насколько смирится, настолько и благодать приходит; и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати. (10; стр. 174)

Без смирения очень трудно уступить другому: гордость всегда настаивает на своем. ...Кто в чем осуждает другого, непременно сам впадет в то же, иначе и не бывает. (10; стр. 170–171)

Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память Божию: она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй. (10; стр. 172)

Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению; в духовной жизни так и есть по закону духовного ведения: чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя праведным. (10; стр. 172)

...Какая страсть посетит, с той и борись, однако знай, что ты своими силами не можешь победить их, – вот тут-то и надо призывать Господа на помощь. А осуждение – великое зло: осуждающие восхищают суд Божий, и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения – в невнимательной жизни: загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется всякой гнили! (10; стр. 173)

У тебя здоровье тоже не завидное, однако не унывай – расположись на волю Божию: не сегодня, а завтра все же умрем. Хоть мало ты куришь, лучше совсем не курить табак. Тебе вредно. (10; стр. 173)

...Большая ошибка и немощь – много заботиться, чтобы продлить нашу жизнь; однако жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и дело все приложится вам (Мф. 6, 33). Вот наша забота и стремление должны быть – чтобы жить по заповедям Его и очистить сердце от страстей. (10; стр. 173)

...Не горячись: это относится к тому, чтобы к высшему не стремилась раньше времени – все в свое время бывает. Если будет приготовлено исполнением заповедей Божиих место, тогда придет и то хорошее состояние, однако без нашего ожидания. Наше дело – стремиться и трудиться, а прочее все зависит уже от благодати... если будешь осуждать, то не придут к тебе слезы и умиление. (10; стр. 173)

...В духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность; отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, это все вредит для внимательного. Однако больше обрати внимание не главную страсть, которая больше тебя борет... (10; стр. 174)

...В одном устроении не может быть человек, – подобно погоде, бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе; внимательный и рассудительный находит много случаев понять это. (10; стр. 174)

Это хорошо, что стремишься к молитве: молитва дороже всего, но и врагу она больше всего не нравится; (он) много делает препятствий, но бояться его не надо. Господь дает молитву молящемуся. (10; стр. 175)

Молитва – главное дело в духовной жизни, при этом и другие добродетели надо приобретать, искоренять страсти. Прочти у преподобного Макария о хранении сердца (9 гл., 1-е слово, «Добротолюбие»). (10; стр. 175)

Не унывай, бодрствуй, молись Господу и проси Его помощи. Если когда грубенько и скажешь... – что делать, не малодушествуй. Ведь ты не Ангел, человеку свойственно и разгневаться; все же старайся нести ее немощи – и Господь понесет твои немощи. (10; стр. 177)

Не смущайся, что иногда нападают помыслы плотские: это естественно, одна благодать Господня может освободить от них; однако знаю: они будут напоминать даже до гроба – и старость не свободна от них. (10; стр. 177)

Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения и терпения; рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом (теми), кто старается жить по совету святых отцов. Если кто спросит у тебя совета, отвечай что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию; говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять; если на пользу, благодать Божия это сделает. (10; стр. 177)

...Скажи ей, чтобы она не обращала внимания на других и не следила бы за их недостатками, ибо каждым человек сам за себя даст ответ Богу, – пусть они сами разбираются в своих делах. Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это Промыслом Божиим. (10; стр. 177)

...Потерпи и расположись на волю Божию не на словах, а в чувстве сердца. (10; стр. 178)

Люблю читать святых отцов, ибо они – руководители в Царство Небесное, до тонкости разоблачают страсти и (показывают) борьбу с ними; читаю, удивляюсь и восхищаюсь их учению – просто не оторвешься от их книг... (10; стр. 178)

...Стараюсь насколько могу, с Божией помощью, жить внутреннею жизнью, не выделяясь от других внешне, терпеливо переносить свои ошибки, иногда хоть в легкой мере – укоры и насмешки, или за глаза говорят обо мне худо. Стараюсь быть глухим и немым и вида не показывать недовольства на оскорбляющих меня. (10; стр. 179)

Не смущай себя, как перестроить свою жизнь, – расположись на волю Божию и молись: время постепенно перестроит. (10; стр. 180)

Человек не умирает, только переходит в другую, вечную жизнь. Тело из земли – в землю и пойдет, а душа от Бога – к Богу и пойдет. А там уже Его святая воля, кого куда определить по делам каждого на вечную жизнь. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как ми уповаем на Тебя (Пс. 32, 22). (10; стр. 181)

Из письма видно, что ты унываешь и малодушествуешь, что не идешь вперед, а идешь назад. Не унывай, в духовной жизни так и бывает, по закону духовного ведения: когда человек положит начало и будет хоть маленько преуспевать и приближаться к Богу, будет себя видеть все грешнее и грешнее. (10; стр. 183)

Очень хорошо и духовно, что стараешься людям не угождать и поступать по совести. От этого устроения приобретается мир душевный. Ты сознаешь за собой много плохого – не отчаивайся, Господь наш Иисус Христос пришел на землю именно для плохих. Сознаем себя и попросим у Господа помилования, и Он по Своему милосердию помилует нас, грешных. (10; стр. 184)

Пишешь, что у тебя духовно не ладится, «чего-то не хватает, – наверно, нет веры и любви ко Господу». Враг рода человеческого смущает тебя, чадо, не слушай его; у тебя есть вера и любовь к Богу, и страх твой неправильный, ибо он от самомнения. Живи так, как живешь, много не задумывайся; все же, как видно, следишь за собой и желаешь исправиться, и такое желание – половина спасения, – что еще тебе надо? Начиталась святоотеческих книг и не можешь их понять, вот и смущаешься. Есть разум – надо рассуждать и сообразовываться с условиями жизни. В духовной жизни три степени: новоначальных, средних и совершенных. Знай, ты – новоначальная, а лезешь в средние и совершенные; успокойся, старайся иметь память Божию – и Господь поможет тебе. (10; стр. 186)

Знай, что без смирительных случаев нам не смириться, но не отчаивайся. Отчаяние – диавольское изобретение, его не слушай. Хотя бы нам и в глубину разных зол или грехов пришлось погрязнуть, унывать и отчаиваться на надо, ибо нет греха, побеждающего Божие милосердие. Слава, Господи, святому милосердию Твоему и снисхождению Твоему, долготерпеливый Господи! (10; стр. 187)

Все хорошо, что делается ради Бога, а если кому не понравится, что говорить, якобы учишь их, – потерпи великодушно, Бог ведь видит твое намерение и воздаст по намерению. Умудри тебя, Господи. Это ничего, что видишь себя грязной: хуже, если увидишь себя не (такой), как прочие люди (Лк. 18,11), – избави, Господи, от такого мнения, и люди будут уважать и почитать выше дел. Слава и чудеса даже и святым вредят, сказал блаженный Августин. (10; стр. 194)

Пишешь, что переживаешь тяжелое состояние душевное. Однако знай: не ты одна переживаешь подобное тяжелое состояние, а кряхтит все человечество под бременем Адамова наследия от преслушания. В подобные тяжелые минуты одно средство – терпение и молитва, и уверяй себя, что будет перемена к лучшему, ибо, как в воздухе бывают перемены, так и у нас. (10; стр. 195)

Ты все еще не научилась вести брань с врагом рода человеческого. Приступил к тебе со своими кознями – а ты чуть ли не в отчаяние впадаешь. Успокойся и не смущайся: это враг наносит тебе прежние погрешности; их не надо принимать, просто не обращай внимания. (10; стр. 195)

Аще случится пошатнуться в добродетели – не трепещи, ибо наше естество очень изменчивое. Ангелам только свойственно неизменно стоять в добродетели. По апостолу: Забывая заднее и простираясь вперед (Флп. 3,13). (10; стр. 197)

О судьбах человеческих в загробной жизни мы не можем решать – Его святая воля. Однако нет сомнения, чтобы православная душа, верующая в заслуги Господа Иисуса Христа, пошла в ад... но степени блаженства, конечно, по заслугам каждого человека. Как святой апостол сказал: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд (1Кор. 15, 41). Если какая грешная душа попадет в ад, Святая Церковь замаливает такую душу, и Господь освобождает ее из адовых уз. Я, грешный, верую в церковные молитвы... (10; стр. 182)

Больше всего бойся гордости, ибо за гордость первый Денница стал сатаной, и для него Господь уготовал вечную муку. Когда враг вносит помыслы самохваления – тогда только надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя. (10; стр. 196)

Когда придется тебе поговорить с кем-либо другого устроения, потерпи – Боже упаси, не выказывай своего внутреннего устроения. От людей нужно скрывать свои внутренние переживания духовные и греховные, а делиться только с единомысленными. (10; стр. 198)

...Всякому житию свой чин. Ты живешь в миру – вот и старайся добросовестно исполнять свое дело, на которое поставлена Божиим Промыслом. Не осуждай никого ни в чем; всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, – и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу... Если найдется свободная минутка, прочти в Евангелии несколько и (из) Апостольских посланий и еще загляни в святоотеческие книги. (10; стр. 201)

***

* * *

5

То есть полезна. – Прим. Ред.

6

Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 23,4.

7

Прп. Петр Дамаскин. Творения. Книга первая. Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий.


Источник: Духовная мудрость Валаама [Текст] : из Валаамских сотниц : [12+] / [сост. П. В. Пономарев]. – Москва : Сибирская благозвонница, 2016. – 172, [1] с.; 15 см.; ISBN 978–5-906793–58–4 : 7000 экз.; ISSN ru

Комментарии для сайта Cackle