Глава 8. Масоны и дворцовый переворот 11 марта 1801 года. Возрождение и расцвет масонства в первые годы царствования Александра I (1801–1810)
Царствование Павла I, как бы к нему ни относиться, несомненно, гораздо ближе к александровскому времени, чем к царствованию Екатерины II. История русского масонства 1796–1801 гг. только подтверждает справедливость этого положения. Какого-либо официального рескрипта о запрещении масонства в России в связи с делом Н.И.Новикова не последовало. Большая часть лож (шведские, розенкрейцеры), за исключением елагинских, к которым у Екатерины II было особое отношение, еще задолго до ареста Н.И.Новикова были вынуждены заявить о прекращении или приостановке своих работ. С прекращением в 1793 году по воле императрицы деятельности елагинских лож легальное масонство в России, можно сказать, исчезло701. Однако фактически же, согласно данным автора анонимной записки о русском масонстве (1817 г.), составленной в Особенной канцелярии Министерства полиции, масонские собрания в Петербурге прекратились только в 1794 году. В Москве же они продолжались еще дольше – вплоть до 1797 года. По другим сведениям, собрания масонских лож в Петербурге также продолжались не до 1794, а до 1797 года702.
Ожидалось, как уже отмечалось, что император разрешит возобновить прерванные ранее масонские работы. Однако этого так и не произошло. Причина, очевидно, в том, что среди ближайшего окружения Павла, наряду с ревностными масонами (Н.В. Репнин, А.Б. Куракин, Г.П. Гагарин) оказалось немало и противников их: А.А. Аракчеев, И.П. Кутайсов, Ф.В. Ростопчин. Последний, в частности, воспользовался своей близостью к императору и сообщил ему об одном масонском ужине начала 90-х гг., когда братья-масоны якобы бросали жребий, кому убить императрицу Екатерину II703. Разговор этот неприятно поразил впечатлительного Павла I. Но по большому счету, дело здесь было все же не столько в посторонних влияниях на Павла I, сколько в его принципиальной позиции. При всей несомненной симпатии к масонам, учение их устроить Павла Петровича как самодержавного государя едва ли могло как противное «началам абсолютной его власти» и излюбленному им полицейскому характеру государственной жизни, – считал Е.С. Шумигорский704. Хорошо знакомый с масонским учением, Павел I, по его словам, еще будучи наследником возненавидел в их деятельности «проявление общественной силы, независимой от верховного правительства»705. Трудно не согласиться с этим мнением.
В 1798 году Павел I принимает титул магистра католического полумасонского ордена Мальтийских рыцарей706. «Масоны не могут считать своим суверенный Мальтийский орден. Ведь это религиозный орден католической церкви», – пишет современный исследователь В.Л. Захаров707. Думается все же, что более прав здесь А.Н. Пыпин. «Мальтийские рыцари, отмечал он, – не масоны, но орден их во многом схож с духовным предшественником масонов – католическим орденом тамплиеров»708. В западной историографии со ссылкой на официальные документы ватиканских архивов утвердилось мнение, что в обмен на признание его со стороны Ватикана Великим магистром ордена Святого Иоанна Павел I будто бы обещал переменить веру, то есть перейти в католичество или, во всяком случае, содействовать объединению католической и православной церквей под властью римского папы. «Я католик сердцем», – якобы признавался Павел I в одной из конфиденциальных бесед в Петербурге в ноябре 1800 года с иезуитом патером Грубером709.
Наши историки относятся к этой версии скептически, справедливо полагая, что речь может идти всего лишь о тонкой политической игре Павла I, связанной с его желанием добиться официального признания со стороны римского папы великим магистром Мальтийского ордена. «Вместе с тем, добавляет к этому современный исследователь Петр Перминов, – вполне очевидно, что в этой политической игре Павел I был готов дойти до опасной черты»710.
Если мы припомним, сколь двусмысленным было отношение к православию сына Павла I – Александра Павловича, то вынуждены будем согласиться, что ничего удивительного в этом нет.
Новое увлечение императора, несомненно, отдалило его от русских масонов.
Об официальном разрешении на открытие их работ в этих условиях нечего было и думать. Надежды братьев на приход в лице Павла I своего масонского царя рушились как карточный домик. Более того, мы имеем ряд иностранных свидетельств (все они относятся к 1797 году) о запрещении Павлом I масонских лож в России711. Современный исследователь Всеволод Сахаров также однозначно придерживается этого мнения, хотя и называет другую дату запрета масонских лож Павлом I – 1799 год. Однако и он связывает этот запрет с увлечением Павла I орденом Мальтийских рыцарей712.
Можно предположить, что обстоятельство это основательно осложнило отношения Павла I с масонами. Отсюда попытки ряда авторов связать убийство императора 11 марта 1801 года с масонским заговором против него.
Заговор против Павла I созревал в масонских кругах, в масонском подполье, отмечает в связи с этим современный исследователь Олег Платонов713.
Действительно, среди участников заговора было немало членов масонских лож: И. Вяземский, В. Мансуров, П. Кутузов, П. Толстой, Б. Голицын, Н. Бороздин, Я. Скарятин, братья Платон и Валериан Зубовы. Масоном (ложа «Искренность» в Москве, 1786) был и полковник А.Л. Беннигсен, возглавивший группу офицеров (братья Зубовы, князь Яшвиль, Татаринов, Скарятин и др.), которая, собственно, и умертвила Павла Петровича. Видную роль среди заговорщиков играл военный губернатор Санкт-Петербурга – Петр-Людвиг (Петр Алексеевич) Пален. Но П.-Л. Пален был всего лишь, если можно так сказать, больше техническим руководителем заговора. Вдохновителем же его была масонская аристократическая группировка во главе с бывшим российским послом в Англии Семеном Романовичем Воронцовым (член петербургской ложи «Скромность»). К числу вдохновителей и организаторов заговора можно отнести и графа Н.П. Панина, стоявшего во главе Коллегии иностранных дел714.
Однако однозначно толковать события 11 марта 1801 года как исключительно масонский заговор715 рискованно. Недовольство крутым нравом Павла I выражали в это время не только масоны, но и большая часть тогдашней правящей российской элиты. Да и политика сближения с Францией, которую проводил незадолго до своей смерти Павел I, явно шла вразрез с устремлениями русского дворянства, ориентированного (прежде всего экономически) на дружбу с Англией. Однако и доводы в пользу существования масонского заговора тоже весьма весомы. «Длительное участие в успешном заговоре против Павла I, – пишет В. Сахаров, – таких видных масонов, как Н.В. Репнин, А.М. Белосельский-Белозерский, Д.П. Трощинский, Н.П. Панин, С.Р. Воронцов и многих рядовых «братьев» из числа офицеров гвардии (пока не ясно, что объединяло таких разных людей, как И. де Рибас, П. Талызин, П. Пален, Л. Беннигсен и П. Зубов и придворных (тогда началась головокружительные карьеры родственника Репнина П.М. Волконского, будущего министра, фельдмаршала и светлейшего князя) показало, что масоны до конца использовали свое право на месть, не примирились с поражением и потерей влияния, готовы были расправиться с нарушившим клятву и обещания «тираном» Павлом I «мстящей рукой»»716.
В свое время (1915 год), полемизируя с защитниками версии масонского заговора против Павла I из-за прикосновенности последнего к масонству: нарушил клятву на верность ордену, за что и был, якобы, приговорен ими к смерти717, известный историк Е.С. Шумигорский справедливо отмечал, что истина здесь, по всей видимости, «заключается разве в том, что среди недовольных правлением Павла были лица, принадлежавшие ранее к масонским ложам», но, добавлял он, вслед за Н.М. Карамзиным, мы спросим: «кто же в России оплакивал смерть императора Павла?»718.
Учитывая это, О.А. Платонов счел необходимым несколько подкорректировать свою позицию. Повторив, что заговор против Павла созревал в масонских кругах, он, вместе с тем, ясно дает понять, что далек от того, чтобы сводить все дело только к масонам и их проискам. «Мы, конечно, – пишет он, – не сводим убийство Павла I только к заговору масонов. Существовали и другие движущие силы, в частности, английский посол, группа недовольных при дворе. Однако масонское подполье сыграло определяющую роль в этом преступлении. Оно обеспечило организаторов и кадровый состав заговорщиков»719.
Как бы то ни было, масоны в заговоре участвовали, хотя им самим опасаться за свою жизнь из-за принадлежности к ложам в царствование Павла I было нечего. Убедительное свидетельство этому – негласное открытие 15 января 1800 года, то есть еще при жизни Павла Петровича, в Петербурге старым масоном екатерининского времени Александром Федоровичем Лабзиным первой в наступившем столетии русской масонской ложи – «Умирающий сфинкс»720.
«Ложа сия, – доносил 22 июня 1822 года Александру I Е.А. Кушелев, называемая «Умирающий сфинкс», была на Васильевском острове, в разные наемные дома перемещаемая, собиралась раз в месяц, иногда чаще, иногда реже»721.
Первыми членами ложи стали старые масоны А.А. Вахрушев, Г.Г. Беляев, С.Д. Микулин, П.И. Русановский, И.А. Петров722.
С началом царствования Александра I оживились и «уснувшие» было во времена Екатерины II ложи и других масонских «систем». Сохранившееся предание утверждает, что в 1803 году состоялась конфиденциальная встреча Александра I с Великим префектом капитула «Феникса» И.-В. Бебером, в ходе которой император обещал негласное содействие возрождению масонских лож в России. Вскоре, то есть еще в этом же году, якобы произошло и посвящение Александра I в братство, причем свершилась эта церемония едва ли не на собрании всех масонов Петербурга723. Есть указания и на посвящение Александра I в одной из польских лож. Не исключено также, что император мог быть посвящен в орден в 1808 году в Эрфурте, в 1812 году в Петербурге и в 1818 году в Париже (вместе с Фридрихом-Вильгельмом III)724.
Царь действительно мог посещать все эти ложи и даже принимать посвящения, однако самое первое из них состоялось, скорее всего, все же в 1803 году.
Уж очень благоволил впоследствии император к ложам именно «шведской системы».
Простой случайностью явное предпочтение, отдаваемое им шведскому масонству, не объяснишь. Не следует, впрочем, думать, что император был посвящен в обычной масонской ложе, в присутствии всех братьев. Церемония его посвящения происходила, по всей видимости, по особому обряду и, скорее всего, в Зимнем дворце. Характерно, что в этой же ложе были посвящены и ближайшие друзья императора обер-прокурор Святейшего синода А.Н. Голицын и сенатор Г.Г. Кулешов725.
Это сейчас историки спорят: был Александр I масоном или нет. В его царствование это было само собой разумеющимся, что приводило иногда к весьма курьезным случаям. Один из них связан с посещением Александром I в 1818 году ложи «Трех добродетелей» в Санкт-Петербурге. Наместный мастер ложи Александр Николаевич Муравьев рассказывал потом, что во время завязавшегося между ним и императором оживленного разговора он имел неосторожность допустить непростительный промах: обратился к императору по масонскому обычаю как к брату на «ты», что произвело на последнего крайне неблагоприятное впечатление726. Другими словами, принадлежность к ордену в глазах императора еще не давала повода для «братских отношений» между ним и масонами, которые в его глазах по-прежнему оставались только подданными.
Это, однако, не могло уберечь Александра I от плотной опеки со стороны «братьев». Так, из четырех членов Интимного кружка, с помощью которого он управлял на первых порах империей, по крайней мере трое: Адам Чарторыйский, Виктор Кочубей и Николай Новосильцев были масонами. Опасаться каких-либо преследований со стороны правительства в этих условиях масонам было нечего.
Они сами и были, по сути дела, правительством.
Мы уже упоминали о ложе «Умирающий сфинкс» (1801) во главе с А.Ф. Лабзиным.
Это была розенкрейцерская ложа. Можно поэтому констатировать, что первыми оправились от удара, нанесенного по масонству Екатериной II, именно розенкрейцеры.
Показателен и состав ложи А.Ф. Лабзина, куда входили на первых порах исключительно старые масоны новиковского круга: А.А. Вахрушев, П.Г. Беляев, С.Д. Микулин, П.И. Русановский. Среди других: священник А.А. Сперанский, архитектор А.Н. Воронихин, знаменитые художники В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, а также ряд менее известных представителей «изящных искусств»: Кирилл Андреевич Лохвицкий, Иван Петрович Чернов, П.П. Чекалевский. Привлекательность для них именно ложи «Умирающего сфинкса» во многом объясняется должностным положением А.Ф. Лабзина в это время – конференц-секретарь, а с 1818 года и вице-президент Академии художеств727.
В 1808 году А.Ф. Лабзин привлек в свою ложу знаменитого А.Л. Витберга, автора первого, так называемого «масонского» проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Дело в том, что будучи масоном, А.Л. Витберг задумал его как систему трех храмов.
Первый или нижний из них имел форму гроба или параллелепипеда и как бы пропадал в горе – масонском символе дикого необработанного камня. Здесь должны были, по замыслу архитектора, найти свое успокоение останки героев Отечественной войны 1812 года. Над этим храмом-гробом возвышался равноконечный православный греческий крест, лежащий в основе плана второго храма, храма распростертых рук – символа жизни, труда и человеческих страданий. Венчал же все сооружение третий, последний храм – храм Духа, в виде ротонды, увенчанный огромным куполом. В плане этого храма лежал масонский круг, символ вечности и покоя. Каких-либо наружных изваяний, призванных украсить храм, не предусматривалось728.
Проект был с восторгом принят Александром I729.
К сожалению, не будучи архитектором-профессионалом, А.Л. Витберг имел неосторожность лично возглавить строительство. Уже при Николае I он был обвинен в злоупотреблениях и сослан в Вятку, вследствие чего строительство храма так и не было им завершено. Достраивать его, правда уже по своему проекту, пришлось другому архитектору – К.А. Тону.
Основываясь на том, что крупнейшие портретисты начала XIX века Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий были членами масонских лож, а также исходя из распространенного масонского обычая дарить друг другу свои портреты, которым придавалось мистическое значение, некоторые авторы приходят к выводу, что масонство якобы дало серьезный стимул развитию одной из сфер портретной живописи, а именно интимному мужскому портрету730.
9 марта 1809 года из ложи А.Ф. Лабзина выделилась так называемая Теоретическая ложа для изыскания «премудрости соломоновой». Работала она по актам теоретической степени розенкрейцеров XVIII века. История розенкрейцеров начала царствования Александра I была бы неполной, если бы мы не упомянули о их тесной связи с религиозно-мистическим обществом графа Тадеуша Лещица-Грабянки «Народ Божий» (1806), известного еще и как «Новый Израиль». Само общество было учреждено еще в 1778 году в Берлине, затем в Авиньоне. Цель его состояла в том, чтобы возвещать народам по повелению Божию второе и близкое пришествие Иисуса Христа, причем посредником в сношении с небом граф Грабянка, естественно, объявил самого себя731. Как и у розенкрейцеров, в ложе графа Грабянки увлекались теософией, алхимией и магией. Это-то видимо и привлекло сюда розенкрейцеров. Среди адептов ложи: А.Ф. Лабзин, А.А. Ленивцев, П.И. Донауров, Ф.П. Лубяновский. Собиралась ложа в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге в покоях цесаревича Константина Павловича или же в доме вдовы масона С.И. Плещеева.
Среди посетителей были и женщины, в том числе и М.А. Нарышкина. В 1807 году граф Грабянка был арестован и посажен в крепость. Общество прекратило свое существование732.
В 1806 году А.Ф. Лабзин попытался было наладить издательскую деятельность розенкрейцеров, затеяв издание «Сионского вестника». Однако уже в том же году его журнал был закрыт правительством. 10 лет спустя, в 1817 году А.Ф. Лабзин опять возобновил свое издание, и опять оно вызвало энергичные протесты со стороны православного духовенства. Уже в который раз А.Ф. Лабзину воочию пришлось убедиться, как нелегко приживаются масонские идеи в нашем Отечестве.
В 1818 году «Сионский вестник» окончательно прекратил свое существование.
Деятельность А.Ф. Лабзина ограничивалась главным образом Петербургом.
Не меньшей активностью отличалась в этом отношении и Москва, где еще в 1803 году была открыта розенкрейцерская ложа. Называлась она «Нептун», возглавил ее куратор Московского университета сенатор Павел Иванович Голенищев-Кутузов.
Это был старый моряк – бывший флигель-адъютант адмирала Самуила Грейга и бывший член кронштадтской ложи «Нептун» (1779). Как и члены ложи А.Ф. Лабзина в Санкт-Петербурге московские «новые» розенкрейцеры тоже работали втайне и тоже по актам XVIII века. Характерной особенностью их являлся, пожалуй, только в большей степени, нежели это было характерно для ложи Лабзина, религиозно-мистический фанатизм. Настольными книгами П.И. Голенищева-Кутузова и его «братьев» были сочинения Якова Беме, Ф.А. Парацельса и других мистиков733.
Среди первых членов «Нептуна» – П.А. Болотов, профессор М.Я. Мудров и другие. В 1809 году, по примеру Санкт-Петербурга, в Москве также были открыты работы розенкрейцерской ложи Теоретического градуса. Называлась она «К мертвой голове». Среди членов ее: И.А. Поздеев, А.Х. Чеботарев, Р.С. Степанов, И.В. Лопухин, Ф.П. Ключарев, братья Н.Н. и Ю.Н. Трубецкие, адмирал Н.С. Мордвинов – всего до 20 человек734.
Русские розенкрейцеры начала XIX века не представляли собой в идейном отношении единого целого и колебались между двумя идеологами масонства того времени: Н.И. Новиковым, представлявшим, по сути дела, левое крыло движения, и И.А. Поздеевым, придерживавшимся открыто консервативных взглядов.
Поскольку ни тот, ни другой формально никаких должностей в ордене не занимали, тогдашним руководителям розенкрейцерских лож в Москве (П.И. Голенищев-Кутузов) и Петербурге (А.Ф. Лабзин) приходилось нелегко. Мистик и консерватор И.А. Поздеев ориентировал их исключительно на так называемую «внутреннюю духовную работу» в ложах, направленную на постижение братьями «божественной премудрости».
До 1812 года И.А. Поздеев жил в селе Чистякове в 50 верстах от Москвы, а затем переехал в свое вологодское село Нелюбовское Кадниковского уезда, где у него был свой собственный стекольный завод. Горячими поклонниками И.А. Поздеева были впоследствии такие видные руководители Великой провинциальной ложи 2-й половины 1810-х годов, как С.С. Ланской, М.Ю. Виельгорский и А.П. Римский-Корсаков735.
Либеральное крыло в раннем масонстве Александровского времени олицетворял собой Н.И. Новиков. Настоящий масон, доказывал он, не может ограничиваться только работой над своей собственной душой в ложе, а непременно должен ставить перед собой и более широкие, просветительские задачи, направленные на облагораживание и улучшение всего общества. Подспудное противостояние между сторонниками И.А. Поздеева и Н.И. Новикова продолжалось вплоть до кончины этих «патриархов» русского розенкрейцерства, последовавшей в 1818 и в 1820 годах. Характерно, что наибольшей популярностью среди розенкрейцеров начала XIX века пользовался все же И.А. Поздеев. Не имея возможности непосредственного общения с московскими и петербургскими братьями, Н.И. Новиков и И.А. Поздеев общались с ними, главным образом, путем переписки. «Помните, что работа ваша есть повиноваться и молчать, и мир сей весь считать за единое ваше проходное училище. Не привязываясь ни к какому его углу и не делайте из того себе собственность. И приводите себя, будучи в мире, в такое равнодушное положение, чтобы вам до миру, что в нем не производится, не было нужды», наставлял И.А. Поздеев своих младших коллег.
Русские масоны начала XIX века весьма достоверно изображены в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: граф Вилларский, Пьер Безухов (его прототипом, возможно, был граф М.А. Дмитриев-Мамонов). Есть даже предположение о принадлежности самого писателя к «братству», настолько глубоко и верно удалось ему проникнуть в духовную сущность масонства736. «Меня очень радует, – писал Л.Н. Толстой 7 марта 1905 года К. Верксхагену, – что я, сам того не зная, был и есть масон по моим убеждениям. Я всегда с самого детства питал глубокое уважение к этой организации и думаю, что масонство сделало много добра человечеству»737.
Впрочем, ничего интересного «новые» розенкрейцеры начала XIX века из себя не представляли, являясь сколком розенкрейцерства 1780-х годов. Характерен в этом плане эпизод, рассказанный известным писателем С.Т. Аксаковым. В 1808 году, желая завлечь его в свою ложу, масоны дали ему деликатное поручение: забрать масонские бумаги у покончившего с собой (уморил себя с голода) чиновника-масона И.Ф. Вольфа. Поскольку сделать это ему было весьма затруднительно (все бумаги самоубийцы были конфискованы), С.Т. Аксаков, не желая ударить лицом в грязь перед масонами, пошел на хитрость: масонскую рукопись, наполненную всякой белибердой, он сочинил и написал сам, взяв в качестве образца сочинение мистиков Штиллинга и Эккартсгаузена. Проделка эта удалась. Масоны (речь идет о ложе А.Ф. Лабзина) не только не заметили бессмысленности сочиненного Аксаковым опуса, но напротив, всячески хвалили его и даже предполагали напечатать его в «Сионском вестнике», когда он будет разрешен к изданию.
Естественно, что для самого Аксакова вопрос о его вступлении в масонскую ложу отпал после этого сам собой738.
Не менее любопытно в этой истории и другое: масонов в то время, оказывается, боялись. «Тайна» тяготила С.Т. Аксакова, и он не удержался и поделился-таки ею с неким И.И. Р-гом, считавшимся в его кругу «могилою секретов». «Я то думал, – вспоминал С.Т. Аксаков, – что он посмеется, но, к удивлению моему, он пришел в ужас. «Не сказывал ли ты кому-нибудь об этом», – спросил он меня. Я ответил, что никому не сказывал. «Ну так и не сказывай. Сохрани тебя Бог, если проболтаешься. Я сам в молодости моей был масоном. Мартинисты – те же масоны. Если они узнают твой обман – ты пропал!»»739.
Немногим лучше в этом отношении обстояли дела и в ложах так называемой «французской системы», появление которых в России было, в отличие от «новых» розенкрейцеров, действительно новым и, несомненно, отрадным явлением в русском масонстве. Начало им положила ложа «Соединенные друзья», открытая 10 июня 1802 года Александром Жеребцовым. Особенностью этой ложи было то, что она работала на французском языке и по французским обрядам. Сам А.А. Жеребцов был старым французским масоном, посвященным еще в бытность свою в Париже в качестве русского консула. Обрядовая сторона ложи «Соединенных друзей» заключала в себе культ солнца, разума и сил природы. Цель же работ заключалась в том, чтобы «стереть между человеками отличия рас, сословий, верований, истребить фанатизм, суеверия, уничтожить национальную ненависть, войну и объединить все человечество узами любви и знания». Среди адептов ложи: великий князь Константин Павлович, генерал-губернатор Белорусского края герцог А. Виртембергский, министр исповеданий и народного просвещения Царства Польского Станислав Костка-Потоцкий, церемониймейстер двора Его Императорского Величества граф И.А. Нарышкин, будущий шеф жандармов при Николае I А.Х. Бенкендорф, министр полиции А.Д. Балашов, генерал-майор Н.М. Бороздин, граф А. Остерман-Толстой.
Среди других членов ложи, пополнивших ее ряды в уже более позднее время, можно назвать известного реформатора европейского масонства, подвизавшегося одно время в России Игнатия Аврелия Фесслера, а также П.Я. Чаадаева, П.И. Пестеля, А.С. Грибоедова740. Общее число членов ложи к 1810 году достигло 50 человек действительных членов и 29 членов почетных741.
Характерно, что ложа имела свой собственный храм, оркестр и даже гимн.
Символическим знаком ложи «Соединенных друзей» был масонский треугольник с изображением внутри него рук, соединенных в рукопожатии. Существовал у ложи и свой девиз: «Солнце, наука, разум»742.
По таким же французским актам, наряду с ложей «Соединенных друзей» работала и близкая ей по духу ложа «Палестины» (основана 4 мая 1809 года) во главе с известным меценатом и музыкантом польского происхождения графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским. Состав этой ложи был смешанным. Наряду с людьми искусства много было чиновников и купцов. Общее число братьев в ней достигало 75 человек. Наместным мастером ложи был Сергей Степанович Ланской743.
Можно сказать, что французские ложи олицетворяли собой либеральное направление в русском масонстве, хотя сколько-нибудь серьезной работы ни в ложе А.А. Жеребцова, ни в ложе М.Ю. Виельгорского не велось. Характерное же для них увлечение так называемыми столовыми ложами и дружескими пирушками в узком масонском кругу сближает их с неполитическими клубами того времени.
Еще одним направлением, или, правильнее, «системой» в русском масонстве начала XIX века может считаться так называемая система Фесслера. Ее основатель Игнаций-Аурелиус Фесслер из Трансильвании был приглашен в 1909 году М.М. Сперанским для преподавания еврейского языка в Духовной академии в Санкт-Петербурге.
В этом же году при поддержке М.М. Сперанского он основал здесь новую масонскую ложу – «Полярная звезда», работавшую по системе ложи «Рояль-Йорк» трех символических иоанновских степеней плюс «степень познания» для избранных, где бы масоны могли знакомиться с сущностью всех в то время известных масонских систем. Среди членов его ложи П.П. Пезаровиус, Р. Ренненкампф, А.И. Тургенев, М.Л. Магницкий, С.С. Уваров744. В 1810 году в ложу И.А. Фесслера был посвящен государственный секретарь и первый в то время реформатор в России М.М. Сперанский. «Ложа сия, председательствуемая в тот день Сперанским, – писал позднее М.Л. Магницкий, – состояла из Фесслера, Дерябина, Пезаровиуса, Злобина, Гогеншильда и Розенкампфа»745.
Сам М.М. Сперанский в подписке о непринадлежности к тайным обществам после их закрытия в 1822 году утверждал, что в связи с рассмотрением в 1810 году масонских дел в Особом комитете, членом которого он был назначен, ему действительно пришлось «с ведома правительства» принять посвящение в домашней частной ложе И.А. Фесслера. Ложа эта не имела ни своего названия, ни постоянства и посетил он ее всего лишь два раза746.
Другой член этой ложи М.Л. Магницкий отмечал, что И.А. Фесслер систематически и прямо нападал на христианство и во всеуслышание заявлял, что Иисус Христос был никто иной, как сын ессеянина, обманывавший народ для утверждения своего учения747.
Ложа Фесслера интересна для нас прежде всего тем, что именно в ней, судя по всему, как раз и родились широко известные ныне планы М.М. Сперанского по объединению всех масонских лож в стране в одну подчиненную государству структуру, а также реформирование на масонский лад Русской православной церкви. Как сообщает в своих мемуарах член ложи «Полярная звезда» Леопольд-Август Гауеншильд, по прямому совету И.А. Фесслера «предполагалось основать масонскую ложу с филиальными ложами по всей империи, в которую были бы обязаны вступать наиболее способные из духовных лиц всех сословий»748.
Любопытное указание о планах М.М. Сперанского по реформированию православной церкви можно найти в биографии барона Штейна (автор – некто Перец) на немецком языке749. Опубликованы были в 1851 году в Лейпциге и воспоминания самого И.А. Фесслера, где он называет некоторых неизвестных из других источников новых членов своего кружка (М.М. Балугьянский, Е.Е. Эллизен, Х.А. Бек, А. Тургенев). Заслуживает внимания и оговорка, которую делает здесь И.А. Фесслер, что некоторых из членов его кружка, ввиду их высокого общественного положения в России, он назвать не может из соображений скромности750. И хотя источниковая база для каких-либо твердых выводов явно недостаточна, все это действительно похоже на правду. Ведь идеи такого рода, как мы знаем, были весьма и весьма близки тогдашнему умонастроению Александра I.
«Я замечал сколько раз в Его Величестве, – вспоминал в январе 1831 года князь А.Б. Голицын, – наклонность к всеобщей религии, которая его поставляла в некоторое недоверие к греко-российской церкви. Изданием «Сионского вестника» и учением И.А. Фесслера государь думал понять настоящий христианский дух, вывести нечувствительно из спасительных форм нашей церкви внутреннее христианство и быть орудием всех церквей»751. Похоже, что при поддержке императора М.М. Сперанский действительно пытался преобразовать нашу православную церковь на масонский лад и первым шагом в этом направлении должно было стать широкое вовлечение православных священников в масонские ложи. Дело дошло до того, что Александр I даже обещал М.М. Сперанскому поставить «Полярную звезду» во главе всех других масонских лож в России752.
В своих планах М.М. Сперанский не был одинок. Помимо императора, взгляды его всецело поддерживались как французскими ложами, так и розенкрейцерами новиковского круга. А.И. Серков даже пишет о сформировавшемся блоке А.А. Жеребцова – М.М. Сперанского и Н.И. Новикова, что похоже на правду. Но была еще и оппозиция, силу которой придавало то обстоятельство, что исходила она не столько от братьев-масонов консервативных лож так называемой «шведской системы» и розенкрейцеров – сторонников И.А. Поздеева, но и большей части русского дворянства той поры, отнюдь не разделявшего реформаторских планов императора.
Падение Сперанского положило конец его планам буржуазных преобразований в России. В марте 1812 года, как известно, он был отправлен в ссылку753.
Еще раньше 22 июня 1810 года вынужден был оставить службу в Петербургской духовной академии и И.-А. Фесслер. Получив при поддержке тогда еще находившегося у власти М.М. Сперанского звание корреспондента при Комиссии составления законов, он уехал в феврале 1811 года в Вольск Саратовской губернии, где и преподавал в частном учебном заведении. В 1813 году он поселился в Саратове.
В 1818 году А.Н. Голицын назначил его духовным председателем провинциальной Саратовской консистории для лиц евангелического вероисповедания754.
И.-А. Фесслер и М.М. Сперанский вынуждены были, таким образом, удалиться из Петербурга. Однако идея их о реформировании православной церкви не была забыта и получила неожиданное воплощение в деятельности Библейского общества в России (учреждено 6 декабря 1812 года)755.
Цель общества, как она декларировалась его учредителями, состояла в издании и распространении Библии в народе. Инициатива учреждения общества исходила от английских масонов. Неудивительно, что и в России деятельность Библейского общества всецело контролировалась и направлялась братьями вольными каменщиками.
Президентом Библейского общества с подачи императора стал главноуправляющий духовным ведомством масон князь А.Н. Голицын. Секретарями общества – такие же масоны В.М. Попов и А.И. Тургенев756.
Библейское общество – это первое в России экуменическое общество, где рядом с деистом, атеистом, масоном-мистиком сидели английские квакеры и методисты, католические патеры и пасторы лютеранские, а между ними православные архиереи: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий, архиепископ Минский и Литовский Серафим – ученик московских розенкрейцеров, впоследствии знаменитый митрополит Московский, ставший затем поборником православия и сильно почитаемый москвичами, ныне канонизированный Русской православной церковью. В то время, впрочем, он находился под влиянием князя А.Н. Голицына и некоторых мистиков, в первую очередь Лабзина, в ложе которого «Умирающий сфинкс» он тогда состоял757.
Здесь же в Библейском обществе мы видим также министра внутренних дел О.П. Козадавлева, обер-прокурора Святейшего синода князя Мещерского, будущего министра народного просвещения при Николае I графа С.С. Уварова и других масонов – видных деятелей правительственной администрации того времени.
Деятельное участие в работе Библейского общества в России принимали агенты британского Библейского общества Пинкертон, Патерсон и пасторы Питт, Шейрль и другие.
Но вернемся к первым масонским ложам Александровского царствования.
Наряду с розенкрейцерами и ложами французского обряда весьма уверенно заявили в это время о себе и шведские ложи.
Первым шагом на пути возрождения шведских лож в России стало открытие 11 октября 1805 года в Петербурге ложи «Александра благотворительности к коронованному пеликану». Масонская легенда гласит, что открытие ее стало возможным в результате разрешения, якобы полученного в 1804 году директором канцелярии Рижского военного губернатора А.С. Сергеевым. Согласно другой версии, еще раньше в 1803 году такое разрешение получил префект Капитула «Феникса» для лож шведского обряда И.В. Бебер. «То, что Вы говорите мне о масонстве, – якобы заявил ему император, – обязывает меня не только оказывать ему покровительство, но и просить меня принять в число франкмасонов. Считаете ли Вы это возможным?» – якобы спрашивал Александр I. «Государь, – отвечал Бебер, – я не имею права сам дать ответ Вашему Величеству. Я соберу масонов Вашей столицы, объявлю им о Вашем желании и убежден, они поспешат исполнить его». Вскоре, то есть в этом же 1803 году Александр I якобы действительно получил посвящение. Однако верить этому сообщению едва ли возможно, так как И.В. Бебер в своей записке «Несколько замечаний о масонстве в России» (1815 год) однозначно относил возобновление масонских лож шведской системы в Петербурге к 1805 году758. Что же касается версии о принадлежности Александра I к шведскому масонству, то В.И. Семевский находил ее весьма сомнительной759.
Как бы то ни было, 11 октября 1805 года состоялось второе рождение еще одной екатерининской ложи «Пеликан» (1783 год)760, правда под несколько видоизмененным названием в честь Александра I – «Александра благотворительности к коронованному пеликану». Отличительным знаком братьев, принадлежавших к этой ложе, был серебряный иоанновский крест, украшенный золотым солнечным сиянием, в центре которого было изображение коронованного пеликана, кормящего своих птенцов. Возглавил ложу уже известный нам И.В. Бебер.
К 1809 году ложа эта настолько разрослась, что было решено выделить из нее 1 июня еще одну шведскую ложу – «Елизаветы к добродетели» (названа в честь жены Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны). Возглавил ее уже упоминавшийся выше старый масон екатерининского времени Александр Сергеевич Сергеев. Отличительным знаком ложи была золотая пятиконечная звезда. Как и в ложе «Соединенных друзей», в составе ее преобладала петербургская знать.
22 мая 1810 года от ложи «Александра благотворительности к коронованному пеликану» отпочковалась еще одна ложа – «Петра к правде», куда вошла по преимуществу немецкоязычная петербургская интеллигенция, чиновники, купцы, врачи, ремесленники, торговцы. Возглавил ее известный в то время врач Обуховской больницы Иоганн-Георг (Егор Егорович) Эллизен. Все три ложи работали по одним и тем же шведским актам и имели одну общую кассу. Для общего же управления ими в том же 1810 году была образована Великая Директориальная ложа «Владимира к порядку». Гроссмейстером ее и стал И.В. Бебер, который исполнял эту должность до 1815 года. Общее число масонов «шведской системы» в 1810 году составляло 114 человек.
Как и во второй половине XVIII века, пополнялись шведские ложи преимущественно представителями старого родовитого русского барства: князья Голицыны, Гагарины, Волконские, Долгорукие, Лобановы-Ростовские, Трубецкие, графы Апраксины, Разумовские, Строгановы, Толстые, Чернышевы, Шуваловы, а также Нарышкины, Бороздины, Римские-Корсаковы, Ланские и др. В дни официальных собраний Директориальной ложи «Владимира к порядку» перед домом, где обычно собирались масоны, стояло до 200 экипажей761.
Всего в 1810 году в Петербурге насчитывалось до 239 масонов плюс 25 почетных членов масонских лож. Примерно столько же было, скорее всего, и в других городах762. Итого около 500 братьев. По тем временам это была уже немалая сила.
* * *
К истории масонства в России. Перевод с немецкой неизданной рукописи // Русская старина. 1882, ?9. С.544.
Семевский В.И. Декабристы-масоны // Минувшие годы. 1908, ?2. С.12.
Записка о мартинистах, представленная в 1811 году графом Ф.В.Ростопчиным великой княгине Екатерине Павловне // Русский архив. 1875, ?9. С.75.
Шумигорский Е.С. Император Павел I и масонство // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.151.
Там же. С.150.
Перминов П.В. Под сенью восьмиконечного креста. Мальтийский орден и его связи с Россией. М., 1991.
Андреев А., Захаров В., Настенко И. История Мальтийского ордена. М., 1999. С.290.
Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Изд. 4-е. СПб, 1908. С.297.
Перминов П.В. Под сенью восьмиконечного креста. Мальтийский орден и его связи с Россией. М., 1991. С.130.
Там же. С.131.
Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX веков. Пг., 1916. С.522.
Сахаров В. Калигулы последний час. Император Павел I и вольные каменщики // Родина. 1997, ?7. С.39.
Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731–1996. М., 1996. С.54.
Соловьев О.Ф. Русское масонство. 1730–1917. М., 1993. С.82–83.
Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731–1996. М., 1996. С.54.
Сахаров В. Калигулы последний час. Император Павел I и вольные каменщики // Родина. 1997, ?7. С.40.
Марков Н.Е. Войны темных сил. М., 1993. С.81.
Шумигорский Е.С. Император Павел I и масонство // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.152.
Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731–1996. М., 1996. С.54.
Серков А.И. «Племянник» Н.И.Новикова – А.Ф.Лабзин // Масоны и масонство. Вып.3. М., 1998. С.28.
Семевский В.И. Декабристы-масоны // Минувшие годы. 1908, ?3. С.129.
Серков А.И. «Племянник» Н.И.Новикова – А.Ф.Лабзин // Масоны и масонство. Вып.3. М., 1998. С.28.
Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.168.
Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М., 1991. С.77–78.
Соловьев О.Ф. Русское масонство. 1730–1917. М., 1993. С.89.
Кропотов П. Жизнь графа М.Н.Муравьева. СПб, 1874. Т.1. С.187.
Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.153.
Герцен А.И. Былое и думы. М., 1979. С.289.
Записки академика А.Л.Витберга // Масонство и русская культура. Сост. В.И.Новиков. М., 1998. С.275.
Новиков В.И. Предисловие // Масонство и русская культура. Сост. В.И.Новиков. М., 1998. С.27.
Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, ?1. С.208.
Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.172–173.
Там же. С.158.
Там же. С.170.
Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, ?1. С.198–199.
Бурышкин П.А. Масонство в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» // Масонство и русская культура. Сост. В.И.Новиков. М., 1998. С.344–350.
Там же. С.350.
Аксаков С.Т. Встреча с мартинистами // Аксаков С.Т. Собрание сочинений. Т.3. М., 1895. С.160–164.
Там же. С.165.
Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.159–160.
Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, ?1. С.564.
Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож Российской империи. М., 1994. С.47–50.
Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, ?1. С.565.
Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.176.
Два доноса в 1831 году. Всеподданнейшие письма А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого императору Николаю I об иллюминатах. Сообщ. Н.К.Шильдер // Русская старина. 1899, ?2. С.297–298.
Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. Т.1. СПб, 1861. С.261.
Два доноса в 1831 году. Всеподданнейшие письма А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого императору Николаю I об иллюминатах. Сообщ. Н.К.Шильдер // Русская старина. 1899, ?2. С.298.
Русская старина. 1902. Т.110. Кн.2. С.253.
Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Изд. 4-е. СПб, 1908. С.310.
Там же. С.306–309.
Два доноса в 1831 году. Всеподданнейшие письма А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого императору Николаю I об иллюминатах. Сообщ. Н.К.Шильдер // Русская старина. 1899, ?12. С.533.
Серков А.И. Русское масонство (1800–1861 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1991. С.10.
Богданович М. Падение Сперанского // Вестник Европы. 1868, ?12. С.495–505.
Пыпин А.Н. Российское библейское общество (1812–1826) // Вестник Европы. 1868. ?8, с.639–712; ?9, с.231–257; ?11, с.222–285; ?12, с.708–768.
Пыпин А.Н. Российское библейское общество (1812–1826) // Вестник Европы. 1868. ?8, с.662.
Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. М., 1998. С.326.
Семевский В.И. Декабристы-масоны // Минувшие годы. 1908, ?2. С.13–14.
Там же. С.16.
Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.168.
К.Л...р. К истории масонства в России. Перевод Н.С.Иванина // Русская старина. 1882. ?9. С.546.
Соловьев О.Ф. Русское масонство. 1730–1917. М., 1993. С.93.