Перфекционизм – религия 21 века?

иеро­мо­нах Спи­ри­дон (Балан­дин)

Пер­фек­ци­о­низм (от фр. perfection) – убеж­ден­ность в том, что совер­шен­ство­ва­ние, как соб­ствен­ное, так и других людей, явля­ется той целью, к кото­рой должен стре­миться чело­век. Само поня­тие пер­фек­ци­о­низма воз­никло в про­те­стант­ской среде XIX века, позже транс­фор­ми­ро­ва­лось в клас­си­че­ский пер­фек­ци­о­низм И. Канта, Г. Лейб­ница, марк­си­стов и под­ра­зу­ме­вало, прежде всего, внут­рен­нее совер­шен­ство­ва­ние в нрав­ствен­но­сти, раз­ви­тие талан­тов и даро­ва­ний. Ниц­ше­ан­ское сверх­че­ло­ве­че­ство есть тоже пер­фек­ци­о­низм своего рода.

В чем же раз­ница между уче­нием, заклю­чен­ным в словах Христа: “Итак, будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный” (Мф.5:48) и клас­си­че­ским пер­фек­ци­о­низ­мом? В хри­сти­ан­стве добром счи­та­ется лишь то, что дела­ется исклю­чи­тельно и во имя Бога, а совер­шен­ство­ва­нием – очи­ще­ние себя при помощи свыше от всех видов пороч­но­сти нашей при­роды: “Вскоре усмот­ришь, что нет ника­кого согла­сия между Еван­гель­ским добром и добром пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства. Добро нашего пад­шего есте­ства пере­ме­шано со злом, а потому и само это добро сде­ла­лось злом, как дела­ется ядом вкус­ная и здо­ро­вая пища, когда пере­ме­шают ее с ядом. Хра­нись делать добро пад­шего есте­ства! Делая это добро, разо­вьешь свое паде­ние, разо­вьешь в себе само­мне­ние и гор­дость, достиг­нешь бли­жайше го сход­ства с демо­нами” (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов “При­но­ше­ние совре­мен­ному мона­ше­ству”). Сле­дует при­знать, что, с точки зрения хри­сти­ан­ства, любое самое пра­виль­ное и доброе дело не явля­ется совер­шен­ным, т.к. отрав­лено нашим личным несо­вер­шен­ством. Ком­пен­си­ру­ется подоб­ный изъян сми­ре­нием и само­уко­ре­нием. В пер­фек­ци­о­низме, как пра­вило, целью ста­вится повы­ше­ние абстракт­ной нрав­ствен­но­сти инди­ви­ду­ума силами и ресур­сами самого пад­шего чело­ве­че­ства без всяких допол­ни­тель­ных рас­суж­де­ний.

Совре­мен­ный же пер­фек­ци­о­низм отли­ча­ется от клас­си­че­ского. Он выро­дился в зна­чи­тель­ной сте­пени до высо­ких быто­вых стан­дар­тов повсе­днев­ной жизни, мыш­ле­ния в тер­ми­нах “все или ничего”, излиш­ней кон­цен­тра­ции на неуда­чах и ригид­но­сти. По мнению Гор­дона Флетта, про­фес­сора пси­хо­ло­гии из Йорк­ского уни­вер­си­тета г. Торонто, пер­фек­ци­о­низм явля­ется пси­хи­че­ским рас­строй­ством, выра­жа­ю­щимся в осо­бого рода “зацик­лен­но­сти на мело­чах” и в попыт­ках дове­сти любое дело до неко­его идеала, “совер­шен­ства”. Такие люди невы­но­симы, как пра­вило, для окру­же­ния, не имеют друзей и не допус­кают мысли, что пси­хи­че­ски больны, в глу­бине сердца крайне гор­де­ливы и счи­тают себя осо­быми, достой­ными. Их доста­точно везде, в том числе и в сфере обра­зо­ва­ния (“син­дром отлич­ницы”, выра­жа­ю­щийся в гонке за высо­кими оцен­ками, опа­се­нии поте­рять статус “умницы” или не оправ­дать надежды роди­те­лей и учи­те­лей, силь­ней­шем жела­нии посту­пить в пре­стиж­ный ВУЗ), и в мани­а­каль­ном туризме, а также в стрем­ле­нии бес­ко­нечно делать себя кра­си­вее либо через фитнес, либо через мно­го­чис­лен­ные пла­сти­че­ские опе­ра­ции. В карьере (здесь осо­бенно часто пер­фек­ци­о­ни­стов под­сте­ре­гает невроз и депрес­сия) это забо­ле­ва­ние про­яв­ля­ется в дове­ден­ной до абсурда ответ­ствен­но­сти, когда чело­век искренне счи­тает, что никто, кроме него, не в состо­я­нии выпол­нить пра­вильно данную работу, пыта­ется часами дове­сти самое мелоч­ное пору­че­ние до “совер­шен­ства” и в конеч­ном итоге ока­зы­ва­ется неэф­фек­тив­ным работ­ни­ком. На Западе ярко выра­жен­ные пер­фек­ци­о­ни­сты рабо­тают только в команде и под над­зо­ром тайм-мене­дже­ров.

Отме­тим, что, поте­ряв вторую часть слов Христа “Итак будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный” (Мф.5:48), первую часть со вре­ме­нем чело­ве­че­ство при­ми­ти­ви­зи­ро­вало донельзя. Еще Каль­вин про­воз­гла­сил док­трину о том, что пока­за­те­лем пре­диз­бран­но­сти чело­века ко спа­се­нию явля­ется его успех в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, откуда раз­ви­лись совре­мен­ные пред­став­ле­ния о рынке, кон­ку­рен­ции и личном успехе в запад­ном обще­стве. Посмот­рите, к чему может при­ве­сти оши­боч­ная про­те­стант­ская дог­ма­тика! И если позд­нее, у фило­со­фов, звучат мысли хотя бы о повы­ше­нии нрав­ствен­но­сти, раз­ви­тии обще­че­ло­ве­че­ских доб­ро­де­те­лей и талан­тов, то совре­мен­ный пер­фек­ци­о­низм – это без­удерж­ное стрем­ле­ние к пре­дель­ному мате­ри­аль­ному ком­форту, телес­ной кра­соте и высо­кому поло­же­нию в обще­стве. Достиг­ший этих целей “совер­ше­нен”.

Этот быто­вой и само­влюб­лен­ный пер­фек­ци­о­низм, болез­нен­ное само­вы­ра­же­ние, рели­гию обще­ства потреб­ле­ния едко и ост­ро­умно высмеял Чак Пала­ник в книге “Бой­цов­ский Клуб”, талант­ливо экра­ни­зи­ро­ван­ной в 1999г. Дэви­дом Фин­че­ром. Глав­ный герой книги – посте­пенно схо­дя­щий с ума среди урба­ни­сти­че­ского окру­же­ния белый ворот­ни­чок – пер­фек­ци­о­нист, кото­рый осо­знаёт, что потра­тил всю свою жизнь на покупку кофей­ных сто­ли­ков дизайна “Нью­рунда”, мягких угол­ков “Хапа­ранда” дизайна Эрики Пекари, кресел “Йохан­не­сов”, обитых поло­са­тым драпом “Штинне”, бумаж­ных фона­ри­ков “Рислампа-Хар”, обтя­ну­тых неот­бе­лен­ной бума­гой, коро­бок для шляп “Хемлиг”, настен­ных часов “Видьд” из окси­ди­ро­ван­ной стали (как я мог обой­тись без них? – спра­ши­вает сам себя герой книги), набора покры­вал “Моммала” дизайна Томаса Харила и про­чего бес­чис­лен­ного высо­ко­стан­дарт­ного барахла. “Не хочу больше быть уком­плек­то­ван­ным, не хочу больше быть доволь­ным, не хочу больше быть самим совер­шен­ством”” – вос­кли­цает он и выби­рает путь раз­ру­ше­ния для того, чтобы осво­бо­диться от тира­нии пер­фек­ци­о­низма и культа модных брен­дов, для того, чтобы пере­стать быть жвач­ным живот­ным, “потре­би­те­лем”.

Конечно, данная про­блема не реша­ется взры­вом соб­ствен­ной квар­тиры дина­ми­том, орга­ни­за­цией бой­цов­ского клуба и тер­ро­ри­сти­че­ского про­екта “Раз­гром”. Только пра­виль­ное дог­ма­ти­че­ски, пра­во­слав­ное обра­ще­ние к Христу осво­бож­дает от власти мира сего: “При­дите ко Мне все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас” (Мф. 11:28). Жизнь в Церкви, очи­ще­ние души от стра­стей и поро­ков бла­го­да­тью Свя­того Духа, доб­ро­тво­ре­ние во Христе – вот путь под­лин­ной сво­боды чело­века и само­вы­ра­же­ния через любовь к Богу. Но факт огром­ной попу­ляр­но­сти до сих пор, как книги, так и фильма (на одном только моло­деж­ном сайте “ВКОН­ТАКТЕ” в груп­пах, посвя­щен­ных этому фильму, состоят более 11000 чело­век), став­шего своего рода мани­фе­стом, сви­де­тель­ствует о насущ­но­сти про­блемы. Люди чув­ствуют правду языка искус­ства, острие про­те­ста, но, увы, как и Тайлер Дёрден, зача­стую не видят пра­виль­ного реше­ния, в чем есть вина и духо­вен­ства.

Опас­ную погло­щен­ность совре­мен­ного обще­ства бла­гами мира сего бичует и неве­ро­ятно попу­ляр­ная три­ло­гия “Мат­рица”, первый и самый удач­ный фильм кото­рой вышел на экраны тоже в 1999 г. Инте­рес­ное сов­па­де­ние и нуме­ро­ло­гия заодно. В фильме наша циви­ли­за­ция пред­став­лена чудо­вищно пора­бо­щен­ной (люди-бата­рейки) и удер­жи­ва­е­мой в этом состо­я­нии ложью чув­ствен­ных насла­жде­ний несу­ще­ству­ю­щего в реаль­но­сти мира.

Осуж­да­ется пер­фек­ци­о­низм как без­душ­ный карье­ризм и утон­чен­ный вещизм и в романе Лорен Уай­з­бер­гер “Дьявол носит Прада” – все наши сим­па­тии одно­значно на сто­роне Андреа, кото­рая осво­бож­да­ется от чар гла­мур­ной жизни пер­фек­ци­о­нистки, пред­по­чи­тая ей личную сво­боду, жизнь и чело­веч­ность.

По моему мнению, совре­мен­ный пер­фек­ци­о­низм есть ни что иное, как тира­ния, рели­гия 21 века, культ совре­мен­ного чело­ве­че­ства, объ­еди­ня­ю­щий по всему миру общины стре­мя­щихся к “совер­шен­ству” в сотни мил­ли­о­нов чело­век. Храмы культа – бутики и супер­мар­кеты, где про­ис­хо­дит посто­ян­ный “празд­ник потреб­ле­ния”, где жаж­ду­щие могут “при­ча­ститься” и меня­ются потра­чен­ные в работе часы на оче­ред­ные модные кофей­ные сто­лики и бумаж­ные фона­рики, рас­став­лен­ные на пло­щад­ках по зако­нам пси­хо­ло­ги­че­ского воз­дей­ствия спе­ци­а­ли­стами… Жрецы культа – бренд-мене­джеры, кото­рые про­дви­гают на рынок пле­ни­тель­ные для глаза изящ­ные наиме­но­ва­ния. Один из веду­щих спе­ци­а­ли­стов в данной обла­сти, Самвел Аве­ти­сян, на вопрос кор­ре­спон­дента жур­нала “Экс­перт”, явля­ется ли бренд-мене­джер чем-то вроде мессии, скромно отве­чает: “Скорее пас­тырь, духов­ник, как бы цинично это ни зву­чало. И сего­дня чело­век по вос­кре­се­ньям, минуя цер­ковь, посе­щает IKEA, решая, по сути, те же пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские задачи”. Заметьте, что эта кон­тр­т­ра­ди­ция осно­вана на пере­вер­ну­том и иска­жен­ном стрем­ле­нии чело­века к духов­ному совер­шен­ству, пред­став­ляет собой под­мену цен­но­стей и, как мне кажется, явля­ется иде­аль­ной, не обре­ме­нен­ной вообще ника­кой мора­лью средой для живого анти­хри­сти­ан­ства.

При напи­са­нии статьи были исполь­зо­ваны мате­ри­алы сво­бод­ных источ­ни­ков и интер­вью с Павлом Буса­ла­е­вым “Псев­до­ли­тур­гий­ность гипер­мар­ке­тов. Святое без Бога”.

Пра­во­сла­вие и мир

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки