Крестный ход

***

Кре́стный ход – бла­го­го­вей­ное шествие веру­ю­щих с ико­нами, кре­стами, хоруг­вями и дру­гими хри­сти­ан­скими свя­ты­нями, орга­ни­зу­е­мое с целью про­слав­ле­ния Бога, испра­ши­ва­ния у Него мило­сти и бла­го­дат­ной под­держки. Крест­ный ход может совер­шаться или по замкну­тому марш­руту, напри­мер, вокруг поля, села, города, храма, или по осо­бому, где исход­ный и конеч­ный пункты сле­до­ва­ния раз­личны.

Крест­ный ход глу­боко сим­во­ли­чен. Тор­же­ствен­ный коло­коль­ный звон выра­жает тор­же­ство Креста Хри­стова, вели­че­ственно носи­мого, окру­жён­ного сонмом верных, кото­рые сле­дуют за ним как воины за своим зна­ме­нием. Крест­ный ход идёт под пред­во­ди­тель­ством святых, иконы кото­рых несут впе­реди.

Крест­ные ходы освя­щают все стихии при­роды (землю, воздух, воду, огонь). Это про­ис­хо­дит от икон, фимиама, осе­не­ния напре­столь­ным кре­стом всех сторон света, окроп­ле­ния водой, горе­ния свечей…

***

Когда уста­но­ви­лась тра­ди­ция совер­шать Крест­ные ходы?

Прак­тика совер­ше­ния Крест­ных ходов имеет древ­нее про­ис­хож­де­ние. Уже в первые века суще­ство­ва­ния Церкви хри­сти­ане орга­ни­зо­вы­вали по разным слу­чаям особые тор­же­ствен­ные, бла­го­дар­ствен­ные или уми­ло­сти­ви­тель­ные ходы.

Непо­сред­ствен­ным пово­дом к орга­ни­за­ции уми­ло­сти­ви­тель­ных шествий могли слу­жить чрез­вы­чай­ные обсто­я­тель­ства, напри­мер, сти­хий­ные или при­род­ные бед­ствия (зем­ле­тря­се­ния, навод­не­ния, засухи, неуро­жай), эпи­де­мии, угроза захвата тер­ри­то­рии врагом. Подоб­ные шествия сопро­вож­да­лись общими молит­вами, содер­жа­щими про­ше­ния к Богу огра­дить землю и про­жи­ва­ю­щих на ней жите­лей от бед. В случае осады города марш­рут сле­до­ва­ния мог про­ле­гать вдоль город­ских стен или по стенам.

Во вре­мена рас­про­стра­не­ния ересей совер­ша­лись особые Крест­ные ходы, моти­ви­ро­ван­ные стрем­ле­нием защи­тить Пра­во­слав­ную веру от пору­га­ния, а самих веру­ю­щих от ошибок и заблуж­де­ний.

Со вре­ме­нем в Церкви уко­ре­ни­лась прак­тика совер­ше­ния тор­же­ствен­ных Крест­ных ходов. Такие ходы осу­ществ­ля­лись в неко­то­рые празд­нич­ные дни, при освя­ще­нии храмов, пере­не­се­нии мощей святых угод­ни­ков, чудо­твор­ных икон.

Одним из древ­ней­ших, вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов Крест­ных ходов служит семи­днев­ное обхож­де­ние Изра­иль­ским наро­дом стен Иери­хона (Нав.6:1–4), тор­же­ствен­ный пере­нос ков­чега Завета из дома Авед­дара в город Дави­дов (2Цар.6:12).

Что сим­во­ли­зи­рует Крест­ный ход?

Прежде всего каждый участ­ник Крест­ного хода в отдель­но­сти и все они в сово­куп­но­сти выра­жают готов­ность сле­до­вать по стопам Хри­сто­вым. В этом зна­че­нии совре­мен­ные Крест­ные ходы сбли­жа­ются по внут­рен­нему содер­жа­нию с шествием веру­ю­щих, сопро­вож­дав­ших Христа на Гол­гофу, с шествием жен миро­но­сиц ко Гробу Спа­си­теля.

Вместе с тем сим­во­лика Крест­ного хода может иметь и более част­ные зна­че­ния. Так, напри­мер, шествие по замкну­тому марш­руту очер­чи­вает образ, напо­ми­на­ю­щий круг — символ Боже­ствен­ной веч­но­сти и бес­ко­неч­но­сти.

***

См. БОГО­СЛУ­ЖЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки