Перфекционизм (от фр. perfection) – убежденность в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Само понятие перфекционизма возникло в протестантской среде XIX века, позже трансформировалось в классический перфекционизм И. Канта, Г. Лейбница, марксистов и подразумевало, прежде всего, внутреннее совершенствование в нравственности, развитие талантов и дарований. Ницшеанское сверхчеловечество есть тоже перфекционизм своего рода.
В чем же разница между учением, заключенным в словах Христа: “Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф.5:48) и классическим перфекционизмом? В христианстве добром считается лишь то, что делается исключительно и во имя Бога, а совершенствованием – очищение себя при помощи свыше от всех видов порочности нашей природы: “Вскоре усмотришь, что нет никакого согласия между Евангельским добром и добром падшего человеческого естества. Добро нашего падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают ее с ядом. Хранись делать добро падшего естества! Делая это добро, разовьешь свое падение, разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами” (свт. Игнатий Брянчанинов “Приношение современному монашеству”). Следует признать, что, с точки зрения христианства, любое самое правильное и доброе дело не является совершенным, т.к. отравлено нашим личным несовершенством. Компенсируется подобный изъян смирением и самоукорением. В перфекционизме, как правило, целью ставится повышение абстрактной нравственности индивидуума силами и ресурсами самого падшего человечества без всяких дополнительных рассуждений.
Современный же перфекционизм отличается от классического. Он выродился в значительной степени до высоких бытовых стандартов повседневной жизни, мышления в терминах “все или ничего”, излишней концентрации на неудачах и ригидности. По мнению Гордона Флетта, профессора психологии из Йоркского университета г. Торонто, перфекционизм является психическим расстройством, выражающимся в особого рода “зацикленности на мелочах” и в попытках довести любое дело до некоего идеала, “совершенства”. Такие люди невыносимы, как правило, для окружения, не имеют друзей и не допускают мысли, что психически больны, в глубине сердца крайне горделивы и считают себя особыми, достойными. Их достаточно везде, в том числе и в сфере образования (“синдром отличницы”, выражающийся в гонке за высокими оценками, опасении потерять статус “умницы” или не оправдать надежды родителей и учителей, сильнейшем желании поступить в престижный ВУЗ), и в маниакальном туризме, а также в стремлении бесконечно делать себя красивее либо через фитнес, либо через многочисленные пластические операции. В карьере (здесь особенно часто перфекционистов подстерегает невроз и депрессия) это заболевание проявляется в доведенной до абсурда ответственности, когда человек искренне считает, что никто, кроме него, не в состоянии выполнить правильно данную работу, пытается часами довести самое мелочное поручение до “совершенства” и в конечном итоге оказывается неэффективным работником. На Западе ярко выраженные перфекционисты работают только в команде и под надзором тайм-менеджеров.
Отметим, что, потеряв вторую часть слов Христа “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф.5:48), первую часть со временем человечество примитивизировало донельзя. Еще Кальвин провозгласил доктрину о том, что показателем предизбранности человека ко спасению является его успех в профессиональной деятельности, откуда развились современные представления о рынке, конкуренции и личном успехе в западном обществе. Посмотрите, к чему может привести ошибочная протестантская догматика! И если позднее, у философов, звучат мысли хотя бы о повышении нравственности, развитии общечеловеческих добродетелей и талантов, то современный перфекционизм – это безудержное стремление к предельному материальному комфорту, телесной красоте и высокому положению в обществе. Достигший этих целей “совершенен”.
Этот бытовой и самовлюбленный перфекционизм, болезненное самовыражение, религию общества потребления едко и остроумно высмеял Чак Паланик в книге “Бойцовский Клуб”, талантливо экранизированной в 1999г. Дэвидом Финчером. Главный герой книги – постепенно сходящий с ума среди урбанистического окружения белый воротничок – перфекционист, который осознаёт, что потратил всю свою жизнь на покупку кофейных столиков дизайна “Ньюрунда”, мягких уголков “Хапаранда” дизайна Эрики Пекари, кресел “Йоханнесов”, обитых полосатым драпом “Штинне”, бумажных фонариков “Рислампа-Хар”, обтянутых неотбеленной бумагой, коробок для шляп “Хемлиг”, настенных часов “Видьд” из оксидированной стали (как я мог обойтись без них? – спрашивает сам себя герой книги), набора покрывал “Моммала” дизайна Томаса Харила и прочего бесчисленного высокостандартного барахла. “Не хочу больше быть укомплектованным, не хочу больше быть довольным, не хочу больше быть самим совершенством”” – восклицает он и выбирает путь разрушения для того, чтобы освободиться от тирании перфекционизма и культа модных брендов, для того, чтобы перестать быть жвачным животным, “потребителем”.
Конечно, данная проблема не решается взрывом собственной квартиры динамитом, организацией бойцовского клуба и террористического проекта “Разгром”. Только правильное догматически, православное обращение к Христу освобождает от власти мира сего: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11:28). Жизнь в Церкви, очищение души от страстей и пороков благодатью Святого Духа, добротворение во Христе – вот путь подлинной свободы человека и самовыражения через любовь к Богу. Но факт огромной популярности до сих пор, как книги, так и фильма (на одном только молодежном сайте “ВКОНТАКТЕ” в группах, посвященных этому фильму, состоят более 11000 человек), ставшего своего рода манифестом, свидетельствует о насущности проблемы. Люди чувствуют правду языка искусства, острие протеста, но, увы, как и Тайлер Дёрден, зачастую не видят правильного решения, в чем есть вина и духовенства.
Опасную поглощенность современного общества благами мира сего бичует и невероятно популярная трилогия “Матрица”, первый и самый удачный фильм которой вышел на экраны тоже в 1999 г. Интересное совпадение и нумерология заодно. В фильме наша цивилизация представлена чудовищно порабощенной (люди-батарейки) и удерживаемой в этом состоянии ложью чувственных наслаждений несуществующего в реальности мира.
Осуждается перфекционизм как бездушный карьеризм и утонченный вещизм и в романе Лорен Уайзбергер “Дьявол носит Прада” – все наши симпатии однозначно на стороне Андреа, которая освобождается от чар гламурной жизни перфекционистки, предпочитая ей личную свободу, жизнь и человечность.
По моему мнению, современный перфекционизм есть ни что иное, как тирания, религия 21 века, культ современного человечества, объединяющий по всему миру общины стремящихся к “совершенству” в сотни миллионов человек. Храмы культа – бутики и супермаркеты, где происходит постоянный “праздник потребления”, где жаждущие могут “причаститься” и меняются потраченные в работе часы на очередные модные кофейные столики и бумажные фонарики, расставленные на площадках по законам психологического воздействия специалистами… Жрецы культа – бренд-менеджеры, которые продвигают на рынок пленительные для глаза изящные наименования. Один из ведущих специалистов в данной области, Самвел Аветисян, на вопрос корреспондента журнала “Эксперт”, является ли бренд-менеджер чем-то вроде мессии, скромно отвечает: “Скорее пастырь, духовник, как бы цинично это ни звучало. И сегодня человек по воскресеньям, минуя церковь, посещает IKEA, решая, по сути, те же психотерапевтические задачи”. Заметьте, что эта контртрадиция основана на перевернутом и искаженном стремлении человека к духовному совершенству, представляет собой подмену ценностей и, как мне кажется, является идеальной, не обремененной вообще никакой моралью средой для живого антихристианства.
При написании статьи были использованы материалы свободных источников и интервью с Павлом Бусалаевым “Псевдолитургийность гипермаркетов. Святое без Бога”.