Раб­ство в Библии

Рабы – не мы…

диакон Михаил Першин

Оглав­ле­ние



Письмо чита­теля^

Здрав­ствуйте! Есть у меня вопрос, из-за кото­рого мне трудно при­нять Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Почему пра­во­слав­ные назы­вают себя «рабами Божьими»? Как может нор­маль­ный, вме­ня­е­мый чело­век так уни­жаться, счи­тать себя рабом? И как при­ка­жете отно­ситься к Богу, кото­рый нуж­да­ется в рабах? Из исто­рии мы знаем, какие омер­зи­тель­ные формы при­ни­мало раб­ство, сколько тут было жесто­ко­сти, под­ло­сти, скот­ского отно­ше­ния к людям, за кото­рыми никто не при­зна­вал ника­ких прав, ника­кого досто­ин­ства. Я пони­маю, что хри­сти­ан­ство заро­ди­лось в рабо­вла­дель­че­ском обще­стве и зако­но­мерно уна­сле­до­вало всю его атри­бу­тику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совер­шенно другом мире, где раб­ство спра­вед­ливо счи­та­ется омер­зи­тель­ным пере­жит­ком про­шлого. Почему же хри­сти­ане по-преж­нему исполь­зуют это слово? Почему им не стыдно, не про­тивно гово­рить про себя «раб Божий»? Пара­докс. С одной сто­роны, хри­сти­ан­ство – рели­гия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – это любовь». А с другой сто­роны – апо­ло­гия раб­ства. Какая может быть любовь к Богу, если вос­при­ни­мать его как все­власт­ного гос­по­дина, а себя – как уни­жен­ного, бес­прав­ного раба?

И еще. Если бы хри­сти­ан­ская Цер­ковь дей­стви­тельно стро­и­лась на основе любви, она заняла бы непри­ми­ри­мую пози­цию по отно­ше­нию к раб­ству. Не могут люди, утвер­жда­ю­щие, будто любят ближ­них своих, вла­деть рабами. Однако из исто­рии мы знаем, что раб­ство вполне одоб­ря­лось Цер­ко­вью, а когда оно исчезло – то не бла­го­даря дея­тель­но­сти Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна слож­ность. Я знаю неко­то­рых пра­во­слав­ных хри­стиан, это заме­ча­тель­ные люди, кото­рые дей­стви­тельно любят ближ­них. Не будь их, я счел бы все эти хри­сти­ан­ские раз­го­воры о любви лице­ме­рием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это сов­ме­ща­ется – любовь к людям и к своему Богу – и одно­вре­менно жела­ние быть рабами. Мазо­хизм какой-то, не нахо­дите?

Алек­сандр, г. Клин Мос­ков­ской обла­сти.

 

Раб­ство в Библии ^

Когда мы про­из­но­сим слово «раб», перед гла­зами встают ужас­ные сцены из совет­ских учеб­ни­ков по исто­рии Древ­него Рима. Да и после совет­ской эпохи поло­же­ние мало изме­ни­лось, ведь мы, евро­пейцы, знаем о раб­стве почти исклю­чи­тельно по раб­ству у римлян. Антич­ные рабы… Абсо­лютно бес­прав­ные, несчаст­ные, «чело­ве­ко­по­доб­ные» суще­ства в оковах, про­ре­за­ю­щих руки и ноги до самых костей… Их морят голо­дом, изби­вают плетьми и застав­ляют рабо­тать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою оче­редь, может в любую минуту сде­лать с ними все что угодно: про­дать, зало­жить, убить…

Это и есть первое заблуж­де­ние отно­си­тельно тер­мина «раб Божий»: раб­ство у евреев рази­тельно отли­ча­лось от раб­ства у римлян, было гораздо мягче.

Иногда такое раб­ство назы­вают пат­ри­ар­халь­ным. В самые древ­ние вре­мена рабы были фак­ти­че­ски чле­нами семьи гос­по­дина. Рабом мог назы­ваться также слуга, верный чело­век, слу­жа­щий хозя­ину дома. Напри­мер, у Авра­ама – отца еврей­ского народа – был раб Ели­е­зер, и пока у гос­по­дина не родился сын, этот раб, назван­ный в Библии «домо­чад­цем» (!), счи­тался его глав­ным наслед­ни­ком (Быт. 15:2–3). И даже после того, как у Авра­ама родился сын, Ели­е­зер вовсе не стал похож на несчаст­ное суще­ство в оковах. Гос­по­дин отпра­вил его с бога­тыми дарами на поиски неве­сты для сына. И для еврей­ского раб­ства нет ничего уди­ви­тель­ного, что он не сбежал от хозя­ина, при­своив иму­ще­ство, а испол­нил ответ­ствен­ное пору­че­ние как свое соб­ствен­ное дело. О подоб­ном гово­рит и книга Прит­чей Соло­мо­но­вых: «Разум­ный раб гос­под­ствует над бес­пут­ным сыном, и между бра­тьями раз­де­лит наслед­ство» (Притч.17:2). Об образе такого раба гово­рит Хри­стос, Кото­рый про­по­ве­до­вал в кон­крет­ной куль­турно-исто­ри­че­ской обста­новке.

Закон Мои­сеев запре­щал навсе­гда обра­щать своих сопле­мен­ни­ков в раб­ство. Вот как об этом гово­рит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он рабо­тает шесть лет; а в седь­мой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он жена­тый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исх. 21:2–3).

Нако­нец, слово «раб» широко исполь­зу­ется в Библии как фор­мула веж­ли­во­сти. Обра­ща­ясь к царю или даже просто к кому-либо выше­сто­я­щему, чело­век назы­вал себя его рабом. Именно так име­но­вал себя, напри­мер, Иоав, коман­дир войска царя Давида, будучи фак­ти­че­ски вторым лицом в госу­дар­стве (2Цар.18:29). А совер­шенно сво­бод­ная жен­щина Руфь (пра­ба­бушка Давида), обра­ща­ясь к своему буду­щему мужу Воозу, назы­вала себя его рабой (Руф. 3:9). Более того, Свя­щен­ное Писа­ние име­нует рабом Гос­пода даже Моисея (Нав. 1:1), хотя это вели­чай­ший вет­хо­за­вет­ный пророк, о кото­ром в другом месте Библии гово­рится, что «гово­рил Гос­подь с Мои­сеем лицом к лицу, как бы гово­рил кто с другом своим» (Исх. 33:11).

Таким обра­зом, непо­сред­ствен­ные слу­ша­тели Христа пони­мали Его притчи о рабе и гос­по­дине не так, как совре­мен­ные чита­тели. Во-первых, биб­лей­ский раб был членом семьи, а значит, его труд осно­вы­вался вовсе не на при­нуж­де­нии, а на пре­дан­но­сти, вер­но­сти хозя­ину, и слу­ша­те­лям было ясно, что речь идет о чест­ном испол­не­нии своих обя­за­тельств. А во-вторых, для них не было ничего обид­ного в этом слове, потому что оно явля­лось лишь выра­же­нием ува­же­ния к гос­по­дину.

Раб­ство любви^

Но даже если тер­ми­но­ло­гия Иисуса и была понятна Его слу­ша­те­лям, зачем ею стали поль­зо­ваться после­ду­ю­щие поко­ле­ния хри­стиан и, что самое непо­нят­ное – совре­мен­ные хри­сти­ане, ведь прошло уже несколько сто­ле­тий как обще­ство отка­за­лось от раб­ства, будь то рим­ская его форма, или более мягкая – иудей­ская? И вот здесь воз­ни­кает второе заблуж­де­ние отно­си­тельно выра­же­ния «раб Божий».

Дело в том, что оно не имеет ника­кого отно­ше­ния к соци­аль­ному инсти­туту раб­ства. Когда чело­век гово­рит о себе: «я раб Божий», он выра­жает свое рели­ги­оз­ное чув­ство.

И если соци­аль­ное раб­ство в какой бы то ни было форме – это всегда несво­бода, то рели­ги­оз­ное чув­ство сво­бодно по опре­де­ле­нию. Ведь чело­век сам волен выби­рать, верить ему в Бога или нет, испол­нять Его запо­веди или отвер­гать. Если я верю во Христа, то ста­нов­люсь членом семьи – Церкви, Главой Кото­рой Он явля­ется. Если я верю в то, что Он – Спа­си­тель, я не могу уже отно­ситься к Нему иначе, как с ува­же­нием и тре­пе­том. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», чело­век все равно оста­ется сво­бо­ден в своем выборе.

Доста­точно вспом­нить, напри­мер, Иуду Иска­ри­от­ского – бли­жай­шего уче­ника Иисуса Христа, кото­рый реа­ли­зо­вал такую сво­боду, предав Своего Учи­теля.

Соци­аль­ное раб­ство – это всегда страх раба (в боль­шей или мень­шей сте­пени) перед своим гос­по­ди­ном. Но отно­ше­ния чело­века с Богом осно­ваны вовсе не на страхе, а на любви. Да, хри­сти­ане назы­вают себя «рабами Божьими», но почему-то люди, кото­рые недо­уме­вают насчет подоб­ного наиме­но­ва­ния, не заме­чают таких слов Христа: «Вы друзья Мои, если испол­ня­ете то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас рабами, ибо раб не знает, что делает гос­по­дин его; но Я назвал вас дру­зьями…» (Ин. 15:14–15). Что же запо­ве­дует Хри­стос, за что Он назы­вает Своих после­до­ва­те­лей дру­зьями? Это запо­ведь о любви к Богу и ближ­нему. И вот когда чело­век начи­нает испол­нять эту запо­ведь, он обна­ру­жи­вает, что при­над­ле­жать Богу можно только все­цело . Дру­гими сло­вами, обна­ру­жи­вает свою полную зави­си­мость от Гос­пода, кото­рый Сам есть Любовь (1Ин. 4:8). Таким обра­зом, в «стран­ную» фразу «я раб Божий» чело­век вкла­ды­вает ощу­ще­ние полной и все­це­лой зави­си­мо­сти своего сердца от Гос­пода, без Кото­рого оно не может по-насто­я­щему любить. Но эта зави­си­мость сво­бодна.

Кто отме­нил раб­ство?^

И нако­нец, послед­нее заблуж­де­ние, что якобы Цер­ковь под­дер­жи­вала соци­аль­ное раб­ство, в лучшем случае была пас­сивна, не про­те­стуя против него, а отмена этого неспра­вед­ли­вого обще­ствен­ного инсти­тута про­изо­шла не бла­го­даря дея­тель­но­сти Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмот­рим, кто отме­нил раб­ство и по каким моти­вам? Во-первых, там, где нет хри­сти­ан­ства, не счи­та­ется зазор­ным дер­жать рабов и до сих пор (к при­меру, в Тибете раб­ство было зако­но­да­тельно отме­нено лишь в 1950 году). Во-вторых, Цер­ковь дей­ство­вала не мето­дами Спар­така, кото­рые вели к ужас­ной «кро­ва­вой бане», а иначе, про­по­ве­дуя, что и рабы, и гос­пода – равны перед Гос­по­дом. Именно эта идея, посте­пенно вызре­вая, и при­вела к отмене раб­ства.

Для про­све­щен­ных языч­ни­ков-греков вроде Ари­сто­теля, живших в госу­дар­ствах, где основ­ным было раб­ство «лагер­ного» типа, рабы были просто гово­ря­щими ору­ди­ями, да и все вар­вары – те, кто жил за пре­де­лами ойку­мены – по при­роде явля­лись для них рабами. Нако­нец, вспом­ним недав­нее исто­ри­че­ское про­шлое – Освен­цим и ГУЛАГ. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было постав­лено учение о чело­веке-гос­по­дине – о гос­под­ству­ю­щей расе наци­стов и клас­со­вом созна­нии марк­си­стов.

Цер­ковь нико­гда не зани­ма­лась и не зани­ма­ется поли­ти­че­скими рево­лю­ци­ями, а при­зы­вает людей к изме­не­нию своих сердец. В Новом Завете есть такая потря­са­ю­щая книга – Посла­ние апо­стола Павла к Фили­мону, весь смысл кото­рого именно в брат­стве во Христе раба и гос­по­дина. По своей сути это неболь­шое письмо, напи­сан­ное апо­сто­лом своему духов­ному сыну – Фили­мону. Павел отправ­ляет ему обратно бег­лого раба, при­няв­шего хри­сти­ан­ство, и при этом очень настой­чиво тре­бует, чтобы гос­по­дин принял его как брата. Вот в этом прин­цип соци­аль­ной актив­но­сти Церкви – не при­нуж­дать, а убеж­дать, не при­став­лять нож к горлу, а давать пример личной само­от­вер­жен­но­сти. Кроме того, нелепо при­ме­нять к ситу­а­ции 2000-летней дав­но­сти совре­мен­ные соци­ально-куль­тур­ные поня­тия. Это все равно, что воз­му­щаться отсут­ствием у апо­сто­лов своего web-сайта. Если хотите понять, какова была пози­ция Церкви и апо­стола Павла отно­си­тельно раб­ства – срав­ните ее с пози­цией их совре­мен­ни­ков. И посмот­рите, что дея­тель­ность Павла при­несла в этот мир, как она его изме­нила – мед­ленно, но верно.

И послед­нее. В Библии есть книга про­рока Исаии, где гря­ду­щий Мессия-Спа­си­тель пред­стает в образе раба Гос­пода: Ты будешь рабом Моим для вос­ста­нов­ле­ния колен Иако­вле­вых и для воз­вра­ще­ния остат­ков Изра­иля; но Я сделаю Тебя светом наро­дов, чтобы спа­се­ние Мое про­стер­лось до концов земли» (Ис. 49:6). В Еван­ге­лии Хри­стос неод­но­кратно гово­рил, что Он пришел на землю не для того, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих» (Мк. 10:45). И апо­стол Павел пишет, что Хри­стос для спа­се­ния людей принял «образ раба» (Фил. 2:7). И если Сам Спа­си­тель назы­вал себя слу­жи­те­лем и рабом Божьим, то неужели Его после­до­ва­тели посты­дятся назы­вать себя так?

журнал «Фома» 2005 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки