С.И. Остроумов

Источник

Четвертая заповедь Синайского закона

«Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя; (в) день же седьмый – суббота Господу, Богу твоему». (Исх. 20:8–10).

Тексты

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». (Быт. 3:19).

«Праздность научила многому худому». (Сир. 33:28).

«Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело их нести. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетеннаго, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите»... (Ис. 1:14–18).

«Они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других. Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою как тростник и подстилает под себя рубище и пепел? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58:2–7).

«Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет; для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда вы пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли пьете?» (Зах. 7:5–6).

(По случаю всенародного бедствия) «назначьте пост, объявите торжествен-ное собрание, созовите старшин и всех жителей страны сей в дом Господа Бога нашего и взывайте ко Господу». (Иоил. 1:14).

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6:16–18).

«Сын человеческий есть господин и субботы». (Мф. 12:8).

«Спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им...: можно в субботы делать добро». (Мф. 12:10–12).

«Сей род (род нечистых духов) изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17:21).

«Суббота для человека, а не человек для субботы». (Мк. 2:27).

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его». (Мк. 7:15).

«Пища не приближает нас к Богу: едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем... Если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего!» (1Кор. 8:8 и 1Кор. 8:13).

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Пред своим Господом стоит он, или падает. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Если же за пищу огорчается брат твой, ты уже не по любви поступаешь. Царство Божие – не пища и питие». (Рим. 14:3–5, Рим. 14:15 и Рим. 14:17).

«Кто крал, вперед не крадь, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». (Еф. 4, 28).

«Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, а как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». (Еф. 5:15–16).

Ап. Павел и его спутники «ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого»... (2Сол. 3:8).

Изречения

Жизнь без воскресных дней походила бы на путешествие по пустыне без станций. Воскресенье – сберегательная касса для христианина.

Что дом без крыши, комната без печи, деревня без воды, деревья без листьев, сад без цветов, то и неделя без воскресенья.

Минуя храм и школу, дорога – в тюрьму.

«К вечерне в колокол, – всю работу об угол». (Пословица о кануне праздников).

«Воскресная пряжа не носка». (Послов.).

«То – не спасенье, кто пьян в воскресенье». (Посл.).

«В будни твори добро, а в праздник всемеро: это праздничная жертва, святым угодная». (Древнерусское изречение).

Три рода дел позволительны в праздничные дни: дела неотложные, дела любви и дела должности.

«Всего труднее вовсе не трудиться». (Бл. Августин).

Праздный человек – это дом, открытый настежь: приходят воры и похищают все. Так и к праздному приходит сатана и похищает сокровища души. Это делают страсти и греховные мысли...

«Любишь ты жизнь, так не расточай времени, ибо время – материал, из котокого соткана жизнь». (Франклин).

«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Делу – день, веселью – час».

«Ты от дела на шаг, а оно от тебя на десять».

«Боже поможи, но и сам ты не лежи».

«Труд и кормить, и учит, и мучит».

«Там, а дела не вем». (Послов. 18 в.).

«Дал Бог руки, а веревки сам вей».

«Никакое благополучие не делает излишним труда, и только тот, кто жизнь трудился и телом и душею, может сказать: «я жил». (Гете).

«Лучше самому работать, чем других побуждать к работе». (Индийская пословица).

«Только тремя средствами человек может добывать богатство: трудом, ни-щенством и кражей. Трудящиеся получают так мало оттого, что слишком много приходится на долю нищих и воров». (Генри Джордж).

«Люди, освободившие себя от ручного труда, бывают умны, но редко бывают разумны. Если так много пустяков и глупостей пишется, печатается и преподается в наших учебных заведениях, если все наши писания, музыка, картины так утончены и малопонятны для всех, то происходит это от того, что все те, кто занимается этими делами, освободили себя от ручного труда и живут расслабленной праздной жизнию. Ручной труд особенно важен тем, что он мешает шатанию ума, – думанию о пустяках». (По Эмерсону).

«Да, жизнь наша – подвиг и служба; праздновать мы будем там». (Гоголь).

Но празднование не означает праздности, незанятости; поэтому несправедливо следующее изречение Монтэня: «надобно бы в муки ада включить вечную праздность, а ее-то предполагают (однако – не все) среди радостей рая».

Милостыня тогда доброе дело, когда подаешь от своих трудов. Пословица говорит: «сухая рука прижимиста, потная рука таровата». Так и в учении двенадцати апостолов сказано: «пусть милостыня твоя потом выходит из руки твоей».

«Трудящийся искушается одним бесом, а праздный тысячью».

«Разнообразие труда освобождает от нужды в отдыхе в виде наслаждений». (Фихте Старший).

«Если какой-нибудь мужчина не работает или женщина ленится, кто-нибудь в Империи должен страдать от холода и голода». (Китайское изречение).

«Трудиться – дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье, что лошадка. Загонишь, – ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе, да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение: точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей. Главное, имейте всегда работу. Затем читайте. Еще возумейте наслаждаться природой; всякое время года имеет свои прелести. Сумейте их найти и восчувствовать. Но если вы – эгоист ( – ка), то не ждите счастия, хотя бы вы засыпаны были золотом и серебром. Сего злодея (эгоизм) убить надо. Если сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать всякие неудачи, чтобы разбить»... (Феофан, епископ, Говоров).

«Большого уважения заслуживает живущий от трудов рук своих, чем кто кичится одной своею богобоязненностию. Стыдно человеку, когда ему советуют в трудолюбии подражать муравью; вдвойне стыдно, если он этому совету не следует. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Не обучать сына какому-нибудь ремеслу – все равно, что приготовлять его к грабежу». (Талмуд).

«Брат просил авву Пимена: дай мне наставление. Старец говорит ему: «когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».

«Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить праздности и работали бы». (Л. Т.).

Сказал некто преп. Иоанну Колову: «что есть монах?» Отвечал преподобный: «труженик. Ибо монах всегда работает до утомления. Вот что есть монах».

Правда этого изречения подтверждается житиями святых. Пустынник Дорофей работал день и ночь. Днем выходил из пещеры, собирал камни, строил кельи для иноков. Ночью плел корзины. Ел сухой хлеб, сна имел мало. Преподобный Захария (17 ноября) был шорник; преп. Евлогий (5 марта) – Каменотес, Евхарист – пастух, епископ Александр – угольщик (12 авг.), епископ Павлин Ноланский – добровольный раб, Симеон Верхотурский (12 сент.) – портной, Мартин (28 июня) – повар, Филарет Милостивый (1 дек.) земледелец, Пафнутий – старшина. И мученики были не меньшие трудолюбцы: Трифон пас гусей, Флор и Лавр – каменьщики, строители, Конон (5 марта) огородник, Прокл и Максимин – ваятели, Феодот – содержатель харчевни, Вонифатий (12 дек.) – раб.

«Бог любит постника». (Поговорка).

«Ты постишься, а брат твой ест и ты этим хвалишься. Пост – лекарство для души. Что же ты хвастаешься, если с помощью лекарства достигаешь здоровья, которое брат твой имеет (не всегда!), не лечившись? Разве больные могут хвалиться?» (Авва Варсонофий).

«Любовь и милосердие должны приобретаться пощением». (Иоанн Кассиан).

«Если подвизаетесь в посте, как должно, не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться». (Авва Исаак).

«Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи и ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако-ж не перестает грешить». (Василий Великий).

«Пост для человека, а не человек для поста». (Филарет, м-т Моск.). ·

Пост – испытанное, рекомендуемое Церковию, средство для борьбы с грехами.

«Постящеся телесно, постимся и духовно, порвем всякую связь с неправдой, дадим алчущим хлеб и безкровных нищих введем в дом». (Стихира на «Госп. воззв.» 1-й седмицы вел. поста).

«Будем поститься постом приятным, угодным Богу; истинный пост есть удаление от зла, воздержание языка, прекращение гнева, удаление страстей, прекращение лжи и клятвопреступления». (Стих. на стиховне понедельника 1-й седм. вел. поста).

Нестерпимо подставляемое в четвертой заповеди «эгоизмом противоположе-ние, будто в остальные будневые дни от нас служения Богу не требуется. Таким предположением резко и решительно разобщаются два образа жизни человеческой. Создается печальное явление, которое называется двоеверием. Один и тот же христианин помнит Бога и посильно служит Ему, когда он в храме, в переднем углу у себя пред иконами; но раз он кончил молитву, пришел в лавку, напр., тут уже идет совершенно иное – языческое» (Проф., прот. С. Соллертинский).

«Учение, не сопутствуемое знанием ремесла, кончается ничем и ведет ко греху». (Гамалиил).

«Не научить сына ремеслу – то же, что научить его разбою». (Равви Иуда).

«Поднимайся живее, сын времени! Позаботься усовершенствовать то и другое, а пуще всего самого себя! Трудись и не дремли, потому что придет ночь, когда ничего нельзя будет делать». (Карлейль).

«Когда я пребываю в праздности, помысл зовет меня странствовать», отвечал преп. Макарий спросившему, для чего он много трудится.

«Действовать – это значит также: вслушиваться, сосредоточиваться, молчать». (Метерллинк).

На перстне английского наследного принца вычеканены слова: «я служу».

«Высокая, радостная и несколько страшная для каждого человека мысль, что его земное назначение, имевшее недавно начало свое, нескончаемо и, хотя бы, то, был человек ничтожнейший, продлится вековечно. Что им совершено, то совершено безвозвратно и слилось с безграничным, вечно живым, вечно деятельным Целым, и содействует в нем добру или злу, неприметно или явственно, вовеки веков» (Карлейль).

«Разница между животным и человеком та, что у человека есть праздничная одежда» (Лютер).

«Встарь говорили: дайте душе воскресение! Ныне нужно настаивать: отдайте воскресению душу».

«В будни я – в закопченой комнате; в воскресение я выглядываю в ясное окно на широкий Божий мир и отчасти проникаю в область вечного». (Розеггер).

«Бог ничего не подает людям Сам. Он хочет, чтобы человек приобретал себе достояние трудами рук» (В. фон Гумбольдт).

«Жизнь – не святость, но освящение, не здоровье, но оздоровление, не покой, но деятельность». (Лютер).

«Одна деятельность, как бы длительна и напряженна она ни была, не составляет достоинства человека; важно то, на что направлена эта деятельность». (Шлейермахер).

«Жизнь без труда есть воровство, а работа без искусства есть скотство». (Рескин).

Примеры

Благочестивое употребление времени. Не в бездействии, но в хлопотах и трудах ожидают моряки попутного ветра.

Если мы не дождались благоприятного ветра для нашего путешествия к небу, то все же не должны стоять на якоре и праздно лежать, но должны поль-зоваться тем ветром, какой в нашем распоряжении, употреблять в дело ту меру благодати, которая дана нам. Распустим паруса так, чтобы не пропал для нас и боковой ветер, не будем отвергать непрямую помощь, пока не войдем в область желанного попутного ветра.

Я не могу сейчас молиться, так буду читать святую книгу. Может быть, услышав голос Божий, я найду слова и чувства для молитвенной беседы с Ним. Если и чтение меня не пользует, то пойду в церковь, на богослужебное собрание. Может быть, Бог меня благословит чрез слышание и общение с верными. Если и это не подействует, то я навещу больного или сделаю другое дело любви. Может быть, служа другим, я найду помощь душе моей, согреюсь, как согревается озябший около живого человека. Если и это не поможет, то я пойду к избраннику Божию и поищу в беседе с ним благодатного мира или поведаю людям о явленной мне в прошедшее время божественной благодати. Затем вновь паду на колена пред Всемогущим Богом.

«Дух, идеже хощет, дышет» и часто приходит внезапно. Но он редко или, может быть, никогда не приходит к людям праздным, равнодушным к Нему, невнимательным, самодовольным. Распусти же паруса, брат мой, и не жалуйся на недостаток небесного ветра. Жалуйся лучше на недостаток в тебе святой ревности. Помоги и мне, Господи, самому исполнить то, что проповедую другим.

Трата времени. Мы назвали бы жестоким того человека, который побросал бы в грязь свои запасы и излишния вещи вместо того, чтобы дать их бедным, который вылил бы в яму дорогие напитки вместо того, чтобы ими утолить жажду ближних. Таковы мы по отношению к Богу. Часто мы не знаем, куда употребить избыток времени, скучаем, не хотим и десяти минут посвятить Господу. Думаем о пустом, перемалываем мякину, не желаем положить под жернов доброе зерно.

Мы жестоки к Богу. Разве это не жестокость, что мы Творцу времени отказы-ваем в малой части дня, нам ненужнаго? Мы губим время в удовольствиях, которые не удовлетворяют нас, не наполняют души нашей, но не хотим сколько-нибудь подумать о той душе, побеседовать с Богом в молитве и чтении Его слова. Если бы ты стал делать это ежедневно, то скоро позабыл бы, что такое скука, и не стал предаваться карточной игре, чтению романов и безплодному хождению, туда и сюда. Время потекло бы для тебя, как река в золотых берегах с видом рая в отдалении.

Святая жизнь. Об одном святом человеке, близко его знавший говорил: «Утром он предавался радости, вечером плакал, день отдавал людям, ночь – Богу».

Спеши на добро. Сено торопятся сушить, пока солнце не скрылось за тучами. Хлебник ставит хлебы, пока не остыла печка.

Так и для всякого доброго дела мы должны пользоваться благоприятным временем. Если в нас пробудилось расположение к молитве, не будем медлить и рассееваться. Если обстоятельства сложились благоприятно для пастырского делания, то, немедля, воспользуемся этими обстоятельствами. Для каждой вещи в мире есть время, и многое зависит от уменья найти это время. Работник на ниве Божией должен проповедывать Евангелие во всякое время, но особенно тогда, когда сердца пасомых размягчены скорбию и бедствиями.

Не остыло ли иное человеческое сердце от моего нерадения и неумения воспользоваться обстоятельствами? О, если так, то мне надобно научиться мудрости от хлебника, умеющего во время ставить в печь хлеб.

Безпамятное семейство. Священник шел из храма по окончании воскресной службы; с ним встретился крестьянин и спросил:

– Не видали ли вы сейчас, батюшка, мальчика с подводой, нагруженной граблями и лопатами?

– Да, со мной только что повстречался безпамятный мальчик с возом.

– Почему же вы его называете безпамятным?

– Я убежден, что не один этот мальчик безпамятный, но и все семейство его такое же.

– Откуда же вы это узнали?

– А вот откуда: Бог с Синайской горы заповедал: «помни день субботний, чтобы святить его», а мальчик и его семейные позабыли повеление Божие. Никто не разорился от соблюдения праздников, и никто не разбогател от работы в воскресные дни.

Будневое благочестие нужнее праздничного. О цвете лица человека нельзя судить, когда он сидит пред огнем. Нельзя судить о душе человека по минутам святого одушевления, под влиянием проповеди или благочестивого сообщества, нужно обращать внимание, всегда ли сердце этого человека направлено к Богу.

При благоприятных обстоятельствах и дурные люди становятся набожными, но только не надолго. Смотрите, как много плачущих при произнесении трогательной проповеди. Но не думайте, что сердце плачущих изменилось: при сырой погоде и мраморный камень плачет. Идущий из храма человек представляется ревностным христианином, но посмотрите на него чрез час в домашней жизни или на базаре. Как отражающее пламя огня лицо бледнеет по удалении от огня, так многие христиане утрачивают свое благочестие по удалении из общества благочестивых людей.

Вера для обыденной жизни. Сапожник примеривал новые сапоги проповеднику Штрауссу и говорил ему о сильном впечатлении, которое произвела на него последняя проповедь Штраусса. Благодать коснулась-де его сердца. Он познал любовь Иисуса и, с Божией помощию, начнет новую жизнь. Он и сам молится и Штраусса просит молиться, чтобы божественная искра в нем не угасла. «Да, я помолюсь о тебе, сказал проповедник. Это мне и самому не безполезно: ты будешь лучше работать сапоги, чем делал это доселе, будучи подобен неверному». С удивлением посмотрел сапожник на проповедника. Но в словах того заключалась глубокая истина: обращение ко Христу прежде всего должно сказаться на тщательном исполнении обыденных обязанностей.

Труд и удовольствие. Лучшие часы дня должны быть посвящены делу, а не удовольствию и отдыху. Достойны порицания люди, которые с раннего утра думают об удовольствиях дня, о смене их одного на другое... Они тупят серп не работой, а точением.

Много отдается забот и мучительных дум тому, что по существу своему должно быть отдохновением от трудов и дум; обязанности свои многие люди отправляют кое-как, без обдумывания и усердия, а удовольствиям все усердие и все силы. Отдых и удовольствие нужны для возстановления сил, потраченных на дело, а здесь, наоборот, – постоянное удовольствие надрывает силы, лезвие тупится от постоянного точения.

На полдороге. Один немецкий помещик имел влечение к благочестию. Он посещал богослужение, домашнюю молитву исполнял вместе с семейными и домочадцами, но не решался отречься от светских удовольствий. За карточным столом один товарищ резонно заметил нашему помещику: «вы – совершенный чудак. Подобно нам, гулякам, вы пляшете, играете в деньги, напиваетесь. К чему же вы еще молитесь? Ведь, молитва и разгул, вещи несовместимые».

Вред безделья. Душа наша подобна мельничным жерновам: если нечего им молоть, то они растирают сами себя.

Когда люди не имеют ничего вне себя, о чем бы могли думать, то их мысль гложет их сердце, и они чувствуют припадки уныния и тоски. Надобно наполнить душевную мельницу таких людей пшеницей слова Божия, чтобы душа их не тиранила самое себя. Занятие Писанием предупреждает появление воображаемых скорбей. Хорошо к этому присоединить и труд, которому, по слову поэта, «святая власть дана – всегда творить, не разрушая мирить печального с судьбой, и, силу в сердце водворяя, беречь в нем ясность и покой».

Труд и безделье. Немыслимо быть ленивым и в то же время пребывать в общении со Христом, потому что Иисус был деятелен и подвижен и, кто Его хотел видеть, с Ним беседовать, те забегали вперед. И если ты хочешь идти со Христом, продолжать Его дело, то не моги быть ленивым.

В Писании встречаем несколько примеров чудесных поручений от Бога людям, и эти поручения всегда возлагались на людей трудящихся. Когда Моисей пас стада своего тестя, Он увидел купину несгораемую и получил повеление быть освободителем и пастырем своего народа. Ангел Господень явился к Иисусу Навину, когда он занят был осмотром стен Иерихонских. Иаков удостоился богоявления во время молитвы. Гедеон был призван к низвержению чужеземного ига во время молотьбы; Елисей от плуга взят к пророческому служению; Матфей от занятий в податной конторе призван Спасителем к апостольству. Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей, когда рожденный в семье плотника Учитель позвал их следовать за Ним.

Леность усыпляет совесть, а нерадение расслабляет сердце. Братоубийца Авимелех набирал себе людей ленивых и своевольных для исполнения своих пагубных замыслов2; также поступает и князь тьмы. О, друзья! как это печально, когда ржавчина притупляет остроту наших душевных способностей, и мы утрачиваем нравственную чуткость, но таково действие лености! Притупляющее ее действие испытал и пророк Давид, когда он без занятий прогуливался на крыше своего дома и, увидев привлекательную женщину, приказал привести ее к себе, а ее мужа поставить на опасное место при сражении. Какое глубокое уничижение причинила бездеятельность царю – пророку Израильскому.

Какими бедствиями во всю остальную жизнь пришлось ему платить за минутную сладость греха! Нет ли и между нами способных распять и хулить Господа? Не найдутся ли в нашей среде участники Иудина предательства и оставляющие Господа, подобно Димасу, по любви к веку нынешнему? Ты отвечаешь, что ты на это неспособен. Поверю; но если ты обленишься, если ты перестанешь горячо стоять за дело Господне, то не только сделается для тебя легким предательство, но ты вполне станешь жертвою греха.

Случаются некоторые искушения и с трудолюбивыми; но ленивые подвержены всяческим искушениям. Одна женщина жаловалась духовнику на постоянные искушения от диавола. Духовник, расспросив о ее времяпрепровождении, сказал ей: «потому вы и подвергаетесь частым искушениям, что слишком мало заняты. Если-бы, сестра, у вас было все время занято трудом, то диавол сделал бы попытку искусить вас, но не получив успеха, удалился бы». Ленивые христиане не столько искушаются диаволом, сколько сами его искушают, понуждая искушать их. Праздность открывает двери сердца и приглашает диавола войти туда. Но если мы с утра до вечера заняты, то двери сердца нашего заперты и диавол не легко может туда проникнуть. «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите».3

Некоторые христиане ослабели, но не всегда были слабы. Было время, когда и Давид при первых звуках трубы спешил в бой. В былые дни он грудью стоял за свой народ и сражался, как лев. Как переменился этот лев! Ратник Божий стал угодником женщин! Но Давид спасен страданием, слезами, молитвою и покаянием. Так ли благополучен будешь ты, если поддашься действию праздности? Давида падение поведано нам, как постоянное предостережение против бездействия. Опасно пренебречь этим уроком.

«Духом пламенейте, Господу служите». Пусть назовут вашу ревность о Господе религиозным изуверством, фанатизмом. Не бойтесь! Лучше быть фанатиком, чем трутнем в улье Христовом.

Пример трудолюбия. Редкий человек может сравниться по трудолюбию с Фридрихом Великим. Отдыхом для него служила перемена занятий. «Ты прав, писал он другу, замечая, что я много работаю. Но я так поступаю, чтобы жить, потому что ничто не имеет такого сходства с смертью, как безделье». Правилом Фридриха было: «никогда не откладывать». Ни утомление, ни погода, ни любимые развлечения не препятствовали ему без отсрочки исполнить очередное дело.

Усталость. Как вы устали мой друг! сказал знакомый, встретив почти бежавшего на проповедь, потного аббата Перейе.

– Священник, который не трудится изо всех сил, на что годен? ответил аббат на ходу.

Христианская душа! слышал ли ты этот голос? Так трудиться – обязанность всякого христианина. Давать, расточать, приходить в истощание для Бога и для людей – вот твой долг. Люди, слишком экономные на свои силы, чужды Царства Божия.

Молитва плотника. Канун большого праздника. Люди все идут в храм. Но вот у одной вдовы ветром снесло крышу. Нет крова. Холодно детям, а один из них еще болен в придачу.

И плотник пошел туда на работу.

«Громким голосом, которого не могла заглушить даже буря, он созвал своих подмастерьев и соседей. Скоро деревня огласилась стуком молотков и взвизгиваньем пил, к великому ужасу деревни и, особенно, жены плотника, которой дороже всего была святая тишина великой ночи.

– Нельзя ни спать, ни молиться, – жаловалась жена плотника. – Какая-то негодяйка ему дороже Христа Спасителя.

И на другой день она пошла жаловаться священнику. И вот как он отнесся к жалобе...

– Моя милая, – сказал священник, – на свете разные люди молятся по-разному. Возьмем, например, евреев. Когда они молятся, они привязывают себе на голову кусочек дерева. Другие люди во время молитвы перелистывают книжки. Есть люди, которые во время молитвы перебирают четки. А наш плотник во время молитвы вбивает гвозди.

Да, конечно, нужна, очень нужна молитва обычная, и плотник, может быть, относился к ней не так, как нужно христианину: слишком мало любил ее.

Но не христиане и те, кто молятся горячо, как жена плотника, и забывают о молитве ее мужа.

Ложный стыд. В городе молодая девица со слезами подметала крыльцо и тротуар. Барыня из соседнего дома приметила эти слезы, подошла к девушке и спросила о причине слез. Девушка объяснила, что она родом дворянка, воспитывалась в хорошей обстановке и теперь плачет от стыда, что должна за плату делать низкую работу, так как лишилась своих обедневших родителей. У ней у самой были горничные и бонны, а теперь она – служанка. «Не работа тяжела мне, а то, что меня все видят за низким занятием», добавила девица. Барыня взяла метлу из рук девушки и начала подметать улицу. Девушка изумилась и хотела опять завладеть метлою. Но барыня сказала: «Оставьте меня в покое. Нисколько не стыдно исполнять полезную работу, особенно, когда на это есть определение Божие. Более важные люди, чем вы и я, исполняли и исполняют простые домашния работы». Пример и слова доброй госпожи оказали надлежащее действие на служанку из дворянского рода.

Дела. Китайская пословица говорит: не считай дурного маловажным, чтобы позволить его себе, и доброго не считай ничтожным, чтобы пренебречь им». Величие дел зависит от побуждений к ним. Что кажется людям великим и что кажется им малым, нужно исполнять серьезно и охотно, от всей души. Вот пример маленького, но хорошего дела. Леночка приметила при дороге увядающую от недостатка влаги травку. Она принесла ковш воды и оросила растение, дала влагу его корням. Травка ожила, расцвела душистыми цветами и росла все лето, радуя проходящих.

Средство от тоски. Св. Антоний Великий имел одного монаха в братстве, который никак не мог освободиться от тоски и от тяжелых мыслей. На просьбу о совете ипомощи великий подвижник отвечал:

– Ухаживай за больными.

Скорбящий брат готов был принять этот совет за издевательство над его бездонной печалью, но все же он повиновался и скоро испытал на опыте, как мудр был совет Антония. При виде чужой скорби сердце его умягчалось и расширялось, он вышел из состояния самовлюбленности, научился любить других и молиться за них. Прежняя радостная вера в Спасителя вновь прокралась в его сердце и он почувствовал себя спасенным.

Спасительность труда. Преподобный Феофилакт, епископ Никомидийский, никогда не давал покоя себе. Постоянный труд был для него насущной потребностью. И не раз в жаркие летние дни можно было видеть старца-епископа работающим в поле на ряду с простыми иноками: так преподобный боялся и не любил праздности, почитая ее великим злом, матерью всех пороков.

Как свежия воды, превратившись в стоячия, зацветают и покрываются зеленым налетом тины, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Это – древняя истина. Ее оправдывает и ежедневный опыт. Посмотрите, что бывает с людьми недеятельными. Время – для них тяжелое иго. Угнетаемые скукой и безпокойством, они везде ищут развлечения, безпрестанно переходят от предмета к предмету, не могут взяться за дело, теряют терпение при малейшем препятствии, жалуются на все и всех, и всегда они себе в тягость.

Чувство у них гаснет. рассудок теряет свою живость. Воля цепенеет. В душе замирают все хорошие порывы и чувства. Нет ни любви ни добродетели, ни стремления к истине.

Но труд все изменяет; он как бы перерождает человека, возбуждая в нем нравственную жизнедеятельность, обогащая его ум познаниями, умеряя движение страстей, предохраняя от расслабления и скуки!

К труду! Жизнь – время труда, мир – огромная мастерская. Сам Бог работает, как первоначальник труда. Все твари участвуют в труде: от ангела, посылаемого на спасение людей, до муравья, собирающего себе запас на зиму. Дела много всем: ослаблять зло, укреплять добро, направлять сомневающихся, спасать гибнущих, следить за грешниками. Что же ты делаешь? К труду, к труду! Трудитесь, христиане, не ради спасения, но потому, что вы уже спасены. На одном мече выгравирована надпись: «на покое я заржавлю». Лентяи ропщут, сваливают вину бед на Бога, на Христа.

И там не сократится, но безмерно расширится круг действий верного раба Божия. Это нам утешение в тех случаях, когда талантливый работник снимается с земной нивы Христа, полный сил и усердия.

Но там иные средства, иные способы. Один богатый человек пред смертью говорил духовнику: «как бы я желал, батюшка, взять туда с собою деньги». – Растопятся, уверенно возразил священник.

Да, многое, что здесь мы считаем прочным и своим, там растопится.

Ленивые христиане подобны тому богомольцу, который прозевал проповедь. Спрашивают его: «была ли проповедь?» Отвечает: «была и длинная». «На какой текст? «Начала то я не захватил». «Ну что сказано было в конце? «Конца то я не дождался». «В середине о чем была речь?» «Да мне Михей мешал, слушать, все рассказывал о своих лошадях».

Так и жизнь проходит мимо ленивых и рассеянных. А внимательные к себе остаются иногда бдительными до последнего вздоха.

Одного умиравшего богослова спросили: узнает ли он окружающих?

– Темнеет мой взор, отвечает ученый, но здесь (он показал на сердце) – избыток света.

Затем он проговорил: «помоги мне, Господи Иисусе!»

Так и умер он, имея светильник веры горящий (Лк. 12:35). Его последний вздох совпал с произнесенным им именем Господа.

Человек – не ангел. рассказывали об авве Иоанне Колове: Сказал он однажды старшему своему брату: я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу; – и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает его: кто ты? Он сказал: я Иоанн, брат твой. Брат отвечал ему: Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми. Иоанн упрашивал его, и говорил: это – я. Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: ты человек, и тебе нужно опять работать, чтобы пропитать себя. Иоанн поклонился ему и сказал: прости мне.

Несчастные и счастливые дни. Разбирают несчастные и счастливые дни. Но всякий день – несчастный, если его проводить без Господа, Который вчера, сегодня, тот же и вовеки. Всякий день – счастливый, в который мы ходим по Его стопам, во свете Его.

Небрежность. В Греции царствовал император Феодосий второй. Он был кроток и благочестив, но имел слишком мягкий характер и часто небрежно относился к важным делам.

Царевна Пульхерия, его старшая сестра, принимавшая до совершеннолетия Феодосия участие в управлении государством, всеми силами старалась побудить императора относиться более строго к своим обязанностям.

Но ничто не помогало.

Император попрежнему часто забывал о самых неотложных делах, и царевна должна была напоминать об этом.

Небрежность Феодосия дошла до того, что он часто подписывал бумаги, не прочтя их.

Тогда царевна рещила на опыте показать своему брату, сколь пагубны могут быть последствия такого отношения.

Феодосий был женат на молодой, красивой девушке, по имени Евдокии. Царь горячо любил свою жену и несколько лет жил с ней в полном согласии и счастье.

Однажды Пульхерия принесла Феодосиюбумагу с указом и просила подписать ее.

Император тотчас, не читая, подписал ее и отдал сестре.

Пульхерия поблагодарила его и ушла.

В тот же день, придя в свои покои, император не нашел Евдокии. Он обошел все комнаты своего обширного дворца, но императрицы нигде не было.

«Она верно у Пульхерии», – решил царь и тотчас послал на половину царевны за своей супругой.

Посланный скоро возвратился и принес ответ.

– Царевна уведомляет тебя, государь, что императрица у нея, – сказал он,–но она не желает отпускать к тебе Евдокию.

– Что же могло случиться? – с тревогой подумал Феодосий, и поспешно сам направился на половину сестры.

Пульхерия встретила его с обычной приветливостью и спросила о причине прихода.

– Вот странно, что ты спрашиваешь меня об этом, – с легкой досадой ответил царь, – я пришел за Евдокией...

– О, брат мой! как ты скоро меняешь свои решения, сказала царевна, – ты забыл, что теперь Евдокия находится в полном моем распоряжении! Ведь ты подарил мне ее!

Феодосий с изумлением смотрел на сестру.

Тогда Пульхерия достала бумагу, которую утром подписал император, и Феодосий с ужасом прочел, что в этой бумаге он добровольно отдавал свою жену в рабство сестре.

– О, Пульхерия, неужели ты могла быть так жестока! – со слезами воскликнул Феодосий, – ты знала, что я подпишу бумагу, не читая ее!..

– Вот для того, чтобы показать тебе сколь опасно так относиться к делам, я и сделала это, – строго сказала Пульхерия. – Конечно, я не воспользуюсь своим правом, но помни наперед этот урок и будь осторожен.

Феодосий горячо обнял сестру и обещал с того дня во всем следовать ее советам.

Верность уставу. В Болгарии некогда вышло злое повеление от державству-ющего там, чтоб находящиеся в плену христиане и иноки в дни святые четыредесятницы ели мясо, затем тех, которые покорятся сему, оставлять жить, а которые не покорятся, тех убивать. Слово нечестивого взяло силу; собрался народ с женами и детьми; плач и вопль мног: здесь в защиту христианского закона, там от страха смерти телесной; наконец, – увы! жалостная весть! – большая часть побеждены и преклонились пред нечести-вым повелением. Но четырнадцать из них, отделившись от них, стали напротив их и начали убеждать их не уступать и не покоряться, и в противность христианскому закону не соглашаться есть мясо. При сих словах пошли возгласы убеждения от народа уступить необходимости и потом покаянием загладить сию вину, но не отдавать себя на смерть так просто. Но тех это ни мало не убедило и не умягчило: они стояли на своем, взирая на Бога и на обетованное блаженство. Скиф, видя непоколебимую твердость сих мужей, вздумал чрез одного по колебать и преклонить на свою сторону прочих. И, убив одного, жену и детей его раздал скифам в рабство, надеясь, что другие, видя это, поколеблются и уступят. Но те еще более стали непреклонными, взывая: «христиане есмеи и держимся части умершего брата нашего». В сем исповедании они перебиты все и скончались в Господе.

Но нарушение поста ради гостеприимства не всегда предосудительно. На преп. Моисея Мурина донесли игумену, что он нарушил пост с гостями. Игумен, как бы обличая преподобного, сказал: «авва Моисей! ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил Божию!»

О посте. Игумен Оптинского монастыря Варсонофий был в Японскую войну в отряде Красного Креста.

Он рассказал посетившим его студентам:

«Наступило перемирие. Обед. Здесь японские доктора, рядом русские. Японцы почему-то спрашивают наших: «вы какой религии?» ..Как какой? Я русский, православный», отвечал доктор.

Обед продолжается. Вдруг японец и говорит русскому доктору: «зачем же вы (была среда) кушаете мясо, сегодня нельзя, – пост».

Русский удивился.

– Да, продолжал японец, я не шинтоист, я православный христианин и не позволю себе есть мясо в пост...

Быть может, светильник православия сдвинут уже с прежнего места своего...

Пример воздержания. О Авве Макарии рассказывают: когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давала ему вина, старец с радостию принимал его, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная это, говорил братии: «ради Господа, не давайте ему; иначе он будет мучить себя в келье». Братия, узнав это, более не предлагала ему вина.

Да поможет нам Господь Своею всесильною благодатиею приобресть и возрастить в сердце своем и проявить в жизни плоды воздержания.

Строгость поста. Ныне жалуются на посты, тяготятся ими многие. В древности постились гораздо строже. По средам и пяткам ничего не вкушали до трех часов. В 259 г. в пятницу римский претор присудил епископа Торрагонского (в Испании) Фруктуоза с диаконами Авгуром и Евлогием к смертной казни, после безуспешных попыток убедить их принести жертвы идолам. Множество христиан провожали своих клириков на казнь и многие старались доставить какое-либо облегчение мученикам. Так им предложили какой-то напиток. Но было только около 10 часов утра, и Фруктуоз отклонил предложение, сказавши: «еще не наступал час разрешения поста».

Труд и честь. Один хорошей жизни кузнец был крайне опозорен клеветою. Друзья советовали ему для возстановления чести жаловаться на клеветников в суд. Но он ответил:

– Я этого не сделаю. Но я пойду в свою кузницу и там, пред лицем всевидящего Бога, неустанным трудом выкую свой характер и создам себе имя и честь, какой не установят мне все суды и адвокаты мира.

Кузнец был прав. Мы устанавливаем наше истинное достоинство и честь правильной трудовою жизнию и мужественным стоянием за правду не в суде, а в жизни.

* * *


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 2. Ч. 3-4. - [2], VIII, 157 с.

Комментарии для сайта Cackle