Величие Пречистой Девы Богородицы

ПОХВАЛЬНЫЕ СЛОВА СВЯТЫХ ОТЦОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ

ПОХВАЛЬНАЯ ПЕСНЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ преподобного Ефрема Сирина

В великое изумление, возлюбленные, придет всякий, кто размыслит о сем чуде, как Бог снисшел и в матернем чреве уготовал Себе жилище, как Божие естество облеклось человеческою плотию и не погнушалось девять месяцев обитать во чреве, как чрево, будучи плотию, могло носить в себе огонь, в слабой утробе пребывал пламень и не опалил ее.

Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога, так Мария носила Христа во чреве.

Чрез слух всецело вошел в чрево Бог, и из чрева чисто изшел в мир Богочеловек.

Дева зачала во чреве Бога; вместе с Девою носила во чреве и неплодная, и сын неплодной взыграл, сретив Плод девственного чрева.

Новое чудо творит Бог среди земнородных: и Сам рождается от непознавшей мужа, и провозвестник Его рождается не по чину естества.

Небо измеряет Он Своею пядью и полагается в яслях на протяжении земной пяди. Море объемлет Он Своею горстью и рождается в вертепе. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величием Его.

Моисей желал видеть славу Его, но не мог увидеть, как хотелось бы ему (Исх. 33, 18). Теперь пусть придет и увидит ее; потому что она в яслях повита пеленами.

Не мог тогда человек видеть Бога и остаться живым (Исх. 33, 20); теперь всякий, кто видит Его, спасен будет от смерти второй (Апок. 20, 6).

Моисей предызобразил сию тайну, потому что увидел огнь в купине. Волхвы увидели исполнение тайны, потому что узрели свет в пеленах.

Глас воззвал Моисею из купины: изуй сапоги от ног твоих (Исх. 3, 5); звезда, молча, вещала волхвам, чтобы шли на место святое.

Моисей не мог видеть Бога лицем к лицу; волхвы пришли и увидели Бога в лице человека.

И тот и другой вертеп сходны между собою: и Моисей был подобен волхвам.

Слушатель скажет: какое сравнение между Моисеем, главою пророков, и волхвами, персидскими князьями?

В таком сомнении упокоивает его Бог, премудрейший решитель недоумений.

Если бы не сам Он заранее избрал волхвов быть проповедниками Его, то не принял бы даров из рук несвятых.

Моисей прообразовал собою тайны, приведенные в исполнение Господом. Лице Моисея озарено было светом, потому что беседовал с ним Бог, и покрьшало было на лице его, потому что не мог взирать на него народ.

Так воплотившийся Господь наш прикрыл Себя покрывалом плоти, изшел из чрева и явился; тогда увидели Его волхвы и принесли дары.

Великое чудо совершилось на земле: снисшел на нее Господь всяческих, Бог соделался человеком, Ветхий денми стал младенцем, Господь уподобился рабу и Сын Царев – убогому.

Уничижило себя Естество превысшее и вселилось в наше естество, и что чуждо было естеству Его, то восприяло Оно на Себя ради всех нас. Кто не будет внимателен к такому чуду – Бог приходит, чтобы родиться?

Кто не придет в изумление, видя, что рождается Господь Ангелов? Без пытливости, веруй и содержи твердо; потому что это действительно так.

Обратите взор свой, возлюбленные, на Марию. Вот приходит к ней Гавриил, и Она, испытуя его, говорит: како будет сие?

Служитель Духа ответствует Марии, что не трудно сие для Бога, для Которого все возможно.

Мария поверила слышанному, и сказала: се раба Господня. И тогда же Слово, как Ему самому известно, низошло и, как Слово изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней, и Она не ощутила того.

Ничего не потерпев, прияла Его, и Исполняющий Собою вселенную пребывал в Ее чреве, как младенец.

Он умалил собственный Свой образ, чтобы обновить образ ветхого Адама.

Когда слышишь о рождении Бога, внимай безмолвно и соображай умом своим, что сказал Гавриил.

Ничто не трудно для преславного Божия Величия, Которое ради нас преклонилось долу и рождается среди нас и от нас.

Ныне Мария соделалась для нас небом – Божиим престолом; потом что в Нее низошло и в Ней вселилось высочайшее Божество.

Чтобы нас возвеличить, умалилось в Ней Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение.

На Марии исполнились провещания пророков и праведников; из Нее воссиял для нас Свет и рассеял тьму язычества.

Много имен у Марии, и для меня вожделенно – приветствовать Ее сими именами. Она – храм, в котором обитал крепкий Царь царей. Не таким исходит Он из Нее, каким вошел; потому что исходит, облекшись плотию.

Она – также новое небо; потому что в Ней обитал Царь царей. В Ней воссиял Он и пришел в мир, у Нее заимствовав образ, в Ее облекшись подобие.

Она – виноградная лоза, произрастившая Гроздь. Не по чину естества дала Она Плод сей; в Ее облекшись образ, явился Плод из Нее.

Она – источник; потому что живая Вода истекла из Нее жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды.

Не сходен день сей с первоначальным днем мира. В тот день образовались твари, в сей обновляется земля и приемлет благословения ради Адама, за которого была проклята.

Адам и Ева грехопадением своим внесли в мир смерть. Господь же даровал нам от Марии новую жизнь.

Посредством змия диавол изрыгнул яд свой в слух Евы; Благий преклонил Свои щедроты и чрез слух же вошел в Марию.

В ту самую дверь, какою вошла смерть, входит и жизнь, умерщвляющая смерть.

Носимого Херувимами носят Мариины длани, ничем необъемлемого Бога объемлет и носит Мариам.

Царь, пред Которым трепещут Ангелы – огненные и духовные сущности, возлежит на персях Девы; Она объемлет и лобызает Его, как младенца.

Престол Славы Его – небеса, и покоится Он на коленях у Марии. Подножие ног Его – земля, и ходит Он по ней младенческими стопами.

Горстию Своею измеряет Он перст и ходит по ней, как младенец.

Блажен человек, Его рождением обретший утраченную славу. Кто видел когда-нибудь, чтобы брение служило одеждою Тому, Кто создал брение?

Кто видел когда-нибудь, чтобы огонь покрываем был пеленами?

Вот до чего уничижил Себя Бог ради человека! Вот до чего смирил Себя Бог ради раба Своего!

Раб возгордился и, по совету губителя диавола, преступил заповедь; но Давший заловедь уничижил Себя, чтобы возвысить нас.

Хвала верховному Милосердию, Которое низошло к земным, чтобы немощный мир исцелен был Врачом, явившимся среди твари!

Хвала Ему и пославшему Его Отцу и Духу Святому, хвала во все времена, на всяком месте, во веки веков бесконечно!

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ святителя Прокла, архиепископа Константинопольского 175

Все празднества в честь святых досточудны и уподобляются блистанию звезд. Как звезды, быв утверждены на небе в известном порядке, на известном расстоянии одна от другой, распознаются и освещают весь земной шар; одна и та же звезда видна и у индейцев, не скрывается и от скифов, сияет над землею и озаряет море, путеводствуя плавателей; и хотя всех их, по причине множества, имен мы не знаем, однако удивляемся их красоте и блеску: так и всякий святой. Хотя останки (святых) заключены в гробах, но сила их не ограничивается поднебесною. И что сказанное справедливо, можно тебе удостовериться из самого опыта. Палестина скрывает останки Авраама, а куща его спорит с раем: там Бог произнес приговор Адаму; здесь же гостеприимно принят был патриархом. Кости Иосифа вмещаются в одиноком гробе, но брань его с египтянкою изумляет концы вселенной. Гроб Моисея неизвестен (Втор. 34, 6), но о нем и по смерти возвещает жезл, рассекший Чермное море. Где погребен Исайя, не знаем, но вся Церковь провозглашает его пророчество: се Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7, 14). Даниил погребен в Вавилоне, но вещание его слышится по всей земле: се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше (Дан. 7, 13). Анания и другие (два) отрока скончались также в Вавилоне, но вся вселенная каждодневно воспевает их песнь: благословите вся дела Господня, Господа (Дан. 3, 57). Иезекииль предан земле у персов; но он с Херувимами вопиет: благословена слава Господня от места Его (Иез. 3, 12). Таким образом, диавол не получил никакой пользы от того, что нанес смерть Адаму в раю, так как чрез смерть Бог отверз праведным дверь упования.

Все памяти святых достославны. Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством. Авель именит жертвою; Енох памятен благоугождением; Мелхиседек прославляется как образ Христов; Авраам возвеличивается за веру; Иосиф чтится за целомудрие; Иов заслужил удивление терпением; Моисей знаменит как законодатель; Иисус Навин памятен как военачальник; Сампсон досточтим как собеседник Божий; Илия достохвален как ревнитель; Исаия достославен как богослов; Даниил достоублажаем как прозорливец; Иезекииль досточуден как созерцатель неизреченного; Давид именуется отцом таинства по плоти; Соломон превозносится как мудрый; но все это – ничто в сравнении с Богородицею Мариею. Все они видели (Христа) только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. И что могло бы воспрепятствовать неизреченному Домостроительству Бога Слова? Грубость ли (плоти) ? Но это – вещественная принадлежность, а Слово (само по Себе) чуждо такой грубости. Чрезвычайность ли такого уничижения? Но Божество не ограничено. Зачатие ли? Но Сотворивший (Деву) не осквернился, так же как и Воплотившийся и Родившийся от Нее; и даже человеколюбие приносит Царю тем большую славу. Рождение ли? Но оно не умалило Безначального. Вочеловечение ли? Но естество Божеское не потерпело изменения. Матерь ли по плоти? Но (Родившийся) не перестал быть по Божеству без матери. Ясли? Но (Сын) не оставил недра Отчего. Вертеп ли? Но Троица никогда не оставляла престола. Итак, в мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею. Человек! Прейдя умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса поведают славу Божию (Пс. 18, 2); Ангелы служат (Богу) со страхом, Архангелы поклоняются с трепетом, Серафимы, летая окрест, не приближаются и трепеща взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф: исполнены небеса и земля славы Его (Ис. 6, 3); воды не перенесли гласа (Лк. 8, 24); облака служили колесницею при трусе воскресения; солнце, не стерпев поругания (Творцу), вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились; гора, принявшая сошествие (Божие), воздымилась (Исх. 19,13); купина, не снося видения, возгорелась; Иордан, устрашившись, обратился вспять; море, убоявшись жезла, разделилось, повинуясь предзнаменованию Владычному, жезл Ааронов силою преобразования расцвел, преступив закон природы; огнь в Вавилоне устыдился лика троичного: исчисли все чудесное и дивись превосходству Девы. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла во чертог Свой.

Блаженны чрез Нее все жены: род их не подлежит более клятве и даже превосходит славою Ангелов. Ева уврачевана; проходится молчанием жена Египетская; погребена Далида; забыта Иезавель; не вспоминается более Иродиада. Теперь лик жен возбуждает удивление. Сарра прославляется как нива, произрастившая народы; Ревекка почитается как мудрая виновница благословения; Лия величается как матерь предка (Господня) по плоти; Деввора похваляется как военачальница, вопреки немощи пола своего; Елисавета ублажается как ощутившая в себе играние Предтечи и исполнившая благодати; (ублажается же) и Мария как матерь, потому что родила Восхотевшего родиться; раба, потому что в Ней исповедуется природа и возвещается благодать; облако, потому что зачала от Духа Святого бесстрастно от Нее Родившегося; чертог, потому что Бог Слово пребывал в Ней, как в чертоге брачном, кивот, потому что не закон носила, но во чреве имела Законодателя. И так воззовем к Ней: благословена Ты в женах; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цену искупления мира; одна получила для сохранения сокровище, драгоценнейшее жемчуга; одна прияла во чреве без вожделения и родила без болезни; одна родила Еммануила, как Он Сам восхотел. Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего; плод, но не семя; цвет, но не страсть; сияние, но не тварь; сопрестольный, но не меньший; солнце, а не прах; поклоняемый, а не сотворенный; цена избавления, а не долг. Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. Но выше всех похвал глас Пророка: се Дева во чреве зачнет – сказал о чуде, но умолчал об образе исполнения. И родит Сына: возвестил рождение (от Девы), но не открыл способа. И нарекут Ему имя Еммануил: прорек таинство и возгремел именем (Еммануила), еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7, 14; сн. Мф. 1, 23); проповедал Бога рождающимся и заградил уста иудеям. С нами Бог – и заблуждение уничтожено. С нами Бог – и обрезание упразднено. С нами Бог – и демоны бегут. С нами Бог – и диавол посрамлен. С нами Бог – и цари благочествуют. С нами Бог – и церкви учащаются. С нами Бог – и смерть стала сном. С нами Бог – и мертвые, торжествуя свободу, вопиют: ни Ангел, ниже ходатай, но Сам Бог пришел и спас нас (Ис. 63, 9): Ему слава во веки веков. Аминь.

ПОХВАЛЫ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ святителя Андрея, архиепископа Критского

Принесем Деве девственная честнословия; дароносим Царице рода нашего, яко многочестное миро, пророческая проречения. Пригласим Той Гавриилово приглашение. Рцем Матери радостная: Радуйся, Благодатная, радуйся, Пресветлая, Еяже ради тьма отгнася, и свет введен бысть. Радуйся, Благодатная, Еяже ради закон умолче, и радость процвете. Радуйся, радости начало и клятвы потребление. Радуйся, воистину Благодатная, Господь с Тобою. Радуйся, едина Благословенная, в недрех приемши Господа, да первыя клятвы прамати совлечется. Радуйся, богоприятное девства Сокровище, от негоже рождество произыде нетленно, и богатство девства пребысть некрадомо. Радуйся, Мати чистотствующая, и Дева доящая. Радуйся, доброты Венче, и рода нашего Царице, царскими отвсюду красящися изяществы.

* *

Радуйся, Богоосвященная Церкве Христа Единого, Единого в небесных святых по чину Мелхиседекову священствующего. Радуйся, Жезле Ааронов, Корене Иессеов, Скиптр Давидов, царское Одеяние, радостный Венец, девства Образ неописанный, освящения Скрижаль, недоведомых слово. Радуйся, закона Ходатаице и благодати, Ветхого и Нового Завета Печать, всякого пророчества явственнейшее исполнение, Краегранесие Богодохновенныя писания истины, яже Бога и Слова одушевленный чистейший Свиток, в немже неизглаголанне и неописанне Сам написася Бог и Слово, и на всяк день прочитается. Радуйся, Начало нашего здания; конче иже к нам обещаний Божиих и прореченных; предвозвещенное Божие славы Святилище; благонадежное языков спасение. Радуйся, воистину истинная Лествице Иаковля, дымящаяся же Горо, Ковчеже освящения, всюду окован златом, и сияя духом, златая Ручко Христа, небесную Манну носящая, и пище всех нетленна.

* *

Благословенна Ты в женах, тайный богонасажденный виноград во звании церковнем прозябшая, и зрелый грозд нетления возрастившая. Благословенна Ты в женах, боговозделанная браздо, яже безсеменный и ненапоенный жизни нашея Клас, якоже в купине, во утробе понесшая. Благословенна Ты в женах, воистину вожделенная земле, от неяже брения Скудельник персть нашу сотворь, сокрушшийся грехом сосуд обнови. Благословенна Ты в женах, новый Сионе, в немже почи мысленный кивот, воплощение Божия Слова, в нейже все исполнение Божества телесне обита.

* *

Радуйся, Благодатная, радуйся, Преславная; радуйся, радостотворное о всех спасении возложение. Радуйся, златая воистину мысленных аромат Кадильнице, в нейже мысленный фимиам положися Христос, от Божества и человечества во огни Божественнем одушевленную и умную Свою плоть благовоние несмесну и нераздельну показав; радуйся, нерукоделанная Сень и Богоделанная, в нюже единою на кончину веков един Бог и Слово и первый Первосвященник вниде, юже выше всех в Тебе тайно тайную священнодействовав службу. Радуйся, Святая святых, вторая Катапетасмо, яже честнее Херувим осенением Того, Иже в незаходимых, Господа в ложеснах, яко завесою закрывши, во чреве понесла еси.

* *

Радуйся, седмосветильный и седмодатный седми дарований Свещниче седмосветлый, осияваемый Духом: неугасительный свете Света всех просвещшого, юже помаза тайно помазания миро. Радуйся, Очистилище, в немже тайный Агнец, животно всесожжение, Христос вознесеся. Боготайная Трапезо паче ума священнодействия, на нейже небесный хлеб Христос, иже о всех Агнец, яко жертва и заколение, живозакалаем положися, оживотворяя причащающихся. Радуйся, всяческия Боготайныя службы Сокровище, в немже Бог плотию заколается, и освящает всяческая, и тайно к человеком приходя сожительствует и приобщается, и терпит руками грешных осязоватися, устнами же бренными вкушатися.

* *

Владычице, общее всех Христовых прибежище, первое первого падения возведение, к безстрастию падшого рода воззвание, еще в купине Моисеови, первее тайно стеннописанное видение; руно Гедеоново, еже он образование влажно от иже с небес без шума каплей орошено узре, и на чудо обратив дело и знамение священное дождем назнамена; богоиспещренная Давидова Багрянице, яже плоти приятие, якоже багряницу Давидову, Богу воплощшемуся принесшая; Херувимский престол превеликий огненный, превознесенный, яже Царя Христа в недре носившая, Дверь небесная, еюже Небесный Владыка пройде.

* *

О Святая и святых Святейшая, всякого освящения пресвятое сокровище! О чисте нерешимо, ни разделяемо совокупльши Богу человечество! О царство, от вышния славы, державу непобедиму имущи! О христианския веры забрало, и на Тя упование возлагающих поборнице. Приими от нас, истинного Света Тобою приимших, елико можно, славнословесия, нам же, Тобою, Богомати, красящимся, воздай спасения воздаяние. Имамы бо сокровище и богатство многоценно, честнейшую Твою к Твоему Сыну и нашему Владыце и Царю и Богу и Господу молитвенную мольбу, еюже очищаемся, исправляющеся, и благодать себе приемлем.

ПОХВАЛЫ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ святителя Тарасия, патриарха Константинопольского

Ты еси, Владычице, Давидова дщи, рясны златыми преиспещрена и приодеяна. Ты еси Соломонов одр златотворный, егоже сильнии шестьдесят обходят Боготворных писаний яже о Бозе мусикийския гласы трубяще. Ты еси Илиина вознесения восход, и мысленныя Иезавели низложение. Ты еси Елисеовы сугубыя милости благословение, еюже Иорданская течения разсекий прейде немокренно, и неплодную воду исцелив, пиему показа. Ты Ионино в ките спасение, и ниневитяном покаяние и прощение обильное.

* *

Радуйся, пророков зерцало, и глаголов их исполнение: Тебе бо Иезекииль нарекл есть врата затворенная, имиже никтоже от человек пройти может, точию Бог един, и врата заключена соблюдет; Тебе Исаия великогласный жезл Иессеов пронаписал есть, от негоже цвет Христос изыде, и сады злобы из корене изсек, благоразумия насади ниву. Тебе Иеремия исповедал есть, яко се день грядет, и завещаю дому Израилеву и дому Иудову завет нов, егоже не завещах отцем их, Сына Твоего рождества пришествие назнаменуя, и от язык людей призывая в поклонение от конец земли.

* *

Что наречем Пречистую Деву? Небо ли? ибо небесе и земли Творца во чреве вмести. Солнце ли? сия бо солнца седьм седмирицею светлейща сущи, Солнце правды прият. Луну ли? сия бо доброту несравнительную имущи, красного добротою Христа родила есть. Облак ли? ибо на облацех Седящого на руку понесла есть. Свещник ли? ибо Свет сущим во тьме и сени смертней седящим от Тоя возсиял есть. Престол ли? ибо на престоле Отеческом невидимо Соцарствующа в Дусе Святе вместивщи прият. Бисер ли? ибо многоценный бисер земным снискала есть. Рай ли? ибо Едем осужденным отверзши, к царствию отсла. Ковчег ли? ибо всяческая нам Даровавшого в недрех Своих имела есть. Гору ли? ибо горам Творящого дымитися не тесно вместила есть. Землю ли? ибо земле Творящого трястися не болезненно понесла есть. Храм ли? ибо на Херувимех Почивающого руками Своими носила есть. Море ли? ибо Собирающого воды в совокупление едино устама Своима лобызала есть. Трапезу ли? ибо пищу нам Дающого матеролепне млеком питала есть. Кто не дивится, кто не чудится, кто не славит таинства величество!

ПОХВАЛЫ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Поклоняющеся Богородицы благочесгно и благоговейно, и Ангельское целование, радуйся, Благодатная, часте повторящее, и всякими Ю похвалами ублажати по силе нашей потщашеся, различными, ово старыми, ово новыми, именованиями нарицаем Ю.

Старыми, от ветхого закона нарицаем Ю Лествицу, и Неопалимую Купину и Скрижаль, и Жезл прозябший, и Ковчег, и Трапезу, и Стамну златую, носящую манну, и Руно орошенное, и Гору несекомую, и Дверь непроходимую, и прочими преобразившими Ю преславными вещьми.

Новыми же, в новой благодати, именования нарицаемом Ю: Небо, яко возсия нам Солнце правды Христа; Рай, яко прозябшую нам Цвет неувядающий Иисуса; Деву, яко пребывшую пред рождеством, в рождестве и по рождестве нетленну; чистую Матерь, яко понесшую на руку Сына всех Бога; еще же и Землю несеянную, и Лозу, грозд зрелый прозябшую, и Древо благоплодовитое, и Источник приснотекущий, и Море благодати Божия, и иными множайшими и пречестнейшими титлы, по достоянию Ея, от усердия нашего достодолжно почитаем и похваляем.

Не отчаяваим Божия милосердия, и якоже от греховных волнений, сице и от настоящих бед избавления: се бо имамы в пути жизни нашея премилосгивую Одигитрию, милосердную наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога, аки столп израильтяном, к обетованной земле ведущий, есть бо Она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в Акафисте Церковь: Радуйся, огненный Столпе, наставляяй во тьме сущих! Радуйся, Покрове миру, ширший облака! 176 Огнь есть невещественный, но Божественный, яко просвещая во тьме сущих, и к разуму Божественному всех наставляющая; Облак есть, яко носившая Бога, и изливающая нам дождь Божия милости и благодати; Столп есть, яко утверждающая ратующую на земли Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая, по Давидову речению: Столп крепости от лица вражия (Пс. 60, 4). Путеводительница и Наставница есть, яко руководствующая и наставляющая нас ко спасению: якоже наставила есть Марию Египетскую, возопившую к Ней: ныне, аможе волиши, настави мя, ныне буди ми спасению учительница, руководствующи на пути покаяния. Руководствова убо ю, и невидимо благодатию Своею спутствова ей в пустыне, ведущи ю к совершенному спасению, дóндеже в чертог Сына Своего, яко возлюбленную Тому невесту, введе ю. Но и всякого притекающого к Ней такожде наставляет и руководствует к получению вечных благ, вводящи в безконечную радость.

* *

Крепка Владычица наша: ибо Царица есть всея видимыя и невидимыя твари, владущая горним и долним созданием, и все стихии повинуются Ей, и небо и земля, воздух и море послушают Ея, и вси противные дуси, страхом одержимии, трепещут, боящеся имене Ея святого, ведуще Ю Матерь Божию. И аще бы мя кто вопросил: что в подобней сильно, и паче всех крепчайшо? Отвещал бых: несть ино что крепльшо и сильнейшо на земли и на небеси, якоже (по Господе Бозе нашем, Иисусе Христе) Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария.

Сильна на земли: Та бо сотре главу невидимого змия, Та попра адскую силу, Тою воздвижутся победы, Тою низпадают врази. В Ветхом Завете точию преобразование Ея многую силу в людех являше. Поют Израильтяне торжественно победныя песни при Чермном мори над трупием врагов своих, и кто я победители яви? Богородично прообразование. Сице извествует Церковь в догмате Дамаскиновом: «в Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася древле: тамо Моисей, зде же Гавриил; тамо Израиль, зде Христос; тамо море по прошествии Израилеве пребысть непроходно, Непорочная же по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна» 177. Побеждает Гедеон Мадиама сильно, и откуду прият ту силу? не от руна ли орошенного, Пречистую Богородицу прообразовавшого? Убивает Давид Голиафа, камень от пращи изпустив нань; и то бяше прообразование Богородично, от Неяже камень, Христос, изшед, уби адского Голиафа. И аще в Ветхом Завете прообразование точию Пресвятыя Одигитрии толь сильно бяше, яко укрепляше человеки верныя на супостаты; кольми паче в новой благодати сама та Одигитрия Владычица наша сильна есть укрепити немощь нашу на видимыя и невидимый супостаты.

Сильна на небеси: Бога бо крепкого и сильного молитвами Своими связует, егоже иногда на земли связоваше пеленами. Связует, глаголю, Бога молитвами Своими: егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, Она простирает к Нему молебныя руце Свои, и удерживает мстительную Того десницу, да не погубит грешных с беззакониями их.

Тако убо сущи сильна Пречистая Одигитрия, крепкая Помощница наша, помоществует нам на земли и на небеси 178.

* *

Возбранная Воевода! Не всуе вещает к Ней Дух Святый: добра еси, ближняя Моя, красна яко Иерусалим, ужасна же, яко полков устроение чинное (Песн. 6, 3). Кто внемлет Духа Святого словесам, яже на похвалу Невесты Своея Дух Святый глаголет, кто, яко Иерусалим, красна, яко полков строй чинный, ужасна? Се уподобляя Ю Иерусалиму красному, изъявляет Ее прекрасное, пренепорочное девство уподобляя же Ю чинному полков строю, изъявляет Ея страшное воеводство. Во Иерусалиме Дева, в полцех Воевода: Та бо Воевода чинно полки Свои ставит противу полков вражиих. Смотрим убо того чина.

Три суть полки врагов наших, во дни и в нощи воюющих на ны: мир, плоть, и диавол, а в начале диавол, потом же мир, таже плоть: диавол искуситель со всеми козньми своими, мир прелестник со всеми суеты своими, тело, домашний враг, со всеми страстьми греховными и сластьми своими. Тии три вражии полчищи коль нам стужают, коль на ны налегают, и пакости творят, не требе толковати, всяк весть. Множество святых в торжествующей на небесе Церкви, по согласному всех богословов умствованию, в три изряднейшие ликостояния, в три полки, якоже и Ангелы, в три иерархии суть разделены: по числу триех венцев, на воздаяние уготованных, суть разделены в полк учителей, в полк мучеников и в полк девственников. Начальствует же над теми полками Дева, воеводсгвует ими, яко всех святых Святейшая. Воеводствует полку учителей, яко Тою Сына Божия познахом, и вещает о Ней Дух Святый: Тайноучительница есть еже о Бозе разумения. Воеводствует полку мучеников, яко под крестом стоявшая, Ейже оружие душу пройде (Лк. 2, 35).

Воеводсгвует полку девствующих, яко Приснодева, Яже пред рождеством, в рождестве и по рождестве Дева: Дева, девическою чистотою Ангелов превозшедшая.

Тыя три полки Она изведши, ставит противу вышереченных триех вражиих полчищ: противу диавола ставит полк учителей, изобличающих козни диавольские, поучающих же и наставляющих, како человецы имут тыя диавольские козни упразднити: противу мира ставит полк мучеников, победивших мир, и образ нам давших, како имамы презирати мир, по писаному: не любите мира, ни яже суть в мире (1Ин. 2, 15). Противу плоти ставит полк девствующих, победивших свою плоть, и одолевших свои природные страсти.

Таковым чином возбранная Воевода устроивши полки, повелевает всем братися, битися крепце с нашими великими врагами: битися же мечами, копиями, стрелами сильных их (то есть святых Божиих) за ны молитв, и уязвляти теми супостатов, и далече их от нас прогоняти. Сама же по обычаю воеводскому деет: обычно бо воеводам с высокого места смотрети на полки ратующих, и изнемогающим подавати помощь: сице и Она сотвори, ста на высоком месте, на небеси, по успении Своем с телом взята бывша, ста же тамо, яко же Ю богослов виде: знамение, рече, велие явися на небеси, жена облечена в солнце (Апок. 12, 1). Явися же в самое злое время, в страшное время, разорению находящу, и вселенней смущаемой, пишется бо: быша блистания, и гласи, и громы, и трус, и град велик (8, 5). И се знамение на небеси, в солнце жена 179.

* *

«О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает».

Дивного Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна! и в зачатии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть едино дивное чудо.

Дивна в зачатии: Ангельским бо благовещением зачата, от неплодных, заматорелых родителей, чистых и святых чисте и святе рожденна. Дивна в житии: бысть бо девствующая Матерь, и матерствующая Дева, Бога родила, а девства Своего не повредила.

Дивна в преставлении: ибо гробом Своим не в землю нисходит, но в небо восходит, и лествица к небеси гроб бывает. О дивное чудо! и мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец по смерти живет: в рождестве Дева, и по смерти жива; а гроб досязает неба, яко оная Иаковля лествица, утвержденная на земли, еяже верх досязаше до небес: лествица к небеси гроб.

Вопрошаю, кто преставися? Вем, яко всяк от своего ко Преставльшейся усердия похвальными отвещает вещаньми; он речет: Мати Божия преставися к Сыну Своему и Богу; ин речет: Небо одушевленное в небесная взятся; ин речет: Врата непроходимая в небесныя двери отнесошася; ин речет: Дом Божий пречистейший и пречестнейший в нерукотворенные храмы пренесеся; ин речет: Солнце, в немже положи селение Свое Вышний, с земли взыде на небо. И всяк по усердию своему нечто речет похвально. Аз же к Самому Тому дивному безсмертному Мертвецу, в гроб на три дни токмо положенному, обращся, вопрошаю: Кто еси Ты, зде лежай? Слышу отвещают смиренный глас: се раба Господня (Лк. 1, 38). Ныне известно всяк веждь, кто преставися: раба Господня преставися, раба Господня положена во гробе: се раба Господня. Зде воспоминаю речение оное древнее: Богу работати, царствовати, есть едино, то есть работати Богу, еже и царствовати. Кто есть истинный раб Божий, той воистину наследник Небесного Царствия, Христу сцарствуяй. Аще же Дева Пречистая есть раба Господня, то воистину и Царица всея видимыя и невидимыя твари.

Но аз на Господа и на Господню рабу прилежно умом моим смотря, якоже Господа моего в триех Лицех, единого Отца и Сына и Святого Духа зрю: сице и рабу Его, а Царицу нашу, в едином лице Ея три особые чины работы Божией изъявившую, вижду; особным бо чином поработа Богу Отцу, особным чином Богу Сыну, особным Богу Духу Святому: бысть бо Богу Отцу Дщи, к нейже глаголет: слы-ши Дщи и виждь (Пс. 44, 11) Богу Сыну Мати; Богу Духу Святому безневестная Дева, Невеста Неневестная. Поработа убо Богу Отцу, яко Дщи, Богу Сыну, яко Мати, Богу Духу Святому, яко уневещенная Девица: Троице Святой тремя особными верне и истине поработа чинми.

Зде паки вопрошаю: Та раба Господня, Царскую честь Себе заслужившая, коими степенми до толико великого достоинства, до толико высокия чести взыде, еже быти Ей Дщерию Бога Отца, Материю Бога Сына, уневещенною Девою Бога Духа Святого? Воистину восхождения в сердце Своем положи Сия; степени к Богу восхождения в жизни Своей положи Сия: на уневещение Богу Духу Святому взыде девственною чистотою; на матерьство Богу Сыну взыде смирением: яко призре, рече, на смирение рабы Своея (Лк. 1,48); на дщерьство Богу Отцу взыде любовию 180.

* *

Именуется Преблагословенная Божия Мати столп, ово за высоту Свою, ово за крепость: высока же Она бе за вознесение ума к небеси, за призрение земных: ибо вся Своя мысли, намерения, дела и желания на небеси полагаше, не земная, но горняя всегда мудрствовавше, яко небесныя Премудрости Мати и сокровище; и прилично Ей бяше глаголати оно слово святого апостола Павла: пребывание наше на небесех есть (Флп. 3, 20). Высоко на небеса вознесенну виде Ю святый Иоанн Богослов, превыше луны самыя: бе бо луна под ногама Ея (Апок. 12, 1). Луна, изменяющаяся и оскудевающая, мир сей знаменует, егоже аще кто имать под ногама, выше мира непщуется быти. Убо Она выше луны видена, яко выше мира всего возрасла есть: на луне стояше, яко вся суеты мирския попрала есть. Облечена же бе в солнце, яко в небеси светлом умом? Си выну пребываше, идеже ныне и телом и душею много паче солнца славы Божественныя сияет лучами. Паки высока Она бяше и заслуг умножением: ибо теми всю тварь духовную и плотскую тако превзыде, якоже ни Ангелом, ни Архангелом, ни Началом, ни Властем, ни Силам, ни Господствам, ни Престолам, ни Херувимом и Серафимом, ниже Пророком, ни Апостолом, ни Мучеником, ниже всей твари прочей мощно есть своими с Нею равнятися заслугами и добродетельми: едина бо Она вся превзыде по оному Приточника изречению. Многи дщери стяжаша богатство, мнози сотвориша сильная: Ты же приспеющи превознеслася еси над всеми (Притч. 31, 30). Превознесеся Преблагословенная Дева над вся святыя, и над вся Силы небесныя: Она бо на небеси Царица, на земли Владычица, небесных Сил Госпожа, дев похвала, мучеников венец, Учительница апостолов: Она зерцало исповедников, проречение пророков, ожидание патриархов, Она и всех добродетелей сокровище.

В Ней есть вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев; в Ней напоследок всякая святых всех добродетель совокупленна обретается, яко вся стрелы сильных.

* *

Прибежище нам есть Пресвятая Дева Мария, яко град убежания: к Ней бо прибегающи сокрушение, не точию от рук мстителя адского свободни бывают, но и от самыя десницы Всемогущого Бога, и от меча гнева Его спасаются; от тех силою непобедимою, от Сея молитвы и заступлением. Заступает ны Пресвятая Богородица от врагов наших видимых и невидимых: от видимых, егда победу дарует благочестивым Царем на супостаты, и егда от наветов человек лукавых когождо защищает матерски; от невидимых паки, егда от коварств и сетей их вражиих сохраняет. Защищает ны Она от стрел супостатных матерним Своим покровением, и угашает стрелы телесного в нас раждежения, яко Мати чистоты Сеятеля, и Сама едина Чистая и Благословенная. Укрощает ветры гордости, яко смирения Любительница; заступает от гнева Божия, яко Мати милосердия; соблюдает от злых случаев, яко Заступница. Темже вси да притецем немедленно под омофор благоутробия Ея, выну простираемый над нами.

К Ней, яко к столпу превысокому, прекрепкому вси людие притекайте, во всяких нуждах ваших, душевных и телесных, Божию Матерь, яко скорую Помощницу, в пособие призывайте. К Ней, девы, притекайте, ибо Она Знаменосица есть ваша и похвала девства. К Ней прибегайте, жены: яко и Она жена Иосифу бяше, но неискусобрачная; есть же всем вам образ жития трезвенного. Приходите, вдовы: яко и Она вдовство знаше, и есть вам зерцало жития добродетельного. К Ней притекайте, священницы: яко и Она Божественная Священница, или Жрица бяше, егда Сына Своего, Агнца непорочного, на жертвеннице крестном о всем мире в жертву принесе Господеви. К Ней да прибегают иночествующий: яко Она совершенство закона их сохранила есть, нищету, чистоту и послушание. К Ней да прибегают благородние князи, боляре, и сами Царие и Царицы, занеже Она есть Царица небесе и земли, и от царского Давидова произыде колена. К Ней притекайте, художницы: ибо и Она художнику древоделю в супружество дана бяше. Напоследок да прибегают к Ней вси живущии: яко Она Мати есть всех живущих, богатая в милости всем благоговейно призывающим Ю. Вси убо православнии людие, всякого сана и чина, века и возраста, воздежите сердца, очеса и руце ваши ко Пресвятой Божией Матери, умильно вопиюще: под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево! Молитв наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная. Ты же, о Столпе превысокий! призри на ны; о Оголпе прекрепкий! приими ны; о Столпе вооруженный! защити ны; о Покрове престранный! покрый ны от врагов видимых и невидимых; о Стено непобедимая! сохрани ны; о Облаче нового Израиля! введи ны в землю обетованную, покрывая и освящая, да Тобою приимем, раби Твои, жизнь вечную! Аминь 181.

ПОХВАЛЫ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ Стефана, митрополита Рязанского

Поем, благословим, покланяемся, славим, хвалим, ублажаем, величаем же и превозносим возвеличившую и превознесшую род человеческий, преблаженную и пренепорочную Деву Марию Богородицу. Сие бо Сама Духа Святого исполненна прорече: Отныне ублажат Мя вси роди. Вину же ублажения и прославления своего сказует Богородица не иную быти, токмо величие еже сотвори Ей Бог Всемогущий: ублажат Мя, рече, вси роди. Но чесо ради? – яко сотвори Мне величие Сильный.

И кто исповесгь величия Богородицы, никомуже сравнительная, всю тварь превосходящая? Бога Отца есть Дщерь, Бога Сына Матерь, Бога Духа Святого Невеста. Бог Отец благоволением, Бог Сын воплощением, Бог Дух Святый осенением почтил Ю есть: не сие ли величие Богородицы?

Служительницею быти тайны от века сокровенныя, от чистых девических Своих кровей исткати багряницу Царю царствующих, содействовати рода человеческого избавлению, и кровь, за нас на кресте излиянную на искупление всего мира, Единородному Сыну Божию дати: не сие ли есть величие Богородицы?

От Ангела благовестие восприяти «Радуйся!», печали Евиной сопротивное, от небес слышати, и тем же Ангельским «Радуйся!», весь мир обрадовати: что есть, аще не величие Богородицы?

Благодати Божия вящшею паче всех святых мерою исполненней быти, и от исполнения Своего на нас благодать Божию излияти неоскудно: что есть, аще не величие Богородицы?

«Господь с Тобою!», от Ангела слышати, не и токмо по вездесуществу и всемогуществу Божию; но наипаче по благодати и ближайшему сродству Господа с собою имети что есть, аще не величие Богородицы?

Благословенною в женах от Елисаветы, Духом Святым вещающей, нарицатися, и от благословенного плода чрева Своего всех превосходящею познаватися: не сие ли есть величие Богородицы?

Ангельския красоты, сиречь, девства, прежде неведомого, ниже оценяемого, начальницею быти, и темже девством прежде рождества, в рождестве и по рождестве нетленно процветати: не сие ли есть величие Богородицы?

Веру в непостижимую и всяк ум превосходящую тайну имети, и «Блаженна веровавшая!» от уст Духом Святым вещающих слышати, и прочими добродетельми, надеждою, любовию, смирением, послушанием, терпением, великодушием, мужеством, правдою, мудростию и прочими дарами и лепотами небесными, аки неоцененным камением царстей палате с превосходством украшенней быти: не сие ли есть препрославленное величие Богородицы?

Бога человека на руках носити, пестовати, сосцами Своими девоматерними питати, и Того повинующаяся Себе имети (бе бо повинуяся има), толикия труды и путешествия, бдения же и стражбы в соблюдении вверенного сокровища восприимати, и при самом кресте, всем апостолом бежавшим, стояти, и оружием душу от сострадательства страстем Христовым пронзенну имети, и даже до последняго во гробе положения от Христа не отступати: не сие ли есть величие Богородицы?

Велия суть преизящества Богородицы и величия, о нихже рекох, никомуже суть сравнительная. Но сия воспомянух токмо, кроме всякия похвалы. Матерству же Божию удивляются, емуже и Духа Святого исполненна Елисавет удивися, глаголющи: откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?

Удивительно есть поистине, еже Марии быти Материю Божиею. Сие единое чудо вся древняя чудеса превосходит.

Ум всяк помрачается в помыслах, язык молчанием заграждается в словесех: ниже бо умом постигнута, ниже языком изрещи возможно есть, како звезда роди Солнце; како земля невозделанная произведе Клас; како нива неоранная без Семене и без делателя принесе Жатву, како Дщерь зачат Отца; како создание роди Создателя; како понесе Носящого вся и Тую самую носящую; како Жена бысть Престол Херувимстий, и чрево Тоя пространнее небес; како бысть Жене Сын, иже Тоя и всех веков есть Отец.

Удивляется сим блаженный Дамаскин, поя в песни своей: О чудо новее всех древних чудес! Кто бо виде Матерь без мужа рождшую и на объятиях носящую?

И воистину древняя чудеса образовательством своим служат похвале Богородице; паче же реку, при матерстве Божии вся оная чудеса, яко звезды при солнце, угасают.

Аще бо тамо неплоды заматоревшая рождает, зде Дева рождающи Девою пребывает. Аще тамо купину огнь не опаляет, зде матерство девства не растлевает. Зде солнце несозданное облаком плоти человеческия померкает. Зде небо утробы девическия дождит манну – хлеб Ангельский Тела Христова под видом хлеба утаенного. Зде камень неплодства девического реку источает, и миро излиянно. Зде жезл Иессеев без делателя цвет неувядающий приносит. Зде солнце правды десятью степенми вспять возвращается, вземши на ея человечество, еже по девяти ликах Ангельских, стоит на десятом степени. Зде море благодати Мария, по прошествии вождя людей Израильских, пребывает цело. Зде горькия воды ярости Божия сладки бывают онеми словесы: Се раба Господня. Зде разделения вод девства и матерства Божия во едино лице Мариино чудесно совокупляются. Зде не железо, но злато Божества плавает верху вод естества человеческого. Зде невредимы в пещи отроцы ясно являют рождество Богородицы, тогда образуемое, ныне же действуемое. Отонудуже яве есть, яко чудо матерства Божия в Марии вся древняя чудеса далечайшим разстоянием превосходит, умаляет, побеждает.

О величия матерства Божия в Марии несравненного! О дарования умом непостижимого! О преизящества всю тварь превосходящого! Ничтоже Тебе равно есть, о Преблагословенная Мати Божия! вся бо, яже суть, или выше, или низше Тебе суть: Выше Тебе Един Бог, низше Тебе вся, яже не суть Бог.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего – честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим.

Поистине честнейшая всех Ангел есть Мати Божия: ибо Сын Божий не от Ангел когда приемлет, но от Семене Аврамля, от дщери Авраамли Марии приемлет, от крове Ея девическия плоть заимствует и Слово плоть бысть. Темже Сын Божий Сын Девы бывает. И егоже Отец прежде век роди без Матере, Того же во времени без отца роди Дева Матерь Мария. О преизящества Мариина, Самому Богу Отцу подобящагося! И кто когда от Ангел на толику возлете высоту, на нюже Деву Марию вознесло есть матерство Божие?

Довлеет убо Ангелом, и сами тии велию честь себе быти почитают еже быти Ангелами, духами безсмертными, и слугами Божиими; а еже быти Материю Божиею, самой единой дано есть Деве Марии. Темже только честнейша есть Ангелов. Мария, елико честнейша бывает Матерь царева слуг царю предстоящих. И сие есть величие Матере Божия, о немже Сама Духом Святым вдохновенна провозгласи: Отныне, рече, ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный. Аще же честнейшая есть всех Сил небесных Мария Матерь Божия: кольми паче честнейшая есть всех земнородных. Аще бо толиким превосходством превосходит Мария Ангелов, коликим нас превосходят Ангелы: помысли, каким превосходством превосходит земнородных Мария Матерь Божия. Пропасть велия ничтожества нашего, в сравнении толикия высоты, утвердися, яко ниже помыслами на выспрь матерства Божия нам возможно есть возлетати. И сие гласит к Пресвятой Богородице Божественная Церковь: радуйся, Высото, неудобовосходимая человеческими помыслы.

(Из книги Камень Веры)

* * *

175

Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom LXV, col. 145–171.

176

Акафист Пресвятой Богородице, икос 6-й.

177

См.: Стихира Богородична 5-го гласа.

178

См. в Слове на Празднество явления Пречестной иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в граде Казани, июля в 8-й день, 1706.

179

См. Поучение на Празднество Пресвятой Богородице Донской, август 19-й.

180

См. Поучение на Празднество Успения Пресвятой Богородицы, августа в 15-й день.

181

См. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы.


Комментарии для сайта Cackle