На улице грохот, скрежет, вой: с Измайловского проспекта с мясом сдирают
трамвайные пути, а мы сидим в Свято-Троицком Измайловском соборе, в кабинете
у протодиакона Сергия Шалберова, рассматриваем фотографии, на которых
родная деревня отца Сергия, и такой тишиной, таким покоем веет от этих
снимков…
Вот деревенский крестный ход: идут бабушки гуськом по лесу, лица праздничные,
просветленные… Вот молебен у святого источника: и батюшка, и прихожанки
погружены в тихую молитву…
— У нас в Шапках вообще-то три источника, — поясняет отец диакон. — Этот
— самый дальний. Его и коренные шапкинцы очень любят, и приезжие… Целебный!
Я сам был свидетелем исцелений, и не раз. Моему соседу врачи напророчили
смерть через два-три года — мол, все, безнадежен… А он живет да живет,
ничего не пьет, кроме шапкинской водички, и на здоровье не жалуется. И
ездят к нам за этой водой, ездят, и конца-краю нет — и это хорошо, да
только кто горожанам объяснит, что нужно следить за порядком? Столько
мусора оставляют после себя эти, с позволения сказать, паломники, что
один из источников уже почти загублен. Надо бы часовенку там поставить,
чтобы хоть совесть в людях заговорила: все-таки место святое, Богом дарованное,
вода дивная, целебная. Тут не мусорить надо, а Господа славить за такой
дар! А вообще-то я очень доволен тем, что в Петербурге знают о наших источниках:
пусть прикоснутся к нашей святыне. Православная вера — такой же живоносный
источник, к ней тоже надо припадать в духовной жажде — и исцеления не
замедлят.
— А откуда такое название — Шапки? Как услышишь его, так улыбнешься
невольно…
— А это от местности. Холмистая такая местность: гряда холмов тянется
от Мги до Любани — они у нас, как шапки, возвышаются. Вот, между прочим,
любопытный факт: по документам мы одно время назывались селом Покровским
— по главному нашему храму. Но не прижилось это название: Шапки — и только!
Шапкинцы мы. Впрочем, скоро, видимо, снимут наши шапки-холмы все до единого:
они же песчаные, а песок для строящегося города необходим… Что тут поделаешь…
— А храм Покровский сохранился ли?
— С ним такая история: был у нас большой, красивый храм во имя Покрова
Богородицы, да незадолго до революции сгорел — видимо, в предзнаменование
будущих бед… Пока его отстраивали, церковь временно перенесли в небольшой
павильончик… Во время войны Покровский храм опять разрушили, и с тех пор
жила деревня без церкви. А в начале 90-х годов захотелось шапкинцам вернуться
к Богу — тут мы и вспомнили, что павильончик прежде служил временным храмом…
Там в советское время был клуб (и я туда, каюсь, на танцы бегал), к нему
пристройку сделали после войны, чтобы танцевать было просторней, — но
в 1991 году эта пристройка сама собой обрушилась. Мы это поняли так, что
церковь очистилась от скверны и теперь только ждет, когда возобновятся
службы. И они возобновились.
— А прихожан-то набралось много?
— Вы помните 1992 год? Кругом развал, никому ни до чего нет дела… И я
тоже думал: кому наш храм будет нужен? А давай-ка спросим у людей! Я сажусь
на мотоцикл, приезжаю в соседнюю деревню… Выходит навстречу бабушка, лет,
наверное, 90, и со слезами говорит: «Да мы вас только и ждем, ангелы наши!
Наконец-то храм вернётся!» Я никогда не думал, что память о Боге так долго
хранится в народе. Нет: слово «крестьянин» от слова «христианин» произошло
— не надо об этом забывать. Словом, отступать нам было уже нельзя, но
ведь и средств не было. Никаких! Я предложил собираться на руинах временного
храма и читать акафист. Сначала четверо откликнулись, потом пятеро, через
пару месяцев уже больше десяти человек пришли. Я пошел к приснопамятному
владыке Иоанну и зарегистрировал общину. Но средств-то нет. А мы все молимся,
молимся — и происходит чудо. Звонит наш депутат, директор совхоза Валерий
Васильевич Сазонов, и говорит: «Я по убеждению коммунист, но считаю, что
с религией партия что-то напутала; я буду вам помогать!».
И мне кажется, что здесь нас Господь удержал от серьезной ошибки, которую
сейчас многие совершают… Наши благочестивые предки к стенам храмов относились
спокойно, без излишней восторженности. Помните историю Исаакиевского собора?
Была деревянная церковь — ее сломали, построили каменную, потом каменная
стала мала — ее сломали, построили другую, побольше, — и так, пока не
вырос нынешний великий собор. Ломали, не дрогнув душой, потому что Церковь
— это не стены, Церковь — это люди! Это сообщество людей, соединенных
в духе. К сожалению, сейчас так бывает: власти говорят: «Берите руины!»
— мы и берем… А вот людей-то где взять? Где найти подвижников? И получается:
церкви строятся-строятся, а молиться в них вроде и некому. Слава Богу,
что в Шапках такого не было. Все началось с молитвы, и Господь эту молитву
услышал. А помощник наш, Валерий Васильевич, сейчас уже ушел с депутатского
поста и живет у нас в Шапках. Господь ему за старания явил помощь: у его
сына 10 лет не было детей. И вот он начал церковь строить, и вскоре невестка
родила ему внука. Счастлив дед!.. Вот вам и коммунист! Коммунисты разные
бывают.
— Шапки, наверное, древнее село?
— О, даже очень! Рядом с Шапками есть гора под названием Царицына. Откуда
такое название? А там прежде стоял древний монастырь, где одной из насельниц
была бывшая царица, насильно постриженная жена Ивана Грозного. Это доподлинно
известно: археологи нашли плиту с ее могилы… А еще неподалеку от нашего
села в XVI веке подвизался прп. Макарий Римлянин — подвижник редкой судьбы.
Житель Рима, он своим умом понял неправду католичества, ушел на Русь,
в Новгород, монашествовал на Валааме в учениках у славного Александра
Свирского… Преподобный и благословил его на житье в этой пустыни… И вот
что любопытно: вам, наверное, тоже доводилось бывать на Валааме, где начинал
свой подвиг св. Александр, — там дух захватывает от великолепия Божиего
творения, и душа сама собой начинает славить Бога. А преподобный Макарий
куда удалился от такой красоты? На неприметный, крохотный островок посреди
болота, где и глазу не за что зацепиться. Стоят чахлые березки какие-то
— и больше ничего… Мне кажется — это он нарочно такое место выбрал — чтобы
усугубить подвиг.
— Да, славное место Шапки!.. Я слышал, что там и в XIX веке любили
отдыхать петербуржцы…
— Конечно. У нас и Петр Ильич Чайковский бывал часто, и другие знаменитости…
Я вам так скажу: Шапки по всему миру славны! Не смейтесь, это правда.
Не так давно мне довелось побывать в Африке, в Республике Кения. Не успел
я туда приехать, как братья наши чернокожие обокрали меня до нитки, так
что мне и хлеба было купить не на что. И что же вы думаете: обратился
я за помощью к одной русской семье (тоже туристы)… И вдруг оказывается,
что супруга — родом из Шапок! Моя односельчанка посреди Африки! И кроме
помощи мне, грешному, получил я от этой семьи большую старинную храмовую
икону — Казанский образ Божией Матери. Он теперь помещается в нашем Шапкинском
храме и весьма почитаем прихожанами… Приезжайте, помолитесь вместе с нами!
Очень тихо у нас, а тишина — первое условие для настоящей молитвы… У нас
ключи бьют святые, у нас земли древние… Приезжайте, если сможете, на Покров,
к нашему престольному празднику — будем рады вас видеть!
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
Доехать до деревни Шапки можно электричкой с Московского вокзала.
Опубликовано в газете «Православный Санкт-Петербург»,
№10 (190), 2007