Пеший крестный ход. Особенности организации и проведения

Дмит­рий Анохин

Оглав­ле­ние


Тра­ди­ци­онно счи­та­ется, что крест­ные ходы воз­никли в IV веке в Восточ­ной Рим­ской импе­рии, а назва­ние свое полу­чили от боль­шого (так назы­ва­е­мого про­цес­си­он­ного) креста, с кото­рым неиз­менно совер­ша­ется шествие. Рас­кры­вая духов­ный смысл этого явле­ния, свя­ти­тель Симеон Солун­ский в труде «О свя­щен­но­дей­ствиях и таин­ствах цер­ков­ных» писал: «На путях и пере­крест­ках творим моле­ние для того, чтобы очи­стить все пути и рас­пу­тия, осквер­нен­ные нашими гре­хами. Подъ­ем­лем из храмов свя­щен­ные иконы, изно­сим чест­ные кресты, а иногда, где есть, и свя­щен­ней­шие мощи святых для того, чтобы освя­тить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попира­емую и осквер­ня­е­мую сто­пами греш­ни­ков».

Вырос­шая из празд­нич­ных крест­ных ходов вокруг мона­стыр­ского собора или при­ход­ского храма, эта тра­ди­ция еще до рево­лю­ции успела раз­де­литься на два направ­ле­ния: еже­год­ные ходы по уста­но­вив­шимся марш­ру­там (Вели­ко­рец­кий, Ири­нар­хов­ский, Коро­бей­ни­ков­ский) и так назы­ва­е­мые эста­фет­ные ходы, в кото­рых свя­тыню день за днем пере­да­вали по цепочке общины сосед­них сель­ских при­хо­дов. В горо­дах парал­лельно раз­ви­вался другой вид крест­ного хода — мас­со­вый одно­днев­ный. Инте­ресно, что даже на пике рево­лю­ци­он­ных собы­тий и даже еще в начале Граж­дан­ской войны раз­ре­шен­ные совет­ской вла­стью крест­ные ходы в обеих рос­сий­ских сто­ли­цах соби­рали в 1917–1918 годах десятки тысяч участ­ни­ков.

Пре­рван­ную в совет­ское время тра­ди­цию одними из первых взя­лись воз­рож­дать в сере­дине 1990‑х годов орга­ни­за­торы совре­мен­ного Вели­ко­рец­кого крест­ного хода. Их эста­фету под­хва­тили и твор­че­ски раз­вили участ­ники еже­год­ных крест­ных ходов в Диве­ево, на Белую гору, в Коро­бей­ни­ково. В начале 2000‑х годов пред­при­ни­ма­ются первые попытки орга­ни­зо­вать крест­ный ход, «скон­стру­и­ро­ван­ный» не как палом­ни­че­ство к мест­но­чти­мой свя­тыне и не как путе­ше­ствие по тра­ди­ци­он­ному, из года в год повторя­ющемуся марш­руту, а как молит­вен­ное при­но­ше­ние, при­уро­чен­ное к зна­ко­вому собы­тию в исто­рии пра­во­слав­ной России. Первым таким опытом стал крест­ный ход, про­ве­ден­ный из Ныроба в Ека­те­рин­бург в память о сослан­ном и заму­чен­ном до смерти в Ныробе в 1601 году Миха­иле Рома­нове, дяде пер­вого рус­ского царя из этого рода.

Бла­го­сло­ве­ние и «гар­мошка»

Первое, что нужно сде­лать веру­ю­щему пра­во­слав­ному чело­веку, жела­ю­щему орга­ни­зо­вать крест­ный ход, — это мак­си­мально честно отве­тить себе на два вопроса: есть ли смысл вообще делать такой крест­ный ход и есть ли воля Божия на то, чтобы именно он этим зани­мался. Так счи­тает пре­зи­дент Авто­ном­ной неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции содей­ствия в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии крест­ных ходов «Вос­хож­де­ние» Андрей Бардиж. Он пред­ла­гает отве­чать на эти вопросы не само­сто­я­тельно, а посо­ве­то­вав­шись с авто­ри­тет­ными духов­ными лицами. И только затем, в случае поло­жи­тель­ных отве­тов, сле­дует испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ния пра­вя­щих архи­ереев епар­хий, по тер­ри­то­рии кото­рых наме­чено про­ло­жить марш­рут. Если же таких епар­хий несколько — то еще и пат­ри­ар­шего бла­го­сло­ве­ния.

«За 17-летний опыт орга­ни­за­ции дли­тель­ных крест­ных ходов у меня еще ни разу не было случая, чтобы Пред­сто­я­тель отка­зал, если полу­чены все архи­ерей­ские бла­го­сло­ве­ния, — заме­чает Андрей Бардиж. — К сожа­ле­нию, в 2000‑е годы были при­меры явно неудач­ных про­ек­тов с зама­хом на обще­рос­сий­ских статус, кото­рые дис­кре­ди­ти­ро­вали саму идею крест­ного хода. Даже если у такого горе-орга­ни­за­тора на руках име­ется бумага с пись­мен­ным бла­го­сло­ве­нием пра­вя­щего архи­ерея и финан­со­вые гаран­тии полной оплаты всех рас­ход­ных статей, по пути сле­до­ва­ния немину­емы про­блемы! А на ходу исправ­лять их уже поздно: в марш­руте про­пи­саны все сроки, тра­ек­то­рия дви­же­ния опре­де­лена. Вообще я бы запре­тил допус­кать к орга­ни­за­ции крест­ных ходов лиц, хотя бы дважды само­сто­я­тельно в подоб­ных про­ек­тах не участ­во­вав­ших: у них просто нет опыта систем­ного реше­ния задач, воз­ни­ка­ю­щих по ходу пере­дви­же­ния».

Сле­ду­ю­щий крайне важный этап под­го­товки обу­слов­лен Феде­раль­ным зако­ном № 54-ФЗ «О собра­ниях, митин­гах, демон­стра­циях, шествиях и пике­ти­ро­ва­ниях» от 19.06.2004 (в редак­ции от 7 июня 2017 г.), отно­ся­щим крест­ный ход к обще­ствен­ным меро­при­я­тиям. Поэтому для полу­че­ния санк­ций на его про­ве­де­ние от госу­дар­ствен­ных вла­стей орга­ни­за­то­рам, строго говоря, сле­дует обра­щаться ко всем главам муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, через тер­ри­то­рию кото­рых про­ле­гает наме­чен­ный путь. В случае мно­го­днев­ных крест­ных ходов это десятки и даже сотни адре­сов. «Поэтому мы при­бе­гаем к упро­щен­ному меха­низму — весьма ­логич­ному и ­дока­зав­шему на прак­тике свою оправ­дан­ность, — ­рас­ска­зы­вает Бардиж. — Офи­ци­ально просим о содей­ствии глав реги­о­нов, в кото­рые входят города и районы по марш­руту пере­дви­же­ния. Конечно, губер­на­тор — чинов­ник гораздо более заня­тый по срав­не­нию с главой района или мэром города, и на наше письмо он может реа­ги­ро­вать мед­лен­нее. Зато на нем замы­ка­ются все клю­че­вые струк­туры тер­ри­то­рии. Лично у меня — а я орга­ни­зо­вал 10 мно­го­днев­ных крест­ных ходов — инци­ден­тов с орга­нами госу­дар­ствен­ной власти ни разу не воз­ни­кало. Наобо­рот, если дей­ство­вать по опи­сан­ному алго­ритму, они сами выхо­дят на орга­ни­за­то­ров и пред­ла­гают помощь».

«Мест­ную власть надо заин­те­ре­со­вать, — допол­няет Ана­то­лий Хвисюк, при­ни­мав­ший уча­стие в коор­ди­на­ции несколь­ких про­ек­тов. — Ее пред­ста­ви­тели про­яв­ляют боль­ший энту­зи­азм, если видят в обра­ще­нии фразы о воз­рож­де­нии исто­ри­че­ских тра­ди­ций, вовле­че­нии моло­дежи в пат­ри­о­ти­че­ское дви­же­ние, про­па­ганде здо­ро­вого образа жизни».

Но мало согла­со­вать само наме­ре­ние. Для окон­ча­тель­ного утвер­жде­ния в органы власти сле­дует пред­ста­вить «гар­мошку» — деталь­ный посу­точ­ный график пере­дви­же­ния. Это важ­ней­ший доку­мент, кото­рый состав­ля­ется по стро­гому шаб­лону: время пере­дви­же­ния между насе­лен­ными пунк­тами, точки входа и выхода из них, а в их пре­де­лах — пере­чень вхо­дя­щих в марш­рут улиц и оста­но­вок на них. Причем, чем строже и кор­рект­нее состав­лена эта схема, тем проще потом в случае непред­ви­ден­ных обсто­я­тельств будет ее скор­рек­ти­ро­вать. «В про­шло­год­нем крест­ном ходе мы запла­ни­ро­вали проход под Пско­вом через Никан­дрову пустынь, — вспо­ми­нает Андрей Бардиж. Оби­тель стоит в глу­бине от основ­ных дорог, хотя до рево­лю­ции туда ходили пешком из Пор­хова (это около 25 км пути)». Тропа сохра­ни­лась, и по просьбе орга­ни­за­то­ров шест­вия монахи спе­ци­ально обко­сили ее, под­го­то­вив к про­ходу несколь­ких десят­ков чело­век: оводы летом там в траве, сви­де­тель­ствует Бардиж, попа­да­ются часто, поэтому излиш­нюю рас­ти­тель­ность сле­до­вало обя­за­тельно убрать. Спе­ци­ально сде­лали даже два новых мостика. Однако пошли непре­рыв­ные дожди, и тропу залило водой! «Нам ничего не оста­ва­лось, как вспом­нить фразу про нор­маль­ных героев, кото­рые всегда идут в обход, даром что тот путь вдвое длин­нее, — вспо­ми­нает Бардиж. — И тут вме­ши­ва­ется поли­ция: нельзя менять тра­ек­то­рию без согла­со­ва­ния! А согла­со­вы­вать не с кем: пят­ница, конец рабо­чего дня. И офи­церу поли­ции не оста­ва­лось ничего иного, кроме как под свою ответ­ствен­ность раз­ре­шить нам изме­нить марш­рут. Даже выде­лил машину сопро­вож­де­ния с “мигал­кой”, поскольку пере­дви­гаться нам при­шлось по обо­чине авто­до­роги. В итоге все же пошли на ком­про­мисс: на второй день пере­дви­же­ния по скор­рек­ти­ро­ван­ной тра­ек­то­рии пере­сели в авто­бус. Позд­нее, конечно, я поехал в мест­ную адми­ни­стра­цию и под­пи­сал доку­менты об изме­нен­ном марш­руте».

С учетом того что крест­ному ходу лучше избе­гать феде­раль­ных авто­трасс, состав­ле­ние программы-«гармошки» — работа весьма тру­до­ем­кая. Если делать ее по всем пра­ви­лам, то это займет несколько меся­цев. Как пока­зы­вает прак­тика, нера­зумно пла­ни­ро­вать в дли­тель­ном крест­ном ходе еже­днев­ные пере­ходы свыше 20–30 км (в отдель­ных слу­чаях, если нет под­хо­дя­щих мест для ноч­лега, можно дово­дить это рас­сто­я­ние до 40 км, но 45-кило­мет­ро­вый суточ­ный пере­ход в этом смысле можно счи­тать пре­дель­ным, и больше одного такого мара­фон­ского этапа на про­тя­же­нии всего хода устра­и­вать нельзя). Через каждые 10 км (это два с неболь­шим часа пути) обычно пла­ни­ру­ется часо­вой привал. Раз в пять-семь дней — суточ­ная сто­янка в мона­стыре или возле при­ход­ского храма; как пра­вило, эти точки «при­вя­зы­ва­ются» к совер­ше­нию Боже­ствен­ной литур­гии, за кото­рой всем предо­став­ля­ется воз­мож­ность при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин.

Несколько опро­шен­ных «Жур­на­лом Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии» орга­ни­за­то­ров, заре­ко­мен­до­вав­ших свою вос­тре­бо­ван­ность на про­тя­же­нии несколь­ких лет крест­ных ходов (как одно‑, так и мно­го­днев­ных), не смогли вспом­нить сколь-нибудь серьез­ных инци­ден­тов при визи­ро­ва­нии про­граммы крест­ного хода в согласу­ющих инстан­циях. Только заведу­ющий мис­си­о­нер­ским и моло­деж­ным отде­лами Горно-Алтай­ской епар­хии про­то­и­е­рей Лав­рен­тий Донбай, уже 11 лет воз­глав­ля­ю­щий еже­год­ные крест­ные ходы «По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских», поде­лился одним стран­ным слу­чаем, пре­тен­ду­ю­щим на пример-исклю­че­ние: «Глава адми­ни­стра­ции села Усть-Камск в Рес­пуб­лике Горный Алтай при согла­со­ва­нии марш­рута кате­го­ри­че­ски отка­зался предо­став­лять нам ночлег, моти­ви­ро­вав это тем, что у них пра­во­слав­ных нет. Когда же я попро­сил раз­ре­ше­ния на ночную сто­янку в пяти кило­мет­рах от села, отве­тил также отри­ца­тельно. Глава района пере­на­пра­вил нас на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную ферму. К огром­ному нашему удив­ле­нию, там нас встре­тил пра­во­слав­ный алтаец, кото­рый очень обра­до­вался визи­те­рам, поста­рался нас при­нять с мак­си­маль­ным госте­при­им­ством и очень долго бла­го­да­рил за посе­ще­ние. Так что, если дей­ство­вать по чет­кому алго­ритму и с молит­вой, марш­рут устро­ится как надо».

Сред­ства обес­пе­че­ния: транс­порт, пита­ние, медоб­слу­жи­ва­ние, финансы

Нера­зумно пред­ва­ри­тельно не оце­нить хотя бы при­мер­ную ­вели­чину пред­по­ла­га­е­мых затрат. И вдвойне само­на­де­янно отправ­ляться в путь, не пред­став­ляя себе, какая доля бюд­жета непо­сред­ственно нахо­дится в вашем рас­по­ря­же­нии. Зави­си­мость общего бюд­жета дли­тель­ного крест­ного хода как от про­дол­жи­тель­но­сти, так и от числа участ­ни­ков сложна и нели­нейна. Хотя, конечно, в общем случае, чем больше людей отклик­ну­лось на ваше при­гла­ше­ние и чем боль­ший путь вы пре­одо­ле­ва­ете, тем больше денег пона­до­бится.

Здесь в первую оче­редь стоит учесть неод­но­род­ность затрат на том или ином участке пути. Это непо­сред­ственно зави­сит от разных фак­то­ров — от помощи бла­го­тво­ри­те­лей или при­ни­ма­ю­щих при­хо­дов, слож­но­сти троп и дорог, сред­ней путе­вой ско­ро­сти пере­дви­же­ния и т. д. Понятно, что пара­метр плот­но­сти финан­со­вой нагрузки очень сильно варьи­ру­ется от одного мно­го­днев­ного крест­ного хода к дру­гому.

Как ни пара­док­сально это пока­жется несве­ду­щему чело­веку, самая, пожа­луй, важная мате­ри­аль­ная ком­по­нента совре­мен­ного мно­го­днев­ного крест­ного хода — это авто­транс­порт. Авто­мо­биль орга­ни­за­то­рам тре­бу­ется еще на под­го­то­ви­тель­ном этапе, причем в случае нового, неиз­ве­дан­ного марш­рута это усло­вие необ­хо­ди­мое. «Сейчас я, к при­меру, зани­ма­юсь орга­ни­за­цией запла­ни­ро­ван­ного на 2018 год мно­го­днев­ного крест­ного хода Тобольск–Екатеринбург, — гово­рит Андрей Бардиж. — Пере­дви­гаться между двумя этими горо­дами можно по трем разным доро­гам. Значит, все их нужно про­ехать, чтобы выбрать опти­маль­ный путь. За время же самого крест­ного хода я про­ез­жаю за рулем рас­сто­я­ние, пре­вы­ша­ю­щее его про­тя­жен­ность при­мерно в 20 раз, посто­янно пере­ме­ща­ясь между конеч­ными точ­ками раз­лич­ных этапов».

Помимо штаб­ной машины, даже отно­си­тельно недлин­ный внут­ри­е­пар­хи­аль­ный крест­ный ход невоз­мо­жен без машины хозо­бес­пе­че­ния. Обычно это гру­зо­вик (как вари­ант — «газель», боль­шой авто­бус, КамАЗ с при­це­пом, боль­ше­груз­ная фура и т. п., в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных усло­вий и потреб­но­стей), пере­во­зя­щий личные вещи и «опе­ра­тивно-так­ти­че­ский» запас пита­ния и меди­ка­мен­тов на несколько дней пути. Сильно оши­ба­ется тот, кто думает, будто палатки для ночевки в откры­том месте, рези­но­вые коврики-«пенки», чай­ники и тер­мосы, а также десятки других насущ­ных в дли­тель­ном пешем путе­ше­ствии вещей можно нести на себе (подроб­нее этот вопрос раз­бе­рем ниже).

В осталь­ном, как гово­рится, воз­можны вари­анты. В случае если колонна рас­тя­ги­ва­ется на несколько кило­мет­ров (как это слу­ча­ется во время Вели­ко­рец­кого крест­ного хода), вдо­ба­вок к штаб­ной нужна еще лег­ко­вая машина коор­ди­на­ции (иногда и не одна), чтобы решать опе­ра­тив­ные вопросы, воз­ни­ка­ю­щие непо­сред­ственно в ходе дви­же­ния. Важно это бывает и на нехо­же­ных участ­ках пути.

В Ири­нар­хов­ском крест­ном ходе лег­ко­вые машины вообще не задей­ству­ются: его духов­ник насто­я­тель Бори­со­глеб­ского мона­стыря игумен Иоанн (Титов) весь путь вместе с бра­тией про­хо­дит пешком. Воз­можно потому, что марш­рут в тече­ние уже многих лет иде­ально выве­рен и отра­бо­тан, а также — за счет пре­дельно четко про­во­дя­щихся под­го­то­ви­тель­ных меро­при­я­тий и отно­си­тельно малой про­тя­жен­но­сти пути (весь ход уме­ща­ется в одну кален­дар­ную неделю). Мона­стырь же предо­став­ляет крест­ному ходу и гру­зо­вики. В помощь четы­рех­днев­ному крест­ному ходу вокруг Хаба­ров­ска насто­я­телю воин­ского храма свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца про­то­и­е­рею Сергию Меще­ря­кову два боль­ших гру­зо­вика выде­ляют погра­нич­ники.

«Нам с авто­мо­би­лем помо­гает мест­ное отде­ле­ние обще­ствен­ной орга­ни­за­ции ДОСААФ, оно же опла­чи­вает бензин и работу води­теля, — рас­ска­зы­вает руко­во­ди­тель еже­год­ного крест­ного хода “По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских” про­то­и­е­рей Лав­рен­тий Донбай. — Еще две машины вынуж­дены при­вле­кать на волон­тер­ских нача­лах: кому-то ком­пен­си­руем их исполь­зо­ва­ние, кому-то нет». У этого крест­ного хода своя осо­бен­ность: Телец­кое озеро участ­ники пере­се­кают в тече­ние четы­рех с поло­ви­ной часов на пяти кораб­лях.

Таким обра­зом, на цену исполь­зо­ва­ния авто­транс­порта непо­сред­ственно влияет и коли­че­ство задей­ство­ван­ных машин, и необ­хо­ди­мость оплаты их аренды, бен­зина и труда води­теля.

Едва ли не силь­нее варьи­ру­ется в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных усло­вий такая статья рас­хо­дов, как пита­ние. «Соот­вет­ству­ю­щую поду­ше­вую смету сле­дует преду­смат­ри­вать в раз­мере 100–200 руб. в сутки, — заме­чает Андрей Бардиж. — Но не сле­дует забы­вать о живу­щих в нашем народе тра­ди­циях стран­но­при­им­ства. Исстари одним из самых высо­ких про­яв­ле­ний любви у пра­во­слав­ных веру­ю­щих счи­та­лось покор­мить пут­ни­ков, предо­ста­вить воз­мож­ность им помыться и поле­читься, помочь с ноч­ле­гом. Такие при­меры у нас были». Он вспо­ми­нает, как во время крест­ного хода Екатеринбург–Кострома в Яран­ске (это в Киров­ской обла­сти) мест­ные при­хо­жане на четыре дня забрали у участ­ни­ков крест­ного хода все вещи и самосто­ятельно пости­рали их, да еще при помощи мест­ных пред­при­ни­ма­те­лей орга­ни­зо­вали авто­бус­ную экс­кур­сию в село Вели­ко­рец­кое (через кото­рое про­хо­дит одно­имен­ный крест­ный ход) и завезли покло­ниться свя­ты­ням мест­ной епар­хии. «Поскольку мы часто ходим по неиз­ве­дан­ным марш­ру­там, мест­ные у меня иногда спра­ши­вают: что вам потре­бу­ется, как вообще при­ни­мать крест­ный ход, мы ведь ни разу с ним не пере­се­ка­лись?! Я отве­чаю: сва­рите кар­тошку (уж с ней-то в любом насе­лен­ном пункте про­блем нет) и поло­жите в нее рыбу (мясо во время крест­ного хода мы не едим), а нет рыбы — и на том спа­сибо», — гово­рит собе­сед­ник.

«Осо­бен­ность марш­рута крест­ного хода “По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских” в том, что его можно назвать тури­сти­че­ским: он опи­ра­ется на посто­ян­ный гео­гра­фи­че­ский каркас, но каждый раз немного видо­из­ме­ня­ется, — рас­ска­зы­вает про­то­и­е­рей Лав­рен­тий Донбай. — Бюджет, без кото­рого мы прин­ци­пи­ально не начи­наем дви­же­ние, состоит из двух частей: оплата авто­бу­сов к месту старта и от конеч­ного пункта до Бийска или Бар­на­ула, а также рас­ходы на пита­ние. Все эти затраты воз­ла­га­ются на самих участ­ни­ков. В про­шлом году с каж­дого из них соби­рали по 2500 руб. на пита­ние плюс столько же — на авто­бусы, бензин и горюче-сма­зоч­ные мате­ри­алы». Про­то­и­е­рею Сергию Меще­ря­кову в крест­ных ходах вокруг Хаба­ров­ска помо­гает «палочка-выру­ча­лочка» в виде погра­нич­ни­ков: они предо­став­ляют две военно-поле­вые кухни, кото­рые пере­дви­га­ются вместе со всеми, а утром и вече­ром гото­вят зав­траки и ужины. Похо­жая схема реа­ли­зо­вана в Ири­нар­хов­ском крест­ном ходе. Только там Литур­гия совер­ша­ется еже­дневно — в при­ход­ских храмах, через кото­рые про­ло­жен марш­рут. Поэтому по отпу­сте утром участ­ни­ков крест­ного хода кормят обедом, а вече­ром — ужином, к месту кото­рого кухня доби­ра­ется авто­номно, по шоссе. На бива­ках же каждый пита­ется само­сто­я­тельно.

Прак­ти­че­ски нет в совре­мен­ных крест­ных ходах про­блем с меди­цин­ским обслу­жи­ва­нием: или врач, или мед­сестра, или фельд­шер в его составе, как пра­вило, обна­ру­жи­ва­ются, так ска­зать, авто­ма­ти­че­ски, без спе­ци­аль­ного при­гла­ше­ния. Типич­ным про­бле­мам со здо­ро­вьем мы уде­ляем место ниже: речь идет о мозо­лях, сбитых ногах, натоп­ты­шах.

Рас­ходы на меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние отнюдь не пер­вен­ствуют в перечне наи­бо­лее затрат­ных статей крест­ного хода, хотя в общей аптечке всегда должны быть меди­цин­ские пла­стыри, йод и зеленка, а также боле­уто­ля­ю­щие сред­ства. Разу­ме­ется, сле­дует преду­смот­реть опе­ра­тив­ную связь со скорой помо­щью или ста­ци­о­нар­ными меди­цин­скими учреждени­ями по всему ходу сле­до­ва­ния: в мно­го­днев­ных крест­ных ходах отме­чены случаи ДТП (к сча­стью, леталь­ных исхо­дов не заре­ги­стри­ро­вано) и гипер­то­ни­че­ских и сер­деч­ных при­сту­пов от боль­шой физи­че­ской нагрузки. А уж факты сло­ман­ных рук и ног исчис­ля­ются десят­ками (причем иногда после таких ЧП люди даже умуд­ря­ются успешно про­дол­жать путь).

Зато обя­за­тельно сле­дует преду­смот­реть рас­ходы на непод­го­тов­лен­ных участ­ни­ков. Ниже мы при­во­дим пере­чень личных вещей, без кото­рых не реко­мен­ду­ется начи­нать дви­же­ние. Но кто-то обя­за­тельно не захва­тит с собой что-то важное. Значит, ком­пен­си­ро­вать отсут­ствие необ­хо­ди­мой вещи при­дется другим участ­ни­кам. К тому же не стоит забы­вать о пре­об­ла­да­ю­щем соци­аль­ном составе шествия: несколько недель в пути могут поз­во­лить про­ве­сти себе энту­зи­а­сты, не очень сильно при­вя­зан­ные к посто­ян­ной работе. Именно поэтому среди участ­ни­ков дли­тель­ных крест­ных ходов всегда много пен­си­о­не­ров и людей с невы­со­ким достат­ком. Иногда при­хо­дится в храмах на пути сле­до­ва­ния про­сить теплые одеяла, спаль­ные мешки и рези­но­вые ков­рики потому, что кто-то не взял их с собой и тем самым пере­ло­жил свою ответ­ствен­ность на чужие плечи. Зача­стую таким людям за счет общего бюд­жета при­хо­дится поку­пать билет домой или частично ком­пен­си­ро­вать его сто­и­мость.

Нако­нец, не стоит забы­вать о таких важных для совре­мен­ного крест­ного хода затрат­ных ста­тьях, как инфор­ма­ци­он­ные бук­леты, мобиль­ная биб­лио­течка (займет в пути слиш­ком энер­гич­ных, кото­рых на при­ва­лах хлебом не корми — дай что-нибудь или кого-нибудь пооб­суж­дать. А к чему посто­рон­ние раз­го­воры в молит­вен­ном дела­нии?!) и раз­ра­ботка и под­дер­жа­ние веб-сайта.

Конечно, крест­ный ход очень редко высту­пает в путь, рас­по­ла­гая сто­про­цент­ным бюд­же­том. Бывает, выру­чает кру­жеч­ный сбор, объявля­емый на при­хо­дах по пути сле­до­ва­ния крест­ного хода. «Но подоб­ное реше­ние нельзя рас­смат­ри­вать в каче­стве уни­вер­саль­ного. И вот почему: неко­то­рые насто­я­тели кате­го­ри­че­ски против сбора средств, считая, что из ­при­хо­жан таким обра­зом ­вытя­ги­вают ­пред­на­зна­чен­ные для при­хода деньги», — заме­чает Хвисюк. А вот в еже­год­ном Коро­бей­ни­ков­ском крест­ном ходе (устра­и­ва­ется в Бар­на­уль­ской епар­хии с чудо­твор­ным спис­ком Казан­ского образа Божией Матери) участ­ники не платят вообще ничего: финан­со­вая нагрузка рас­пре­де­ля­ется по всем при­хо­дам по пути сле­до­ва­ния (марш­рут там каждый год один и тот же).

«В мно­го­днев­ном крест­ном ходе сово­куп­ная затрат­ная смета может дости­гать порядка мил­ли­она рублей на месяц пути, — резю­ми­рует Андрей Бардиж. — Конечно, к этой оце­ноч­ной сумме сле­дует отно­ситься с разум­ной осто­рож­но­стью. Я всегда за то, чтобы ее часть пере­кла­ды­вать на принима­ющую по пути сле­до­ва­ния сто­рону. Тем самым она фак­ти­че­ски примет уча­стие в крест­ном ходе, а уж свя­щен­ники, участ­ву­ю­щие в крест­ном ходе за ее пред­ста­ви­те­лей искренне помо­лятся».

Инди­ви­ду­аль­ный носи­мый запас: «улитки» на склоне

Сразу скажем: этот пере­чень мы под­го­то­вили, про­ана­ли­зи­ро­вав откры­тые данные на веб-ресур­сах самых попу­ляр­ных и мас­со­вых мно­го­днев­ных пеших крест­ных ходов. Мы соста­вили типич­ный набор, без кото­рого отправ­ляться в дорогу не реко­мен­ду­ется. В зави­си­мо­сти от кон­крет­ных гео­гра­фи­че­ских и кли­ма­ти­че­ских усло­вий список, конечно, может пре­тер­пе­вать изме­не­ния. Но в любом случае рюкзак не должен быть тяже­лее 10 кг. Что же в него поло­жить?

  • Просфоры, доку­менты, молит­во­слов с полным тек­стом пра­вила ко при­ча­ще­нию.
  • Икона: не реко­мен­ду­ется брать боль­шую и тяже­лую (а также две и более). Для нее лучше зара­нее изго­то­вить поход­ный киот с лям­ками.
  • Ремонт­ный набор: нитки, иголка и т. п. по необ­хо­ди­мо­сти.
  • Сто­ло­вые при­боры: небью­ща­яся кружка, нож, ложка, миска, «откры­вашка», термос 0,5‑литровый на чело­века или лит­ро­вый на двоих.
  • Инди­ви­ду­аль­ная аптечка: вали­дол, про­ти­во­рев­ма­ти­че­ские и сустав­ные мази, зеленка-«карандаш», йод, бак­те­ри­цид­ный пла­стырь, лей­ко­пла­стырь, марля и бинт, крем от сол­неч­ных ожогов, необ­хо­ди­мые лично вам лекар­ства, пузы­рек с дет­ской при­сып­кой, гиги­е­ни­че­ские при­над­леж­но­сти (мыло, зубная щетка и паста, нож­нички, поло­тенце, туа­лет­ная бумага, пара носо­вых плат­ков), сред­ство от кома­ров (два-три тюбика), нагре­ва­тели «Фуми­токс» с пла­сти­нами.
  • Белье: пять-шесть пар носков, несколько ком­плек­тов натель­ного белья, шорты-«велосипедки» из нату­раль­ного хлопка (наде­вать швом наружу).
  • Верх­няя одежда: штор­мовка с капю­шо­ном или накидка от дождя, смен­ный ком­плект обыч­ной одежды, теплый ком­плект (свитер, шер­стя­ные носки, пухо­вый платок), ком­плект для при­сут­ствия на бого­слу­же­ниях в храме, свет­лый платок (жен­щи­нам) и панама или бейс­болка (муж­чи­нам), жилетка с кар­ма­нами (в ней вам не про­дует спину на при­ва­лах), свет­лая юбка с кар­ма­нами (жен­щи­нам).
  • Обувь: две пары непро­мо­ка­е­мых крос­со­вок на один-два раз­мера больше (из-за воз­мож­ных мозо­лей и отеков во время пере­дви­же­ния), сан­да­лии или легкие шле­панцы (обя­за­тельно хорошо раз­но­шен­ные)!
  • Ручная кладь: все ваши личные вещи сле­дует упа­ко­вать в одно багаж­ное место (напри­мер, рюкзак), кото­рое надо обя­за­тельно под­пи­сать и снаб­дить опо­зна­ва­тель­ным знаком (яркой лентой, игруш­кой), чтобы быст­рее нахо­дить на при­ва­лах.
  • Поход­ная постель: тури­сти­че­ский коврик и одеяло или спаль­ный мешок.
  • Нако­лен­ники: про­да­ются в апте­ках по раз­меру, они защи­тят ваши суставы и мышцы от пере­грузки.
  • Легкая пища на несколько первых пере­хо­дов и при­ва­лов: шоко­лад, паке­тики с рас­тво­ри­мыми супами и кашами, суха­рики, хлебцы, пече­нье, орехи, сухо­фрукты.

Разу­ме­ется, здесь не обой­тись без крат­ких ком­мен­та­риев. Глав­ная деталь гар­де­роба — обувь. Резерв­ная пара необ­хо­дима на случай, если основ­ная про­мокла. Иногда в каче­стве тако­вой в путь берут рези­но­вые сапоги, но этот вари­ант на люби­теля. На крос­совки опыт­ные люди сове­туют зара­нее сшить чехлы (от грязи и от дождя) на липуч­ках из болони. Они легко сни­ма­ются и сушатся, не зани­мают много места. Еще два важных совета каса­ются непо­сред­ствен­ной под­го­товки ступ­ней ног. Не менее чем за две недели до начала крест­ного хода надо пре­кра­тить обра­ба­ты­вать их пемзой (этот про­цесс истон­чает ­кожу, а ее нежные участки постра­дают пер­выми). Точки же самых веро­ят­ных мест обра­зо­ва­ния мозо­лей перед выхо­дом из дома вообще лучше зале­пить лей­ко­пла­сты­рем, а затем ноги нама­зать жирным кремом и вазе­ли­ном и поверх надеть хлоп­ча­то­бу­маж­ные носки наизнанку.

Свет­лая рас­цветка нижней части верх­ней одежды объ­яс­ня­ется тем, что темное больше любят энце­фа­лит­ные клещи. Точно в тех же целях дома перед выхо­дом реко­мен­ду­ется про­ве­сти про­ти­во­кле­ще­вую обра­ботку низа юбок и брюк.

Доку­менты и необ­хо­ди­мые в пути мелочи (меди­ка­менты, бумаж­ные сал­фетки и т. д.) лучше не нести на себе в боль­шой сумке. Их жела­тельно раз­ло­жить по кар­ма­нам, а если их не хва­тает — сло­жить в малень­кую котомку (пояс­ную бар­сетку или легкий заплеч­ный мешо­чек). Можно даже сде­лать ее само­сто­я­тельно — только сле­дует пом­нить, что она ни в коем случае не должна бол­таться в пути «гирей».

Забота о душе, охрана тела

Дви­га­ясь в без­люд­ных мест­но­стях, сле­дует зара­нее поза­бо­титься об охране «лич­ного состава» (конечно, если крест­ный ход круг­ло­су­точно не сопро­вож­дает поли­ция, но пока что такой вари­ант, скорее, из обла­сти фан­та­стики). Подоб­ная преду­смот­ри­тель­ность отнюдь не лишняя и в том случае, если регион вполне циви­ли­зо­ван­ный, но мест­ное насе­ле­ние к визиту крест­ного хода под­го­тов­лено слабо. Еже­годно орга­ни­зу­е­мый про­то­и­е­реем Лав­рен­тием Дон­баем крест­ный ход «По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских» тра­ди­ци­онно сопро­вож­дает казак в полном обмун­ди­ро­ва­нии с нагай­кой и с трав­ма­ти­че­ским ору­жием — воцер­ко­в­лен­ный пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Но, поскольку он всего один, ночной стан неиз­менно охра­ня­ется кара­уль­ными, засту­па­ю­щими в три двух­ча­со­вые дозор­ные смены (с полу­ночи до шести часов утра). Хотя от навяз­чи­вых визи­те­ров такой меха­низм не спасет, от самых непри­ят­ных инци­ден­тов при его помощи застра­хо­ваться можно. «На пути сле­до­ва­ния часто под­хо­дят пьяные. Неко­то­рые из них бывают весьма настой­чи­выми, — пре­ду­пре­ждает отец Лав­рен­тий. — Один раз встали в алтай­ском селе. При пред­ва­ри­тель­ном согла­со­ва­нии марш­рута нам выде­лили для ночевки клуб. Вече­ром наве­да­лись этни­че­ские алтайцы наве­селе: мол, зачем вы, рус­ские, к нам заяви­лись, уби­рай­тесь восво­яси! Нашим ребя­там на такие “пре­тен­зии” после моего инструк­тажа как духов­ника реа­ги­ро­вать запре­щено, чтобы не ввя­зы­ваться в опас­ный кон­фликт на наци­о­наль­ной почве. Селяне покри­чали-покри­чали, потом сме­нили тему: убе­рите, орут, за собой, чтобы ника­кого мусора после вас не оста­лось! Так шумели и сту­чали всю ночь, под утро “рас­тво­ри­лись”».

Из ска­зан­ного ясно, сколь велика в пути сле­до­ва­ния крест­ного хода роль духов­ника. Разу­ме­ется, адми­ни­стра­тив­ными функ­ци­ями она не огра­ни­чи­ва­ется. Как физи­че­ские, так и духов­ные силы необ­хо­димо под­креп­лять уча­стием в Таин­ствах. Но всех жела­ю­щих при­ча­ститься участ­ни­ков при­ход­ской свя­щен­ник в храме на пути сле­до­ва­ния, осо­бенно если крест­ный ход мно­го­люд­ный, испо­ве­до­вать не в силах! Да и для духов­ной под­держки лучше знать, что колонну вслед за свя­ты­ней воз­глав­ляет пас­тырь.

Но хорошо, если руко­во­дит крест­ным ходом лицо в свя­щен­ном сане. А если миря­нин? Тогда духов­ника при­хо­дится под­би­рать из числа доб­ро­воль­цев либо среди клира бла­го­чи­ний, через кото­рые про­хо­дит марш­рут (в этом случае воз­можна «эста­фета» духов­ни­ков, пере­да­ю­щих крест­ный ход от одного этапа к дру­гому). Беда только, что на прак­тике эти схемы реа­ли­зу­ются с трудом.

Андрея Бар­дижа несколько раз пра­вя­щие архи­ереи при­гла­шали на епар­хи­аль­ные собра­ния, где ему предо­став­ля­лась воз­мож­ность рас­ска­зать о том, как он про­во­дит крест­ные ходы, и пред­ло­жить свя­щен­ни­кам с учетом всех воз­мож­ных рисков при­нять уча­стие в бли­жай­ших шествиях. В част­но­сти, были такие случаи в Ека­те­рин­бург­ской, Кур­ской, Моги­лев­ской епар­хиях. «После моего выступ­ле­ния вла­дыка, как пра­вило, гово­рит: кто хочет — мило­сти просим, на время крест­ного хода осво­бож­даю от всех иных послу­ша­ний. В зале — две-три руки. Да, они выхо­дят с нами в крест­ный ход. И на второй день падают от уста­ло­сти: нет физи­че­ских сил, хотя жела­ния хоть отбав­ляй. Поэтому, когда я при­гла­шаю в путь под­го­тов­лен­ного, про­ве­рен­ного духов­ника, пони­маю: он вынуж­ден будет потра­тить свой кален­дар­ный отпуск, — сетует собе­сед­ник. — Увы, услы­шать в неко­то­рых реги­о­нах иногда можно и гораздо менее при­ят­ные вещи. Иногда духо­вен­ство открыто заяв­ляет: мы не знаем, что такое мно­го­днев­ный крест­ный ход и зачем он нужен, нам в семи­на­риях-ака­де­миях этого не пре­по­да­вали; если наверху бла­го­сло­вят — мы все что поло­жено сде­лаем. Но это все же исклю­че­ние. Чаще гово­рят иначе: есть бла­го­сло­ве­ние Пат­ри­арха — мы, конечно, не против: про­хо­дите, но сами участ­во­вать не будем».

Почему воз­можны подоб­ные казусы? К сожа­ле­нию, весь ком­плекс затро­ну­тых вопро­сов до сих пор не отра­жен на обще­цер­ков­ном уровне. Нет ни типо­вого устава, нет даже памятки, где ого­ва­ри­ва­лись бы права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков крест­ного хода, а также пра­вила вза­и­мо­дей­ствия и ком­му­ни­ка­ций с епар­хи­аль­ным свя­щен­но­на­ча­лием, бла­го­чин­ными цер­ков­ных окру­гов и кли­ри­ками при­хо­дов по пути сле­до­ва­ния. На преды­ду­щей стра­нице мы при­во­дим при­мер­ный текст подоб­ного доку­мента, непо­сред­ственно каса­ю­щийся осу­ществ­ле­ния крест­ного хода как обще­ствен­ного бого­слу­же­ния. Текст состав­лен по опыту самых успеш­ных, заре­ко­мен­до­вав­ших себя пеших крест­ных ходов — как много‑, так и одно­днев­ных. Оче­видно, что это только первый шаг к состав­ле­нию пол­но­цен­ного типо­вого поло­же­ния о крест­ном ходе.

Почему столь важно зафик­си­ро­вать рекоменду­емые пра­вила и уло­же­ния? Крест­ные ходы иногда ста­но­вятся при­тя­га­тель­ными для демон­стра­ции поли­ти­че­ских лозун­гов либо же для реше­ния пусть и благих, но откро­венно мир­ских, не име­ю­щих ничего общего с цер­ков­ными уста­нов­ле­ни­ями задач. Нево­цер­ко­в­лен­ный чело­век посмот­рит на такое собы­тие и спро­сит: а чем ваш так назы­ва­е­мый крест­ный ход отли­ча­ется от граж­дан­ской мани­фе­ста­ции? Напри­мер, в север­ной рос­сий­ской сто­лице дви­же­ние «Трез­вый фронт» про­во­дит крест­ный ход трез­вен­ни­ков. Известны крест­ные ходы против абор­тов… «Я спра­ши­ваю: а других про­блем разве нет? А против нар­ко­ти­ков что — будет еще один крест­ный ход? — рас­суж­дает Андрей Бардиж. — Подоб­ный подход огра­ни­чи­вает крест­ный ход пусть и важной, но какой-то одной част­ной сто­ро­ной нашей жизни. Веру­ю­щие люди идут с молит­вой — значит, молятся о мило­сти в отно­ше­нии всех чело­ве­че­ских грехов, кото­рые мы совер­шаем».

Кстати, молит­во­сло­вия во время дви­же­ния — еще один пред­мет для дис­кус­сий. Обычно духов­ник бла­го­слов­ляет читать нарас­пев молитву Иису­сову. Но вот, напри­мер, второй пункт весьма объ­ем­ного доку­мента «Прак­ти­че­ские ука­за­ния к Вели­ко­рец­кому крест­ному ходу», кото­рый орга­ни­за­торы насто­я­тельно реко­мен­дуют подробно изу­чить каж­дому перед выхо­дом в путь, гласит бук­вально сле­ду­ю­щее: «Иису­сова молитва в Вели­ко­рец­ком крест­ном ходе не бла­го­слов­ля­ется, цель крест­ного хода — про­слав­ле­ние Нико­лая Чудо­творца. Читаем ака­фист». В скоб­ках, правда, здесь можно было бы заме­тить, что про­слав­ле­ние свя­ти­теля Нико­лая в лике святых (а какое еще смыс­ло­вое зна­че­ние у этого слова может быть в Церкви?!) слу­чи­лось много веков назад, и про­изо­шло это отнюдь не в рамках Вели­ко­рец­кого крест­ного хода.

Спринт: одно­днев­ный формат

Не должно быть места в крест­ном ходе аги­та­ции в под­держку или против тех или иных поли­ти­че­ских дви­же­ний или направ­ле­ний. Осо­бенно резо­нанс­ными подоб­ные эпи­зоды могут быть в мно­го­люд­ных одно­днев­ных крест­ных ходах в круп­ных насе­лен­ных пунк­тах, еже­годно привлека­ющих вни­ма­ние СМИ. Минув­шей осенью Алек­сан­дро-Нев­ский крест­ный ход, кото­рый тра­ди­ци­онно про­хо­дит по глав­ной улице Санкт-Петер­бурга в день памяти свя­того бла­го­вер­ного князя 12 сен­тября (кстати, вообще рекорд­ный среди всех подоб­ных меро­при­я­тий в России, собрав­ший в 2017 году 100 тыс. участ­ни­ков), «отме­тился» чуже­род­ным лозун­гом «Матильда — поще­чина рус­скому народу». Спра­вед­ли­во­сти ради, это един­ствен­ный подоб­ный казус за всю пяти­лет­нюю исто­рию этого воз­рож­ден­ного крест­ного хода, учре­жден­ного еще импе­ра­три­цей Ели­за­ве­той Пет­ров­ной.

«Как я пони­маю, эта про­во­ка­ция была зара­нее запла­ни­ро­вана, — гово­рит руко­во­ди­тель сек­тора ком­му­ни­ка­ций Санкт-Петер­бург­ской мит­ро­по­лии Ната­лья Родо­ма­нова. — Участ­вует в нашем крест­ном ходе и дви­же­ние “Пра­во­слав­ные против абор­тов”. Но без соот­вет­ству­ю­щих сло­га­нов на рас­тяж­ках и транс­па­ран­тах. У Алек­сан­дро-Нев­ского крест­ного хода есть посто­ян­ный девиз: “Вера. Тра­ди­ции. Един­ство”, кото­рый широко пред­став­лен в соци­аль­ной наруж­ной рекламе за несколько недель до самого меро­при­я­тия. Город­ские власти в день памяти небес­ного покро­ви­теля Санкт-Петер­бурга заме­няют рекламу на улицах нашими моду­лями, а также раз­ме­щают рекламу в мет­ро­по­ли­тене».

От воз­мож­ных око­ло­по­ли­ти­че­ских про­во­ка­ций Алек­сан­дро-Нев­ский крест­ный ход защи­щает подроб­ное поло­же­ние о его про­ве­де­нии, кото­рое принял орг­ко­ми­тет хода и бла­го­сло­вил мит­ро­по­лит Санкт-Петер­бург­ский и Ладож­ский Вар­со­но­фий. В част­но­сти, этот доку­мент закреп­ляет исполь­зо­ва­ние только кано­ни­че­ских пра­во­слав­ных икон, а среди граж­дан­ских сим­во­лов — лишь госу­дар­ствен­ный флаг Рос­сий­ской Феде­ра­ции и исто­ри­че­ские рос­сий­ские флаги (напри­мер, Андре­ев­ский стяг). Подоб­ное мас­штаб­ное собы­тие, свя­зан­ное с вре­мен­ным пере­кры­тием ожив­лен­ной транс­порт­ной арте­рии мега­по­лиса, невоз­можно без все­мер­ной под­держки город­ских вла­стей. Доста­точно ска­зать, что для Санкт-Петер­бурга уже 10 лет дата пере­не­се­ния мощей свя­того бла­го­вер­ного Алек­сандра Нев­ского 12 сен­тября — празд­нич­ная (в свет­ском кален­даре это день Ништадт­ского мира). Парал­лельно, поскольку собор­ный храм Алек­сан­дро-Нев­ской лавры до рево­лю­ции счи­тался орден­ским (наряду с ­Князь-Вла­ди­мир­ским, Андре­ев­ским на Васи­льев­ском ост­рове и храмом Симеона и Анны), в этот день Цер­ковь и свет­ские власти сообща еще и чествуют кава­ле­ров ордена Алек­сандра Нев­ского. Помо­гает город и с теле­транс­ля­цией, и с гигант­скими ­экра­нами на пло­щади Алек­сандра Нев­ского (100-тысяч­ную толпу она вме­стить не в состо­я­нии, поэтому многие кре­сто­ходцы участ­вуют в молебне, оста­но­вив­шись далеко от нее на про­спекте). Как ни странно, второй по мас­со­во­сти одно­днев­ный крест­ный ход — памяти святых цар­ствен­ных стра­сто­терп­цев по марш­руту Ека­те­рин­бург — Ганина Яма, устра­и­ва­е­мый в ночь с 16 на 17 июля, — про­во­дится исклю­чи­тельно епар­хи­аль­ными силами.

Осно­ва­тель­ной исто­рией может похва­статься одно­днев­ный крест­ный ход с Алба­зин­ской иконой Божией Матери по Бла­го­ве­щен­ску. По ини­ци­а­тиве епар­хи­аль­ного свя­щен­но­на­ча­лия его учре­дили еще 25 лет назад в вос­по­ми­на­ние про­во­див­ше­гося до рево­лю­ции мно­го­днев­ного крест­ного хода с этой свя­ты­ней. Сейчас в Бла­го­ве­щен­ске крест­ные ходы с Алба­зин­ской иконой бывают дважды в год — в ее празд­ник 22 марта и в день вос­по­ми­на­ния чудес­ного избав­ле­ния города от китай­ской угрозы в 1900 году (1 или 2 авгу­ста).

А вот состо­яв­шийся 6 сен­тября 2014 года боль­шой крест­ный ход от Успен­ского собора Мос­ков­ского Кремля до Высоко-Пет­ров­ского мона­стыря, кото­рый воз­гла­вил Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл, новой мос­ков­ской тра­ди­цией не стал. Вернее, он поро­дил тра­ди­цию, но немного иную: бла­го­даря празд­нику «Пет­ровки» горо­жане гораздо лучше узнали исто­рию осно­ва­ния ста­рей­шей мос­ков­ской оби­тели, и теперь крест­ные ходы вокруг квар­тала на пере­се­че­нии улицы Пет­ровка и одно­имен­ного буль­вара в дни памяти свя­ти­теля Петра 6 сен­тября и 3 января соби­рают мно­же­ство веру­ю­щих.

Серьез­ные тра­ди­ции одно­днев­ных крест­ных ходов накоп­лены также в Архан­гель­ске (памяти ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков, а также памяти святых цар­ствен­ных стра­сто­терп­цев), в Под­мос­ко­вье (от Ильин­ского до Усова в память пре­по­доб­но­му­че­ницы Ели­са­веты)… Но чем сотню раз услы­шать и про­чи­тать, лучше один раз самому собраться в путь и искренне помо­литься!

10 глав­ных правил для участ­ни­ков крест­ного хода

  1. Руко­во­ди­тель крест­ного хода назна­ча­ется свя­щен­но­на­ча­лием и обес­пе­чи­вает про­ве­де­ние — всю орга­ни­за­цию и управ­ле­ние (регла­мент, поря­док и режим дви­же­ния, пита­ние, лече­ние, ночлег, рас­пре­де­ле­ние послу­ша­ний, прочие необ­хо­ди­мые дей­ствия).
  2. Духов­ник крест­ного хода назна­ча­ется свя­щен­но­на­ча­лием, при его болезни и отсут­ствии изби­ра­ется участ­ни­ками из идущих в крест­ном ходе свя­щен­ни­ков. Он орга­ни­зует бого­слу­же­ния и требы во вза­и­мо­дей­ствии со свя­щен­но­слу­жи­те­лями епар­хий, по кото­рым про­хо­дит крест­ный ход, обес­пе­чи­вает духов­ное окорм­ле­ние участ­ни­ков.
  3. К уча­стию в крест­ном ходе с раз­ре­ше­ния руко­во­ди­теля и бла­го­сло­ве­ния своих духов­ни­ков, насто­я­те­лей, духов­ника крест­ного хода допус­ка­ются все жела­ю­щие, внеш­ний вид и пове­де­ние кото­рых соот­вет­ствуют смыслу собы­тия и пра­во­слав­ным тра­ди­циям.
  4. Крест­ный ход про­во­дится во славу Божию, а не чело­ве­че­скую. Не бла­го­слов­ля­ются поли­ти­че­ская аги­та­ция, реклама партий, дви­же­ний, каких-либо объ­еди­не­ний, союзов или их лиде­ров; не допус­ка­ются наци­о­наль­ная исклю­чи­тель­ность, рознь и нетер­пи­мость.
  5. Крест­ный ход дви­жется пешком. Впе­реди муж­чины по оче­реди несут крест, хоругви и глав­ную икону. Далее идут свя­щен­ники, потом муж­чины с про­чими ико­нами, затем жен­щины, транс­порт сопро­вож­де­ния. Посто­янно в дви­же­нии поются молит­во­сло­вия.
  6. Крест­ный ход — молит­вен­ное шествие. Поэтому жела­тельно участ­во­вать в общем молит­вен­ном пении или хотя бы не мешать моля­щимся посто­рон­ними раз­го­во­рами.
  7. В крест­ном ходе всё дела­ется только с раз­ре­ше­ния руко­во­ди­теля и по бла­го­сло­ве­нию духов­ника (в пре­де­лах их пол­но­мо­чий).
  8. Будьте вни­ма­тельны к идущим рядом.
  9. Участ­ники, кото­рые болеют и не могут идти или нару­шают ука­зан­ные пра­вила, пост, «сухой закон», дис­ци­плину, укло­ня­ются от послу­ша­ний, курят, сквер­но­сло­вят, должны поки­нуть крест­ный ход.
  10. По окон­ча­нии крест­ного хода все орга­ни­зо­ванно воз­вра­ща­ются домой.

“Цер­ков­ный вест­ник”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки