О святых иконах и крестных ходах

По бла­го­сло­ве­нию
Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси
АЛЕК­СИЯ II

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

Пре­ди­сло­вие

Книга печа­та­ется по изда­нию начала века, состав­лен­ному на основе отве­тов насто­я­теля Сино­даль­ного мис­си­о­нер­ского мона­стыря игу­мена Арсе­ния на вопросы, каса­ю­щи­еся про­ис­хож­де­ния святых икон и крест­ных ходов, а также о пра­виль­ном отно­ше­нии к ним пра­во­слав­ных хри­стиан.

Ико­но­по­чи­та­ние весьма бла­го­де­тельно для нас, сооб­разно с нашей при­ро­дой, со здра­вым смыс­лом, да и с самим Св. Писа­нием, ибо образа Херу­ви­мов были и в вет­хо­за­вет­ной скинии Мои­се­е­вой. Иконы служат нам все­гдаш­ним напо­ми­на­нием о том, что Гос­подь всегда с нами: с вами есмь во вся дни до скон­ча­ния века (Мф. 28:20); что Пре­свя­тая Бого­ро­дица всегда близка к нам, как Началь­ница мыс­лен­ного нази­да­ния цер­ков­ного, как Матерь по бла­го­дати всех истин­ных хри­стиан, и все истин­ные хри­сти­ане имеют образ Матери Божией и своей по бла­го­дати Царицы и Матери в своих домах и избы­точно, достойно и пра­ведно укра­шают его сереб­ром, золо­том, дра­го­цен­ными кам­нями, ибо нет никого для них дороже и почтен­нее после Бога, как Пре­чи­стая Матерь Его. И Гос­подь, и Пре­чи­стая Матерь Его Сами непре­станно сви­де­тель­ствуют нам и внут­ренне, и внешне посред­ством чудес, что наше истин­ное почи­та­ние святых Его и Матери Его, и святых Его икон угодно Ему, а для нас в высшей сте­пени полезно.

Св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский

О святых иконах

Вопрос 1. Откуда полу­чили свое начало святые иконы: от вымысла чело­ве­че­ского или от пове­ле­ния Божия?

Слово “икона” – гре­че­ское, в пере­воде на рус­ский язык озна­чает “образ”. Святые иконы берут свое начало в Свя­щен­ной исто­рии Вет­хого Завета. И при­ме­ни­тельно к вет­хо­за­вет­ным собы­тиям тра­ди­ци­он­ное их наиме­но­ва­ние – образ. Сам Святой Дух был тво­ри­те­лем неру­ко­твор­ных небес­ных обра­зов. Гос­подь явил Моисею с небес свя­ти­лище Свое – образ скинии, ковчег и херу­ви­мов и строго пове­лел ему сде­лать подоб­ные руко­твор­ные свя­тыни по виду и по образу пока­зан­ных небес­ных образ­цов (Исх. 25). Твор­цом первых руко­твор­ных обра­зов стал Моисей, кото­рый сотво­рил их по образцу, дан­ному Богом.

Вопрос 2. Отвер­га­ю­щие почи­та­ние святых икон – перед кем согре­шают?

Понятно, что если все устрой­ство храма Божия совер­ши­лось от Свя­того Духа, а не от вымысла чело­ве­че­ского, то все ико­но­борцы не перед чело­ве­ком согре­шают, но против Бога. Поэтому они должны име­но­ваться даже не ико­но­бор­цами, но бого­бор­цами и про­тив­ни­ками Свя­того Духа.

Вопрос 3. О каких руко­твор­ных обра­зах упо­ми­на­ется во второй запо­веди Божией и многих других местах Свя­щен­ного Писа­ния, в кото­рых строго запре­ща­ется почи­тать тво­ри­мое руками чело­ве­че­скими подо­бие?

Из Свя­щен­ного Писа­ния известно, что было два рода руко­твор­ных обра­зов: Божии и бесов­ские. Поэтому во второй запо­веди Божией и многих других местах Свя­щен­ного Писа­ния речь идет о стро­гом запре­ще­нии почи­тать бесов­ских куми­ров и идолов. Их должно отвер­гать и сокру­шать. Руко­твор­ную же Божию свя­тыню должно почи­тать и кла­няться ей.

Сам Гос­подь запо­ве­дал Моисею и Аарону научать людей строго раз­ли­чать их: “Чтобы вы могли отли­чать свя­щен­ное от несвя­щен­ного и нечи­стое от чистого, и научать сынов Изра­и­ле­вых всем уста­вам, кото­рые изрек им Гос­подь чрез Моисея” (Лев. 10:10–11). Также и через про­рока Иезе­ки­иля Гос­подь строго при­ка­зы­вал свя­щен­ни­кам: “Они должны учить народ Мой отли­чать свя­щен­ное от несвя­щен­ного и объ­яс­нять им, что нечи­сто и что чисто” (Иез. 44:23). Гос­подь обли­чал свя­щен­ни­ков иудей­ских, когда они не радели об этом пове­ле­нии Божием и даже сами не отли­чали свя­щен­ные образа от мерз­ких куми­ров: “Свя­щен­ники ее нару­шают закон Мой и осквер­няют свя­тыни Мои, не отде­ляют свя­таго от несвя­таго и не ука­зы­вают раз­ли­чия между чистым и нечи­стым” (Иез. 22:26).

В Новом Завете святой Апо­стол Павел пишет к Корин­фя­нам о раз­ли­чии свя­щен­ных вещей: “Что, как верный от невер­ного отли­ча­ется, и свет от тьмы, и Хри­стос от вели­ара, то и храм Божий со всеми его свя­ты­нями должны мы отли­чать от идолов” (ср. 2Кор. 6:14–16).

Вопрос 4. Как же отли­чить Божию руко­твор­ную свя­тыню от руко­тво­ре­ний идоль­ских?

Как вся­кому чело­веку и всякой вещи име­ется свое имя, так и вся­кому руко­твор­ному образу име­ется свое назва­ние. Иисус Хри­стос, пока­зав иудеям дина­рий, спро­сил их: “Чье на нем изоб­ра­же­ние и имя? Они отве­чали: кеса­ревы”. Гос­подь сказал им: “Итак, отда­вайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу” (Лк. 20:24–25).

Всякий образ позна­ется по зна­че­нию его лица или имени, так же позна­ются свя­щен­ные и идоль­ские образа. Творец неба и земли име­ну­ется истин­ным Богом. Боже­ствен­ные образа херу­вим­ские имели свое про­ис­хож­де­ние и назва­ние от Бога. Сам Гос­подь велел Моисею сде­лать скинию, ковчег, двух херу­ви­мов из золота, золо­тую дощечку и над­пи­сать на ней назва­ние: “Свя­тыня Гос­подня” (Исх. 28:36). И еще пове­лел Гос­подь на 12 камнях изоб­ра­зить 12 имен колен сынов Изра­и­ле­вых (Исх. 28:9–21). Все эти образы и начер­та­ния имен состав­ляли вели­кую свя­тыню Божию в вет­хо­за­вет­ном храме.

Идоль­ские руко­твор­ные кумиры имели свои особые назва­ния: кумир Дагона, Вила, Астарты, Арте­миды, Апол­лона и т. д. Языч­ники име­но­вали их богами, тем самым укра­шая их чужим именем. Напри­мер, как если бы кто мерт­веца име­но­вал живым чело­ве­ком или тьму име­но­вал светом. Об этом же сви­де­тель­ствует пророк: “А их идолы серебро и золото, дело рук чело­ве­че­ских. Есть у них уста, но не гово­рят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обо­няют; есть у них руки, но не ося­зают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гор­та­нью своею. Подобны им да будут дела­ю­щие их и все, наде­ю­щи­еся на них” (Пс. 113:12–16).

Укра­ша­ясь чужим именем, язы­че­ские лже­боги не имеют в себе боже­ского досто­ин­ства и свя­то­сти, иска­жают имя Божие и имена свя­щен­ных пред­ме­тов.

Пророк гово­рит: “Вся­че­ская работна Тебе суть”, то есть вся тварь, как оду­шев­лен­ная, так и неоду­шев­лен­ная, служит Богу, и Бог через них про­слав­ля­ется.

Враг же чело­ве­че­ского спа­се­ния силится пле­нить своим обо­льще­нием чело­века, а с пле­не­нием чело­века пле­няет через него и неоду­шев­лен­ные вещи к своему слу­же­нию.

Как род чело­ве­че­ский раз­де­ля­ется на чад Божиих и на чад диа­вола, так и руко­твор­ные вещи раз­де­ля­ются на две части – на вещи, состав­ля­ю­щие славу Божию, и на вещи, состав­ля­ю­щие славу бесов­скую. Как Бог из среды Своих рев­ност­ных слу­жи­те­лей изби­рает Себе пра­вед­ни­ков и про­ро­ков, через кото­рых Он являет Свои Боже­ствен­ные тайны в про­ро­че­ствах и чудо­тво­ре­ниях, так же и враг нашего спа­се­ния из среды своих усерд­ных слу­жи­те­лей изби­рает себе лже­про­ро­ков, вол­шеб­ни­ков, чаро­деев и через них совер­шает свои обо­льсти­тель­ные про­ри­ца­ния и ложные чудеса на погуб­ле­ние людей.

Подоб­ным обра­зом мы должны судить и о неоду­шев­лен­ных вещах. Через свя­щен­ные руко­твор­ные вещи Бог про­слав­ля­ется и при них неот­ступно оби­тает и совер­шает от них Свои Боже­ствен­ные чудеса для спа­се­ния почи­та­те­лей свя­тыни Его. Через же бого­про­тив­ные руко­тво­ре­ния диавол про­слав­ля­ется и неот­ступно при них пре­бы­вает и совер­шает свои обо­льсти­тель­ные мечты и лживые про­ри­ца­ния.

Вопрос 5. Есть ли при­сут­ствие Божие при святых обра­зах?

Сам Гос­подь сви­де­тель­ство­вал об этом Моисею: “Я буду откры­ваться тебе и гово­рить с тобою [сверху], посреди двух херу­ви­мов, кото­рые над ков­че­гом откро­ве­ния, о всем, что ни буду запо­ве­до­вать чрез тебя сынам Изра­и­ле­вым” (Исх. 25:22). Царь Езекия при молитве к Гос­поду перед ков­че­гом и херу­ви­мами гово­рил: “Гос­поди Боже Изра­и­лев, седя­щий на херу­ви­мах” (4Цар. 19, 15). Три отрока в молитве своей к Богу гово­рили: “Бла­го­сло­вен Ты в храме святой славы Твоей… бла­го­сло­вен Ты, видя­щий бездны, вос­се­да­ю­щий на херу­ви­мах” (Дан. 3:53–54).

Руко­твор­ные свя­щен­ные образа слу­жили таин­ствен­ным, бла­го­дат­ным местом все­гдаш­него при­сут­ствия Божия. Как от книг Свя­щен­ного Писа­ния мы познаем волю Божию в законе и запо­ве­дях Его, так и от святых обра­зов познаем при­сут­ствие неви­ди­мого Бога, Кото­рый ради нашего спа­се­ния неот­ступно пре­бы­вает во свя­ти­лище Своем при руко­твор­ной свя­тыне Своей.

При этом должно пони­мать, что молитва и покло­не­ние пред обра­зом не выра­жают обо­го­тво­ре­ния его, ибо они совер­ша­ются Богу и святым Его. Лишь жертва выра­жает обо­го­тво­ре­ние, но она свой­ственна только Еди­ному Богу, а более никому. Вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники не только молитву и покло­не­ние совер­шали перед ски­нией, ков­че­гом и херу­ви­мами, но воз­но­сили и жертву, что ясно пока­зы­вает при­сут­ствие Божие при руко­твор­ной свя­тыне.

Херу­вим­ские образа слу­жили пре­сто­лом для Бога Неви­ди­мого, и поэтому они были душою и жизнью для всего свя­ти­лища Божия и состав­ляли первую, глав­ную и вели­чай­шую свя­тыню для Изра­иля. Когда их не было в скинии, то скиния нахо­ди­лась пустой, без­бла­го­дат­ной, то есть без селе­ния Божия. Ковчег же и без скинии чудо­дей­ство­вал, напри­мер, во время пле­не­ния его во языки Бог от лица его сокру­шал идолов и казнил болез­нями языч­ни­ков и на всю землю их наслал в нака­за­ние мышей. Скиния сама по себе ника­кого уте­ше­ния и спа­се­ния для иудеев не достав­ляла, и они в при­скор­бии души гово­рили: “Отошла слава от Изра­иля, ибо взят ковчег Божий” (1Цар. 4:21–22).

Всякий веру­ю­щий в Бога должен бла­го­го­веть перед руко­твор­ной свя­ты­ней Его – свя­тыми обра­зами, как перед лицем Самого Бога Неви­ди­мого.

Вопрос 6. Каковы были казни за почи­та­ние куми­ров и за непо­чи­та­ние святых обра­зов?

Из Свя­щен­ного Писа­ния известно, что Гос­подь казнил раз­лич­ным обра­зом и почи­та­те­лей куми­ров, и тех, кто отвер­гал почи­та­ние свя­щен­ных обра­зов, и тех, кто хотя бы малей­шим обра­зом ока­зы­вал непо­чте­ние к руко­твор­ной свя­тыне Божией или являл небреж­ное обра­ще­ние с ней.

Когда сыны Изра­и­левы в пустыне слили себе кумира напо­до­бие тельца и покло­ня­лись ему, то этим они сильно оскор­били Бога, Кото­рый хотел всех их за это про­тив­ное Ему дело погу­бить. Только по молитве Моисея укро­тил Он гнев свой. Моисей, сойдя с горы Синай­ской к людям, при виде кумира настолько оскор­бился, что и скри­жали разбил, тем самым он как бы при­знал народ недо­стой­ным слы­шать запо­веди Божии. Взял Моисей кумир тельца, сжег его на огне и от пепла его напоил всех отступ­ни­ков и пове­лел избить мечом всех поклон­ни­ков тельцу, не поща­дить даже брата своего и ближ­него. И за это было избито до трех тысяч чело­век (Исх. 32:1–35).

По совету лже­про­рока Вала­ама царь Моавит­ский Валак пре­льстил сынов Изра­и­ле­вых в идо­ло­слу­же­ние и раз­врат; и этим иудеи настолько оскор­били Бога, что Он хотел всех их истре­бить смерт­ною казнью. Тогда пра­вед­ник Финеес пора­зил мечем без­за­кон­ни­ков и этим укро­тил гнев Божий. И было избито всего 24 тысячи чело­век за грех идо­ло­слу­же­ния (Чис. 25:1–18).

Когда сыны Ааро­новы Надав и Авиуд внесли чуждый огонь для каж­де­ния пред ков­че­гом и херу­ви­мами, то Бог от ков­чега казнил их смер­тью: “и вышел огонь от Гос­пода и сжег их” (Лев. 10:1–2).

Сыны Иехо­ни­ины одним только своим небреж­ным обра­ще­нием со свя­щен­ным ков­че­гом настолько оскор­били Бога, что Он пора­зил смерт­ной казнью более пяти­де­сяти тысяч мужей (Цар. 6:19).

Мел­хола, жена Давида, посме­я­лась над мужем своим за то, что он лико­вал и весе­лился пред ков­че­гом Гос­под­ним во время тор­же­ствен­ного пере­не­се­ния его, и за эту насмешку нака­зана была бес­ча­дием навсе­гда (2Цар. 6:20–23).

Царь Соло­мон устроил вели­че­ствен­ный храм Божий и этим бла­го­уго­дил Гос­поду. Когда же он покло­нился идолам, по при­меру жен своих, и создал капище Астарте, то тем сильно оскор­бил Гос­пода, Кото­рый за это отнял от него 10 колен сынов Изра­и­ле­вых (3Цар. 2:1–14). За храм Божий полу­чил Соло­мон бла­го­сло­ве­ние от Бога, а за капище идоль­ское – гнев и осуж­де­ние.

Иеро­воам, царь изра­иль­ский, когда воца­рился над 10 коле­нами изра­иль­скими, дан­ными ему от Бога, и все­лился в Сама­рию, то ради своего любо­на­ча­лия при­ду­мал отвра­тить людей от Иеру­са­лима и храма Божия. Сделал он куми­ров двух тель­цов, поста­вил их в сама­рий­ских горо­дах, Вефиле и Дане, и пове­лел людям слу­жить и покло­няться тель­цам, а в храм Иеру­са­лим­ский вос­пре­щал ходить людям на покло­не­ние Гос­поду и свя­тыне его. Этим он сильно про­гне­вал Бога, Кото­рый послал Своего про­рока обли­чить его и пред­ска­зать ему о лютой пагубе – что всех с ним поклон­ни­ков идолам кости сожгутся на огне чрез Иосию, буду­щего царя (3Цар. 12:26–33; 13:1–10). Это пред­ска­за­ние про­рока испол­ни­лось: “Царь Иосия вырвал кости идо­ло­слу­жи­те­лей из гробов, сжег кости их огнем и всех куми­ров их сокру­шил и сжег” (4Цар. 23:1–25).

Вопрос 7. Какие суще­ствуют про­ро­че­ства о зримом явле­нии людям самого Образа Божия?

В Ветхом Завете Гос­подь являлся в образе херу­ви­мов, и они име­но­ва­лись славой Божией. Сам лик Гос­пода был сокрыт от людей.

В Новом Завете Гос­подь Иисус Хри­стос явил Свой боже­ствен­ный лик; уже в славе Своей явля­ется, то есть в Своем Образе, а не в образе херу­ви­мов, как о том и пред­ска­зы­вали вет­хо­за­вет­ные про­роки: “Царя со славою узрите” (Ис. 33:17). “Ликуй от радо­сти, дщерь Сиона, тор­же­ствуй, дщерь Иеру­са­лима: се царь твой грядет к тебе, пра­вед­ный и спа­са­ю­щий” (Зах. 9:9). “Все вместе ликуют, ибо своими гла­зами видят, что Гос­подь воз­вра­ща­ется в Сион” (Ис. 52:8). “Явится слава Гос­подня, и узрит всякая плоть спа­се­ние Божие” (Ис. 40:5).

В Еван­ге­лии от Иоанна Сам Иисус Хри­стос гово­рит об этом так: “Воля Послав­шего Меня есть та, чтобы всякий, видя­щий Сына и веру­ю­щий в Него, имел жизнь вечную; и Я вос­крешу его в послед­ний день” (Ин. 6:40). В этих таин­ствен­ных словах Гос­подь Иисус Хри­стос явил нам волю Отца Небес­ного, чтобы всякий видел Сына Его, и не только через веру и книж­ные писа­ния позна­вал и убеж­дался, но прежде всего от види­мой вещи, кото­рая воз­во­дит ум к Неви­ди­мому и Неопи­су­е­мому. И в другом месте Хри­стос Спа­си­тель, под­твер­ждая эти слова, гово­рит: “Вы не уве­ру­ете, если не уви­дите зна­ме­ний и чудес” (Ин. 4:48).

Значит, для веру­ю­щих необ­хо­димо было иметь види­мые зна­ме­ния и види­мый образ Христа Спа­си­теля, в лице Кото­рого честву­ется Послав­ший Его Отец Небес­ный, как о том гово­рит Хри­стос: “Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, послав­шего Его” (Ин. 5:23).

Все отвер­га­ю­щие Образ Божий и святые иконы, отвер­га­ются и Бога Неви­ди­мого. Кто не отли­чает образа своего Иску­пи­теля от бесов­ских идолов, того и Он на суде Своем не отли­чит от бесов – и такой же мерой воз­ме­рит им в день пра­вед­ного суда Своего.

Вопрос 8. Как Апо­столы совер­шали покло­не­ние свя­тому образу Божию?

Апо­столы с первых времен хри­сти­ан­ства покло­ня­лись образу Божи­ему. Об этом Апо­стол Павел гово­рит так: “Дабы пред именем Иисуса пре­кло­ни­лось всякое колено небес­ных, земных и пре­ис­под­них” (Флп. 2:10). Апо­стол назы­вает здесь образ Божий именем Иисуса Христа.

В Свя­щен­ном Писа­нии Сам Спа­си­тель име­ну­ется мно­гими име­нами, и образ Его также име­ну­ется по-раз­ному: Обра­зом Бога Неви­ди­мого; Славой Божией, Славой Хри­сто­вой; Лицем Божиим; Вели­че­ством Божиим; именем Божиим; именем Хри­сто­вым; именем Иису­со­вым. Понятно, что где имя Божие нахо­дится в славе и покло­не­нии, там и образ Божий про­слав­ля­ется, а где бес­че­стится имя Божие, там бес­че­стится и образ Его.

Вопрос 9. Как покло­ня­ется Богу Небес­ная Цер­ковь?

Тай­но­ви­дец Апо­стол Иоанн описал нам, как покло­ня­ется Богу Небес­ная Цер­ковь: “Пре­стол стоял на небе, и на пре­столе был Сидя­щий… И вокруг пре­стола два­дцать четыре пре­стола; а на пре­сто­лах видел я сидев­ших два­дцать четыре старца… И от пре­стола исхо­дили молнии и громы и гласы, и семь све­тиль­ни­ков огнен­ных горели перед пре­сто­лом… и вокруг пре­стола четыре живот­ных… И первое живот­ное было подобно льву. и второе живот­ное подобно тельцу, и третье живот­ное имело лице, как чело­век, и чет­вер­тое живот­ное подобно орлу летя­щему… и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Гос­подь Бог Все­дер­жи­тель, Кото­рый был, есть и грядет… и два­дцать четыре старца падают пред Сидя­щим на пре­столе, и покло­ня­ются Живу­щему во веки веков” (Откр. 4:2–9).

Как Небес­ная Цер­ковь покло­ня­ется Пер­во­об­разу на небеси – Богу, Сидя­щему на пре­столе, так и земная Цер­ковь по их при­меру покло­ня­ется образу Божию на земле.

Вопрос 10. Почему ныне не бывает таких, как в Ветхом Завете, казней на тех, кото­рые отвер­гают, зло­сло­вят, сокру­шают и бес­че­стят святые иконы?

На этот вопрос мы отве­тим сле­ду­ю­щее – Ветхий Завет был плот­ский. Новый же Завет духо­вен, а потому хули­те­лей свя­тыни Гос­под­ней ныне долго терпит Гос­подь и не пора­жает каз­нями нена­вист­ни­ков Своих. Тому есть при­меры:

Ирода – пер­вого гони­теля Своего – не казнил Гос­подь, а уда­лился во Египет.

Гада­рин­ские жители изго­няли Иисуса Христа от себя и своих пре­де­лов, но также не казнил их Гос­подь за это, а уда­лился от них в другое место.

Самых глав­ных Своих гони­те­лей – книж­ни­ков и фари­сеев, а также Иуду пре­да­теля и всех руга­те­лей, мучи­те­лей и рас­пи­на­те­лей Своих – никого из них не казнил Гос­подь, но дол­го­тер­пел им и даже молился о них Отцу Небес­ному на кресте, говоря: “Отче! отпу­сти им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34).

А также и по Вос­кре­се­нии Своем дол­го­тер­пел Гос­подь невер­ным иудеям, хуля­щим Его и отме­та­ю­щим Его из мерт­вых боже­ствен­ное Вос­кре­се­ние (Мф. 28:11–15).

Из всего при­ве­ден­ного понятно, что если Самому Спа­си­телю нано­симы были тяжкие оскорб­ле­ния – и Он не тотчас нака­зы­вал, но дол­го­тер­пел, то также дол­го­тер­пит Он и всем руга­те­лям свя­тому образу Его и всей Свя­тыне Его.

Но насту­пит время суда Его! “И будет рыдать земля, каждое племя особо” (Зах. 12:12). Все греш­ники, про­бо­да­ю­щие Спа­си­теля нару­ше­нием запо­ве­дей Его, и хули­тели руко­твор­ной Свя­тыни Его под­верг­нутся тогда стро­гому осуж­де­нию.

Вопрос 11. Откуда про­изо­шел обычай хри­стиан иметь святые иконы в домах? Какую духов­ную пользу при­но­сят они оби­та­те­лям дома?

Из Свя­щен­ного Писа­ния известно, что святой ковчег, кроме храма, нахо­дился иногда и в про­стых част­ных домах, напри­мер, в доме Ами­но­дава (1Цар. 7:1), в доме Авед­дара Гефя­нина (2Цар. 6:10–11), в доме Давида (2Пар. 8:11). Это слу­жило тогда про­об­ра­зом нынеш­них наших домаш­них икон.

От Свя­щен­ного ков­чега освя­ща­лись все те места, в кото­рых он был, и особое бла­го­сло­ве­ние Божие изли­ва­лось на тех жите­лей дома, где его при­ни­мали с верою и бла­го­го­ве­нием. Ради при­сут­ствия ков­чега Гос­подь умно­жал лета их жизни, а сила вражия от этих мест и домов про­го­ня­лась.

При тор­же­ствен­ном пере­не­се­нии ков­чега царем Дави­дом Гос­подь на пути пора­зил Озу смерт­ной казнью за небреж­ное его при­кос­но­ве­ние к ков­чегу. Вслед­ствие сего царь Давид убо­ялся нести ковчег в свой град и поста­вил ковчег в доме Авед­дара Гефя­нина, где он стоял три месяца. Когда донесли царю Давиду, говоря: “Гос­подь бла­го­сло­вил дом Авед­дара и все, что было у него, ради ков­чега Божия”, то пошел Давид и с тор­же­ством пере­нес ковчег Божий из дома Авед­дара в город Дави­дов (2Цар. 6:12).

Дом Дави­до­вов настолько был освя­щен от ков­чега Божия, что царь Соло­мон и жен­щи­нам не доз­во­лял в том доме нахо­диться. Вот что ска­зано в Свя­щен­ном Писа­нии: “Дочь фара­о­нову пере­вел Соло­мон из города Дави­дова в дом, кото­рый построил для нее, потому что, гово­рил он, не должна жить жен­щина у меня в доме Давида, царя Изра­и­лева, ибо свят он, так как вошел в него ковчег Гос­по­день” (2Пар.8:11).

Если от ков­чега и херу­вим­ских икон так освя­ща­лись дома, и ради них изли­ва­лось бла­го­сло­ве­ние Божие на тех жите­лей, среди кото­рых нахо­дился ковчег, то сколь много Своего бла­го­сло­ве­ния и мило­сти посы­лает Гос­подь на те дома, в кото­рых нахо­дится Его Свя­тей­шее изоб­ра­же­ние.

При этом должно еще ска­зать, какую бла­го­дат­ную силу имеют святые иконы для защиты домов и жите­лей от лука­вых бесов. В вет­хо­за­вет­ные вре­мена, когда святой ковчег ока­зался в плену у языч­ни­ков, “Гос­подь казнил жите­лей этих язы­че­ских горо­дов болез­нию, а идолов их всех сокру­шил. Весьма тяго­тела рука Божия на них. И… вопль города вос­хо­дил до небес” (1Цар. 5:1–12). А когда Иисус Хри­стос во мла­ден­че­стве с Пре­чи­стой Своей Мате­рию и стар­цем Иоси­фом нахо­дился в Египте, все идолы еги­пет­ские пали и сокру­ши­лись (Ис. 19:1).

Во время земной жизни Иисуса Христа, при появ­ле­нии Его в каком-либо доме, бесы не могли выне­сти Его при­ше­ствия и с криком бежали от Него. То же было и при путе­ше­ствиях святых Апо­сто­лов. Где же не было Иисуса Христа и Апо­сто­лов – там бесы имели боль­шую власть вре­дить людям и губить их. Подобно тому как до при­хода ков­чега в идоль­ский храм Дагона идол гос­под­ство­вал там, а по при­ходе ков­чега он пал и сокру­шился.

Также и сейчас святые иконы освя­щают своим при­сут­ствием дома и всех их жите­лей и про­го­няют силу вражию.

Вопрос 12. Что озна­чает изоб­ра­же­ние Христа Спа­си­теля с сия­ю­щим ликом?

Через это изоб­ра­же­ние мы испо­ве­дуем во Христе два есте­ства – Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское. Свое испо­ве­да­ние мы выра­жаем в слове и изоб­ра­жаем на иконах – Хри­стос есть совер­шен­ный Бог по Боже­ству и совер­шен­ный Чело­век по чело­ве­че­ству.

Когда ико­но­пи­сец пишет лик Христа Спа­си­теля по подо­бию чело­ве­че­ского лица, то этим испо­ве­ду­ется Его чело­ве­че­ство, а изоб­ра­жая сияние от лица Его – испо­ве­ду­ется Боже­ство Его. Изоб­ра­жа­ю­щий образ Спа­си­теля без сияния не испо­ве­дует Боже­ское есте­ство во Христе, через что страшно согре­шает, упо­доб­ля­ясь древним ере­ти­кам, отри­цав­шим Боже­ство Христа. Эти ере­тики были осуж­дены пас­ты­рями Церкви и пре­даны ана­феме. Мы же, чада Церкви, вся­че­ски чуж­да­емся этого бого­про­тив­ного дела и изоб­ра­же­ний Христа Спа­си­теля без сияния лика не при­ем­лем.

Из еван­гель­ских повест­во­ва­ний мы видим, что Хри­стос Спа­си­тель еще при жизни Своей являл сияние славы Своего лица пред уче­ни­ками Своими.

При кре­ще­нии Его, по выходе Его из воды отверз­лись небеса и слава небес­ная осияла Его (Мф. 3:16–17).

Иисус Хри­стос про­сла­вил Свое лице пред уче­ни­ками Своими во время Пре­об­ра­же­ния Его на горе Фавор­ской, когда про­си­яло лице Его, как солнце (Мф. 17:2).

По Вос­кре­се­нии Своем мно­го­кратно являлся Он к уче­ни­кам Своим также со свет­лым лицем. Апо­столу Павлу явился на пути Иисус Хри­стос в бли­ста­нии небес­ного Своего света (Деян. 9:3). Апо­столу Сте­фану явился Иисус Хри­стос сто­я­щим одес­ную Бога на небеси во Своей Боже­ствен­ной славе (Деян. 7:56). Апо­столу Иоанну Бого­слову в Откро­ве­нии явился Иисус Хри­стос с лицем сия­ю­щим, как солнце (Откр. 1:16).

Все боже­ствен­ные явле­ния Его с небес к пра­вед­ни­кам, как в Ветхом, так и в Новом Заве­тах, были в сиянии вели­кой славы Его.

Про­слав­ле­ние лица Спа­си­теля пока­зано было только святым Апо­сто­лам, пра­вед­ни­кам, про­ро­кам и всей Церкви верных, а для невер­ных и языч­ни­ков, рас­пи­на­те­лей Его, Иисус Хри­стос не явил света лица Своего. Так и ныне не являет Он Своего света славы всем отступ­ни­кам: ибо ска­зано: “Нече­сти­вый не видит славы Гос­пода” (ср. Ис. 26:10). Потому ослеп­лен­ные гор­до­стью и само­обо­льще­нием нече­сти­вые не могут ура­зу­меть тайну образа Хри­стова.

К истин­ным же хри­сти­а­нам отно­сятся слова про­рока: “Гос­поди, они ходят во свете лица Твоего, о имени Твоем воз­ра­ду­ются весь день” (Пс. 88:16–17). Это про­ро­че­ство ныне сбы­лось мы свет лица Его Боже­ствен­ного на иконе изоб­ра­жаем, всегда раду­ясь о имени Его.

Вопрос 13. Почему иконы святых пишутся с сия­ю­щими ликами?

О святых у нас другое испо­ве­да­ние. Мы их изоб­ра­жаем в сиянии вовсе не для того, чтобы выра­зить в них два есте­ства, как во Христе, но для того, чтобы выра­зить почи­ва­ю­щую во святых славу Божию.

Святые суть орудие Божие, и их тела – храм и жилище Свя­того Духа, и Дух Святой про­слав­ляет их раз­ными чуде­сами. Потому и пишется сияние от их лица. Это сияние обо­зна­чает славу Божию, в них почи­ва­ю­щую. Тем самым святые испо­ве­ду­ются у нас подоб­ными образу Божию.

По слову Апо­стола: “А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил” (Рим. 8:30). На осно­ва­нии этих слов мы при­знаем святых как про­слав­лен­ных от Бога, изоб­ра­жая их образа с сия­ю­щими лицами. Эти сияния озна­чают не тож­де­ство с обра­зом Сына Божия, а лишь подо­бие Ему в небес­ной славе. Сам Иисус Хри­стос о том сви­де­тель­ствует, говоря в молитве к Отцу: “И славу, кото­рую Ты дал Мне, Я дал им” (Ин. 17:22).

Нужно заме­тить еще и то, что мы не живых людей изоб­ра­жаем на иконах, но уже почив­ших и от Бога въяве про­слав­лен­ных мно­гими чуде­сами.

Все святые иконы честву­ются и про­слав­ля­ются раз­лично. По слову Апо­стола: “Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд” (1Кор. 15:41). Образ Божий подо­бен солнцу, образ Бого­ро­дицы подо­бен луне, а образа святых подобны звез­дам.

 Бог есть истин­ный свет для нас, а святые, как лучи Его, сияют, заим­ствуя свет от источ­ника света Его. Моисей чрез соро­ка­днев­ную беседу с Богом настолько про­све­тил лице свое, что не могли сыны Изра­и­левы взи­рать на Моисея. Святые же, нахо­дя­щи­еся всегда пред лицем Божиим, еще более Моисея про­слав­ля­ются и про­све­ща­ются душой и телом.

Как земные цари спо­движ­ни­ков своих в защите цар­ства своего награж­дают и оде­вают их в одежду славы своей, так и Царь Небес­ный защит­ни­ков Еван­гель­ской истины, испол­ни­те­лей запо­ве­дей Его, награж­дает Своими высо­кими небес­ными поче­стями, одевая их в одежду света и вечной радо­сти.

Вопрос 14. Почему иконы укра­ша­ются ризами?

Все, что у нас совер­ша­ется для чести и про­слав­ле­ния свя­тыни, дела­ется от пове­ле­ний Божиих, но не от вымысла чело­ве­че­ского. Как ветхие деся­ти­слов­ные запо­веди даны были одна­жды от Бога и вечно должны суще­ство­вать, так и запо­веди Божии о свя­тыне Его должны суще­ство­вать вечно.

Мно­го­кратно повто­рял Бог пове­ле­ние Свое при устрой­стве свя­ти­лища: “Это вечно и законно будет вам” (ср. Исх. 27:21). Пове­лел Бог Моисею всю руко­твор­ную свя­тыню покрыть чистым золо­том; ковчег, херу­вимы и златая дощечка были отлиты из одного золота (Исх. 25:10–11). Также Соло­мон все свя­ти­лище укра­сил золо­том и покрыл золо­том херу­вим­ские образа (3Цар. 6:20–22). Если вет­хо­за­вет­ную свя­тыню Гос­подь пове­лел дра­го­ценно укра­шать, то тем паче ново­за­вет­ная свя­тыня должна почи­таться вер­ными.

Кто уко­ряет нас за соору­же­ние дра­го­цен­ных риз на святых иконах и сове­тует деньги отда­вать не на укра­ше­ние икон, а бедным и нищим, тот упо­доб­ля­ется Иуде пре­да­телю. Ибо он, уви­девши жену, изли­вав­шую дра­го­цен­ное миро на тело Спа­си­теля, воз­не­го­до­вал и начал вну­шать святым Апо­сто­лам, что жена без­рас­судно посту­пает, бес­по­лезно теряя дра­го­цен­ное миро: “Лучше бы она про­дала его, а деньги раз­дала бы нищим”.

Иисус Хри­стос обли­чил злой совет Иуды, сказав, что “нищих всегда имеете при себе, а Меня не всегда” (Ин. 12:8). И святой Еван­ге­лист, обли­чая тайну Иуди­ного совета, гово­рит: “Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому, что был вор” (Ин. 12:6).

Нищие всюду есть, и среди хри­стиан, и среди невер­ных, а святые иконы нахо­дятся только среди чад Церкви. Честь, при­не­сен­ная Иисусу Христу от жены воз­ли­я­нием мира, несрав­ненно выше мило­стыни нищим. Точно также укра­ше­ние святых икон или храма несрав­ненно выше бла­го­тво­ри­тель­но­сти, так как мило­стыню нищим совер­шают и невер­ные, а чество­ва­ние свя­тыни совер­ша­ется только вер­ными.

Вопрос 15. Как отно­ситься к изоб­ра­же­нию на святых иконах живот­ных и бесов?

В вет­хо­за­вет­ном храме нахо­ди­лись изоб­ра­же­ния не только херу­ви­мов, но и живот­ных – тель­цов, волов, львов (3Цар. 7:29). Вблизи этих изоб­ра­же­ний вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники совер­шали свою молитву в храме, и Бог за это не оскорб­лялся на Соло­мона, а похва­лил его за устрой­ство храма и являл в нем Свою Боже­ствен­ную славу.

При самом свя­щен­ном ков­чеге нахо­ди­лись пять мышей златых, поло­жен­ных от языч­ни­ков в дар Богу за избав­ле­ние от казней (1Цар. 6:11).

Изоб­ра­жая иногда на святых иконах раз­лич­ных нечи­стых живот­ных, мы посту­паем так не по своему усмот­ре­нию, но на осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния. Напри­мер, изоб­ра­жая иску­ше­ние Иисуса Христа в пустыне, изоб­ра­жаем там и самого иску­си­теля-диа­вола, согласно еван­гель­скому опи­са­нию.

Изоб­ра­жая соше­ствие Иисуса Христа во ад, здесь же изоб­ра­жаем и пора­же­ние диа­вола и всех бесов его. Изоб­ра­жая Иисуса Христа, сидя­щего на пре­столе, изоб­ра­жаем при Нем и четы­рех живот­ных – тельца, льва, орла и чело­века – согласно про­ро­че­ским виде­ниям.

Изоб­ра­жая победу Архан­гела Миха­ила над диа­во­лом и бесами и изгна­ния их в ад вечных мук, изоб­ра­жаем внизу повер­жен­ных им бесов, как про­тив­ни­ков власти Царя Небес­ного.

Еди­но­душ­ное опол­че­ние Анге­лов во главе со своим Архи­стра­ти­гом на врагов Божиих служит нам поучи­тель­ным при­ме­ром, чтобы и мы еди­но­душно опол­ча­лись против всех врагов без­бож­ни­ков.

Вопрос 16. Почему мы воз­жи­гаем перед ико­нами свет и совер­шаем каж­де­ние фимиа­мом?

В Свя­щен­ном Писа­нии нахо­дится стро­гое от Бога пове­ле­ние о воз­жи­га­нии света и о каж­де­нии перед свя­щен­ными пред­ме­тами.

Сам Гос­подь бла­го­во­лил, чтобы во свя­ти­лище Его пред лицем свя­тыни Его неуга­са­е­мый горел свет в све­тиль­ни­ках. Через Моисея Он дает почи­та­те­лям свя­тыни пове­ле­ния: “И вели сынам Изра­и­ле­вым, чтобы они при­но­сили тебе елей чистый… от маслин, для осве­ще­ния, чтобы горел све­тиль­ник во всякое время… Это устав вечный для поко­ле­ний их от сынов Изра­и­ле­вых” (Исх. 27:20–21). Этим Гос­подь вра­зум­ляет нас, что как жилище Его на небе­сах пре­бы­вает во свете, так и образ Его должен нахо­диться в сиянии веще­ствен­ного света, напо­ми­ная нам о Его свете на небе­сах.

Не раз повто­ряет Гос­подь Свое пове­ле­ние как о воз­жи­га­нии света, так и о каж­де­нии фимиа­мом (Исх. 30:7–8; Чис. 8:1–4; Лк. 1:9).

В Новом Завете есть также ука­за­ния на это. Апо­стол Иоанн видит Иисуса Христа, сто­я­щего среди семи горя­щих златых све­тиль­ни­ков (Откр. 1:12). Видит он также в небес­ном сиянии семь све­тиль­ни­ков огнен­ных, горя­щих пред пре­сто­лом Божиим (Откр. 4:5); и кадиль­ницу и каж­де­ние фимиа­мом от Ангела пред пре­сто­лом Божиим (Откр. 8:3–5).

Когда языч­ники, попу­ще­нием Божиим, опу­сто­шали свя­ти­лище и раз­ру­шали храм Гос­по­день, то сокру­шали све­тиль­ники и гасили свет в нем, а алтарь кадиль­ный и кадиль­ницу уни­что­жили, не упо­доб­ля­ются ли этим языч­ни­кам и совре­мен­ные про­тив­ники цер­ков­ного бла­го­ле­пия?

Вопрос 17. Как уста­но­вился обычай бла­го­го­вей­ного цело­ва­ния святых икон, креста и Еван­ге­лия?

После пре­ступ­ле­ния пра­ро­ди­те­лей наших в раю Бог был непри­сту­пен для сынов чело­ве­че­ских по при­чине Своего пра­вед­ного гнева на них. Также и свя­тыня Его была непри­ступна для чело­века, как о том ска­зано в законе: “Не должны они касаться свя­ти­лища, чтобы не уме­реть”. И еще ска­зано: “Сами они не должны под­хо­дить смот­реть свя­тыню, когда покры­вают ее, чтобы не уме­реть” (Чис. 4; 15:20).

Понятно, что в Ветхом Завете было строго вос­пре­щено людям непо­свя­щен­ным не только при­ка­саться к свя­тыне и лобы­зать ее, но даже и видеть ее. Когда сыны Иехо­ни­евы дерз­нули рас­смат­ри­вать свя­тыню ков­чега Гос­подня, то настолько про­гне­вали Бога, что Он пора­зил смерт­ною казнью не только тех лиц, кото­рые смот­рели, но и все их племя (1Цар. 6:19). Оза дерз­нул при­кос­нуться к ков­чегу Гос­подню и этим настолько оскор­бил Бога, что Гос­подь вне­запно пора­зил его смер­тью (2Цар. 6:7).

Вот как строго была ограж­дена Богом древ­няя непри­ступ­ная свя­тыня и свя­ти­лище, а осо­бенно ковчег свя­тыни с херу­ви­мами, кото­рый нахо­дился за второй заве­сой во Святая Святых, куда и свя­щен­ники не имели права вхо­дить, а только пер­во­свя­щен­ник входил еди­но­жды в год.

Апо­стол, объ­яс­няя таин­ствен­ное зна­ме­но­ва­ние вет­хого и нового свя­ти­лищ, гово­рит сле­ду­ю­щее: “Сим Дух Святый пока­зы­вает, что еще не открыт путь во свя­ти­лище, доколе стоит преж­няя скиния. Она есть образ насто­я­щего вре­мени, в кото­рое при­но­сятся дары и жертвы” (Евр. 9:8–9).

Итак, вет­хо­за­вет­ное свя­ти­лище и внутри его нахо­див­ша­яся свя­тыня были недо­ступны для зрения не только про­стого народа, но даже и для свя­щен­ни­ков. Понятно, могли ли при­ка­саться и лобы­зать веру­ю­щие сию свя­тыню, как ныне у нас совер­ша­ется.

Апо­стол назы­вает вет­хо­за­вет­ное слу­же­ние обра­зом насто­я­щего вре­мени. Пока стояло вет­хо­за­вет­ное свя­ти­лище – Бог был непри­сту­пен. Ныне же, чрез заслуги нашего Иску­пи­теля, Бог с чело­ве­ками при­ми­рился, и к самой непри­ступ­ной свя­тыне Его ныне вход открылся. Со вре­мени крест­ного стра­да­ния Его завеса цер­ков­ная, пре­граж­дав­шая путь к свя­тыне, разо­дра­лась надвое, давая сво­бод­ный вход к ней всем веру­ю­щим во Христа, через что испол­ни­лось про­ро­че­ство: “Тобою избав­люся от иску­ше­ния и Богом моим прейду стену” (Пс. 17:30).

Стена, пре­граж­дав­шая нам путь к Богу и свя­ти­лищу Его, раз­ру­ши­лась, и мы вслед за Иису­сом Хри­стом входим во свя­ти­лище, о чем сви­де­тель­ствует Апо­стол: “Итак, братия, имея дерз­но­ве­ние вхо­дить во свя­ти­лище посред­ством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, кото­рый Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою” (Евр. 10:19–20).

Теперь мы входим во Святая новым путем, а не ветхим. Новый путь имеет свой чин, уста­нов­лен­ный от Иску­пи­теля, в кото­ром мы имеем сво­бод­ный вход к Гос­поду и ося­за­тельно при­ка­са­емся к Нему в тайне Боже­ствен­ной Евха­ри­стии. Как в уста свои при­ем­лем Тело и Кровь Его, так с верою и любо­вию при­ка­са­емся к свя­тей­шему образу Его, а также и ко всем святым пред­ме­там, кресту, Еван­ге­лию и с бла­го­го­вей­ной молит­вой лобы­заем их своими греш­ными устами, полу­чая от них про­све­ще­ние и освя­ще­ние.

Дей­стви­тельно, если в Ветхом Завете даже для про­ро­ков и пра­вед­ни­ков Бог был непри­сту­пен, то в Новом Завете даже греш­ники при­сту­пали к Богу, ося­зали и лобы­зали Его, явив­ше­гося во плоти на земле.

Жена греш­ница обмыла сле­зами своими ноги Его, вла­сами главы своей отерла их и, обло­бы­зав, воз­ли­вала на них миро, и не казнь полу­чила за это от Бога, но милость и про­ще­ние грехов (Лк. 7:38–47). Также жена кро­во­то­чи­вая при­ка­са­лась к Гос­поду и другие веру­ю­щие. “И весь народ искал при­ка­саться к Нему, потому что сила от Него исхо­дила и исце­ляла всех” (Лк. 6:19).

Должно ска­зать, что при стра­да­ниях Христа Спа­си­теля мучи­тели тво­рили Ему всякое пору­га­ние, льсти­вое лобы­за­ние и кощун­ствен­ное покло­не­ние (Мк. 15:17–19).

Враги бес­че­стили лице Иску­пи­теля нашего, мы же изоб­ра­жаем в сия­ю­щей славе свя­тей­шее лице Его, они тер­но­вым венцем оскорб­ляли Его, мы же воз­ла­гаем на главу Его венец славы из серебра и золота; они наде­вали на Него хла­миду пору­га­ния, мы же укра­шаем Его образ доро­гими ризами: они били тро­стию по главе Его, мы же бла­го­го­вейно воз­жи­гаем свечи и елей пред обра­зом Его; руга­тели давали льсти­вое лобы­за­ние Ему, мы же с бла­го­го­ве­нием при­сту­паем к цело­ва­нию Его свя­тей­шего образа.

Итак, все руга­тель­ства, бывшие над Хри­стом, у нас заме­нены ука­зан­ными здесь бла­го­го­вей­ными зна­ками любви и почи­та­ния.

Вопрос 18. Как совер­ши­лись мно­го­раз­лич­ные явле­ния святых икон?

С апо­столь­ских времен нача­лось рели­ги­оз­ное почи­та­ние святых икон. Первые хри­сти­ане с особым рели­ги­оз­ным чув­ством почи­тали святые иконы, осо­бенно иконы Бого­ро­дич­ные, воз­жи­гали перед ними неуга­си­мый свет от елея и свеч. Этому поза­ви­до­вал враг нашего спа­се­ния и воз­двиг ико­но­бор­че­скую ересь. Ею зара­жены были даже неко­то­рые цари, а чрез них настали лютые гоне­ния на хри­стиан – за почи­та­ние святых икон их мучили и уби­вали, а святые иконы сокру­шали, сжи­гали и бес­че­стили.

Вслед­ствие тако­вых гоне­ний, пра­во­слав­ные скры­вали святые иконы в разные места – зары­вали в землю, пря­тали в пеще­рах, бро­сали в воду и тому подоб­ными мерами спа­сали свя­тыню от пору­га­ния ико­но­бор­цев. Когда же укро­ти­лось гоне­ние ико­но­бор­цев, то сокры­ва­е­мые в тайных местах иконы Гос­подь стал являть для хри­стиан, про­слав­ляя их мно­го­раз­лич­ными чуде­сами. И вот эти явля­е­мые иконы мы почи­таем за вели­кую свя­тыню и про­слав­ляем чело­ве­ко­лю­бие Божие, явлен­ное нам через чудо­твор­ные святые иконы.

И в вет­хо­за­вет­ные вре­мена было, что за грехи людей Гос­подь попус­кал раз­ру­ше­ние Иеру­са­лима и храма от языч­ни­ков, но пред тем пове­ле­вал пра­вед­ни­кам и про­ро­кам выне­сти свя­тыню из храма и сокрыть ее в тайных пеще­рах. Когда же люди обра­ща­лись к Богу с пока­я­нием, то Он воз­вра­щал их в Иеру­са­лим и откры­вал им сокры­тую свя­тыню.

Если древ­нюю Свою свя­тыню так охра­нял Гос­подь, то тем более хри­сти­ан­скую Свою свя­тыню, на кото­рой нахо­дится образ Бога Неви­ди­мого, охра­няет Он во спа­се­ние всех веру­ю­щих.

Вопрос 19. Вет­хо­за­вет­ные образа тво­римы были людьми, Богом избран­ными, наши же иконы пишутся обыч­ными людьми. Могут ли быть наши иконы подобны древ­ней свя­тыне?

Вет­хо­за­вет­ную свя­тыню сози­дали не одни только пра­вед­ники, но и греш­ники участ­во­вали в созда­нии скинии, ков­чега, херу­ви­мов, све­тиль­ни­ков, свя­щен­ных одежд, а также и храма Соло­мона: “И сказал Моисей всему сонму сынов Изра­и­ле­вых: каждый по усер­дию пусть при­не­сет при­но­ше­ние Гос­поду” (Исх. 35:4–5).

Издревле, по пове­ле­нию Самого Бога, все веру­ю­щие при­ни­мали уча­стие в сози­да­нии свя­ти­лища. Бог не сказал, чтобы от рук греш­ных не при­ни­мать худо­же­ство или жертву, но всем велел тру­диться в сози­да­нии свя­ти­лища и всем велел при­но­сить на укра­ше­ние скинии. При постро­е­нии же храма Соло­мо­нова, в соору­же­нии его при­ни­мали уча­стие не только иудеи, но даже и языч­ники. Хирам, царь Тир­ский, помо­гал сози­дать храм, при­сы­лая для него от себя мно­же­ство стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов, а также масте­ров и худож­ни­ков (3Цар. 5–7; 2Пар. 2:7–9).

Гос­подь Иисус Хри­стос, как Серд­це­ве­дец, не отверг сосуд с дра­го­цен­ным миром от греш­ной жены (Лк. 7:37). Поэтому и у нас доз­во­ля­ется всем при­ни­мать уча­стие в сози­да­нии руко­твор­ной свя­тыни Божией.

Вопрос 20. Почему совер­ша­ется освя­ще­ние икон в церкви?

Мы это делаем по веле­нию Божию, о чем ясно видно из Свя­щен­ного Писа­ния. По устро­е­нии скинии Гос­подь Бог пове­лел Моисею освя­тить ее, и Моисей освя­тил скинию и ковчег. Апо­стол о том гово­рит так: “Моисей, про­из­неся все запо­веди по закону перед всем наро­дом, взял кровь тель­цов и козлов с водою… говоря: это кровь завета, кото­рый запо­ве­дал вам Бог… окро­пил кровью и скинию и все сосуды Бого­слу­жеб­ные… Итак образы небес­ного должны были очи­щаться сими, самое же небес­ное луч­шими сих жерт­вами” (Евр. 9:19–23).

Из этих слов видно, что и древ­нюю свя­тыню освя­щали свя­щен­ники, и только по освя­ще­нии скинии яви­лась слава Божия над ней: “И слава Гос­подня напол­нила скинию” (Исх. 40:34). Точно также после освя­ще­ния храма Соло­мо­нова сни­зо­шла на него слава Гос­подня, как ска­зано: “Когда окон­чил Соло­мон молитву, сошел огонь с неба и погло­тил все­со­жже­ния и жертвы, и храм напол­нился славы Божией” (ср. 2Пар. 7:1).

На осно­ва­нии при­ве­ден­ных слов и у нас свя­щен­но­слу­жи­тели освя­щают как вновь созда­ва­е­мые храмы, так и всю свя­щен­ную утварь: иконы, кресты, сосуды, одежды свя­щен­ни­че­ские и прочие необ­хо­ди­мые пред­меты для бого­слу­же­ний.

Вопрос 21. Почему неко­то­рые иконы ста­но­вятся чудо­твор­ными?

Это есть дело воли Божией, и Он Сам то ведает – одни иконы про­слав­ляет более, другие менее. У нас же, веру­ю­щих хри­стиан, все иконы свя­тыми при­зна­ются, и от всех икон, по вере нашей, мы полу­чаем спа­се­ние душ наших.

В Церкви бла­го­дать Божия мно­го­раз­лична. Гос­подь и пра­вед­ни­ков Своих про­слав­ляет раз­лич­ными Своими дарами: одних – боль­шей бла­го­да­тью, других – мень­шей.

И све­тила небес­ные между собой раз­личны. Согласно же слову Апо­стола: “Иная слава солнцу, иная слава луне и иная слава звез­дам”. Образ Бога неви­ди­мого подо­бен солнцу, образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы подо­бен луне, а образа святых подобны звез­дам. Да и звезды раз­ли­че­ствуют в своей славе, так и святые иконы раз­ли­ча­ются в славе Божией.

Но все иконы для нас служат духов­ными све­ти­лами. От свя­ти­лища Божия они нам сияют, и про­све­щают нас, и спа­сают.

Вопрос 22. Почему суще­ствует мно­же­ство раз­лич­ных икон Пре­свя­той Бого­ро­дицы?

Все мы веруем во еди­ного Бога, Творца неба и земли, но мы видим из Свя­щен­ного Писа­ния, что единый истин­ный Бог раз­лич­ными име­нами Себя назы­вает. При купине Гос­подь сказал Моисею: “Аз есмь Бог Авра­амов, Бог Иса­а­ков и Бог Иако­вль”.

Именно так – име­нами пра­вед­ни­ков – Моисей и Илия при­зы­вали в своих молит­вах еди­ного Бога.

И скиния едина была во Изра­иле, но она также много раз­лич­ных назва­ний имела: скиния Моисея; Силом­ская скиния; скиния Дави­дова; скиния сви­де­ния; скиния Гос­подня. И свя­щен­ный ковчег раз­лично име­но­вался в Ветхом Завете: ковчег Откро­ве­ния; ковчег сви­де­ния; ковчег кре­по­сти: ковчег свя­тыни; ковчег славы Изра­и­лева; ковчег могу­ще­ства; ковчег Небес­ный; ковчег Гос­пода; ковчег селе­ния Божия; ковчег Божий.

Поэтому наиме­но­ва­ние Бога по именам Его пра­вед­ни­ков гово­рит вовсе не о мно­го­чис­лен­но­сти богов, а о том, что при всех упо­мя­ну­тых пра­вед­ни­ках, через их имена, при­зы­вался в молит­вах единый Бог.

Также мы мыслим и о Пре­свя­той Бого­ро­дице. Она есть едина, но по месту явле­ния Ее святых икон име­ну­ется.

Одна икона Ее яви­лась в Тих­вине, и име­ну­ется Тих­вин­ской. Другая икона Ее яви­лась в Казани, и име­ну­ется Казан­ской. Еще одна икона пришла к нам из Ивер­ского мона­стыря на Афоне, и име­ну­ется Ивер­ской. И мно­же­ство икон Заступ­ницы рода хри­сти­ан­ского име­ну­ются или по мест­но­сти их явле­ний, или по заме­ча­тель­ным собы­тиям, с ними свя­зан­ным.

Мы же, творя раз­лич­ные молитвы и сла­во­сло­вия перед раз­лич­ными Ее свя­тыми ико­нами, испо­ве­дуем всегда едину Пре­свя­тую Бого­ро­дицу, и имя Ее для нас едино есть – Пре­свя­тая Дева Мария.

Вопрос 23. Отчего суще­ствуют назва­ния икон Божией Матери – Всех скор­бя­щих радо­сти, Ско­ро­по­слуш­ницы, Неопа­ли­мой купины, Взыс­ка­ния погиб­ших и других?

Это озна­чает мно­го­раз­лич­ные дары бла­го­дати Божией, почи­ва­ю­щей в Пре­свя­той Бого­ро­дице, через кото­рые Она бла­го­де­тель­ствует роду чело­ве­че­скому. И святые угод­ники Божии имеют раз­лич­ные дары от Бога, и вся­кому, по заслуге его, вру­чает Бог дар Своей бла­го­дати.

Матерь Божия имеет от Бога все­це­лую и все­со­вер­шен­ную бла­го­дать. Она держит на Своих пре­чи­стых руках Боже­ствен­ного Мла­денца, перед Кото­рым тре­пе­щут все небес­ные силы. Кого же будет Он так про­слав­лять, как не Матерь Свою, Кото­рая есть Оду­шев­лен­ный ковчег и пре­стол Его. От Нее Он изли­вает для нас все спа­си­тель­ные чудеса Свои, кото­рые подобно ручьям от живо­нос­ного источ­ника исте­кают и напо­яют всю Цер­ковь верных. Кто же из святых может по славе рав­няться с Нею – никто!

Если Иоанн Кре­сти­тель был похва­ляем Самим Гос­по­дом, ска­зав­шим, что “из рож­ден­ных женами не вос­ста­вал боль­ший Иоанна Кре­сти­теля” (Мф. 11:11), то оче­видно, что все древ­ние пра­вед­ники от Адама, Ноя, Авра­ама и Моисея все они меньше в славе пред Богом, нежели Иоанн Кре­сти­тель. Но и он сказал о Спа­си­теле: “Не достоин я раз­вя­зать и ремень обуви Его” (Лк. 3:16). Если он недо­стой­ным себя при­знает при­кос­нуться к ремню обуви Его, то каковы вели­чие и слава Пре­свя­той Девы Марии, Кото­рая была Мате­рью и Вос­пи­та­тель­ни­цею Спа­си­теля.

Боже­ствен­ная Пре­муд­рость упо­доб­ляет высоте столпа Давида высо­кие заслуги Ее пред Богом. Как столп Дави­дов своей высо­той служил для укра­ше­ния града Иеру­са­лима и для охра­не­ния его от врагов, так и Матерь Божия Своей славой и вели­че­ством укра­шает Цер­ковь Хри­стову, и в Ней наше спа­се­ние от всех врагов наших.

Высота столпа озна­чает собою хода­тай­ство Божией Матери о нас; тысячи щитов и все стрелы силь­ных обо­зна­чают мно­го­раз­лич­ную бла­го­дать Ее. Мате­рин­ским покро­ви­тель­ством Ее мы всегда охра­ня­емы, как щитами, и по раз­ли­чию этих охра­ня­ю­щих нас духов­ных щитов Ее раз­лично име­ну­ются Ее святые иконы – Всех скор­бя­щих Радо­сти, Ско­ро­по­слуш­ницы, Изба­ви­тель­ницы или Отрады и Уте­ше­ния, Неопа­ли­мой купины. Взыс­ка­ния погиб­ших…

Вопрос 24. Что озна­чают иконы Пре­свя­той Бого­ро­дицы с коро­ной на Ее пре­чи­стой главе?

Из Свя­щен­ного Писа­ния известно, что всякую душу пра­вед­ника вен­чает Сам Бог венцом небес­ным: “Пра­вед­ники же во веки живут, и в Гос­поде мзда их и попе­че­ние их у Выш­няго сего ради и примут цар­ствие бла­го­ле­пия и венец доб­роты от руки Гос­подни”.

Тем более бла­го­сло­вен­ная в женах Матерь Божия достойна при­нять “цар­ство бла­го­ле­пия и венец доб­роты от руки Гос­под­ней” и стать одес­ную Бога в славе цар­ской, как о том гово­рит пророк: “Пред­ста Царица одес­ную Тебе в ризах позла­щен­ных одеяна пре­ис­пещ­рена” (Пс. 44:10).

Пред­стоит Она одес­ную Бога и Сына Своего хода­тай­ствуя пред Ним за нас греш­ных. Поэтому на образе Ее мы изоб­ра­жаем то, что совер­ши­лось после Ее пере­не­се­ния от земли на небо – вен­ча­ние Ее на цар­ство и коро­но­ва­ние Цари­цей Небес­ной от Самого Бога.

Избра­ние Ее для вопло­ще­ния Сына Божия совер­ши­лось от всех лиц Святой Троицы – от Отца, Сына и Свя­того Духа. И вен­ча­ние Ее на цар­ство совер­ши­лось от всех лиц Святой Троицы: Бог Отец венчал Ее как Свою Дщерь, Бог Сын венчал Ее как Свою Матерь, Святой Дух венчал Ее как Свою Неве­сту.

Кто может рав­няться Ей в славе пред Богом, – не только от земно­род­ных, но даже и от небес­ных бес­плот­ных сил! Она есть первая по Царе Небес­ном цар­ству­ю­щая над всей небес­ной и земной Цер­ко­вью. Поэтому Матерь Божия име­ну­ется Чест­ней­шая херу­вим и Слав­ней­шая без срав­не­ция сера­фим. И только Она име­ну­ется Цари­цей Небес­ной.

Ее видел Апо­стол Иоанн Бого­слов в небес­ной славе, увен­чан­ную цар­ствен­ной коро­ной, и сви­де­тель­ство­вал об этом в Откро­ве­нии: “И яви­лось на небе вели­кое зна­ме­ние: жена, обле­чен­ная в солнце: под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из две­на­дцати звезд” (Откр. 12:1–3).

Вопрос 25. Почему Ивер­ская и Заклан­ная иконы Божией Матери пишутся с ликом, из кото­рого исте­кает кровь?

Бог силен в Своем все­мо­гу­ще­стве от неоду­шев­лен­ной иконы испу­стить кровь для вра­зум­ле­ния ико­но­бор­цев и для укреп­ле­ния в вере почи­та­те­лей святых икон.

Он силен сотво­рить то, что пред­ска­зано еще в про­ро­че­стве: “Вос­кап­лет кровь от древа” (3Езд. 5:5). Когда ико­но­бо­рец ударил копьем в икону, прямо в чудный лик Пре­свя­той Бого­ро­дицы, то Гос­подь испу­стил из про­бо­ден­ного места кровь.

В этом собы­тии было явлено нече­сти­вым греш­ни­кам вели­кое чело­ве­ко­лю­бие Божие – не пора­зил Он казнью ико­но­борца, но сотво­рил то, что выше есте­ства при­род­ного – исте­че­ние крови из дере­вян­ной иконы. От этого чуда Божия ико­но­борцы пришли в страх и ужас и уже не дерз­нули более сокру­шать святой образ.

С тех пор в вос­по­ми­на­ние вели­кого чуда Божия и Его вели­кого чело­ве­ко­лю­бия копии Ивер­ской и Заклан­ной икон пишутся с про­бо­ден­ным ликом Пре­свя­той Бого­ро­дицы, из кото­рого исте­кает кровь.

По воле Гос­пода здесь побеж­да­ется чин есте­ства. Те же, кто только рас­суж­дают о Боге, на самом деле упо­доб­ляют Его себе, думая – что сами не могут сде­лать, то и Бог не в силах сде­лать.

Мы же похва­ля­емся Богом, испо­ве­дуем Его пред всеми и повто­ряем за про­ро­ком: “Велик Гос­подь наш и велика кре­пость Его и разума Его несть числа” (Пс. 146:5).

О Крест­ных ходах

Вопрос 1. Что такое Крест­ный ход?

Крест­ным ходом назы­ва­ется тор­же­ствен­ное шествие свя­щен­но­слу­жи­те­лей и веру­ю­щих мирян с ико­нами, хоруг­вями и дру­гими свя­ты­нями. Крест­ные ходы совер­ша­ются в еже­год­ные, уста­нов­лен­ные для них особые дни: на Свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние – Пас­халь­ный Крест­ный ход; в празд­ник Бого­яв­ле­ния для Вели­кого освя­ще­ния воды в память Кре­ще­ния Гос­пода Иисуса Христа в водах Иор­дана; в празд­ник вто­рого Спаса 114 авгу­ста для водо­освя­ще­ния, а также в честь свя­тынь и вели­ких цер­ков­ных или госу­дар­ствен­ных собы­тий.

Суще­ствуют также чрез­вы­чай­ные Крест­ные ходы, уста­нав­ли­ва­е­мые Цер­ко­вью по особо важным слу­чаям.

Вопрос 2. От чего про­изо­шли Крест­ные ходы?

Так же, как святые иконы, Крест­ные ходы полу­чили свое начало из Вет­хого Завета. Древ­ние пра­вед­ники часто совер­шали тор­же­ствен­ные и все­на­род­ные шествия с пением, тру­бо­гла­ше­нием и лико­ва­нием. Повест­во­ва­ния об этом изло­жены в свя­щен­ных книгах Вет­хого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псал­тирь и других.

Пер­выми про­об­ра­зами Крест­ных ходов были: путе­ше­ствие сынов Изра­и­ле­вых из Египта во обе­то­ван­ную землю; шествие всего Изра­иля вслед ков­чега Божия, от кото­рого после­до­вало чудес­ное раз­де­ле­ние реки Иор­дана; тор­же­ствен­ное семи­крат­ное обхож­де­ние с ков­че­гом вокруг стен Иери­хон­ских, при кото­ром совер­ши­лось чудес­ное паде­ние непри­ступ­ных стен Иери­хона от гласа свя­щен­ных труб и воз­гла­ше­ний всего народа; а также тор­же­ствен­ные все­на­род­ные пере­не­се­ния ков­чега Гос­подня царями Дави­дом и Соло­мо­ном.

Вопрос 3. Что озна­чает Пас­халь­ный Крест­ный ход?

С осо­бен­ной тор­же­ствен­но­стью празд­ну­ется Свет­лое Вос­кре­се­ние Хри­стово. Начи­на­ется Пас­халь­ное бого­слу­же­ние еще в Вели­кую суб­боту, поздно вече­ром утре­ней. На утрени, после полу­нощ­ницы совер­ша­ется Пас­халь­ный Крест­ный ход – моля­щи­еся во главе с духо­вен­ством выхо­дят из храма, чтобы совер­шить тор­же­ствен­ное шествие вокруг храма. Подобно женам миро­но­си­цам, встре­тив­шим вос­крес­шего Христа Спа­си­теля вне Иеру­са­лима, хри­сти­ане встре­чают весть о наступ­ле­нии Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния вне стен храма – они как бы шествуют навстречу вос­крес­шему Спа­си­телю.

Пас­халь­ный Крест­ный ход идет со све­чами, хоруг­вями, кадиль­ни­цами и иконой Вос­кре­се­ния Хри­стова под непре­рыв­ный тре­звон в коло­кола. Прежде чем войти в храм, тор­же­ствен­ное Пас­халь­ное шествие оста­нав­ли­ва­ется при дверях и входит в храм лишь только после трижды про­зву­чав­шей лику­ю­щей вести:

– Хри­стос Вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав! Крест­ный ход входит в храм, подобно тому как жены миро­но­сицы пришли в Иеру­са­лим с радост­ной вестью уче­ни­кам о вос­крес­шем Гос­поде.

Вопрос 4. Что озна­чает Крест­ный ход с пла­ща­ни­цей на Страст­ной сед­мице?

Этот скорб­ный и пла­чев­ный крест­ный ход совер­ша­ется в вос­по­ми­на­ние погре­бе­ния Иисуса Христа, когда бла­го­об­раз­ный Иосиф с Нико­ди­мом, в сопро­вож­де­нии Матери Божией и жен миро­но­сиц, несли на руках умер­шего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Гол­гофы до вино­град­ника Иосифа, где была погре­баль­ная пещера, в кото­рую, по обычаю иудей­скому, поло­жили тело Хри­стово. От горы Гол­гофы до погре­баль­ной пещеры рас­сто­я­ние было около 60 метров.

В вос­по­ми­на­ние сего свя­щен­ного собы­тия – погре­бе­ния Иисуса Христа – и совер­ша­ется этот Крест­ный ход с пла­ща­ни­цей, кото­рая пред­став­ляет тело умер­шего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и поло­жено во гроб.

Апо­стол гово­рит веру­ю­щим: “Поми­найте мои узы” (Кол. 4:18). Если Апо­стол запо­ве­дует хри­сти­а­нам вос­по­ми­нать его стра­да­ния в узах, то насколько силь­нее мы должны вос­по­ми­нать стра­да­ния Хри­стовы. Во время стра­да­ний и крест­ной смерти Гос­пода нашего Иисуса Христа на Гол­гофе мы не жили и не раз­де­ляли тогда скорби с Апо­сто­лами, поэтому в дни страст­ной сед­мицы мы вос­по­ми­наем их скорби и сето­ва­ние об Иску­пи­теле нашем.

Всякий, име­ну­е­мый хри­сти­а­ни­ном, отме­ча­ю­щий скорб­ные минуты стра­да­ний и смерти Спа­си­теля, не может не быть участ­ни­ком и небес­ной радо­сти Вос­кре­се­ния Его, ибо по словам Апо­стола: “С Ним страж­дем, да с Ним и про­сла­вимся” (Рим. 8:17).

Вопрос 5. По каким чрез­вы­чай­ным слу­чаям совер­ша­ются Крест­ные ходы?

Чрез­вы­чай­ные Крест­ные ходы совер­ша­ются с раз­ре­ше­ния епар­хи­аль­ных цер­ков­ных вла­стей по слу­чаям осо­бенно жиз­ненно важным для при­хода, епар­хии или всего народа пра­во­слав­ного – при наше­ствии ино­пле­мен­ни­ков, при напа­де­нии губи­тель­ной болезни, при голоде, засухе или иных бед­ствиях.

Вопрос 6. Неужели усерд­ная молитва с сокру­шен­ным серд­цем не может заме­нить Крест­ные ходы?

Истинно веру­ю­щему страшно пре­ко­сло­вить Богу и изби­рать себе от закона что хочется, а должно бес­пре­ко­словно испол­нять волю Божию.

Неужели все пра­вед­ники – Моисей и Давид, Соло­мон и весь Изра­иль, не имели сокру­шен­ного сердца и усерд­ной молитвы? Все это они имели, но и Крест­ные ходы совер­шали. От Крест­ного хода Иордан раз­де­лился и стены Иери­хон­ские пали. Вот и у нас во время раз­лич­ных нака­за­ний гнева Божия за грехи наши глада, засухи, мора, губи­тель­ной болезни на людей и на скот, напа­де­ния врагов на оте­че­ство совер­ша­ются Крест­ные ходы. Поэтому ими вместе с общей молит­вой, постом и пока­я­нием, по при­меру нине­вий­ских жите­лей, избе­гаем пра­вед­ного нака­за­ния, посы­ла­е­мого нам от Бога.

Вопрос 7. Что такое хоругви, без кото­рых нико­гда не совер­ша­ются тор­же­ствен­ные Крест­ные ходы?

Первый про­об­раз хоруг­вей был после все­мир­ного потопа. Бог, явив­шись к Ною во время его жерт­во­при­но­ше­ния, явил ему дугу в обла­ках и назвал ее заве­том вечным между Богом и людьми (Быт. 9:13–16). Как дуга во обла­ках напо­ми­нает нам о завете Божием, так и на хоруг­вях изоб­ра­же­ние Спа­си­теля служит нам все­гдаш­ним напо­ми­на­нием об избав­ле­нии нас на Страш­ном суде от духов­ного огнен­ного потопа на греш­ных.

Второй про­об­раз хоруг­вей был по выходе Изра­иля из Египта во время их пере­хода через Черм­ное море. Явился Гос­подь им в столпе облач­ном, и все воин­ство фара­она покрыл тьмой от сего облака, и погу­бил их в море, Изра­иль же спас. Так и мы видим на хоруг­вях образ Спа­си­теля, как облак, явив­шийся к нам с небес для пора­же­ния врага нашего – духов­ного адского фара­она – диа­вола со всем воин­ством его. Креп­кий во бранех Гос­подь всегда побо­рает за нас и про­го­няет силу вражию.

Третий про­об­раз наших хоруг­вей был тот же облак, покры­вав­ший скинию и осе­няв­ший Изра­иль во время путе­ше­ствия в Обе­то­ван­ную землю. Весь Изра­иль взирал на свя­щен­ный облач­ный покров и духов­ными очами разу­мел в нем при­сут­ствие Самого Бога.

Еще один про­об­раз наших хоруг­вей – это медный змий, кото­рый был воз­двиг­нут Мои­сеем по пове­ле­нию Божию в пустыне. При воз­зре­нии на него иудеи полу­чали исце­ле­ние от Бога, так как медный змий про­об­ра­зо­вал крест­ное стра­да­ние Иисуса Христа (Ин. 3:14–15).

Так и мы, неся во время Крест­ных ходов хоругви, воз­во­дим телес­ные очи к обра­зам Спа­си­теля. Бого­ро­дицы и святых; духов­ными же очами вос­хо­дим к Пер­во­об­ра­зам их, сущим на небе­сах, и полу­чаем духов­ное и телес­ное исце­ле­ние от гре­хов­ного угры­зе­ния духов­ных змиев – бесов, иску­ша­ю­щих нас.

Вопрос 8. Почему каждый приход имеет свои хоругви?

Во время путе­ше­ствия сынов Изра­и­ле­вых в Обе­то­ван­ную землю все 12 колен совер­шали свое путе­ше­ствие вслед своих зна­ме­ний, или хоруг­вей, и всякое знамя несли впе­реди за ски­нией, а за ним сле­до­вали все их колена. Как во Изра­иле хоругви име­лись во всяком колене свои, так и у нас при всяком цер­ков­ном при­ходе нахо­дятся во храме свои хоругви. Как все колена Изра­и­левы путе­ше­ство­вали вослед своих хоруг­вей, так и у нас всякий приход во время Крест­ного хода сле­дует вослед своих хоруг­вей.

Вместо же тогдаш­него тру­бо­гла­ше­ния ныне у нас совер­ша­ется цер­ков­ный бла­го­вест, отчего освя­ща­ются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесов­ская про­го­ня­ется.

Поэтому у нас хоругви служат побе­ди­тель­ным ору­жием на врага, кото­рый тре­пе­щет их и про­го­ня­ется от хри­сти­ан­ских мест и жилищ.

http://lib.cerkov.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки