иерей Виктор Флах
Почтенно ли быть рабом Божиим? Сила в этом или слабость?

Совре­мен­ные новые языч­ники счи­тают хри­сти­ан­ство – рели­гией слабых, гово­рят, что быть рабом Божиим уни­зи­тельно и недо­стойно чело­века. Почи­тая своих идолов – без­душ­ное солнце, перуна и др. язы­че­ских идолов, они гордо заяв­ляют: «Мой бог меня рабом не кличет». Впро­чем послед­нее утвер­жде­ние вполне понятно – язы­че­ские боги никого и никак не кличат, ведь они не могут раз­го­ва­ри­вать, т.к. явля­ются неоду­шев­лен­ным тво­ре­нием.

Итак, стыдно ли – при­зна­вать над собой вла­ды­че­ство Еди­ного Все­бла­гого Несо­тво­рен­ного Бога, Творца всего мира, или же сила в словах совре­мен­ного нового языч­ника, гово­ря­щего: «я не раб Бога, хоть Он и Вла­дыка и Творец всей Все­лен­ной, име­ю­щий власть над миром по праву Творца, – я же сам по себе»?

Прежде чем отве­тить на вопрос: «Почтенно ли быть рабом Божиим, сила в этом или сла­бость?», поду­маем: а что озна­чает быть рабом Божиим? Для нагляд­но­сти, рас­смот­рим как ана­ло­гию неко­то­рые при­меры раб­ства среди людей. Если чело­век стал рабом дру­гого чело­века, то раб этот не может быть уже ничьим рабом, кроме своего хозя­ина. А хозя­ева рабов, как мы знаем, могли иметь разные соци­аль­ные ста­тусы. Один хозяин мог быть про­стым сапож­ни­ком. А другой мог быть царем. Раб царя всегда был выше раба сапож­ника, да иногда и просто знат­ные люди по поло­же­нию были ниже цар­ского раба. И кто посмел бы тро­нуть раба царя, оскорб­ле­ние и обида цар­ского раба – это вызов и уни­же­ние самого царя. А кто сможет срав­нить статус и вели­чие царя зем­ного с вели­чием Вла­дыки всего мира, на Кото­рого не смеют взи­рать и святые ангелы, но закры­вают лица свои от сияния славы Вели­кого Царя.

Из этих раз­мыш­ле­ний мы видим, что быть рабом Божиим – боль­шая почесть.

«Что же значит быть рабом Божиим?»

Быть рабом – значит рабо­тать на своего гос­по­дина. А если чело­век – раб Все­бла­гого, Пре­муд­рого, Еди­ного Несо­тво­рен­ного Бога, то что явля­ется пред­ме­том его работы, на что он рабо­тает? А рабо­тает он на саму Истину, на саму Любовь, на Пра­вед­ность, на Веч­ность и награду поэтому он полу­чает вечную.

Постыдна ли такая работа, или похвальна? Почетна или уни­зи­тельна?

И напро­тив, если чело­век не явля­ется рабом Божиим, то он тоже рабо­тает, но на дру­гого гос­по­дина. Рабо­тает он на неправду, на свое чрево, на поиск удо­воль­ствий, на удо­вле­тво­ре­ние своих стра­стей. Поэтому, те кто счи­тают, что они никому не рабы. Гово­рят: «Мы не рабы, рабы не мы». На самом деле конечно же заблуж­да­ются, они рабы прежде всего своих грехов, уго­ждая своим стра­стям, они явля­ются рабами бесов и самого диа­вола. Поэтому и Гос­подь таким людям гово­рит: «Отой­дите от Меня все работ­ники неправды, не знаю вас».

К вопросу о силе и сла­бо­сти

Чело­век сам по себе очень слаб, он не может выдер­жать даже столк­но­ве­ния с авто­мо­би­лем, не может про­жить без воз­духа и 10-ти минут, ему нужно есть и пить, и при этом совсем не плохо иметь теплую одежду. Только Единый Несо­тво­рен­ный Бог само­до­ста­то­чен, Он имеет все совер­шен­ства, кото­рые только может помыс­лить наше созна­ние: Он не имеет воз­раста, т.к. пре­бы­вает вне вре­мени и явля­ется его Твор­цом, Он не имеет начала по Своему бытию, но Сам явля­ется Источ­ни­ком жизни для всего, Он не может поста­реть или изме­ниться, к совер­шен­ству невоз­можно ничего доба­вить и ничего уба­вить. И про­стой чело­век, раб Высо­чай­шего Царя, ста­но­вится при­част­ным бес­ко­неч­ной Его силе. Поэтому раб Божий – силь­ный чело­век, т.к. источ­ник его силы не в нем самом а в бес­ко­неч­ном Несо­тво­рен­ном Боге. Как чело­век может быть при­част­ным Боже­ствен­ной силе? Рас­смот­рим при­меры. Посмот­рим на Давида и Голиафа – кто из них силь­нее? Оче­видно, что хруп­кий и крот­кий Давид с Богом намного пре­вос­хо­дит в силе вели­кана Голиафа. А какой источ­ник силы имел Самсон, Геор­гий Побе­до­но­сец, или наш бога­тырь Илья Муро­мец? Св. прп. Максим испо­вед­ник, гово­рит: «Я да Бог – это уже боль­шин­ство, причем подав­ля­ю­щее». Если с нами Бог, то кто против нас? А посмот­рим на пра­во­слав­ных муче­ни­ков – побе­дили они или про­иг­рали? Чего доби­лись от них мучи­тели? Смогли ли они силой и пыт­ками заста­вить пра­во­слав­ных муче­ни­ков отречься от Христа и при­не­сти жертву идолам? Кто был источ­ни­ком их твер­до­сти и муже­ства? Из муче­ни­че­ских актов мы знаем, как мно­же­ство мучи­те­лей изби­вая хри­сти­а­нина пал­ками, в изне­мо­же­нии падали от уста­ло­сти, – не хва­тало сил, а муче­ник оста­вался твер­дым и непре­клон­ным, потому что источ­ни­ком твер­до­сти и муже­ства муче­ника была неис­чер­па­е­мая сила Хри­стова. Кто ока­зался силь­нее: мучи­тель-языч­ник, или муче­ник хри­сти­а­нин? И мучи­тели, видя силу Божию, изобильно дей­ству­ю­щую в святых муче­ни­ках – сами объ­яв­ляли себя хри­сти­а­нами, обре­кая себя на смерть телес­ную и полу­чая нетлен­ный муче­ни­че­ский венец и нетлен­ную награду от Вели­кого Царя царей Христа.

Итак второй наш вывод: раб Божий – это силь­ный чело­век, а источ­ник его силы не в нака­чан­ных мышцах, а в Бес­ко­неч­ном и Несо­тво­рен­ном Боге.

А можно ли ска­зать и про диа­вола, что он раб Бога? Да, можно, только он непо­кор­ный раб, упря­мый, чья выя тоже пре­кло­нится перед Богом. В день Суда Божия диавол будет брошен к ногам Хри­сто­вым, а после выбро­шен в озеро огнен­ное.

Что гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии о поня­тии «раб Божий»

Необ­хо­димо сперва ска­зать о харак­тере нашего Гос­по­дина, Царя неба и земли, Творца всей Все­лен­ной, Царя анге­лов и всех святых.

Из рас­смот­ре­ния при­ме­ров раб­ства среди людей мы знаем, что хозяин раба может иметь раз­лич­ные нрав­ствен­ные харак­те­ри­стики. Один хозяин может быть добрым, вели­ко­душ­ным, чест­ным… А другой хозяин может быть злым, завист­ли­вым, блуд­ни­ком, пья­ни­цей, скупым, среб­ро­лю­би­вым.

Какого Царя почи­таем мы: – Творца Все­лен­ной, Еди­ного Несо­тво­рен­ного, Все­мо­гу­щего, Пре­муд­рого, Совер­шен­ного Бога, Кото­рый совер­шен во всем. Совер­шен­ство не может быть в чем-то ущерб­ным, оно не может изме­ниться. Весь мир и само время имеет начало, а при­чина начала – Без­на­чаль­ный, Тот, кто нико­гда не начи­нался. Он нас сотво­рил, и Он один достоин почи­та­ния. Не безу­мие ли, если Божие тво­ре­ние (чело­век), вместо своего Творца начнет про­слав­лять, обо­жеств­лять другое тво­ре­ние, причем неоду­шев­лен­ное? (О совер­шен­ствах же Творца Все­лен­ной пораз­мыш­ляем еще отдельно более подробно).

Мы кратко ска­зали о харак­тере и совер­шен­ствах нашего Царя. Необ­хо­димо осо­зна­вать, что и рабы могут иметь раз­лич­ные нрав­ствен­ные харак­те­ри­стики. Они могут быть доб­рыми или злыми, вер­ными или нера­ди­выми.

Как опи­сы­ва­ется поло­же­ние доб­рого, вер­ного «раба Божия» в Еван­ге­лии? Рас­смот­рим отно­ше­ния Гос­по­дина нашего Царя и рабов Божиих, как они опи­саны в Еван­ге­лии.

Гос­подь гово­рит о бодр­ству­ю­щем рабе так: «Да будут чресла ваши пре­по­я­саны и све­тиль­ники горящи. И вы будьте подобны людям, ожи­да­ю­щим воз­вра­ще­ния гос­по­дина своего с брака, дабы, когда придёт и посту­чит, тотчас отво­рить ему. Бла­женны рабы те, кото­рых гос­по­дин, придя, найдёт бодр­ству­ю­щими. Истинно говорю вам, он пре­по­я­шется и поса­дит их, и, под­ходя, станет слу­жить им». (Лк.12:23-48).

Вспом­ним и Тайную Вечерю. Гос­подь Сам пре­по­я­сался, поса­дил уче­ни­ков Своих, подо­шел и стал слу­жить им, и умыл им ноги. (Ин.13:4-7). Посмот­рим на поло­же­ние «доб­рого раба» в Еван­ге­лии, уни­зи­тельно ли оно? Уни­зи­тельно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Тол­ко­ва­ние дан­ного Еван­гель­ского отрывка:

Для такого слуги сам Гос­подь ста­но­вится слугой. Ибо ска­зано: «и поса­дит их, и, под­ходя, станет слу­жить им». Гос­по­дин в этой притчи – Хри­стос Сын Божий (как Лич­ность неиме­ю­щий начала, рож­ден­ный и рожа­ю­щийся от Отца прежде всех веков, как свет рож­да­ется от света, и не может источ­ник света быть без самого света, но если источ­ник света вечный, то свет исхо­дя­щий из него вечный, не имеет начала, но рож­да­ется вечно и непре­рывно). Он, вос­при­няв чело­ве­че­скую при­роду как бы неве­сту и соеди­нив с Собой, сотво­рил брак, при­ле­пив­шись к ней в плоть едину. Воз­вра­ща­ется Он с небес­ного брака, открыто пред всеми, при кон­чине все­лен­ной, когда придет с неба во славе Отца. А также воз­вра­ща­ется неви­димо и неожи­данно явля­ясь во всякую пору, при кон­чине (при смерти) каж­дого в част­но­сти. Блж Фео­фи­лакт.

«Бла­женны рабы те…» Этим при­точ­ным изре­че­нием Гос­подь хочет ука­зать на несо­мнен­ность пра­вед­ного воз­да­я­ния, какое полу­чат при откры­тии слав­ного Цар­ства Мессии все верные Его слуги: гос­по­дин сам таким рабам окажет столько же вни­ма­ния, сколько и они ему, так и Мессия достойно воз­на­гра­дит бодр­ству­ю­щих Своих рабов. Лопу­хин).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то бла­женны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в кото­рый час придёт вор, то бодр­ство­вал бы и не допу­стил бы под­ко­пать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в кото­рый час не дума­ете, придёт Сын Чело­ве­че­ский. Тогда сказал Ему Пётр: — Гос­поди! К нам ли притчу сию гово­ришь, или и ко всем? Гос­подь же сказал: — Кто верный и бла­го­ра­зум­ный домо­пра­ви­тель, кото­рого гос­по­дин поста­вил над слу­гами своими раз­да­вать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, кото­рого гос­по­дин его, придя, найдёт посту­па­ю­щим так. Истинно говорю вам, что над всем име­нием своим поста­вит его». (Лк.12:23-48).

(Изъ­яс­не­ние поня­тия первой, второй, тре­тьей «стражи» – раз­лич­ный воз­раст чело­века: первая – юность, вторая – муже­ство, а третья – ста­рость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни слу­чи­лось воз­расте найден будет бдящим, а не бес­печ­ным отно­си­тельно доб­ро­де­тели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт гос­по­дин мой», — и начнёт бить слуг и слу­жа­нок, есть и пить и напи­ваться, то придёт гос­по­дин раба того в день, в кото­рый он не ожи­дает, и в час, в кото­рый не думает, и рас­се­чёт его, и под­верг­нет его одной участи с невер­ными. Раб же тот, кото­рый знал волю гос­по­дина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а кото­рый не знал, и сделал достой­ное нака­за­ния, бит будет меньше. И от вся­кого, кому дано много, много и потре­бу­ется, и кому много вве­рено, с того больше взыщут». (Лк.12:23-48)

Любовь Царя Небес­ного к Своим рабам. Мера любви Божьей

«Если запо­веди Мои соблю­дете, пре­бу­дете в любви Моей, как и Я соблюл запо­веди Отца Моего и пре­бы­ваю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна. Сия есть запо­ведь Моя, да любите друг друга, как Я воз­лю­бил вас. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих». (Ин.15:15-27).

«Я — пас­тырь добрый. Пас­тырь добрый душу свою пола­гает за овец. Наем­ник, а не пас­тырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк при­хо­дит, и остав­ляет овец и бежит (и волк их похи­щает и раз­го­няет), потому что он наем­ник, и нет ему дела до овец. Я ‑пас­тырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою пола­гаю за овец. И другие овцы есть у Меня — не из этого двора, и тех Мне над­ле­жит при­ве­сти, и голос Мой они услы­шат, и будет одно стадо, один Пас­тырь. Потому любит Меня Отец, что Я пола­гаю душу Мою, чтобы снова при­нять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я пола­гаю ее Сам. Власть имею поло­жить ее, и власть имею снова при­нять ее. Эту запо­ведь Я полу­чил от Отца Моего». (Ин.10:11-18).

В Еван­ге­лии Хри­стос неод­но­кратно гово­рил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих» (Еван­ге­лие от Марка, глава 10, стих 45).

Как опи­сы­ва­ется поло­же­ние раба Божия в Еван­ге­лии

Чтобы даро­вать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (исто­щил), и Сам принял образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век». (Флп.2:7)

Тол­ко­ва­ние текста: Сам Себя доб­ро­вольно обхи­тил, — опу­сто­шил, Свое с Себя сложил, совлек­шись види­мой славы и вели­чия, свой­ствен­ных Боже­ству и Ему, яко Богу, при­над­ле­жа­щих. В сем отно­ше­нии неко­то­рые умалил разу­меют: сокрыл славу Своего Боже­ства. «Бог по есте­ству, имея равен­ство со Отцом, сокрыв досто­ин­ство, избрал край­нее сми­ре­ние» (бла­жен­ный Фео­до­рит).

Сле­ду­ю­щие слова объ­яс­няют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя есте­ство твар­ное. Какое же именно? Чело­ве­че­ское: в подо­бии чело­ве­че­стем быв. Не полу­чило ли от сего есте­ство чело­ве­че­ское какого-либо отли­чия? Нет. Как все люди, таков и Он был: обра­зом обре­теся якоже чело­век.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по есте­ству. Если Он принял, яко Бог, то и по при­ня­тии пребыл Бог, при­яв­ший зрак раба. Зрак раба — не при­знак, а норму раба. Слово: раба — упо­треб­лено в про­ти­во­по­лож­ность Боже­ству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога озна­чает норму Боже­ского есте­ства, Твор­че­ское Боже­ство; здесь зрак раба озна­чает норму раба — есте­ства, работ­ного Богу, твар­ного. Зрак раба приим — приняв твар­ное есте­ство, кото­рое, на какой бы сте­пени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что сле­до­вало? То, что без­на­чаль­ный — начи­на­ется; вез­де­су­щий — опре­де­ля­ется местом, вечный — про­жи­вает дни, месяцы и годы; все­со­вер­шен­ный — воз­рас­тает воз­рас­том и разу­мом; все­со­дер­жа­щий и все­ожив­ля­ю­щий — пита­ется и содер­жится Дру­гими; все­ве­ду­щий — не ведает; все­мо­гу­щий — свя­зы­ва­ется; исто­ча­ю­щий жизнь — уми­рает. И все сие про­хо­дит Он, есте­ством Бог сый, при­ня­тым Им на Себя есте­ством твар­ным. Свят. Феофан Затвор­ник.

Итак, Хри­стово само­уни­чи­же­ние — самое пре­крас­ное про­яв­ле­ние любви (1Ин.4:10). Когда Хри­стос пришёл в греш­ный мир, Он не имел богатств и славы (2Кор.8:9), под­вергся насмеш­кам, иску­ше­ниям и муче­ниям (Евр.4:15, 5:7-8), пере­но­сил стра­да­ния по чело­ве­че­скому есте­ству (Лк.4:2), во всем упо­до­бив­шись чело­веку кроме греха (Евр.4:16), испы­тал бого­остав­лен­ность (Мф.27:46), был осуж­ден как пре­ступ­ник, пре­тер­пел смерть и погре­бе­ние (Мф.27:60), взяв на Себя наши грехи (1Пет.2:24) и вос­ста­но­вив чело­ве­че­скую при­роду для обнов­лен­ной жизни с Богом (Рим.6:3). Так и хри­сти­ане, желая жить по Еван­ге­лию, отре­ка­ются себя и несут крест свой с радо­стью (Лк.9:23), не увле­ка­ясь бла­гами мира сего, при­ви­ле­ги­ями, богат­ством, удо­воль­стви­ями.

Раб Божий – это воин Хри­стов и усы­нов­лен­ный сын Бога Отца, соте­лес­ник Христа – Бога по есте­ству

Чело­век, при­ни­мая Кре­ще­ние, име­ну­ется не просто рабом, но воином Хри­сто­вым. В кре­ще­нии из его сердца изго­ня­ется нечи­стый дух, кото­рый нахо­дился в нем от рож­де­ния до Кре­ще­ния. И он всту­пает в побе­до­нос­ные ряды воинов Хри­сто­вых. Бог не может быть не побе­ди­те­лем, и воины Христа – побе­ди­тели, т.к. обла­дают бес­ко­неч­ной силой Несо­тво­рен­ного Бога.

Против кого воюет Хри­стов воин, отве­чает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной” (Еф.6:12).

Именно против хит­ро­стей демо­нов, их козней сове­тует святой Павел нам как воинам Хри­сто­вым стоять бодро: «станьте, пре­по­я­сав чресла ваши исти­ною и облек­шись в броню пра­вед­но­сти, и обув ноги в готов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а паче всего возь­мите щит веры, кото­рым воз­мо­жете уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого; и шлем спа­се­ния возь­мите, и меч духов­ный, кото­рый есть Слово Божие». (Еф.6:14).

Скажу больше: в Кре­ще­нии чело­век усы­нов­ля­ется Богу, и дер­зает назы­вать Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обра­ща­ются рабы Божии к своему Вели­кому Царю Несо­тво­рен­ному Богу.

«Вы друзья Мои, если испол­ня­ете то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас рабами, ибо раб не знает, что делает гос­по­дин его; но Я назвал вас дру­зьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». (Ин.15:15-27)

Что же ожи­дает рабов Божиих, что им уго­то­вано?

«Не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­веку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его» (1Кор.2:9).

«Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил: «Одна­жды я молил Гос­пода, чтобы Он ввел меня в обще­ние с Ним и пока­зал мне Свои небес­ные оби­тели. И Гос­подь не лишил меня Своей мило­сти. Он испол­нил мое жела­ние и про­ше­ние. Вот я был вос­хи­щен в эти оби­тели, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непо­сти­жимо. А о той радо­сти и сла­до­сти небес­ной, кото­рую я вкушал там, ска­зать невоз­можно». После про­дол­жи­тель­ного мол­ча­ния, вздох­нув от глу­бины души, пре­по­доб­ный Сера­фим сказал своему уче­нику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сла­дость ожи­дает душу пра­вед­ного на Небе, то ты решился бы во вре­мен­ной жизни пере­но­сить всякие скорби, гоне­ния и кле­вету с бла­го­да­ре­нием… Там нет ни болезни, ни печали, ни воз­ды­ха­ния… Там радость и сла­дость неиз­гла­го­лан­ные, там пра­вед­ники про­све­тятся, как солнце. Но если такой небес­ной славы не мог изъ­яс­нить и сам апо­стол Павел, то какой же другой язык чело­ве­че­ский может изъ­яс­нить славу и кра­соту гор­него селе­ния, в кото­ром водво­ря­ются пра­вед­ные души»?

Гос­подь гово­рит: «Любя­щий душу свою погу­бит ее; а нена­ви­дя­щий душу свою в мире сем сохра­нит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да после­дует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:25)

А где Хри­стос? – одес­ную Бога Отца. Видите на какую высоту воз­ве­дены рабы Божии?

Что же вне Цар­ствия Божия и под­дан­ных Вели­кого Царя – рабов Божиих?

«А вне – псы (т.е. гомо­сек­су­а­ли­сты) и чаро­деи, и любо­деи, и убийцы, и идо­ло­слу­жи­тели, и всякий любя­щий и дела­ю­щий неправду (т.е. рабо­та­ю­щий на неправду)». (Откр.21:8)

«Бояз­ли­вых же и невер­ных, и сквер­ных и убийц, и любо­деев и чаро­деев, и идо­ло­слу­жи­те­лей и всех лжецов участь в озере, горя­щем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.22:15)

«Или не знаете, что непра­вед­ные Цар­ства Божия не насле­дуют? Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники – Цар­ства Божия не насле­дуют». (1Кор.6:9).

Многие доб­ро­вольно лишают себя поче­сти звания «раба Божия», не желая очи­стить грязь со своей души в Кре­ще­нии, Испо­веди и При­ча­стии, или отре­ка­ясь от Христа, и испол­няя свои при­хоти, уго­ждая своим стра­стям, они ста­но­вятся рабами «про­стых сапож­ни­ков» – мерз­ких, нечи­стых бесов, падших анге­лов, именно они явля­ются хозя­е­вами всех нера­бов Божиих.

Итак, при­зы­ваю всех хри­стиан достойно нести почет­ное звание раба Божия — Все­дер­жи­теля всего мира, звание воина Хри­стова, и не поте­рять боже­ствен­ное усы­нов­ле­ние данное нам даром.

Храни всех Хри­стос!

иерей Виктор Флах

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки