священник Игорь Ефимов

Источник

Глава I. Краткий исторический очерк секты свидетелей Иеговы

Раздел I. Ч. Рассел: «пророк», «новатор» или последователь

1. Исторические предпосылки возникновения иеговизма

«Если пророк скажет именем Господа, но слово не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей – не бойся его». (Втор. 18:22)

Всякое еретическое учение, принимая часть христианской истины за целое, тем далее уходит от полноты истины, чем больше паразитирует на части этой истины. Так, многих сектантов Америки и Европы в XVIII-XIX вв. весьма сильно будоражил вопрос о сроке Второго Пришествия. Эпоха Реформации, «модернизировавшая» ряд догматических положений христианства, в итоге породила немало сектантских деноминаций. Но, как это с неизбежностью бывает с лжеучениями, ложь способна породить только ложь. Только что громко кричавшие об обретении ими истины, соблазнив малодушных, сами нередко вскоре отказывались от недавних своих убеждений, бросаясь в самочинные поиски и все больше удаляясь от обретений истинной Церкви, которая воспаленному сознанию еретиков всегда мнилась великим заблуждением. 

Перенос центра жизни христианина из области сотериологии (учение о спасении) в область эсхатологии (учение о конце мира) есть признак религиозного недуга души. Недуг этот одолел многочисленных сектантов Европы XVIII-XIX вв. Начиная с 20-х годов XVIII в. набирают силу секты, члены которой были одержимы стремлением объявить человечеству о точном времени Второго Пришествия Христова. 

Землетрясение 1775 г. в Лиссабоне, унесшее множество жизней, явилось первым многозначительным симптомом приближения «скорби тех дней» и было воспринято современниками как важный эсхатологический знак наступления «дня Господня» 1. В 1780 г. многие ученые наблюдали затмение Солнца. Все эти природные явления были истолкованы жаждущими узнать сроки Второго Пришествия как «исполнение пророчеств» Откровения святого Иоанна. Более того, в сектантских кругах стали ходить слухи, что римский первосвященник – не кто иной, как Антихрист. В 1809 г. Наполеон Бонапарт, вследствие своих военных успехов в Италии, лишил папу Римского прав на светское господство. Впоследствии сектантами от эсхатологии это событие будет представлено как знамение последних времен. Среди многих проповедников приближающегося конца света особое внимание вскоре обратил на себя Иосиф Вольф (1795–1862). Он долгие годы проповедовал свои идеи среди европейцев, а с 1821 г. начинает миссионерствовать в Египте, Палестине, Персии, Грузии, заявляя о наступлении Пришествия Христа в 1847 г. С 1833 по 1835 г. он проповедует в Америке. 

Примерно в то же время англичанин Вильям Каниньем (1776–1846) с аналогичными проповедями объехал весь мир. Им было написано более двадцати работ, полных пророчеств, библейской хронологии и эсхатологии. 

В начале XIX в. возникает Общество распространения христианства среди евреев со штаб-квартирой в Лондоне. Общество распространяло среди евреев идеи о скором Пришествии Спасителя и необходимости их обращения в христианство в связи с грядущими событиями. 

В 1819 г. Генри Драймонд и Роберт Хелден учредили Континентальное общество для распространения религиозного знания, а спустя семь лет в Лондоне появилось Общество исследования пророчеств. Эсхатологическими исканиями занималось также созданное в 1835 г. Протестантское общество. Ярко выраженной эсхатологической направленностью ознаменовалась созванная в 1825 г. первая Межконфессиональная конференция. В одной только Англии в XIX в. было издано около 150 наименований книг 2, посвященных вопросам эсхатологии. В ряде стран выходят журналы, посвященные этой проблематике с нарочито громкими названиями: «Знаки времен», «Клич Севера», «Вестник Пришествия», «Библейский наблюдатель», «Голос правды» и др. 

Все они называли разные сроки скорого Второго Пришествия. Однако наиболее болезненным для новоявленных эсхатологов явился крах пророчества о конце света в 1843 г., распространявшегося на Американском континенте. Возглавил это движение Вильям Миллер, писавший в 1844 г.: «В течение 12 лет я организовал 450 конференций, которые собрали около 500 тысяч человек» 3. Именно он назвал 1843 г. как дату Второго Пришествия Иисуса Христа, которая, впрочем, им же потом дважды переносилась. В период наивысшего подъема эсхатологического движения оно объединяло около 100 тысяч сочувствующих, однако после первого провала пророчества многие отошли от него. В октябре 1844 г. оно распалось на шесть самостоятельных религиозных групп, а к 1855 г. представляло уже 25 сектантских групп, вышедших из «общины» Миллера. В некоторых из них проповедывалось учение о том, что Христос все-таки пришел в 1843 г., но незримо, будучи духовным существом, другие учили, что он тайно взошел в Свое небесное святилище. 

После сокрушительного эсхатологического кризиса 1843 г. адвентисты разных направлений более не называли конкретных сроков Второго Пришествия, лишь отмечая, что оно близко.

2. Корень лжи

Вторая половина XIX столетия в истории религиозных деноминаций США была отмечена всплеском интереса к новым формам библейских откровений. Это явление принято называть «движением святых», в нем надеялись отыскать утраченную веру Апостолов многочисленные приверженцы протестантизма. Несхожими путями шли в своих исканиях различные религиозные течения и группы. Одни экспериментировали в эмоционально-психической сфере, целиком предаваясь мистическим переживаниям и экстатическим «вдохновениям», спеша выдать свои субъективные ощущения за действие Святого Духа. Другие шли «от головы», рассудочно акцентируя внимание на той или иной библейской истине, в надежде высветить или открыть миру очередной новый путь спасения. 

Однако во все времена отступники, изменив однажды единству Святой Церкви, с неизбежностью ввергали себя в пучину погибельного самоводства, лишая себя водительства Святого Духа. США могут по праву считаться родиной иеговизма, как, впрочем, и многих других ересей. Пик интереса к эсхатологии – учению о конце мира – в США пришелся на 50–60-е годы прошлого века. Одну из таких религиозных групп, сосредоточивших внимание на поисках в Библии указаний о времени Второго Пришествия Христа, возглавил Чарльз Рассел (1852–1916). Провозгласив девиз: «Реформация продолжается», – он стал впоследствии идейным вдохновителем религиозного движения, известного сегодня как свидетели Иеговы. 

Основоположник иеговизма – Чарльз Рассел родился в городе Питтсбурге (шт.Пенсильвания, США), в семье владельца магазина верхней одежды. Родители его были пресвитериане шот-ландского происхождения 4. До семнадцати лет Рассел ревностно исповедовал это учение, но вскоре под влиянием адвентистов 5 целиком погрузился в поиски ответа на волновавший его вопрос: когда же придет на землю Спаситель? 

Как это часто бывает, Рассел не создал нечто оригинальное, а лишь видоизменил уже существующее. Сам Рассел придерживался учения Джонеса Венделля, которое было популярно среди верующих, обративших на Библию свои взыскующие взоры в поисках «последних времен» – Второго Пришествия Христа и кончины века. Венделлиты, не соглашаясь с уже объявленными сроками, предложили свой – 1874 г. Но затем они «духовно переосмыслили» и эту дату. Все это происходило после провала ряда пророчеств адвентиста Вильяма Миллера, объявившего сперва сроком Второго Пришествия 1843 г., а затем 1844 г. Когда и это пророчество не сбылось, то его последователями была выдвинута новая дата – 1874 г. Она была получена путем арифметического прибавления к 1844 г. еще 30 лет. Исходили из того, что Спаситель вышел на общественное служение в возрасте 30 лет, поэтому и Второе Пришествие должно состояться через 30 лет после Его Пришествия в небесный храм. 

В 1872 г. Рассел вместе со своими друзьями создал кружок по изучению Библии, а спустя два года появилась его книга «Для чего и каким способом придет к нам Господь Иисус Христос?» Он утверждал, что Мессия явится в мир в 1874 г. 

Когда время назначенного Пришествия Христа (1874 г.) миновало, перед сподвижниками Рассела вновь встал вопрос: когда же наступит Второе Пришествие? Рассел искал ответ на вопрос практически везде… кроме Библии. Его заинтересовали материалы, опубликованные Н.Барбоуром (руководитель нью-йоркских адвентистов) в одном из журналов. Рассел встретился с автором статьи в середине 1876 г. Именно Барбоур доказал Расселу, что греческое слово «parousia» можно перевести словом «присутствие» и «пришествие» и что Христос невидимо присутствует с 1874 г.

Встреча Ч.Рассела с Н.Барбоуром, также разделявшим эсхатологическую концепцию Д.Венделля, в итоге объединила их группы в единую общину. Н.Барбоур с единомышленниками, ранее примыкавший к адвентистам, впоследствии отошел от прежних взглядов, полагая, что Второе Пришествие должно быть духовным и невидимым 6. На момент встречи Рассела и Барбоура последний ре-дактировал журнал «Вестник утра», выходивший в Рочестере. В 1877 г. они издают книгу «Три мира, или Пути искупления», где утверждалось, что с 1874 г. положено начало Второму Пришествию Христа, т.е. начался сорокалетний период жатвы. Здесь же приводились доводы, согласно которым в 1914 г. истекут времена язычников 7. Бескомпромиссный, напряженный поиск новых, все более точных, как им казалось, богословских формулировок в 1878 г. развел Барбоура и Рассела, ибо последний утверждал, что благодатные дары смерти Христовой распространяются не только на Адама (смерть за Адама), но и на все человечество 8

Вскоре (1879 г.) вместе с единомышленниками, ближайшими из которых был Д.Пит, Рассел приступает к изданию журнала «Башня стражи Сиона и возвеститель присутствия Христа» 9. Впоследствии название не раз менялось: «Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа», а затем – «Башня стражи» и, наконец, с 1966 г. и по настоящее время журнал называется «Сторожевая башня» 10

Но и Пит вскоре отходит от Рассела, который становится владельцем журнала и возглавляет возникшее ранее религиозное движение 11. Рассел объявляет о своем расхождении с вероучениями протестантских церквей, которые он обвиняет в измене принципам Реформации. Во всех выступлениях и статьях он стремится доказать, что со своими последователями он остался единственным преемником традиций раннего христианства. 

Схожие тенденции обнаруживают себя и в других религиозных движениях, где господствует духовный авторитаризм вождей – культ самопочитания и самопреклонения. Сам Ч.Рассел объявил себя ни мало ни много, как седьмым посланцем Бога, о котором сказано в Библии, что он носит «прибор писца» (Иез. 9:2). Согласно его периодизации первыми шестью посланцами были апостолы: Павел, Иоанн, далее шли Арий, Вальд, Уиклиф, Лютер, седьмой, завершающий раскрытие библейских истин, – Рассел, о чем он недвусмысленно говорит в седьмом томе своего труда «Исследование Священного Писания»12. «Шесть томов моей книги «Исследование Писаний», – пишет он, – это по существу Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами (их там совсем немного. – И.Е.). Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия. Люди не способны понять намерения Бога без моей книги. Даже если человек штудировал «Исследование Писаний» 10 лет и научился понимать Библию должным образом, но отложит мою книгу и станет читать только Библию, то, как показывает опыт, спустя два года он снова окажется в полной темноте. Но ему будет достаточно читать только «Исследования Писаний» и ссылки, содержащиеся в них. Так, даже не открывая Библии, мой читатель пребудет в свете, ибо ему откроется свет Писания»13

Не обремененный христианским смирением, Рассел ставил себя превыше пророков и Апостолов. «Это не значит, – писал он, – что пророки и Апостолы могли лучше нас понимать судьбы и план Бога, они просто служили Богу орудием для сообщения нам и всей церкви (имеется в виду церковь конца XIX в. – И.Е.) истин относительно плана Бога»14

В 1882 г. Ч.Рассел продает принадлежавший ему магазин (он был последний сын в семье) и основывает собственную фирму, которая осуществляла посреднические контакты частных фирм с государственными учреждениями, а также специализировалась на издании религиозной литературы. Полученные средства шли на миссионерскую деятельность, печатание книг и брошюр, в коих все религии и политические организации объявлялись сатанинскими. В них Рассел объяснял, как посредством политики, коммерции и религии сатана удерживает мир в своих оковах. Столь непримиримо резкие суждения вызвали в правящих кругах США бурю негодования, и в результате учение Рассела более чем на десять лет было объявлено вне закона, чему способствовали скандальные судебные процессы, которые периодически возбуждались властями против иеговистов15

Пытаясь вывести из-под удара своих единомышленников, Ч.Рассел неоднократно менял название своей организации, то называя ее Сторожевая башня и Трактатное общество, то – Ассоциация народной трибуны. 

Лишь в 1884 г. иеговисты добились права на свободу деятельности, после чего окончательно определили себя как Международное общество исследователей Библии и заметно активизировали миссионерскую работу. Тогда же Общество купило здание в г. Аледене (шт.Пенсильвания), где на протяжении 20 лет располагалась штаб-квартира иеговистов. В 1909 г. правящая корпорация иего-вистов приобрела участок земли в Бруклине – пригороде Нью-Йорка, где она размещается и по сей день. 

В 1886 г. Рассел издает «Божественный план веков» – первую книгу семитомного труда под общим названием «Исследования Писаний»[a], где он обстоятельно изложил вероучение «исследователей Библии». Вскоре увидели свет второй и третий тома – «Время приблизилось» (1889 г.) и «Да придет царствие Твое» (1891 г.). «День мести», четвертый том, вышел в 1897 г. и позже был переименован в «Битву Армагеддон». Затем появились: «Новое творение» (1899 г.) и «Спасение» (1904 г.). Последний, седьмой, том – «Завершенная тайна» был издан в 1917 г. уже после смерти Ч.Рассела на основании его подготовительных материалов16

Этим богословское наследие Рассела не ограничивается. Им написаны работы «Пища для христиан, которые мыслят», «Старая теология», «Фотодрама творения» и др. В них автор неустанно напоминал читателю, что лучше оставить Библию непрочитанной, нежели обойти вниманием его толкования на эту книгу17. Чтобы разобраться в сумятице теологических воззрений Рассела, надо действительно прочитать все его книги, однако вкратце суть их состоит в следующем. «Начало конца» этого мира ведет отсчет с 1799 г. (дата, как мы упоминали, заимствована у адвентистов), а конец его намечался на 1914 г.18. Отсчет конца мира связывался с конкретным историческим событием. В 1799 г. Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот и пришел к власти. В 1809 г. он лишил папу Пия IX светского господства и присоединил папские земли к Франции19. Таким образом, завершилось светское господство папства, и начиналось время конца этой злой системы мироустройства. 

В третьем томе «Исследования Писаний», развивая свои богословские спекуляции, Рассел писал: «Мы представляем библейские свидетельства, которые показывают, что от сотворения Адама до 1872 г. прошло 6000 лет и с этого времени мы уже вошли в седьмую тысячу, т.е. тысячелетие Христа»20. Здесь с присущей ему напористостью, равно как и бездоказательностью, он заявляет, что Второе Пришествие Христово состоялось в октябре 1874 г. С этого времени в полной гармонии с раскрывшимся планом Божиим ведется подготовительная кампания к битве великого дня, в которой будут уничтожены все неверные21

Далее разъяснялось, что в 1878 г. Христос незримо пришел в свой духовный храм Земли, расположенный на небе, и воскресил всех умерших праведников, из 144 тысяч, причисленных к «небесному классу». «Считаем установленной истиной факт, – писал Рассел, – что окончательно конец царств этого мира и установление царства Божиего (тысячелетнего царства. – И.Е.) на их развалинах совершится около 1915 г.»22. «Начнется это царство с воскресения святых Ветхого Завета, начиная с Иоанна Крестителя до Авеля… Они удостоились быть земными министрами»23

С 1909 по 1914 г. пророчества Рассела были растиражированы в более чем трех тысячах различных газет и журналов24. Этот период отмечен повышенной активной миссионерской деятельностью Рассела, посетившего многие страны. Многочисленные издания исследователей Писания тех лет помещают сообщения о триумфальных поездках Рассела, «пленившего» весь мир. Впрочем, и в этой шумной пропагандистской кампании не обходилось без надувательства. «Во многих городах, о которых шла речь (в бруклинских изданиях иеговистов. – И.Е.) никто никаких проповедей Рассела не слышал»25. Так, в 1912 г. из США был сделан запрос в город Гонолулу на Гавайских островах с целью получить запись широко разрекламированного выступления пастора. На что был получен ответ: «На ваш запрос о пасторе Расселе, в течение нескольких часов находившегося в Гонолулу с библейским студенческим комитетом по изучению зарубежных миссий, сообщаем, что ни с какими речами он не выступал»26. Ответ стал достоянием печати и сильно подорвал авторитет на Американском континенте неугомонного эсхатолога-иеговиста. Точно так же проповеди в Китае, Японии на поверку оказались не более чем броским рекламным трюком27

Не забывали расселиты и о хлебе насущном. В 1913 г. Международное трактатное общество активно занялось рекламированием семян пшеницы (по цене 1 доллар за фунт)28, обещая, что чудо-пшеница гарантированно дает урожай в пять раз больше, чем обычная29. За карикатуру, которую журнал «Eagle» поместил на Рассела с его чудо-пшеницей, он подал на издателей в суд, но дело проиграл – пшеница на поверку оказалась недоброкачественной. В свете этих разоблачений особую остроту получили публичные обвинения американского баптистского пастора Джона Росса Гамильтона в адрес Ч.Рассела, раскрывающие губительность учения, измышленного человеком, который не был ни ученым, ни богословом30. Рассел предъявил иск пастору за клевету и заявил, что имеет высшее схоластическое образование, что является специалистом в историческом и догматическом богословии, свободно читает на древнегреческом и иврите и т.д. При этом на суде Рассел поклялся всемогущим Богом говорить правду и только правду. Но когда он не смог назвать показанные ему буквы греческого алфавита, стало ясно, что Рассел в очередной раз крупно оскандалился31. Оказалось, что все его образование ограничилось семью годами школы, которую он бросил в четырнадцать лет. Выяснилось, что Рассел лгал, когда заявлял, что был рукоположен во священники. Поэтому, если читателю доведется встретиться с современными весьма респектабельными господами из секты свидетелей Иеговы, вспомните, что это воистину губительное учение изначально основано на лжи. 

Несмотря на бурную деятельность практически на всех континентах, Общество Сторожевой башни к 1914 г. насчитывало всего лишь 5100 активных проповедников. 

Мы уже упоминали о некоторых скандальных процессах, сотрясавших Общество. Стоит сказать и еще об одном. В 1897 г. супруга Ч.Рассела, ранее объявлявшая себя его идейной последовательницей, порвала с мужем всякие отношения, обвинив его в многократных супружеских изменах с другими последовательницами Общества. На этот раз обошлось без бракоразводного процесса – Рассел пообещал бывшей жене солидную пожизненную финансовую компенсацию. Скандальное дело удалось замять. Однако вскоре у бывших супругов возникли взаимные финансовые претензии. Главный иеговист отказал жене в материальной помощи, за что М.Рассел подала иск в суд для раздела имущества, где основным мотивом к разводу фигурировала неверность супруга, подтвержденная многочисленными свидетельствами. Суд признал Рассела виновным и удовлетворил иск бывшей жены. Положение Рассела осложнилось еще и тем, что по совету друзей он успел до вынесения судебного решения пожертвовать им же возглавляемому Обществу немалую часть его спорной собственности и таким образом лишил супругу немалой части доли имущества. 

Но вот наступил долгожданный для свидетелей Иеговы 1914 г., а с ним и первая мировая война. Иеговисты от имени Международного трактатного общества торжественно объявили, что эта война перерастет в Армагеддон.

Раздел II. Новые сроки и «старые разочарования»

1. Армагеддон отменяется

В 1916 г. Чарльз Рассел умирает, так и не дождавшись Армагеддона и установления тысячелетнего царства. Иеговистов Америки возглавил Джозеф Рутерфорт (1869–1942), примкнувший к секте в 1906 г. и тогда же ставший близким другом и юридическим советником Рассела. Именно Рутерфорту доверил Рассел защищать свои интересы на бракоразводном процессе32

Весьма непросто было второму президенту Общества убедительно обосновать новую систему богословских взглядов иеговистов, принятую после окончания первой мировой войны. Несбывшиеся чаяния верующих иеговистов, страстно ждавших начала тысячелетнего царства в 1914 г., побудили многих из них оставить Общество. Одни переходили в другие религиозные деноминации, иные просто становились теплохладными верующими, третьи начали создавать собственные «общества» иеговистов, попутно обвиняя Рутерфорта в неверном толковании учения Рассела. В 1918 г. Рутерфорт изгоняет из правящей корпорации Общества Пола Джонсона за то, что тот продолжает проповедовать об окончательном определении и воскресении к духовной жизни к 1914 г. праведников, причисленных к «небесному классу», общим числом – 144 тысячи. При этом Джонсон ссылался на Рассела. Согласно учению, обновленному Рутерфортом, собирание «тела Христова» еще не закончилось и многие из живущих имеют шанс попасть в заветный «класс». Что касается пророчества Рассела относительно 1914 г., то здесь был налицо полный подлог. Так, вскоре после 1914 г. в новом издании второго тома трудов Ч.Рассела слова «избавление святых должно произойти за некоторое время до наступления 1914 г.» были изменены следующим образом: «избавление святых должно произойти вскоре после 1914 г.»33

Пытаясь как-то оправдать Чарльза Рассела, Рутерфорт утверждал, что его предшественник был неверно понят, ибо предсказывал символический Армагеддон – первую мировую войну 1914 г.34 Согласно его объяснениям, в 1914 г. Христос занял небесный престол и сбросил сатану на землю. Тот развязал первую мировую войну, а Иегова только приостановил эту войну в 1918 г., чтобы подготовить людей к Армагеддону. Тем не менее многие верующие, ощущая себя глубоко обманутыми, с негодованием восприняли попытки руководителей секты найти оправдание провалу пророчеств Рассела. Положение осложнялось еще и тем, что лидеры Общества выступали в печати с резкими антивоенными (согласно другим данным – антиправительственными) заявлениями, за что некоторые из них, включая Рутерфорта, были приговорены к нескольким месяцам тюремного заключения. Вскоре из-за религиозных и политических расхождений в Обществе произошел раскол. Образовались три независимых от Бруклинского центра направления иеговистов. Одно из них взяло себе название Епифания (с польского – пришествие, явление); другое – Комитет, именуемый ныне Обществом исследования Священного Писания, а третье известно как Общество свободных исследователей Священного Писания. 

Стремясь убедить единоверцев, что идет естественный процесс очищения исследователей Библии от впавших в ересь, Рутерфорт в 1919 г. издал брошюру «Вавилон пал», из коей следовало, что все религии, в том числе и христианство, есть выдумка сатаны35

Даже кратковременное тюремное заключение нескольких иеговистов было объявлено пророчески предсказанным в библейских книгах пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова, а их освобождение из-под стражи Рутерфорт уподобил освобождению иудеев из вавилонского плена. 

 Едва только было объявлено в 1919 г. о создании Международной лиги наций, как иеговисты поспешили объявить36, что таким образом «сбылось» пророчество Даниила, возвестившего о грядущей «мерзости запустения» (Дан. 9:27).

2. Новые сроки начала тысячелетнего царства

Не желая оставить своих последователей без упования на скорую погибель «злой цивилизации» и торжества на ее месте царства справедливости, Рутерфорт в книге «Миллионы из живущих теперь никогда не умрут» писал, что отныне адептам иеговизма предлагается согласиться с тем, что закончился период сорокалетнего присутствия Христа на небе, Пришествие Которого состоялось в 1874 г. Таким образом, 1914 г. трактовался как время окончательного Пришествия Христова, и полная его победа над диаволом, и конец времен язычников. 

Сам Ч.Рассел называл «временем язычников» период, который для всех неверующих мог быть спасительным, т.е. время до Армагеддона, в течение которого будут уничтожены все неверные. 

«Возможно, – писал Рутерфорт, – что все светские системы и устроения падут в 1921 г. Мы, несомненно, можем ожидать, что 1925 г. будет отмечен возвращением Авраама, Исаака, Иакова и других преданных Богу пророков старого времени к совершенному человеческому состоянию». 

Согласно Божественному предсказанию, они будут воскрешены как видимые законные представители приближающегося нового строя на земле. «1 октября 1925 г. мы можем ожидать воскресения достойных последователей пророков старого времени и начала благословения всех племен земли, как живущих, так и мертвых»37

Надо отметить, что эта дата (1925 г.) впервые появилась только в 7-м томе Рассела, где он пишет: «Несомненно, сатана верил, что тысячелетнее царство должно быть установлено в 1915 г. … Но есть доказательства, что установление Царства в Палестине, вероятно, наступит в 1925 г.», – т.е. спустя десять лет прежде вычисленной нами даты. По всей видимости, Рассел никогда не упоминал об этой дате (1925 г.), она была внесена позднее в одну из работ, выпущенных под именем Рассела его последователями. Только много лет спустя иеговисты признали, что в их рядах царило убеждение, что в 1925 г. живущие члены «малого стада» (из числа 144000) будут восхищены для жительства на небесах. 

В мае 1925 г. в США прошел конгресс свидетелей Иеговы. Напомним, что в книге пророка Даниила есть упоминание о 1335 днях (Дан. 12:12). Рутерфорт объявил, что нет необходимости эту цифру переводить в годы, как это делал видный адвентист Вильям Миллер. И если эти дни добавить к 1922 г., когда также собирался конгресс иеговистов, то мы получим дату 1925 г. Таким немудреным способом даже такое рутинное оргмероприятие, как конгресс, по его мнению, было пророчески предсказано Библией. Однако, к вящему огорчению правоверных свидетелей Иеговы, и 1925 г. не стал временем Армагеддона. Но что там Армагеддон, если, по убеждению иеговистов, Библия содержит предсказания даже о кратковременном тюремном заключении руководителей Бруклинского центра38

Тем не менее, несмотря на все скандальные провалы с пророчествами, иеговисты не стушевались и не сошли с шумных псевдорелигиозных подмостков. В 1930 г. в курортном городке Сан-Диего (шт. Калифорния, США) на берегу Тихого океана они возвели роскошную виллу, которой долженствовало стать резиденцией библейских пророков после их воскресения. Виллу назвали Домом князей. В ожидании ветхозаветных пророков на этой вилле обосновался Д.Рутерфорт – президент Общества, где и умер от рака. 

Впоследствии ее пришлось продать, поскольку она являла собой слишком уж вызывающее напоминание о несбывшихся чаяниях иеговистов. 

В первые десятилетия после смерти Рассела свидетели Иеговы верили, что с Божией помощью им дано через призывы к покаянию преобразовать весь мир, подчинив его себе. Бруклинским идеологам грезилось огромное государство, управляемое на теократических принципах Божьими избранниками, руководителями правящей корпорации. Среди иеговистов все чаще стали раздаваться призывы, широко растиражированные в печати, о необходимости исполнения воли Бога Иеговы, которая открывается через Богодухновенных служителей Его теократического царства. Отныне, писали свидетели Иеговы, с 1-го января 1926 г. главная цель журнала «Сторожевая башня» – неустанно «представлять перед всем миром имя Бога Библии – Иеговы»39

До конгресса, состоявшегося в октябре 1931 г. (г.Колумбус, шт. Огайо, США), иеговисты весьма редко называли себя свидетелями Иеговы. Между прочим, и сам этот конгресс, по их мнению, также был предсказан еще пророком Даниилом, о чем, правда уже много лет спустя, объявил президент Общества Нейтан Норр (1905–1977). Он сослался при этом на стихи из книги пророка Даниила (8,14), где упоминается о 2300 вечерах и утрах. До него это место Священного Писания уже было истолковано адвентистом Вильямом Миллером, который посредством несложной арифметики эту цифру перевел в годы и, взяв за исходную дату 457 г. до н.э., «предсказал» срок Второго Пришествия – 1843 г. Нейтан Норр «пошел своим путем», он не стал переводить сумму дней в число лет, а просто отсчитал 2300 дней, т.е. 6 лет, 4 месяца и 20 дней от начала иеговистского конгресса в Лондоне (25 мая 1925 г.) и получил 15 октября 1931 г. С этой датой он связал якобы имевшее место в Библии пророчество о превращении Бруклинского центра иеговистов в Божественную организацию Иеговы. 

Принятие «пророчества» заметно ужесточило стиль управления иеговистскими общинами и округами. Если раньше сами общинники были вправе выбирать себе руководителей и выдвигать их впоследствии на более высокие посты, то начиная с 1931 г. на руководящие должности Центр стал назначать своих людей. 

Известно, что в ожидании скорого начала тысячелетнего царства Рассел не придавал значения созданию жесткой организационной структуры, а ограничивался в сугубо миссионерских целях изданием и распространением литературы, для чего в 1884 г. создал Общество башни стражи трактатов Библии. Адепты иеговизма добровольно объединялись в кружки и группы, формально не связанные с Обществом, если не считать контактов, которые осуществляли штатные лекторы и распространители литературы Общества. Очевидно, Ч.Рассел до конца оставался верным главенствующему организационному принципу пресвитерианства – автономии местных общин и их независимости от каких-либо церковных организаций. 

Примечательно, что и Н.Норр на библейской цифре – 2300 дней строил свои спекуляции, но в несколько ином ключе, чем Д.Рутерфорт. Третьему президенту Общества, Н.Норру, было не с руки ворошить прошлое, хотя бы как-то напоминая о деятельности своего предшественника, посему эта цифра (2300 дней) была привязана к конгрессам 1925 и 1931 гг. 

К концу двадцатых годов у многих старейшин, возглавлявших общины, возникли серьезные сомнения в нужности вероучительных нововведений, насаждавшихся Д.Рутерфортом. До 1927 г. во всех публикациях Общества пропагандировалось учение о наступлении Второго Пришествия в 1874 г., о первом воскресении в 1878 г. и других основополагающих истинах. Однако после 1927 г. (по другим данным, после 1929 г.) такие даты, как 1874 и 1878 гг., а также ряд других утверждений Ч.Рассела исчезли со страниц изданий Общества. Это вызывало среди иеговистов волну возмущения, поскольку именно тогда судья Рутерфорт позволил себе изменить или убрать вовсе 148 пунктов учения, нанеся сильную духовную травму многим верующим. Многие старейшины в конгрегациях выразили несогласие с руководством Общества. И тем не менее были изменены основные принципы организации. Общество запретило самостоятельное избрание и постановление старейшин без прямого контроля из Бруклинского центра. 

Многие руководители собраний были смещены со своих должностей, что впоследствии было определено как «очищение святилища» (Дан. 8:14). «Для этого, – писали иеговисты, – потребовалось буквально 2300 дней» от 25 мая 1925 г. по 15 октября 1931 г. («Сторожевая башня», октябрь 1959 г.). 

Библейская цифра 2300 в бурной истории организации свидетелей Иеговы оказалась воистину «пророческой». В 1971 г. журнал «Сторожевая башня» писал: «2300 дней составляют шесть лунных лет… Это время исчисляется от 1 июня 1938 г. до 8 октября 1944 г.»40 «когда организация была очищена»41

 Было тактично забыто, что с самого своего основания Общество учило, что 2300 вечеров и утр книги пророка Даниила символизируют 2300 пророческих лет, и закончились они в 1844 г., о чем свидетельствуется в 7-м томе «Исследования Священного Писания».

3. «Конец света» снова отложен

Регулярно, едва ли не каждое десятилетие, Бруклинский центр свидетелей Иеговы увлекал своих последователей мистикой очередной апокалиптической даты. После прихода в Германии к власти Гитлера главной темой деятельности «теократического центра» становятся мрачные события тех лет. Разумеется, были обнародованы новые сроки Армагеддона и вожделенного конца этой «безбожной системы». 

Вскоре в число религиозных организаций, запрещенных Гитлером, попало Общество свидетелей Иеговы. В ответ на это в октябре 1934 г. Бруклинский центр направил фюреру телеграмму, где говорилось: «Прекратите дальнейшее преследование свидетелей Иеговы, иначе Бог уничтожит Вас и вашу партию»42. Само собой разумеется, что после падения фашистской Германии эта телеграмма была истолкована как исполнение вдохновенного пророчества. Так, Джозеф Рутерфорт в книге пророка Даниила сумел якобы отыскать предсказания о всех событиях, происходивших тогда, и в виде комментариев издал свои толкования в 1942 г. Он писал: «Пусть каждый, любящий Иегову, имеет в виду, что созидание теократического правительства является в настоящее время важной и актуальной проблемой. Только такое правительство оправдает имя Иеговы. Деятельность теократии вступает в новую фазу откровений всему миру, поэтому демоны сконцентрировали сегодня свою военную силу и мощь, чтобы противопоставить себя теократии и обеспечить себе господство над миром. В этой войне, начиная с 1939 г., все демоны оказывали яростное сопротивление теократии. Поэтому окончание второй мировой войны будет совсем иным, нежели ожидает человечество, у нее один исход – Армагеддон»43. Весь мир был оповещен о скором конце света, что, впрочем, Рутерфорт делал неоднократно и в своих частных заявлениях. Например, на конгрессе в штате Миссури (США) в 1941 г. он призвал «всех присутствующих здесь детей Божиих быть послушными князьям Аврааму и Даниилу и иным пророкам, которые незадолго до Армагеддона воскреснут из мертвых». Слова своего лидера зал встретил бурными овациями44

На мировой арене, согласно немудреной схеме иеговистов, предстали в схватке в тот период предсказанные пророком Даниилом (Дан. 11:5–18) «северный царь» в лице фашистской Германии, Италии, Японии и римско-католической иерархии и «южный царь» – представитель англо-американской системы государств. 

Демонические силы, по мнению Рутерфорта, используя видимую часть своей организации – «северного» и «южного» царей, управляя ими, как марионетками, пытаются воспрепятствовать движению человечества к универсальному суверенитету и мировому господству теократии45. В эту наивно мистифицированную схему бруклинцы пытались втиснуть все экономические, военные и социально-политические коллизии мира 20–40-х годов. Под соусом мистических знамений и толкований были намешаны и нарушение финансово-монополистическими кругами Запада Версальского договора, и их тайное взращивание военно-экономической мощи гитлеровской Германии, и роль нацизма, фашизма и Ватикана в абиссинских и испанских событиях, и компания вокруг аншлюса с Австрией, планы гитлеровского блицкрига в 1940–1941 гг. в Западной Европе и многое другое46

Отрицая свою причастность к военно-политическим бурям той поры, Бруклин, тем не менее, всегда сочувствовал вполне определенным силам. В противостоянии «северного» и «южного» царей предпочтение неизменно отдавалось последнему. «Политические элементы «южного царя», – писал автор «Комментариев», – ведут себя так, как будто они не замечают коварного двоедушия Римо-Католической иерархии. Диавол так ослепил их, что они не видят козней врага, с которым необходимо сразиться самым решительным образом. А раз так, то «южный царь» просто не желает выступить в защиту теократии»47

Внешне отмежевавшись от политических акций, бруклинцы – иеговисты, тем не менее, охотно используют в своих целях те или иные политические силы, а их неафишируемая шумно цель – установление теократического мирового господства, для чего и ведется «приручение» и подчинение себе определенных политических сил, чтобы посредством их мощи управлять миром. Образно говоря, «умная голова» искала себе «сильные руки». 

В то же время социально-политические амбиции свидетелей Иеговы всегда ограничивались областью мистифицированных представлений, поскольку членам Общества запрещалось участвовать в каких-либо политических движениях и организациях. Руководящая корпорация жила ожиданием манны небесной, великого момента, когда «великие мира сего» склонят свои выи перед членами «теократического царства». 

В 1942 г. умирает президент Бруклинской корпорации Джозеф Рутерфорт. В соответствии с принципом теократического правления его место должен был занять достойный преемник, которому до конца дней его отводилась роль помазанника Божия, правящего «своим народом». Им стал упомянутый нами выше Нейтан Норр (1905–1977). С детства Н.Норр посещал американскую реформистскую церковь48 и только шестнадцатилетним юношей «обрел истину» у свидетелей Иеговы. В 18 лет он становится горячим проповедником этого движения, затем занимает пост генерального директора бруклинской печатной индустрии. В 1940 г. его назначают вице-президентом корпорации свидетелей Иеговы в Пенсильвании, а с 1942 г. он – президент Общества49

 В 1945 г. с окончанием второй мировой войны и поражением Германии лопнуло очередное пророчество иеговистов о воскрешении ветхозаветных праведников незадолго до окончания войны, которая «органично» должна была перейти в Армагеддон.

4. Иегова ударит первым

Прошло всего несколько лет после военного затишья – и мир вновь огласился знакомыми призывами: спешите, ибо счет времени идет отныне не на годы, но на месяцы. На пороге катаклизма поспешите, ибо это – жизнь. Каждый год теперь много важнее, нежели некогда многие годы. Ныне «важна каждая секунда»50

Освоение космоса СССР и США вызвало новый всплеск эсхатологических чаяний. В 1958 г. огромным тиражом печатается воззвание бруклинских теологов с кричащим названием: «Выпря-мись!». «Попытки овладеть космосом непосредственно человеком, независимо от того, в каком объеме они успешны, не опередят Армагеддон… Ни одна из двух доминирующих сил (СССР, США. – И.Е.) не может позволить другой первой подняться в космос. Это равнялось бы нанесению первого удара. Бог Иегова не допустит, чтобы в 1961 г. был нанесен удар одной из сторон. Первым ударит Иегова. Неужели осталось только три года до Армагеддона?»51 Ровно через три года потерпело фиаско и это пророчество. Зато шестидесятые годы для свидетелей Иеговы стали поворотными совсем в другой сфере – в их воззрениях на власть. В 1964 г. журнал «Башня стражи» три своих выпуска посвятил этой проблеме. Был сформулирован ответ на три вопроса, на три дилеммы, во все времена волновавшие свидетелей Иеговы: 

Почему необходимо подчиняться высшим (светским) властям? 

Как извлечь пользу из своего подчинения высшим властям? 

Совесть и подчинение высшим властям. 

Подводя итог этим социально-теологическим исканиям, журнал писал: «Бог долго так терпит существование этих политических правлений, что мы обязаны им подчиняться. Это избавит нас от участия в политических движениях, в революциях против установленной Богом власти»52. И если раньше иеговисты утверждали, что все политические системы человечества не установлены Богом и не получили от Него мандат на существование, то теперь было признано, что «светская власть действует для высшего блага… оно (государство. – И.Е.) является Божиим слугой»53. Но как и многое в политике иеговистов, эти пассажи были не более чем тактическими шагами. Свидетели Иеговы и поныне известны своей нетерпимостью к существующим политическим партиям и конфессиям. Так, Организацию Объединенных Наций современные иеговисты называют тем самым «зверем», о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова. 

 Система взглядов Бруклинского центра в изложении Джозефа Рутерфорта, его выступления по радио, записи речей, многочисленные книги с их явно антихристианским пафосом создали вокруг бруклинцев атмосферу духовного вакуума. Предшественник Рутерфорта – Рассел предпочитал строить отношения с властями предержащими на основаниях взаимной терпимости, следуя напоминанию апостола Павла, что «всякая власть от Бога установлена» (Рим. 13:1). В своей работе «Божественный план веков» Рассел писал: «Признавая изуверский характер большинства этих правительств, ставших таковыми вследствие возвышения неправедных правителей, посредством интриг и обманов сатаны, орудовавшего через человеческие слабости и развращающие идеи, мы, однако, признаем их единственно удачными усилиями жалкого человечества, прибегшего к управлению самими собою»54. Так оправдывалось любое злое и худое правительство, ибо оно все же лучше, чем анархия. Таким образом, в эпоху «теократического царства» Рутерфорта и Норра иеговисты отошли от принципа тотальной терпимости, впрочем ненадолго; вследствие изоляции от остального мира свидетели Иеговы вновь вернулись к прежней теории.

5. Очередной провал пророчества о конце «злой системы вещей»

В 1969г. журнал «Пробудитесь!» оповестил публику о наступлении конца света: «Еще несколько лет осталось до того, как Бог уничтожит эту испорченную систему»55

Брошюра под названием «Почему обращаем взоры к 1975 году» сообщила, что благодаря более углубленным и тщательным исследованиям Библии «мы готовы сегодня предсказать вам, что осенью 1975 г. война Армагеддон окончится и наступит тысячелетнее царство Христа… наша хронология совершенно верна. Мы допускаем отклонения на несколько месяцев, но отнюдь не на годы, никто не вправе спекулировать словами: «О дне же том и часе никто не знает» (Мф. 24:36). Нам известно много больше, чем Апостолам, они ничего не знали о 1975 г.»56

Почему же был избран именно 1975 г.? Дело в том, что, согласно новым цифровым выкладкам иеговистов, в этом году заканчивалось 6000 лет истории человечества, и именно столько лет Бог сможет вытерпеть эту «злую систему». О прежних вычислениях Ч.Рассела, согласно которым эти 6000 лет завершились в 1872г., было решено деликатно умолчать. Особо акцентировалось внимание на том, что именно эти расчеты абсолютно непогрешимы. 

Благодаря объявленному пророчеству заметно увеличилась численность общин свидетелей Иеговы. Если с 1960 по 1965г. прирост составлял 2,4%, то по мере приближения «конца света» этот процент возрос к 1975 г. в пять раз57. Но когда мир спокойно пережил 1975г., то для свидетелей Иеговы наступило время нелегких испытаний. Разочаровавшиеся оставляли секту, обвиняя Бруклинский центр в уклонении от истинного понимания слова Божьего, в превышении своих земных полномочий, напоминая, что выдавать человеческое за Божие не дозволено никому. В общинах ряда стран на этой почве произошли расколы. Относительно же несбывшегося пророчества пришлось давать разъяснения в тех же самых вестниках, в которых они были провозглашены. Пытаясь выйти из очередного кризиса, журнал «Сторожевая башня» в 1976г. писал: «От Адама действительно прошло 6000 лет, но царство Божие наступит через 6000 лет после семитысячелетнего «дня покоя Бога», который исчисляется со времени сотворения Евы, т.е. 6000 лет нужно отсчитывать от времени сотворения Евы, ибо в тот момент Он почил от всех дел своих. А сколько недель, месяцев или лет прошло между сотворением первого мужчины и женщины, мы не знаем»58

Все это могло бы выглядеть сколько-нибудь убедительным, если бы не прежние публикации на эту тему. В 1967 г. журнал «Пробудитесь!» сообщал: «Адам был сотворен осенью 4026 г. до н.э., тогда же была создана и Ева. И тогда же начался седьмой день, в котором Бог почил. Теперь легко вычислить, когда истекают 6000 лет человеческого существования, это случится в 1975 г.»59

Журнал «Царственное служение», специально предназначенный для «рожденных свыше», в мае 1974 г. писал: «Поступают ответы о братьях, продавших свои дома и имущество и планирующих окончить свои остающиеся дни в этой давней системе, служа в качестве пионеров. Несомненно, это прекрасный путь» – провести таким образом остаток времени перед концом этого нечестивого мира60

Несостоявшееся пророчество о 1975 г. долгие годы травмировало сознание иеговистов. Пытаясь умиротворить подданных «теократического царства», «Сторожевая башня» в 1977 г. писала: «Предположим, что ты один из тех, кто твердо рассчитывал на эту дату… Что ж, пусть ты на время разочаровался. Но утратил ли ты что-нибудь действительно? Повредило ли это тебе? Можно с определенностью сказать, напротив, ты выиграл нечто своим добросовестным образом действия и обрел пользу»61. И как не раз в прошлом, читателям напоминалось, что «не слово Бога оказалось несостоятельным… но понимание верующих покоилось на ложных основаниях»62. В сугубо личностном плане драма верующих была куда более глубокой. Многие из них остались без жилья, без работы и средств к существованию. Среди верующих иеговистов был отмечен сильный всплеск психических заболеваний. Многие не выдерживали психических депрессий, развивавшихся на фоне несбывшихся чаяний и кончали жизнь самоубийством63

Лидеры Бруклинского центра возложили ответственность за провал опять-таки на верующих, приводя аналогию с 1925 г., когда, вняв пророчествам, многие из них уверовали в близкое наступление Армагеддона. В последующие годы, вплоть до наших дней, бруклинские лидеры заявляют, что дата – 1975 г. носила скорее характер вероятности, нежели строгой определенности. Однако попытки погасить разгоревшийся конфликт не давали ожидаемых результатов. Руководители Бруклинского центра с сожалением отмечали: «Сегодня у свидетелей Иеговы появились противники в их собственных рядах. Возникли группы, которые срывают деятельность Центра, пишут и агитируют против него, утверждая, будто бы здесь их обманывали многие годы… они раскаиваются в том, что были связаны с церковью свидетелей Иеговы»64

В 1976–1979 гг. почти во всех странах заметно снизилась активность миссионеров иеговизма, проповедников и специальных пионеров, в результате к 1979 г. число принявших крещение в церкви свидетелей Иеговы сократилось почти в 2,5 раза. Вот что писал по этому поводу бывший сотрудник бруклинской корпорации с 30-летним стажем и разочаровавшийся иеговист Г.Папе: «Однажды мне пришлось разбирать библиотеку, для проведения собрания. На глаза попалась старая литература Общества, и я решил прочесть ее. Оказалось, что не нужны были прежние предсказания и толкования Библии, которые были отброшены как не соответствующие текущему моменту истины… Сопоставляя старую литературу с нынешней, я убедился, что Рутерфорт, исправляя Рассела, а Норр – Рутерфорта – последовательно опровергают «божест-венные истины» своих предшественников»65

 Теперь, умудренные скандальными провалами, вожди иеговизма более не напоминают о несбывшихся пророчествах, усиленно акцентируя внимание членов секты на принципе постепенного раскрытия истины, позволяющем «мягко» пересмотреть старые воззрения. Оставив прежнюю шумную самонадеянность, «верховные сидельцы» «Сторожевой башни» в своей деятельности обратились к туманной многозначительности. Так, отвечая на вопрос, почему не следует сомневаться в том, что свидетели Иеговы – это те люди, которых своим орудием избрал Бог, они пишут: «Иегова давно сказал, что придет время, т.е. состояние духовной нечистоты в среде Его народа. Такового, согласно пророчеству, надо ожидать, а наличие этого как раз и подтверждает, что это есть Организация свидетелей Иеговы. Не может быть никаких сомнений в том, пользуется ли Иегова этой организацией… Общество, если это потребуется, готово изменить свои взгляды, и это должно радовать и доставлять энергию»66. Общество никогда и не претендовало на монополию и непогрешимость67. Приходится сознавать, что теперь Дух Божий не так действует на Общество, как на авторов Священного Писания в древние времена, «поэтому оно допускает ошибки»68. Конечно, остается неприятный вопрос, как же быть с заявлением Ч.Рассела, некогда весьма дерзновенно объявившего, что ни пророки, ни ангелы не поняли значения изреченных библейских пророчеств. И что апостол Петр свидетельствует для нас о том, что когда они хотели познать смысл этих пророчеств, то Бог сказал им, что истины, скрытые в пророчествах Писания, предназначены не для них, но для нас (современных свидетелей Иеговы), живущих в христианском веке69.

6. Расколы в движении иеговистов

Несмотря на некоторые послабления иеговистов в отношениях с властями, после 1964 г. лидеры Бруклинского центра не раз выступали с нападками на существующие государственные политические и религиозные институты. 

В октябре 1971 г. со страниц «Сторожевой башни» вновь был брошен клич «Политические народы, бросающие вызов универсальному господству Иеговы, необходимо уничтожить», ибо состояние современного мира ставит недвусмысленный вопрос: либо уничтожение политически ангажированных народов, либо уничтожение всего человечества70

Все это было не ново и постепенно провокационный эпатаж иеговистов стал приобретать привкус дурной бесконечности. Им припомнили, что только с 1938 по 1955 г. Верховный суд США 38 раз разбирал дела свидетелей Иеговы71. Обвинения предъявлялись по совершенно различным мотивам. В 1964 г. участники конгресса иеговистов, проходившего в Монровии (африканская Либерия) во время торжеств в связи с годовщиной национальной независимости страны, в момент подъема государственного флага демонстративно повернулись к нему спиной и сели. Многие из них за это были избиты африканцами72

Со свидетелями Иеговы не поддерживает никаких отношений практически ни одна из религиозных конфессий. Ватикан неоднократно поднимал вопрос о запрещении организации свидетелей Иеговы во всем мире, относя ее, совершенно справедливо, к числу антигосударственных и даже не христианских. Этим можно объяснить особую непримиримость иеговистов к Римо-Католической Церкви и их острую взаимную пикировку в печати. 

В недавнем прошлом такие страны, как Греция, Румыния и другие, запрещали деятельность свидетелей Иеговы в любой форме. После отмены ряда санкций особенно активную деятельность развернули «свидетели» в Гамбии, Бенине, Мозамбике, Гане, Анголе, Руанде, Кении. Здесь их миссионеры получили практически неограниченную свободу действий73. Сегодня Общество Сторожевой башни – могущественная финансовая корпорация, функционирующая по всем правилам крупного бизнеса. Пакет акций корпорации находится в руках избранных ее членов. Руководит ею Совет из двенадцати членов во главе с президентом. Им в настоящее время является Мильтон Джон Хеншель (с 30 декабря 1992 г.), занявший этот пост после смерти своего предшественника – четвертого президента Общества Фредерика Франца (1893–1993). 

По уставу корпорации ее Правление избирается на ежегодном собрании всеми членами, имеющими право голоса, после чего Правление выбирает администрацию Общества. Корпорации подчинены 98 филиалов74, находящихся за пределами США. Они владеют огромной недвижимостью: сотнями современных типографских и индустриальных комплексов, гостиницами, конференц-залами, жилыми зданиями, учебными заведениями, сельскохозяйственными центрами. Два издаваемых ими журнала -«Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» распространяются по всему миру. «Сторожевая башня», например, издается более чем на 120 языках75. Каких-либо других изданий Общества, независимых от Бруклинского центра, не существует ни в одной стране. Так удерживается монополия центра на толкование и понимание Библии во всем мире. Все журнальные статьи, как, впрочем, и все книги, выходят без указания имени автора, что должно указывать на богодухновенность излагаемого и удаленность от жалкого человеческого умствования. 

Общество свидетелей Иеговы ни в одной стране не имеет самостоятельных структурных подраз-делений, за исключением отколовшихся от Бруклинского центра. Этим бруклинцы резко отличаются от других сект, таких, как баптисты и евангельские христиане – Союз Евангельских Христиан-Баптистов, пятидесятники – Союз Христиан Веры Евангельской, адвентисты – Церковь Адвентистов Седьмого Дня и прочие. Все они вполне независимы от подобных себе в других странах и не имеют единого координационного центра. Свидетелей Иеговы бруклинского толка отличает беспрекословная дисциплинированность и жесткая подчиненность всемирному Центру в Бруклине. Все регионы мира поделены на особые зоны. Свидетели Иеговы России включены в Восточно-Европейскую зону с центром в Германии. 

В то же время, несмотря на все усилия сохранить единство «теократического народа», вследствие многочисленных расколов, в ряде стран существуют самостоятельные объединения иеговистов, не признающих за Бруклином роль духовного лидера. 

В США также есть несколько независимых сектантских направлений свидетелей Иеговы со своим названием, уставом и программой. Наиболее значительные из них: 

Конференция христиан верующих (КХВ) основана в 1909 г. проповедниками Х.Хенингом, М.Макфайлом и А.Вильямсом, резко выступавшими против Ч.Рассела. Основное разногласие носит сугубо «арифметический» характер, они отрицают существование определенного числа небесного правительства, которое, согласно Расселу, насчитывает 144 тысячи человек76

Пасторский библейский институт (ПБИ) был создан группой потерпевших поражение в борьбе с Рутерфортом и изгнанных им из Общества в 1918 г. 

Ассоциация изучающих Библию – «Утро», идеологически близкая к ПБИ и отделившаяся от нее в 20-х годах не столько из-за доктринальных расхождений, сколько по склонности к более активной радио-телепроповеднической деятельности. «Утро» имеет своих последователей во Франции, Австрии, Германии, Италии, Дании, Уругвае и других странах. 

Крупнейшей из отколовшихся от Бруклинского центра является Ассоциация изучающих Библию – «Епифания» (АИБЕ). Возглавил это движение в 1918 г. Пол Джонсон, обвинявший Рутерфорта в искажении ряда принципиальных основ вероучения Рассела. В этой борьбе у Рутерфорта оказалось больше союзников. Из всех оппозиционных Бруклинскому центру групп АИБЕ показала себя наиболее деятельной, а ее лидер оставил после себя семнадцать томов сочинений, большинство из которых посвящены анализу и критике искажений вероучения, завещанного Ч.Расселом. В 3-м томе, озаглавленном «Илья и Елисей», П.Джонсон последовательно раскрывает причины раскола, показывающие деятельность Бруклинского центра далеко не в лучшем свете. В 6-м томе под названием «Мерарис» (отделение левитов в Ветхом Завете) объемом 700 страниц дается обстоятельный анализ уклонения иеговиста Рутерфорта от генеральной линии иеговиста Рассела. Для нас именно это религиозное направление представляет наибольший интерес (после иеговистов-бруклинцев), поскольку его общины активно действуют и в России. 

Кроме упомянутых иеговистских сект в США имеются и ряд более мелких – это Лаодикийское движение домашних животных, Филантропическая ассамблея и другие. 

Традиционно влиятельны раскольнические движения иеговистов в Англии, где насчитывалось пять сектантских направлений свидетелей Иеговы еще при жизни Рассела. Так что отнюдь не одна только политика Рутерфорта является причиной расколов в среде иеговистов. 

В настоящее время в мире насчитывается около 66 тысяч общин свидетелей Иеговы, находящихся под жестким контролем Бруклинского центра, а число последователей, по данным Центра, составляет без малого пять миллионов77. Каждый год они проводят несколько международных конгрессов, где принимаются программы катехизации и миссионерской деятельности иеговистов. В любой стране можно встретить пионеров Общества, распространяющих учение о «теократическом обществе». 

 Свидетели Иеговы – одно из самых жестко централизованных религиозных объединений в мире. Несмотря на тактические колебания, главная цель – распространение учения о свершившемся Втором Пришествии, о скором Армагеддоне и наступлении тысячелетнего царства Христа – практически остается без изменений.

* * *

1

Ю.Гжезик. Движение второго адвента. Люблин, 1993, с.7. 

2

Там же, с.15. 

3

Там же, с.15. 

4

A.Hoekema. Four Mojor Culteю Б.м., 1976, р.223. 

5

Т.Д.Гулякевич. Социальная сущность современного американского иеговизма (критический анализ иеговистской литературы). М., 1971, с.16. 

6

А.Ноекема. Ор.cit., p.225. 

7

Там. же, с.225. 

8

Там же, с.225. 

9

Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.16. 

10

В.В.Коник. Иллюзии свидетелей Иеговы. М., 1981, с.5. 

11

Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160. 

12

Д.Е.Фурман. Церкви в США. М., 1982, Вып.4, с.189. 

13

Уолтер Мартин. Царство культов. 1982, с.46. 

14

Ч.Рассел. Божественный план веков. Б.м., 1924. Т.1, с.29. 

15

Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.20. 

16

А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229. 

17

В.Ерофеева, И.Дору. Тайна свидетелей Иеговы. Ставрополь, 1968, с.6. 

18

Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Цит.соч., с.14. 

19

В.В.Конник. «Истины» свидетелей Иеговы. М., 1978, с.56. 

20

В.В.Коник. Критика эсхатологии свидетелей Иеговы. М., 1976, с.26. 

21

Там же, с.26. 

22

Цит.по: П.Л.Яровицкий. Эволюция современного иеговизма. Киев, 1981, с.11. 

23

Ч.Рассел. День мести. Б.м. и г., с.90. 

24

А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226. 

25

Уолтер Мартин. Царство культов. Цит.соч., с.71. 

26

Там же, с.42. 

27

Там же, с.43. 

28

Там же, с.43. 

29

Там же, с.41. 

30

Там же, с.43. 

31

Там же, с.44. 

32

А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226. 

33

Е.Б.Прайс. Свидетели Иеговы. Калининград, 1994, с.59. 

34

Д.Рутерфорт. Цiлий свiт и заколот чому? Б.м. и г., с.21. 

35

Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. цит.соч., с.25. 

36

Д.Рутерфорт. Цiлий свiт… Цит.соч., с.21. 

37

Д.Рутерфорт. Миллионы живущих теперь никогда не умрут. Нью-Йорк, б.г., с.89. 

38

Б.а. Объявления. Його величний апогей вже близько! Б.м., 1995, с.32. 

39

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1975, N5, с.5. 

40

Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.40. 

41

Там же, с.41. 

42

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1961, N3, с.3. 

43

Д.Рутерфорт. Комментарии на книгу пророка Даниила. Нью-Йорк, 1941, с.81. 

44

П.Л.Яроцкий. Кризис иеговизма. Киев, 1979, с.76. 

45

Д.Рутерфорт. Комментарии… Цит.соч., с.84. 

46

П.Л.Яроцкий. Цит.соч., с.84. 

47

Д.Рутерфорт. Комментарии… Цит.соч., с.6. 

48

В.В.Коник. «Истины…» Цит.соч., с.7. 

49

А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.231. 

50

В.В.Коник. «Истины…» Цит.соч., с.34. 

51

«Выпрямись!», Нью-Йорк, 1958, с.3. 

52

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1964, N3, с.89. 

53

Там же, с.36. 

54

Ч.Рассел. Божественный… Цит.соч., с.283. 

55

«Пробудитесь!», Нью-Йорк, 1965, N4, с.5. 

56

В.В.Коник. Иллюззии… Цит.соч., с.70. 

57

Д.Е.Фурман. Цит.соч., с.51. 

58

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1976, N1, с.17. 

59

«Пробудитесь!», Нью-Йорк, 1967, N1, с.14. 

60

Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.59. 

61

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1977, N8, с.126. 

62

Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.55. 

63

Там же, с.126. 

64

Там же, с.164. 

65

Цит.по Коник. Критика… Цит.соч., с.23. 

66

«Башня стражи», Нью-Йорк, 1957, N8, с.48. 

67

Там же, с.18. 

68

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1977, N3, с.164. 

69

Ч.Рассел. Божественный… Цит.соч., с.29. 

70

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1971, N9, с.12. 

71

Д.Е.Фурман. Цит.соч., с.194. 

72

Э.М.Бартошевич., Е.И.Борисоглебский. Цит.соч., с.149. 

73

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1991, 15 апреля, с.35. 

74

Там же, с.16. 

75

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1996, 15 мая, с.1. 

76

Д.Е.Фурман, Цит.соч., с.193. 

77

«Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1992, 15 апреля, с.31. 


Источник: wco.ru

Комментарии для сайта Cackle