Величие Пречистой Девы Богородицы

Содержание

Вступительное слово

Пророчества о Пресвятой деве Богородице и прообразования Ее в Ветхом Завете Земной путь Пресвятой Девы Богородицы От Рождества Пресвятой Богородицы до ее Благовещения От Благовещения Пресвятой Богородицы до Вознесения Господа Иисуса Христа От Вознесения Господа Иисуса Христа до Успения Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Девы Богородицы Примечание место погребения Богоматери Похвальные слова святых отцов в честь Пресвятой Девы Богородицы Похвальная песнь Божией Матери преподобного Ефрема Сирина Похвальное слово в честь Пресвятой Девы Богородицы святителя Прокла, архиепископа Константинопольского Похвалы в честь Пресвятой Девы Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского Похвалы в честь Пресвятой Девы Богородицы святителя Тарасия, патриарха Константинопольского Похвалы в честь Пресвятой Девы Богородицы святителя Димитрия, митрополита Ростовского Похвалы в честь Пресвятой Девы Богородицы Стефана, митрополита Рязанского Слова святых отцов на праздники в честь Пресвятой Девы Богородицы Слово на Рождество Пресвятой Богородицы преподобного Иоанна Дамаскина Слово на Рождество Пресвятой Богородицы преподобного Иоанна Дамаскина Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея Критского Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея Критского Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы святителя Германа, патриарха Константинопольского беседа на Введение во храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы святителя Григория Паламы Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святителя Григория Неокесарийского Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святителя Григория Неокесарийского Беседа на Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии святителя Григория Паламы Слово на Успение Пресвятой Богородицы преподобного Иоанна Дамаскина Слово на Успение Пресвятой Богородицы святителя Димитрия Ростовского Слово в день Успения Пресвятой Богородицы святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского 1832 год  

 

Книга «Величие Пречистой Девы Богородицы» составлена из двух отредактированных дореволюционных изданий, ставших библиографической редкостью. В книге дается подробное жизнеописание Божией Матери в соответствии со Священным Преданием Православной Церкви, приводятся замечательные святоотеческие проповеди и похвальные слова в Ее честь, раскрывающие таинственный духовный смысл подвига Пречистой Девы. Многие из святоотеческих творений, вошедших в эту книгу, не переиздавались уже более 100 лет.

Данная книга адресована самому широкому кругу православных читателей, всем, для кого имя Пречистой Девы Богородицы Марии является святым сокровищем их души.

Вступительное слово

Дорогой читатель, книга, которую вы держите в руках, посвящена Божией Матери. Может быть, первый вопрос, который возникает сейчас у вас,– чем эта книга отличается от всего уже изданного о Пресвятой Богородице и стоит ли ее брать и читать? Решение по этому вопросу вы принимайте сами, мы лишь скажем, что в данной книге речь пойдет о понятном и одновременно превышающем человеческое понимание – о величии и славе Пречистой Девы Богородицы.

Для православного христианина ясно, что, прославляя Сына Божьего за Его искупительный подвиг, совершенный ради нашего спасения, мы не можем не прославлять тех, кто послужил Ему при Его земной жизни, кто донес Его учение до нас. И потому Церковь прежде всех служителей Слова прославляет Божию Матерь, Которая не только послужила Своему Божественному Сыну на Его земном пути, не только стала проповедницей Евангелия, но прежде всего Сама стала важнейшей посредницей Боговоплощения. Поэтому святые отцы учили о Деве Богородице весьма возвышенно, говорили, что «это имя содержит все таинство Домостроительства» 1 и «если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества» 2. Однако, когда мы пытаемся осмыслить и, тем более, объяснить вопрошающим нас (а может быть, и самому себе) исключительное почитание Божией Матери в Православной Церкви, наши рассуждения не всегда бывают убедительными. Прежде всего потому, что в Священном Писании о жизни Пречистой Девы сказано немного. Упоминание о Ней всегда связаны с описанием земной жизни Ее Божественного Сына, поэтому в свете Его величия и славы слово Евангелия о Пречистой Деве не столь заметно. И даже там, где Господь обращается к Ней лично, в Его словах нет ярко выраженного, столь близкого и понятного нам, сыновнего чувства к Своей Матери. Все запечатленные в Евангелии диалоги между ними крайне сдержанны, начиная от первого – в Иерусалимском храме, когда Иисус был 12-летним отроком (Лк. 2, 48–49), и заканчивая последним – на Голгофе, во время Крестных страданий (Ин. 19, 26–27). На этом фоне многочисленные церковные песнопения и слова святых Отцов кому-то могут показаться даже несоответствующими Евангелию. Так, например, рассуждают протестанты и потому отказываются от почитания Пречистой Девы. Как же объясняется это на первый взгляд значительное различие?

В отношении сдержанных сыновних чувств ответ находится в самом Евангелии. Господь ни в коей мере не пренебрегал Своею Матерью и родственниками по плоти, для подобных мыслей нет никаких оснований в Священном Писании (ср.: Мф. 15, 4), однако Он учил, что любовь к Богу должна быть превыше любви земной, в том числе и любви к родителям (Мф. 10, 37). То есть жизнь человека должна соответствовать изначально установленной Богом иерархии любви, на высшей ступени которой должна быть любовь к Нему, а потом уже следует любовь к родителям, родственникам, ближним, врагам и т. д. Господь наш Иисус Христос учил этому не только словом, но и делом. Например, когда Он, окруженный слушавшим Его народом, узнал, что Его Мать и братья стоят вне дома и желают говорить с Ним (Мф. 12, 46–50), Он не приказал всем расступиться, чтобы для Своих родственников по плоти предоставить особое место рядом с Собой. Нет. Господь и этот случай использовал, чтобы для всех слушающих раскрыть еще одну нравственную истину: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 50). В этих словах выражен важный духовный принцип: родство в Боге важнее и сильнее родства кровного, на которое так уповали иудеи. Родство людей, обретаемое через любовь к Богу, делает всех братьями и сестрами в значительно большей степени, чем родство плотское. И если те, кто собрались и слушали Господа, живут по воле Божией, то они уже стали для Христа самыми ближайшими родственниками.

Конечно, Божия Матерь была не только Матерью Его по плоти, но и духовно близкой и родной Ему в Боге, поэтому Своими словами Он нисколько не исключает Ее из числа родственников и не обижает Ее. Он и Она знают о своем истинном родстве и по плоти, и по Духу, поэтому нет необходимости для внешних доказательств. Слова Спасителя обращены в назидание пришедшим иудеям, для которых родство по плоти с патриархом Авраамом и особенно с царем Давидом было высшей ценностью и залогом, как они считали, спасения. От этих иллюзий и избавляет их Господь.

И так на протяжении всего евангельского повествования нет ни одного места, где бы Господь Свое плотское родство предпочел духовному, поэтому в Евангелии нет сентиментальных диалогов между Божией Матерью и Ее Божественным Сыном. Подобные разговоры возможны лишь между теми людьми, у которых, при плотской привязанности, недостает духовной близости. В таком случае недостаток взаимопонимания восполняется нежными словами, если же есть духовное единство, то слова уже малозначимы.

В отношении редкого упоминания в Евангелии о Божией Матери можно сказать, что характер Пречистой Девы и прежде всего Ее глубочайшее смирение не могли быть более ярко выражены, чем это сделано в Евангелии. Смирение всегда скрывается от людских взоров, от человеческой славы и все свои достоинства считает чужими. В Евангелии смиренное поведение Божией Матери и Ее смиренные слова изображены так, что едва ли это можно было бы сделать лучше. Ибо не только содержание описаний некоторых моментов Ее земной жизни, но и сама краткость этих описаний свидетельствуют о том, насколько тщательно Она скрывала Свою добродетельную жизнь от людского взора, даже от ближайших учеников Христовых. Через это поведение открывается нам Ее смирение, насколько оно было глубоким, искренним, нелицемерным.

В отличие от слов Священного Писания церковные песнопения и Слова святых Отцов не столько пересказывают жизненные события Преблагословенной Девы, сколько раскрывают Ее личное духовное богатство, величие Ее святости. Для этого всех человеческих слов оказывается мало, поэтому церковных Богородичных песнопений и хвалебных слов создано великое множество, но не одно из них не может в полноте воспеть и возвеличить Богородицу Марию. В Евангелии в лице Божией Матери показано, как духовное сокровище добродетелей нужно собирать и хранить, а в церковном Предании раскрыта духовная ценность этого сокровища. Тот, кто воспринимает Евангелие как неотъемлемую часть Предания Православной Церкви, тот чувствует и видит духовным взором единство и целостность Священных текстов, Священных песнопений и Священных слов о Божией Матери.

В наши дни чтение святоотеческих Слов о Пресвятой Богородице имеет особую нравственную ценность. Ибо в современном мире, наполненном самомнением и гордостью, человек постепенно утрачивает способность различать и замечать добродетельную жизнь, но среди всех добродетелей именно смирение оказывается самым незаметным, не только в силу своего духовного свойства, но прежде всего из-за всеобщего самодовольства и самообольщения. Такие добродетели, как милосердие, молитва, пост, воздержание и др., еще в какой-то степени заметны, но не смирение. Слова святых Отцов способны не только засвидетельствовать нам о нашей духовной слепоте, но и очистить наши ум и сердце и помочь нам увидеть величие и святость Божией Матери и прежде всего самое ценное – Ее смирение. А увидев, и прославить, в пределах нашей немощи, и тем самым положить основание для своего собственного добродетельного делания.

В основу предлагаемой вам книги положено два дореволюционных издания о Божией Матери. Первая работа называется «Величие Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии» 3. В ней, во-первых, тщательно собраны и истолкованы, в соответствии со Священным Преданием Православной Церкви, ветхозаветные прообразы и пророчества о Божией Матери. Частично эти пророчества читаются во время Богородичных праздников, указание на ветхозаветные прообразы мы часто слышим в церковных песнопениях, но духовный смысл их известен далеко не всем. В отдельном виде некоторые из ветхозаветных прообразов и пророчеств хорошо известны, но в данной книге они представлены в достаточно полном виде, с толкованиями святых Отцов, и, что особенно ценно, в соотнесении с литургическими текстами Православной Церкви. Во-вторых, в этой книге подробно дается жизнеописание Божией Матери в соответствии с церковным Преданием, с комментариями святых Отцов и в соотнесении с богослужебными церковными песнопениями. В-третьих, здесь приводятся замечательные похвальные Слова Пресвятой Богородице, произнесенные святыми Отцами и видными церковными иерархами. Важным является и содержание их речи, и засвидетельствованная в словах их вера, благоговение и молитвенный опыт, оказывающие сильное внутреннее воздействие на душу верующего читателя. При их чтении сразу ощущается духовная дистанция, разделяющая нас с учителями Церкви. Ибо они видели и ведали о славе Богородицы многое, а мы, по большей части нет, поэтому и пытаемся заимствовать у них ум и слово, чтобы приблизиться к непознанному. Этот раздел мы дополнили замечательной Похвальной песнью Божией Матери преп. Ефрема Сирина 4 и соединили данный раздел с содержанием другой, переиздаваемой нами книги – «Избранные Слова святых Отцов в честь и славу Пресвятой Богородицы» 5. Все похвальные Слова мы объединили и, расположив в хронологическом порядке, поместили в специальном разделе. Слова святых Отцов из вышеуказанной второй книги, посвященные конкретным Богородичным праздникам, мы расположили в последнем разделе, в соответствии с важнейшими этапами Ее жизни: Рождество – Введение во Храм – Благовещение – Успение, присоединив к ним Слова на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот раздел дополнен нами двумя замечательными проповедями свт. Григория Паламы на праздник Введения во Храм 6 и Благовещения 7 Пресвятой Богородицы, в каждой из которых раскрываются глубочайшие вероучительные истины нашего Спасения. Также мы ввели в этот раздел проповедь свт. Филарета Московского на праздник Успения 8, как один из примеров преемственности святоотеческого богомыслия в Русской Православной Церкви. Надеемся, что святоотеческие поучения благодатно отзовутся в наших душах и, по милости Божией, благоговейное отношение святых Отцов к Пречистой Деве Богородице передастся и нам 9.

Иерей Вадим Леонов

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор, и человеческий род. Освященный Храме, и Раю словесный, девственная Похвало, из Нея же Бог воплотися, и младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя престол сотвори, и чрево пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: слава Тебе.

Размышлять о Пресвятой и Преблагословенной Деве Марии, славить Ее, обращаться к Ней в бедах и напастях, с прошением помощи и заступления составляет священную и отрадную обязанность каждого истинного христианина. Ибо на ком еще чаще должна останавливаться мысль того, кто дорожит своим вечным спасением, как не на Господе Иисусе, искупившем нас Своею Честною Кровию, и на Пречистой Деве Марии, от Которой воспринял естество человеческое обоживший нас Бог? Кого после Господа достойно славить, как не Преблагословенную Богоотроковицу, Которая в земной жизни разделяла с Ним Его крестный путь и явила в Себе образец всех добродетелей; еще на земле прославлена Богом, удостоившись быть Его Материю, и теперь разделяет на небесах славу Сына Своего. Царица неба и земли, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, с высоты Своея славы приникает к молитвам нас, грешных; предваряет даже молитвы Своими дарами, хранит нас Своим покровом, ходатайствует за нас пред Царем Небесным и свыше низводит на землю токи благодати, обнаруживающейся то в видимых чудотворениях, то в невидимом врачевании скорбей душевных и язв греховных. И как ясна, как открыта для убеждения всех помощь Царицы Небесной! Посмотрите только на наше отечество, в каком месте обширных его пределов не найдете вы иконы Пресвятой Богородицы или дома молитвенного, посвященного Ее имени? И сии памятники благоговения к Заступнице рода христианского не соединены ли повсюду с воспоминаниями об особенных явленных Ею благодеяниях? Третья часть святых обителей в нашем отечестве посвящена Ее имени. Две наших Лавры 10, издревле знаменитые благочестием и великолепием, под Ее особым святым покровом находятся. Много крестных ходов в сердце России – Москве, и некоторые из них учреждены в память особенных благодеяний, оказанных Божиею Материю,– таких благодеяний, в которых Она являлась Спасительницею целого отечества. От судьбы целого Государства обратимся каждый к самому себе: не испытывал ли каждый из нас особой помощи от Владычицы мира? Как после сего не славить Пресвятой Богородицы! Как не обращаться к Ней с молитвою!

С самых первых времен христианства Пресвятая Богородица была предметом почтения и благоговения всех правоверующих христиан. Ее слава началась с того времени, когда Ей возвещено было, что Она зачнет и родит Спасителя. Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословена Ты в женах (Лк. 1, 28), так приветствовал Ее Ангел, возвещая непостижимую тайну воплощения Сына Божия. Такое же приветствие получила Она и от Елисаветы, когда Дух Святый открыл сей благочестивой жене в деве Марии Матерь Божию. И Сама Святая Владычица, выслушав приветствие Елисаветы и провидя Духом будущую славу Свою, сказала: Се отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 48). Те даже души, которые еще не знали Божественного величия Сына Ее, Господа Иисуса, но только услаждались глаголами Его, говорили: Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк. 11, 27). Что же сказать о тех, которые знали, что Иисус есть Бог и Спаситель человеков. С каким чувством благоговения должны были они смотреть на Святую Деву, как должны были прославлять Ее! Благоговейное почитание Преблагословенной Девы во всей Церкви Христианской выражалось и выражается в многочисленных празднествах, которыми сопровождает Церковь воспоминание различных событий Ее жизни. Она празднует Зачатие Пресвятой Девы, Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение. Знаменитые учители Церкви говорили множество Слов в честь Пресвятой Девы; слагали акафисты, каноны, хвалебные песни к Ее прославлению. И сии песни, составленные в честь Богородицы, суть самые трогательные и умилительные. Надобно иметь ожесточенное или слишком рассеянное сердце, чтобы не умилиться при слушании тропарей: «К Богородице прилежно ныне притецем» 11 и проч., или «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго» и проч. 12, или молебных канонов: «Многими содержимь напастьми» 13 и других. Посему жалки те общества, которые слывут Христианскими, а между тем не воздают надлежащего почтения Пресвятой Деве. Этот самый недостаток истинного почитания Пресвятой Богородицы служит признаком их уклонения от истины. Замечательно, что чем более кто-либо возвышается в духовной христианской жизни, тем более усиливается в нем благоговение к Божией Матери.

При таком всеобщем благоговении христиан к Пресвятой Деве для всякого, конечно, утешительно и назидательно было бы подробнее знать жизнь Ее, знать, как Она приготовлялась быть храмом Божиим, вместилищем невместимого Слова, и как Она созревала до высокой славы быть Царицею неба и земли. «Для Матери Божией, конечно, не нужны похвалы наши; но мы имеем нужду в Ея славе. В самом деле, как прославлять то, что уже прославлено? Как сделать источник света еще светлее?» 14

Священное Писание очень немного передает известий о жизни Богоматери. Но там, где молчит Священное Писание, к нашему счастию, являются принятые и утвержденные Православною Церковью предания, в которых сообщаются нам многие драгоценные сведения о лице столь важном для всякого человечества. В самом деле, можем ли думать, чтобы верующие в Господа не постарались собрать и сохранить достоверных сказаний о Его Пречистой Матери? Святая Православная Церковь наша сии предания о жизни Пресвятой Матери Господа нашего сохраняет и уважает, как священное сокровище, потому что все они носят в себе печать времен Апостольских и совершенно согласны со словом Божиим.

Для собственного назидания постараемся собрать сии черты, чтобы составить, таким образом, хотя краткое обозрение жизни Пресвятой Девы.

Но прежде, нежели приступим к изложению событий жизни Богоматери, представим, согласно с учением Православной Церкви, пророчества и преобразования, бывшие о Ней в Ветхом Завете.

* * *

1

Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 12. М., 1992. С. 91.

2

Григорий Богослов, свт. Послание к пресвитеру Кледонию первое. Собрание творений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 2. С. 9.

3

Печатается с изд.: Величие Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. С присовокуплением свидетельств Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. 2-е. М., 1900.

4

Печатается с изд.: Святой Ефрем Сирин. Творения. М., 1995. Т. 5. С.163–167.

5

Печатается с изд.: Избранные слова святых Отцов в честь и славу Пресвятой Богородицы. М., 1885.

6

Печатается с изд.: Григории Палама, св. Беседы. Гомилия 52 на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы... М., 1993. Ч. 3. С. 75–83.

7

Печатается с изд.: Григорий Палама, св. Беседы. Гомилия 14 на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы... М., 1993. Ч. 1. С. 137–144.

8

Печатается с изд.: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Творения. М., 1994. С. 157–163.

9

Для тех, кто желает подробнее узнать догматическое учение Православной Церкви о Божией Матери, рекомендуем книгу «Всесвятая», где собраны работы многих известных православных богословов. См.: Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сборник работ. М., 2001.

10

Киево-Печерская и Троице-Сергиева.

11

Канон молебный Пресвятой Богородице.

12

Тропарь Казанской иконе Пресвятой Богородицы.

13

Канон Пресвятой Богородице, песнь 1-я.

14

Св. Иоанна Дамаскина Слово на Успение Пресвятой Богородицы.

Комментарии для сайта Cackle